Боевые самолёты. Morane-Saulnier: настолько ли хорош, как говорят?

37
Когда шло обсуждение самолета «Девуатин Д520», многие комментирующие высказались в том ключе, что самолеты фирмы «Morane-Saulnier» были ничуть не хуже истребителей Девуатина. Рискну разобрать этот момент настолько, насколько это возможно.





Для начала небольшой экскурс в историю, просто отдать дань памяти, потому что «Моран-Солнье» давно уже не существует. Но так как вклад, внесенный в историю авиации, довольно велик, вспомним. Почему нет?

Фирма «Моран-Солнье» была основана была первоначально под названием Sociеtе Anonyme des Aеroplanes Morane-Saulnier 10 октября 1911 года братьями Леоном и Робером Моран и их другом Раймоном Солнье.

Позже название сократили до привычного «Моран-Солнье»

Самолеты фирмы приняли самое деятельное участие в сражениях Первой Мировой. Естественно, на стороне Антанты.

А в 1914 году Робер Солнье вошел в историю авиации как первый установивший на самолет пулемет с синхронизатором. Самолеты были модели Morane-Saulnier G, пулемет был «Гочкис» калибром 7,9 мм. Вот так, собственно, все и началось.



За время существования «Моран-Солнье» инженерами и конструкторами фирмы было разработано более сотни летательных аппаратов, в том числе и наш герой — истребитель MS.406, наиболее часто встречавшийся во французских ВВС вплоть до поражения Франции во Второй мировой войне.

В мае 1965 года, после национализации авиационной промышленности во Франции, из её названия окончательно исчезло упоминание о Моранах и Солнье, и фирма стала называться Socata.

Теперь об истребителях.

Morane-Saulnier MS.405, 1935 год


История начинается в середине 30-х годов прошлого века, когда все ведущие страны начали разрабатывать истребители «новой волны» — монопланы, оснащенные двигателями жидкостного охлаждения, с убирающимся шасси и закрытой кабиной.



Франция не стала исключением, более того, родоначальники военной авиации все еще старались быть на острие военных разработок. И был объявлен конкурс на создание перспективного истребителя. С довольно серьезными параметрами: максимальная скорость должна была быть не менее 450 км/ч на высоте 4000 м, а вооружение — одна или две пушки калибра 20 мм плюс пулеметы.

История знает, что в схватке пяти фирм ("Блок" MB.150, "Девуатин" D.513, "Луар" 250, "Моран-Солнье" MS.405 и "Ньюпор" Ni.160) победил самолет «Моран-Солнье». Считается, что MS.405 был самым консервативным проектом. И, возможно, не самым лучшим. Но это уже аспекты, поскольку «Моран-Солнье» праздновала победу, за которой последовали трудовые будни.

По конструкции самолет совершенно не был чем-то передовым. Почти весь каркас самолета выполнялся из дюралевых профилей и стальных труб, а обшивка крыла и передней части фюзеляжа изготовлялась из материала "плимакс" — фанеры, склеенной с тонким алюминиевым листом.



Силовая установка — 12-цилиндровый V-образный мотор жидкостного охлаждения "Испано-Сюиза" 12Ygrs (860 л.с.) с трехлопастным металлическим винтом "Шавье". В развале цилиндров мотора находилась 20-мм пушка "Испано-Сюиза" S9. Кроме пушки, истребитель имел два крыльевых пулемета с барабанным магазинным питанием. Магазины в крыле располагались над пулеметами и потому их пришлось прятать за обтекателями.

Бензобак не был протектирован, однако от кабины его отделяла противопожарная перегородка. Бронезащита у летчика отсутствовала.

А потом «Испано-Сюиза» предложила поставить на самолет другой двигатель (доработанный) и винт. Мотор "Испано-Сюиза" 12Ycrs с понижающим редуктором и винтом «Испано-Сюиза» 27М большего диаметра (3 м) сделали самолет интереснее. Хоть и пришлось из-за винта большего диаметра удлинить стойки шасси, изменить, усилив, их крепление и увеличив колею.



Замена двигателя и винта подняли скорость до 482 км/ч. И пришло указание о постройке большой серии.

Morane-Saulnier MS.406. 1935


Как MS.405 превратился в MS.406? Да очень просто. Фактически это тот же самый самолет, только был снова заменен мотор. На MS.406 стоял мотор "Испано-Сюиза" 12Y31, отличавшийся от 12Ycrs новым редуктором (с тем же передаточным отношением) и меньшей расчетной высотой.



Но по документам это якобы была другая машина. Не будем спорить.

Факт в том, что MS.406, когда его разработали, был весьма передовым самолетом. Но четыре года, что французское военное ведомство пыталось наладить серийное производство, сыграли весьма злую шутку.

С момента выдачи задания прошло четыре с половиной года, за это время многое изменилось, в том числе и потенциальные противники.

Британия поставила на поток в 1938 году «Харрикейны» и «Спитфайры». Если «Харрикейн» был, скажем так, почти эквивалентен MS.406, то второй превосходил его. А немцы к этому времени имели более совершенный Bf.109Е.

Боевые самолёты. Morane-Saulnier: настолько ли хорош, как говорят?


В общем, я бы констатировал факт того, что имея неплохую разработку, французы категорически опоздали с производством. Да еще и постоянно не хватало… правильно, двигателей!

1938 год – это год, когда у правительства Франции начались проблемы с Марком Биркигтом, основателем «Испано-Сюизы». Французское правительство начало национализацию всей авиационной отрасли и Биркигт рванул обратно в Швейцарию, что породило множество проблем для ВВС Франции.

Но мы об этом уже писали: О Биркигте и "Испано-Сюизе"

Дошло до того, что лицензионные «Испано-Сюизы» начали закупать там, где их выпускали по лицензии. Например, удалось договориться с чехословаками, где «Испано-Сюизу» выпускали на заводах «Авиа». Заказали много, но получили всего 80 штук, после чего Чехословакии не стало.

Пытались, кстати, закупить в СССР моторы М-100А, которые как раз были «Испано-Сюизами», лицензионными, но русские повертели пальцами у виска и моторы не продали.

Поэтому MS.406 выпускались и медленно, и неравномерно. Были и другие проблемы, с комплектацией готовых машин.



Как ни странно, но самолет «зашел» у летчиков. Машина оказалась доступной даже не очень опытному пилоту, прощала очень многое. Малая нагрузка на крыло обеспечивала хорошую маневренность на горизонталях и приемлемую посадочную скорость.

Но были и негативные моменты. Летчики отмечали недостаточную мощность мотора. Более того, из-за перегрева двигателя его трудно было эксплуатировать на максимальных режимах. Сыграла роль система радиатора, который не закрывался жалюзи, а втягивался в фюзеляж. Чтобы получить скорость порядка 450 км/ч, требовалось втянуть радиатор, улучшив аэродинамику, но при этом мотор перегревался. Этакий замкнутый круг.

Пулеметы, не имевшие обогрева, спокойно замерзали в крыльях на высоте более 4 тысяч метров. Об этом писал еще Сент-Экзюпери. Боезапас пулеметов был удручающе мал, кроме того, добраться до магазина было крайне сложно.

Ну и отсутствие брони не воодушевляло. Настолько, что в строевых частях начали самостоятельно дооборудовать самолеты бронеспинками от старых истребителей.

Первые MS.406 попали на военную службу в Северную Африку, но реально в бой пошли их европейские собраться. К сентябрю 1939-го, когда Германия напала на Францию, ее ВВС насчитывали 557 единиц MS.406.

И пусть не часто, но в период "Странной войны" происходили бои с немцами, в которых стало возможно понять боевую ценность MS.406 как истребителя.

Понятно, что основным противником для MS.406 стал «Мессершмитт» Bf.109E. Немец превосходил француза как в скорости (на 75-80 км/ч), так и в скороподъемности. И с вооружением у 109-го было изрядно лучше: на одну 20-мм пушку больше.

Боекомплект вроде бы был получше у француза: HS 404 комплектовалась 60 снарядами, а MG-FF на "Мессершмитте" – 15 в рожковом магазине или 30 в барабанном. Но немец выпускал вдвое больше снарядов в секунду, так что не такое это в общем и преимущество на деле.



Были и плюсы. MS.406 имел меньший радиус разворота, позволявший успешно вести бой на горизонталях, но война уже показала, что горизонталь – это уходящее. Так что, реализуя свое преимущество на вертикали, немцы весьма успешно сбивали MS.406.

За «странную войну» французские ВВС потеряли не так много самолетов (менее 20), но стало ясно, что начнись реальная война – и потери будут намного более серьезными.

Требовалось заменить MS.406 на что-то реально могущее противостоять немецким истребителям (тот же «Девуатин» D.520 или «Блох» MB.151), но увы, французское военное ведомство оказалось настолько не в состоянии адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию…

Дошло до смешного: как истребитель MS.406 был не в состоянии бороться с бомбардировщиками! Да, с небыстрыми Ju-87В и Не-111 француз еще как-то справлялся, а вот Do-17Z и Ju-88 запросто уходили.

Вроде бы вариант был, причем был еще с 1937 года, когда «Моран-Солнье» предложила ВВС проект MS.540, фактически тот же MS.405, но с металлическим полумонококовым фюзеляжем, несколько измененным крылом и усиленным вооружением (пушка и четыре пулемета).

Однако мотор оставался все тем же старым 12Ycrs, и пусть на испытаниях он разогнал самолет до скорости 557 км/ч, MS.406 уже ничего не могло спасти.

И ВВС выбрали «Девуатин» D.520. В «Моран-Солнье» не сдавались, и подготовили еще два проекта модернизации MS.406, под названиями MS.409 и MS.410.

Первый предусматривал поставить на MS.406 радиатор от MS.540. Второй же предполагал не только замену радиатора, но и модернизацию крыла с размещением четырех пулеметов MAC 1934 М39 с ленточным питанием и боезапасом до 500 патронов на ствол. Пулеметы оснащались подогревом и новой системой электропневмоспуска. Плюс новые аэродинамические усовершенствования давали прирост скорости на 30-50 км/ч.

В ВВС сочли работы успешными и заказали 500 машин. Но начавшееся немецкое наступление поставило окончательный крест на всех амбициях и началась реальная война.

Часть изменений, намеченных для MS.410, внедрили на последних сериях MS.406, выпущенных в том же году, или на более ранних машинах непосредственно на фронте. Это новый прицел и увеличенная бронеспинка. На полевых аэродромах монтировали систему обогрева пулеметов и кабины выхлопными газами, зеркала заднего вида.

Всем было понятно, что это полумеры, но воевать надо было хотя бы такими машинами, поэтому выпуск и модернизации продолжались.

Лишь в марте 1940 года, когда удалось наладить сборку D.520 и расширить выпуск MB.151 и MB.152, MS.406 наконец-то сняли с производства.

Стараниями французских чиновников из Минобороны MS.406 стал рекордсменом по массовости среди французских истребителей: вместе с MS.405 их построили 1098 штук.

Этот самолет продолжал оставаться основным истребителем французских ВВС и в мае, когда немцы перешли в наступление. В боевых частях и резерве находилось тогда около 800 MS.406, еще 135 базировались в колониях. Всего на 1 мая имелось 1070 истребителей MS.405 и MS.406.

Как воевал MS.406?



В общей сложности "Мораны" сбили около трети самолетов, потерянных немцами во французской кампании. Но это скорее за счет численности, чем из-за высокого уровня машины. Плюс немного выручала маневренность машины.

То, что в списке асов французских ВВС присутствуют всего два летчика, воевавших на MS.406 (Ле Глоан и Ле Ниген с 11 подтвержденными и двумя неподтвержденными победами у каждого), говорит о многом.

А основное количество MS.406 было потеряно тогда, когда кому-то из штабных пришла в голову золотая идея использовать истребители в качестве штурмовиков. Эффективность MS.406, не имевшего бомбовой подвески и выдающегося вооружения, в этом качестве была невелика, а потери значительны.

Достигнутые успехи вообще обошлись MS.406 недешево. Около 150 MS.406 было сбито и примерно 100 потеряны на земле. Особенно много самолетов погибло на земле во время массированных налетов немцев 10 мая.

Однако факт, что из всех французских истребителей MS.406 прочно удерживал первенство по относительным потерям. На один сбитый MS.406 приходилось 2,5 самолета противника.

После капитуляции Франции MS.406 воевал в Северной Африке, Сирии, Французском Индокитае (Камбоджа), Ливане, на Мадагаскаре. В основном их судьба была погибнуть в боях с британскими ВВС, которые активно осваивали бывшие французские колонии.

Также MS.406 повоевали в составе финских и хорватских ВВС на стороне Германии. Кроме этого, MS.406 оказались в турецких, финских и болгарских ВВС.

В Швейцарии наладили собственное производство по лицензии. Самолет имел тот же мотор 12Y31 со втягивающимся радиатором, но отличался оборудованием и вооружением (два швейцарских пулемета калибра 7,49 мм с ленточным питанием в крыльях). Самолет выпускался под маркой D-3800 и D-3801.



Что можно сказать в качестве эпитафии? Стоит согласиться, что MS.406 был очень неплохим самолетом. На тот момент, когда его спроектировали. 1935 год.

Но откровенно долгое разворачивание производства и отсутствие нормальных модернизационных работ по машине свели на нет все положительные моменты.

MS.406 оказался самолетом без перспективы, и в любом случае, его надо было бы менять именно на рубеже 1940 года. Но так сложилась ситуация, что самолет оказался неспособным на серьезное противостояние более современным немецким и британским (в колониях) самолетам.

Но так как его было выпущено довольно много, то MS.406 был вынужден идти в бой. Сопоставимо с советским И-16, как бы это ни выглядело.



ЛТХ MS.406

Размах крыла, м: 10,61
Длина, м: 8,13
Высота, м: 2,71
Площадь крыла, м2: 17,10

Масса, кг
— пустого самолета: 1893
— нормальная взлетная: 2470

Двигатель: 1 х Hispano-Suiza 12Y 31 х 860 л.с.

Максимальная скорость, км/ч: 486
Крейсерская скорость, км/ч: 320
Практическая дальность, км: 900
Cкороподъемность, м/мин: 667
Практический потолок, м: 9850

Вооружение: одна 20-мм пушка HS-404 и два 7,5-мм пулемета MAC 34.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    12 августа 2019 18:20
    заголовок - "Настолько хорош как говорят..." текст статьи - "оказался самолетом без перспективы". Как-то логика не вяжется, а статья не плохая. мне понравилась.
    1. +3
      12 августа 2019 23:45
      Статья действительно неплохая, но зачем Роман приписывает свои заблуждения аудитории? Как-то не припомню под статьей о Девуатине особо восторженных отзывов о французских самолетах. Хотя, возможно, таковые появились позже, чем я читал. Если что, я о Девуатине отзывался как о заурядном самолете и Моран таковым считаю. Франция в 40ых показала полную недееспособность в вопросах истребительной авиации в сухую слив основным игрокам. Почему-то в последнее время принято поругивать отечественный триумвиат истребителей жидкостного охлаждения, но достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть их превосходство над французами.
      1. +2
        13 августа 2019 09:54
        Как-то не припомню под статьей о Девуатине особо восторженных отзывов о французских самолетах
        Тогда считайте , что я первый . smile Был ряд очень неплохих конструкций и 520-ка была одной из них . Другой вопрос - отставание по двигателям и нехватка комплектующих , но тут уж конструкторы не виноваты recourse
        1. +1
          13 августа 2019 10:41
          Спасибо за ответ, а не подскажете какие конкретно преимущества эта конструкция имела перед Як-1 и Bf-109?
          1. +1
            13 августа 2019 11:01
            Ну , например , на 520-ке стояла вполне доброкачественная рация , чем як похвастаться не мог .
            По дальности полета (по разным данным от 1000 до 1300 км) француз превосходил обоих . Неплохо пикировал , лучше яка и примерно на одном уровне с эмилем . По виражам превосходил последний . По весу залпа ( одна Испана и 4 пулемета 7.5) был лучше обоих .Пулеметы были с приличным БЗ и обогревом . Шасси широкое и устойчивое . Бронеспинку получил раньше Эмилей .
            Кабина довольно просторная и удобно скомпонована
            1. +1
              13 августа 2019 13:28
              По дальности полета

              на европейском ТВД не существенно
              По весу залпа

              точно 4 пулемета? у Романа вроде про 2 написано? И даже если 4, то совсем не ШКАСа

              Получается:
              Як - рация, лучше пикировал, удобная кабина
              109 - горизонтальная маневренность, возможно вес залпа, надежное шасси, раньше бронеспинка
              При этом уступал обоим в максимальной скорости, разгоне, скороподъемности, маневренности на вертикали. Однозначно уступал в стоимости и технологичности. Вероятно, уступал Яку в горизонтальной маневренности. Про стоимость и возможность массового производства молчу.
              Вроде как получается, что вообще не конкурент Яку с рацией и и заведомо слабый конкурент Мессершмитту.
              1. +2
                13 августа 2019 15:26
                Для начала - дальность всегда существенна . Это , ко всему прочему , время патрулирования . Можно так же напомнить , сколько самолетов было сбито , когда они выходили из боя по нехватке горючего . И в крайнем случае - недолив топлива=облегчению машины на несколько десятков кг . Для максимальной скорости - несущественно , а вот для разгонных , виражей , скороподъемности важно . Можно вспомнить , как облегчали машины в полевых условиях методом снятия всего , что можно .
                С эмилем 520-ый воевал вполне на равных . По-настоящему , он уступал на высотах до 4 км , а на высотах более 5 км и скорость и скороподъемность были близки
                http://aviarmor.net/aww2/aircraft/france/dewoitine_d520.htm
                Там же 21 апреля 1940 года был проведен показательный бой между Messerschmitt Bf.109E-3 и D.520. Messesrschmitt имел преимущество в скорости (около 20 км/ч) и скороподъемности на малых высотах. D.520 показал лучшую маневренность, а на высотах более 3000 м и большую скороподъемность.
                Источник: http://aviarmor.net/aww2/aircraft/france/dewoitine_d520.htmо максимальную скорость яка (покрайней мере - в 41году) можно говорить только условно . Серийные машины из фанеры и ткани уступали прототипам в лучшем случае 20-30км , а в худшем - все 100 . А вот цельнометаллические девуатины летали так же , как их прототяпы .
                C технологичностью у девуатина было все в порядке ( это у морана , с его плимаксом , не очень) Так же как и с ремонтопригодностью . Кстати , я точно не могу сказать , какое крыло было у 520-ки , но , скорее всего , разъемное , как у его предшественника D-510/513 . А вот неразъемное крыло яка создавало ему дополнительные проблемы
            2. 0
              14 августа 2019 11:03
              520 имел аэродинамику на уровне 109f, а 109е все-таки тут уступал
              и из-за того, что 109е еще не имел действительно мощного двигателя,
              он не имел над 520 значительного преимущества в вертикалях, а в горизонте даже проигрывал. Мне кажется, что 520 был равным противником для 109е и первых спитфайров. Вот очень интересно сравнить миг-1 (или миг-3) и 520, но я про миг-а знаю слишком мало.
      2. +3
        13 августа 2019 12:47
        Цитата: MooH
        о зачем Роман приписывает свои заблуждения аудитории? Как-то не припомню под статьей о Девуатине особо восторженных отзывов о французских самолетах.

        Это давно уже сложившийся авторский стиль. Плебс чудит не понимая ничего, но я расскажу всю правду. Посмотрите остальные статьи в большинстве из них клеймятся глупые людишки.
        Это в отместку за то, что в тех же комментариях находят очень большое количество неточностей, подмен понятий и иногда халтурного отношения к материалу.
  2. +3
    12 августа 2019 18:33
    Не стоит забывать , что на 1933-1940г Франция считалась одной из ведущих держав в военном отношении, уступая только Англии......
    1. +2
      12 августа 2019 18:58
      соглашусь, и наверное указание автора на некоторую схожесть судеб MS и И-16(не смотря на то что я апологет ВВС РККА) я принимаю. Когда их придумали, они были - супер, когда пришла война, самолеты подрастеряли свои силы request
    2. +1
      13 августа 2019 01:45
      я бы не сказал что французская предвоенная армия уступала англии, если брать сухопутную часть без флота
  3. Комментарий был удален.
  4. -1
    12 августа 2019 19:12
    Статья хорошая, с автором во всём согласен. Спасибо!
  5. +10
    12 августа 2019 19:17
    Уважаемый автор , спасибо за труд .
    Однако в сентябре 1939 го , Германия на Францию не нападала. Это Франция и Великобритания объявили войну Германии в ответ за нападение на Польшу .
  6. В Финляндии, до переделки под наши моторы MS 406 себя показали очень даже ничего, не смотря на превосходство ВВС РККА, но это скорее наша беда от отсутствия нормальной организации действий ВВС, а не от ТТХ самолетов. ФиННы поставив советские моторы М-105 (за деньги laughing от Германии. классный союзник request торгующий трофеями love для ближайшего кореша), заделали из MS 406 свой "Мерко морани" няшный (достойный) истребитель первой половины ВОВ. Ну и посбивали их наши летчики не слабо angry в т.ч. и на P-39 и P-40
    1. +3
      12 августа 2019 23:29
      В Финляндии, до переделки под наши моторы MS 406 себя показали очень даже ничего, не смотря на превосходство ВВС РККА, но это скорее наша беда от отсутствия нормальной организации действий ВВС, а не от ТТХ самолетов.

      Пример можете привести?
      Прибыв в Финляндию в декабре 1939 года "Мораны" не были укомплектованы ПУШКАМИ!
      Финны пишут о 16 сбитых советских самолётов и 1 потерянном "Моране"!
      Но мне не попадалось описаний боёв и типов сбитых финнами советских машин!
    2. 0
      13 августа 2019 08:29
      Цитата: Попов Константин Иванович
      В Финляндии, до переделки под наши моторы MS 406 себя показали очень даже ничего, не смотря на превосходство ВВС РККА,

      По сравнению с чем ? С И-16 и И-153 ?
  7. +5
    12 августа 2019 20:07
    "...части фюзеляжа изготовлялась из материала "плимакс" — фанеры, склеенной с тонким алюминиевым листом."
    С листом дюралюминия. В 1930 - е годы Plymax применялся в авиастроении и автомобилестроении. В частности, Plymax использовали британские автопроизводители Triumph Motor Company и Trojan.
  8. +5
    12 августа 2019 20:13
    Вики:
    Основана была под названием Société Anonyme des Aéroplanes Morane-Saulnier 10 октября 1911 года в Пюто, близ Парижа, братьями Леоном и Робером Моранами, и их другом Раймоном Солнье.

    В 1914 году Робер Солнье первым в военном авиастроении устанавливает на нескольких самолётах модели Morane-Saulnier G синхронизированный пулемёт 7,9 мм фирмы Hotchkiss. Начиная с 1914 года в серийное производство этот самолёт пошёл под обозначением Morane-Saulnier N.

    За время существования фирмы Моран-Солнье ею были разработаны приблизительно 140 различных авиационных проектов, и среди них — выпущенный в количестве 1081 штуки истребитель MS.406, наиболее часто встречавшийся во французских ВВС вплоть до поражения и оккупации немецкими войсками Франции в 1940 году. Известный французский пилот Ролан Гаррос работал на Morane-Saulnier лётчиком-испытателем.

    В 1963 году фирма Morane-Saulnier была приобретена компанией Potez и была переименована в Société d’exploitation établissements Morane-Saulnier.

    В мае 1965 года, после национализации авиационной промышленности во Франции, из её названия окончательно исчезло упоминание о Morane-Saulnier, и фирма стала называться Socata. В настоящее время используются лишь самолёты типов Morane-Saulnier M.S.880 Rallye и Morane-Saulnier M.S.890 Rallye, наиболее известные модели фирмы Morane-Saulnier в послевоенные годы.

    Скоморохов:
    Фирма «Моран-Солнье» была основана была первоначально под названием Sociеtе Anonyme des Aеroplanes Morane-Saulnier 10 октября 1911 года братьями Леоном и Робером Моран и их другом Раймоном Солнье.
    Позже название сократили до привычного «Моран-Солнье»
    Самолеты фирмы приняли самое деятельное участие в сражениях Первой Мировой. Естественно, на стороне Антанты.
    А в 1914 году Робер Солнье вошел в историю авиации как первый установивший на самолет пулемет с синхронизатором. Самолеты были модели Morane-Saulnier G, пулемет был «Гочкис» калибром 7,9 мм. Вот так, собственно, все и началось.
    За время существования «Моран-Солнье» инженерами и конструкторами фирмы было разработано более сотни летательных аппаратов, в том числе и наш герой — истребитель MS.406, наиболее часто встречавшийся во французских ВВС вплоть до поражения Франции во Второй мировой войне.
    В мае 1965 года, после национализации авиационной промышленности во Франции, из её названия окончательно исчезло упоминание о Моранах и Солнье, и фирма стала называться Socata.

    Какой процент цитирования?
    Роман, неплохо бы к статье источники приводить. Откуда копипастите. Лучше в начале. Чтоб не утруждать аудиторию перечитыванием опубликованного ранее в сети.
    1. +3
      12 августа 2019 20:28
      Цитата: Dooplet11
      Лучше в начале. Чтоб не утруждать аудиторию перечитыванием опубликованного ранее в сети.

      А что, много останется? laughing laughing laughing
      1. +5
        13 августа 2019 08:31
        Не много. Статья Романа, - компиляция из Вики, "Воздушной войны над францией" ( https://www.liveinternet.ru/users/3330352/post131851398/ ), статьи "Истребитель Morane-Saulnier МS.406" ресурса "Виртуальная энциклопедия военной авиации" ( http://pro-samolet.ru/aircraft-ww2-france/fighters/964-fighter-morane-saulnier-ms406 ) и ресурса "Уголок неба"( http://www.airwar.ru/enc/fww2/ms406.html). И даже почти без ляпов. smile
        Правда, с иллюстрациями опять у Скоморохова косяки . На всех цветных фото MS.412 или MS.450,- Швейцарские варианты развития MS.406, но никак не "герой" опуса Романа.
        Мне кажется, упрощение Скомороховым информации о MS.406, размещенной на указанных сайтах, исключило многие интересные моменты из истории этой машины. Статье минус. Интересующимся лучше обратиться к первоисточникам.
        1. +5
          13 августа 2019 08:44
          Компилируя, Роман вольно или невольно искажает информацию:
          Роман:
          Достигнутые успехи вообще обошлись MS.406 недешево. Около 150 MS.406 было сбито и примерно 100 потеряны на земле. Особенно много самолетов погибло на земле во время массированных налетов немцев 10 мая.

          Однако факт, что из всех французских истребителей MS.406 прочно удерживал первенство по относительным потерям. На один сбитый MS.406 приходилось 2,5 самолета противника.

          "Воздушная война над францией":
          К началу 2-й Мировой войны MS.406 был основным истребителем ВВС Франции (1.09.1939 года французские ВВС имели в строю 557 «Моранов»), но находился на грани устарелости. Уступал немецкому Bf-109 по всем параметрам, кроме маневренности (скорость 460 км/ч, вооружение 1х20-мм пушка, 2х7,5-мм пулемета). Часто использовался не по назначению (например, для штурмовки наземных войск). Нес в боях самые высокие потери среди всех типов французских истребителей.
          ...
          К началу 2-й мировой войны французы успели получить 130 «Хоков», а всего к моменту вторжения немецких войск во Францию «Armee de I'Air» имела более 300 «Семьдесят пятых». Эта верткая, надежная машина с приличной для тех лет скоростью (500 км/ч) была достаточно живучей и неплохо вооруженной (6х7,5-мм пулеметов). «Хоки» довольно успешно сражались и с истребителями, и с бомбардировщиками. Конечно, Кэртис уступал Мессершмитту, но французские летчики дрались на них с упорством и умением. По статистике Кертис занимает второе место по боевой эффективности, лишь ненамного уступая Девуатину D.520. На один сбитый Н.75 приходится 6,2 уничтоженных самолетов противника — в два-два с половиной раза больше, чем у MB. 151/152 и MS. 406.

          Оказывается, согласно указанного ресурса, по относительным потерям у MS.406 первое место . Но снизу "рейтинга". laughing
          1. +2
            13 августа 2019 12:36
            Спасибо за вашу внимательность и сравнение информации.
    2. +3
      13 августа 2019 10:12
      Вот вероятно, в чем секрет такого частого выхода статей Романа...
      А по поводу упомянутого в статье французского аса Пьера Ле Глоана, так насколько известно, он летал на Девуатине-520, белая "6".
      1. +1
        13 августа 2019 12:57
        Цитата: ангел-истребитель
        .....Вот вероятно, в чем секрет такого частого выхода статей Романа...

        Ничего страшного в копипастах нет. Ведь собрать из нескольких разрознённых статей одну с нормальной темой - то же труд. Другой вопрос, что первоисточники (откуда что взялось)надо указывать.
        1. +2
          13 августа 2019 20:34
          Ничего страшного в копипастах нет
          Только это вроде правилами ресурса запрещено?
          Я понимаю, если целью статьи является сравнение и анализ разных мнений, высказанных на сторонних ресурсах. Или оценка их с учетом в виде "вновь открывшихся обстоятельств" в виде оригинальных архивных материалов. Какой смысл в упрощенном репосте? Разумнее просто написать , к примеру, заголовок темы, дать ссылки на ресурсы и поставить точку. :)
  9. +3
    12 августа 2019 20:30
    эээ, ждать опровержение от Копцова? или в обратную сторону это не работает, субординация?
  10. 0
    12 августа 2019 20:50
    В годы ПМВ французы в том, что касалось самых современных на то время авиационных двигателей, были лидерами. И авиационных двигателей в годы ПМВ французы произвели более 80 тыс: примерно столько, сколько немцы и англичане вместе взятые. И даже в начале 30-х годов французы в этом деле были в числе лидеров, но затем быстро отстали.
  11. +4
    12 августа 2019 21:21
    Автор забыл за финские морко сольнье! Тоесть оборотень! Немци передали финам моторы м-105а захваченные в 1941 году. Самолет зашел но производство снова дико затянулось
  12. +4
    13 августа 2019 06:40
    К сентябрю 1939-го, когда Германия напала на Францию,
    А какого числа если не секрет? Вроде все историки пишут про то что
    3 сентября Великобритания и Франция, связанные с Польшей союзническими обязательствами, объявили войну Германии, однако военных действий не развернули и помощи Польше не оказали
    Получается,формально, что это Франция напала на Грманию , объявив ей войну...
    1. +2
      13 августа 2019 12:40
      Наверное автор в присущей ему манере, некритичной ко ... всему, имел в виду физическое начало боевых действий.
  13. +1
    13 августа 2019 10:07
    Кроме этого, MS.406 оказались в турецких, финских и болгарских ВВС.


    Не припоминаю таких самолетов в болгарских ВВС. Девуатин - да, МS.406 - не знаю.
  14. +1
    13 августа 2019 10:20
    Согласно Brindley, John. F. French Fighters of World War Two. Windsor, UK: Hylton Lacy Publishers Ltd., 1971. р.47. ISBN 1850640156. были доставленны 20 штук в Болгарии. Но скорее всего это отражает факт переговоров о доставки. На самом деле - ничего не доставили. Поступили 96 от 120 договоренных Девуатинов.
  15. +3
    13 августа 2019 12:39
    Пытались, кстати, закупить в СССР моторы М-100А, которые как раз были «Испано-Сюизами», лицензионными, но русские повертели пальцами у виска и моторы не продали.

    Котельников писал, что французы возможно хотели М-103А с его 1000 л.с. взлётной мощности.
    Возможно, именно М-103А имели в виду французские военные, когда в мае 1939 г. запросили советское правительство о возможности поставки двигателей "Испано".
    1. 0
      13 августа 2019 14:53
      Тут уж нужно определиться, если М-100А то согласно - (http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/dvigateli-i-vooruzhenie/aviamotorostroenie/aviamotory-sssr/porshnevye-i-dizelnye/porshnevoj-aviatsionnyj-dvigatel-m-100-hispano-suiza-12ybbrs/) не более 960 л.с., ну а М-103А - 1000 л.с. и год запуска в производство 1937...
  16. +1
    14 августа 2019 11:09
    Цитата: Грац
    я бы не сказал что французская предвоенная армия уступала англии, если брать сухопутную часть без флота

    тут вопрос спорный.
    в танковых войсках у англичан была гораздо совершеннее тактика и орг. структуры, французы имели формально качественное превосходство в танках, но англичане производили все-таки более практичные машины. С другой стороны, ПТО в армии англии вообще никуда не годилась, а французское было адекватным в 40 году. На мой взгляд, у французов было сильно получше с размерами армии и со снабжением техники, а у англичан получше с доктриной и технологическим качеством. Но это понятно - англичане строили флот, а не армию.
  17. 0
    16 сентября 2019 13:34
    Хорош тем, что подготовил французских летчиков к выбору самолетов Як.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»