Незаметный светлячок, или Как немцы чуть «стелс» не построили

Страх как двигатель прогресса

Вторая мировая война и правление нацистов серьёзно ослабили немецкую науку. Но её изначальная сила была настолько велика, что в итоге даже две трети Германии в лице ФРГ не сильно отставали от своих западных коллег.

Не было исключением и авиастроение. Но на все немецкие военные проекты накладывал отпечаток один факт — ФРГ стала бы первым полем боя Третьей мировой в Европе. Именно в Германию «орды» ОВД (Организация Варшавского договора) хлынули бы первыми — свежие и полнокровные.

Официально немцы начали работы над авиацией в 1955 году, неофициально многие фирмы занимались этим с начала 50-х. В Heinkel с 1951 года работали над сверхзвуковым перехватчиком для Египта. В итоге этот проект стал основным конкурентом закупки F-104

В авиации в 60-е и 70-е годы немцы приложили максимум усилий, чтобы создать полноценный истребитель-СВВП (самолёт вертикального взлёта и посадки). Ожидалось, что все аэродромы ФРГ будут быстро выведены из игры, а потому авиации надо научиться воевать без них. Но то, что выглядело достаточно просто на бумаге, в реальности осуществить не вышло. Одно дело — создавать дозвуковой «Харриер», не предназначенный для воздушных боёв, совсем другое — спроектировать полноценный СВВП-истребитель, способный хотя бы на равных биться с советскими МиГ‑21.

В работе над СВВП немцы пытались кооперироваться американцами. Не помогло

В середине 70-х в ФРГ в сотрудничестве с британцами создали очень неплохой ударный «Торнадо» с модным крылом изменяемой стреловидности. В то же время немецкие авиаконструкторы занялись проектированием истребителя, превосходящего не только существующие советские МиГ-21 и МиГ-23, но и перспективные машины. (В будущем этот проект будет объединён с британцами и из него вырастет «Еврофайтер»). Но даже этого немцам казалось мало. Что с того, что будущий самолёт сможет победить в одиночку два или три МиГ-23, если СССР выставит десяток машин против одной? Нужно было радикальное решение.

Один из ранних проектов Tfk-90, перспективного немецкого истребителя

Квадратный светлячок

В то время информация о работах в США над незаметностью в радиодиапазоне была вполне известна всем интересующимся, благо пример подобного подхода — самолёт SR-71 — был чуть ли не символом американской мощи. Да и у самих немцев над этим вопросом уже с начала 70-х работало несколько групп учёных — изначально в пользу малозаметных планеров‑шпионов.

В 1981 году уже был доведён до ума не только математический аппарат, но и создана компьютерная программа для расчёта отражения радиоволн. Сложно сказать, знали ли немецкие учёные, что идут след в след за американскими коллегами, у которых в 1981 году взлетел первый F-117.

В то время «стелс» представляли скорее так, чем «рубленым уродцем»

Ознакомившись с выкладками учёных и авиаконструкторов, военные признали «стелс» подходящей идеей, способной перевесить чашу весов в возможной войне с ОВД. Предполагалось разработать две «незаметные» машины.

Первым был ударный самолёт, по своей концепции напоминавший американский F-117. Максимально незаметный, он должен был выбивать «красную» ПВО и громить важные объекты в тылу противника.

Вторая концепция оказалась куда более амбициозной. Предполагалось создать лёгкий «стелс»-истребитель, способный «подкрадываться» к советским ударным самолётам, быстро уничтожать их и избегать столкновения с истребителями врага. В случае же неизбежного контакта, используя малую заметность, — атаковать противника первым с удобных позиций.

В начале 70-х у американцев были схожие идеи, воплотившиеся в проекте Rockwell — Surprise fighter

Наибольший приоритет отдали созданию истребителя. Немецкие военные полагали: при ожидаемой плотности боёв в первые дни Третьей мировой особой пользы от малозаметного ударного самолёта не будет. Насыщенность ПВО противника будет такой, что вероятность даже банального визуального обнаружения станет слишком высокой, ну или одному из вражеских радаров просто повезёт обнаружить самолёт. Возможно, потому проект, порученный фирме Dornier, не получил особого развития.

LA-2000 спроектировали по схеме «дельтовидное летающее крыло». Результат очень напоминал будущий американский А-12. Как и американцы позже, инженеры Dornier столкнулись с проблемой обеспечения достаточной манёвренности и высокого уровня незаметности. В итоге в 1985 или 1986 году работы прекратились.

Ударный самолёт Dornier LA-2000

Создание «стелс»-истребителя поручили фирме Messerschmitt-Bölkow-Blohm, одной из наиболее опытных в авиастроении в ФРГ на тот момент. Более того, МВВ к этому времени активно сотрудничала с американцами в вопросе проектирования перспективных истребителей. Сложно сказать, удалось ли им получить от коллег из-за океана какую-то информацию или всё пришлось делать самим. Как бы то ни было — задача стояла очень непростая. По требованиям военных необходимо было создать малозаметную небольшую машину с сверхзвуковой скоростью. Ради всего это было возможно пожертвовать манёвренностью, ведь концепция применения этого самолёта ближний бой не предусматривала.

МВВ Lampyridae, один из ранних вариантов

В процессе работ немцы сталкивались с теми же проблемами, что и американцы за десять лет до того.

Мощность доступных немцам компьютеров не позволяла рассчитать «стелс» для кривых поверхностей, и пришлось делать «летающий шедевр абстракционизма».

Самолёт, получивший наименование Lampyridae («светлячок» на латыни) очень напоминал своего американского коллегу из далёкого 1975 года — разведчика Hopeless diamond. Ранние варианты Lampyridae также не имели выраженного крыла и использовали схему несущего фюзеляжа, и также в итоге стало ясно: летать на текущих технологиях такое «извращение» не будет. И немцы, и американцы были вынуждены всё же добавить крыло своим проектам.

Lockheed Hopeless diamond

В ходе разработки Lampyridae обнаружилось несколько серьёзных проблем. В погоне за уменьшением размеров самолёта его сделали настолько маленьким, что просто не нашлось места для внутренних отсеков вооружения. Конечно, ракеты можно повесить снаружи, на внешние точки подвески под крылом, но это сильно портит «стелс». Увеличить истребитель — значит тоже повысить заметность. Кроме того, при настолько необычных формах машины это потребует серьёзной переделки всей конструкции.

Другую проблему создал фонарь пилота. Изначальный «плоский» вариант почти не давал пилоту нормального обзора. В то время мысли о том, что пилот истребителя может летать только «по приборам», давно остались в прошлом, важность хорошего обзора понимали все. Пришлось ставить округлый фонарь, который тоже отрицательно сказался на незаметности.

МВВ Lampyridae с округлым фонарём кабины пилота

Ненужный «стелс»

К 1986 году стало окончательно ясно: полноценной боевой машины из Lampyridae не выйдет, как ни старайся. Самолёт перевели в категорию опытных и собирались отработать на нём решения для будущего истребителя. К 1987 году большинство испытаний масштабных моделей было завершено; есть информация, что радиоуправляемый макет в две трети величины успел даже полетать по-настоящему. По сути всё было готово к постройке реальной машины. Но в 1987 году финансирование проекта начали сворачивать.

Один из макетов МВВ Lampyridae в музее

Существует легенда, почему это произошло. Якобы в 1987 году макет Lampyridae показали группе американских военных. Те, увидев почти настоящий «стелс», ужаснулись, что немцы смогли освоить их секретную технологию и использовали политическое давление, чтобы прекратить их работы.

Маловероятно, что эта история имеет отношение к реальности. Во-первых, немцы значительно — больше чем на десять лет- отставали от американцев. Lampyridae и близко не тянул на аналог F-117. Скорее его можно было бы сравнить с демонстратором технологии Have Blue, который полетел аж в 70-е. Во-вторых, вопреки легенде работы над «стелс» в 1987 году тевтонцы не прекратили.

Продувочный макет DASA TDEFS

В мире царила «разрядка», и скупые немецкие политики потихоньку начинали экономить на вооружённых силах. Денег на дорогие экспериментальные машины тратить они не хотели. Так сократилось финансирование и на Lampyridae.

Формально работы над проектом продолжались до 1989 года, когда в связи с распадом ОВД его окончательно закрыли. Тем не менее немецкие авиаторы всё равно хотели бы получить «стелс»-самолёты, да и рассекречивание американских машин подтвердило: путь был выбран правильный.

Разработками занялись уже в фирме Daimler-Benz Aerospace AG (DASA), купившей МВВ в 1989 году. Новый проект получил название TDEFS (Technology Demonstrator for Enhancement and Future Systems). Предполагалось для удешевления одновременно разрабатывать «стелс»-самолёт и «стелс»-дрон.

Реконструкция возможного внешнего вида DASA TDEFS. Автор Matej Furda

Проект TDEFS был совершеннее Lampyridae, его уже можно сравнить и с F-117, хотя и известно о нём куда меньше, чем о проекте МВВ. Неясно, сохранил ли он роль истребителя или был перепрофилирован в ударный самолёт. Работы над TDEFS шли в очень непростое время для немецких вооружённых сил. Холодная война закончилась, закончился СССР, и главное — кончился сорокалетний страх перед вторжением. Вместо вооружённых сил деньги потекли в интеграцию территорий бывшей ГДР в ФРГ.

Тем не менее над «стелсом» неспешно продолжали трудиться до 1994 года, когда из-за прекращения финансирования программу окончательно закрыли. В дальнейшем имевшиеся наработки использовала DASA в проекте учебно-боевого самолёта AT-2000 MAKO.

Макет учебно-боевого самолёта AT-2000 MAKO

Вполне возможно, не случись краха СССР, немцы бы всё же построили свой «стелс»-самолёт. Как минимум все технологические возможности у них для этого были. Не факт, что они потом смогли бы осилить серийную машину, но подобное распространение невидимых для радаров самолётов, вероятно, бы подстегнуло и другие страны заняться разработкой «стелс» вплотную. Что было бы дальше, мы можем лишь гадать.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий