0
4614
Газета Армии Интернет-версия

16.11.2012 00:00:00

Альянс может ослабеть

Тэги: сша, нато, вооружение, армия, бюджет


сша, нато, вооружение, армия, бюджет Министр обороны США Леон Панетта и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен озабочены сокращением военных расходов европейских членов альянса.
Фото Reuters

В ближайшее десятилетие финансовые и экономические проблемы окажут существенное влияние на структуру, численность и боевые возможности вооруженных сил НАТО. Следствием этого станет ослабление воинских контингентов блока в Европе, которые будут не в состоянии в полной мере противостоять существующим и вновь возникающим угрозам национальной безопасности европейских стран, а также в рамках коалиционных войск не смогут проводить миротворческие операции в различных регионах земли, как это происходит в Афганистане. Только объединение национальных военных ресурсов, направление средств в развитие новых областей боевых возможностей и исключение неоправданных оборонных трат позволят сохранить оборонную состоятельность блока.

К таким выводам в конце октября пришли аналитики Национального института оборонных исследований (National Defense Research Institute) мозгового треста Пентагона корпорации РЭНД, опубликовавшие отчет по этой проблеме.

СУРОВАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Начиная с первого момента образования главной задачей Организации Североатлантического договора было обеспечение безопасности и национального суверенитета входящих в нее стран. Однако разразившийся почти четыре года назад глобальный экономический кризис вынудил руководство ряда государств НАТО, вносящих основной вклад в европейскую безопасность, сократить свои военные бюджеты. Но такие экономические акции лидеров этих стран были вызваны не изменением их взглядов на существующие и будущие военные и террористические угрозы, а необходимостью сократить свои бюджетные дефициты.

В начале прошлого года генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен сообщил, что суммарные военные расходы стран Североатлантического альянса в 2009–2010 годах сократились на 45 млрд. долл. «Эта сумма по своим размерам сопоставима с оборонным бюджетом Германии», – добавил он.

Расмуссен отметил, что в начале XXI века США вносили в копилку НАТО половину всех финансовых средств, необходимых для функционирования военных структур блока. Остальную часть общего военного бюджета пополняли страны альянса. А сегодня доля расходов США в военных затратах блока за счет быстрого сокращения оборонных бюджетов некоторых европейских государств достигла 70%. Признав, что в условиях кризиса сокращение расходов на оборону неизбежно, генсек призвал лидеров 28 стран – членов НАТО к разумной экономии финансовых средств. «Недопустимо, когда сокращение военных расходов одной страны снижает уровень безопасности всего альянса. Кризис сделал усиление евроатлантического сотрудничества не делом выбора, а вопросом необходимости», – заявил он.

Расмуссен подчеркнул, что, по его мнению, существует только три способа снижения негативных последствий сокращения военных затрат. Прежде всего, полагает глава НАТО, необходима тесная кооперация и объединение ресурсов стран – членов Союза. Во-вторых, должны быть строго определены оборонные приоритеты блока. И, в-третьих, должно быть расширено взаимодействие руководства альянса и капитанов оборонной промышленности входящих в него стран.

Однако, как отмечают авторы исследования, большую часть сокращений своих военных расходов страны НАТО проводят, только в очень незначительной мере координируя свои действия друг с другом.

Как утверждают эксперты РЭНД, если члены альянса будут продолжать процесс сокращения военных бюджетов без проведения необходимых согласований, то ВС блока рискуют потерять существенную часть своих боевых возможностей, что приведет к эрозии способности НАТО противостоять угрозам второго десятилетия XXI века.

Текущие и планируемые сокращения оборонных ресурсов Великобритании, Франции, Италии, Испании и Нидерландов приведут к значительному ослаблению их армий. Воинские контингенты этих стран составляют основную часть сил НАТО в Европе и обеспечивают альянс новейшими вооружениями и военными технологиями. Снижение уровней финансирования их оборонных потребностей в рамках блока приведет к снижению боевой эффективности войск НАТО в Европе.

СЕКВЕСТРЫ И СОКРАЩЕНИЯ ВОЙСК

В прошедшие и предстоящие годы названные выше страны уже существенно сократили свои военные бюджеты и численность ВС или планируют в ближайшее время провести необходимые мероприятия в этом направлении.

Великобритания предполагает к 2015 году урезать свои военные расходы на 8%, это будет означать сокращение численности личного состава на 42 тыс. человек.

В середине 2008 года правительство Франции провозгласило новую доктрину национальной безопасности, соответствии с которой к 2015 году в ее ВС будут сокращены 54 тыс. гражданских и военных специалистов. Основная часть сокращений придется на ВВС. В 2013 году Париж планирует снизить свой военный бюджет на 3%.

С 2008 года Испания три раза сокращала свой военный бюджет. За последние четыре года оборонный бюджет ее МО был сокращен на 25%, что составляет 1,5 млн. евро. Сейчас он составляет 6,3 млн. Основная часть изъятых средств пришлась на прекращение закупок некоторых видов вооружений. В 2011 и 2012 годах численность ВС была сокращена на 7%. Для сокращения расходов военное ведомство королевства подготовило план по реорганизации вооруженных сил «Vision-2025», который планируется реализовать в течение 13 лет.

Нидерланды к концу 2015 года намерены уменьшить свой военный бюджет на 13%. В результате этого ВС страны потеряют 12,3 тыс. человек личного состава.

К 2013 году Германия планирует сократить свои военные расходы на 10 млрд. долл. В результате снижения ассигнований МО численность ВС Германии будет составлять 180 тыс. чел. 20 лет назад только в ее сухопутных войсках служило в два раза больше военнослужащих.

В 2010 году Италия сократила бюджет МО на 10%. Как заявляют представители руководства страны, в 2013 году будут проведены дополнительные мероприятия по урезанию военных расходов.

Вследствие снижения военных ассигнований структура ВС этих стран претерпит существенные изменения. Французская, немецкая и итальянская армии сохранят в своем составе только несколько укрупненных бригад, которые будут находиться в состоянии ограниченной боевой готовности. В Нидерландах каждый из трех видов ВС будет сокращен до размеров одной бригады.

КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО

Уменьшение численности войск стран НАТО в Европе и предстоящие ограничения их военных расходов повлекут за собой дальнейшие ограничения для их руководства по принятию решений об установлении военного превосходства блока в этой части планеты.

В свете текущих и предстоящих трансформаций своих войск и ограничения их финансирования европейские страны НАТО потеряют способность обеспечивать стабильное участие в антитеррористических операциях в Афганистане и поддерживать дислоцированные там воинские контингенты на требуемом уровне боевой готовности.

В недалеком будущем Великобритания и Франция могут оказаться не в состоянии выполнять свои обязанности по противодействию вылазкам пиратов африканского побережья, а также проводить миротворческие операции в районе Сахары и в прибрежных регионах Средиземного моря.

В лучшем случае, как утверждают эксперты корпорации РЭНД, Соединенные Штаты могут надеяться лишь на то, что натовская Европа, включая Францию, Великобританию, Италию и Испанию, сможет только поддерживать баланс сил на Средиземноморском побережье. Гражданское и военное руководство этих стран должно осознавать ограниченность своих будущих силовых и политических возможностей в данном регионе.

В одной из своих работ аналитики РЭНД вслед за Генри Киссинджером, который ввел понятие «дуга нестабильности», говорили о двух «дугах кризиса», из которых исходят новые стратегические вызовы Западу. Вторая из них, южная, рассекает Северную Африку и Средиземное море и уходит на Ближний Восток и в Юго-Западную Азию.

РЕКОМЕНДАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Неизбежность грядущих сокращений военных расходов ведущих стран НАТО и возникновение все новых и новых угроз миру и безопасности на планете в предстоящем десятилетии, как полагают американские эксперты, потребуют от европейских союзников США принятия целого ряда мер, которые будут способствовать укреплению блока и расширению его возможностей по противостоянию своим противникам.

Аналитики корпорации сделали ряд предложений высшим чиновникам НАТО и входящим в блок европейским странам по решению проблем и подсказали им, как «сделать больше при меньших возможностях».

Европейские правительства должны уделять большее внимание идее объединения и равноправного расходования оборонных ресурсов стран НАТО. Однако, как указывают специалисты РЭНД, хотя эта мера в какой-то мере и сможет помочь в рационализации военных расходов блока и обеспечит их снижение, она все-таки не позволит полностью компенсировать объективную недостаточность финансирования ВС альянса.

В сокращении военных расходов и в достижении синергического эффекта в оборонных возможностях, по мнению аналитиков РЭНД, весьма эффективной может оказаться практика заключения договоров о двустороннем сотрудничестве стран – членов НАТО. Примером такого партнерства является договор о военном сотрудничестве, заключенный Великобританией и Францией в 2010 году. Это соглашение двух стран, в котором предусматривается проведение совместных мероприятий по поддержанию на требуемом уровне их авианосных флотов, крайне важно для США, поскольку английские и французские авианосцы могут помочь Америке в реализации стратегии сдерживания, включая противодействие Ирану, стремящемуся к региональной гегемонии. Однако специалисты корпорации считают, что это сотрудничество должно быть расширено.

Сокращение военных ассигнований, по мнению авторов исследования, должно сочетаться с вложением средств в создание новых боевых возможностей войск. Такой подход может оказаться продуктивным и будет способствовать внедрению новых военных технологий и обеспечения противостояния возникающим новым угрозам. Имеются свидетельства того, как отмечают исследователи, что некоторые шаги в этом направлении уже стали делать Великобритания и Нидерланды.

Специалисты корпорации рекомендуют европейским союзникам США, и прежде всего Великобритании и Франции, сделать больший упор на более активное использование и совершенствование технических систем наблюдения и разведки, на внедрение средств подавления систем ПВО, на организацию дозаправки авиации в воздухе и на увеличение запасов высокоточного оружия.

Проведение операции НАТО в Ливии в 2011 году показало, что внутренние разногласия союзников о степени участия в боевых действиях, могут затруднить и организацию согласованной обороны по европейским границам. Эксперты рекомендуют европейским членам блока создавать коалиции с союзниками и дружественными странами, которые будут способны решать определенные задачи за рамками альянса. Именно так поступили Великобритания и Франция, которые действовали в Ливии совместно с войсками Катара и Объединенных Арабских Эмиратов.

Поскольку США стали уделять больше внимания Азиатско-Тихоокеанскому региону, европейские страны НАТО должны взять на себя больше ответственности за поддержание порядка на Ближнем Востоке.

В Европе, особенно в ее южной части, страны – члены альянса имеют давние исторические интересы. В этом регионе США должны играть только вспомогательную роль. Они будут оказывать необходимую помощь своим европейским союзникам, войска которых сами обязаны поддерживать стабильность в южной Европе.

Германии эксперты рекомендуют взять на себя большую ответственность за обеспечение безопасности и стабильности ситуации в Восточной Европе. При этом – активно сотрудничать с Польшей, Данией и Швецией.

Военные эксперты не берутся предсказывать, насколько страны НАТО прислушаются к советам американских специалистов. Некоторые из них считают, что европейские страны вполне устраивает то, что Белый дом покрывает львиную долю их расходов на НАТО. Хотя Пентагон, который тоже находится в крайне затрудненном финансовом положении и обязан существенно снизить свои военные расходы, видимо, будет категорически настаивать на том, чтобы союзники реализовали советы американских экспертов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
924
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1585
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1412
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2656

Другие новости