ВТС «Ладога». Специальный транспорт для особых задач

44
Риск массированного ракетно-ядерного удара вероятного противника предъявлял особые требования к организации управления войсками и гражданскими структурами. Требовались защищенные командные пункты и особые командно-штабные машины. Интересный вариант специальной техники для командиров и руководителей был создан в рамках проекта ВТС «Ладога».

ВТС «Ладога». Специальный транспорт для особых задач
Одна из построенных машин "Ладога". Фото Alternathistory.com




Особое задание


Заказ на разработку перспективного высокозащищенного транспортного средства (ВТС) появился в самом конце семидесятых годов. Разработку ВТС поручили КБ-3 Ленинградского Кировского завода. Руководителем проекта стал заместитель генерального конструктора КБ-3 В.И. Миронов. В 1982 г. для продолжения работ по ВТС в составе КБ-3 создали специальное конструкторское подразделение – КБ-А.

К новой машине предъявлялись особые требования. Она должна была основываться на существующих комплектующих и иметь максимальную унификацию с серийной техникой. При этом требовалось обеспечить высокий уровень защиты и возможность работы в условиях радиационного, химического и биологического заражения. Заказчик требовал организовать эргономичный и комфортный обитаемый отсек с развитым набором средств связи. По сути, речь шла о командно-штабной машине с рядом характерных особенностей для командования высшего уровня.

Перспективный образец получил обозначение ВТС «Ладога». За основу для такой машины взяли отработанное серийное шасси основного танка Т-80. Часть агрегатов танка заимствовалась в исходном виде, тогда как прочие узлы пришлось разрабатывать заново. В рамках проекта «Ладога» предложили и реализовали целый ряд конструкторских решений, ранее не использовавшихся при создании отечественных бронемашин, что позволило получить желаемые результаты.

Особенности конструкции


Базовое танковое шасси сохранило основные детали корпуса, но лишилось подбашенного листа и внутренних агрегатов боевого отделения. Вместо них смонтировали надстройку-рубку для размещения новой аппаратуры и рабочих мест экипажа. Надстройка изготавливалась из броневой стали и обеспечивала определенную защиту. Изнутри обитаемый отсек имел противонейтронный подбой.


ВТС "Ладога" с другого ракурса. Фото журнала "Техника и вооружение"


На «Ладоге» использовался газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. Двигатель комплектовался системой сдува пыли с лопаток, что упрощало его эксплуатацию на зараженной местности и последующую дезактивацию. Трансмиссия осталась прежней. На левой надгусеничной полке поместили электроагрегат в виде компактного ГТД и генератора мощностью 18 кВт. Это изделие должно было обеспечивать энергоснабжение систем на стоянке.

Конструкция ходовой части не изменялась и полностью заимствовалась у Т-80. Шестикатковое шасси с торсионной подвеской показывало высокие характеристики подвижности и не нуждалось в улучшении.

Обитаемый отсек разделялся стенкой на два отделения. В носовой части корпуса располагалось отделение управления с двумя рабочими местами, в т.ч. с постом водителя. Доступ в отделение обеспечивался двумя люками в крыше и лазом в основной отсек. Люки комплектовались набором смотровых приборов для вождения днем и ночью.


Интерьер обитаемого отсека, левое переднее рабочее место. Фото Twitter.com/skylancer7441


Основная часть обитаемого отсека, помещенная внутри надстройки, предназначалась для пассажиров в лице представителей высшего командования. Для них предназначалось несколько комфортных кресел, столики и т.д. Посадка в машину выполнялась через люк в задней части левого борта надстройки. Он имел крупную откидную створку и опускаемую аппарель со ступеньками.

В распоряжении пассажиров имелись развитые средства связи разного назначения. По некоторым данным, оборудование «Ладоги» обеспечивало даже управление стратегическими ядерными силами. Также экипаж получил развитые средства наблюдения за обстановкой. Как минимум, один образец ВТС получил мачту с видеокамерами для кругового обзора. Это устройство помещалось на крыше надстройки, а видеосигнал передавался на внутренние мониторы.

Определенный интерес представляли штатные средства внутренней связи. Экипаж ВТС и командование использовали танковое переговорное устройство и шлемофоны. Однако вместо массовых матерчатых шлемофонов использовались специально разработанные, выполненные из хорошей кожи. Они предназначались как для экипажа, так и для перевозимого командования.


Шлемофон для экипажа и пассажиров ВТС. Фото Yaplakal.com


Большое внимание уделялось коллективной защите от оружия массового поражения. Помимо стандартных решений, характерных для отечественной бронетехники, использовались некоторые новые идеи. Так, в зависимости от обстановки, подача воздуха могла осуществляться от фильтровентиляционной установки или из отдельного баллона, установленного на корме надстройки. Внутри и снаружи корпуса устанавливались различные средства для контроля за обстановкой и проведения измерений. В защищенном отсеке имелся запас воды и продовольствия. С его помощью экипаж мог продержаться 48 ч.

По своим габаритам ВТС «Ладога» почти не отличалось от базового основного танка, но масса сократилась до 42 т. Ходовые характеристики остались на том же уровне. Специальная бронемашина могла передвигаться по дорогам и пересеченной местности и преодолевать препятствия. Предусматривалась ли установка оборудования для подводного вождения – неизвестно.

«Ладога» на испытаниях


В первой половине восьмидесятых на ЛКЗ построили первый образец ВТС «Ладога» и вывели его на испытания. Технику проверяли на разных местностях и в разных условиях. Полигонами для техники стали пустыня Каракум, горные массивы Копетдаг и Тянь-Шань, а также некоторые районы Крайнего Севера. Опытная машина успешно преодолевала назначенные трассы и поддерживала требуемые условия внутри защищенного объема.


"Ладога" с б/н 317 в Чернобыле. Фото журнала "Техника и вооружение"


Новый этап испытаний и проверки техники в самых сложных условиях начался весной 1986 г. и был связан с аварией на Чернобыльской АЭС. В первых числах мая «Ладогу» с бортовым номером «317» перебросили из Ленинграда в Киев. Далее машина отправилась к месту аварии. Высокозащищенному транспортному средству и его экипажу предстояло проводить разведку местности, а также показывать возможности техники в условиях радиационного загрязнения.

Эксплуатация ВТС «Ладога» в зоне аварии осуществлялась особым отрядом, включавшим экипаж машины, службы санобработки и дозиметрии, а также врачей и специалистов обеспечения. В некоторых рейсах ВТС к экипажу присоединялись представители руководящих органов.

«Ладога» выполняла достаточно сложные работы. Ей приходилось обследовать различные участки местности, проводя наблюдения и выполняя замеры. Осуществлялась видеосъемка объектов, упрощавшая планирование работ. ВТС действовала как на удалении от ЧАЭС, так и непосредственно на ней, в т.ч. в разрушенном машинном зале.


"Ладога" на площадке парка "Патриот". Фото Парк-отель "Патриот" / vk.com/sssr_hotel


Подобная эксплуатация ВТС «Ладога» продолжалась до начала осени. Затем машина прошла тщательную дезактивацию, и 14 сентября ее отправили обратно в Ленинград. В дальнейшем «Ладога» №317 использовалась в качестве платформы для проведения различных исследований и опытов. После эксплуатации в зоне аварии бронемашина сохраняла хорошее техническое состояние, хотя работа на зараженной местности оставила свои следы.

Малой серией


По разным данным, изделие «Ладога» строилось малой серией. В течение восьмидесятых годов ЛКЗ выпустил не более 4-5 подобных машин, включая опытный образец для испытаний в разных районах страны. К сожалению, подробные сведения о строительстве и эксплуатации такой техники – за исключением борта «317» – пока отсутствуют.

По всей видимости, к дефициту информации привела роль ВТС. «Ладоги» предназначались для обслуживания высшего военного и политического руководства страны, а подобная работа не позволяет публиковать слишком много информации. Время от времени появляются разные отрывочные сведения об эксплуатации или базировании такой техники, но полную картину составить не удается.

К радости любителей военной техники, недавно одно из выпущенных ВТС «Ладога» теперь является общедоступным музейным экспонатом. В конце июля бронемашина с бортовыми номерами «104 / 180» прибыла в филиал парка «Патриот» в г. Каменск-Шахтинский (Ростовская обл.) и вошла в состав его экспозиции.

По тем или иным причинам, музейная «Ладога» на данный момент имеет неудовлетворительное состояние. Отсутствуют некоторые агрегаты, снято внутреннее оснащение обитаемого отсека, имеются многочисленные повреждения как краски, так и самой конструкции. Остается надеяться, что новые хозяева уделят уникальной машине достаточно внимания, и в будущем она будет выглядеть так же, как после выхода из сборочного цеха.

Точные сведения о состоянии и принадлежности прочих выпущенных ВТС «Ладога» пока отсутствуют. Возможно, они появятся в будущем. Также нельзя исключать, что оставшиеся образцы со временем станут музейными экспонатами – как уже выставленная машина «104 / 180».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    14 августа 2019 18:14
    Да, вот она косность мышления, имея такой комфортабельный салон и кресла, "экипаж" вполне можно было просто снабдить наушниками и микрофоном, но дали шлемофоны, кожаные. Интересно "кожанки" экипажу не выдавали?
    1. +12
      14 августа 2019 18:24
      Это все-таки танк и работать должен был в условиях ядерной войны. Наушники - это конечно хорошо, но когда дороги раздолбаны взрывами и вместо городов руины - на ходу на развалинах впилишься лбом в люк. наушники не спасут. А микрофон вообще на кочке проглотишь
      1. 0
        14 августа 2019 19:14
        Цитата: RWMos
        Это все-таки танк и работать должен был в условиях ядерной войны. Наушники - это конечно хорошо, но когда дороги раздолбаны взрывами и вместо городов руины - на ходу на развалинах впилишься лбом в люк. наушники не спасут. А микрофон вообще на кочке проглотишь

        Ага, осталось добавить, что он еще пехоту в атаку за собой вести должен был. Вы хоть понимаете, ДЛЯ КОГО эти машины предназначались? На них должны были кататься высшее политическое руководство страны, считай члены ЦК. И уж там где они бы ездили, дороги взрывами раздолбаны не были, их бы уже инженеры сгладили бы. Да и не танк это, а КШМ.
        1. +8
          14 августа 2019 19:20
          laughing Ну тогда и броню надо убрать - нафига она, коль по хайвею кататься. Радиопоглощающее покрытие типа свинца - в разы эффективней. Да и гусеницы тогда надо снять - на колесах быстрее.
          С какого перепуга вы взяли. что этот танк будет шариться по расчищеному?! Он на то и особо защищеная машина, чтоб в случае чего усайгачить в лес - и вон, до 48 часов командовать РВСН!
          1. -2
            14 августа 2019 19:36
            С какого перепуга вы взяли. что этот танк будет шариться по расчищеному?! Он на то и особо защищеная машина, чтоб в случае чего усайгачить в лес - и вон, до 48 часов командовать РВСН!

            Война может начаться в тот момент, когда ты распекаешь подчиненных за пожары и наводнения в Иркутской области. Тут не до командования, дал добро на ответный удар и быстрей в ближайшую нору. Вот Ладога тебя из норы вытащит и до правильного телефона довезет - командуй. А дорожку, как правильно заметил знающий товарищ svp67, смертнички уже расчистят. tongue
            1. +6
              14 августа 2019 22:23
              Ещё немного картинок:



            2. 0
              15 августа 2019 08:54
              как правильно заметил знающий товарищ svp67, смертнички уже расчистят

              Мнение "знающего" товарища единственно верное, остальные исправно подчищаются.
          2. +4
            14 августа 2019 19:50
            Цитата: RWMos
            Он на то и особо защищеная машина, чтоб в случае чего усайгачить в лес - и вон, до 48 часов командовать РВСН

            Прстите, но Вы не поняли смысла написанного. Да, часть этих машин имела средствами связи с ПУ РВСН, типа "ядерного чемоданчика", а на 48 часов, то есть двое суток, в машине находились продукты и вода, на весь экипаж, все таки техника, она и поломаться может
            Цитата: RWMos
            Ну тогда и броню надо убрать - нафига она, коль по хайвею кататься.

            А Вы к слову не видите, что у нее на ВЛД установлено? Внешние топливные баки, а не ДЗ. Броня, для защиты от радиации, в случае прохода через зоны заражения. Хайвей, не хайвей, но у Т-80 самая комфортная подвеска из наших танков, и даже по кочкам он идет очень хорошо. Ну и конечно кресла, очень комфортабельные, танкистам о таких можно только мечтать
        2. Комментарий был удален.
        3. 0
          15 августа 2019 11:21
          Цитата: svp67
          На них должны были кататься высшее политическое руководство страны, считай члены ЦК.
          Не кататься, а перемещаться по зараженной местности,по мере необходимости, возможно в средствах индивидуальной защиты, ну как ты под противогаз микрофон пристроишь?Так что шлемофон со всеми его атрибутами здесь очень даже к месту.
          1. 0
            15 августа 2019 16:03
            Цитата: Плохиш
            Так что шлемофон со всеми его атрибутами здесь очень даже к месту.

            Обычные наушники с ларингами или микрофоном были бы еще лучше
            1. +1
              15 августа 2019 23:18
              Цитата: svp67
              Обычные наушники с ларингами были бы еще лучше

              Нет, не лучше, вспомни как сам, первый раз внутри танка или другой железки оказался, сколько шишек набил пока приноровился? А тут дяденька из ЦК в преклонном возрасте,возможно ни разу не военный (или кавалерист бывший), или думаете у них регулярные тренировки и учения проходили? Нет! стояла эта рота специальных транспортных средств в одном из подмосковных гарнизонов, на отдельно огороженной территории, все перемещения только внутри парка, для поддержания навыков мехводов использовалась матчасть соседей.
              1. 0
                15 августа 2019 23:24
                Цитата: Плохиш
                спомни как сам, первый раз внутри танка или другой железки оказался, сколько шишек набил пока приноровился?

                Но это далеко не танк, в плане эргономики. Там достаточно свободного места и есть отличные кресла, что бы шишек себе не набить. Думаю, не стоит выкладывать фото немцев, провоевавших ту войну без шлемаков, в в одних наушниках.
                Цитата: Плохиш
                А тут дяденька из ЦК в преклонном возрасте,возможно ни разу не военный (или кавалерист бывший), или думаете у них регулярные тренировки и учения проходили?
                Да в то м то и дело, что к шлемофону еще привыкнуть надо, да и жарко в нем, наушники, в этом плане более комфорты, для пожилых людей
                1. 0
                  15 августа 2019 23:35
                  К чему привыкнуть? Тангенту повесить на третью пуговицу и пальчиком нажимать? Жарко не будет, там кондей имеется и не один( в салон и для спецаппаратуры). Там ведь еще и средств связи напихано как в Р-142.
                  1. 0
                    15 августа 2019 23:37
                    Цитата: Плохиш
                    К чему привыкнуть?

                    Как Вам фото одного из инженеров-испытателей данного "пепелаца"?


                    П.С. Кстати даже шлемафоны в этой машине были уникальные, из хорошо выделанной тёмно-вишнёвой кожи, для мехвода с ларингофоном, а для члена ЦК и офицера связи с гарнитурой(такой как на картинке выше) .
                    Это вот от сюда:
                    https://www.yaplakal.com/forum11/topic1449103.html
      2. 0
        15 августа 2019 09:25
        ВИП бтр, вот в Сирии что-то похожее мелькало.
      3. 0
        15 августа 2019 23:42
        Цитата: RWMos
        А микрофон вообще на кочке проглотишь


        П.С. Кстати даже шлемафоны в этой машине были уникальные, из хорошо выделанной тёмно-вишнёвой кожи, для мехвода с ларингофоном, а для члена ЦК и офицера связи с гарнитурой(такой как на картинке выше) .
        https://www.yaplakal.com/forum11/topic1449103.html
    2. +3
      14 августа 2019 18:26
      Не очень понятно, откуда в салоне шумоизоляция? О ней в статье - ни слова. На примере раллийных машин, с которых снимают все "лишнее", начиная с шумоизоляции, так, что пилот со штурманом, сидя бок о бок, общаются через ларингофоны/микрофоны, в "Ладоге" могли пойти путем отказа от шумоизоляции в пользу шлемофонов. Выглядит разумным.
      1. +1
        14 августа 2019 18:55
        Интересно, нынешнее командование чем-то подобным располагает?
        1. +2
          14 августа 2019 19:00
          Интересно, нынешнее командование чем-то подобным располагает?

          Наверняка. Когда в 80-х появилась эта хрень, то была она жутко секретной (хотя чего там секретить?).
          При показухах на спецполигонах выезжала последней. Солдат-срочников разворачивали кругом, а замполиты пасли, чтоб не оглянулись. laughing
        2. 0
          14 августа 2019 19:18
          Цитата: Chaldon48
          Интересно, нынешнее командование чем-то подобным располагает?

          Командование их и не имело, эти машины были для руководства страны, у командования армии своя техника была. Эти машины, вроде "бизнес-джетов".
          1. 0
            15 августа 2019 00:19
            "Бизнес - джеты" есть бронированые "Мерседесы", броня, конечно, по сравнению с Т-80, полный нуль, но какой комфорт! А "ядерный чемоданчик" можно и на каленках подержать.
      2. +2
        14 августа 2019 19:17
        Цитата: Проктолог
        Не очень понятно, откуда в салоне шумоизоляция? О ней в статье - ни слова.

        Сам Т-80 обладает интересной особенностью, он самый тихий из наших танков, благодаря своему двигателю, основной шум направляет в корму, а спереди его бывает вообще не слышно. Плюс подбой, он то же не плохо глушит звуки и вибрации брони.
  2. +7
    14 августа 2019 18:43
    Буквально вчера в комментариях автору писали, что журналистика, особенно "техническая", не для него. При наличии большого обьема информации о машине, это худшая из статей о ней. Даже в Википедии лучше.
    Рекомендую статью Миронова "ВТС "Ладога" в журнале ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ за октябрь 2012 года.
    Несколько фото из вышеназванной статьи.
    1. +3
      14 августа 2019 18:44

      Рабочее место механика-водителя.
      1. +4
        14 августа 2019 18:45

        Интерьер салона.
    2. -1
      14 августа 2019 21:04
      Буквально вчера в комментариях автору писали, что журналистика, особенно "техническая", не для него.

      Не надо грязи - хороший автор .
      1. +2
        14 августа 2019 21:14
        У всех свой вкус, своя манера: папа любит арбуз, а мама офицера.
  3. 0
    14 августа 2019 19:30
    Хорошо, допустим начальство выжило и влезло в эти девайсы. А кем командовать собрались, народ-то, то бишь исполнители уже неживые.
    1. +1
      14 августа 2019 20:04
      исполнители уже неживые.

      По реальным расчетам, после полного размена ядерными ударами выживало до 40% населения СССР в основном в сельской местности. Структуры управления, даже при первом массированом (более 50% зарядов) сохранялись на уровне "между регионами". Сейчас, после разоружения, прогноз гораздо оптимистичней.
    2. +3
      15 августа 2019 12:54
      Цитата: Ros 56
      Хорошо, допустим начальство выжило и влезло в эти девайсы. А кем командовать собрались, народ-то, то бишь исполнители уже неживые.

      Как раз исполнители-то живые - вооружённые силы с 50-х годов прошлого века готовились действовать в условиях ядерной войны и радиационного заражения местности. Все эти подбои и ФВУ не зря делались - у находившихся внутри техники шансы выжить были большие.
  4. KCA
    0
    14 августа 2019 19:41
    Ну прикольно, дезактивацию провели, дурь не надо писать, смыть с бортов грязь можно, а наведённую радиацию тоже шампунем смыть? Если непосредственно на ЧАЭС трактор катался, его только в отстой на веки вечные, ну или расплавить в мартене 60 тонн с 600 тоннами чистого лома, хотя всё-равно датчики могут на таможне засечь
    1. 0
      14 августа 2019 20:31
      А мартен где возьмете?
      1. +1
        14 августа 2019 21:26
        ... хотя работа на зараженной местности оставила свои следы.


        И что здесь имелось в виду под "следами" , заначенная фляга с "шилом" под задним сиденьем?
      2. KCA
        0
        14 августа 2019 21:43
        С отстойников в зоне заражения ЧАЭС ушло практически всё из чермета, что там было, про цветмет можно и не говорить, я нигде не найду мартен, но куда-то сплавили все БТР, МТЛБ и прочее, прочее, есть, видимо, в/на, или были, действующие мартеновские печи, без переплавки наведённое железо не сплавить, слишком фон велик, а на любом таможенном посту стоят датчики, на суда досмотровая группа тоже с регистратором излучения заходит, если не со стороны в/на, то у страны импортёра точно
        1. +2
          14 августа 2019 21:56
          Резать технику начали потихоньку еще в 2006 году. В 2012 ее резали уже полным ходом.
          Вы, очевидно, не понимаете разницу между наведенной радиоактивностью и радиоактивным загрязнением.
          И если наведенная радиоактивность "устранима" только естественным путем, пока не пройдет распад активированных изотопов, то радиоактивное загрязнение устраняется различными способами дезактивации, как физико - химическими, так и механическими, вплоть до пескоструйки.
          Техника Чернобыльской зоны фонила за счет радиоактивного загрязнения, которое устранимо.
          Для того, чтобы активировать наведенную радиоактивность в каких то значительных уровнях, надо значительно больше времени. При расчетах материалов реакторов начинают минимум с пяти лет.
          1. KCA
            +1
            14 августа 2019 22:34
            Я и писал что радиоактивную грязь можно смыть, а наведённую радиацию нет, время, требующееся для перевода стабильных элементов в нестабильные зависит от мощности излучения и от самого материала, например полиэтилен, свинец, да даже некоторые сорта нержавеющей стали весьма устойчивы, а вот чугуний, обычная сталь легко заводятся под воздействием излучения, и остановить процесс, до полного распада нельзя, полураспад различных изотопов железа от миллисекунд, до миллионов лет
        2. +1
          14 августа 2019 22:11
          Цитата: KCA
          про цветмет можно и не говорить

          Весь Чернобыль давно уже разграбили. Печальное зрелище, ни одной целой квартиры не осталось. Кому горе, а кому мародерка с наживой.
        3. +1
          15 августа 2019 00:13
          Кнам в прибалтику пытались на переплавку по тихому привезти, так сталивары отказались работать,после на приемке датчики поставили
    2. 0
      14 августа 2019 21:23
      Думаю тот, как вы выразились "трактор", не только расплавили, но и захавали после изучения последствий пребывания в машинном зале. Получив эксклюзивные данные, я думаю в то время люди были не настолько "безбашенные", чтобы рядом с фонящей техникой находится.
      1. KCA
        0
        14 августа 2019 21:34
        Тогда безбашенных не было, а вот после 1991? Самолично ходил мимо огороженного отстойника со слабофонящами железяками, огорожен просто забором, правда внутри другого забора с КСП и 3-мя контурами сигнализации, железяки там лежат уже 70 лет, и сколько ещё лежать будут, я не знаю, возможно вечно, в пределах человеческого понимания данного временного периода.
    3. +3
      14 августа 2019 21:24
      Тем не менее, почти всю (если не всю) бронетехнику оттуда с "отстоев" попёрли, а уж что с ней потом делали известно только тем, кто с этого поимел определённый гешефт.
      1. +3
        14 августа 2019 21:32
        Какие "следы" имел ввиду автор, предположить крайне трудно, но компентирующие, очевидно, говорят о наведенной радиоактивности. Это вопрос сложный, так как ее уровень зависит от материала и времени и интенсивности воздействия нейтронного излучения.
        1. +3
          14 августа 2019 21:35
          Спасибо, Вик. Меня от этого дела в Чернобыле уберёг бог в лице моего военкоматовского приятеля капитана Серёги Маликова. Вечная моя ему благодарность.
  5. 0
    15 августа 2019 03:11
    У нас что не техника , то хрен апокалипсису.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»