Основной бронетранспортёр Вермахта. Sd.Kfz. 251 «Ганомаг»

38
«Боевые автобусы». Немецкий полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz. 251 является самым узнаваемым БТР Второй мировой войны, хотя американских полугусеничных бронетранспортеров М3 в военные годы было выпущено больше. Созданная немецкими конструкторами боевая машина Sd.Kfz. 251 на протяжении всей Второй мировой войны была основным бронетранспортером Вермахта, приняв участие во всех значимых сражениях. Можно сказать, что именно Вермахт первым в мире принял на вооружение специализированный бронетранспортер и научился эффективно его использовать. Уже в ходе войны союзники вынуждены были заняться созданием подобной бронетехники, переняв у немцев тактику её использования.





В историю немецкий полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz. 251 вошел также под названием «Ганомаг», по названию компании-производителя: машиностроительного завода Hanomag из Ганновера. Всего за годы Второй мировой войны в Германии успели выпустить более 15 тысяч подобных бронетранспортеров в различных вариантах исполнения. Удачное шасси активно использовалось для создания разных боевых машины, в том числе санитарных, машин артиллерийской разведки, передвижных командных пунктов, а также в качестве носителя различных вооружений: от зенитных автоматических пушек до 75-мм противотанковых орудий. При этом основным предназначением бронетранспортера «Ганомаг» на протяжении всей войны была транспортировка моторизованной пехоты (панцергренадеров). Особенно хорошо бронетранспортеры проявили себя на Восточном фронте и в Северной Африке, так как благодаря полугусеничному движителю обладали хорошей проходимостью по пересеченной местности и могли действовать в условиях бездорожья.

От артиллерийского тягача к бронетранспортеру


Появление в немецкой армии полноценного бронетранспортера к началу Второй мировой войны неразрывно связано с появлением в Германии полугусеничных артиллерийских тягачей. Над созданием полугусеничных автомобилей в Германии работали еще в годы Первой мировой войны. Работы в этом направлении привели к тому, что в 1930-е годы Германия прочно удерживала пальму первенства по выпуску автомобилей различного назначения на колесно-гусеничном ходу. Такое развитие промышленности идеально ложилось на доктрину немецких военных, которые понимали, что будущая война будет войной машин и глубоких наступательных операций. Подобная стратегия требовала наличия специализированного транспорта, которым стали многочисленные колесно-гусеничные транспортеры, обеспечившие большую мобильность артиллерии Вермахта. Именно колесно-гусеничные тягачи стали теневым козырем германской армии в первой половине Второй мировой войны, обеспечивая гитлеровским войскам серьезное преимущество над армиями противостоящих государств.

Созданные в Германии полугусеничные тягачи были также идеальным шасси для создания различной специализированной техники, в том числе таких машин как БРЭМ, которые могли использоваться даже для эвакуации танков с поля боя. Рано или поздно в головах германских военных должна была родиться идея о создании бронетранспортера на подобном шасси, это был лишь вопрос времени. БТР на колесно-гусеничном шасси с бронированным кузовом был гораздо предпочтительнее обычных колесных грузовиков, которые в условиях современной войны были крайне ненадежным транспортным средством, они не обеспечивали экипажу защиту от огня противника, не имели вооружения, отличались недостаточной проходимостью по пересеченной местности и могли быть выведены из строя даже огнем из стрелкового оружия.

Основной бронетранспортёр Вермахта. Sd.Kfz. 251 «Ганомаг»

Трехтонный полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 11


Уже в 1933 году немецкой фирмой Hansa-Lloyd-Goliath был разработан легкий 3-х тонный полугусеничный артиллерийский тягач. Серийное производство машины под обозначением HLkl 5 началось в 1936 году. При этом компания не могла справиться с массовым выпуском подобной техники и не могла удовлетворить всё возрастающие запросы Вермахта, до конца года Hansa-Lloyd-Goliath выпустила 505 подобных артиллерийских тягачей. В 1938 году данная компания сменила владельца и получила новое название Borgward. В тот же временной период на предприятии начали сборку модернизированных 3-х тонных артиллерийских тягачей HLkl 6, оснащенных новым двигателем «Майбах» HL38 мощностью 90 л.с. На этот раз, трезво оценивая производственные возможности компании «Богвард», руководство вооруженных сил сразу же выбрало второго производителя данных тягачей – компанию «Ганомаг» из Ганновера. Последняя представила свою версию полугусеничного тягача Hkl 6, которая практически ничем не отличалась от модели компании «Богвард».

Данный артиллерийский тягач был принят на вооружение Вермахта под обозначением Sd.Kfz. 11 сокращение от Sonderkraftfahrzeug 11, где «Sonderkraftfahrzeug» переводится как «автомобиль специального назначения», а арабские цифры обозначают модель машины. Артиллерийский полугусеничный тягач Sd.Kfz. 11 серийно производился в Германии с 1938 по 1945 год, за это время было собрано более 9 тысяч машин данного типа. Тягач мог перевозить до 8 бойцов, нагрузку в 1550 кг в кузове и буксировать прицеп массой до 3-х тонн. В Вермахте данный полугусеничный транспортер часто использовался в качестве штатного средства для буксировки легких 10,5-см полевых гаубиц leFH 18.

Именно данное шасси стало основной для создания бронетранспортера Sd.Kfz. 251 и различных машин специального назначения на его базе. При этом германская промышленность до конца войны выпустила более 15 тысяч подобных бронетранспортеров в различных вариантах исполнения. Серийное производство нового бронетранспортера началось в 1939 году и не останавливалось практически до самого конца войны.


Шасси Sd.Kfz. 11 на заводе


Технические особенности бронетранспортера Sd.Kfz. 251


Новый немецкий бронетранспортер представлял собой машину классической компоновки. В передней части корпуса располагалось моторное отделение, за ним отделение управления, совмещенное с десантным отделением (или боевым при установке различных видов вооружения). Экипаж бронетранспортера состоял из двух человек: механика-водителя и командира машины, в десантном отделении могли свободно разместиться до 10 пехотинцев.

Бронекорпус на первых моделях был клепаным, позднее стал полностью сварным. Он собирался из катаных бронелистов, расположенных под рациональными углами наклона. Толщина брони колебалась от 15 мм в передней части корпуса, до 8 мм по бортам и в корме боевой машины. Дополнительной защитой с бортов могли быть ящики с ЗИП и различным снаряжением. Корпус был открытым, крыши машина не имела, в случае непогоды сверху можно было легко натянуть брезентовое полотно. Посадка и высадка десанта осуществлялись с кормы корпуса, где была размещена двустворчатая дверь. Таким образом, покидая боевую машину, панцергренадеры были прикрыты от фронтального огня корпусом боевой машины. Бойниц для ведения огня в бортах корпуса не предусматривалось, но при необходимости солдаты могли вести огонь из личного оружия поверх бортов. Штатным вооружением бронетранспортеров был один, в некоторых случаях два единых 7,92-мм пулемета MG34 или позднее MG42. Передний устанавливался на крыше отделения управления и был прикрыт бронещитком. Задний пулемет устанавливался на вертлюг, который был прикреплен к кормовому бронелисту, данный пулемет можно было использовать для ведения огня по воздушным целям.

Ходовая часть бронетранспортера была аналогична артиллерийскому тягачу Sd.Kfz.11. БТР получил полугусеничное шасси с шахматных расположением опорных катков, при этом передние колеса боевой машины были управляемыми, а наличие гусениц существенно повышало проходимость по пересеченной местности. Управление бронетранспортером осуществлялось при помощи поворота рулевого колеса автомобильного типа. При повороте на небольшой угол (в разных источниках от 6 до 15 градусов) поворот осуществлялся только за счет использования передних колес. Для более крутого поворота механик-водитель использовал гусеницы, когда одна из них тормозилась, а на другую передавалось до 100 процентов мощности двигателя.



Сердцем бронетранспортера Sd.Kfz.251 был шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения HL 42 TURKM производства компании Майбах. Этот двигатель рабочим объемом чуть более 4,1 литра обеспечивал максимальную мощность 100 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Мощности двигателя было достаточно, чтобы разогнать бронетранспортер, боевая масса которого доходила до 9,5 тонн, до скорости 53 км/ч при движении по шоссе. Запас хода по шоссе оценивался в 300 км. Помимо этого полугусеничный движитель в спарке с указанным мотором обеспечивал машине возможность преодолевать подъемы до 24 градусов, преодолевать рвы шириной до двух метров и броды до полуметра без какой-либо подготовки.

На каждый бронетранспортер немецкая промышленность тратила примерно 6076 килограммов стали. При этом стоимость пехотного бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.C оценивалась в 22 560 рейсхмарок. Для сравнения стоимость производства одного танка в гитлеровской Германии находилась в диапазоне от 80 000 до 300 000 рейхсмарок.

Модели и классификация бронетранспортеров «Ганомаг»


Все германские бронетранспортеры Sd Kfz. 251 серийно производились в четырех основных модификациях Ausf. А, В, С и D и в 23 различных специализированных вариантах, которые могли отличаться друг от друга не только наличием специального оборудования, но и составом вооружения. Наиболее массовой из всех была модификация Ausf. D, таких машин было выпущено 10 602, бронетранспортеров трех предшествующих модификаций – 4650. Наиболее распространенной являлась модель Sd.Kfz.251/1, которая собственно и представляла собой полноценный бронетранспортер, предназначенный для транспортировки полного пехотного отделения (10 человек). К примеру, другие варианты машины обозначались как Sd.Kfz. 251/3 (машина связи, отличалась наличием мачтовых, штыревых или рамочных антенн и различных радиостанций) или Sd.Kfz. 251/16 выпущенная в количестве нескольких сотен огнеметная версия с двумя пулеметами MG34 и двумя огнеметами калибра 14-мм с дальностью огнеметания до 35 метров.


Бронетранспортеры Sd.Kfz.251/1 во время наступления под Сталинградом, 1942 год, фото: waralbum.ru


Первые серийные Sd.Kfz. 251 поступили на вооружение частей Вермахта летом 1939 года, польская кампания стала для этих боевых машин дебютом на поле боя. Первой новую технику получила элитная 1-я танковая дивизия. Уже во второй половине 1939 года в Германии приступили к сборке модификации Sd.Kfz.251 Ausf.B. Основным отличием от модификации Ausf.A было отсутствие смотровых щелей для десантников в бортах корпуса (на модификации Ausf.A такие щели прикрывали бронестеклами). Помимо этого радиоантенна переехала с крыла бронетранспортера на борт боевого отделения. Еще одним заметным отличием стало появление бронещитка, который прикрывал передний единый 7,92-мм пулемет MG34. Появление бронещитка – обобщение опыта реального боевого применения бронетранспортеров в Польше. Также модель отличалась появлением бронированных кожухов воздухозаборников. Данная модификация БТР серийно выпускалась до конца 1940 года.

Следующей массовой модификацией стал Sd.Kfz.251 Ausf.С. По сравнению с двумя предыдущими вариантами БТР новая машина могла похвастаться большим количество изменений, внешне остающихся незаметными. Все изменения были направлены на упрощение технологии выпуска бронетранспортера, также учитывался реальный опыт боевого применения. Заметным отличием данной модификации стала измененная передняя часть корпуса. Спереди появилась прямая монолитная бронеплита, размещенная под рациональным углом наклона, такая плита лучше защищала силовое отделение машины. На крыльях бронетранспортера появились раздельные ящики для перевозки запасных частей и различного военного имущества, саперные инструменты переехали дальше к корме машины. Бронетранспортеры модификации Ausf.С выпускались вплоть до 1943 года.


Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 Ausf. C на одной из улиц Воронежа, 1942 год, фото: waralbum.ru


В том же 1943 году появилась последняя и наиболее массовая модификация Ausf.D. К этому моменту производство бронетранспортеров в гитлеровской Германии достигло своего пика. В 1943 году немецкая промышленность выпустила 4258 БТР, в 1944 году – 7785. Главной особенностью нового бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf.D была измененная форма корпуса и бортов десантного отделения. На этой модели ящики ЗИП были интегрированы в борта корпуса, а кормовая часть получила более простую в производстве форму, теперь это была единая прямая деталь, установленная под наклоном. Основным отличием данной версии стало то, что корпус стал сварным и более технологичным, немцы полностью отказались от использования клепки. На первых трех моделях места для десанта вдоль бортов корпуса были обтянуты дерматином, на модификации Ausf.D его заменили простым брезентом, встречались также варианты с деревянными скамьями. Все технические упрощения модели были нацелены на увеличение производства бронетранспортеров в условиях военного времени.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    27 октября 2019 18:21

    Бронетранспортеры Sd.Kfz.251/1 во время наступления под Сталинградом, 1942 год, фото: waralbum.ru
    Ребят, в этом фото никого ничего не смущает?
    1. +3
      27 октября 2019 18:29
      Похоже "попутчиков" по дороге на собирали.в плен везут.
      1. +2
        27 октября 2019 18:44
        Да пленных подбросят до места сбора.
    2. +12
      27 октября 2019 18:45
      Хиви в 6-ой армии было дофига, чуть ли не треть армии. Так что ничего не смущает.
    3. +8
      27 октября 2019 19:50
      Хиви скорее всего. Переноска тяжестей,земляные работы.
      1. +12
        27 октября 2019 19:58
        Еще фото лошадок





        1. +6
          28 октября 2019 06:30
          А в разбитом виде они выглядят гораздо лучше.
    4. +1
      27 октября 2019 23:43
      неизвестно.какой солдат.но точно в советской пилотке.
  2. +4
    27 октября 2019 18:21
    Сиденья мягкие. Если родные - интересно как долго они сохранялись во время эксплуатации? Пострелял стоя, по запрыгивал- выпрыгивал и усе.
  3. +19
    27 октября 2019 18:22
    Вермахт первым в мире принял на вооружение специализированный бронетранспортер и научился эффективно его использовать.

    Ещё одно подтверждение, что наши солдаты победили сильного, отлично технически оснащенного и умеющего воевать врага yes
  4. 0
    27 октября 2019 18:34
    Из за того,что гусеницы сильно повреждали дороги, ВСЯ техника была отправлена на Восточный фронт. А взамен были разработаны чисто колесные БТР.
    1. -1
      27 октября 2019 18:41
      Цитата: knn54
      А взамен были разработаны чисто колесные БТР.

      А где еще были нужны БТР ?
      1. +1
        27 октября 2019 18:46
        В Африке, Греции, Югославии...
        1. +13
          27 октября 2019 20:20
          Ну да, дороги надо беречь - особенно в Африке...
          1. 0
            27 октября 2019 21:44
            Дороги берегли в Германии,ибо непозволительная роскошь для воюющей страны тратить большие средства на их ремонт.
            1. +1
              28 октября 2019 08:16
              А с танками то что делать? Я бы их тоже запретил lol
            2. +1
              28 октября 2019 20:13
              Цитата: knn54
              Дороги берегли в Германии,ибо непозволительная роскошь для воюющей страны тратить большие средства на их ремонт.

              Вы видели немецкую брусчатку на современных дорогах? По ним наши советские танки даже в ГСВГ в 70-80-90-х перемещались, и ничего ей не было, а замена поврежденной не так уж сложна. К слову, добывали камень для неё и мостили дороги военнопленные и преступники, так что затраты у немцев не такие уж высокие были.
          2. +2
            28 октября 2019 00:23
            Поэтому заявление что все БТР перебросили на восточный фронт, как минимум смешное.
  5. +6
    27 октября 2019 18:41
    Хорошая, подробная статья.
    Спасибо good
  6. +2
    27 октября 2019 18:59
    Любопытно из каких соображений немцы руль кверху ногами прикрутили, с наклоном на водителя. Ведь неудобно же!
    1. +1
      27 октября 2019 20:22
      Наклон брони потому что...
    2. +14
      27 октября 2019 20:24
      Цитата: Saxahorse
      Ведь неудобно же!

      Учитывая компоновку, иначе там было никак не извернуться - водитель и так сидит практически на полу. Сам обратил на это внимание, когда взял на сборку первый свой "Ганомаг". Сейчас их уже восемь... laughing
    3. +10
      27 октября 2019 20:27
      С учетом выделенного для водителя места - то удобно, при сходном "рабочем пространстве" в БТР-152 нормально наклонный руль трётся о колени и это при моем незаоблачном росте в 175см.
      1. 0
        27 октября 2019 21:26
        Отдает правдой. Я при своих 187 см еле колени всовывал, приходилось покататься,гидроусилителя нет , то еще счастье. хотя и служил на ЗРК ОСА" , даже и в ней без "головного убора с лингафоном локти и колени отбивал на раз и башка вся в шрамах, а на время надо было в люк загружаться.
  7. +7
    27 октября 2019 21:46
    Чехи его после войны выпускали как ОТ-810.
    1. 0
      29 октября 2019 10:18
      OT-810 была модификацией D шки. Она и экспонируется во всех отечественных музеях.
      И в кино снимается, что лучше , чем БТР-152.
      А во время Войны чехи тоже выпускали Ганомаг, парралельно Ганноверу?
      1. 0
        29 октября 2019 19:44
        Цитата: Pavel57
        А во время Войны чехи тоже выпускали Ганомаг, парралельно Ганноверу?

        Во время Второй мировой войны на чешском машиностроительном заводе фирмы «Шкода» в г. Пльзень для вермахта производился полугусеничный БТР Sd.Kfz.251/1 Ausf D. После окончания войны производство этих бронетранспортеров продолжилось, но их кардинально модернизировали и они получили обозначение «ОТ-810».
      2. 0
        30 октября 2019 05:21
        Цитата: Pavel57
        А во время Войны чехи тоже выпускали Ганомаг, парралельно Ганноверу?

        Чехи и после войны его и машины на его базе выпускали и использовали в своих вооруженных силах
        С 6-ой минуты посмотрите
  8. 0
    28 октября 2019 03:23
    В том же 1943 году появилась последняя и наиболее массовая модификация Ausf.D. К этому моменту производство бронетранспортеров в гитлеровской Германии достигло своего пика. В 1943 году немецкая промышленность выпустила 4258 БТР, в 1944 году – 7785.

    Получается в 1944 году производство достигло пика.
    Причем заметный рост по сравнению с 1943 годом - почти в 2 раза.
    Зачем было так фразу строить ,что не придирчивый читатель мог запомнить что пик был в 1943?
  9. 0
    28 октября 2019 12:50
    Машина интересная. А вот статья какая-то куцая, не досказанная что ли, эх владеть бы эпистолярным жанром...
  10. 0
    28 октября 2019 19:53
    А как эта штука поворачивает? belay
    1. 0
      29 октября 2019 07:11
      Цитата: zxc15682
      А как эта штука поворачивает?

      В статье написано.
      Управление бронетранспортером осуществлялось при помощи поворота рулевого колеса автомобильного типа. При повороте на небольшой угол (в разных источниках от 6 до 15 градусов) поворот осуществлялся только за счет использования передних колес. Для более крутого поворота механик-водитель использовал гусеницы, когда одна из них тормозилась, а на другую передавалось до 100 процентов мощности двигателя.
  11. 0
    28 октября 2019 20:15
    Можно сказать, что именно Вермахт первым в мире принял на вооружение специализированный бронетранспортер и научился эффективно его использовать.
    Пропущено одно, но очень важное слово: "массово" . Именно массовость их применения была одним из главных залогов успеха немцев на первом этапе войны у нас. Пехота была всегда в одних колонах с танками
    1. -2
      29 октября 2019 19:55
      Цитата: svp67
      Пехота была всегда в одних колонах с танками

      МОТОпехота. Обычная двигалась либо на грузовиках либо пердячим паром.





      Особенно хорошо "средство передвижения" видно на 5-м фото.
      1. +1
        30 октября 2019 05:29
        Цитата: Альф
        МОТОпехота.

        Это солдаты ПЕХОТНЫХ дивизий, и они к немецкой мотопехоте или как те сами себя называли "панзер гренадерам", отношение не имеет




  12. +2
    28 октября 2019 20:22
    Созданная немецкими конструкторами боевая машина Sd.Kfz. 251 на протяжении всей Второй мировой войны была основным бронетранспортером Вермахта, приняв участие во всех значимых сражениях. Можно сказать, что именно Вермахт первым в мире принял на вооружение специализированный бронетранспортер и научился эффективно его использовать.

    Можно добавить что немецкие конструкторы создали действительно уникальную машину для того времени, основные принципы которой были использованы при разработке БТР даже после окончания войны многими странами, в том числе и СССР при разработке БТР-152, где гусеницы заменили колесами. Немецкий Sd.Kfz. 251 с 20 мм пушкой или минометом вообще можно смело называть легким танком, но некоторые продвинутые историки, вроде Мельтюхова, вообще не учитывали БТР при подсчете бронетехники вермахта, что говорит о непонимании ими роли этой машины во все войне.
  13. +1
    30 октября 2019 09:36
    Хочу обратиться к автору статьи. Прежде чем хвалить чужое, я бы посоветовал посмотреть на свое и почитать мировую практику использования смешанных или комбинированных шасси. Ни одна страна так и не приняла на вооружение такие вездеходы. А по сему? Надо иметь маленькие понятия в кинематике управления. Поворот гусеничного тягача сильно отличается от колесного и радиусом и использованием кинематики, а следовательно колесная управляемая пара как более слабая постоянно подвергается лишним продольным нагрузкам, при пересечений оврагов, холмов и тп. Перед машины задирается, так как он легче, и колеса отрываются от земли с последующим резким опусканием на землю, что увеличивает ударные нагрузки на колеса и создает дискомфорт пассажирам, особенно на корме и в кабине. Далее, может в Африке это как то и оправдывалось, хотя на песках колеса зарываются, то в России при морозах в -30, использование тарелочек в два ряда под гусеницами это смерть, площадь попадания грязи увеличивается, а чистить ее не удобно, а мороз хватает по всей площади, замораживая не только гусеницы, но и тарелочки между собой. По этой причине в России даже танки немцы ставили на бревна, тк. силы двигателя не хватало оторвать гусеницы. Далее износ гусеничных траков был в пределах 600 км, это предел, по этой причине танки и тогда и сейчас возят на платформах. А их замена и доставка очень трудоемка. Далее, при выходе из строя одной внутренней тарелочки, даже по банальным причинам(камень попал и погнул, подшипник отработал свое, не говоря уже о снаряде), снимать надо три. Вот вам ремонтопригодность и время восстановления. Далее, двигатель спереди, колеса спереди снизу, а тракторную трансмиссию куда? Правильно под бойцов, с одной стороны хорошо идеальная защита от мин, но попробуй доберись при ремонте или обслуживании. И далее, шкура молодого дермантина, на тот момент стоила на много дороже, чем натуральная и соответственно на отделку сидений идти не могла. И потом, да Америка выпустила больше бронетранспортеров, но Америка и страна по больше и это не значит что все она бросила на западный фронт, у нее была еще и Япония, да и запас на материке не мешал.
  14. 0
    5 ноября 2019 10:55
    Название Sd251 "вьелось в память" из игры Panzer General 1997г.
    (мелкие 3D-модели на карте-первая игра,где можно было оценить
    внешние формы,силу оружия,ходовые качества техники).
    В игре Sd251 c 4 модификациями был лучшим разведчиком :
    дальноходным-дальнозорким,универсально-сильно вооружённым.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»