Помощь Варшавского договора: оружие, которым могли вооружить советскую армию

Например, Чехословакия — с отличной военной промышленностью. Конечно, в ОВД (Организации Варшавского договора) ещё были поляки, немцы, румыны. Но их промышленность — а главное, конструкторская школа — и близко не стояла с чехословацкой. Ещё в Австро-Венгрии чехи со словаками считались главной кузницей империи. Потом промышленность развивали в период самостоятельной жизни, и даже при немцах. Неудивительно, что в итоге именно ЧССР было что предложить даже Советскому Союзу.

Автопушки по-чехословацки

Пока в СССР в качестве основного оружия видели только пушку 2А28 «Гром» — по сути обрезанное безоткатное орудие, в Чехословакии куда больше внимания уделяли автопушкам.

В начале 60-х годов стартовала программа «Выдра». В её рамках предполагалось разработать автоматическое орудие для будущей чешской БМП. Сначала чехи трудились над калибром 28 мм, но быстро стало ясно, что самостоятельно работы над полностью новым боеприпасом они не потянут. В итоге в 1967 году было готово 30-мм орудие VK.30, использовавшее достаточно мощные снаряды от зенитки. Пушку испытали на бронетранспортёре ОТ-62 «Топаз» и уже были готовы ставить на шасси БМП‑1.

Установка 30-мм орудия VK.30 (Выдра-2) на БМП-1

Орудие VK.30 получилось очень неплохим. Высокая кучность, низкая отдача вкупе с мощным снарядом. По своим характеристикам пушка оказалась даже лучше, чем ещё разрабатываемая 2А42. Минус был один, но очень существенный — цена. VK.30 была дороговата для чехов, а потому они понадеялись на помощь большого брата.

В начале 70-х орудие испытали в СССР, и в итоге чехам посоветовали работы прекратить. Что было причиной — неясно. Может, какие-то проблемы орудия, а может и нежелание конкуренции со стороны ЧССР.

Выдра-1

Если бы СССР поддержал чешское начинание, то он мог бы получить аналог БМП-2 или немецкого «Мардера» уже в 70-х годах. Такая машина пригодилась бы в Афгане, да и построить их смогли бы больше, чем БМП-2 — может, даже модернизируя обычные БМП‑1.

БТР здорового человека

Речь о чехословацком ОТ-64 SKOT. Машину активно покупали за рубежом даже несмотря на то, что СССР часто раздавал свою аналогичную технику едва ли не даром. Значит, было в SKOTe что-то хорошее.

Например, ОТ-64 покупали Индия, Египет и многие другие страны дружественные СССР

Прежде всего — удобный вход и выход десанта через двери в корме и большие люки на крыше. Были и минусы — большая по сравнению с советским БТР-60 высота (хотя при осмотре реального БТРа это не так заметно). Движок, расположенный за водителем, из-за чего пришлось делать для пулемётной установки возвышение в центре машины. Иначе трудно было бы обстреливать цели прямо перед собой. Можно было попробовать перенести движок к водителю, сбоку, а башню придвинуть к носу — и меньше мучаться.

Неприятный минус ОТ-64 — он не лезет в Ан-12. Или, может, это проблема Ан-12?

Но овчинка стоила выделки — броня вдвое толще, чем у БТР-60, нет надобности извращаться со спаркой бензиновых двигателей, а главное — десанту куда удобнее. Глядишь, и по сей день спокойно модернизировали бы эту машину.

Зенитная дилемма

Развитие дальнобойного противотанкового оружия на ударных вертолётах и ракет, наводимых по радиоизлучению, поставило перед армейскими зенитными установками непростой вопрос. С одной стороны, хотелось стрелять подальше, желательно ракетами, для чего нужен был хороший радарный комплекс. С другой — по этому же радару, чуть что, могла прилететь антирадарная ракета. Из-за этого возник серьёзный интерес к пассивному прицельному комплексу.

Пока в СССР о таких вещах даже не думали, клепая свою «Тунгуску», чехи занялись созданием ЗСУ без радара.

STROP-1

Обнаруживалась цель с помощью мощных видеокамер, лазерные дальномеры уточняли дальность и скорость, мощная вычислительная машина вырабатывала огневое решение, и можно было стрелять. Первый вариант STROP-1 на базе старой зенитки М53 испытали в середине 80-х. ЗСУ показала отменную точность, но орудия уже совсем не соответствовали духу времени. На втором варианте установили двуствольную пушку 2А38 от «Тунгуски», дополнили её парой «игл» и поставили это всё на шасси от САУ «Дана». Получилось очень неплохая ЗСУ, не уступающая схожим образцам даже в Западной Европе. Но развал Чехословакии поставил крест на её карьере. Возобновить программу по отдельности ни Чехия, ни Словакия не смогли.

STROP-2

С STROP-2 чехи во многом обогнали время. Сейчас такие зенитки «самое то» против расплодившихся дронов. ЗСУ с пассивным наведением разрабатывают и у нас, и в США, только калибром побольше. Успей STROP-2 пойти в серию — он бы хорошо дополнил уже существующий зенитный парк даже в СССР.

Дальнейшее развитие идеи STROP — чешская ЗСУ STYX с 35-мм швейцарской пушкой

Самоходка на колёсах

«Дану», или 152-мм самоходную гаубицу-пушку vz.77, придумали в Чехословакии, где и приняли на вооружение в 1977 году. Изюминка «Даны» в том, что её шасси было колёсным, а не гусеничным, как у абсолютного большинства самоходок того времени.

Взяли дизельный восьмиколёсный грузовик-вездеход «Татра 815». Спереди — бронированная кабина управления. В центре машины — башня, механизм заряжания и сама гаубица. Позади — движок и трансмиссия. В 1979 году чехословацкую штучку испытали на знаменитом Ржевском полигоне, а в 1983-м даже решили купить несколько самоходок. Год покатались и… вернули «даны» на их родину. А потом почесали затылки и всё же купили — для 211-й советской бригады в Чехословакии, чтоб далеко не ходить. Заодно и учебному центру Белорусского военного округа достались.

Новые варианты самоходки создают и в наши дни, уже под стандарты НАТО

Те из советских военных, кому довелось служить на «братской» новинке, очень хвалили «Дану». Отличная проходимость — 24 скорости, полуавтомат заряжания, система наведения… По манёвренности «Дана» обставляла даже БТР-70. Правда, те же военные «Дану» и ругали — за неустойчивость. Плюс советские водители, не привыкшие к «нежной» технике, очень часто жгли сцепление. Чехи, приезжавшие с завода, якобы вообще гоняли на самоходках, как на легковушках.

Под впечатлением от «Даны» в СССР разрабатывали колёсную САУ Мста-К. До развала СССР, конечно, так и не успели

Но, увы — САУ «Акация», принятая на вооружение в 1973 году, успела раньше. Если бы чехи чуть поторопились, СССР мог бы иметь сравнительно дешёвую и быструю самоходку. Заодно и разгрузил бы свои заводы.

Замецки

Кстати, «Дана» все-таки не осталась совсем без дела. Их поставляли на экспорт, несколько штук применялось уже в наше время в Афганистане польским контингентом, некоторое количество оказалось в Ливии. А если говорить о нашей военной истории, то несколько этих САУ, принадлежавших Грузии, было подбито или захвачено в 2008 году во время кампании в Южной Осетии.

Восьминогий колосс

Tatra Т813

Славна была Чехословакия и автомобилестроением. Завод «Татра» снабжал грузовыми автомобилями почти всю ОВД, было чему у него поучиться и в СССР. Фирменной «фишкой» чехов была хребтовая рама для грузовика. Она чуть легче, надёжнее и дольше служит, чем обычная несущая рама. Особенно хорошо зашло такое решение на тяжёлом четырёхосном грузовике Т813 «Колосс» — главной машине этого типа в ОВД. «Колосс» был чуть легче и проходимее своего главного советского аналога ЗиЛ-135. В чём-то Т813 не уступал даже куда более тяжёлой и серьёзной машине МАЗ‑543.

Главный конкурент чешского Т813 — ЗиЛ-135

Хоть грузовики «Татра» и закупались советским государством, в основном это были гражданские двух- и трёхосные машины. К военным «чехи» так и не поступили. Ведь в таком случае какой-то советский завод лишился бы вкусного оборонного заказа.

Ровно такая же история произошла и с более современным грузовиком Т815. И хоть советской армии в то время не хватало именно такой четырёхосной машины на замену ЗиЛ-135, о том, чтобы пустить «Татру» на военный рынок, не было и речи. В итоге только в конце нулевых годов эту нишу наконец закрыл грузовик КамАЗ‑63501.

Tatra Т815 выпускается и пользуется популярностью и по сей день

Думается, если бы чехословацкие Т813 и Т815 закупали для советских военных, а может быть и даже наладили серийный выпуск у нас — все бы от этого выиграли. И «Татра», получившая доступ к самому крупному военному заказчику в Варшавском договоре, и советские военные, пересевшие на отличные грузовики, и даже наши автомобилестроители — за счёт честной конкуренции с чехами.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий