Авианосец "Кага"

Авианосец “Кага” – исторический набросок

Тяжелый авианосец “Кага” получил свое имя по названию бывшей провинции Японии. Однако, большие ожидания командования императорских ВМС корабль смог удовлетворять не долго.

Будущий авианосец "Кага" на рубеже 1928 г.
Будущий авианосец “Кага” на рубеже 1928 г.

До 1941 г. Японии располагали глобальным превосходством по авианосцам. Вместе с тем, Вашингтонское морское соглашение от 1922 г. тормозило строительство японского флота. По этой причине принимается решение переоборудовать несколько больших боевых кораблей в авианосцы. В частности, в 1928 г. перестройке подвергается линейный корабль типа “Тоса”, превратившейся в тяжелый авианосец “Кага”.

Вашингтонское морское соглашение. 1922 г.
Вашингтонское морское соглашение. 1922 г.

Изначально конструкция располагала короткими летными палубами на нескольких уровнях. Только на втором этапе модернизации в 1934-35 гг. летную палубу авианосца “Кага” продлили на всю длину корабля. Кроме того, японские кораблестроители оборудовали дополнительные помещение для большого количества самолетов. “Кага” совместно с «Акаги» вошли в состав первого авианесущий дивизион императорских ВМС Японии.

Многопалубный корабль до модернизации 1934-35 гг.
Многопалубный корабль до модернизации 1934-35 гг.

В декабре 1941 г. “Кага” совместно с шестью другими авианосцами принял участие в нападении на военно-морскую базу США Пёрл Харбор. Полгода спустя, в сражении у атолла Мидуэй (4-7 июня 1942 г.) американские пикирующие бомбардировщики  «Энтерпрайза» поражают авианосец «Кага». Попавшие в корабль четыре бомбы вызвали большие пожары, которые быстро распространились по всему судну. В результате совместно с тремя другими авианосцами “Кага” затонул в тот же день.

Авианосец “Кага”: конструкция и вооружение

Разрабатывавшийся изначально в качестве линкора “Кага” имел необычный профиль: длинный корпус и большую ширину. Это обстоятельство совместно с прочностью конструкции сделало его первым в очереди на перестройку в авианосец. Однако, из-за тяжелого веса корабль стал самым медленным в японском флоте.

Авианосец "Кага" – общий вид
Авианосец “Кага” – общий вид

Модернизация 1935 г., среди прочего, включала переоборудование нижней летной палубы в ангар. Несмотря на улучшения выполненные в процессе модернизации, например, бронирование ниже ватерлинии, новая летная палуба с целью снижения общего веса осталась без брони.

Ангары корабля снабдили боковыми отверстиями. Предполагалось, что они позволят отводить давление взорвавшейся бомбы в сторону. Однако, находящиеся внутри конструкции топливные танки оставались слишком уязвимыми.

По мнению некоторых историков, техническое оснащение корабля оставалось недостаточным. На момент разработки стратегии применения своих авианосцев командование ВМС Японии недооценивало значение радиотехнических средств. В результате в 1941 г. укомплектованность японских авианосцев подобным оборудованием была недостаточной. Когда самолеты “Кага” поднимались в воздух, их экипажи располагали только радиосвязью ближнего радиуса, что не позволяло эффективно координировать оборону корабля.

Палубный пикирующий бомбардировщик "Аити" D3A
Палубный пикирующий бомбардировщик “Аити” D3A

В качестве основного вооружения в 1941 г. “Кага” располагал одной авиационной эскадрой в составе истребителей A6M-Zero (18 ед.), торпедоносцев B5N-Kate (27 ед.) и пикирующих бомбардировщиков D3A (27 ед.). Летчики императорских ВМС считались лучшими морскими пилотами своего времени.

25-мм автоматические пушки тип "96"
25-мм автоматические пушки тип “96”

Если ударная компонента авианосца “Кага” представляла достаточную мощь, то противовоздушная оборона имела существенные изъяны. Составлявшие основу ПВО корабля 25-мм автоматические пушки тип “96” сильно вибрировали при стрельбе. Их питание осуществлялось магазинами на 15 патронов. Снаряжение магазинов выполнялось вручную, что приводило к остановке огня на время перезарядки магазинов.

Авианосец “Кага”. Основные ТТХ

Авианосец "Кага"

Водоизмещение 38200 т.

Длина 247 м.

Максимальная скорость 51 км/час.

Дальность хода 19 000 км.

Экипаж 1708 чел.

Противники и союзники

Тяжелый ударный авианосец ВМС США «Лексингтон» (Lexington)

Авианосец ВМС США «Лексингтон»
Авианосец ВМС США «Лексингтон»

Водоизмещение 36 000 т.

Длина 270 м.

Максимальная скорость около 35 узлов (61 км/ч).

Дальность хода 19 000 км.

Экипаж 2791 чел.

«Лексингон» играл ключевую роль в американской доктрины носителей. Потоплен японской авиацией 8 мая 1942 г. в ходе сражения в Коралловом море.

Британский авианосец “Корейджес” (Courageous)

Авианосец ВМС Великобритании "Корейджес"
Авианосец ВМС Великобритании “Корейджес”

Водоизмещение 24 600 т

Длина 224 м

Максимальная скорость 32 узла (56 км/ч)

Дальность хода 10800 км

Экипаж 1938 чел.

В межвоенные годы перестроен в авианосец из линейного крейсера. Считается  первым военным кораблем, потопленным в ходе Второй мировой войны. Торпедирован немецкой подводной лодкой 17 сентября 1939 г.

Авианосец гитлеровской Германии “Граф Цеппелин” (Graf Zeppelin)

Водоизмещение 23200 т, длина 263 м, максимальная корость 63 км/ч, дальность хода 15000 км, экипаж 1760 чел.

Строительство стоимостью 100 млн. рейхсмарок стартовало в 1936 г. Развернутая вокруг корабля пропагандистская кампания имела одну цель: показать миру и будущим потенциальным противникам, на какие блестящие военно-технические проекты способна Германия.

Командование ВМС планировало вооружить корабль 43 самолетами и 16 тяжелыми орудиями, которые должны были гарантировать успешное ведение войны в Атлантике. Спуск со стапелей состоялся в декабре 1938 г. при большом скоплении народа.

Авианосец гитлеровской Германии "Граф Цеппелин". Помпезный спуск на воду.
Авианосец гитлеровской Германии “Граф Цеппелин”. Помпезный спуск на воду.

Однако, гордость за предполагаемое супероружие оставалась не долгой. Командование Кригсмарине высоковооруженным и дорогим кораблям предпочло более экономичные подводные лодки. В качестве авианосца «Граф Цеппелин» никогда не воевал. Стальной гигант не был построен полностью (начатое в 1938 г. строительство второго авианосца в конце концов также прервалось).

После нескольких заморозок строительства бывший помпезный проект в 1943 г. в Щецинском порту стал складом запасных частей для военно-морского флота. Незадолго до окончания войны вермахт обстрелял корабль, чтобы он не попал в руки Красной Армии.


По материалам военно-исторического журнала “Clausewitz”

О “Кага” сегодня читайте в статье: “Вертолетоносцы Японии – наращивание потенциала

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *