ТМЗ-53. Полноприводный мотоцикл, не добравшийся до полей сражений

63
Справедливо и заслуженно главным тружеником Великой Отечественной войны среди мотоциклов признается тяжелый мотоцикл М-72, который выпускался достаточно массово и серийно производился в Советском Союзе с 1941 по 1960 год. Мотоцикл изначально создавался для нужд армии, поэтому долгое время был недоступен в гражданской продаже. При этом уже в годы Великой Отечественной войны в СССР предпринимались попытки создать более мощный мотоцикл, в том числе с приводом на колесо коляски, как у немецких аналогов. Одним из мотоциклов, созданных в Тюмени в военные годы, стал полноприводный ТМЗ-53, который был выпущен в количестве двух опытных экземпляров.

ТМЗ-53. Полноприводный мотоцикл, не добравшийся до полей сражений

Мотоциклы М-72 отправляются на фронт




Отличительной особенностью мотоцикла был привод на колесо коляски. Данную особенность подсмотрели у немцев, и решили реализовать на новых советских мотоциклах. В условиях отечественного бездорожья полный привод был совсем не лишним решением. К сожалению, ТМЗ-53 несмотря на перспективность разработки, оказался очень сложным в изготовлении, освоить его производство в условиях военного времени не удалось, и в серийное производство мотоцикл так и не пошел. Тем удивительнее, что из двух выпущенных опытных образцов до наших дней сохранился минимум один, который сегодня можно увидеть в коллекции Политехнического музея в Москве.

Положение с производством мотоциклов в СССР


К моменту начала Великой Отечественной войны мотоциклетный парк в Советском Союзе оставался малочисленным, на четырех мотозаводах серийно производилось всего 7 моделей мотоциклов: в Ижевске выпускали Иж-7, 8 и 9, в Ленинграде Л-300 и Л-8, в Подольске ПМЗ-А-750, в Таганроге ТИЗ-АМ-600. При этом все перечисленные мотоциклы являлись гражданскими моделями, для войны их не адаптировали. По своим мощностным и эксплуатационным показателям, а также проходимости перечисленные модели не удовлетворяли требованиям РККА и не очень подходили для комплектования мотоциклетных частей.

При этом вплоть до 1932 года серийного производства мотоциклов в СССР просто напросто не существовало, а всего с 1932 по 1941 год в Советском Союзе произвели примерно 60 тысяч мотоциклов. Наиболее массовыми серийными моделями были мотоциклы Иж-7, Иж-8, Иж-9 и Л-300, представлявшие собой копии немецкого мотоцикла DKW модели «Luxus 300» конца 1920-х годов. При этом единственным мотоциклом с коляской был АМ-600, который выпускался на Таганрогском инструментальном заводе (ТИЗ). Данная модель оснащалась четырехтактным двигателем мощностью всего 16 л.с. Еще один мотоцикл с коляской ПМЗ-А-750 прекратили выпускать в Подольске еще до начала войны в 1939 году. Таким образом, в предвоенном СССР фактически отсутствовали армейские модели мотоциклов, встречать вторжение 22 июня 1941 года Советский Союз вынужден был с имеющимся парком мототехники.


Бойцы Красной Армии на мотоцикле ТИЗ АМ-600


Ударной в плане выпуска мотоциклов для заводов страны должна была стать третья пятилетка (1938-1942 годы), когда планировалось подобраться к отметке 11 тысяч выпускаемых мотоциклов в год. При этом флагманской моделью должен был стать ижевский Иж-9, получивший новый 4-тактный двигатель. Мотоцикл был полезен для связи и разведки, но все равно не годился на роль основной армейской модели, так как изначально не был рассчитан на установку коляски.

В то же время в начале 1940 года было принято решение по созданию мотоциклетных частей, штаты, состав вооружения и оснащение которых были выработаны Главным автобронетанковым управлением Красной Армии. Тогда же в первой половине года прошли испытания 15 мотоциклов различных классов, которые призваны были выявить наиболее надежную и выносливую модель. В испытаниях победил немецкий мотоцикл BMW R71, который к тому моменту уже находился на вооружении Вермахта и успешно себя зарекомендовал во время военных кампаний. Специально для испытаний и дальнейшего копирования пять мотоциклов BMW R71 анонимно закупили в Швеции. Свою роль оказало и то, что созданное на базе московского опытного завода «Искра» специализированное КБ по тяжелому мотоциклостроению возглавил Н. П. Сердюков, проходивший с 1935 по 1940 год стажировку на заводе BMW. В Советском Союзе копия немецкого мотоцикла получила обозначение М-72 и под таким названием машина и отправилась в серию, став основным советским армейским мотоциклом в годы Великой Отечественной войны.

При этом к началу войны запустить новую модель в серию так и не удалось. Лишь спустя два месяца после начала Великой Отечественной Московский и Харьковский мотозаводы сумели наладить производство мотоцикла М-72, при этом выпуск не удовлетворял запросы Красной Армии, а катастрофическое положение дел на фронте, которое потребовало эвакуации предприятий, не улучшало темпов выпуска. Так головной Московский завод по выпуску М-72 в ноябре 1941 года был спешно эвакуирован в Ирбит, до этого момента на ММЗ успели произвести всего 2412 мотоциклов М-72. Положение дел осложняло и то, что сложившаяся перед самой войной кооперация предприятий по выпуску новой модели мотоцикла была серьезно нарушена.


ТМЗ-53 в Политехническом музее


В 1942 году производство М-72 сумели наладить в Ирбите на новом заводе ИрбМЗ, а также в Горьком (ГМЗ), где собрали 1587 и 1284 мотоцикла соответственно, это все еще было крайне мало, так как по плану выпуск мотоциклов должен был составлять 11 тысяч единиц. При этом в Тюмени, куда эвакуировался ТИЗ, освоить производство М-72 вообще не смогли, выпустив лишь 187 мотоциклов АМ-600, главным образом из запасных частей и незавершенных еще в Таганроге мотоциклов. Единственным годом войны, когда советские заводы практически сумели выполнить план по выпуску мотоциклов М-72, был 1944 год, когда в Ирбите и Горьком собрали 5380 М-72 (90 процентов от плана).

Создание полноприводного мотоцикла ТМЗ-53


В конце ноября 1941 года в Тюмень прибыл эвакуированный Таганрогский инструментальный завод, разместившийся на территории Тюменского пивоваренного завода. За весь 1942 год предприятие, которое испытывало дефицит кадров и недостаток станочного парка, сумело передать военным только 187 мотоциклов АМ-600. Наладить серийный выпуск М-72 в Тюмени на новом Тюменском мотозаводе (ТМЗ) так и не смогли. Несмотря на это именно в Тюмени была предпринята попытка создания отечественного полноприводного мотоцикла. Модель ТМЗ-53, разработанная специалистами завода в 1942 году, стала яркой страницей в истории предприятия. Сам мотоцикл был ответом на многочисленные немецкие аналоги с приводом на колесо коляски, с которыми столкнулись на фронте советские войска.

Опытный мотоцикл тяжелого класса повышенной проходимости был разработан в Тюмени под руководством конструктора Я. В. Кагана. Машину можно было назвать мотоциклом-вездеходом. Судя по сохранившемуся образцу, помимо привода на колесо коляски ТМЗ-53 получил также колеса большого диаметра с развитым протектором внедорожного типа. Новый мотоцикл был максимальным образом унифицирован с моделью М-72, что представлялось логичным и верным решением. Как и его предшественник, он оснащался оппозитным двигателем. Оппозитное расположение цилиндров (противоположно друг другу) обеспечивало мотоциклу низкий центр тяжести и отличное охлаждение двигателя потоками встречного воздуха. Как и М-72, новая модель легко перевозила трех бойцов со стрелковым вооружением, а благодаря наличию полного привода проходимость по всем типам дорог только возрастала.


Полноприводный мотоцикл ТМЗ-53


При этом двухцилиндровый четырехтактный оппозитный двигатель воздушного охлаждения был форсирован, его объем увеличился до 1000 кубических сантиметров (у М-72 746 «кубиков»), а мощность двигателя возросла до 28 л.с. при частоте вращения коленвала 4800 об/мин. Данного двигателя было достаточно, чтобы обеспечить ТМЗ-53 максимальную скорость хода 90 км/ч.

Главной отличительной особенностью мотоцикла был привод на колесо коляски (колесо было подрессоренным). Также в трансмиссии нового мотоцикла, помимо 4-ступенчатой коробки переключения передач и карданного привода, появились передача заднего хода и демультипликатор. Дифференциал заднего моста на новинке из Тюмени мог блокироваться. В системе зажигания полноприводного мотоцикла ТМЗ-53 располагалось двухискровое магнето. Колеса нового мотоцикла имели размерность 6х16 дюймов, что обеспечивало мотоциклу хороший дорожный просвет – 180 мм.

Новый полноприводный мотоцикл ТМЗ-53 испытывали совместно с немецкими мотоциклами BMW R-75 и Zundapp KS-750, подобных трофеев у Красной Армии было достаточно. Испытания проходили летом и зимой, в том числе в сложных дорожных условиях. По динамике данные мотоциклы были равноценны, а на бездорожье сконструированный в Тюмени образец показывал даже лучшие результаты, особенно на подъемах более 26 градусов. Проигрывал ТМЗ-53 лишь знаменитому «Цундапу» – по экономичности и запасу хода, на модели был установлен бензобак меньшего объема. Проведенные испытания продемонстрировали, что полноприводный мотоцикл ТМЗ-53 мог использоваться для буксировки 45-мм пушки, а в некоторых условиях мог потянуть даже 76-мм артиллерийскую систему.


ТМЗ-53 в Политехническом музее


Специально для нового мотоцикла был разработан вариант коляски с возможностью установки 7,62-мм пулемета ДС-39. Также конструкторы представили вариант с огнеметом – огнеметная коляска (ОМ). Данные разработки ждала та же участь, что и сам мотоцикл ТМЗ-53, который несмотря на хорошие результаты испытаний, в серийное производство не пошел. Наладить его производство в Тюмени, где не справились с выпуском М-72, было бы проблематично, а запустить производство на других заводах, которые не справлялись с планами по выпуску М-72, также было не лучшим решением в условиях войны. К тому же в начале 1944 года завод вынужден был переехать вновь, теперь уже в Горький. Еще одной попыткой создания полноприводного мотоцикла в годы войны была модель М-73, первые испытания которой состоялись в 1944 году. Данная модель также не пошла в серию. Согласно данным комиссии, рост сложности и стоимости производства делали выпуск нового мотоцикла невыгодным, а серьезных преимуществ перед серийным М-72 полноприводный мотоцикл не имел.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    10 августа 2019 06:35
    В климатических условиях России мотоцикл вообще рискованное средство передвижения.
    1. +4
      10 августа 2019 06:57
      Тем не менее во время ВОВ они использовались круглогодично.
    2. +8
      10 августа 2019 06:58
      Цитата: bistrov.
      В климатических условиях России мотоцикл вообще рискованное средство передвижения.

      Угу! Исходя из Вашей логики - в условиях наших дорог лучше всего «кататься» на танке!!! laughing
      Увы телепорт ещё не изобрели и думаю с его изобретением, останутся люди увлечённые двухколёсными конями, скоростью, бездорожьем, или антуражем мотоцикла!
      С уважением, Коте!
      1. -2
        10 августа 2019 09:39
        Some of you would ask, why do Ivan and Boris ride a tank? I’ll answer you. The matter is that Russia is not just a big village. You may easily buy here a very good car as Lexus or BMW for example. But in any way you must buy a tank to transport your expensive car in the Russian roads. People who do not pay attention to this advice rarely reach a needed destination.

        (Spirtovka. “The stolen vodka”)

        https://youtu.be/nWZJsVXhl_I?t=170
      2. +6
        10 августа 2019 16:39
        Жму лапу: хорошо сказано:"останутся люди увлеченные двухколесными конями". В детстве видел мотоцикл BMW выпуска 1941. В нашем селе жил мужик, прямо фанат мотоциклов. У него был "гибрид": рама, колёса, бензобак, коляска- немецкие, а двигатель, по-моему"с миру по нитке". Как он сверкал: точно новый. У его соседа был новый:"Юпитер 3", а на вид и не скажешь,что " немец"военных лет.
        Тогда мне это было по фени, а сейчас думаю: сколько труда и денег ушло на "немца"! Чего проще купить новый, а тогда были:"ковровцы"," макаки"(М-106),"Днепр","Ява".
        Камрады, кто помнит: был мотоцикл К, или я путаю?
        1. +1
          10 августа 2019 22:05
          Цитата: vladcub
          был мотоцикл К, или я путаю?

          Даже 2. К-1 ковровец и К-750 оппозит. Второй ролик с его участием. Там правда юмор специфический, аж минусов накидали.
          1. 0
            29 сентября 2019 09:04
            У знакомого двигатель новый лежит от К-750....мотоцикл зверь good
    3. -2
      10 августа 2019 07:52
      В климатических условиях России, передвижение вообще рискованный процесс.

      Второй ролик поймут не все, юмор специфический.
    4. +1
      10 августа 2019 07:58
      Да Вы зайдите на соответствующую ветку на Ютубе , много удивительного!
    5. +6
      10 августа 2019 08:18
      Цитата: bistrov.
      В климатических условиях России мотоцикл вообще рискованное средство передвижения.

      А что вы скажите на то что я собственными глазами видел как ездят на мотоциклах в 2000-х годах, в отдалённы посёлках ДВ, а в 80-е годы ХХ-века в ноябре-декабре сам ездил на мотоцикле ИЖ-Ю5 на зимнюю рыбалку.
      1. +6
        10 августа 2019 11:31
        Цитата: амурец
        В климатических условиях России мотоцикл вообще рискованное средство передвижения.

        Самое лучшее средство передвижения. В 60е годы у нас в Сомоленщине и Калининщине, где дороги "Ты помнишь Алёша дороги Смоленщины ..." мотоциклы "Минск", "Кавровец, ИЖ были основное средство передвижения наряду с "КПТ-4".
    6. +7
      10 августа 2019 08:39
      Цитата: bistrov.
      В климатических условиях России мотоцикл вообще рискованное средство передвижения.

      Ничуть... Как то ж на "квадриках" и сейчас катаются КРУГЛОГОДИЧНО. Во многом автомобили тех лет были еще хуже.На оборот в тех то условиях это было великолепное средство передвижения, для тех же разведчиков.
      Таким образом, в предвоенном СССР фактически отсутствовали армейские модели мотоциклов, встречать вторжение 22 июня 1941 года Советский Союз вынужден был с имеющимся парком мототехники.
      И удивительное дело, но немцы отмечают очень высокий процент мотоциклов в частях РККА в первые месяцы войны
      1. 0
        10 августа 2019 19:40
        А вы пробовали зимой на мотоцикле ездить? Пусть даже с коляской.. Скользко!!! Тяга у того же Урала не симметричная, его и летом в бок тащит а зимой по гололеду вообще цирк а не езда.

        Квадр в этом смысле гораздо спокойнее.
        1. +1
          10 августа 2019 19:41
          Цитата: Saxahorse
          А вы пробовали зимой на мотоцикле ездить? Пусть даже с коляской.. Скользко!!! Тяга у того же Урала не симметричная, его и летом в бок тащит а зимой по гололеду вообще цирк а не езда.

          Да, имеется опыт. И тем не менее, ездили на том, что имелось...
          1. 0
            10 августа 2019 20:02
            Цитата: svp67
            Да, имеется опыт. И тем не менее, ездили на том, что имелось...

            Ага, помню. Дед у меня виртуз был :) Но при том, при той же мощности, Запорожец был гораздо удобнее.
        2. +2
          10 августа 2019 22:07
          Вы не поверите, но управлять мотоциклом с коляской на жестком гололеде проще, чем машиной. Срабатывают вес и прямая зависимость управления. Опыт есть. Пока не было машины, ездил на мотоциклах круглый год. Кстати попробуйте загрузить в легковушку 12 полноразмерных мешков с кукурузой :). А в Иж с коляской запросто.
          1. +2
            11 августа 2019 20:35
            Кукурузу часто мешками зимой возили по 12 шт. На мотоциклке?..
            1. +1
              11 августа 2019 20:37
              На любую машину легковую можно точно перевезти более 12 мешков чегр угодно
            2. +1
              11 августа 2019 20:40
              Вам слово такое "скопки" известно? В "святые" 90-е не все сыто жили. А ездить на мотоцикле приходилось круглый год.
          2. -1
            20 августа 2019 00:23
            Кукурузка с полей наверное была, в ночное время перевозили?
            1. -1
              20 августа 2019 06:50
              Нет. "Скопки" это когда собирается после комбайна. Тогда комбайны были не совершенные, и довольно много после них оставалось.
              1. -1
                20 августа 2019 12:34
                Понято. Да сейчас тоже не мало остается, даже при современных Джон Дирах И Клаасах.
        3. 0
          10 августа 2019 23:41
          Цитата: Saxahorse
          А вы пробовали зимой на мотоцикле ездить? Пусть даже с коляской.. Скользко!!! Тяга у того же Урала не симметричная, его и летом в бок тащит а зимой по гололеду вообще цирк а не езда.

          То что тянет в бок, правильно регулировать надо было тяги коляски. Ижаки с коляской также тянуло в бок, по гололёду да , согласен. И мотоциклы в зиму готовили, я не говорю про обычное ТО. Снимали стекло с коляски и ставили снятое на лето лобовое стекло, и запаска была с кроссовой резиной. По комплектации она должна была идти как опция, но по факту, даже если заказывали, приходила редко.
          1. +2
            11 августа 2019 15:18
            «Внедорожка» на Урале разбивала задний мост. Сколько я помню ее возили запаской. Ставили когда встревали окончательно.
            Зимой на Урале ездил на резине с «шашечкой» - нормально. Последний год (1998) зимой ездил на Туристе с маятниковой подвеской и приводом на коляску. Шикарно, единственно на коляску поворачивать надо было ещё аккуратнее!
            С уважением, Коте!
            1. +1
              11 августа 2019 23:27
              Цитата: Коте пане Коханка
              «Внедорожка» на Урале разбивала задний мост. Сколько я помню ее возили запаской. Ставили когда встревали окончательно.
              На ИЖах тоже самое. Приходилось искать цепь он кроссовых ЧЗет
        4. +1
          16 августа 2019 19:43
          Цитата: Saxahorse
          А вы пробовали зимой на мотоцикле ездить? Пусть даже с коляской.. Скользко!!! Тяга у того же Урала не симметричная, его и летом в бок тащит а зимой по гололеду вообще цирк а не езда.

          Квадр в этом смысле гораздо спокойнее.

          Для того, чтобы "в бок не тащило" надо мотоцикл отклонить от коляски на 2*.
          У меня до сих пор жив К-750М. Это модернизированная версия М-72. Мотоциклу равных нет. Охота, рыбалка, грибы и пр. лучшей техники для этого нет. Низкооборотный двигатель при 26 л/с дает высокую проходимость. Заводил с буксира "Москвича-410", вытаскивал застрявшую в песке "копейку".
          Единственный недостаток - коробка передач. Но, поставил на свой "касик" коробку от МТ-10 и никаких проблем. А МТ-10 это высокооборотная головная боль. Потому и поставили движок от К-750 на МТ-12 у которого есть привод на колесо коляски.
      2. +2
        11 августа 2019 22:20
        Открываем Е. Дрига, "Механизированные корпуса РККА в бою". Даже наиболее укомплектованные мехкоруса 1-й волны (с МК1 по МК8) имели максимум по 80-100 мотоциклов в дивизии при 300 по штату.
        А в целом мотоциклов было 10% от штата. Многие МЦП были "пешими" полками, не имея мотоциклов вообще.
  2. +7
    10 августа 2019 07:05
    . При этом вплоть до 1932 года серийного производства мотоциклов в СССР просто напросто не существовало

    Увы, как это не печально сегодня в России тоже.... На днях заходил на сайт Ирбитского мотоциклетного завода. В линейке продукции все мотоциклы ручной сборки (как Ролс-Ройсы, какие-то), соответственно цена в районе 400-600 тысяч целковых! Причём среди моделей знаменитый М-72! Который можно заказать в военном обвесе!!! К слову 90% мотоциклов идут на экспорт!
    С уважением, Коте!
    1. +2
      11 августа 2019 15:02
      Цитата: Коте пане Коханка
      цена в районе 400-600 тысяч целковых!

      Ага, и за миллион рубликов видел. Что там осталось от нашего мотоцикла? Разве что коляска, на которую лопату присобачили. Том Круз ездит на таком, ура!
  3. +3
    10 августа 2019 07:57
    Мой друг детства начал свой путь автолюбителя со мотороллера Вятка ,потом мотоцикл Урал,ВАЗ,Волга,все б\у,я к тому ,что без мотоцикла не обошлось!А ещё масса примеров из прошлого.
    Сейчас наверное по другому ,даже на селе?
    1. +2
      10 августа 2019 10:08
      Я сам начинал «карьеру» автолюбителя с «Урала» и сегодня жалею, что так и не получил категорию «А»!
    2. +3
      10 августа 2019 16:48
      У нас видел каких-то"китайцев"новое,а так больше автомобили.
      А бывший одноклассник,рассказывал,что ещё есть в селе мотоциклы,но б/у: Иж-спорт,""Урал" только в захезаном состояние
  4. +2
    10 августа 2019 08:22
    Почти квадроцикл.
  5. +3
    10 августа 2019 12:01
    колеса 3и, привод на 2а .. но автор это называет полноприводным .. :)
    1. +3
      10 августа 2019 13:31
      Терминология тех лет в отношении мотоциклов. Если правильно, то «с приводом на коляску»!
      1. +3
        10 августа 2019 16:50
        Спасибо,не знал этого
  6. 0
    10 августа 2019 19:45
    Статья отличная, старую но интересную тему автор нашел. За то автору спасибо! :)

    А вот мотоциклы, как транспорт для условий России, никуда не годятся. Не симметричная тяга, открытый корпус, все это создает кучу проблем. Причем мощность двигателя для мотоцикла с коляской избыточна! При той же мощности нетрудно создать небольшую четырехколесную машину способную везти на одного человека (и кучу груза) больше. Тот же немецкий Кубельваген с мотоциклетным двигателем тому пример.
    1. +1
      10 августа 2019 22:01
      Были такие, инвалидками в народе звались. СЗА, СЗД. Дрянь еще та. Запорожец - лимузин на их фоне.
      1. +1
        11 августа 2019 14:57
        Цитата: MooH
        Дрянь еще та.

        Не скажите. Их бесплатно выдавали инвалидам.
  7. +2
    11 августа 2019 14:11
    Я извиняюсь, но если кто не понимает прелесть мотоцикла, да еще с коляской на наших просторах то это сугубо его проблемы и узость взглядов. Только коляска нужна не такая. Я видел как на импровизированных возили и животных домашних и сено и грузы.
    1. 0
      11 августа 2019 19:54
      Цитата: Red_Baron
      Я видел как на импровизированных возили и животных домашних и сено и грузы.

      Пикапов не было вот и возили на чем придется. Когда то и на ослах возили. В условиях России мотоцикл крайне неудобен.
      1. +4
        11 августа 2019 20:27
        Чем? Мотоцикл легкий, дешевый, потребляет мало топлива. Крайне удобен. А когда с дорогами совсем беда то поможет его собрат - квадр.
        Цитата: Saxahorse
        Пикапов не было вот и возили на чем придется.

        Пикап стоит в 4-5 раз больше мотоцикла. Его не перетащишь в сторонку и не оттолкаешь сам с разбитой колеи.
        1. 0
          11 августа 2019 21:56
          Цитата: Red_Baron
          Чем? Мотоцикл легкий, дешевый, потребляет мало топлива. Крайне удобен.

          Удобен ? Это зимой то? Ваша оценка через чур умозрительна. Все в точности наборот. Могу только повторить - мотоцикл в России крайне неудобен.
          1. +1
            11 августа 2019 22:01
            Цитата: Saxahorse
            Ваша оценка через чур умозрительна. Все в точности наборот.

            О как.
            Цитата: Red_Baron
            Мотоцикл легкий, дешевый, потребляет мало топлива.

            То есть это умозрительно через чур. На самом деле мотоцикл тяжелый, дорогой, жрет топлива больше пикапа? ВЫ серьезно?
            Цитата: Saxahorse
            Это зимой то?

            А у нас только зима? Вы как увидели что немного феерично заявили начинаете придумывать условия. Сейчас я что то скажу, а у вас пойдет дальше. Типа а вот он летать не может, молоко не дает и заправляется не сеном?
            1. 0
              11 августа 2019 22:03
              Цитата: Red_Baron
              А у нас только зима?

              Да !!! Вы вообще где живете? У нас тут не Франция, зима начинается в октябре и заканчивается в мае.
              1. +1
                11 августа 2019 22:06
                А за полярным кругом не заканчивается вообще. Чего вас туда понесло с мотоциклом?
                Цитата: Saxahorse
                У нас тут не Франция, зима начинается в октябре и заканчивается в мае.

                У вас это где?
                У нас тут не Арктика, иногда даже в марте можно ездить отлично. А иногда в январе снега нет.
                Я на велосипеде могу круглый год ездить. Я в районе Москвы.
              2. +2
                11 августа 2019 22:09
                В Якутии, хорошо знакомой мне по строительству АЯМа, именно так. Но в средней полосе России, где живет 70% населения страны, с декабря по март. А ведь есть ещё и Краснодар с Ростовом, и СевКав.
                1. -1
                  11 августа 2019 22:17
                  Цитата: Гончар
                  Но в средней полосе России, где живет 70% населения страны, с декабря по март.

                  Как раз в средней полосе, снег выпадает в конце октября и тает к концу апреля. Не верите мне - погуглите начало и окончание заморозков в средней полосе России. wink
                  1. +1
                    11 августа 2019 22:24
                    Цитата: Saxahorse
                    Не верите мне - погуглите начало и окончание заморозков в средней полосе России.

                    А зачем вам верить, если вы сочиняете на ходу. Здесь люди со всей страны есть. У каждого есть знакомые. Какие еще заморозки. При заморозках ездить что ли нельзя? Я думал вас снег смущает, но оказывается комплексы.

                    А как же у вас там осликов использовали? Или вы и там наврали?
                    1. -1
                      11 августа 2019 22:29
                      Вот даже не знаю как можно о таких вещах спорить..

                      РИАМО - 28 сен. 2018г. В Москве в ночь с субботы на воскресенье температура опустится до нуля, первые заморозки в столице пройдут, как им и положено, 30 сентября, в среднюю многолетнюю дату этого погодного явления, сообщил ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец.


                      Скажите честно, из Иерусалима поди пишете?? laughing
                      1. 0
                        11 августа 2019 22:42
                        Скажите честно, а чего вы напишите глупостей а потом съезжаете с темы? У вас так модно сейчас? А, понимаю понимаю, у вас в моде антисемитизм.
                        Откуда я я писал выше, а где у вас там при заморозках ослики не заводятся?
                      2. -1
                        11 августа 2019 22:45
                        Цитата: Red_Baron
                        где у вас там при заморозках ослики не заводятся?

                        Не знаю как там с осликами, но заморозки означают гололед. А езда по гололеду на мотоцикле это чистое смертоубийство.

                        Это вы у нас про "удобство" мотоциклов в России рассуждаете, вот и предположил что сами вы в Москве нечасто бывали, иначе с Пекином или Францией погодные условия не путали бы..
                      3. +1
                        11 августа 2019 22:48
                        Цитата: Saxahorse
                        Это вы у нас про "удобство" мотоциклов в России рассуждаете

                        Открою вам тайну, у нас миллионы мотовладельцев. Вы наверное в России редко бываете.
                        Цитата: Saxahorse
                        вот и предположил что сами вы в Москве нечасто бывали, иначе с Пекином или Францией погодные условия не путали бы..

                        Ну вы не от большого ума предположили. Я уже писал что при небольшом соблюдении условий на велосипеде езжу круглый год. Даже недорогие гидроприводы в пластике работают отлично ниже -15.

                        Цитата: Saxahorse
                        Не знаю как там с осликами, но заморозки означают гололед. А езда по гололеду на мотоцикле это чистое смертоубийство.
                        Тут выше была дискуссия как раз об этом. Что то вы и с нее свинтили, когда люди рассказали о своем опыте.
                        "Зимой на Урале ездил на резине с «шашечкой» - нормально. Последний год (1998) зимой ездил на Туристе с маятниковой подвеской и приводом на коляску. Шикарно, единственно на коляску поворачивать надо было ещё аккуратнее!"
                        "Вы не поверите, но управлять мотоциклом с коляской на жестком гололеде проще, чем машиной. Срабатывают вес и прямая зависимость управления. Опыт есть. Пока не было машины, ездил на мотоциклах круглый год. Кстати попробуйте загрузить в легковушку 12 полноразмерных мешков с кукурузой :). А в Иж с коляской запросто."
                        Вы знаете, я вот этим людям поверю, которые реально эксплуатировали в зимних условиях и делятся опытом, чем вашей теории и скептицизму.
                      4. 0
                        11 августа 2019 22:55
                        Цитата: Red_Baron
                        Открою вам тайну, у нас миллионы мотовладельцев. Вы наверное в России редко бываете.

                        Да кто же спорит! В прошлом месяце только коллегу хоронили. Тоже был мотовладелец красной Судзуки..

                        Похоже вы забыли о чем разговор. Я хочу напомнить что любой четырехколесный транспорт в условиях России гораздо практичнее и удобнее мотоцикла. Трехколесные мотоциклы, как дешевая альтернатива автомобиля, появились именно во Франции и Германии. Вот там да, крестьяне могли ездить почти круглый год хоть и не очень комфортно. В России с ее резко континентальным климатом это плохая идея. Считай полгода машинка стоять будет.
                      5. 0
                        11 августа 2019 23:01
                        Цитата: Saxahorse
                        Похоже вы забыли о чем разговор.

                        Отнюдь.
                        Цитата: Saxahorse
                        Я хочу напомнить что любой четырехколесный транспорт в условиях России гораздо практичнее и удобнее мотоцикла.

                        И гораздо дороже. Мало того далеко не каждый четырехколесный сможет заменить трехколесный мотоцикл. Удобнее да.
                        Цитата: Saxahorse
                        В России с ее резко континентальным климатом это плохая идея. Считай полгода машинка стоять будет.

                        Нет и вам это писал не только я. В центральной части и в южных регионах, где находится подавляющее количество мотовладельцев этот срок гораздо меньше. А кто то и зимой ездит.

                        Цитата: Saxahorse
                        Да кто же спорит! В прошлом месяце только коллегу хоронили. Тоже был мотовладелец красной Судзуки..

                        От гриппа умирает в стране несколько тысяч человек в год. Представляете безо всяких мотоциклов.
                      6. 0
                        12 августа 2019 00:59
                        Цитата: Red_Baron
                        И гораздо дороже. Мало того далеко не каждый четырехколесный сможет заменить трехколесный мотоцикл. Удобнее да.

                        Большая часть цены автомобиля это двигатель и трансмиссия. Кузов стоит копейки. В Штатах климат намного мягче российского однако мотоциклы с коляской там всегда были экзотикой, зато пикапы еще до ВМВ появились.

                        Российское увлечение трехколесными мотоциклами это некритичное копирование немецкого опыта. Четырехколесные машины удобнее и практичнее во всех отношениях.
                      7. +1
                        12 августа 2019 01:53
                        Нет.
                        Цитата: Saxahorse
                        Кузов стоит копейки.

                        Конечно же нет. Кузов это начиная от работы дизайнеров, заканчивая самыми большими производственными линиями, объемами, массой и вложенного труда. А так же кузов это элемент внесения изменений для подстегивания продаж "новой модели", а база может быть вообще одна на несколько моделей, как головной фирмы так и дочек.
      2. 0
        11 августа 2019 22:02
        Цитата: Saxahorse
        Когда то и на ослах возили.

        Очередной неожиданный момент. то же зимой? Вы бы хоть узнали что то про осликов. В каком климате они могут жить и почему.
  8. -1
    11 августа 2019 14:49
    Сейчас войны нет и ВОРЫ, правящие, убили НАПРОЧЬ мотоциклетные заводы.А ведь сколько ВСЕГО выпускалось в СОЮЗЕ ??!!!!
    1. +1
      11 августа 2019 14:55
      Цитата: Василий Патрин
      А ведь сколько ВСЕГО выпускалось в СОЮЗЕ ??!!!!

      Эээ... я когда то хотел ИЖ-Планету-спорт купить, а обошелся дешевым Минском... crying
    2. +3
      11 августа 2019 20:24
      А еще были замечательные деревянные лыжи, сейчас их в магазинах днем с огнем не сыщешь. Куда катится страна.
    3. +1
      11 августа 2019 22:11
      Вот только кто заставит покупать людей то, что выпускалось на этих заводах? Но Ирбит как-то работает, в расчёте на байкеров.
  9. 0
    12 сентября 2019 11:37
    Полный привод...

    А где же привод на переднее колесо?