Танки-мосты семейства Churchill ARK (Великобритания)

15
По итогам неудачного морского десанта в Дьеппе британское командование сделало ряд важных выводов. Среди прочего, была определена необходимость танковых мостоукладчиков или танков-мостов. Такая техника должна была помогать танкам и другим бронемашинам, обеспечивая наступление на сложных местностях. Вскоре специалисты армии и промышленности разработали целый ряд новых инженерных бронемашин, в том числе несколько вариантов танка-моста Churchill ARK.


Танк-мост Churchill ARK Mk I в рабочем положении. Демонстрационные испытания, 13 февраля 1944 г.




Игрушка Хобарта


Ведущую роль в создании новой инженерной техники играла 79-я танковая дивизия под командованием генерала Перси Хобарта. В тот период она создала целый ряд техники разного назначения, известной под шутливым прозвищем «игрушки Хобарта». В 1942 г. специалисты 79-й дивизии занялись проектированием мостоукладчика со сбрасываемым мостом, а в 1943-м появился новый проект, отличавшийся большей простотой.

Новая концепция была достаточно простой. С пехотного танка Churchill предлагалось снимать башню и удалять другое «лишнее» оснащение. Поверх корпуса помещались два продольных трехсекционных трапа. Танк с таким оснащением мог в минимальное время превратиться в колейный мост, причем его корпус оказывался главной опорой.

Использование готового шасси танка «Черчилль» обеспечивало унификацию с другой техникой войск, облегчая производство и эксплуатацию. Грузоподъемность такого шасси была достаточной для перевозки нового оснащения, а прочность позволяла пускать по мосту любую имеющуюся бронетехнику.


ARK Mk I помогает другому "Черчиллю" подняться на преграду. Испытания 11 марта 1944 г.


Проект получил обозначение Armoured Ramp Carrier – «Бронированный носитель трапа». Изначально такое название сокращалось до ARC, но впоследствии появилось измененное название Churchill ARK – дословно «Ковчег».

Churchill ARK Mk I


Первый вариант танка-моста был разработан и построен осенью 1943 г. В нем реализовали все основные предложения и определили главные особенности технического облика. Новые модификации «Ковчега» в значительной мере повторяли первый вариант, обозначенный как ARK Mk I.

На шасси танка «Черчилль» модификации Mk II или Mk IV следовало монтировать секции колейного моста. Центральные его элементы жестко закреплялись на надгусеничных полках шасси и имели соответствующую длину. Спереди и сзади шарнирно закреплялись секции трапов меньшего размера.

Какой-либо привод качающихся деталей не предусматривался. Они свободно перемещались в вертикальной плоскости и могли ложиться на препятствия, обеспечивая въезд и съезд другой техники. Организация моста занимала минимальное время. По сути, «Ковчегу» требовалось лишь подъехать к препятствию и занять требуемое положение, превращающее его в мост.

Танки-мосты семейства Churchill ARK (Великобритания)
Танк-мост Churchill ARK Mk II в транспортном положении. Хорошо видны все отличия от предыдущей конструкции


Танк-мост Churchill ARK Mk I мог организовать переправу через препятствия разных типов. Раскрыв трапы, он создавал колейный мост длиной до 10 м и шириной 3,3 м с секциями шириной по 2 фута (600 мм). «Ковчег» обеспечивал пересечение рвов и эскарпов, подъем на препятствия и т.д. По нему без проблем могли проехать любые бронемашины британской армии.

Испытания опытных ARK Mk I выполнялись осенью и зимой 1943-44 гг. В феврале 1944-го было принято решение о запуске серийного производства. Армия заказала полсотни танков-мостов на шасси «Черчиллей» версий Mk II и Mk IV. В основном речь шла о перестройке имеющихся пехотных танков. Этой технике предстояло участвовать в высадке в Нормандии.

Британский и итальянский образец


Уже после начала боев во Франции, в июле 1944 г., 79-я танковая дивизия провела существенную модернизацию своего танка-моста. С ее помощью планировалось повысить основные характеристики и упростить решение поставленных задач. Этот вариант машины был обозначен как ARK Mk II. Впоследствии к названию добавили пометку UK pattern («Британский образец»), чтобы не путать с другой схожей модификацией.


Переправа бронетехники через р. Савио (Италия), 10 октября 1944 г. Танк-мост "итальянского образца" почти полностью затоплен


Танк-мост ARK Mk II отличался иной конструкцией секций. В первую очередь, была увеличена длина качающихся трапов. Также изменили левые элементы моста – их ширина увеличилась вдвое, до 1,2 м. Благодаря этому по «Ковчегу» могли ездить не только различные танки, но и автомобили с меньшей колеей. Также изменилась конструкция неподвижных центральных секций, вследствие чего упростился их демонтаж для доступа в моторный отсек.

В транспортном положении удлиненные трапы помещались под наклоном и удерживались системой мачт и тросов. По команде экипажа замки на тросах открывались, и трапы под собственным весом падали на грунт. Для ухода с позиции требовалась помощь другой инженерной техники, способной поднять трапы в исходное положение.

На стадии испытаний проверялись новые подвижные трапы разной длины, позволявшие преодолевать широкие препятствия. Итоговый вариант ARK Mk II получил устройства, позволявшие организовывать переправу длиной 12-15 м. Кроме того, имелись дополнительные навесные секции длиной 3 м для установки на штатные трапы.

Churchill ARK Mk II UK pattern поступил на снабжение войск и сменил в серии выпускающиеся Mk I. Максимальная унификация позволяла эксплуатировать две машины одновременно без каких-либо проблем.


Та же переправа, вид с другого ракурса. На заднем плане - застрявший вражеский танк


В тот же период военные инженеры 8-й армии, действовавшей в Италии, предложили другой вариант «Ковчега». Этот малосерийный танк-мост изначально назывался Octopus, но позже получил обозначение ARK Mk II Italian pattern. При изготовлении таких машин использовались трапы американского производства длиной 4,65 или 3,7 м. Их на шарнирах закрепляли на корпусе; также использовалась система тросов для удержания в транспортном положении. Центральные секции на корпусе отсутствовали: настилом моста оказывались собственные гусеницы танка. Танки-мосты «Итальянского образца» изготавливались войсковыми мастерскими путем перестройки танков Churchill Mk III.

Экспериментальные образцы


В течение 1944 г. было предложено несколько новых конструкций на базе имеющегося Churchill ARK с теми или иными особенностями. В отличие от танков-мостов Mk I и Mk II двух версий, они не дошли до серийного производства.

Первым был танк-мост Lakeman ARK. Этот проект предусматривал использование базового танка в исходной конфигурации. Колейный мост устанавливался на нем при помощи высоких ферм и вывешивался над штатной башней. С помощью такой машины другая техника могла преодолевать более высокие препятствия. Кроме того, Lakeman ARK сохранял некоторые боевые возможности танка. Однако такой образец посчитали ненужным, и он не продвинулся дальше испытаний.


Два Mk II Italian pattern образовали мост через овраг и реку. Италия, 10 апреля 1945 г.


Проект Great Eastern Ramp предусматривал установку на танк более сложного трехсекционного моста, расположенного с наклоном назад. Передняя секция такого моста должна была лежать на центральной и выезжать вперед при помощи твердотопливных ракет. Испытания опытного танка-моста завершились успехом, и появился заказ на 10 предсерийных машин для войсковых испытаний. Однако война в Европе подходила к концу, и вскоре этот заказ отменили за ненадобностью.

«Ковчег» в эксплуатации


Танк-мост на базе «Черчилля» создавался специально для будущей высадки в континентальной Европе. Соответственно, первые случаи применения такой техники на поле боя относятся к 6 июня 1944 г. Действия британских частей на побережье Нормандии обеспечивали танки-мосты ARK Mk I. Техника следующих модификаций появилась позже, уже после начала боев.

«Ковчеги», изготовленные в Великобритании, использовались преимущественно на «втором фронте». Действовавшая в Италии группировка войск не получала такую технику, но строила ее самостоятельно из имеющихся танков. Таким образом, необходимые танки-мосты имелись на всех участках фронта и активно использовались.

Преимущественно наступательный характер действий армий Союзников в Западной Европе способствовал частому использованию инженерной техники. Churchill ARK всех модификаций регулярно применялись для переправы боевых машин через рвы, эскарпы, водоемы и иные препятствия. Со временем были освоены новые методы применения танков-мостов. Так, глубокие траншеи или овраги можно было пересекать при помощи двух «Ковчегов»; при этом один стоял на крыше другого. Использование нескольких машин позволяло создавать мосты увеличенной длины.


Опытный танк-мост Churchill Great Eastern Ramp


В общей сложности было построено и отправлено на фронт несколько десятков танков-мостов Churchill ARK трех версий. Еще несколько вариантов такой техники не вышли за пределы полигона. До конца боев в Европе серийная техника обеспечивала преодоление препятствий и вносила важный вклад в борьбу с противником.

После окончания войны сохранившиеся «Ковчеги» оставались в эксплуатации в течение длительного времени. При этом прорабатывались новые методы их применения. Так, проект Twin-ARK предлагал использование сразу двух танков с усиленными и удлиненными трапами. Их следовало размещать бок о бок, что позволяло организовать более длинную и широкую переправу, способную выдержать танки новых моделей.

Тем не менее, Churchill ARK оставались на службе не слишком долго. Базовые «Черчилли» снимались с вооружения и заменялись новыми танками, из-за чего терялось одно из главных преимуществ «Ковчега». В пятидесятых годах танки-мосты этого семейства были сняты со снабжения и уступили свое место новым образцам инженерной техники со схожими задачами, но иным оснащением. Танки-мосты сочли бесперспективными и заменили полноценными мостоукладчиками со сбрасываемым мостом.
  • Рябов Кирилл
  • Imperial War Museum / iwm.org, Chamberlain P., Eliis C. "British and american tanks of World War II"
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    11 августа 2019 05:53
    Моего отца ,зампотеха танковой роты,при наведении переправы через овраг с помощью мостоукладчика, неудачным маневром последнего сбросило в этот самый овраг. Как следствие черепномозговая травма,служба в Военкомате ,увольнение по инвалидности.Спасибо ,хоть живой остался, внука дождался,но все равно рано умер.
  2. -5
    11 августа 2019 13:59
    Танки-мосты сочли бесперспективными и заменили полноценными мостоукладчиками со сбрасываемым мостом.

    Действительно , смотрю на фото и удивляюсь - чем бы дитятко не тешилось .....
  3. +5
    11 августа 2019 14:01
    Классная техника, хотя глядя на мелкие препятствия кажется - можно и без мостов обойти. Но фото где тонет пантера это опровергает.

    "Передняя секция такого моста должна была лежать на центральной и выезжать вперед при помощи твердотопливных ракет."
    В этом действе все прекрасно :)
  4. +3
    11 августа 2019 17:24
    ,,,при должной фантазии, можно использовать не только для переправ,а ввести противника в заблуждение "чудом-оружия" laughing
  5. 0
    11 августа 2019 18:23
    Да уж, Дьепп многому научил Англичан...
    1. 0
      12 августа 2019 14:09
      Да уж, Дьепп
      ,,,орденов и славы кто то захотел.
      1. 0
        12 августа 2019 14:18
        Дело было не в орденах и славе. Англичане просто хотели прощупать саму возможность высадки во Франции. Сделав надлежащие выводы, впоследствии высадка в Нормандии удалась.
        1. 0
          12 августа 2019 14:22
          ,,Маунтбеттен ,5 тыс канадцев на убой отправил,без согласования Объединенного комитета начальников штабов. request
          1. 0
            12 августа 2019 14:29
            Некогда значит было согласовывать, решение надо было принимать немедленно. А смерть Канадцев, в любом случае, напрасной не была.
  6. +1
    11 августа 2019 21:28
    Экие каракатицы, неудивительно, что специализированные мостоукладчики оказались перспективнее. recourse
    1. +3
      12 августа 2019 09:32
      А мне они наоборот понравились. Тем более танк становится не актуальным на поле боя, так его с минимумом переделок можно пустить с мостом. А вот насколько было удобно эксплуатировать тем более по сравнению с первыми мостоукладчиками со сбрасываемыми мостами неизвестно. Это надо читать чьи то воспоминания.
      1. +2
        12 августа 2019 10:16
        А вот насколько было удобно эксплуатировать тем более по сравнению с первыми мостоукладчиками со сбрасываемыми мостами неизвестно.
        ,,,скорее всего зависело от места переправы.Вот здесь, мне кажется, удобнее использовать сбрасываемый.

        1. +3
          12 августа 2019 11:21
          Без сомненья. Но я чуть чуть про другое. Просто сбрасываемый нужно привезти, сгрузить, разложить, правильно установить. Если он составной то собрать.
          А на танке - подъехал, встал на место, разложил, если надо своим ходом подправил чуть и все.

          P.s. очень люблю черчилей, но вот никогда вроде не попадались фильмы где с ним связано повествование и можно посмотреть на него в деле, пусть и с художественной стороны.
          1. 0
            12 августа 2019 11:37
            не попадались фильмы где с ним связано повествование
            ,,Вы про художественные фильмы?
            1. +2
              12 августа 2019 12:03
              Да, в документальных там совсем по другому показано, хотя казалось бы.
              Ну например вот читая воспоминания танкистов воевавших на т-34 рассказывают как спали под танком накрывшись брезентом. Вроде все понятно, но стоит 1 раз увидеть в фильме и образ на века. А где такое покажут? Только в документальном. Ну и тому подобное. Разве Черчили были не любимы в войсках и на войне не особо засветились? Или просто мне не везло встретить фильмы с ними.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»