Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Лучший самолет Путина» мир не оценил: Су-57 не может найти покупателя

Российский истребитель пятого поколения считают устаревшим, хоть и новым

20706

Истребитель пятого поколения Су-57 вот уже как десять лет на слуху — его презентуют, испытывают и вроде как даже запустили в серийное производство. Минобороны уже заказало 76 таких самолетов, которых хватит на три авиационных полка. Могло бы показаться, что в противостоянии с американским истребителем F-35, который до недавнего времени считался лучшим в мире, российский самолет начинает выигрывать и составлять достойную конкуренцию. Однако, что-то пошло не так — особой популярностью Су-57 пока не пользуется. По крайней мере, на него так и не нашелся покупатель.

Вот и на Международном аэрокосмическом салоне (МАКС) в этом году, где Су-57 был представлен в том числе в модификации «Э» (экспортный вариант), особого внимания он не вызвал. Да, истребитель осмотрел турецкий президент Эрдоган, которого привез на авиасалон Владимир Путин. Вроде бы даже восхитился и заявил о готовности покупать эти истребители взамен утраченного контракта на американские F-35, но дальше разговоров дело не пошло. Турция больше заинтересована в покупке легких российских истребителей Су-35, которые уже неплохо зарекомендовали себя по боевым характеристикам, в том числе и в небе Сирии. Уклонилась от закупок Су-57 и Индия, которая вложилась в закупки российских вооружений, но опять же с большим вниманием смотрит на Су-35, классификация которого является 4++, нежели чем на истребитель пятого поколения.

Читайте также
Аршином общим не измерить: «Ненормальные русские» опять напугали Запад Наш новый «ответ Чемберлену» устами министра обороны Сергея Шойгу заставил поволноваться Пентагон

Чем не нравится иностранцам истребитель Су-57, цена на который, к слову, гораздо ниже, чем на американский F-35 и даже чем на французский Рафаэль? И зачем России так необходимо поставлять этот самолет на экспорт? Начнем с последнего. Минобороны заказало у «Сухого» всего 67 таких истребителей и срок их поставок растянется минимум на пять лет. Этого крайне мало, даже при том, что Су-57 не рассматривается как полная замена истребительного парка ВКС, а считается самолетом-координатором, тактическим стратегом, под руководством которого может действовать целая воздушная группировка в составе других истребителей, штурмовиков, вертолетов и даже наземных подразделений. Это такой летающий мозг, который способен еще вести воздушный бой благодаря своей высокой маневренности и вооружению. Но, согласитесь, почти семь десятков Су-57 в составе авиационных полков все же маловато. Американцы по данным на сентябрь 2019 года уже выпустили 425 своих F-35 и их производство продолжается.

Можно предположить, что банально не хватает денег. При том, что президент Путин дал отмашку на его выпуск и назвал «лучшим самолетом в мире». И, скажем, американский F-35 подешевел с 108−112 миллионов долларов до 85, что прибавило ему популярности у покупателей. Нашему Су-57 Путин определил скидку в 20 процентов, теперь на самолет вместо заявленных 3 млрд рублей будет тратиться 2,23 млрд. Но и этих средств не хватает, поэтому помочь может только экспорт, который даст средства и на собственное производство. Вспомним давнюю уже сделку с Индией, которая закупила у России 200 истребителей Су-30МКИ на сумму в 12 млрд долларов. Денежки помогли наладить производство новых Су-35. Та же Индия, закупив несколько сотен танков Т-90С, спасла угасающего производителя «Уралвагонзавод», который дышал на ладан и не мог удовлетворять потребности собственной армии.

В общем, без продаж вооружений никак. Деньги сейчас большей частью идут на разработки и производство крылатых ракет и гиперзвукового оружия. Это приоритетная сфера. На истребители пятого поколения средств не хватает. Так же как и на широко разрекламированные танки Т-14 «Армата». Модернизация Т-90 и Т-72 обходится гораздо дешевле, да и покупают их гораздо охотнее. Подобная судьба пока ждет и новейший истребитель Су-57, который вроде и всем хорош, но, в отличие от автомата Калашникова, популярность еще не завоевал.

Су-57 то хвалят, то ругают. Истребитель, бесспорно, универсальный и у него еще будет большое будущее, но в нынешнем варианте он откровенно хромает. Вот и китайское информационное агентство «Sina», оценивая Су-57Э представленный на МАКС-2019, указало, что он хуже оригинала и никому не нужен. Интереса истребитель ни у кого не вызвал. «Основное отличие заключается в том, что его „начинка“ оценивается как простая с точки зрения авионики и систем управления огнем, при этом уменьшена полоса пропускания бортового радара. Летные возможности снижены, эффективность защиты от помех снижены, количество отслеживаемых целей сведено к минимуму. Покупка такого самолета вызывает разочарование. Интерес представляет скорее используемые технологии, чем сам Су-57», — отмечает китайское издание.

Китайцы, безусловно, блефуют и преуменьшают достоинства российского истребителя пятого поколения. Нужно учесть и тот факт, что в представляемых моделях вооружений в экспортном исполнении изначально закладываются не все потенциальные возможности. И, скажем, продаваемые зенитные ракетные комплексы С-400 «нашпигованы» далеко не всеми российскими технологиями, та же купившая их Турция собирается потратить несколько лет, чтобы подогнать их под свои стандарты.

Вот американцы противопоставляют российской «сушке» сразу два самолета — F-22 Raptor и F-35 Lightning, китайцы заявляют, что равного их J-20 «Черный орел» нет во всем мире. Который из названных самолетов в реальности круче неизвестно — полноценное сравнение может показать только реальный воздушный бой между истребителями. Тем более, что ТТХ российского и китайского истребителей до сих пор доподлинно неизвестны, а заявленным показателям не всегда можно верить.

Читайте также
Кремль утер нос США: Путин «продавил» в Индию С-400 Военное сотрудничество Москвы и Нью-Дели возобновляется, получен аванс за зенитные комплексы

В КНР вообще уровень открытости занижен и технические характеристики J-20 официально не раскрываются. Известно, что у него пониженная радиолокационная заметность, РЛС с активной фазированной антенной решеткой, современная информационная система. Слабое место — двигатель, сейчас используется вариант российского АЛ-31, который планируется заменить на АЛ-41. Назвать J-20 «китайской подделкой», конечно, нельзя, но в нем имеются конструктивные заимствования и от американского истребителя F-22, и от российского опытно-экспериментального МиГ-1.44, который в серию так и не пошел. Предположительно этот «китаец» имеет в длину 20,4 метра и размах крыла 13,5 м. При максимальной взлетной массе в 36,3 тонны он способен развивать скорость до 2,1 тысячи км/ч.

«Крутость» Су-57 до сих пор тоже не раскрыта. Пока этот истребитель не покажет свои возможности в российских ВКС, к нему будут относиться лишь с некоторой долей внимания, но не более того. Интерес к самолету является минимальным. Китай интересуется лишь в использовании технологий, Индия тоже воротит нос, Турция выбрала в качестве предмета переговоров только Су-35.

Ставить «крест» на новом российском истребителе, конечно же, рано, несмотря на ряд недостатков, в первую очередь по двигателям. Надо полагать, что у Су-57 присутствуют «скрытые резервы», которые обеспечат ему дальнейшее превосходство в воздухе над своими конкурентами. Тут, наверно, более важен тот факт, что новейшие «сушки» наконец-то пойдут в серийное производство и поступят на вооружение строевых полков ВКС России.

Военное обозрение: В Северной Корее заявили об испытании сверхгабаритной реактивной системы

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня