Венгерский танк Turan. Мадьярская попытка догнать советское танкостроение

33
Словосочетание «венгерское танкостроение» само по себе вызывает сегодня улыбку. Справедливости ради стоит отметить, что в 1940-е годы не так много европейских стран могли позволить себе выпуск танков. Несмотря на все попытки, венгерским конструкторам не удалось создать конкурентоспособные боевые машины, они всегда отставали от ведущих танкостроительных держав. Шансов догнать советские танки по защищенности и огневой мощи у венгерского танка Turan не было.


Средний танк 41.M Turan II




При всех своих недостатках танки Turan приняли активное участие в боевых действиях на Восточном фронте, а сама Венгрия была одним из самых верных союзников гитлеровской Германии. Венгерские войска сражались на стороне гитлеровцев практически до самого завершения войны в Европе. Всего за время серийного производства с 1942 по 1944 год в Венгрии было собрано по разным оценкам до 459 танков Turan различных модификаций. Последней боевой операцией Второй мировой войны, в которой приняли участие танки «Туран», стали бои у озера Балатон в марте-апреле 1945 года. Именно в этом районе были потеряны последние боеспособные венгерские танки, а часть машин оказалась захвачена советскими войсками.

Чехословацкие корни венгерского танка Turan


Несмотря на то, что венгерские войска принимали активное участие в боях на Восточном фронте, какой-то славы в этих сражениях с советскими войсками они не снискали, да и заметных успехов в сражении с бойцами РККА у венгров было не очень много. Венгерские части наиболее активно использовались на южном направлении Восточного фронта, а основным театром боевых действий для венгерской армии стали степи, на которых лучше всего раскрывались возможности моторизованных и танковых подразделений. Но с бронетехникой у мадьярских подразделений были серьезные проблемы, на равных противостоять советским средним танкам Т-34 и тяжелым КВ венгерская бронетехника просто не могла. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что история венгерского танкостроения берет начало лишь в конце 1930-х годов.

До этого венгерское правительство пыталось заключить контракты на поставку бронетехники сразу с несколькими странами. Так, в Швеции был заказан легкий танк «Толди», основным вооружением которого стало 20-мм противотанковое ружье. Масса этих боевых машин не превышала 8,5 тонны, а бронирование первых серий — 13 мм. Танк был создан на основе шведского Landsverk L-60, один экземпляр и лицензия на производство которого были приобретены Венгрией. Естественно, венгерские военные мечтали получить в свое распоряжение более совершенные танки с лучшим вооружением и защищенностью. Но попытки договориться с Германией о покупке танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV закончились ничем. Такая же судьба ожидала переговоры с Италией на передачу лицензии на производство средних танков M13/40, переговоры затянулись до лета 1940 года, когда потребность в итальянских машинах просто исчезла.

Венгерский танк Turan. Мадьярская попытка догнать советское танкостроение

Прототип чехословацкого танка T-21


Спасителем венгерских бронетанковых войск стала Чехословакия, которая была полностью оккупирована гитлеровскими войсками в марте 1939 года. В руках Германии оказалась хорошо развитая промышленность страны, а также многочисленные военные разработки, среди которых был танк S-II-c или T-21, разработанный конструкторами фирмы «Шкода». Боевая машина была разработана на основе удачного чешского танка LT vz.35, который широко использовался в частях Вермахта. Немцев T-21 не заинтересовал, поэтому они были не против передачи Венгрии готовых опытных образцов. В свою очередь венгерские специалисты посчитали танки лучшим среди всех доступных для страны образцов средних танков. При этом разместить заказ на выпуск танков на заводах «Шкоды» венгры не могли, так как те были полностью загружены германскими заказами.

Первый опытный образец будущего танка «Туран» прибыл в Венгрию в начале июня 1940 года. После проведения испытаний и прохождения 800 км без поломок машина уже в июле того же года была рекомендована к принятию на вооружение после внесения в конструкцию ряда доработок и усовершенствований. К важным изменениям относились: появление командирской башенки; увеличение лобового бронирования до 50 мм; и увеличение экипажа танка до пяти человек, с размещением трех человек в башне. Примером для венгров при внесении изменений в конструкцию танка являлись немцы, которые считались признанными авторитетами в танкостроении и применении танковых войск.

Модернизированная венграми версия танка была принята на вооружение 28 ноября 1940 года под обозначением 40.M, при этом танк получил и имя собственное «Turan». Задержки с передачей технической документации и развертыванием серийного производства танков, которого до конца 1930-х годов в Венгрии просто не существовало, привели к тому, что первые серийные танки «Туран» попали в танковую школу в венгерском городе Эстергоме только в мае 1942 года.


Венгерский средний танк 40.M Turan I c 40-мм орудием


Танк, опоздавший на войну


Для своего времени Turan вовсе не был самой плохой боевой машиной в мире. Важно понимать, что первый прототип будущего венгерского танка чехословацкие инженеры представили еще зимой 1937 года. Танк изначально разрабатывался на экспорт, планировалось, что его покупателями станут армии Италии, Румынии и Венгрии. В мае 1939 года танк сменил обозначение на Т-21 и под этим индексом через год оказался в Венгрии. Для конца 1930-х годов боевые возможности чешского танка еще годились. Усиленное до 30-мм лобовое бронирование (по сравнению с LT vz.35) и наличие 47-мм пушки Skoda A11 делали машину вполне грозным оружием на поле боя.

Основная проблема была в том, что разработанный в конце 1930-х годов танк опоздал на войну, для которой он создавался. Венгерская адаптация хоть и получила усиленное до 50-60 мм лобовое бронирование (все бронеплиты устанавливались вертикально или с незначительными углами наклона) и командирскую башенку, отличалась установкой 40-мм полуавтоматической пушки собственного производства 41.M, созданной на базе немецкой противотанковой пушки PаK 35/36. Несмотря на неплохую длину ствола в 51 калибр, пушка не могла похвастаться большим бронепробитием. На расстоянии в 300 метров при угле встречи с броней в 30 градусов бронебойный снаряд данного орудия пробивал лишь 42 мм брони, на дистанции в километр – 30 мм. Возможностей 40-мм пушки было более чем достаточно для борьбы с легкими советскими танками Т-26 и БТ-7, которые составляли основу танкового парка РККА в 1941 году, но противостоять новым советским танкам Т-34 и КВ «Тураны» не могли.


Венгерский средний танк 40.M Turan I c 40-мм орудием


Проблема усугубилась тем, что первые серийные венгерские танки начали сходить с конвейера только в 1942 году, они не успели принять участие в наступлении на Сталинград и Кавказ. Но это же спасло их и от последующей катастрофы, в которой 2-я венгерская армия, сражавшаяся на Восточном фронте, по различным оценкам потеряла до 150 тысяч человек личного состава, до 70 процентов своей материальной части и все тяжелое вооружение.

Оценка возможностей танка Turan


Полноценный боевой дебют танков «Туран» затянулся на два года, они приняли участие в боях с советскими войсками только в апреле 1944 года. К тому моменту опоздавшие на войну танки попытались модернизировать. Уже в 1942 году параллельно с «Туран I» в Венгрии решили начать сборку танка «Туран II», главным отличием которого было наличие 75-мм короткоствольного орудия с длиной ствола 25 калибров. Масса данной версии венгерского танка увеличилась с 18,2 до 19,2 тонн. При этом оставшийся тем же 8-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 265 л.с. разгонял машину до 43 км/ч при движении по шоссе, у варианта с 40-мм пушкой показатели были чуть лучше – 47 км/ч. Обновленная модификация получила обозначение 41.M Turan II.

Попытки венгерских военных подарить проекту танка из конца 1930-х годов вторую жизнь следует признать неудачными. Но неудачными они были именно из-за времени появления танка на полях сражений. Еще в 1940 и 1941 годах машина смотрелась бы выигрышно по сравнению с легкими танками с противопульным бронированием, которые составляли основу бронетанковых сил РККА. Но в 1944 году основным противников «Туранов» стали средние танки Т-34 и Т-34-85, бороться с которыми на равных венгерские танкисты просто не могли. 40-мм пушка не пробивала лобовую броню Т-34 ни с каких дистанций, хоть как-то эффективно пробить можно было только нижнюю часть бортовых бронелистов «тридцатьчетверки». Переход на короткоствольную 75-мм пушку существенно ситуацию не изменял. По сути, в 1944 году на поля сражений вышел венгерский аналог немецкого танка Pz.Kpfw. IV, с которым Германия начала войну против СССР. Как танк поддержки пехоты 41.M Turan II можно было назвать хорошей машиной, 75-мм снаряд обладал неплохим осколочно-фугасным действием, но бороться с современной советской бронетехникой и ленд-лизовскими «Шерманами» для венгерского танка было очень трудной задачей.


Средние танки 41.M Turan II с 75-мм орудием в танковом парке


Противоснарядное бронирование в 50-60 мм лобовой брони хорошо смотрелось в начале 1940-х годов. Этого было достаточно, чтобы противостоять большинству противотанковых орудий довоенного периода до 45-мм включительно. На деле же «Тураны» столкнулись с массовым использованием советскими войсками 57-мм и 76-мм пушек, которые гарантированно пробивали их броню на дистанции до 1000 метров, а 85-мм пушка обновленных «тридцатьчетверок» вообще не оставляла венгерским танкистам никаких шансов. Никак не могли исправить ситуацию и противокумулятивные экраны, которые венгры начали устанавливать на свою бронетехнику в 1944 году. При этом устаревшая клепаная конструкция установки бронелистов также не повышала боевую эффективность и живучесть машин. При попадании снаряда в броню заклепки отлетали и даже при непробитии брони могли поражать оборудование и экипаж боевой машины. Не спасала ситуацию и трехместная башня с командирской башенкой, которая позволила разгрузить командира, который получал возможность руководить боем, не отвлекаясь на другие задачи.

Достойным ответом советским танкам Т-34 мог бы стать третий вариант модернизации «Турана», получивший обозначение 43.M Turan III. Но этот танк, вооруженный длинноствольной 75-мм пушкой (длина ствола 43 калибра), с усиленным до 75-мм лобовым бронированием был представлен лишь парой прототипов, серийно он никогда не производился. В реальности же при встрече с советской бронетехникой, которая была представлена в 1944 году не только новыми Т-34-85 и ИС-2, но и различной самоходной артиллерией, венгерские танки «Туран» быстро переходили из разряда боевых машин в разряд металлолома и братской могилы для экипажа из пяти человек.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 августа 2019 18:10
    Зато фрицы сейчас ,неплохой кроссовер с аналогичным названием выпускают !
    1. +1
      12 августа 2019 20:21
      в фольсе одна буква лишняя:)
      1. +2
        13 августа 2019 07:35
        Цитата: Юрий_999
        ,неплохой кроссовер

        Минивен.
  2. +4
    12 августа 2019 18:21
    Спасибо хорошая статья
  3. +14
    12 августа 2019 18:45
    Ну, Хорти сохранил и развивал промышленность. Сравнивать Тюран и возможности Венгрии с СССР/США и даже Британией/Италией просто глупо. Хотя если сравнить итальянские и венгерские танки, то все будет очень ровно и порой в пользу венгров.

    Если сравнивать с другими странами, то Венгрия имела значительно более сильную промышленность и образцы, чем в Румынии например, или Турции, или Югославии на 40-й год.

    И кстати, интересный момент. Без Хорти все оперативно развалили. В восточном блоке Венгрия имела ничтожную долю производимой техники и компонентов, даже по сравнению с Польшей и Чехословакией. Я уже молчу про Румынию - где вообще пытались доить США, Европу и СССР одновременно, создавая сильный ВПК на основе купленных технологий без всяких ограничений.

    Итог - за годы СССР ВПК подразвалился существенно, ну а в 90-е-00-е померли последние предприятия:
    Арсенал еще трепыхается, но на ремонте с модернизацией Кубов и Ос далеко не уедешь.
    Куррус - деградировал от танков и БМП до автобусов.

    FEG - вообще загнулся, несмотря на поставки на гражданский рынок США АК. Это надо талант иметь, чтобы выпуская АК, ПМы, клоны БраунингаХайПауер - обанкротится. am Сейчас же дошло до того, что приходится закупать CZ Bren 2 - ибо старые АК кончаются и даже довести до уровня какого АК-63М с планкой и прочим банально негде.
    Раба - почти померла, ужалась до 1000 сотрудников, которые чинят старые Рабы и собирают новые на базе машкомплектов ДАФ.

    У них даже своего какой МРАП или хоть а-ля Дозор/Тигр нет.

    В итоге 44 Леопольда2, БТР-80 на замену которых денег нету, да 24 ПанцерГаубиц2000 = венгерская армия. 14 Гриппенов, 8 Крокодилов (которые будут частично заменятся Н145М с ударными комплектами) и 14 Ми-8 которые заменяются на 16 Н225М (это тот c историей, когда у двух коммерческих ЕС-225 развалилась трансмиссия в воздухе).
    Даже Украину этим не впечатлить, чтобы откусить исконно венгерскую территорию.
    1. +1
      12 августа 2019 19:15
      Ну, при социализме у них хотя бы была своя брдм и бтр на её основе.
    2. +4
      12 августа 2019 22:22
      Брехать завязывай...Венгры во времена СЭВ хорошо поднялись в промышленном отношении- производилисвои БРДМ,Грузовики "Чепель",автобусы "Икарус" со своими агрегатами,комплектующие для автоваза,делали превосходную обувь,это не говоря о ГЛОБУС и прочей пещевки.
      1. 0
        13 августа 2019 08:29
        Обувь = ВПК? Горошек Бондюель - ВПК?

        Если сравнить ВПК Румынии (более бедной кстати) со своими самолетами IAR-93, с французскими, но производящимися по лицензии в Брашове вертолетами, которые румыны сами модернизировали, причем доросли аж до своего варианта Кобры (IAR-317). Своими танками которые разрабатывало КБ FMGS и производят (вроде и сегодня) на Uzina Mecanica Bucuresti. Своими БМП и БТР (ABC-79M, MLI-84). Своими кораблями. Огромным спектром выпуска лицензионного, ворованного или слегка подпиленного вооружения различного типа. Даже АК-230 они освоили, а потом переделали и начали пихать на те же БТРы, опять же Малютку они освоили, а потом туда прикрутили БЧ от Милана и вышла Малютка2ТМ. Ну и масса всего.

        И я о чем:
        на 45 год Венгрия имела мощный ВПК способный выпускать передовую технику своего времени (Ме-210, Ме-410, Ме-109Г10/14, Тураны, Толди, Зриньи, Тош в финальной стадии - а это а-ля пантерка). Румыны имели скромный ВПК и опирались на закупки. Все что они смогли к концу войны - это домучать IAR-80/81, рожать различные эрзацы а-ля шасси Т-60/французского трофея + пушка ЗиС/РАК40 = ТАКАМ. Да финализировали свой Хетцер, но выпуск наладить не успели.

        В итоге Румыния начала активно развивать ВПК и достигла в этом определенных успехов, а Венгры же забили на армию большой и толстый, ориентируясь на закупки в СССР готовых танков/самолетов/пушек. Все что сделано это Куррус - но сегодня он выпускает только автобусы = то есть деграднул. ФЕГ - но выпуская пистолеты Браунинга, ПМы и АК причем продавая это в США без всяких санкций, они умудрились обанкротиться в 2003. Раба - понятно, а сегодня это по факту цех ответрочной сборки. Арсенал - созданный для обслуживания, надзора, поверки и внедрения новшеств в ЗРК предприятие, пожалуй единственное которое живо и сегодня.
        1. +3
          13 августа 2019 12:21
          Все правильно, но надо отметить, что в рамках СЕВ и ОВД самодостаточных ВПК вне СССР не было. И как только перестройка победила, у всех бывших членов ВПК приказал долго жить.
          Про румын (как и югославов) разговор особый - Чаушеску пытался играть в "самостоятельность" и Запад ему подыгрывал. Правда, до полного ухода в "самостоятельное плавание" как Тито, не осмелился.
          1. +1
            13 августа 2019 15:10
            Ага, и доигрался до собственной казни. Ну и нет повести печеюальнее на свете, чем повесть о фрегате Мэрэшеште.
          2. +1
            13 августа 2019 19:38
            Правильно. Заказчик был. А потом кому они нужны стали? У тех же Европы-США свои танки-самолёты есть Которые надо продавать. Да ещё стандарт НАТОвский.
            "Студент не нужен" стал. При всём уважении к промышленности Румынии и Югославии.
  4. 0
    12 августа 2019 19:20
    Вообще для такой страны, как Венгрия Туран очень даже не плох. В 44 году в РККА ещё оставались сравнимые с ним т-70. В теории даже для толди и чабо были цели. Зриньи на базе того же турана были очень неплохи (а если бы на них успели бы поставить пушку от Т-4, то были бы даже хороши) как и нимроды.
    Разрабатывался тош - этакий венгерский аналог пантеры, но не успели не смогли.

    К стати, туран 2 кумулятивами мог и 34-76 в лоб пробить.
    1. +1
      12 августа 2019 22:24
      Вы вообще понимаете что пишите?Т-70 Ерзац.военного времени,на автомобильных арегатах,для страны чья промышленость на 50 %разрушена войной.Вы понимаете вообще разницу между трудоемкостью сварки и клепанного соединения?
      1. 0
        13 августа 2019 00:25
        Отлично понимаю. Вот только научный иипромышленный потенциал той разрушенной на 50% процентов страны венграм тогда мог только сниться.
        Кроме того, машины, схожие с т-70 по характеристикам тогда были во армиях всех воюющих сторон (стюарт м3 и м5 у американцев, британцев, канадцев и французов сопротивленцев; локаст у американцев и британцев, тетрарх у британцев, поздние версии пз 1 и 2, а так же развед версии чешек, у немцев, про танкопром Италии и Японии я даже не заикаюсь). Да, почти все названные машины были в своих армиях далеко не на первых ролях (разведка, поддержка пехоты, десант на планерах), но и страны, их создавшие сильно обгоняли венгров по научному и промышленному потенциалу. А в случае Италии и Японии, бтт венгров не шибко и отставала.
        Если же сравнить венгерскую бтт с поделками, скажем Румынии (как стрыны с более-менее равным потенциалом, то сравнение будет далеко не в пользу последних).

        Ну а на счет заклепок, были клепаные варианты стюартов. От заелепок полностью смогли избавиться только на М3А3, а это начало выпуска - сентяьрь 42 года, при чем какаое-то время параллельно производили клепанные варианты.
        Итого: для венгров туран - очень неплохой результат. Без него у них были бы только устаревшие французские танки.
  5. 0
    12 августа 2019 21:29
    Народ, кто подскажет, что с Икарусом то?
    1. +2
      12 августа 2019 22:25
      Кирдык...продали РЕНО, с предсказуемым результатом...то же ждет и Автоваз...
      1. +3
        13 августа 2019 00:14
        АвтоВАЗ уже давно принадлежит Рено, и штампует Логаны...
    2. 0
      13 августа 2019 00:31
      В 90-е был впечатлен коррупционным скандалом с продажей "Икарусов"... Тайваню! Что ни говори, умели работать - подделали результаты тестов и автобус "прошел" все экологические требования. Дали взяток местным и продали посредственный автобус за звонкую монету! Равно как и "Жигули" во времена СЭВ экспортировались по всему миру - от Сингапура до Швейцарии.
  6. -1
    13 августа 2019 00:13
    Идея на тему "Лучшее противотанковое оружие-только танк" не самая умная в мире, и рождена американскими генералами.
    Арабо-израильские войны показали ее сомнительность.
    У танка есть свои цели - вражеская пехота, полевая фортификация, ПВО, обычная арта, линии снабжения, штабы, и т.п. слабозащищенные обьекты.
    А с танками борятся специально обученные люди, не танкисты.
    Правильный танкист не выходит на дуэль, если он не .
    1. +1
      13 августа 2019 00:31
      Идея на тему "Лучшее противотанковое оружие-только танк" не самая умная в мире, и рождена американскими генералами.

      Многие считают эту идею германской!
      И выражалась она в создании "кошачьего семейства" германских "панцеров".
      1. +1
        13 августа 2019 01:00
        Привет, Алексей hi , согласен с Вами. Я тоже читал, что это чисто германское высказывание, и родилось оно ещё тогда, когда американские генералы ещё таскали свои кавалерийские бриджи. Недаром самой лучшей противотанковой самоходкой считается "Тигр".
      2. -1
        21 августа 2019 01:27
        И немцы эту идею вполне успешно реализовывали на практике.
        Откровенно слабые немецкие танки дошли до Волги, а лучшие в мире Т-34 уничтожались толпами с помощью противотанковой арты
        1. 0
          21 августа 2019 08:08
          Вы уподобляетесь германским танкистам писавшим мемуары - толпы Т-34! И это в 1941 и 1942 годах! Про "неистребимую саранчу" Т-60 и Т-70 вы по мотивам подобных книг видимо забыли.
  7. +5
    13 августа 2019 17:27
    "Последней боевой операцией Второй мировой войны, в которой приняли участие танки «Туран», стали бои у озера Балатон в марте-апреле 1945 года. Именно в этом районе были потеряны последние боеспособные венгерские танки, а часть машин оказалась захвачена советскими войсками."
    Про столкновение с Туранами на Балатоне отец рассказывал примерно такое: ночь, туман, рёв моторов с той стороны, кто-то решил, что это немцы на Тиграх, даже команду дали - прицелы и замки с пушек(45-мм) снять, приготовиться к отходу. К утру туман рассеялся, стало видно, что это венгры на Туранах. Ах, вы, мать вашу! Чуть не опозорились, типа. Все вернулись на позиции, причиндалы - на место и - "...в этом районе были потеряны последние боеспособные венгерские танки..." . Не дословно, но как-то так. drinks
    1. 0
      14 августа 2019 17:22
      Весной 1945 года 5-я гвардейская танковая бригада, воевавшая в составе 18-й армии на территории Чехословакии, захватила у немцев средний танк Т-34-85. Интересно отметить, что на тот момент материальная часть бригады состояла из легких танков Т-70, средних Т-34 и батальона трофейных венгерских танков. Захваченная машина стала первым танком Т-34-85 в этой бригаде.

      Барятинский Михаил Борисович
      Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2.
  8. +1
    13 августа 2019 23:12




    Венгры в Кубинке.
    1. 0
      14 августа 2019 17:15
      Танк Туран 2; САУ Зриньи 2 со 105 мм гаубицей; танк Толди.
      Не хватает бронемашины "Чабо"
      1. +1
        14 августа 2019 20:24
        Привет, Алексей. Пороюсь, если найду - вставлю. hi
        1. +1
          14 августа 2019 22:01
          Не суетитесь Константин!
          Тем не менее, последние образцы 39М и 40М использовались вплоть до апреля 1945 года, когда венгерские бронетанковые части, подчинявшиеся немецкому командованию, были полностью уничтожены. В этих боях погибли оставшиеся “Csaba”, так что до наших дней не сохранилось ни одной машины даже в разобранном виде.

          Их останки давно переплавили на ОРАЛА!
          1. 0
            14 августа 2019 22:04
            Да я, в общем-то, и не суечусь.
            1. 0
              14 августа 2019 22:09
              Прошу прощения за "енто словцо"!
              Заглядывайте в статью про "сорокопятку"!
              Там очень интересно!
              1. 0
                14 августа 2019 22:10
                Спасибо, сейчас загляну. hi
  9. 0
    29 сентября 2019 15:15
    Не лучше ли венграм было сразу сдаться? Они бы избежали кровопролитной и разгромной войны. Заведомо проигрышной - ни хорошей техники, ни авиации, да и пехота весьма трусливая.