Американский «Дрозд» советскому «Ворону» не товарищ

40
Ровно пятьдесят лет тому назад, в ноябре 1969 года, произошел в чём-то анекдотичный случай: под Байконуром приземлился новейший на тот момент американский беспилотный летательный аппарат Lockheed D-21B. Внешне новый разведчик был похож на уменьшенный вариант знаменитого стратегического сверхзвукового разведчика Lockheed SR-71 Blackbird («Черный дрозд»), предшественник которого и был его самолетом-носителем. Знакомство с новинкой американского военно-промышленного комплекса привело к началу работ по созданию аналогичного летательного аппарата. В КБ Туполева началась работа над советским ответом – разведывательным беспилотником «Ворон», носителем которого в перспективе должен был стать стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160.


Lockheed D-21




Как Lockheed D-21B оказался около Байконура


В руки советских военных и инженеров новинка американского ВПК попала после первого же своего полета, а всего по программе было выполнено 17 пусков, из них только 4 полноценных боевых вылета, все они проходили над территорией Китая. Стоит отметить, что к идее использования стратегических разведывательных беспилотников американцы пришли под давлением обстоятельств. Отправной точкой стало сбитие в небе над Свердловской областью 1 мая 1960 года американского самолета-разведчика U-2 с летчиком Френсисом Гэри Пауэрсом на борту. Данный инцидент привел к тому, что ЦРУ запретило проведение пилотируемых разведывательных полетов над территорией Советского Союза. При этом потребность в получении разведывательной информации никуда не делась, и главное американское разведывательное ведомство инициировало работы по созданию специальных беспилотников.

Первый полет нового разведывательного беспилотного летательного аппарата, получившего обозначение Lockheed D-21, состоялся уже 22 декабря 1964 года. Беспилотник, получивший прямоточный ракетный двигатель, отличался замечательными летными характеристиками. Аппарат мог разгоняться до скорости более 3,6 Маха на высоте примерно 30 километров, а дальность полета разведывательного беспилотника составляла более двух тысяч километров. Для запуска первых беспилотников использовалась специально адаптированная для этих целей версия разведывательного самолета Lockheed A-12 – М21. В дальнейшем именно доработанный вариант этого самолета, который стал длиннее и тяжелее своего предшественника Lockheed A-12, станет гораздо более известным «Черным дроздом».

Симбиоз самолета разведчика Lockheed A-12 (М21) и беспилотника D-21А прервала катастрофа во время очередного запуска, который произошел в июле 1966 года. После этой катастрофы был разработан новый вариант беспилотника Lockheed D-21B, адаптированный на запуск с бомбардировщика В-52Н. При этом стратегический бомбардировщик мог нести сразу два разведывательных беспилотника. Несмотря на то, что испытательные полеты сопровождались различными происшествиями, в том числе отказом автопилота, разведывательные беспилотники вместе с самолетами-носителями В-52Н поступили на вооружение специальной 4200-й испытательной эскадрильи, специализацией которой было совершение разведывательных полетов над китайской территорией.


Беспилотник Lockheed D-21 на самолете-носителе Lockheed M-21


Как и американские самолеты-разведчики, новый беспилотник совершал полеты на огромной высоте и сверхзвуковой скорости, решая те же шпионские задачи. Но, в отличие от самолетов, после завершения миссии беспилотник Lockheed D-21 не совершал посадку, а сбрасывал контейнер с отснятой в полете пленкой, после чего самоуничтожался. Новый разведывательный беспилотник изначально проектировался одноразовым, что, по мнению разработчиков, должно было минимизировать его вес и стоимость. Сама конструкция БПЛА была выполнена главным образом из титана с использованием высокопрочных сталей, а ряд элементов производился из появляющихся радиопоглощающих композитных материалов. Выигрышными чертами разведывательного беспилотника были меньшие размеры по сравнению с самолетами и чистая аэродинамическая форма. Как и его старший товарищ Lockheed SR-71 Blackbird, новый беспилотник покрывался специальной краской черного цвета на ферритовой основе, которая способствовала рассеиванию тепла с поверхности корпуса, а также снижала радиолокационную заметность летательного аппарата.

Первый по-настоящему боевой полет разведывательный беспилотник Lockheed D-21B совершил в ноябре 1969 года. Первый же вылет обернулся настоящим конфузом. После того как беспилотник закончил съему китайских ядерных объектов, расположенных в районе озера Лоб-Нор (здесь находился ядерный полигон), аппарат продолжил полет в сторону СССР, хотя по заданию должен был лечь на обратный курс. Полет разведчика продолжался до полной выработки топлива и закончился в нескольких сотнях километров от полигона Тюра-Там (Байконур) на территории Казахстана. Американцы предположили, что их разведывательный аппарат не прибыл в заданный район для сброса контейнера с отснятой пленкой по причине сбоя в программном обеспечении аппарата и его навигационной системы и, по всей видимости, были правы.

Советский ответ в лице беспилотника «Ворон»


На советских военных и инженеров новый американский разведывательный аппарат, который попал в их руки по счастливому стечению обстоятельств, произвел впечатление. Созданная комиссия высоко оценила летные возможности беспилотника, что стало основанием для инициирования работ по созданию аналогичного аппарата уже советского производства. Разработчиком советского беспилотного разведчика стало КБ Туполева, разрабатываемый его конструкторами БПЛА «Ворон» должны были запускать с борта модифицированных стратегических бомбардировщиков Ту-95, а в перспективе со сверхзвукового Ту-160. Основной целью конструкторов на первом этапе работ было создание летательного аппарата, аналогичного захваченному, но с использованием отечественных конструкционных материалов, авионики и двигателей.



Советских конструкторов заинтересовали высокие летно-технические характеристики, оказавшегося в их руках американского беспилотника. Во многом это были предварительные оценки, согласно которым максимальная высота полета составляла примерно 25 километров, скорость до 3600 км/ч. Интерес представляла и аэродинамическая схема Lockheed D-21B, беспилотник был выполнен по схеме «бесхвостка» с тонким треугольным крылом большой стреловидности. Оценили конструкторы и высокие аэродинамические качества, и компоновочное совершенство модели.

Как и заокеанский образец, советский «Ворон» проектировался как специализированный разведывательный аппарат, способный совершать высотные полеты на большие дистанции. Заниматься сбором разведывательных данных «Ворон» должен был после запуска с самолета-носителя, на начальном этапе проектирования предусматривалась также возможность пуска беспилотника с земли, но в дальнейшем эту идею признали нецелесообразной и малоперспективной из-за больших размеров и небольшой маневренности стартового комплекса. После завершения разведывательной миссии советский беспилотник должен был сбросить контейнер с отснятым материалом над территорией дружественных Советскому Союзу стран. На беспилотнике планировалось установить мощный сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД) РД-012. Его мощности хватало, чтобы аппарат развивал максимальную скорость до 3,3..3,6 Маха при полете на высоте 23-27 километров. При этом для выведения беспилотного разведывательного аппарата на расчетный режим работы СПРВД планировалось после запуска с носителя использовать подвесной пороховой разгонный ускоритель.

Согласно разрабатываемому проекту, беспилотник должен был войти вместе с самолетом-носителем в состав комплекса оперативной и стратегической воздушной разведки. В перспективе «Ворон» должен был использоваться в комплексе с другими средствами наземного и воздушного обеспечения. Разработка «Ворона» продолжалась на протяжении нескольких лет. Несмотря на то, что беспилотник не вышел из проектного статуса, данные работы имели большое значение для дальнейшего развития сверхзвуковой авиации и проектирования новых летательных аппаратов.



Судьба двух проектов


На судьбу двух разведывательных аппаратов напрямую повлиял технический прогресс. Американский Lockheed D-21B совершил всего четыре разведывательных полета. Данная техника не выдерживала конкуренции с все более совершенными средствами космической разведки. При этом американский аппарат, несмотря на свою одноразовость, был достаточно дорогим в производстве, а само применение беспилотника для разведывательных миссий было признано малоудачным, чего стоил только первый полет, неожиданно закончившийся в казахских степях.

Советский проект помимо перечисленных выше обстоятельств стал жертвой отсутствия качественного фотооборудования. Уровень разведывательного оснащения, как считают некоторые специалисты, был основным фактором свертывания работ по «Ворону» уже в 1970-е годы. В стране в те годы не производилось специального разведывательного оборудования, которое обеспечило бы аппарату возможность всепогодной воздушной разведки при работе с очень больших высот. При этом, как уже отмечалось выше, проект не был бесполезным, так как наработанные технологии и решения использовались затем при проектировании новых советских сверхзвуковых самолетов, а также в работах по созданию гиперзвуковых летательных аппаратов.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    28 сентября 2019 05:55
    — Скажи, Ильич, что делать нам с собой, С сердцами, вдребезги готовыми разбиться? В боях мы были. Вновь готовы в бой!.. А он нахмурился и вдруг сказал: Учиться!

    Сверхскоростные высотные роботы использовались в интересах ЦРУ для ведения стратегической разведки . Полет происходил по следующему сценарию: БПЛА отделялся от носителя (M-21 или B-52) и далее разгонялся твердотопливным ускорителем до скорости в 3000 км/ч, когда включался его маршевый ПВРД. Беспилотник вторгался в воздушное пространство противника, проводил аэрофотосъемку по выбранному маршруту, на обратном пути отстреливал над морем контейнер с пленкой и бросался в волны. Спускающийся на парашюте контейнер подхватывал уже в воздухе поисковый самолет JC-130. Работа сделана, следы отсутствуют.

    9 ноября 1969 г. после съемки китайского ядерного полигона Лог-Нор беспилотник D-21B отказался лечь на обратный курс и продолжил полет в северо-западном направлении. После выработки топлива секретная машина совершила жесткую посадку в степях Казахстана.

    Посреди казахской степи лежал Lockheed D-21 - сверхзвуковой беспилотник, оснащенный панорамным фотоаппаратом c функции привязки координат. Титановый корпус. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Приемы снижения заметности. Аэродинамическое и компоновочное совершенство. Маршевая скорость полета - 3,6 М. Потолок - 30 километров.

    На стол А.Н. Туполеву немедленно легла записка "Уровень развития отечественной промышленности дает возможность воспроизвести беспилотный разведчик с аналогичными ЛТХ". Так родился проект "Ворон"
  2. +5
    28 сентября 2019 05:59
    С оптикой и элементной базой всегда была беда
    1. -6
      28 сентября 2019 06:34
      На фига тогда козе баян? Если нет глаз зачем было этот огород городить? Только деньги тратили.
      1. +12
        28 сентября 2019 07:01
        Отрабатывали технологии.
        Работали над оптикой.
        Самолёты очень часто разрабатывают под несуществующий двигатель - это нормально
      2. 0
        29 сентября 2019 22:06
        Туполев был большим любителем копировать чужое.
        При этом к 1971 г. (когда разработка "Ворона" была одобрена "на верху") у нас уже была и спутниковая группировка и готовы были первые "Алмазы" ("Салюты"), которые тоже предназначались для космической разведки, и с оптикой у них особых проблем не было.
        Так что проект был изначально тупиковым.
    2. +4
      28 сентября 2019 10:54
      Цитата: Chaldon48
      С оптикой и элементной базой всегда была беда

      Вот только для СССР вопрос определённого отставания был вполне решаем.
      1. +16
        28 сентября 2019 15:25
        Он и был решён к 80м, и по оптике и по элементной базе! Вот только после прихода горбатого все перспективные разработки фактически закрыли лишив финансирования! Чума на его дом!
    3. +2
      28 сентября 2019 22:23
      Цитата: Chaldon48
      С оптикой и элементной базой всегда была беда

      Ещё Хрущёв заявлял, что "мы из космоса читаем номера автомобилей перед Пентагоном". Оптикой у нас занимались в Красногорске, привлекали товарищей из ГДР ("Карл Цейс"), вообще элементная база позволяла разведчикам даже летать на Луну и возвращаться обратно.
    4. +4
      30 сентября 2019 03:43
      В 89-м был в Москве на сборах, сейчас уже не помню фамилии и должности товарища что выступал перед нами. Достал из портфеля устройство, размер скажем так большой ноутбук первого поколения. И стал выдавать его характеристики. В общем это устройство полностью заменит вычислительную машину 5Э86. Которая стояла на АСУ Сенеж. Рассказывал об элементной базе для космоса, плотность до 1 млн элементов на кубический см. Другое дело что все усилия сейчас на полезные ископаемые, сил на развитие элементной базы для вычислительной техники не остается. Так отдельные очаги. И оптику выпускали весьма неплохую. В Минске так называемый 42-й завод им. Вавилова. Уже в те далекие времена их КБ разрабатывало, а завод выпускал весьма неплохие оптико-электронные системы. Ленинградский завод ЛОМО не отставал.ни вообще построили крупнейший в мире телескоп - БТА. В смысле оптическую часть для него сделали. Сейчас прочитал про этот телескоп. Снимают с него новое зеркало которое поставили в 2017 году и возвращают старое, которое сделали 40 лет тому назад, которое все эти 40 лет проработало.
      А вы говорите с оптикой и элементной базой всегда была беда. С ширпотребом не спорю именно так и было, а в ключевых точках получше чем за бугром.
      1. 0
        30 сентября 2019 03:56
        Цитата: ВАШ
        С ширпотребом не спорю именно так и было,

        Возражу. Театральный бинокль стоил 3 рубля, 15 копеек, фотоаппарат Свема - 15 рублей, но я вот заглядывался на фоторужье. Цену не помню, но дорогая штуковина была. А ещё я будучи дошкольником лупу купил, за руб двадцать, поджигала она очень даже неплохо.
        1. +1
          30 сентября 2019 11:47
          Вообще-то я не про цены писал.
  3. +3
    28 сентября 2019 07:20
    Внешне новый разведчик был похож на уменьшенный вариант знаменитого стратегического сверхзвукового разведчика Lockheed SR-71 Blackbird («Черный дрозд»),


    Похож, честно говоря, так себе. Просто в статье ракурс подходящий выбрали
    1. +2
      28 сентября 2019 12:14

      Слева SR-71, справа А-12.
      1. +2
        28 сентября 2019 13:49
        Я об этом
        приземлился новейший на тот момент американский беспилотный летательный аппарат Lockheed D-21B. Внешне новый разведчик был похож на уменьшенный вариант знаменитого стратегического сверхзвукового разведчика Lockheed SR-71 Blackbird
  4. +7
    28 сентября 2019 07:38
    Стратегический разведчик-беспилотник Ту-123 (ДБР-1)

    Серийный выпуск ДБР-1 (Ту-123) был освоен на Воронежском авиационном заводе (завод N 64) и продолжался с 1964 по 1972 годы, всего было выпущено 52 экземпляра "самолета 123".
    Модификация Ту-123
    Размах крыла, м 8.41
    Длина самолета, м 27.83
    Высота самолета, м 4.78
    Масса, кг
    пустого самолета 11450
    максимальная взлетная 35610
    топлива 16600
    Тип двигателя 1 ТРДФ Р-15К-300
    Тяга форсажная, кгс 1 х 10000
    Ускоритель 2 ПРД ПРД-52
    Тяга, кгс 2 х 80000
    Максимальная скорость, км/ч
    Крейсерская скорость, км/ч 2700 (М=2.5)
    Практическая дальность действия, км 3560-3680
    Высота полет, м
    в начале маршевого участка 22800
    в конце маршевого участка 19000

    Авиационная энциклопедия "Уголок неба"
    Говорят над Европой летали "только так"
    1. -9
      28 сентября 2019 09:57
      Цитата: Дилетант

      Говорят над Европой летали "только так"

      Кто говорит?
      Голоса в вашей голове?
      Если бы действительно летали - было бы множество международных скандалов и они бы остались в истории.
      1. +7
        28 сентября 2019 11:42
        Цитата: SovAr238A
        Если бы действительно летали - было бы множество международных скандалов

        Летали. МИД Франции неоднократно делал заявления, но ТАСС был уполномочен заявить, что самолёты СССР "не нарушают". У них долгое время просто не было ЗРК, способных "достать" МиГ-25Р. "Хок" - относительно маловысотный, а "Найк-Геркулес" не был рассчитан на подобную угловую скорость перемещения воздушной цели. Говорят, они летали с территории ГДР, ложились на обратный курс над Северным морем, а также с территории Алжира.
        1. -7
          28 сентября 2019 13:01
          Цитата: iouris
          Цитата: SovAr238A
          Если бы действительно летали - было бы множество международных скандалов

          Летали. МИД Франции неоднократно делал заявления, но ТАСС был уполномочен заявить, что самолёты СССР "не нарушают". У них долгое время просто не было ЗРК, способных "достать" МиГ-25Р. "Хок" - относительно маловысотный, а "Найк-Геркулес" не был рассчитан на подобную угловую скорость перемещения воздушной цели. Говорят, они летали с территории ГДР, ложились на обратный курс над Северным морем, а также с территории Алжира.

          Кака то альтернативна новая история у вас в голове...
          И про Алжир это вы сильно приплели... То, что у него были эти самолеты, не говорит о том, что им в голову приходила мысль полетать на нем над Европой...
          1. +6
            28 сентября 2019 22:40
            Моя голова, сынок, сработана по ГОСТ СССР, я - весь в этой истории. Тщательно пережёвывая пищу, ты помогаешь обществу.
            1. +3
              29 сентября 2019 09:25
              Цитата: iouris
              Моя голова, сынок, сработана по ГОСТ СССР, я - весь в этой истории. Тщательно пережёвывая пищу, ты помогаешь обществу.

              сработано по ГОСТу ? Т.е. просто круглый шар?

              И не кичишь, мне самому 50 лет, и я также в СССР всю молодость прожил в городе Куйбышев, и на 18 авиазаводе свою трудовую деятельность начал, так что уймись со своим ЧСВ запредельным.
      2. +3
        28 сентября 2019 12:59
        Кто говорит?
        Голоса в вашей голове?

        Когда голоса в голове - это плохо.
        А когда в голове вообще ничего нет, даже голосов, это дурость.
      3. +5
        29 сентября 2019 19:26
        Цитата: SovAr238A
        Цитата: Дилетант

        Говорят над Европой летали "только так"

        Кто говорит?
        Голоса в вашей голове?
        Если бы действительно летали - было бы множество международных скандалов и они бы остались в истории.

        В каждой армии ГСВГ(не путать с ЗГВ) были беспилотники, и они куда-то летали. А на счёт скандалов - сначала надо обнаружить и идентифицировать(еле выговорил), а тут не ясно, часто ли это удавалось?
  5. +3
    28 сентября 2019 12:12
    Цитата: Santa Fe
    после съемки китайского ядерного полигона Лог-Нор

    Олег! небольшое замечание. Понимаю, что это возможно описка. Китайский полигон называется Лобнор (Лоб-Нор), а не ЛоГ-Нор
  6. 0
    28 сентября 2019 12:30
    Надо сказать самолёт получился шикарный в технологическом плане для 60ых годов.
  7. +3
    28 сентября 2019 12:32
    Из четырех разведывательных полетов D-21B все четыре были неудачными.
    Во время первого, 9 ноября 1969 года, из за отказа аппаратуры управления, беспилотник не лег на обратный курс и упал в СССР.
    Во время второго, 16 декабря 1971 года, полет прошел штатно, но отказал механизм сброса фотопленки, которая утонула вместе с аппаратом.
    В третий раз, 4 марта 1971 года и полет прошел по программе, и контейнер отстрелился, и парашют раскрылся, но вертолет, который должен был подцепить парашют в воздухе, промахнулся, контейнер упал в воду и затонул.
    Четвертый полет, 20 марта 1971 года закончился падением аппарата над китайской территорией. Обломки были обнаружены в 2010 году и несколько лет валялись на задворках Китайского музея авиации, пока китайцы не разобрались что это и не поместили обломки в экспозицию.
    1. +1
      29 сентября 2019 19:36
      Цитата: Undecim
      Из четырех разведывательных полетов D-21B все четыре были неудачными.
      Во время первого, 9 ноября 1969 года, из за отказа аппаратуры управления, беспилотник не лег на обратный курс и упал в СССР.
      Во время второго, 16 декабря 1971 года, полет прошел штатно, но отказал механизм сброса фотопленки, которая утонула вместе с аппаратом.
      В третий раз, 4 марта 1971 года и полет прошел по программе, и контейнер отстрелился, и парашют раскрылся, но вертолет, который должен был подцепить парашют в воздухе, промахнулся, контейнер упал в воду и затонул.
      Четвертый полет, 20 марта 1971 года закончился падением аппарата над китайской территорией. Обломки были обнаружены в 2010 году и несколько лет валялись на задворках Китайского музея авиации, пока китайцы не разобрались что это и не поместили обломки в экспозицию.

      Когда служил в аэро-фото-разведке, слышал, что у нас на Дальнем Востоке беспилотные Ту-16 летали в Японию. Давно было, в конце 70-х. Кассеты с плёнками отстреливали перед посадкой. Не знаю, правда ли, но "старшие тоаарищи" клялись, что так и было.
      1. +2
        29 сентября 2019 19:59
        Беспилотных разведчиков Ту 16 не было. Были Ту-16М - радиоуправляемые мишени из выработавших ресурс самолетов.
        В конце 1970-х были разведывательные беспилотники Ту-141, Ту-143.
  8. +7
    28 сентября 2019 12:49
    Ну предположим глюкнули у этого дрона мозги и он вместо возвращения к точке сброса полетел дальше , долетел себе до советской территории , кончилась у него горючка ..предположим ..согласен..бывает ..Но как(!) он сел ??? в целости!!! одноразовый дрон !! с системой самоуничтожения !! вероятно не имея даже шасси !!! Объясните мне убогому !!
    который попал в их руки по счастливому стечению обстоятельст
    Да ладно ..не верю ..
  9. -2
    28 сентября 2019 14:19
    Китайцы собираются показать на параде в честь 70-летия НОАК свой клон D-21/"Ворона" - эстооооооонскиииииииий синдром, однако laughing
  10. -3
    28 сентября 2019 14:39
    За ракету не надо человека сажать. И летает она 3- 5 махов. Вся проблема создать самолет или как его там с гибридными силовыми установками. Толтко у нас все в проекте до 2030 годов пока к власти смерикосы не придут с украинцами. am
  11. kig
    +2
    28 сентября 2019 16:38
    Это очень интересная часть истории. Только из статьи непонятно, в чем именно Дрозд уступал Ворону, который "не вышел из проектного статуса".
  12. 0
    28 сентября 2019 17:26
    а "стриж" и "рейс" не из той же истории? в смысле продолжения?
    только более медленные
  13. 0
    28 сентября 2019 18:22
    Интересно ,интересно.А вот ,ну чисто гипатетически,что бы могло происходить если без оптики СССР запустил свою машину в небо? recourse
    1. 0
      28 сентября 2019 19:48
      То же самое - фатальность цели. Сто пудов!
  14. 0
    29 сентября 2019 18:45
    Туполев копировал ЛА, а двихок тоже он копировал?
  15. 0
    29 сентября 2019 19:53
    Интересная статья. Любопытно, а советская разведка уже ,что в США работают над такими разведчиками?
    Ещё вопрос: если он упал в степи, как его удалось сразу найти? Если у китайцев дрон валялся с 1971 до 2010г . З9 лет китайцы его не видели и ещё несколько лет не могли сложить 2+2,а мы сразу нашли. Вероятно, господь благоволил к коммунистам, а как только коммунисты превратились в чинуш и он отвернулся
  16. +2
    29 сентября 2019 21:29
    ... сверхзвукового разведчика Lockheed SR-71 Blackbird («Черный дрозд»), предшественник которого и был его самолетом-носителем.

    Это - не правда!
    Было два варианта Lockheed D-21: A и B. "A", действительно, подвешивался над A-12 (точнее, M-21).

    Но версия "B" - с ракетным ускорителем - подвешивалась под под B-52H.
    1. kig
      0
      30 сентября 2019 02:34
      Не правда или неправда? Совершенно разный смысл может получиться.
  17. +1
    29 сентября 2019 21:52
    В КБ Туполева началась работа над советским ответом – разведывательным беспилотником «Ворон», носителем которого в перспективе должен был стать стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160.

    Данный пассаж может ввести читателей в заблуждение: дело в том, что Решение комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам за №57 о разработке "Ворона" вышло 19 марта 1971 года, а решение по выбору КБ Туполева как разработчика нового стратегического бомбардировщика - только в 1972 г. И тогда это было "Изделие 70". Официальный же индекс "Ту-160", как я понимаю, был принят где-то в середине 1980-х гг., когда началось серийное производство (первые три опытные машины были "70").
    Кроме того, "Ворон" собирались подвешивать и под Ту-95.
    Так что корректно было бы написать:
    В КБ Туполева началась работа над советским ответом – разведывательным беспилотником «Ворон», носителем которого в перспективе должны были стать Ту-95 и новый многорежимный стратегический межконтинентальный бомбардировщик, которым в итоге стал Ту-160
  18. +1
    30 сентября 2019 20:12
    Цитата: Undecim
    Беспилотных разведчиков Ту 16 не было. Были Ту-16М - радиоуправляемые мишени из выработавших ресурс самолетов.
    В конце 1970-х были разведывательные беспилотники Ту-141, Ту-143.

    Спасибо! Будем думать, что так и было drinks