Самый массовый бронетранспортёр Второй мировой войны

44
«Боевые автобусы». Самым массовым бронетранспортером Второй мировой войны является не немецкий «Ганомаг», который, по сути, стал первым полноценным родоначальником жанра, запущенным в серийное производство перед самым началом войны, а американский БТР M3. Как и его немецкий аналог, американская боевая машина представляла собой полугусеничный бронетранспортер со схожими характеристиками: боевая масса 9 тонн и вместимость до 10 человек плюс экипаж.


Бронетранспортер M3A1




Всего с 1940 по 1945 год американская промышленность изготовила 31 176 бронетранспортеров M3, а также различных боевых машин, построенных на единой базе. Данный рекорд массовости был превзойден только бронетехникой послевоенного производства. M3 оставался основным бронетранспортером американской армии на протяжении всей Второй мировой войны. Также машина активно поставлялась союзникам США в рамках программы Ленд-лиза, кроме СССР, который получил только два БТР. Иногда его путают с легким колесным разведывательным автомобилем M3 Scout, который действительно массово поставлялся в Советский Союз в годы войны и использовался в Красной Армии, как легкий бронетранспортер. Помимо этого СССР получил некоторое количество специальных машин на шасси М3, к примеру, противотанковые САУ T-48, вооруженные 57-мм пушкой и получившие в Красной Армии обозначение Су-57.

История создания бронетранспортера M3


Как и в Германии, первый американский полноценный бронетранспортер родился из линейки полугусеничных тягачей. К созданию полугусеничных бронированных артиллерийских тягачей и просто транспортных средств с колесно-гусеничным движителем в США приступили в начале 1930-х годов. Над созданием новых машин работало сразу четыре американских компании James Cunningham and Sons, GMG, Linn, Marmon-Herrington. Прародителем для разрабатываемых в США машин стал французский полугусеничный автомобиль Citroen-Kegresse P17. Несколько подобных автомобилей, а также лицензию на их производство приобрела компания James Cunningham and Sons.

На базе французского шасси американцы разрабатывали собственные транспортные средства, которые получили обозначение от T1 до T9E1. Первый американский полугусеничный автомобиль получил обозначение Half-Track Car T1, он был готов уже в 1932 году. В дальнейшем подобные транспортные средства непрерывно развивались. Самым удачным из первых прототипов считалась модель T9, которая базировалась на шасси грузового автомобиля «Форд» с колесной формулой 4х2, вместо заднего моста на машину устанавливался гусеничный движитель производства компании «Тимкен», гусеница была резинометаллической.


Citroen-Kegresse P17


Полугусеничные машины были интересны в первую очередь американским кавалерийским, а позднее танковым частям. Данная техника обладала повышенной проходимостью и могла лучше действовать в условиях пересеченной местности и бездорожья по сравнению с обычными грузовиками. После появления в 1938 году легкого колесного разведывательного бронеавтомобиля M3 Scout, американские военные решили объединить эту машину с уже имеющимися разработками колесно-гусеничных тягачей. При этом корпус автомобиля, естественно, был увеличен.

Первый вариант новой боевой машины, объединившей в себе элементы шасси и корпуса разведывательного бронеавтомобиля M3 Scout и заднюю гусеничную тележку Timken, получил обозначение М2. Данная машина позиционировалась как полугусеничный бронированный артиллерийский тягач. Машина активно использовалась в этом качестве на протяжении всей Второй мировой войны, всего в США был собран 13 691 подобный тягач, который мог перевозить зенитные, противотанковые и полевые орудия вместе с расчетом из 7-8 человек. Испытания новой машины показали большой потенциал в качестве специализированного средства для транспортировки мотопехоты. Достаточно быстро на свет появился полноценный бронетранспортер M3, который внешне мало отличался от полугусеничного бронированного артиллерийского тягача. Основное отличие было в увеличенной длине M3, который мог перевозить до 10-12 десантников, при этом перекомпоновке подверглось все внутреннее пространство кузова. Серийное производство нового бронетранспортера началось в 1941 году.

Уже во время войны у американских военных возникла идея объединить модели M2 и M3, чтобы не держать в войсках две очень конструктивно близких боевых машины. Объединяющим должен был стать бронетранспортер M3A2, начало серийного производства которого планировали на октябрь 1943 года. Но к этому моменту программу производства полугусеничных боевых машин серьезно пересмотрели. Согласно первоначальным планам их планировалось собрать более 188 тысяч, это астрономические цифры. Однако к середине 1943 года стало ясно, что для вооружения разведывательных подразделений больше подойдет колесный пушечный бронеавтомобиль M8, а для артиллерийских частей скоростной гусеничный тягач M5. В этой связи потребность в колесно-гусеничной технике серьезно сократилась, а от производства единого бронетранспортера M3A2 отказались.


M3A1 Scout


Конструкция бронетранспортера M3


Американский бронетранспортер M3 получил классическую капотную автомобильную компоновку. В передней части боевой машины был установлен двигатель, вся эта часть представляла собой моторно-трансмиссионное отделение, далее находилось отделение управления, а в кормовой части – десантное отделение, где свободно могли разместиться до 10 человек. При этом экипаж бронетранспортера мог состоять из 2-3 человек. Таким образом, в обычных условиях бронетранспортеры перевозили до 12-13 бойцов вместе с экипажем.

В конструкции бронетранспортеров широко использовались автомобильные агрегаты и компоненты, которые выдавала отлично развитая американская автомобильная промышленность. Массовость выпуска бронированных колесно-гусеничных тягачей и бронетранспортеров во многом связана с наличием такой производственной базы, которая позволяла производить боевые машины на большом количестве предприятий не в ущерб выпуску грузового транспорта и танков.

Бронетранспортеры отличались наличием простого в производстве открытого корпуса коробчатой формы, борта и корма корпуса были расположены строго вертикально, рациональные углы наклона брони здесь отсутствовали. Корпус собирался с использованием катаных бронелистов поверхностно закаленной броневой стали, толщина брони по бортам и корме не превышала 6,35 мм, наибольший уровень бронирования был в лобовой части – до 12,7 мм (полдюйма), такой уровень защиты обеспечивал лишь противопульное бронирование. Рациональные углы наклона имели лишь лист моторного отделения (26 градусов) и лобовой лист отделения управления (25 градусов). Бронирование днища отсутствовало. Для посадки и высадки экипажа использовались две двери по бортам корпуса, а десантники высаживались через дверь в кормовом листе корпуса, от фронтального огня противника десантники были защищены корпусом бронетранспортера. Экипаж машины состоял из в 2-3 человек, десант – 10 человек. По бортам корпуса располагалось по пять сидений, под которыми находились багажные отделения, десантники сидели лицом друг к другу.



В качестве силовой установки на бронетранспортерах M3 использовался бензиновый шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения White 160AX. Двигатель выдавал максимальную мощность 147 л.с. при 3000 оборотах в минуту. Этой мощности было достаточно, чтобы разогнать БТР с боевой массой под 9 тонн до скорости 72 км/ч (такая максимальная скорость была обозначена в руководстве по эксплуатации). Запас хода машины по шоссе составлял 320 км, запас топлива – примерно 230 литров.

Все американские бронетранспортеры отличались достаточно мощным стрелковым вооружением. Стандартным было наличие двух пулеметов. Крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Браунинг M2HB устанавливался на специальном станке M25 между сидениями командира и механика-водителя, а в корме корпуса размещался 7,62-мм пулемет Браунинг M1919A4. На версии M3A1 крупнокалиберный пулемет размещался уже на специальной кольцевой турели M49 с дополнительным бронированием. При этом в каждой машине перевозилось не менее 700 патронов калибра 12,7-мм, до 4-х тысяч патронов к 7,62-мм пулемету, а также ручные гранаты, иногда в укладке находились также противотанковые гранатометы «Базука», помимо оружия самих десантников.


Сборка бронированных полугусеничных артиллерийских тягачей M2


Одной из особенностей бронетранспортеров M3 было расположение в передней части машины однобарабанной лебедки или буферного барабана, диаметр которого составлял 310 мм. Машины с подобным барабаном выгодно отличались от бронетранспортеров с лебедкой своей проходимостью, так как могли уверенно преодолевать широкие траншеи, рвы и эскарпы. Наличие барабана позволяло американским бронетранспортерам преодолевать траншеи противника шириной до 1,8 метра. Такие же барабаны можно было встретить и на колесных «Скаутах», которые поставлялись в СССР. При этом немецкие полугусеничные бронетранспортеры Sd Kfz 251 подобных устройств не имели.

Опыт боевого применения и оценка бронетранспортера M3


Первоначальный опыт боевого применения бронетранспортеров M3 в Северной Африке нельзя было назвать успешным. Дебют новых боевых машин пришелся на операцию «Факел». С самого начала бронетранспортеры использовались американцами достаточно массово, в каждой бронетанковой дивизии насчитывалось 433 бронетранспортера M3 или тягача M2: 200 в танковых полках и 233 в пехотном полку. Достаточно быстро американские солдаты прозвали такие машины «Пурпурное сердце», это был нескрываемый сарказм и отсылка к одноименной американской медали, которую выдавали за боевые ранения. Наличие открытого корпуса не защищало десантников от снарядов воздушного подрыва, а бронирование часто пасовало даже перед пулеметным огнем противника. Однако основные проблемы были связаны не с техническими особенностями машины, а неправильным использование бронетранспортеров и неопытностью американских войск, которые еще не научились правильно использовать все преимущества новой техники, привлекая бронетранспортеры к решению несвойственных им задач. В отличие от солдат и младших офицеров генерал Омар Бредли сразу оценил возможности и потенциал подобной техники, отметив высокую техническую надежность бронетранспортера M3.

По своим габаритным размерам, боевой массе и другим характеристикам американский колесно-гусеничный БТР M3 был сравним с самым массовым бронетранспортером Вермахта Sd Kfz 251, вошедшим в послевоенную историю под прозвищем «Ганомаг». При этом внутренний полезный объем американского бронетранспортера был больше примерно на 20 процентов за счет более простой формы корпуса, что обеспечивало десанту больший комфорт и удобство. В то же время немецкий бронетранспортер отличался более мощным бронированием, в том числе за счет установки бронелистов под рациональными углами наклона. При этом за счет более мощного двигателя и наличия переднего барабана американский аналог превосходил немецкую машину в подвижности и проходимости по пересеченной местности. В плюс можно было добавить также оснащение почти всех американских бронетранспортеров крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами. А вот отсутствие бронированной крыши было общим недостатком массовых серийных бронетранспортеров периода Второй мировой войны.



Со временем американцы выработали тактические модели и приемы использования новой техники, исправили детские болячки и достаточно активно использовали бронетранспортеры M3 на всех театрах военных действий. Уже во время боевых действий на Сицилии и в Италии количество жалоб на новую технику существенно уменьшилось, а отзывы из войск сменились на положительные. Во время операции «Оверлорд» бронетранспортеры использовались особенно массово и в дальнейшем активно применялись американцами и их союзниками до завершения боевых действий в Европе. О том, что машина получилась достаточно удачной, свидетельствует как огромный выпуск как самих бронетранспортеров M3 и специальной техники на их базе, так и бронированных полугусеничных артиллерийских тягачей M2, суммарное производство которых за войну превысило 50 тысяч единиц.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    29 октября 2019 06:04
    hi отличная статья
    1. +12
      29 октября 2019 12:23
      Цитата: Спайков Джавелин Тоувич
      hi отличная статья

      Ну в общем да, отличная.
      Только автор при сравнении с немецким аналогом забыл упомянуть, что у американского изделия передняя ось ведущая, а у немецкого - нет. И это влияет на проходимость (особенно на возможность преодолевать траншеи и рвы) гораздо больше, чем наличие "переднего барабана".
      1. +2
        29 октября 2019 22:48
        Цитата: Mik13
        И это влияет на проходимость (особенно на возможность преодолевать траншеи и рвы) гораздо больше, чем наличие "переднего барабана".

        Не совсем так. Развесовка по осям сильно разная. У немцев получился скорее гусеничный транспортер с опциональной возможностью подруливать передними колесами. Перед может и подвиснуть в воздухе, гусли затащат. А вот у американцев классический грузовик 6х6 только с тележкой, у него большая нагрузка на переднюю ось и без переднего привода канаву не перелезет.
        1. +2
          30 октября 2019 06:31
          Скажем так полугуси с приводом на переднюю ось американские инженеры начали делать как только в у них появились серийные полноприводные грузовики, пример 3 тонка FWD мод В
      2. 0
        31 октября 2019 10:43
        Я тоже это заметил, но тем не менее стараюсь не комментировать , поскольку много авторов ушли из этого сайта, другие просто перестали писать.
        Так что давайте поддержим автора
  2. +7
    29 октября 2019 06:55
    Ничего себе обьемчик! Любили янки в комфорте воевать. А серьезно, это ведь скорость перемещения мотопехоты по дорогам и без них. Устойчивость при обстрелах малой интенсивности. Да вообще - лучше, чем пешком... laughing
    1. +5
      29 октября 2019 15:27
      Любили янки в комфорте воевать

      А что в этом плохого? Меня в своё время поразило, что во время Вьетнамской войны они возили питьевую воду для солдат на самолётах с Гималаев. Хотел бы сам. чтобы моё Министерство обороны заботилось обо мне таким же образом. Только хрен дождёшсси... soldier
      1. +5
        29 октября 2019 20:22
        Цитата: Морской Кот
        во время Вьетнамской войны они возили питьевую воду для солдат на самолётах с Гималаев.

  3. +12
    29 октября 2019 07:27
    Статья хорошая, есть только одно замечание. СССР получил в рамках ленд-лиза 118 полугусеничных БТРов М2, и 840 полугусеничных М5/М9 (модификация бронетранспортера М3, отличавшаяся более мощным двигателем, дешевой броней и иным расположением огневых точек).
  4. -5
    29 октября 2019 07:35
    Мало внимания в статье уделено боевому применению машины в армиях союзников и в разных войнах, а также -его модификациям....
    1. +11
      29 октября 2019 08:22
      Цитата: Monster_Fat
      Мало внимания в статье уделено боевому применению машины в армиях союзников и в разных войнах, а также -его модификациям....

      Бронетранспортер успел много повоевать и в Израиле вплоть то 1990-х годов. Знаю о его применении в Первую ливанскую непосредственно от участника. У Цадальников он был на вооружении до 2000-го года.




      1. +7
        29 октября 2019 08:33
        Последнее применение "Захлама" было на учениях в 2007 году. Лично наблюдал, как их везли на трейлерах после учений на базу около Иерусалима.
        1. +8
          29 октября 2019 09:05
          Цитата: Zeev Zeev
          Последнее применение "Захлама" было на учениях в 2007 году. Лично наблюдал, как их везли на трейлерах после учений на базу около Иерусалима.

          В качестве мишеней wink или все таки баташ?
          1. +8
            29 октября 2019 09:14
            В качестве БТР связи штаба резервной дивизии.
            1. +4
              29 октября 2019 11:25
              Цитата: Zeev Zeev
              В качестве БТР связи штаба резервной дивизии.

              Умеют у нас выжимать из техники последние соки. Я еще и Дакоту застал. good
              1. +4
                29 октября 2019 14:51
                Ну "Дакота" вроде до 1998 года вполне себе летала.
              2. +1
                29 октября 2019 15:29
                Это "Дуглас" ?
                1. +6
                  29 октября 2019 16:27
                  Цитата: Морской Кот
                  Это "Дуглас" ?

                  Он самый. Списали только в 2000-м.
                  1. +3
                    29 октября 2019 17:24
                    Да, я читал, что американцы их применяли ещё во Вьетнамскую войну. Удачная машина, наша копия, по-моему, называлась Ли-2 ?
                    1. +1
                      30 октября 2019 06:54
                      Цитата: Морской Кот
                      Да, я читал, что американцы их применяли ещё во Вьетнамскую войну. Удачная машина, наша копия, по-моему, называлась Ли-2 ?

                      Именно так. Дакота был очень простой и надежный самолет, но так как летал всегда и везде бился немерено.
      2. +3
        29 октября 2019 13:55
        Миномет на нем возили и в 90-х.
  5. +3
    29 октября 2019 07:52
    Прародителем для разрабатываемых в США машин стал французский полугусеничный автомобиль Citroen-Kegresse P17. Несколько подобных автомобилей, а также лицензию на их производство приобрела компания James Cunningham and Sons.
    Самое интесное то что Адольф Кегресс работал механиком царского гаража в котором и начал разработку автосаней, прообраза полугусеничного автомобильного шасси. Изобретателем полугусеничного шасси считается Бенджамин Холт. "В 1890 году на заводе Stockton Wheel Company в Калифорнии, принадлежащем братьям Холт, был построен паровой трактор оригинальной конструкции. На задней части рамы были установлены котёл, паровая машина, трансмиссия и металлический гусеничный ход. Впереди стояло одно колесо, служившее для управления машины. На протяжении 30 лет такая компоновка стала классической для тяжёлых тракторов как паровых, так и с двигателями внутреннего сгорания.
    "В 30-х годах ХХ века фамилия Кегресс стала нарицательной – во многих странах мира полугусеничные автомобили стали называть «кегрессами». На эту тему зарубежные автомобильные историки написали десятки книг и сотни статей. Однако в их работах, как правило, уделяется совсем мало внимания ранним разработкам Адольфа Кегресса, сделанным в Российской империи. А ведь именно в России при содействии русской промышленности и личной поддержке императора Николая II впервые ярко проявился талант французского изобретателя. Этот факт не вяжется с принятым в СССР и поддерживаемым до наших дней стереотипом о «консерватизме и косности царского режима, тормозившего моторизацию страны».
    http://www.gruzovikpress.ru/article/16140-pribory-kegressa-adolf-kegress-v-rossii-i-ego-polugusenichnye-avtosani/
    1. +9
      29 октября 2019 08:28
      А ведь именно в России при содействии русской промышленности и личной поддержке императора Николая II впервые ярко проявился талант французского изобретателя. Этот факт не вяжется с принятым в СССР и поддерживаемым до наших дней стереотипом о «консерватизме и косности царского режима, тормозившего моторизацию страны».

      Что же тогда тормозило моторизацию страны? Революционеры разных мастей?
      Адольф Кегресс был главным инженером автомобильного завода? Он наладил массовое производство автомобилей в стране?
      1. +2
        29 октября 2019 15:37
        Алексей, я не знаю кто и что там тормозил, но факт налицо: у нас перед войной не было бронетранспортёров, не было от слова совсем! request
        1. +2
          30 октября 2019 00:01
          Цитата: Морской Кот
          но факт налицо: у нас перед войной не было бронетранспортёров, не было от слова совсем!

          Вот здесь вы не правы. Велись такие работы. И статья автора на которого я тому подтверждение. Это мнение автора и ссылка на статью https://topwar.ru/86580-razvitie-bronetransporterov-v-rossii-ot-pervyh-do-nashih-dney-chast-vtoraya.html
          "Хотелось бы написать нечто свое и попробовать немного "попорицать" военных, по той причине, что никак не содействовали принятию на вооружение такого необходимого типа вооружения как БТР, ведь армия испытывала крайнюю нужду. Но я этого делать не буду, пусть этим занимаются другие."
    2. +2
      29 октября 2019 08:43
      Ну и чтобы окончательно посрамить сторонников стереотипа о "консерватизме и косности царского режима", приведите данные о производстве автомобилей в России и наличии их в армии во время ПМВ в сравнении с другими странами.
      1. +1
        29 октября 2019 10:55
        При царе-батюшке во время ПМВ строились автозаводы в Москве: АМО, затем ЗИЛ, в Филях (перепрофилирован в авиазавод), в Ярославле (ЯАЗ), теперь ЯМЗ, единственный работающий и сейчас как автомоторный, и в Рыбинске (Русский Рено), после революции ГАЗ №3, с 1924 авиамоторный завод, теперь НПО Сатурн, авиадвигатели и газовые турбины.
        1. +5
          29 октября 2019 12:24
          А с производством как дело обстояло "при царе", можно даже в сравнении?
    3. +12
      29 октября 2019 11:10
      Цитата: амурец
      А ведь именно в России при содействии русской промышленности и личной поддержке императора Николая II впервые ярко проявился талант французского изобретателя. Этот факт не вяжется с принятым в СССР и поддерживаемым до наших дней стереотипом о «консерватизме и косности царского режима, тормозившего моторизацию страны».

      Угу... видимо от большой прогрессивности режима первый автозавод для массового серийного производства грузовиков был начат постройкой только в 1916 году - на второй год войны (запустили его только при новой власти). До этого кредитов на автопром у режима не было. А без госкредита и госзаказа автозавод в России мог либо с трудом выживать, либо не выживать - как Лесснер (закрывший после двух лет производства свой автозавод и переквалифицировавшийся на выпуск торпед). Ибо "богатый и стремительно развивающийся внутренний рынок" Империи отличался крайне низким спросом на автотехнику. Мобилизация автомобилей по типу марнских такси России могла только присниться. sad
      1. +3
        29 октября 2019 12:24
        Цитата: Alexey RA
        Угу... видимо от большой прогрессивности режима первый автозавод для массового серийного производства грузовиков был начат постройкой только в 1916 году

        А может от великого ума царского правительства? Ввозить в РИ полнокомплектный автомобиль было дешевле, чем комплектующие на него из-за драконовских ввозных пошлин на комплектующие изделия: карбюраторы, магнето, радиаторы. Это касалось не только автомобилей Кстати вы наверное помните как ввозилась в РИ химическая стеклопосуда в запечатанном виде и на ней были бирки ЕМНИП воздух для проверки. Тогда эта посуда таможенным сбором не облагалась.
      2. +2
        29 октября 2019 14:20
        Массовая автомобилизация требует более-менее хороших дорог. Как в городах, так и межгородских трасс. А дороги - обслуживание. Будут строить дороги - будет и спрос на автомобили. Есть спрос на автомобили - дорожная сеть будет развиваться. Но даже в западной европе процесс на тот момент только начинался.
    4. +2
      29 октября 2019 23:06
      Цитата: амурец
      и личной поддержке императора Николая II впервые ярко проявился талант французского изобретателя. Этот факт не вяжется с принятым в СССР и поддерживаемым до наших дней стереотипом о «консерватизме и косности царского режима, тормозившего моторизацию страны».

      Вы уж простите, но царский гараж это слабый пример уровня "моторизации страны" laughing

      А вообще интерес Николая к гусеницам родился из страсти царя к охоте. Вот уж кто зверушек настрелял, говорят до сих пор его рекорды по количеству убиенной живности не побиты. Ну а к местам охоты надо как то добираться. По старинке на санках не комильфо, вот и приветил изобретателей всяких полугусеничных с лыжами заместо колес. Чисто снегоход!
  6. +6
    29 октября 2019 08:29
    Что касается бронетранспортера МЗ, запущенного в серию одновременно с М2, то его корпус был длиннее на 250 мм. Вместо ящиков для артиллерийских снарядов в кузове установили десять сидений для десанта (спиной к бортам). Рельс для крепления пулемётов отсутствовал, а штатный 7,62-мм пулемет М1919А4 монтировался на стойке в передней части кузова. В кормовом листе имелась дверь для посадки и высадки десантников, в остальном МЗ был полностью идентичен М2. Практически не изменились его масса и динамические характеристики. С 1942 по 1943 год фирмы White, Autocar и Diamond T изготовили 12 499 бронетранспортёров.

    В 1942 году была утверждена программа производства «хаф-трэков» до 1944 года, предусматривавшая выпуск 188 404 боевых машин.

    Упомянутая выше программа стала причиной появления на свет близнецов М2 и МЗ — бронетранспортёров М5 и М9. Дело в том, что после ее принятия стало ясно, что мощностей основных трех фирм-производителей не хватит. К выпуску машин решили привлечь фирму International Harvester Company. Однако при создании прототипов, предназначенных для этой фирмы, в их конструкцию внесли некоторые изменения по сравнению с базовыми версиями.
    В Советский Союз (по американским данным) было передано 1158 полугусеничников, в том числе 342 единицы М2, 2 — МЗ, 401 — М5 и 413 — М9. По последним данным, опубликованным российскими исследователями, СССР получил 1200 полугусеничных бронетранспортеров, из которых в бронетанковые и механизированные войска Красной армии было направлено всего 118.

    Михаил Барятинский - Танки ленд-лиза в бою
  7. +1
    29 октября 2019 09:12
    американские полугусеничные БТР- это классика жанра! А вот с небронированными *полугусами* у них малость не сложилось- между двумя войнами в малую серию запустили всего две модели, одна из них- *Отокар* Т17 поставлялась нам по ленд-лизу в вариантах аэродромного заправщика и машины связи
    1. +2
      30 октября 2019 07:01
      Вот вы не правы, в народном хозяйстве активно использовались полугусеничные трактора Ломбарда и полугусеничные полноприводных мод. FWD, и различные мод. на Кегрессе. Учитывая что в развитии полноприводных авто США были впереди планеты, массовые полноприводные грузовики пошли уже в 10-х годах Джефри Квад, FWD, Вальтер и другие - армейцы требовали полный привод. Стандартные грузовики были разработаны для армии в конце 20-х Депрессия помещала, итог мы знаем. Полугуси на Кегрессе были на коне в 20-х, начале 30-х, но упирался в ресурс гусениц. К середине 30-х полный привод стал более выгоден, повысилась надежность шрусов и трансмиссий, баллоны низкого давления.
      Беда в том что инженеры СССР этот момент в погоне за вездеходом за три копейки на полугусеничном приводе профукали, в итоге когда до них дошло что полугуся тупик и обратили внимание на полный привод было поздно - завтра была война.
  8. +3
    29 октября 2019 11:53
    Интересная статья со вкусняшками и фото. Не помешало бы немного статистики боевого применения. Автору плюс good
  9. +2
    29 октября 2019 14:14
    Статье плюс. САУ СУ - 57 на базе М3 также поставлялись. По боевому применению:

    "С большим успехом САУ СУ-57 использовались в составе разведгрупп бригад и корпусов, по существу в роли бронетранспортера с усиленным артиллерийским вооружением. В соответствии с инструкцией по применению СУ-57 в Красной Армии, ее стрелковое оружие (на экипаж из 4-х человек) составлял один пулемет ДП или ДТ (так как американского пулемета не было) и три автомата ППШ.
    14 января 1945 года 6-й отдельный Черкасский ордена Богдана Хмельницкого 11 степени мотоциклетный полк (1-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт) при переправе через реку Оджувол (Польша) догнал отходящую немецкую колонну, в арьергарде которой находилось несколько «Пантер». В полку, кроме двухсот мотоциклов, была танковая рота танков «Валентайн IX» из 10 машин, артиллерийский дивизион двухротного состава из 8 САУ СУ-57, батарея 76-мм пушек ЗИС-3, которые буксировались БТР МЗА1 «Скаут кар», а также пулемётная рота «Максимов» (12 штук), установленных на «Виллисах», и рота автоматчиков на 13 бронетранспортёрах МЗА1.
    После недолгого совещания было решено ударить не по «хвосту», а по «голове» колонны, предварительно отрезав немцев от переправы.
    Командир 6-го отдельного мотоциклетного полка В. Н. Мусатов выделил для операции танковую роту Долгополова («Валентайн IX») из шести машин и дивизион СУ-57, посадив на бронетранспортеры десант автоматчиков. Руководить группой был назначен майор Иванов.
    На полной скорости, обойдя колонну с фланга через поле, советские танки и самоходки захватили мост и ударили по голове колонны. У немцев поднялась страшная суматоха. Началась стрельба. Автомашины свернули влево на открытое поле, но там оказалось много канав. Побросав машины, немцы стали разбегаться, побежав уже вправо к лесу. И тут по ним ударили пулеметы подоспевших мотоциклистов… «Пантеры», шедшие в арьергарде колонны, не стали ввязываться в сражение и поспешили уйти за реку, найдя брод.
    Так как немецкие части были рассеяны, требовалось подсчитать трофеи и доложить об итогах боя вышестоящему командованию. Но 1-я Гвардейская танковая армия непрерывно продвигалась на Запад, и полк должен был обеспечивать разведку одного из его флангов. Поэтому в штаб армии отправили простое и наглядное донесение: «Полк разгромил колонну противника длиной в 5 километров».
    1. +3
      29 октября 2019 15:43
      Цитата: Alex013
      14 января 1945 года 6-й отдельный Черкасский ордена Богдана Хмельницкого 11 степени мотоциклетный полк (1-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт) при переправе через реку Оджувол (Польша) догнал отходящую немецкую колонну, в арьергарде которой находилось несколько «Пантер». В полку, кроме двухсот мотоциклов, была танковая рота танков «Валентайн IX» из 10 машин, артиллерийский дивизион двухротного состава из 8 САУ СУ-57, батарея 76-мм пушек ЗИС-3, которые буксировались БТР МЗА1 «Скаут кар», а также пулемётная рота «Максимов» (12 штук), установленных на «Виллисах», и рота автоматчиков на 13 бронетранспортёрах МЗА1.
      (...)
      На полной скорости, обойдя колонну с фланга через поле, советские танки и самоходки захватили мост и ударили по голове колонны.

      К вопросу об актуальности скоростей танков из таблиц ТТХ и о медленных пехотных танках. smile
      Табличная скорость "Вали" - 25 км/ч. Тем не менее, эти танки служили в разведподразделениях, не отставали от другой, таблично более скоростной техники, да ещё и обгоняли немецкие моторизованные колонны.
      1. 0
        29 октября 2019 23:04
        Ну ПТ-76 тоже служил в развед подразделениях, хотя он медленнее и советской тройки (Т-64/Т-72/Т-80) и т-55АМ/Т-62М и бмп. В развед подразделения не всегда определяли именно быструю технику.
  10. 0
    29 октября 2019 15:34
    Citroen-Kegresse P17


    Какая прелесть! Сразу вспомнился Ройс Владимира Ильича в Горках, вместо передних колёс лыжи, а сзади гусеницы Кегресс. Чудесная машина и Ленину очень нравилась. smile
    1. +4
      29 октября 2019 16:41

      Постройка машин началась лишь в начале 1919 года. До конца марта 1920 года на Путиловском заводе было построено 12 экземпляров бронеавтомобилей «Остин-Кегресс», применявшихся частями РККА в боях Гражданской и Советско-польской войн. На вооружении РККА бронеавтомобили состояли вплоть до 1933 года.

      И армии бы понравилась если бы в стране была развитая автомобильная промышленность!
      1. +4
        29 октября 2019 17:21
        Понравилось бы, конечно... Только Остин (Аустин) -- британская машина, гусеничный движитель -- французский, а пулемёты системы "Максим" -- американские. Русского там только компиляция всего вышеизложенного.
        1. +1
          30 октября 2019 03:19
          https://www.youtube.com/watch?v=KUwApT_ooTo
          кто говорит-плагиат, а я говорю традиция.
        2. +1
          30 октября 2019 08:25
          Броня и войлок для подбоя - русские!
          И руки рабочих собиравших эти и ранние модели БА российских заводах.
          Вот только те заводы небыли автомобильными!
          Не будем толочь воду в ступе... hi