Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Эрдоган не будет покупать у Путина Су-57, он блефует

Турция, как водится на Востоке, сбивает цену на новейший истребитель США F-35

5422
Материал комментируют:

Если Соединенные Штаты навсегда ограничат Турции доступ к программе F-35, Анкара воспользуется альтернативными предложениями по закупке самолетов. Об этом заявил президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган. По его словам, у Турции есть из чего выбирать.

«У нас готовы альтернативы. Есть места, где мы уже можем купить сейчас, и предложения еще поступают», — сообщил турецкий лидер журналистам, на борту своего самолета, возвращаясь 15 октября из рабочей поездки в Баку. Не конкретизировав, однако, какие именно варианты замены он считает приоритетными.

Напомним, этим летом США исключили Турцию из проекта истребителя пятого поколения F-35 в ответ на решение Анкары приобрести российские зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400.

Эрдогана уговаривали и впрямую грозили из Вашингтона, пытаясь убедить отказаться от сделки с русскими в пользу американских зенитно-ракетных комплексов Patriot, но на уговоры американцев он не поддался. После чего Дональд Трамп объявил, что Турция лишится права покупать F-35 (американцы очень переживают, что Россия при помощи С-400 узнает много секретов этих самых дорогих на сегодняшний день «невидимок»).

При том, что Турция, как заметил однажды Эрдоган, «не рынок для продажи» этих военных самолетов, а «один из производителей». И она уже инвестировала в проект около полутора миллиардов долларов.

Читайте также
Москва в шоке: Зеленский требует «распустить ЛДНР» Украинская сторона поставила крест на Минских соглашениях

Перед Анкарой встает вопрос не только о поиске альтернативных вариантов, но и о компенсации этих вложений, в случае, если ситуация не придет к какому-либо компромиссу.

Турецкий лидер так и не уточнил, какие именно страны предлагают Турции свои самолеты. Но конкуренция здесь, понятно, высокая. Это могут быть шведы со своим многоцелевым истребителем Saab JAS 39 Gripen четвертого поколения. Французы — с Dassault Rafale от компании Dassault Aviation. Или же, боевой истребитель Eurofighter Typhoon, детище сразу четырех стран ЕС — Германии, Испании, Италии, Британии.

Возможно, не праздным был интерес Эрдогана и к нашей военной технике, проявленный им во время совместного с президентом России посещения этим летом Международного авиакосмического салона «МАКС» в Жуковском.

После осмотра боевых самолётов ОКБ «Сухого», он так и сказал: «Почему бы нет…», дав понять, что не исключает возможность покупки Су-35 и Су-57 вместо F-35.

— У Эрдогана, конечно, сейчас сложное положение, — комментирует ситуацию заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварёв. — Но хочу напомнить, он не раз делал взаимоисключающие заявления.

Кстати, совершенно недавно турецкое руководство объявило, что рассчитывает на то, что Турция вновь будет включена в программу по производству и закупке F-35.

«СП»: — Но если Эрдоган говорит об альтернативе, значит, кто-то может составить здесь конкуренцию американцам?

— Никто составить конкуренцию американцам сейчас не может. Потому что это огромнейшие затраты.

Ведь что собой представляет программа F-35, если смотреть на нее объемно… Производство разбросано, минимум, по пятнадцати-двадцати странам мира. Одни делают хвосты, другие фюзеляж, третьи еще что-то. Турция тоже производила часть оборудования, авионики и элементов фюзеляжа.

Что-то делается в самих Соединенных Штатах. Там же — и еще в Италии — проводится окончательная сборка.

В изготовлении компонентов задействованы все страны, которые являются участниками этой программы и финансировали ее с самого начала.

Турция тоже была в проекте с самого начала, вложившись в разработку этого самолета, а потом стала заказчиком. И собирается закупить 100 машин.

У Эрдогана, к слову, на ближайшее время запланирован визит в Вашингтон — если, конечно, он его не отменит, в силу известных обстоятельств. Предполагалось, что ходе этого визита будет рассмотрен вопрос о возвращении Анкары в программу F-35. Об этом, если я не ошибаюсь, говорил глава МИД Турции.

Поэтому нынешнее заявление турецкого президента о том, что у него есть альтернатива — тонкий восточный блеф. Способ надавить на США, чтобы они отыграли свое решение об исключении Турции назад официально.

«СП»: — То есть, разговоры о том, что Анкара рассматривает возможность покупки российских Су-35 или Су-57 — это всего лишь разговоры?

— Мое мнение: по поводу Су-57 нам не следует питать иллюзий. Мы пока для себя их в достаточном количестве не произвели.

Речь там, скорее, идет о Су-35, многофункциональном истребителе поколение «4++», который, кстати говоря, первыми у нас купили китайцы. И если будет заказ от Турции, мы, конечно, его выполним. Потому что это деньги, это авансирование. Авансирование обеспечит закупку необходимых материалов и оборудования. Обучение персонала. И расширенное производство — у нас, я имею в виду. Это вполне может быть.

Но, как я уже сказал, питать иллюзий по поводу заявления Эрдогана нам не следует абсолютно. Как, кстати, и другим странам. В том числе, Швеции, Франции, Италии… и т. д.

«СП»: — Почему, если наши машины вполне конкурентоспособны с точки зрения и цены, и технических характеристик?

— Турция настолько завязла в программе F-35, что выйти оттуда просто не может. Поэтому когда весь этот политический пейнтбол закончится, все будет так, как было. Турция возвратится в программу, и, возможно, еще даже получит какие-то бонусы за то, что с ней так обошлись.

«СП»: — Ну, а что ждет проект F-35, если Турция из него все же выйдет? Он сможет «отбить» на рынке вооружений те полтора триллиона долларов, которые были в него вложены?

— Турция, конечно, производит достаточное количество запчастей в рамках этого проекта. В общем объеме, где-то на миллиард в год.

Читайте также
Новая торпеда Америки обеспечит критическое преимущество ВМС США над ВМФ РФ Перспективная модификация Mark 48 еще дальше оторвется от российского «Футляра»

Для самолета очень много мелких деталей нужно. Именно поэтому производство так «раскидано». Но все же я предполагаю, что при планировании общего производственного процесса F-35 компания Lockheed Martin приняла меры к возможному резервированию производства отдельных комплектующих и деталей.

Иначе говоря, если Турцию в итоге все же выгоняют, то это может немножко затормозить программу. Но то, что производит Анкара, будет перекинуто в другие страны. Хотя, в принципе, запас комплектующих, он всегда большой.

Времени для принятия решения о переносе производства из Турции у Lockheed Martin будет достаточно для того, чтобы программа не была затронута или была затронута в крайне незначительной степени.

«СП»: — Но турки собирались купить 100 самолетов, а с учетом того, что каждая такая «невидимка» стоит 100 миллионов долларов, мимо могут пролететь серьезные деньги…

— Если Анкара не купит — не проблема. На F-35 стоит очередь из покупателей. Та же самая Южная Корея могла бы увеличить заказ еще где-то машин на сорок. И ряд других стран.

Потеря турецкого заказа для проекта, конечно, ощутима, но абсолютно не критична. Другие заказчики просто заменят Турцию. Причем, если Турция выпадает, самолеты им будут поставлены быстрее — там же все расписано по годам, по месяцам. Ну, и новые, конечно, появятся заказчики.

Но если в целом сравнивать F-35 и наш Су-57 (потому что где-то что-то лучше у нас, где-то что-то — у них), то наш самолет все же превосходит американский с точки зрения тактических возможностей. И стоит он втрое дешевле.


Военное обозрение: Новая торпеда Америки обеспечит критическое преимущество ВМС США над ВМФ РФ

Военные новости: США припугнули турецкие войска своей авиацией

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня