Боевые вертолёты будущего, показанные в рамках AUSA

29
14 октября в Вашингтоне началась выставка-симпозиум AUSA 2019, на которой публика могла увидеть самые передовые образцы военной техники: от роботов и ракет до гаубиц и боевых вертолетов. Кстати, о последних. Именно в рамках Association of the United States Army нам дали понять, какими именно будут разведывательно-ударные вертолеты для Сухопутных сил США. Впрочем, обо всем по порядку.





То, что американцы хотят получить новые винтокрылые машины, — далеко не новость. Ранее в США стартовала программа Future Vertical Lift (FVL), цель которой — найти замену для UH-60 Black Hawk, AH-64 Apache, CH-47 Chinook и OH-58 Kiowa. То есть совершенно разных винтокрылых машин.

Больше всего говорят о замене для Kiowa: это неудивительно, ведь последние из этих вертолетов Сухопутные силы США давно списали, а их функции частично взяли на себя AH-64 Apache.

Найти замену для OH-58 призвана программа FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft). Ранее стало известно, что свои предложения вынесли, AVX Aircraft, Bell, Boeing, Karem Aircraft и Sikorsky. Последний далее всего продвинулся в реализации намеченных планов: его Sikorsky S-97 Raider впервые взлетел в 2015 году. Впрочем, как показала выставка AUSA, выводы тогда делать было рано.

Raider-X


В рамках Association of the United States Army 2019 компания Sikorsky показала дальнейшее развитие S-97: машина получила название Raider-X. В основе всей концепции лежат наработки по Sikorsky X2, проект которого уже закрыт. И X2, и S-97 Raider, и Raider-X имеют одну общую компоновку: соосный несущий винт и винт толкающего типа. Это позволяет развивать огромную как для вертолета крейсерскую (да и максимальную) скорость. Известно, что Raider-X будет способен развивать скорость в 380 километров в час. Этого более чем достаточно для программы Future Attack Reconnaissance Aircraft.

Вертолет получит двигатель General Electric T901. При этом Raider-X будет примерно на 30% больше, чем S-97. Члены экипажа, как и на более ранней версии, будут находиться бок о бок. Машина будет многоцелевой: сможет нести десант, оружие, грузы. О точных характеристиках судить пока что не приходится.

Bell 360 Invictus


Самая яркая презентация AUSA 2019 — вертолет от Bell Helicopter, изображениями которого американский авиастроитель ранее «дразнил» СМИ. Показали, конечно, не летный прототип, а всего лишь полноразмерный макет. Но и этого оказалась достаточно, чтобы о машине заговорили с новой силой.



В основу конструкции в Bell Helicopter положили гражданский Bell 525 Relentless. Но Invictus — полноценная боевая машина. На внешних держателях она сможет нести до восьми управляемых ракет класса «воздух — поверхность», а еще четыре ракеты можно будет разместить во внутренних отсеках. Вертолет получит 20-мм пушку и сможет уверенно поражать почти все существующие наземные цели, включая основные боевые танки. К слову, по числу управляемых ракет разведывательный Bell 360 Invictus вплотную приблизился к ударным вертолетам, таким как AH-64 Apache. Может быть, США объединят два разных класса? Покажет время. «Апачи» тоже не вечны: рано или поздно их придется на что-то менять.

Среди плюсов Bell 360 Invictus — высокая скорость. Крейсерская составляет 330 километров в час. Члены экипажа расположены один за другим. Внешне вертолет похож на «Команч», однако сами создатели не спешат говорить о «стелсе». Их можно понять: малозаметность стоит больших денег. Не все согласны за нее платить, когда речь идет о вертолете.

Проект от AVX Aircraft и L3 Technologies


Этой презентации ждали немногие. Ранее, конечно, дуэт двух компаний уже показал изображения своего перспективного вертолета для FARA, однако именно макет, представленный на AUSA, дал понять, какой будет новая машина. В целом, концепция осталась без изменений. Перед нами разведывательно-боевой вертолет с соосным несущим винтом и двумя движителями, расположенными по бокам. Машина получила крупные крылья, создающие аэродинамическую подъемную силу. Члены экипажа располагаются бок о бок.



Судя по представленным картинкам, вертолет сможет нести управляемые ракеты класса «воздух — поверхность» и будет иметь пушку. Можно с почти полной уверенностью заявить: какой бы вертолет не победил в конкурсе, он сможет нести уже принятую на вооружение ракету AGM-179 JAGM — замену для AGM-114 Hellfire. На первом этапе дальность AGM-179 — восемь километров, в будущем ее увеличат, и потом JAGM сможет поразить цель, находящуюся на дальности шестнадцать километров. Это существенно больше показателей почти всех авиационных ПТУРов.

Karem AR40


Самый таинственный участник программы Future Attack Reconnaissance Aircraft — американская компания Karem Aircraft. Впрочем, таковой она кажется для России и Европы. В самих США про Абрахама Карем и его детище знают очень хорошо. Этот человек считается выдающимся американским и израильским инженером, создавшим ряд БПЛА. Он внес неоценимый вклад в проектирование знаменитого MQ-1 Predator.



Непосредственно саму фирму Karem Aircraft знают, в частности, по проектам «монструозных» конвертопланов: в частности, тяжелого транспортного TR75. Способному в теории выполнять межконтинентальные перелеты.

Однако это явно не то, что нужно для FARA. Поэтому в рамках Association of the United States Army компания Karem Aircraft показала концепт намного более «скромного» летательного аппарата. Проект AR40 предполагает создание винтокрыла с одним несущим винтом и толкающим воздушным винтом в задней части фюзеляжа. Аппарат получит крыло, создающее часть подъемной силы при горизонтальном полете. Согласно представленным данным, скорость AR40 будет на 20 процентов больше той, что указана военными в требованиях к перспективным машинам. Проще говоря, она будет больше или сравнима со скоростью Raider-X и почти наверняка выше, чем у Bell 360 Invictus.

С другой стороны, не очень убедительное изображение — это все, чем в рамках FARA способен похвастаться Karem. В то же время предок Raider-X — S-97 уже вовсю летает. Bell 360 Invictus и машина AVX/L3 существуют как макеты, а Boeing явно намерен дать вторую жизнь AH-64 Apache.

Напомним, что ранее эта корпорация заявила, что планирует переделать знаменитый вертолет «Апач», снабдив его винтом толкающего типа. Это позволит повысить скорость вертолета на 50 процентов, а экономичность — на 24 процента. Но пока что даже без учета этих планов, судьба самого популярного в мире ударного вертолета выглядит безоблачной. Пойдет ли Boeing на дополнительный риск — сказать тяжело.

В целом AUSA 2019 ясно дала понять, что ведущие американские авиастроители схлестнулись не на шутку. И это только начало. Еще интереснее будет посмотреть на накал страстей, который развернется вокруг права построить вертолет, идущий на смену UH-60 Black Hawk. Все-таки легкий разведчик — нишевый класс. А средний многоцелевой вертолет сулит огромные возможности, в том числе на международном рынке.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    24 октября 2019 18:07
    нормально так придумали.
    1. +3
      24 октября 2019 18:49
      бесит,но мне нравятся вертолёты янкесов...( Сикорский всё же русский был ) хоть это утешает.
      1. -6
        24 октября 2019 20:39
        "Сикорский всё же русский был" - это кто Вам такое сказал? Единственное что его связывает с русскими это работа в Питере с 1912 по 1917 год, пожалуй всё.
        1. +4
          25 октября 2019 05:14
          Вообще-то он сам об этом много раз говорил и был патриотом России. Вспомните, как он назвал свой первый четырёхмоторный самолёт.
        2. +5
          25 октября 2019 05:41
          Родился и учился в Киеве. Работал там же, потом в Санкт-Петербурге. Всё это была Российская империя.
      2. 0
        24 октября 2019 22:00
        Ниче. Ща сердюков свои КБ "оптимизирует" и наладит покупку этих (или других) клевых вертушек.
      3. +1
        25 октября 2019 09:09
        Сикорский всё же русский был

        Евреем он был, евреем!
        1. +1
          25 октября 2019 09:34
          Неважно. Он был русским по духу. Чистых русских или там чистых евреев и любых других национальностей в России нет. Все давно перемешались.
        2. +3
          25 октября 2019 20:11
          Каким евреем? Отец Сикорского был участником "Киевского клуба русских националистов", писал в своих работах: "Мы должны решительно сказать: мы — русские, и Киев — наш".
          К евреям, мягко говоря, относился неоднозначно (см. "дело Бейлиса")
          1. -1
            26 октября 2019 07:57
            К евреям, мягко говоря, относился неоднозначно (см. "дело Бейлиса")

            У фашистов в СС тоже евреи воевали.
            Как-то вот так.
      4. -1
        25 октября 2019 13:48
        Сибирский родился в Киеве и был , по-видимому , скорее поляком,чем украинцем,но не русским.
  2. +4
    24 октября 2019 18:08
    Спасибо за статью hi Было интересно и познавательно .
  3. -4
    24 октября 2019 18:11
    Raider-X выглядит предпочтительным вариантом. Sikorsky Aircraft предлагает наиболее продвинутый и технически совершенный проект.
  4. 0
    24 октября 2019 18:46
    А куда вооружение цепляется, или не надо?
  5. 0
    24 октября 2019 19:02
    Конкурс на самый футуристичный проект.
    1. +1
      25 октября 2019 13:21
      Конкурс на самый футуристичный проект.


      Согласен. Другое странно. В далёком -предалёком 1986 году английский "Линкс" самой что ни на есть классической одновинтовой схемы сделал 400 км в час. Тут только грозятся , что будет 474 км в час. Возможно будет. А оно того стоит ? Так усложнить и удорожить машину, а что взамен ? Подёргаются с соосной схемой и выкинут. Как мы свой футуристичный никому не нужный в мире ( как оказалось ) Ка-52
      1. 0
        25 октября 2019 17:57
        Ну Ка-52 может ещё для самых пригодится. Вроде УДК строить собрались.
  6. -1
    24 октября 2019 19:35
    эта корпорация заявила, что планирует переделать знаменитый вертолет «Апач», снабдив его винтом толкающего типа

    ...что, при наличии коррупции в минобороны США - вполне может помочь его толкнуть, впарив за очередное вундерваффе wink
  7. 0
    24 октября 2019 20:07
    Красивые у них вертушки и те, что уже есть и те, то пока нарисованы.
    1. +1
      26 октября 2019 17:32
      На первом этапе дальность AGM-179 — восемь километров, в будущем ее увеличат, и потом JAGM сможет поразить цель, находящуюся на дальности шестнадцать километров. Это существенно больше показателей почти всех авиационных ПТУРов.

      Какой первый этап? Врать не надо, неуважаемый автор.Дальность 16 км, а при использовании на самолёте до 24 км...
  8. +3
    24 октября 2019 22:09
    соосный несущий винт

    Местные "специалисты" в теме про ми и ка объяснили, что соосный винт - это дикость и так работать нельзя (потому и закрываем)
    Члены экипажа, как и на более ранней версии, будут находиться бок о бок.
    Те же специалисты указали, что это тоже одна из причин полной профнепригодности камова - пилоту со стороны пассажира невидать.


    В целом AUSA 2019 ясно дала понять, что ведущие американские авиастроители схлестнулись не на шутку.

    Фи. Сердюков же сказал, что несколько конкурирующих фирм - это прошлый век. Надо в одну всех "оптимизировать" - и ни каких больше "схлеснулись".

    Ну и так далее. Никак супостаты тупиковым путем идут, а мы, умные, КБ с подобными идеями - "под оптимизацию", чтобы впредь не повадно было?
    1. +1
      25 октября 2019 13:02
      Никак супостаты тупиковым путем идут, а мы, умные, КБ с подобными идеями


      Делов то - взять , да как начать продавать передовой Ка-52 по всему миру. Передовой же, соосный , бок о бок. Всё, как вам хочется. Только вот не хотят покупать. Глупый-глупый мир . Прям беда. Не хотят платить только за "футуристичность". Им параметры подавай и цену поменьше. Во темнота.
  9. -1
    24 октября 2019 22:28
    Обошли одну из сложных проблем- автомат перекоса для вертолетов соосной схемы.
    Просто поставили толкающий винт.
    А вот с третьим непонятно.
    У него несущий винт один, как происходит компенсация реактивного момента вертолета?
    1. 0
      25 октября 2019 02:29
      направлением вращения толкающего.В силу соотношения масс основного винта к массе корпуса,крутящий момент не особо велик и будет компенсирован.
      1. +1
        25 октября 2019 07:03
        Они же в разных плоскостях вращаются. У толкающего сила прикладывается в другом направлении. Крутящий момент невелик, но тем не менее без компенсирующего хвостового вина вертолет не летает.
        Я понимаю, что ошибки там нет, не дилетанты проект делают, просто хочется понять, как это действует.
  10. -5
    24 октября 2019 23:15
    Вот где высокие технологии порылись...!!!
  11. +1
    25 октября 2019 02:34
    Одно не могу понять,а чего так все за толкающий винт уцепились?На всех вертушках стоят ГТД,ну сделать выхлоп по авиационному варианту.
  12. 0
    25 октября 2019 06:11
    идеи всегда хорошо. они двигают техническое развитие. вот янки имеют несколько вертолетных школ. А наша власть опять оптимизирует вертолетные школы у нас. оптимизация школ и больниц привела к проблемам в стране. Это не опыт для властей? сколько же можно ломать. когда хоть,что то создадите новое. не на советском материале. где новое российское, или купите как завещал чубайс. Про десантные корабли, завод опель. не пример. Где танки Армата их так жене больше десятка. Или это величайшая тайна.Но думаю не для стран НАТО - если только не давно два шпиона благополучно уехали, по жили рядом с президентом, и уехали. Позорище ноне для наших властей? А касаемо нового я не удивлюсь если за этими идеями - стоят люди из соц.лагеря. Грустно, грустно -капитализм вам в помощь.
  13. +1
    25 октября 2019 09:19
    Да уж. Сэкономили, закрыв программу LHX, когда Comanche уже был практически готов к серии, теперь начинают мочало с начала, когда могли бы уже иметь сотни современных разведывательно-ударных вертолетов. Проект Bell очень сильно напоминает как раз отмененный RAH-66.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»