Лазерное оружие на боевых самолётах. Можно ли ему противостоять?

36
Появление новых технологий неизменно изменяет облик оружия и тактики ведения боевых действий. Нередко появление нового типа оружия полностью «закрывает» оружие предыдущего поколения. Огнестрельное оружие полностью вытеснило луки и стрелы, а создание танков привело к исчезновению кавалерии.





Не меньшие изменения могут происходить в рамках одного типа вооружений, по мере изменения его характеристик. Например, на примере пилотируемой авиации можно увидеть, как изменялись конструкции самолётов и их вооружения, и в соответствии с этим менялась тактика воздушной войны. Перестрелки пилотов из личного оружия пилотов первых деревянных бипланов сменились ожесточёнными маневренными воздушными боями Второй мировой войны. В войне во Вьетнаме началось применение управляемых ракет воздух-воздух (В-В), и в настоящий момент дальний воздушный бой с применением управляемого ракетного оружия считается основным способом боестолкновения в воздухе.


Эволюция боевых самолётов за 100 лет


Оружие на новых физический принципах


Одним из важнейших направлений развития вооружений в XXI веке можно считать создание оружия на новых физических принципах (НФП). Несмотря скептицизм, с которым многие воспринимают оружие на НФП, его появление может радикальным образом изменить облик вооружённых сил недалёкого будущего. Говоря об оружии на НФП, в первую очередь подразумевают лазерное оружие (ЛО) и кинетическое оружие с электрическим/электромагнитным разгоном снаряда.

Ведущие державы мира вкладывают огромные средства в развитие лазерного и кинетического оружия. Лидерами по количеству реализуемых проектов являются такие страны, как США, Германия, Израиль, КНР, Турция. Политико-географический разброс проводимых разработок не позволяет предполагать о «заговоре», с целью увода противника (России) в заведомо тупиковое направление развития вооружений. Для проведения работ, в частности, по созданию лазерных вооружений, задействованы крупнейшие оборонные концерны: американские Lockheed Martin, Northrop Grumman, Boeing, General Atomic и General Dynamics, немецкие Rheinmetall AG и MBDA, и многие другие.

Когда говорят о лазерном оружии, то часто вспоминают негативный опыт, полученный в XX веке в рамках советских и американских программ создания боевых лазеров. Здесь надо учитывать ключевое отличие – лазеры того периода, способные обеспечить мощность, достаточную для поражения целей, были или химическими, или газодинамическими, что обуславливало их значительные размеры, наличие горючих и токсичных компонент, неудобство эксплуатации и низкий КПД. Непринятие на вооружение боевых образцов по результатам тех испытаний многими было воспринято как окончательный крах идеи лазерного оружия.

В XXI веке акцент сместился на создание волоконных и твердотельных лазеров, получивших широкое распространение в промышленности. Одновременно значительно продвинулись технологии наведения и сопровождения цели, реализованы новые оптические схемы и пакетное совмещение лучей нескольких лазерных блоков в единый луч с использованием дифракционных решёток. Всё это сделало появление лазерного оружие близкой реальностью.


Химический лазер MIRACL, созданный 1980 году, и новейший волоконный боевой лазер компании Rheinmetall


В настоящий момент можно считать, что поступление серийного лазерного оружия в вооружённые силы ведущих стран мира уже началось. В начале 2019 года компания Rheinmetall AG сообщила об успешном завершении испытаний боевого лазера мощностью 100 кВт, который может быть интегрирован в систему противовоздушной обороны MANTIS вооружённых сил бундесвера. Армия США заключила контракт с компаниями Northrop Grumman и Raytheon на создание лазерного оружия мощностью 50 кВт для оснащения боевых машин Stryker, переоборудуемых для миссии ПВО малой дальности (М-SHORAD). Но наибольший сюрприз преподнесли турки, применив наземный лазерный комплекс для поражения боевого беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в ходе реальных боевых действий в Ливии.


Китайский разведывательно-ударный БПЛА, сбитый турецким боевым лазером в Ливии


В настоящий момент большая часть лазерного оружия разрабатывается для применения с наземных и морских платформ, что вполне объяснимо меньшими требованиями, накладываемыми на разработчиков лазерного оружия в части массогабаритных характеристик и энергопотребления. Тем не менее, можно предположить, что наибольшее влияние лазерное оружие окажет на облик и тактику применения боевой авиации.

Лазерное оружие на боевых самолётах


Возможность эффективного использования лазерного оружия на боевых самолётах обусловлена следующими факторами:
— высокой проницаемостью атмосферы для лазерного излучения, увеличивающейся с ростом высоты полёта;
— потенциально уязвимых целей в виде ракет воздух-воздух, особенно с оптическими и тепловыми головками самонаведения;
— массогабаритными ограничениями, накладываемыми на противолазерную защиту самолётов и авиационных боеприпасов.

В настоящий момент наибольшую активность в вопросе оснащения боевой авиации лазерным оружием проявляют США. Одним из наиболее вероятных кандидатов на установку ЛО является самолёт пятого поколения F-35B. В процессе установки демонтируется подъёмный вентилятор, обеспечивающий F-35B возможность вертикального взлёта и посадки. Вместо него должен быть установлен комплекс, включающий электрогенератор с приводом от вала реактивного двигателя, система охлаждения и лазерное оружие с системой наведения и удержания луча. Предполагаемая мощность должна составить от 100 кВт на начальном этапе, с последующим поэтапным увеличением до 300 кВт и до 500 кВт. С учётом наметившегося прогресса в создании лазерного оружия, можно ожидать первых результатов после 2025 года и появления серийных образцов с лазером 300 кВт и более после 2030 года.


F-35B с интегрированным комплексом лазерного оружия


Другим разрабатываемым образцом является комплекс SHiELD компании Lockheed Martin для оснащения истребителей F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon. Наземные испытания комплекса SHiELD успешно прошли в начале 2019 года, воздушные тесты запланированы на 2021 год, поступление на вооружение планируется после 2025 года.

Помимо создания лазерного оружия, не менее важным является разработка компактных источников электропитания. В этом направлении работы также активно ведутся, например, в мае 2019 года британская компания Rolls-Royce продемонстрировала компактную гибридную энергоустановку для боевых лазеров.

Таким образом, можно с высокой вероятностью предположить, что в ближайшие десятилетия лазерное оружие займёт свою нишу в арсенале боевых самолётов. Какие задачи оно будет решать в этом качестве?

Применение лазерного оружия боевыми самолётами


Основной декларируемой задачей лазерного оружия на борту боевых самолётов должен стать перехват атакующих ракет противника типа воздух-воздух и землях-воздух (З-В). В настоящий момент подтверждена возможность перехвата неуправляемых миномётных мин и снарядов реактивных систем залпового огня лазерами мощностью от 30 кВт (оптимальным считается значение от 100 кВт) на дальности в несколько километров. Уже приняты на вооружение и активно эксплуатируются системы постановки лазерных и оптических помех, обеспечивающие временное ослепление чувствительных оптических головок переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК).


Основная задача лазерного оружия – перехват атакующих ракет В-В и З-В


Таким образом, появление на борту самолётов лазерного оружия мощностью от 100 кВт и выше, позволит обеспечить защиту самолёта от ракет В-В и З-В с оптическими и тепловыми головками самонаведения, то есть ракет ПЗРК и ракет В-В малой дальности. Причём такие ракеты скорее всего будут поражаться на расстоянии до пяти километров или более в короткий промежуток времени. В настоящий момент наличие всеракурсных ракет В-В малой дальности считается одной из причин отсутствия необходимости в ведении маневренного ближнего боя, поскольку сочетание технологии «прозрачной брони» и продвинутых систем наведения позволяет наводить ракетное вооружение без существенного изменения положения самолёта в пространстве. Ограниченные массогабаритные характеристики ракет В-В и ракет ПЗРК сделают затруднительным установку на них эффективной противолазерной защиты.

Лазерное оружие на боевых самолётах. Можно ли ему противостоять?

Ракеты В-В малой дальности и ПЗРК могут стать первыми «жертвами» авиационного лазерного оружия


Следующими кандидатурами на поражение лазерным оружием станут ракеты В-В и З-В большой и средней дальности, на которых применяются активные радиолокационные головки самонаведения (АРЛГСН). В первую очередь возникает вопрос создания радиопрозрачного защитного материала, обеспечивающего защиту полотна АРЛГСН. Помимо этого, отдельного изучения требуют процессы, которые будут происходить при облучении головного обтекателя лазерным излучением. Возможно, что образующиеся при этом продукты нагрева будут препятствовать прохождению радиолокационного излучения и срыву захвата цели. Если решение этой проблемы не будет найдено, то придётся возвращаться в радиокомандному наведения ракет В-В и З-В непосредственно самолётом или зенитно-ракетным комплексом (ЗРК). А это вновь вернёт нас к проблеме ограниченного количества каналов для одновременного наведения ракет и необходимости сохранять курс самолёта вплоть до поражения цели ракетами.

С ростом мощности лазерного излучения может осуществляться поражение не только элементов системы самонаведения, но и других конструктивных элементов ракет В-В и З-В, что потребует их оснащения противолазерной защитой. Применение противолазерной защиты увеличит габариты и массу, существенно снизит характеристики по дальности, скорости и маневренности ракет В-В и З-В. Помимо ухудшения тактико-технических характеристик (ТТХ), затрудняющих поражение цели, ракеты с противолазерной защитой будут более уязвимы для высокоманевренных противоракет типа CUDA, которым защита от лазерного излучения не потребуется.


Малогабаритные высокоманевренные ракеты В-В типа CUDA


Таким образом, появление на боевых самолётах лазерного оружия в какой-то степени является игрой в одни ворота. Для защиты ракет В-В и З-В от поражения лазером потребуется их оснащение противолазерной защитой, увеличение скорости полёта до гиперзвуковой для минимизации времени нахождения в зоне излучения лазера и, возможно, отказ от головок самонаведения. При этом боекомплект более крупногабаритных и массивных ракет В-В и З-В уменьшится, а сами они будут более подвержены перехвату малогабаритными высокоманевренными противоракетами типа CUDA.

Ограниченность боекомплекта самолётов пятого поколения, которая особенно проявится из-за роста размеров и массы ракет В-В, в сочетании с высокой вероятностью перехвата лазером или противоракетой, может привести к тому, что противоборствующие боевые самолёты с лазерным оружием на борту выйдут на дальность ближнего боя, вооружение для которого ещё более уязвимо для лазерного оружия.

Лазерное оружие и ближний воздушный бой (БВБ)


Допустим, что два боевых самолёта, расстреляв свой запас управляемых ракет В-В, вышли на дальность 10-15 км относительно друг друга. В этом случае лазерное оружие мощностью 300-500 кВт может осуществлять воздействие непосредственно на самолёт противника. Современные системы наведения на такой дальности вполне способны осуществлять точечное прицеливание лазерного луча на уязвимые элементы самолёта противника – кабину пилота, средства разведки, двигатели, приводы органов управления. При этом бортовое радиоэлектронное оборудование, исходя из оптической и радиолокационной сигнатуры конкретного летательного аппарата, может самостоятельно осуществлять выбор уязвимых точек и наведение на них лазерного луча.

Учитывая высокую скорость реакции, которую может обеспечить лазерное оружие, в результате боестолкновения с использованием ЛО на малой дальности скорее всего будут повреждены или уничтожены оба самолёта традиционной конструкции, в первую очередь погибнут оба пилота.

Одним из решений может стать разработка компактных высокоскоростных боеприпасов малой дальности с радиокомандным наведением, способных преодолеть защиту, обеспечиваемую лазерным оружием за счёт высокой скорости полёта и плотности залпа. Подобно тому, как для поражения одного современного танка, оснащённого комплексом активной защиты (КАЗ), требуется несколько противотанковых управляемых ракет (ПТУР), для поражения одного самолёта противника с лазерным вооружением может потребоваться одновременный залп определённого количества малогабаритных ракет ближнего боя.

Конец эпохи «невидимок»


Говоря о боевой авиации будущего нельзя не упомянуть о перспективной радиооптической фазированной антенной решетке (РОФАР), которая должна стать основой средств разведки боевой авиации. Пока неизвестны подробности о всех возможностях этой технологии, но потенциально появление РОФАР поставит крест на всех существующих технологиях снижения заметности. В случае, если с РОФАР возникнут сложности, то на перспективных самолётах будут использоваться продвинутые модели радиолокационных станций с активными фазированными антенными решётками (РЛС с АФАР), которые в сочетании с интенсивным применением технологий радиоэлектронной борьбы также способны существенно снизить эффективность технологии «stealth».


Технология РОФАР


Исходя из вышеизложенного можно предположить, что в случае появления на вооружении ВВС противника самолётов с лазерным оружием эффективным решением станет применение самолётов с большим числом вооружений на внешней подвеске. Фактическим произойдёт определённый «откат» к поколению 4+/4++ и актуальными моделями могут стать глубоко модернизированные Су-35С, Eurofighter Typhoon или F-15X. Например, Су-35С может нести вооружение на двенадцати точках подвески, Eurofighter Typhoon обладает тринадцатью точками подвески, модернизированный F-15X может нести до двадцати ракет В-В.


Истребители поколения 4+/4++ – Су-35С, Eurofighter Typhoon и F-15X


Ненамного меньшими возможностями обладает новейший российский многофункциональный истребитель Су-57. На внешних и внутренних подвесках Су-57 суммарно может находиться до двенадцати ракет В-В. Вполне вероятно, что для российских истребителей могут быть разработаны узлы подвески, обеспечивающие, по аналогии с истребителем F-15X, размещение нескольких боеприпасов на одном узле, что позволит увеличить боекомплект истребителей С-35С и Су-57 до 18-22 ракет В-В.


Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57


Вооружение


Сближение с самолётом, оснащённым лазерным оружием, может быть крайне опасно из-за высочайшей скорости реакции ЛО. В том случае, если это произошло, необходимо максимально повысить вероятность поражения противника в минимальный срок. В качестве одного из возможных решений могут быть рассмотрены скорострельные автоматические авиационные пушки калибра порядка 30 мм с управляемыми снарядами.


Управляемые снаряды MAD-FIRES планируется реализовать в калибрах вплоть до 20 мм


Наличие управляемых снарядов позволит атаковать самолёт противника с большего расстояния, чем это возможно при применении неуправляемых боеприпасов. При этом перехват снарядов калибра 30-40 мм лазером может быть затруднён из-за их малых габаритов и большого количества боеприпасов в очереди (15-30 снарядов).

Как уже говорилось ранее, лазерное оружие в первую очередь представляет угрозу для ракет с оптическими и тепловыми ГСН, а возможно, что и для ракет с АРЛГСН. Это повлияет на характер вооружения, применяемого боевыми самолётами для противодействия самолётам противника с ЛО. Основным вооружением, предназначенным для поражения самолётов с ЛО должны стать телеуправляемые ракеты В-В с защитой от лазерного излучения. В этом случае особое значение будут иметь возможности РЛС по одновременному наведению нескольких ракет В-В на цель.

Не менее важным моментом является оснащение ракет В-В и З-В прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД). Это позволит не только обеспечить ракете энергетику, необходимую для маневрирования на максимальной дальности, но и позволит уменьшить время воздействия ЛО за счёт высокой скорости ракеты на конечном участке полёта. Помимо этого, высокоскоростные ракеты В-В будут более сложной мишенью для противоракет типа CUDA.


Управляемая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности MBDA Meteor, оснащенная АРГСН и маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем


Ну и наконец часть боекомплекта истребителя должны составлять малогабаритные противоракеты, размещаемые по несколько единиц на одной точке подвески, способные осуществлять перехват ракет В-В и З-В противника.

Выводы


1. Появление лазерного оружия на боевых самолётах, особенно в сочетании с малогабаритными противоракетами, потребует увеличения возимого боекомплекта ракет В-В для боевых самолётов. Поскольку ёмкость внутренних отсеков самолётов пятого поколения ограничена, потребуется размещение ракет на внешней подвеске, что крайне отрицательно скажется на малозаметности. Это может означать определённый «ренессанс» самолётов поколения 4+/4++.

2. Лазерное оружие будет представлять исключительную опасность в ближнем бою, поэтому в случае неудачной атаки с большой и средней дальности пилоты по возможности будут избегать ближнего боя с самолётами, оснащёнными ЛО.

3. Возможность противостояния боевого самолёта поколения 4+/4++/5 с большим числом ракет В-В и малозаметного самолёта поколения 5 с лазерным оружием на борту определяется производительностью ЛО и противоракет по перехвату ракет В-В. Начиная с определённого момента тактика применения массированных пусков ракет В-В по самолётам, оснащённым ЛО и противоракетами, может стать неработоспособной, что потребует переосмысления концепции многофункциональных боевых самолётов, которую мы рассмотрим в следующем материале.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    15 августа 2019 18:20
    Управляемые снаряды калибра 25- 30мм для воздушного боя - это пять!
    1. AVM
      +2
      15 августа 2019 18:44
      Цитата: Е.С.
      Управляемые снаряды калибра 25- 30мм для воздушного боя - это пять!


      Это не мои выдумки - https://www.popmech.ru/weapon/news-480002-amerikantsy-ispitali-dvigatel-dlya-mad-fires/

      Согласно требованию Пентагона, новые боеприпасы должны быть пригодны для стрельбы из артиллерийских орудий калибра от 20 до 40 миллиметров.


      Конечно утверждать, что это будет реализовано, нельзя. Но для ВВС это не критичная технология. По мне, так она более важна для ВМФ и ПВО.
      1. KCA
        0
        16 августа 2019 03:21
        Попмеханика чрезвычайно авторитетный журнал, все ведущие диванные учёные, конструкторы, инженеры, военные, взахлёб зачитываются его статьями, которые в своё время журнал "Юный техник" не стал-бы публиковать, только вот если-бы был журнал "Ну очень юный техник", для детей от 5 до 10 лет
        1. +2
          16 августа 2019 04:37
          Цитата: KCA
          которые в своё время журнал "Юный техник" не стал-бы публиковать, только вот если-бы был журнал "Ну очень юный техник", для детей от 5 до 10 лет

          Вы так подробно объяснили, что для журнала "Техника молодёжи" места не оставили вовсе...
          Автор написал интересную статью о перспективах лазерного оружия в авиации, и хаять его труд, не предлагая к вниманию своего собственного, - просто неприлично.
          Вы прекрасно помните ролик от 1991 года:

          И воспринимался он с юмором и некоторой обречённостью, основанной на памяти о быстрой разрядке "батареек" для портативных магнитофонов и их весе.
          Сегодня, через тридцать лет как вы воспринимаете этот ролик, держа в руках смартфон?
          Что касается зарядки аккумуляторов, то она уменьшилась с нескольких часов до:
          Компания Samsung запатентовала заряжающийся за 12 секунд графеновый аккумулятор. Новые батареи буду обеспечивать высокую скорость зарядки, а заодно - защиту от высоких температур, передает ZDNet.
          Издание сообщает, что графен проводит электричество в 140 раз быстрее, нежели кремний. А это, в свою очередь, увеличивает скорость зарядки батареи в пять раз.

          Сидя на диване, естественно, трудно представить себе ЧТО-ТО...Но не за горами то время, если, разумеется, "супер-человеки" не уничтожат друг друга, когда фантастические теории и предположения будут рассматриваться в порядке обычных бытовых вещей.
          С техникой и вооружением это будет (может) происходить гораздо быстрее и грандиознее.
          Просто для этого нужно немного дольше пожить... yes
          P.S. В детстве я слушал музыку и сказки, записанные на шеллаковых граммофонных пластинках. Позже их заменили на виниловые, а вставки из журнала "Кругозор" были настолько популярны, что нашли продолжение на "носителях" из рентгеновских снимков.
          Мой первый магнитофон, купленный в 1972 году на заработанные мною деньги, был:

          Стоимостью около 140 рублей...
          Представьте, сколько изменений произошло с тех пор.
          Кстати, многие перспективы из "Юного техника" с успехом воплощены в реальность.
          hi
          1. 0
            23 октября 2019 10:48
            Если лазер на самолете будет способен давать 100 кВт импульс раз в полсекунды, то да - это может быть опасным оружием. А если зарядка выстрела будет длится от десятков секунд, то и заморачиваться с установкой какого "оружия" не стоит
  2. 0
    15 августа 2019 18:33
    Сейчас начнутся крики о том,что все лазерные проекты это попил и в общем "вы все врёти")))
    1. +2
      15 августа 2019 18:55
      все лазерные проекты это попил

      Причем тут попил? Речь о том что делят шкуру неубитого медведя. Нет пока такого оружия у авиации и неизвестно когда будет, а что работать нужно в этом направлении никто не отрицает. А вот когда создадут боевой лазер, размещающийся на истребителе, тогда в зависимости от его ТТХ и станет понятна тактика применения.

      Я тоже могу фантазировать не хуже автора: вот сейчас подгонят наши ребята из Сарова 100 мегаваттный компактный реактор и будем лазерной пушкой с орбиты топить авианосцы с одного выстрела. belay
  3. +4
    15 августа 2019 18:38
    Нда не статья а разочарование. Куча неточностей, все в кучу и необоснованные выводы.
    Вот только несколько примеров.

    - Автор пишет как о свершившемся факте
    Но наибольший сюрприз преподнесли турки, применив наземный лазерный комплекс для поражения боевого беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в ходе реальных боевых действий в Ливии.
    ЭТО НЕ ФАКТ А ВСЕ ЛИШЬ ДОМЫСЕЛ, может соответствующий истине а может и нет.
    - автор пишет
    появления серийных образцов с лазером 300 кВт и более после 2030 года.
    Ну не отнять от турбины истребителя ПРОТО ТАК МЕГАВАТТ мощности, что бы это сделать нужен РЕЗЕРВ В МЕГАВАТТ мощности. Думаете у F-35 он есть?
    - автор пишет
    Говоря о боевой авиации будущего нельзя не упомянуть о перспективной радиооптической фазированной антенной решетке (РОФАР),
    Статья же о лазерном оружии причем тут РОФАР?

    ИТД. ИТП.

    Выводы так де не обоснованы,
    -то что научатся сбивать ракеты В-В ближнего радиуса наверно правильно, но это НАОБОРОТ ПРИВЕДЕТ к стремлению вступить в ближний бой и
    воспользоваться пушкой.
    - на фоне прогноза установки на пятое поколение ЛО гипотеза о ренессансе поколения 4+ вообще несостоятельна (или автор предполагает оснастить ЛО старые самолеты?)
    1. AVM
      0
      15 августа 2019 18:50
      Цитата: bk316
      Нда не статья а разочарование. Куча неточностей, все в кучу и необоснованные выводы.
      Вот только несколько примеров.

      - Автор пишет как о свершившемся факте
      Но наибольший сюрприз преподнесли турки, применив наземный лазерный комплекс для поражения боевого беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в ходе реальных боевых действий в Ливии.
      ЭТО НЕ ФАКТ А ВСЕ ЛИШЬ ДОМЫСЕЛ, может соответствующий истине а может и нет.


      Может и нет, но преподносится так. А даже если и нет, то это вопрос ближайшего будущего. Я вообще предполагал, что первым ЛО применит Израиль.

      Цитата: bk316
      - автор пишет
      появления серийных образцов с лазером 300 кВт и более после 2030 года.
      Ну не отнять от турбины истребителя ПРОТО ТАК МЕГАВАТТ мощности, что бы это сделать нужен РЕЗЕРВ В МЕГАВАТТ мощности. Думаете у F-35 он есть?


      А какова мощность подъёмного вентилятора? И там не мегаватт. Для лазера 100 кВт потребуется 250-300 кВт мощности, для 300 кВт – 600-800 кВт.

      Цитата: bk316
      - автор пишет
      Говоря о боевой авиации будущего нельзя не упомянуть о перспективной радиооптической фазированной антенной решетке (РОФАР),
      Статья же о лазерном оружии причем тут РОФАР?


      При том, что она обесценит технологию Стелс, а без неё преимущество пятого поколения перед четвёртым не так явно.

      Цитата: bk316
      Выводы так де не обоснованы,
      -то что научатся сбивать ракеты В-В ближнего радиуса наверно правильно, но это НАОБОРОТ ПРИВЕДЕТ к стремлению вступить в ближний бой и
      воспользоваться пушкой.


      Лазер выжжет мозги пилоту раньше, чем он выйдет на позицию для атаки. Никакое маневрирование не сравниться со скоростью наведения ЛО.

      Цитата: bk316
      - на фоне прогноза установки на пятое поколение ЛО гипотеза о ренессансе поколения 4+ вообще несостоятельна (или автор предполагает оснастить ЛО старые самолеты?)


      Не автор, а ВВС США –
      Другим разрабатываемым образцом является комплекс SHiELD компании Lockheed Martin для оснащения истребителей F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon. Наземные испытания комплекса SHiELD успешно прошли в начале 2019 года, воздушные тесты запланированы на 2021 год, поступление на вооружение планируется после 2025 года.
      1. -2
        15 августа 2019 18:56
        //Я вообще предполагал, что первым ЛО применит Израиль.//
        Ну,боевое применение по нурс было. Правда инфа буде засекречена и мощность установки. До тех пор пока конкурирующие фирмы не засветятся. Може еще полгода,год думаю.
        Опять таки,это только ,ну скажем так,прототипы.
      2. 0
        15 августа 2019 19:05
        Лазер выжжет мозги пилоту раньше,

        Это как же? Сделать непрозрачную кабину пилота и шлем с дополненной реальностью КУДА КАК ПРОЩЕ чем боевой лазер. Да собственно его ж уже сделали.


        Для лазера 100 кВт потребуется 250-300 кВт мощности, для 300 кВт – 600-800 кВт.

        А для
        с последующим поэтапным увеличением до 300 кВт и до 500 кВт.

        Аккурат МЕГАВАТТ.


        воздушные тесты запланированы на 2021 год,

        Вот видите все это пока фантазии...
        1. AVM
          0
          15 августа 2019 19:44
          Цитата: bk316
          Лазер выжжет мозги пилоту раньше,

          Это как же? Сделать непрозрачную кабину пилота и шлем с дополненной реальностью КУДА КАК ПРОЩЕ чем боевой лазер. Да собственно его ж уже сделали.


          Правильно, об этом в следующей статье. Но это лишь часть решения. Т.к. на ближней дальности ЛО будет точечно работать по самолёту противника в автоматическом режиме, повреждая все уязвимые точки.

          Цитата: bk316
          Для лазера 100 кВт потребуется 250-300 кВт мощности, для 300 кВт – 600-800 кВт.

          А для
          с последующим поэтапным увеличением до 300 кВт и до 500 кВт.

          Аккурат МЕГАВАТТ.


          Предполагается использовать приводной вал двигателя F-35B, который обычно приводит в действие подъемный вентилятор, для привода генератора мощностью свыше 500 кВт (в режиме STOVL приводной вал выдает до 20 МВт мощности вала на подъемник-вентилятор).

          Цитата: bk316
          воздушные тесты запланированы на 2021 год,

          Вот видите все это пока фантазии...


          Так любой прогноз можно фантазиями назвать.
          1. +1
            16 августа 2019 13:08
            Так любой прогноз можно фантазиями назвать.

            Конечно. С научной точки зрения существуют факты и домыслы И БОЛЬШЕ НИЧЕГО. Прогнозы это домыслы, фантазии тоже домыслы, планы тоже домыслы, интерпретация фактов - домыслы.
            Вы же пишете статью как-будто это факты.
            Факты надо четко отделять от домыслов, изложение фактов должно быть точным.
            Если бы Вы явно написали - это мои личные фантазии на тему развития ЛО, не опирающееся на факты. Я бы с удовольствием почитал и похвалил за направление мысли...
            Я просто привык читать научную литературу уж извините laughing
      3. -1
        15 августа 2019 19:12
        Если Израиль первым предъявит работающее ЛО, то персы первыми предъявят Кассам с головным плазмогенератором, причем конструктив будет стоить 15 копеек
      4. +1
        16 августа 2019 05:28
        Лазер выжжет мозги пилоту раньше, чем он выйдет на позицию для атаки. Никакое маневрирование не сравниться со скоростью наведения ЛО.

        пожалуйста не выносите свое диванное видение практики воздушного боя. Активное маневрирование сведет на нет все ваши попытки прицеливания в "мозг пилоту".
        высокой проницаемостью атмосферы для лазерного излучения, увеличивающейся с ростом высоты полёта

        да вы чтооо? А про то, что облака образуются начиная с высот от 300м до 8-9км вы наверное не слышали? Или в вашей версии ВБ они происходят только с стратосфере? Или он будут проходит исключительно на пустынными районами Северной Африки и Аравии?
  4. +1
    15 августа 2019 18:48
    Круто. Но мысль ясна. ...Малозаметность не эффективна,а лазер это наше будущее. winked
  5. -1
    15 августа 2019 19:07
    Цитата: AVM
    Цитата: Е.С.
    Управляемые снаряды калибра 25- 30мм для воздушного боя - это пять!


    Это не мои выдумки - https://www.popmech.ru/weapon/news-480002-amerikantsy-ispitali-dvigatel-dlya-mad-fires/

    Согласно требованию Пентагона, новые боеприпасы должны быть пригодны для стрельбы из артиллерийских орудий калибра от 20 до 40 миллиметров.


    Конечно утверждать, что это будет реализовано, нельзя. Но для ВВС это не критичная технология. По мне, так она более важна для ВМФ и ПВО.

    Учебник 40-летней давности и логарифмическая линейка уверены в том, что диапазон наведения корректируемого 25-30мм снаряда будет соизмерим с разбросом снарядов в очереди.
    Смысла нет корректировать такой снаряд, отбирая на систему коррекции и без того маленький заряд ВВ такого снаряда
    1. AVM
      -1
      15 августа 2019 19:38
      Цитата: Е.С.
      Цитата: AVM
      Цитата: Е.С.
      Управляемые снаряды калибра 25- 30мм для воздушного боя - это пять!


      Это не мои выдумки - https://www.popmech.ru/weapon/news-480002-amerikantsy-ispitali-dvigatel-dlya-mad-fires/

      Согласно требованию Пентагона, новые боеприпасы должны быть пригодны для стрельбы из артиллерийских орудий калибра от 20 до 40 миллиметров.


      Конечно утверждать, что это будет реализовано, нельзя. Но для ВВС это не критичная технология. По мне, так она более важна для ВМФ и ПВО.

      Учебник 40-летней давности и логарифмическая линейка уверены в том, что диапазон наведения корректируемого 25-30мм снаряда будет соизмерим с разбросом снарядов в очереди.
      Смысла нет корректировать такой снаряд, отбирая на систему коррекции и без того маленький заряд ВВ такого снаряда


      Всё так, только разброс равномерно распределяется, а управляемые снаряды летят в цель. Если у Вас 2000 снарядов и Вы их выпустите за 10 секунд, то это не так важно. А если у Вас 100-120 снарядов, то расклад совсем другой.

      Управляемые снаряды не должны "гнаться" за маневрирующей целью, лишь упростить прицеливание (не надо точно выставлять ось самолёта-пушки и частично компенсировать отклонение цели.

      От ВВ толку не будет, если попадания в цель не было.
  6. -2
    15 августа 2019 19:54
    Цитата: AVM
    Цитата: Е.С.
    Цитата: AVM
    Цитата: Е.С.
    Управляемые снаряды калибра 25- 30мм для воздушного боя - это пять!


    Это не мои выдумки - https://www.popmech.ru/weapon/news-480002-amerikantsy-ispitali-dvigatel-dlya-mad-fires/

    Согласно требованию Пентагона, новые боеприпасы должны быть пригодны для стрельбы из артиллерийских орудий калибра от 20 до 40 миллиметров.


    Конечно утверждать, что это будет реализовано, нельзя. Но для ВВС это не критичная технология. По мне, так она более важна для ВМФ и ПВО.

    Учебник 40-летней давности и логарифмическая линейка уверены в том, что диапазон наведения корректируемого 25-30мм снаряда будет соизмерим с разбросом снарядов в очереди.
    Смысла нет корректировать такой снаряд, отбирая на систему коррекции и без того маленький заряд ВВ такого снаряда


    Всё так, только разброс равномерно распределяется, а управляемые снаряды летят в цель. Если у Вас 2000 снарядов и Вы их выпустите за 10 секунд, то это не так важно. А если у Вас 100-120 снарядов, то расклад совсем другой.

    Управляемые снаряды не должны "гнаться" за маневрирующей целью, лишь упростить прицеливание (не надо точно выставлять ось самолёта-пушки и частично компенсировать отклонение цели.

    От ВВ толку не будет, если попадания в цель не было.


    "Выставлять ось" все равно надо ибо пределы корректирования соизмеримы с разбросом очереди.
    Результатом пальбы корректируемым снарядом будет попадание не пяти снарядов с 150 гр ВВ каждый, а десяти с 50 граммами.
    Но если очередь из 50 обычных снарядов вся ушла мимо, то и корректируемы снарядам не хватит предела коррекции траектории , чтобы выбрать такую ошибку прицеливания
  7. 0
    15 августа 2019 23:04
    Цитата: Е.С.
    Управляемые снаряды калибра 25- 30мм для воздушного боя - это пять!

    почему нет если речь уже заходила даже об "умных" управляемых пулях для стрелкового оружия
    1. +1
      16 августа 2019 06:20
      Управляемые снаряды калибра 25- 30мм для воздушного боя - это пять!

      почему нет если речь уже заходила даже об "умных" управляемых пулях для стрелкового оружия

      ну и где они? Наверное там же, где и управляемые снаряды 25-30мм - лишь в прожектах конструкторов и статьях подобных этой
  8. -4
    16 августа 2019 00:31
    Обзор приблизительно верный.
    РОФАР заменит не АФАР, а оптическую систему наведения.
    У которой есть недостаток: узкий угол наведения. Чуть резко в сторону - оптика
    теряет цель, как снайперский прицел. А РОФАР цель удержит.
    Но на небольших ("оптических") дистанциях.
    1. 0
      16 августа 2019 01:23
      Имхо, вы ошибаетесь.
      В РОФАР оптическая только система управления-я ППМ модулями, а в остальном это АФАР, хотя и с большим числом модулей и высоким разрешением при картографировании
      1. 0
        16 августа 2019 06:55
        Avior (Сергей) Сегодня, 01:23
        Имхо, вы ошибаетесь.
        В РОФАР оптическая только система управления-я ППМ модулями, а в остальном это АФАР,

        абсолютно не АФАР. Так как в АФАР ППМ формирует заданный уровень СВЧ-мощности радиоволны и принимает принимает тот же сигнал с заданной чувствительностью приемного канала. А у РОФАР ППМ модулирует лазерный луч по амплитуде несущим СВЧ сигналом. Проще сказать у АФАР излучением является электромагнитная волна с определенной частотой и длинной. А у РОФАР - фотоны с определенной поляризацией.
        1. 0
          16 августа 2019 08:38
          Судя по заявлениям разработчика, выглядит несколько иначе.
          Лазерный луч в рофар используется для управления ППМ- в этом отличие от Афар, в котором управление модулями электрическое.
          Такой способ управления по заявлению разработчиков рофар позволяет значительно повысить кпд модулей, а значит и мощность излучения, и значительно расширить диапазон частот, в котором могут работать модули, что в свою очередь позволяет получить новые свойства у такой РЛС.
          . В радиофотонике энергия светового излучения, то есть лазера мощность в сотни киловатт, преобразуется при помощи так называемого фотонного кристалла в СВЧ излучение. При этом КПД приборов на основе кристаллических фотонов достигает порядка 70-80%. Остается совсем немного лишнего теплового излучения.

          Это единственное преимущество радиофотоники? В остальном РЛС с применением технологий радиофотоники будет работать также, как ныне существующие?

          Возможности так называемой активной фазированной антенной решетки, созданной с применением технологий радиофотоники (РОФАР), будут существенно превосходить возможности современных РЛС.

          http://www.kr-media.ru/news/avionika-i-vooruzhenie/sovetnik-pervogo-zamestitelya-generalnogo-direktora-kret-v-g-mikheev-intervyu/

          Другое дело , что разработчики так путано рассказывают о сути вопроса, что это множит разные заблуждения у читателей.
          Например
          . Радиолокационные станции, работающие на принципах радиооптических фазированных антенных решеток, будут обеспечивать нам выведение не характерную для нынешних РЛС картинку в виде точек на экране, а привычное для человеческого зрения видеоизображение, так, как если бы мы могли увидеть объект на расстоянии в сотни километров

          На самом деле это описание РЛС с синтезированной аппертурой, давно существующих.
          Например http://www.vega.su/production/detail.php?ID=2101
          И тем более странно выглядит заявление
          . , Все происходит в режиме реального времени так как скорость фотона превышает скорость света.
          what
          Но будем ждать, когда представят первый реально действующий образец, думаю, тогда же появится и более внятное описание принципа работы
          hi
          1. 0
            16 августа 2019 09:19
            В принципе по вашей ссылке Михеев тоже самое сказал, что я и написал:
            В радиофотонике энергия светового излучения, то есть лазера мощность в сотни киловатт, преобразуется при помощи так называемого фотонного кристалла в СВЧ излучение. При этом КПД приборов на основе кристаллических фотонов достигает порядка 70-80%
            1. 0
              16 августа 2019 11:31
              Извините, но вы сказали совершенно обратное-
              . у АФАР излучением является электромагнитная волна с определенной частотой и длинной. А у РОФАР - фотоны с определенной поляризацией.

              По Михееву у Рофар такое же электромагнитное СВЧ излучение, как и афар только диапазон частот шире.
              Думаю, лучше подождать, пока появится работающие образцы, тогда и описание будет внятнее, пока, честно говоря, очень они уж рекламные
              1. -1
                16 августа 2019 12:34
                "Рофар такое же электромагнитное СВЧ излучение, как и афар "////
                -----
                Совершенно верно. Лазер лишь генерирует волны от суб-миллиметрового до
                дециметрового диапазона. Они и посылаются к объекту, а никакие не фотоны
                (иначе он бы назывался просто лазер smile ).
                РОФАР - усовершенствованный АФАР.
                1. 0
                  16 августа 2019 12:36
                  Правильнее даже сказать не генерирует, а управляет генерацией, собственно генерируют ППМ.
        2. 0
          16 августа 2019 12:44
          ". А у РОФАР - фотоны с определенной поляризацией"////
          ----
          Фотоны излучает лазер. Они к источнику излучения назад никак не вернутся.
    2. 0
      16 августа 2019 07:01
      voyaka uh (Alexey) Сегодня, 00:31
      РОФАР заменит не АФАР, а оптическую систему наведения.

      Но на небольших ("оптических") дистанциях.

      Вояка, вы к сожалению совсем не понимаете принцип работы РОФАРа. Это вам не оптическая станция, подобно ОЛС-35 или AN/AAQ-37
      1. -2
        16 августа 2019 12:30
        Я такое не писал. Я написал, что РОФАР заменит ОЛС. И написал, что РОФАР,
        так как он работает в длине суб-миллиметровых волн, не пригоден на большие
        расстояния (из-за неизбежных потерь).
        Возможно, что совместят технологиии в единый прибор, основу которого
        составит обычная детекция в сантиметровом диапазоне.
        С борьбе со стелсами в любом случае РОФАР никак не поможет, так
        как суб-миллиметровые волны легко поглощаются стелс-покрытием.
  9. 0
    16 августа 2019 01:19
    По РОФАР есть такая информация
    . КРЭТ ведет эти работа, является головной организацией в рамках заказа Фонда перспективных исследований (ФПИ) при правительстве РФ. Проект был начат в феврале 2015 года, а заканчивается в июле 2019 года. Мы должны представить макет –демонстратор РОФАР и провести исследования возможностей ее применения на перспективных носителях.

    http://www.kr-media.ru/news/avionika-i-vooruzhenie/sovetnik-pervogo-zamestitelya-generalnogo-direktora-kret-v-g-mikheev-intervyu/

    Июль прошел, но информации о том что макет представлен вроде бы не было.
    Не было и информации о том, что проект продлили.
    Есть, конечно, вариант, что там в последний момент что-то доделывают и подкручивают, как на Руси испокон веку заведено, и мы в блежайшем времени увидим сообщения, что макет- демостратор представлен, а тема продлена.
  10. 0
    16 августа 2019 10:34
    Цитата: Ка-52
    Управляемые снаряды калибра 25- 30мм для воздушного боя - это пять!

    почему нет если речь уже заходила даже об "умных" управляемых пулях для стрелкового оружия

    ну и где они? Наверное там же, где и управляемые снаряды 25-30мм - лишь в прожектах конструкторов и статьях подобных этой

    В разработке. Проекты были даже в СССР ( атомные пули) также и пули с реактивным бустером.
    подождите всё в разработке , DARPA их вроде представляли уже. - или вам вот прям сейчас вынь да полож?
    Конечно речь может идти только о пулях большого калибра не менее 14 мм. А засунуть микроэлементную базу в 30мм снаряд значительно проще. Так что всё ещё впереди и управляемые ручные гранаты тоже.
    Поверьте когда нибудь любая фантастика становится реальностью. Вспомните раскладные коммуникаторы у капитана Кирка и команды Энтерпрайза из Star Trek ( original seriеs) 60-x годов. Ничего не напоминает??
  11. 0
    18 августа 2019 00:30
    Для «массированных пусков» нужно иметь не менее массированные ВВС и соответствующее число ракет.
  12. 0
    18 апреля 2020 23:00
    Виктор В. Аполлонов (Виктор В. Аполлонов) Сегодня, 22:31
    0
    Данная статья еще раз показывает как важно хорошо разбираться в обсуждаемом предмете. Не имея представления о тенденциях развития лазерной физики можно драматически не в ту сторону увлечь и развитие авиационной и ракетной техники. Грубая ошибка в одном может привести к гигантским ошибкам в других областях военной технологии! А это сотни миллиардов и десятилетия напряженной работы.
    Ответить