Боевые самолёты. «Тётушка Ю»: странный, но полезнейший

89
Если ознакомиться с мемуарами о Второй мировой, то основная часть воспоминаний будет как об совершенно устаревшем тихоходном трехмоторном самолете. На самом деле дьявол кроется в деталях, и под маркировкой Ju.52 скрывается несколько больше, чем старый самолет с неубирающимся шасси.





Пойдем по порядку.

Совершенно не погрешу против истины, сказав, что «Тетушка Ю» стала одним из первых многоцелевых самолетов в мире.



Да, детали – вещь сильная и непростая. И все дело в цифрах после привычной все аббревиатуры.

Гофрированная обшивка, неубирающиеся шасси, медленный и непритязательный – таким был тот самолет, о котором нам привычно думать, как о Ju.52. Точнее, о Ju.52/Зm. Трехмоторная версия (была и одномоторная).



Странная и несколько архаичная конструкция, тем не менее, этот самолет совершил столько, что с ним тяжело соревноваться многим реальным боевым самолетам.

Наша же история началась в 1933 году, когда появилась модификация Ju.52/3m-gе, которая стала первой реально крупносерийной. Двигатели от «Пратт и Уитни» заменили на ВМW-132А-1. В общем, фактически нелицензионный "Хорнет" от тех же «Пратт и Уитни» мощностью 660 л/с.

Ju.52/3m-gе обладал максимальной скоростью в 290 км/ч. Это, конечно, был мизер, но для гражданской модели максимальная скорость была не так важна, а вот то, что самолет легко переделывался в транспортный или бомбардировщик, было весьма ценно.



Это сыграло свою роль, потому что, еще не начав коммерческие продажи, фирма «Юнкерс» получила заказ на переделку самолета в бомбардировщик.

Октябрь 1933. Только что образованным воздушным комиссариатом создается так называемая вспомогательная бомбардировочная эскадра. Это в общем можно назвать как становлением бомбардировочной авиации Люфтваффе, так и самой Люфтваффе.

Вообще, по первоначальному замыслу планировалось вооружить всю бомбардировочную авиацию самолетом «Дорнье» Do.11, а «Юнкерс» Ju.52 рассматривался только в качестве временного решения.

Боевые самолёты. «Тётушка Ю»: странный, но полезнейший

"Дорнье" Do.11


Но вышло так, что «Дорнье» не смогла научить летать свой самолет, он шел в серию с задержками и проблемами, да так, что к отчетному сроку 1 марта 1933 года бомбардировочная эскадра имела три Do.11c, зато «Юнкерсов» Ju.52 было 24.



Так получилось, что «Юнкерс» был готов клепать 52-е совершенно стахановскими темпами, что и получилось на деле.

А все оказалось очень просто. Переделка транспортного Ju.52/3m-g3e в бомбардировщик была делом весьма несложным.

Сверху в фюзеляже просто прорезался люк, и в нем устанавливалась открытая турель с одним пулеметом МG-15.



Для защиты от атак снизу имелась частично убираемая в полете "корзина" с еще одним МG-15. Эту стрелковую точку можно было до половины втянуть в фюзеляж совершенно вручную.



Точка-«корзина» крепилась к остекленной кабине бомбардира, которая располагалась между бомбоотсеками. Бомбоотсеков было три: два спереди и один сзади. Каждый бомбоотсек вмещал кассету DSAC/250 на 10 бомб по 50 кг или две бомбы 250 кг.

Таким образом, бомбовая нагрузка составляла 1 500 кг. Запас топлива в 2 475 л обеспечивал тактический радиус действия в 500 км при крейсерской скорости 245 км/ч на высоте 1000 м.



Понятно, что все эти переделки очень легко откатывались назад, в транспортную версию.

Транспортный вариант Ju.52/3m-g3е первым принял участие в боевых действиях. Конечно, это была Испания. 20 «Юнкерсов» совершили в июле-августе 1936 года 461 самолето-вылет, перебросив из Африки в Испанию 7350 человек пехоты, артиллерийские орудия и пулеметы. Самолеты при этом совершили 461 полет, часто перегруженными. Еще 5455 человек было перевезено в 324 полетах в сентябре. И в октябре перевезли еще 1157 человек в 83 полетах.



Гитлер вполне справедливо заметил:
"Франко должен воздвигнуть памятник Ju.52. Этому самолету обязана победа революции в Испании".


Пока транспортные «Юнкерсы» возили из Африки пополнение в армию Франко, их бомбардировочные коллеги приняли свое крещение. Первое применение произошло14 августа: Ju.52/3m-g3е бомбили аэродром Гетафе под Мадридом.



А 27 и 28 августа целью Ju.52/3m стал Мадрид, причем получилась весьма непростая ситуация. Вышло так, что к Мадриду одновременно летели и Ju.52/3m с бомбами, и Ju.52/3m с пассажирами, поскольку «Люфтганза» продолжала выполнять в Испанию пассажирские рейсы.

В целом боевое применение Ju.52/3m-g3е и g4е показали, что самолет получился удачным. И началось настоящее крупносерийное строительство и параллельно модификация самолета.

Ju.52/3m-g5е стал еще более универсальным. Самолет получил заднее колесо вместо «костыля», лыжное шасси на период зимы и поплавки. Изменилось оборонительное вооружение, вместо «корзины», которая здорово ухудшала аэродинамику, поставили два пулемета MG-15 по бортам, а «корзину» убрали. Ju.52/3m-g5е получил двигатели ВМW-132Т-2 мощностью 830 л.с, выхлопные газы которых использовались в антиобледенительной системе.


"Юнкерс" с поплавками от фирмы "Хейнкель"





Зимний вариант


Ну и, конечно, руководство Люфтваффе ждало момента, когда все эти новшества можно будет эффективно применить. И дождалось. В операции «Везерюбунг» «Юнкерсы» показали себя просто замечательно, перебросив в Норвегию шесть рот парашютистов, один посадочно-десантный батальон и три батальона пехоты. Дополнительно самолеты несли шесть рот персонала аэродромного обслуживания, штаб авиационных сил, штаб пехотного полка и более 168 тонн горючего.



Кроме всего прочего, к началу активной фазы Второй мировой войны Ju.52/Зm освоил профессию минного тральщика. На базе Ju.52 (модели g4е, g5е, g6е, g7е и g8е) было сформировано шесть эскадрилий "искателей мин", для обозначения которых в спецификациях использовались буквы МS.



Большинство Ju.52/3m (MS) было оснащено большим дюралевым кольцом на подкосах под крылом и фюзеляжем. Обмотка в кольце питалась от вспомогательного мотора, обеспечивающего ток в 300 ампер. Другие Ju.52/3m (MS) были оснащены контейнерами КК-Gerat с 30 небольшими зарядами для траления акустических мин. Большинство эскадрилий тральщиков имело поровну тех и других.



Применялось это так: три Ju.52/3m с магнитными обмотками летели строем "клин". За ними летели Ju.52/3m с подрывными зарядами. Скорость полета была обычно 200 км/ч. Высота зависела от глубины моря. Оптимальная дистанция до мины была 40 м, так что, если глубина была 30 м, то самолеты летели на высоте 10 м. Применение показало высокую эффективность такого траления, но тут же начались потери, поскольку противник начал «воспитывать» пилотов «Юнкерсов».

Так как в Люфтваффе и Кригсмарине ценили работу тральщиков, были приняты меры по усилению оборонительного вооружения. Вместо верхнего пулемета была установлена башня кругового вращения с пушкой МG-151/20, а боковые МG-15 были заменены на крупнокалиберные МG-131. Тральщик стал весьма «зубастым» самолетом.

Но в стандартную комплектацию пушка не пошла. Решили, что жирновато будет. И в модификации Ju.52/3m-g8е вместо верхнего пулемета МG-15 был установлен МG-131.

Вообще, для перевооружения Ju.52/Зm при решении различных задач использовались семь стандартных «наборов полевого переоборудования», которые можно было бы устанавливать в эксплуатационных частях.

То есть самолет можно было изменить под выполнение конкретных задач, и использование такого набора обозначалось дополнительной литерой.

Е — самолет был оборудован для загрузки, крепления и выгрузки/выброски контейнеров.
F — десантный самолет.
H — учебный самолет.
N — грузовой самолет.
R — связной самолет.
S — санитарный самолет.
St — самолет для перевозки технического персонала.

В 1942 году в серию пошел Ju.52/3m-g9е, буксировщик планеров. Учли опыт европейских десантных операций, значительно усилив стойки шасси и штатно поставив саму систему буксировки. Еще один подвид в без того уже приличном списке «профессий».

Звездный час «Тетушки Ю» настал в январе 1942 года, когда РККА окружила под городом Демянском 100-тысячную группировку Вермахта. Для того, чтобы наладить снабжение окруженных войск, немецкое командование отобрало самолеты даже у Роммеля в Африке, чем невольно ускорило крах корпуса «Африка».

Но, тем не менее, у немцев получилось создать воздушный мост и за период с 21 февраля по 18 мая одиннадцать авиатранспортных групп совершили 14 445 вылетов, перевезли 24 303 тонны грузов, 3142 тонны ГСМ, 15 445 человек и эвакуировали 22 093 раненных.

Нельзя сказать, что все было ровно и гладко. Да, наша армия не имела тогда опыта таких операций, потому Демянский котел справедливо можно зачесть Вермахту и Люфтваффе.

Однако 265 самолетов, потерянных Люфтваффе в ходе операции, – это тоже немало. Стоит отметить, что надлежащие выводы нашим командованием были сделаны, и когда немцы вознамерились таким же образом помочь окруженной армии Паулюса в Сталинграде, то сами знаете, чем дело закончилось.

Потери Люфтваффе под Сталинградом оцениваются цифрой около 500 самолетов, из них 266 были именно Ju.52/3m. От таких потерь оправиться очень сложно.





Тем не менее, Ju.52/3m долетал до конца войны как транспортно-десантный самолет, тем более, что его производство шло по нарастающей, благодаря тому, что на французских предприятиях его начали собирать в приличных количествах. Немецкое командование подключило к делу концерн «Амио», и процесс пошел.

Благодаря работе французов сборка Ju.52/Зm в 1943 году возросла до 900 самолетов, причем 321 машина была сделана во Франции и еще около 30 собрали венгерские союзники.

Последний серийный вариант «Тетушки Ю», Ju.52/3m-g14е, был запущен в производство в конце осени 1943 года и выпускался до середины 1944 г. Это была последняя модификация самолета, дальше производство прекратили.

Всего с начала 1939 года было выпущено 3225 самолетов военного назначения, а общий выпуск Ju.52/Зm составил 4845 экземпляров.

По сравнению с истребителями, которые выпускались десятками тысяч, это немного. Тем не менее, самолет стал основным средством доставки грузов по воздуху для Третьего рейха. Северная Африка, Демянск, Сталинград, Крым, Каменец-Подольский, где в мешок попала 1-я танковая армия Вермахта, Бреслау… В целом, «Тетушка Ю» стала неким символом последней надежды для окруженных немецких солдат. И чем дальше к концу войны, тем это случалось чаще.



Последний случай массового успешного применения Ju.52/3m стала наступательная операция в Арденнах, «Вахта на Рейне». Погода была не самая благоприятная, но тем не менее «Юнкерсы» смогли выбросить воздушный десант в тылах американских войск.

Понятно, что в конце войны пилоты были уже не те, что в начале, и десант был выброшен на большей территории, чем планировалось. Тем не менее, в процессе выхода к своим парашютисты смогли «навести шороху».

В целом Ju.52/3m прошел войну «от звонка до звонка». И стал таким же парадоксом, как По-2, поскольку совершенно не отвечал никаким требованиям времени. И тем не менее, даже в таком случае, самолет принес весьма ощутимую пользу.

ЛТХ Ju.52/Зm-g7е

Размах крыла, м: 29,30
Длина, м: 18,90
Высота, м: 5,55
Площадь крыла, м2: 110,00

Масса, кг
— пустого самолета: 6 500
— нормальная взлетная: 10 500

Двигатели: 3 х BMW-132Т-2 х 830 л. с.
Максимальная скорость, км/ч: 285
Крейсерская скорость, км/ч: 250
Практическая дальность, км: 1090
Максимальная скороподъемность, м/мин: 175
Практический потолок, м: 5 900
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: 18 пассажиров/десант или 1500 кг груза

Вооружение:
— один 7,92-мм пулемет МG-15 или 13-мм МG-131 на верхней турели
— один МG-15 над кабиной пилота
— два МG-15 или МG-131 в боковых окнах
— 10 бомб по 50 кг бомб или 2 бомбы 250 кг.

Вызывает удивление, глядя на ЛТХ, как «Тетушка Ю» смогла-таки пролетать всю войну, да еще и не в качестве мишени, а принося реальную пользу. Кстати, у нас самолет тоже поработал после войны.



После окончания войны самолет производился во Франции (до 1947 года) и Испании (до 1952 года), было выпущено около 1000 машин, которые работали до 70-х годов прошлого века.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    16 сентября 2019 18:22
    Интересный самолёт. Впрочем до популярности Ан2 ему и далеко. Хоть и кукурузник был создан после войны.
    1. +7
      17 сентября 2019 04:02
      Цитата: 210окв
      Впрочем до популярности Ан2 ему и далеко

      ????? Очень субъективно. А если спросить об этом французов и испанцев, думаю, что их мнение будет противоположным.
  2. +6
    16 сентября 2019 18:33
    Интересная статья про неоднозначный самолёт, только вот
    Трехмоторная версия (была и одномоторная).
    Разве не двухмоторная, на одном моторе он потянет? Или я с Савойей путаю?
    1. +10
      16 сентября 2019 18:43
      Цитата: Педродепакес
      Интересная статья про неоднозначный самолёт, только вот
      Трехмоторная версия (была и одномоторная).
      Разве не двухмоторная, на одном моторе он потянет? Или я с Савойей путаю?

      Одно-...
      1. 0
        16 сентября 2019 18:49
        Один мотор и двухлопастной винт на пассажирском самолёте - фантастика
        1. +1
          19 сентября 2019 09:19
          Цитата: Педродепакес
          Один мотор и двухлопастной винт на пассажирском самолёте - фантастика

          Да не особо... ХАИ-3 с одним 100-сильным моторчиком возил 11 пассажиров против 16-ти Ю.52-одномоторного.



          Хотя, конечно, грузовая вместимость несравнима.
          1. 0
            19 сентября 2019 09:24
            Цитата: Avis-bis
            Да не особо...

            да я больше с сарказмом ))
    2. +17
      16 сентября 2019 18:54

      Junkers Ju 52 / 1м. Выпущено 6 штук. Двигатель BMW VII, 685 л.с. Взлетный вес 7000 кг, полезная нагрузка 3000 кг. Скорость - 160 км/час. Экипаж - 2 человека.
      1. +1
        19 сентября 2019 07:01
        Цитата: Undecim
        Выпущено 6 штук. Двигатель BMW VII

        Ну, в этой серии чуть ли не у каждого борта был свой тип двигателя. :) Три или четыре варианта это точно.
        1. 0
          19 сентября 2019 07:17
          Четыре. BMW VIIaU, Junkers L88, Armstrong Siddeley Leopard, Junkers Jumo 4.
          1. 0
            19 сентября 2019 08:34
            Цитата: Undecim
            Четыре.

            Во-во. :)
    3. +3
      16 сентября 2019 20:02
      Одномоторная. Реплика сейчас находится в Королевском музее авиации Западной Канады (Royal Aviation Museum of Western Canada)
      http://royalaviationmuseum.com/junkers-ju-52-cf-arm/
      фото из музея:


      и сохранившееся историческое фото:
    4. 0
      18 сентября 2019 15:46
      Цитата: Педродепакес
      Трехмоторная версия (была и одномоторная).
      Разве не двухмоторная, на одном моторе он потянет? Или я с Савойей путаю?

      Тем не менее...
      Bei der Junkers Ju 52 handelte es sich ursprünglich um die Entwicklung eines einmotorigen, wenn möglich mit einem Dieselmotor ausgerüsteten Frachtflugzeuges, das in Gegenden mit schlechter Infrastruktur große Frachtmengen befördern sollte. Dabei wurde großer Wert auf einen geringen Wartungsaufwand gelegt. Die Entwicklung der Ju 52 konnte seitens des Reichswehrministeriums (RWM) dahingehend beeinflusst werden, dass militärische Belange bei der Konstruktion berücksichtigt wurden. Bereits in den Planungen wurde auch eine dreimotorige Version als Verkehrsflugzeug entworfen, die aber ursprünglich nicht gebaut werden sollte. Erst auf Druck der Deutschen Luft Hansa, besonders durch Direktor Erhard Milch, fiel 1931 die Entscheidung, dieses dreimotorige Verkehrsflugzeug in das Bauprogramm mit aufzunehmen.
      ([media=https://de.wikipedia.org/wiki/Junkers_Ju_52/3m])
      Таки 1 дизель!
  3. +5
    16 сентября 2019 18:42
    Воздушные рабочие войны... С другой стороны, но де факто.
  4. +6
    16 сентября 2019 18:45
    Знаменитый аэроплан , безотказная лошадка люфтов, очень жаль что подобного у нас не было , ЛИ 2 и Дугласы вещь хорошая да было их на начало войны очень мало.
  5. +6
    16 сентября 2019 19:01
    Ничего особенного, обычный для своего времени воздушный грузовик. У нас тоже Ли-2 был бомбером и транспортником. Когда наших в Ленинграде прижало с едой, так дивизии ТБ-3 превратили в транспортники для доставки продовольствия.
    1. +3
      17 сентября 2019 00:26
      Цитата: Ros 56
      Ничего особенного, обычный для своего времени воздушный грузовик. У нас тоже Ли-2 был бомбером и транспортником. Когда наших в Ленинграде прижало с едой, так дивизии ТБ-3 превратили в транспортники для доставки продовольствия.


      Во время Великой Отечественной ходил следующий анекдот:
      "Почему Ли-2 такой толстый, Ил-2 — "горбатый", а "пешка" такая худая?
      Потому что Ли-2 всю войну спекулировал, штурмовик войну на себе вынес,
      а "пешку" бросали то в разведчики, то в истребители, то в пикирующие бомбардировщики )))

      P.S. Третий двигатель Ю-52 кажется лишним - некрасиво смотрится
      1. +1
        18 сентября 2019 15:50
        Цитата: Minato2020
        P.S. Третий двигатель Ю-52 кажется лишним - некрасиво смотрится

        Изначально он как раз и был единственным: немцам "Версалем" было запрещено строить двух- и более моторные машины!
        1. 0
          19 сентября 2019 07:07
          Цитата: PilotS37
          немцам "Версалем" было запрещено строить двух- и более моторные машины!

          Нет, немцам ограничивали мощность мотора, а не их количество.
    2. +1
      17 сентября 2019 21:08
      А мне говорили,что Ли-2 это американский самолёт, но лицензии выпускался в Советском Союзе
      1. +3
        18 сентября 2019 03:43
        Ли-2-это DC-3,выпускаемый в СССР по лицензии с некоторыми изменениями...
      2. +1
        18 сентября 2019 08:32
        Правильно говорили, переработан из нашего пассажирского ПС-84, который в свою очередь построен по лицензии американского ДС-3, но от этого он не перестал быть Ли-2, так как военную версию начали выпускать в 1942 году в Ташкенте, где к нему руки и голову приложил главный инженер Лисунов.
        1. 0
          18 сентября 2019 15:57
          Цитата: Ros 56
          Правильно говорили, переработан из нашего пассажирского ПС-84

          Нет! ПС-84 и есть Ли-2: до войны, у нас только самолеты Туполева иногда называли его именем (АНТ), да Яковлев свои авиетки называл в честь ПредСовНарКома тов. А.И. Рыкова (АИР).
          Присваивать самолетам имена конструкторов начали только уже в Войну, поэтому у нас был По-2, но не было По-16 и По-153. Хотя должны были бы...
          1. +1
            19 сентября 2019 07:28
            Цитата: PilotS37
            Присваивать самолетам имена конструкторов начали только уже в Войну

            Сейчас немного удивились ОКА-38, ЛаГГ, МиГ-1 (пр. НКАП №704 от декабря-1940), все Калининские машины (с 1920-ых годов), Ш-2, Че-2... Частично сюда можно занести ПР-5 ("пассажирский Рафаэлянца"). Все разработки Грибовского шли под индексом "Г-##" и не думаю, что это из-за того, что все его ЛА были грузовыми. :)
            А индексы "АНТ" сохранялись только за самолётами, не попавшими в эксплуатацию. Исключение только АНТ-20 "Максим Горький", хотя оно и понятно — машина экспериментальная по сути. Второй АНТ-20 уже шёл как ПС-124. И остальные АНТ тоже в эксплуатации были различными ПС-##, СБ, ТБ-#, Р-#, Г-#...
            1. 0
              19 сентября 2019 10:20
              Цитата: Avis-bis
              Сейчас немного удивились ОКА-38, ЛаГГ, МиГ-1 (пр. НКАП №704 от декабря-1940), все Калининские машины (с 1920-ых годов), Ш-2, Че-2...

              Да, малясь обмишурился. Переименования начались осенью 1940 г.
              Но Ш-2 - действительно, с самого начала, с 1920-х гг. был именно "Ш-2".
              А вот ЛаГГ-3 и МиГ-1 проектировались как И-301 и И-200 соответственно. Че-2 - это изначально МДР-6. А ОКА-38 был опытной машиной и первый полет совершил аккурат накануне введения новых обозначений.
              Все-таки все серийные машины (за исключением некоторых из яковлевских АИРов и Ш-2) до октября 1940 г. у нас по именам конструкторов не называли.
              1. 0
                19 сентября 2019 10:58
                Цитата: PilotS37

                А вот ЛаГГ-3 и МиГ-1 проектировались как И-301 и И-200 соответственно.

                Я, как бы, в курсе. Т.е., Су-27 это не Су-27, а Т-10? И Ту-16 это "88", а не Ту-16? А F-35 это не F-35, а строго JSF? Мало ли что и под каким индексом начиналось... Ту-95 вообще поначалу был Ту-20 с внутри-КБ-шным индексом "95". Собственно, изначально я лишь показал, что имена конструктора стали давать до ВОВ и МиГ-1, ЛаГГ и прочие это официальные наименования несмотря на изначальные индексы.
                Че-2 - это изначально МДР-6

                Это МДР-6 изначально Че-2. "МДР-6" лишь флотское обозначение самолёта, который выпускался и под открытым гражданским индексом Че-2:
                "Большинство серийных самолетов, получивших обозначение Че-2, выпускалось с двигателями М-63"


                А ОКА-38 был опытной машиной и первый полет совершил аккурат накануне введения новых обозначений.

                Это не важно. Он получил "именной" индекс до войны. И только война помешала начать его выпуск, ибо планировалось выпускать в Риге. :(

                Все-таки все серийные машины (за исключением некоторых из яковлевских АИРов и Ш-2) до октября 1940 г. у нас по именам конструкторов не называли.

                Т.е., самый массовый (не просто серийный даже) советский пассажирский довоенный самолёт расшифровывается как "Каганович-5" или "Климент-5"?
                До этого приказа НКАП серийных самолётов с именами конструкторов было мало, но они были.
                1. 0
                  19 сентября 2019 15:04
                  Цитата: Avis-bis
                  Цитата: PilotS37

                  А вот ЛаГГ-3 и МиГ-1 проектировались как И-301 и И-200 соответственно.

                  Я, как бы, в курсе. Т.е., Су-27 это не Су-27, а Т-10? И Ту-16 это "88", а не Ту-16? А F-35 это не F-35, а строго JSF? Мало ли что и под каким индексом начиналось...

                  Не передергивайте! Т-10 - это внутренний индекс (то же и про Ту-16), а И-301 - официальное обозначение машины, которое затем также официально поменяли на "ЛаГГ-3".
                  А JSF - это вообще не название самолета - это "программа", в рамках которой на конкурс были представлены летающие прототипы X-35 и X-32. Победивший X-35 стал F-35.

                  Ту-95 вообще поначалу был Ту-20 с внутри-КБ-шным индексом "95".

                  Ту-95 никогда не был Ту-20 - только его пластиковые модели так назывались: [media=https://sturmvoge1.livejournal.com/20578.html]
                  1. 0
                    19 сентября 2019 16:38
                    Цитата: PilotS37

                    Не передергивайте!

                    Не возбуждайтесь так, не надо, это вредно для нервной с-мы.
                    Т-10 - это внутренний индекс (то же и про Ту-16), а И-301 - официальное обозначение машины, которое затем также официально поменяли на "ЛаГГ-3".
                    А JSF - это вообще не название самолета - это "программа", в рамках которой на конкурс были представлены летающие прототипы X-35 и X-32. Победивший X-35 стал F-35.

                    Я и про это в курсе. Я лишь привёл пример чехарды индексов, когда сначала самолёт назывался так, а потом по-другому, так сказать, "разговор поддержать", а Вы сразу в бутылку. Сдержаннее надо быть. Ну, не нравится Т-10/Су-27, посмотрите как раньше назывался Су-34. :) Только апоплексический удар не словите.
                    В конце концов, АНТ-6 тоже, по сути, "внутренний индекс". В эксплуатации его называли либо ТБ-3, либо Г-2. То же самое и с АНТ-40/ПС-40, АНТ-35/ПС-35 и всеми другими.
                    Ту-95 никогда не был Ту-20

                    Был, был. Читайте Сергея Мороза. Постановление Совмина от 11июл51 г. за № 2396-1137 + Приказ МАП №654.
                    его пластиковые модели так назывались

                    ...и не на пустом месте, надо сказать. Что то я не припомню, чтобы иностранцы неправильно обозвали какой-либо другой наш самолёт. Только, блин, на Ту-95 лоханулись, да? :) Ну, называли "люфты" на первых порах Ла-5 "супер-ратой", но это, ведь специфические условия Великой Отечественной... Но МиГ-23 МиГ-39ым не называли же...
                    Просто, к моменту начала сборки первого экземпляра столько скопилось чертежей с маркировкой "95", что Ту-20 стал Ту-95-ым.
                    1. 0
                      19 сентября 2019 16:57
                      Цитата: Avis-bis
                      Сдержаннее надо быть. Ну, не нравится Т-10/Су-27, посмотрите как раньше назывался Су-34. :)

                      Не словлю! Так как знаю...
                      1. 0
                        19 сентября 2019 17:02
                        Цитата: PilotS37

                        Не словлю! Так как знаю...

                        Ну, и ладушки... laughing
      3. +1
        18 сентября 2019 15:55
        Цитата: Astra wild
        А мне говорили,что Ли-2 это американский самолёт, но лицензии выпускался в Советском Союзе

        Так и есть!
        Но только перед выпуском всю конструкцию пересчитали по советским Нормам летной годности, а чертежи перевели из футов в метры.
        Долгое время он назывался ПС-84 (Пассажирский Самолёт завода № 84).
        Руководил этой работой В.М. Мясищев, но так-как в 1942 г. он еще "сидел", то самолет получил имя главного инженера завода, на котором производился - Б.П. Лисунова.
        А должен был бы называться "2М"...
  6. +12
    16 сентября 2019 19:07
    После войны Ю-52 некоторое время эксплуатировался ГВФ. Мой дед летал на нем командиром в 1946.
  7. +4
    16 сентября 2019 19:14
    "Зеленые дьяволы" Геринга - сумасшедшие парашютисты с ножами и пистолетами захватившие остров Крит своим успехом обязаны этому самолету. И вообще скорость транспортника в 2 раза ниже, чем у истребителей это норма и в наше время, так что не был он каким то особенно устаревшим для II мировой.
    1. 0
      16 сентября 2019 21:38
      Цитата: геолог
      "Зеленые дьяволы" Геринга - сумасшедшие парашютисты с ножами и пистолетами захватившие остров Крит своим успехом обязаны этому самолету.

  8. +11
    16 сентября 2019 19:23
    Автору большое спасибо за интересную и познавательную статью.. Да, Ю-52 был рабочей лошадкой всю Вторую мировую войну. Автор показал значение этого самолёта для спасения окружённых нацистов под Демьянском. Но Ю-52 очень здорово выручил не только их, но и окружённые войска под Сталинградом. Только после того, как наши авиаполки посбивали там большинство транспортников, воинственный запал окруженных нацистов стал потихоньку иссякать. Кстати, несмотря на тихоходность, сбить Ю-52 было непростой задачей даже для опытных истребителей. Слишком живучий был этот транспортник.
    Общий вывод: Вторая мировая война стала для Ю-52 звёздным часом, и в ней он сыграл немаловажную роль.
    1. 0
      19 сентября 2019 08:54
      Цитата: Вадим Т.
      значение этого самолёта для спасения окружённых нацистов под Демьянском. Но Ю-52 очень здорово выручил не только их, но и окружённые войска под Сталинградом. Только после того, как наши авиаполки посбивали там большинство транспортников, воинственный запал окруженных нацистов стал потихоньку иссякать.

      Под Демянском не мЕньшую, а может и бОльшую роль, сыграли планера. Их то могли таскать многие типы самолётов.
      Да и под Сталинградом машин для обещанного Герингом грузопотока не хватало изначально, насколько я помню.
  9. +11
    16 сентября 2019 19:27

    Пилотская кабина Ju 52 / 3m, 1936 год.
    1. +11
      16 сентября 2019 19:41

      Транспортный самолет Junkers JU 52/3 mg 4 e, построен в 1939 году - вид изнутри.
      1. +1
        17 сентября 2019 10:10
        Интересные корыта под зад. Вроде же у немецкого десанта парашют на спине, а не как у летчиков под задом.
        1. +3
          17 сентября 2019 11:44
          Присмотритесь к манекену. У него под задом сидение. Очевидно это каркас.
          Были и другие варианты, например такой.
          1. +1
            17 сентября 2019 12:14
            ПродумАн! Одно слово - немцы. Нижний снимок уже по-современному выглядит.
          2. 0
            17 сентября 2019 21:19
            Выходит у каждого десантника было и индивидуальное сиденье? Как- то не рационально
            1. 0
              19 сентября 2019 09:53
              Цитата: Astra wild
              Выходит у каждого десантника было и индивидуальное сиденье? Как- то не рационально

              Наоборот, именно это и рационально. Для эксплуатации, конечно, не для производства. не всегда нужно перебросить максимально возможное кол-во солдат или максимально большой груз. Очень часто груз комбинированный: пушка с расчётом, танк/автомобиль/бульдозер/etc с экипажем и так далее.
              Вот пример загрузки Ли-2.

              Или полный отсек стрелков или пушка с расчётом. Часть сидушек поднята, чтобы освобдить место для пушки, а на неподнятых сидят артиллеристы. А иначе пришлось бы на полу.
              Но утешу — были и сидушки с бОльшим кол-вом мест. От двух и до упора:

              Штатовский планер CG-4...


              ...и британский "Хорса".


      2. 0
        17 сентября 2019 21:11
        Сиденья в виде ящиков, видимо, чтоб в полёте не ерзать по скамье?
        1. +1
          17 сентября 2019 21:42
          Я Уралу-4320 писал - присмотритесь к манекену. Такая конструкция сидений тогда была распространена, позволяя быстро трансформировать грузовой отсек для перевозки людей с приемлемым комфортом.

          Это интерьер С-47 - военной версии американского DC-3. Как видите, конструкция практически идентичная.
      3. Комментарий был удален.
    2. +3
      16 сентября 2019 21:32
      Цитата: Undecim
      Пилотская кабина Ju 52 / 3m, 1936 год.

      Винтажный дизайн. Руль надеюсь кожей обтянут? :)
      1. +2
        16 сентября 2019 22:10
        laughing ...ручка переключения АКП,тоже! Вставки из алюминия и нат.дерева! laughing
        Кстати- готовая идея,для дизайнера))
  10. 0
    16 сентября 2019 20:05
    к отчетному сроку 1 марта 1943 года бомбардировочная эскадра имела три Do.11c, зато «Юнкерсов» Ju.52 было 24.
    Жаль, что опечатка. Была бы правда, много легче победили бы немцев.
  11. +1
    16 сентября 2019 20:07
    Эх,не потянул СССР серийное производство надежнейшего АНТ-14.Шесть тонн грузоподъёмности, крыло от ТБ-3.Для зарождающихся ВДВ самое то.Да и в народном хозяйстве сгодился бы.
    1. +4
      16 сентября 2019 21:55
      извините, а как вы определили что он "надежнейший", если он серийно не выпускался?
      навряд ли можно такой вывод обоснованно сделать по одному- единственному экземпляру
  12. +1
    16 сентября 2019 20:17
    Все логично. Тогда транспортные средства были мало развиты. Перемещать грузы было не на чем особо. Поэтому такая скромная, но массовая и недорогая машина была очень востребована.
  13. +5
    16 сентября 2019 20:17
    Не понял заголовка - причем странность конструкции, типичный Юнкерс 20-х, продолжение отработанной Юнкерсом конструкции еще с первой мировой, проектирование начало в 29-м. первый полет в конце 30-го, если вспомнить что в данное время еще строили активно бипланы на пример Франция LeO-213 34-й, британцы TC.33 32-й. У нас целое семейство гофрированных монопланов АНТеев и машины Калинина. В начале 30-х пара лет это целая эпоха.
  14. +2
    16 сентября 2019 20:23
    Благодаря работе французов сборка Ju.52/Зm в 1943 году возросла до 900 самолетов

    ...к вопросу о странах победителях в 1945-м...
    1. -1
      17 сентября 2019 03:55
      Заводы под оккупацией. БОльшая часть армии эвакуировалась на Остров, откуда вместе с англичанами делали диверсионные вылазки, по мере сил.
      1. 0
        18 сентября 2019 16:10
        Цитата: 3danimal
        БОльшая часть армии эвакуировалась на Остров

        Это Вы про де Голля что ли? - Тогда Вы ему сильно льстите!
        Большая часть французской армии капитулировала во Франции. Флот стоял в Тулоне.
        Крупные воинские части находились в колониях и подчинялись Виши, то есть были союзниками немцев.
        Де Голлю "и его команде" пришлось много потрудиться, чтобы перетянуть французскую армию на свою сторону...
        1. 0
          18 сентября 2019 18:16
          В рядах нацистов воевало порядка 100000 советских граждан. Всякое бывает. Проводи нацисты (невозможный вариант) разумную, вменяемую политику на оккупированных территориях, людей было бы ещё больше.
          А усилия ДеГолля вполне достойны. В том положении.
          1. 0
            18 сентября 2019 22:19
            Цитата: 3danimal
            В рядах нацистов воевало порядка 100000 советских граждан. Всякое бывает. Проводи нацисты (невозможный вариант) разумную, вменяемую политику на оккупированных территориях, людей было бы ещё больше.
            А усилия ДеГолля вполне достойны. В том положении.

            А причём тут это?
            Я Вас поправил: англичане французов за Ла Манш в массовом порядке не вывозили - тем пришлось самим как-то отдуваться (а Вы:
            БОльшая часть армии эвакуировалась на Остров
            ).
            Да хрен-с-два: никого особо не эвакуировали...
          2. 0
            19 сентября 2019 12:04
            Цитата: 3danimal
            В рядах нацистов воевало порядка 100000 советских граждан. Всякое бывает. Проводи нацисты (невозможный вариант) разумную, вменяемую политику на оккупированных территориях, людей было бы ещё больше.

            Ошибаетесь, намного больше, по памяти - в одной РОА числилось примерно 55 тысяч, это не считая казаков, "ХиВи", которых одних было до 300 тысяч (но из которых немцы не формировали отдельных крупных подразделений, обычно - рота) и т.п.

            Всего же так или иначе в той или иной степени добровольное участие в войне (не обязательно прямые боестолкновения) на стороне Третьего рейха приняли - по разным оценкам, от 1,5 до 2 млн. иностранцев - это далеко не только из стран бывшего СССР (и это НЕ считая иностранных рабочих, вывезённых в Германию, многие из которых (даже с "восточных территорий" также поехали туда ДОБРОВОЛЬНО, работали ЗА ЗАРПЛАТУ и БЕЗ ОХРАНЫ).

            На стороне нацистов даже небольшие подразделения из британцев, индийцев и американских индейцев успели отметиться...
  15. +1
    16 сентября 2019 20:25
    Вот Боинг 30-го года Boeing Model 226 и в 1933 году Боинг-247


    T-32 Condor II 33-й
  16. +3
    16 сентября 2019 22:04
    Ещё один образчик техники, на первый взгляд, с не выдающимися ТТХ,но оказавшийся весьма полезным,более чем вундерваффе
    Стоимость/ технологичность/неприхотливость
  17. +4
    16 сентября 2019 22:41
    Всё разглядеть не мог, что за щель огромная - закрылок и элерон действительно висят ниже хорды крыла . Применялась схема "двойного крыла", придуманная самим Гуго Юнкерсом. Редкая схема . Вот тут видно хорошо.
    .
    1. 0
      17 сентября 2019 10:12
      А ещё на фото трехлопастные винты, что, признаться, вижу впервые. Может послевоенный уже? Хотя ливрея Люфтганза вроде довоенная.
      PS: вот слепошарый, в статье фото этого же самолёта в воздухе, судя по ливрее и винтам.
    2. +1
      17 сентября 2019 20:55
      Это подвесные закрылки и элероны, образующие задний профиль двойного крыла типа Юнкерс. Были распространенный на рубеже 20-30-х, применялся Калининым в бесхвостках, Юнкерс в Ю-87, но, из-за большого лобового сопротивления на скоростных самолетах не применяли.
      1. 0
        18 сентября 2019 16:24
        Сегодня такие конструкции называются "подвесные флаппероны": внутренние секции этих поверхностей в полёте работали как элероны, а на взлете и при посадке - как закрылки.
        1. 0
          19 сентября 2019 00:37
          Сегодня такие конструкции называются "подвесные флаппероны":


          Не знаю, как там сейчас, но в наше время "флаперон" и "зависающий элерон" значило одно и то же . Элероны во взлётно-посадочной конфигурации отклонялись вниз, продолжая дифференциально отклоняться вверх-вниз. А закрылки так и оставались закрылками. feel Применяется на DHC-6 или на Ан-14, вроде были на Шторхе. И были частью профиля, а не находились ниже и отдельно от него , как на Ю-52.
    3. Комментарий был удален.
  18. +2
    17 сентября 2019 02:29
    Цитата: Saxahorse
    Винтажный дизайн. Руль надеюсь кожей обтянут? :)

    Цитата: Сибирский цирюльник
    laughing ...ручка переключения АКП,тоже! Вставки из алюминия и нат.дерева! laughing
    Кстати- готовая идея,для дизайнера))

    А где вы увидели руль и рычаг АКПП? Лично я увидел штурвал и РРУДы.
  19. +1
    17 сентября 2019 14:37
    Цитата: 210окв
    Интересный самолёт. Впрочем до популярности Ан2 ему и далеко. Хоть и кукурузник был создан после войны.

    ю-52 надо сравнивать с тб-3. Это самолеты одного времени и уровня технологии
    хотя логичнее было бы сравнить с одним классом, но когда ю-52 развивался, в это время в СССР был голяк с транспортниками такого размера.
    первый сравнимый аппарат - это не ли-2, копия американского ДС-3, а скорее в 36-м году проект сталь-7 от Бартини, который создавал многоцелевой самолет, аналогичный do-17 или he-111. потом он выпущен в военном варианте под маркой ер-2. Это наверное самые сравнимые машины.
    вот параметры на 37 год - 2х760лс двигатели, масса 11т, дальность 5000 км, скорость 450, нагрузка 1000-3000.
    ли-2 39г, вес 10.7,мощность 2х1000, скорость 320(крейсерская 290), дальность 2500
    ю-52: 32г., вес 11т, мощность 3х830, скорость 285(250), дальность 1300. нагрузка 1500.

    вот, примерно сопоставимые машины очень близкой взлетной массы
    если про сталь-7 не врали на выставке, то получался очень хороший самолет.
    1. +1
      17 сентября 2019 22:44
      если про сталь-7 не врали на выставке


      450 км в час он выдал сразу ( с неполной нагрузкой). А вот на полную дальность для рекорда пришлось "схитрить". Хотя заслуг Бартини ( который уже "сидел" ) это не умаляет ничуть.
      "28 августа 1939 пассажирский самолет без груза отправился в рекордный беспосадочный перелет Москва - М.Брусянское (район г. Свердловска, ныне Екатеринбург) - Севастополь - Москва. "Сталь-7" (его взлетный вес составил 11820 килограммов) оторвался от бетонной дорожки подмосковного Щелковского аэродрома, используя для разгона стартовую горку, подобно тому, как это делали экипажи В.П.Чкалова, М.М.Громова и С.А.Леваневского во время перелетов через Северный полюс.

      Полет проходил в непростых условиях, сильные вертикальные порывы воздуха, грозовые фронты и встречный ветер буквально съедали километры скорости. За 12,5 часов было пройдено расстояние 5068 километров со средней скоростью 404,936 километров в час. Этим полетом был превышен международный рекорд скорости, установленный 8 июля 1938 года на самолете "Амио-370".
      http://www.airwar.ru/enc/cw1/stal7.html
      1. 0
        20 сентября 2019 15:46
        о я не знал о такой фишке про взлет
        знал только, что самолеты имели совершенно аномальные перекосы в загрузке.
  20. +1
    18 сентября 2019 10:29
    Про тральщики удивили, спасибо.
  21. +1
    18 сентября 2019 15:26
    А все оказалось очень просто. Переделка транспортного Ju.52/3m-g3e в бомбардировщик была делом весьма несложным.

    Сверху в фюзеляже просто прорезался люк, и в нем устанавливалась открытая турель с одним пулеметом МG-15.

    Ну, это сказать просто, а сделать...
    Вырез в силовой (гофрированной) обшивке ослаблял конструкцию - её надо было как-то упрочнять. Например, окантовывать вырез усиленными шпангоутами... То есть разбирать самолёт. То же и с "корзиной", и с бомбоотсеками...
    Очевидно, что Юнкерс заранее предусмотрел такой ход событий, иначе "стахановских темпов" не получилось бы!
    1. +1
      18 сентября 2019 22:03
      Люк предусматривался сразу при проектировании и в силовом наборе учитывался, так что ничего упрочнять не надо было.
      1. +1
        18 сентября 2019 22:22
        Немцы пишут, что там всё было заранее предусмотрено (что, собственно говоря, и не новость).
        Но зачем тогда восторгаться тем, что у Юнкерса были "стахановские темпы" - надо было честно написать, что всё готовилось заранее, в ущерб эффективности гражданской версии.
        1. +2
          18 сентября 2019 22:49
          Для того, чтобы о чем то написать, об этом надо знать.
  22. 0
    18 сентября 2019 16:28
    Самое интересное, что немцы так и не смогли сделать ему достойную замену!
    1. 0
      19 сентября 2019 11:18
      Цитата: PilotS37
      Самое интересное, что немцы так и не смогли сделать ему достойную замену!

      Сделали (Ю-252 и Ю-352), но в условиях тотальной войны не смогли себе позволить перестроиться на реально серийный выпуск.
  23. 0
    19 сентября 2019 11:58
    Цитата: Роман Скоморохов
    Последний случай массового успешного применения Ju.52/3m стала наступательная операция в Арденнах, «Вахта на Рейне». Погода была не самая благоприятная, но тем не менее «Юнкерсы» смогли выбросить воздушный десант в тылах американских войск.
    Статья в целом нормальная, но автор в очередной раз допустил неточность- последними операциями, где успешно использовались Ju-52 во Второй Мировой войне были - снабжение будапештской группировки немцев и поставки в Курляндский котёл. А далеко не Арденны. Да-да, на Восточном фронте даже такие тихоходы и даже в 1945 году делали ещё многое, к сожалению !
  24. 0
    20 сентября 2019 15:48
    Цитата: PilotS37
    Вырез в силовой (гофрированной) обшивке ослаблял конструкцию

    у немцев были адовые требования к безопасности и надежности
    например, у нас в СССР активно растачивали их орудия.
    уверен, что и в Ю-52 был большой запас прочности, что упрощало врезки/вырезки элементов.
    1. 0
      23 сентября 2019 13:02
      например, у нас в СССР активно растачивали их орудия.
      -Какие, когда и в каком количестве?
      1. 0
        23 сентября 2019 13:09
        85мм зенитка из 75мм немецкой сделана
        45-ка сделана из немецкой 37мм пушки.
        37мм зенитный автомат у нас переделали в 40мм
        1. 0
          23 сентября 2019 13:20
          Доки можно? Что прям брали немецкий ствол и "растачивали"?
          Вот в Вики ( хотя это и не суперисточник, но..):
          85мм-
          Из-за чрезвычайно сжатых сроков, отведённых на разработку новой системы, ведущий конструктор Г. Д. Дорохин принял решение наложить 85-мм ствол на платформу 76-мм зенитного орудия образца 1938 г., использовав затвор и полуавтоматику этого орудия.
          ствол свой.
          45мм-
          В конце 1931 года конструкторы завода № 8 установили в кожух 37-мм противотанковой пушки образца 1930 года, построенной по купленной у немецкой фирмы «Рейнметалл» документации, новый ствол калибра 45 мм и слегка укрепили лафет.
          - ствол свой
          37мм 61-К-
          Разработана на основе шведской 40-мм пушки Bofors[1].
          - вообще все наоборот.
          Где вы этих сказок про расточку набрались? Немцы растачивали камору советской Ф-22, превращая ее в Pak 36, это общеизвестно.
          1. 0
            23 сентября 2019 14:03
            вот именно не особо доверяйте вики.
            1-2 примеры оба орудия построены на основе немецкой документации и уже ГОТОВЫХ расчетов
            3-й пример другой - я не помню маркировку, но именно немца, а не шведа переделывали.
            1. 0
              23 сентября 2019 14:08
              Где конкретные доки по "активной расточке"?
              1-2 примеры оба орудия построены на основе немецкой документации и уже ГОТОВЫХ расчетов
              - это = расточка стволов? Не смешите!
              3-й пример другой - я не помню маркировку, но именно немца, а не шведа переделывали.
              Да нууу?! в СССР был калибр 40мм? Новость, однако!
              В данном случае я лучше поверю Вики, чем Вам. Тем более, что кроме слов , от Вас ни одного документа. wink
              1. 0
                23 сентября 2019 14:12
                Цитата: Dooplet11
                кроме слов , от Вас ни одного документа.

                а ваша ссылка на вики - это документ???
                что касается орудий, то тут на сайте про 45-ку недавно выкладывали подробнейшую статью
                можете ознакомиться.
                1. 0
                  23 сентября 2019 14:23
                  а ваша ссылка на вики - это документ???
                  По сравнению с Вашим заявлением документ. На Вики в конце статьи ссылки на первоисточники. wink
                  то тут на сайте про 45-ку недавно выкладывали подробнейшую статью
                  можете ознакомиться.
                  -если Вы про эту статью Скоморохова, то знакомился: https://topwar.ru/161237-istoricheskij-detektiv-kalibr-45-mm.html, - в его статье нет утверждения, что растачивали немецкие стволы с 37 до 45мм. Наоборот, усиленно опровергается версия ( всего лишь СПОРНАЯ версия!) Широкорада , что ствол сорокапятки СДЕЛАН НА ОСНОВЕ ствола 1-К. Но , даже если принять версию Широкорада,"сделать на основе",- не значит просто "расточить".
                  Я так понимаю, док по "активной расточке" не будет? Не удивлен. hi
    2. 0
      23 сентября 2019 15:19
      уверен, что и в Ю-52 был большой запас прочности, что упрощало врезки/вырезки элементов.

      Запас прочности лимитируется нормами.
      А все "врезки" в Ю-52 были предусмотрены заранее:

      Фото публикуется впервые.
  25. 0
    23 сентября 2019 16:04
    Цитата: Dooplet11
    Да нууу?! в СССР был калибр 40мм?

    вы наверное путаете принятые на вооружение системы и опытные образцы.
    речь о работе 1926-32 годах по доводке изначально 40мм орудий виккерса и 37мм максима, и их германских клонов, а так же, опытного 40мм проекта с длиной ствола 57,5 клб. и обойменным питанием на заводах ИНЗ-2 и Большевик
    все эти проекты благополучно были заброшены.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
  26. 0
    23 сентября 2019 16:46
    Цитата: Dooplet11
    Я так понимаю, док по "активной расточке" не будет? Не удивлен.

    да вы реально обнаглели
    Вы фактически требуете рабочие чертежи с завода предоставить.
    Но я в это время там не только не работал - но и родился намного позже.
    1. 0
      23 сентября 2019 19:20
      Я прошу подтвердить Ваши слова о "активной расточке" какими-нибудь доками. Их у Вас нет? И Вы заменяете их хамством( " реально обнаглели")? Песок не важная замена овсу(с).
      При отсутствии пруфов Ваш тезис о активной расточке,- фантазия.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»