История большого взрыва: как готовили крупнейший бабах на Западном фронте

Идея сделать подкоп под укрепления противника, чтобы обрушить их, была известна со времён как минимум Античности.

С появлением взрывчатых веществ дело получило новый, более впечатляющий оборот. Но к началу Первой мировой о таких нетривиальных способах ведения боевых действий в целом уже забыли.

Последний раз подземные мины взрывали во время Крымской войны и американской гражданской. Генералы начала XX века готовились к скоротечной манёвренной кампании, а истории про подкопы казались дедушкиными сказками.

Впрочем, когда фронт зацементировался от Северного моря до швейцарской границы пришлось вспоминать и о таких экзотических способах борьбы. Первыми оказались немцы: 21 декабря 1914 года они прорыли тоннель под позиции британских индийских частей и подорвали заряды взрывчатки. Вскоре метод подхватили французы и начали взрывать свои мины под немецкими окопами. Большое число мобилизованных в армию шахтёров позволяло поставить дело на поток.

По сути, подземная война служила заменой тяжёлым гаубицам с тысячами снарядов. Но на войне часто приходится обходиться тем, что есть.

Самыми активными оказались англичане, поставившие подземную войну на невиданную высоту.

Тоннельные роты

Отцом британских «кротов» стал инженер, предприниматель и мобилизованный в армию парламентарий сэр Джон Нортон-Гриффитс. В предвоенные годы его компания строила множество подземных сооружений по всему миру, а в конце 1914-го он предложил формировать специальные части для ведения широкомасштабной войны под землёй.

Джон Нортон-Гриффитс

Его предложение приняли в феврале 1915 года, когда немецкие и французские успехи в этом направлении стали очевидны.

Британцы организовали специальные части — тоннельные роты королевских инженеров, куда брали людей с опытом подземных работ. В качестве дополнительного стимула в этих ротах установили повышенную плату, сильно превосходившую жалованье простых пехотинцев.

Великобритания — страна шахт, не испытывавшая дефицита в опытных кадрах, и вскоре англичане развернули самую активную подземную войну вдоль почти всего своего участка Западного фронта.

Работа тоннельщиков не ограничивалась только закладкой мин под немецкие позиции, им также поручалось строительство подземных укрытий и комплексов для собственных войск.

Одним из основных участков передовой для британских «кротов» стал район бельгийского Ипра, где с весны 1915 года линия фронта причудливо изогнулась перевёрнутой буквой S. Самое неприятное — тевтонцы занимали почти все окрестные высоты и контролировали равнинную местность на многие километры вокруг.

После первых успешных акций в конце 1915 года главный инженер британских экспедиционных сил предложил впечатляющий план подрывных работ с более чем 20 тоннелями под все основные неприятельские опорные пункты вдоль Мессино-Виетшатской дуги.

Заряды

Условия, в которых приходилось работать англичанам и помогавшим им австралийцам, были самыми тяжёлыми.

Из-за близкорасположенных к поверхности водоносных слоёв тоннели предстояло копать на большой глубине — от 20 до 30 метров — и всё время осушать. Постоянную опасность представляли выбросы метана. Все работы велись в полной тайне. Входы в шахты маскировали в руинах, собственных окопах и миномётных позициях. Породу можно было вытаскивать из забоев только по ночам и отвозить далеко в тыл, чтобы по отвалам немцы не догадались о работах. Даже когда коридор и зарядная камера завершались, это была только половина дела. Затем требовалось вручную и с величайшей осторожностью перенести десятки тонн взрывчатки, а после — запечатать тоннель на десятки метров мешками с песком и баррикадами, чтобы в момент X вся энергия взрыва пошла вверх.

Планы тоннелей Пекэм и Спанброкмолен

Чтобы обнаруживать опасную концентрацию метана в забоях, использовали старых друзей шахтёров — канареек. Однажды одна из птичек вырвалась на свободу и улетела на нейтральную полосу. Это было самым неприятным происшествием. Заметь её немцы, они бы сразу догадались, что где-то рядом англичане копают под них.

Для уничтожения птицы привлекли сначала снайпера, а потом и вовсе миномёты.

Всю работу выполняли вручную. Единственная попытка применить специально построенные проходческие щиты кончилась провалом. Сначала громоздкие и дорогостоящие детали машины тащили колонной грузовиков к фронту, а затем — по специально построенной узкоколейке к шахте, что привлекло внимание немцев и ожесточённые артобстрелы. Дальше весивший почти семь тонн щит с огромным трудом по частям опускали в шахту и собирали в тоннеле. Но уже внизу оказалось, что сложные и тяжёлые машины всё время тонули в грязи и воде, захлёбываясь глиной. В итоге их так и бросили в недостроенном проходе.

Ещё одной причиной, почему работали только руками, была необходимость соблюдать полную тишину. Немцы копали тоннели в сторону англичан — специальные бойцы вслушивались в окружающие звуки, пытаясь услышать, не роют ли британцы собственные подкопы. И если германцы так или иначе замечали какую-то деятельность англичан, то там, под землёй, начиналась отчаянная борьба.

Гонка

Немецкий опорный пункт на Спанброкмоленском холме в руинах бывшей мельницы британцы собирались взрывать со вкусом и размахом. Первого января 1916 года они приступили к строительству тоннеля почти в 600 метров длиной на глубине 30 метров. Вход в штольню спрятали среди поваленных деревьев небольшой рощи.

Через шесть месяцев 540-метровый коридор был закончен, а в зарядную камеру перетащили 41 тонну взрывчатки.

Чтобы отметить успешное завершение работ, двое британских офицеров распили четыре бутылки шампанского из бокалов прямо в камере среди ящиков со взрывчаткой в 30 метрах под немцами.

Вскоре британцы решили не останавливаться на этом участке и сделать боковое ответвление от главного тоннеля к соседнему немецкому опорному пункту, в 700 метрах южнее. Работы шли активно, но были обнаружены немцами. Те прокопали под ответвление свой проход и полностью завалили, подорвав его двумя взрывами. На этом они не остановились. Догадавшись, что где-то рядом есть основной тоннель, тевтонцы начали спешные работы. Спустя месяц им удалось подвести проход под основную британскую галерею и обрушить её на протяжении 300 метров, отрезав основной заряд.

В ответ британцы начали строить обходной коридор, так как мину требовалось взорвать в первые минуты предстоявшего наступления. Новая проходка осложнялась тем, что шла через метановую жилу, да и немецкие взрывы сместили слои глины, увеличив поступления воды. Работать приходилось в полной темноте и по колено в жиже. Стахановскими темпами британцы успели.

Удача не всегда была на их стороне. Ещё один 500-метровый тоннель вместе с 20 тоннами взрывчатки был потерян в результате упорной подземной борьбы. Обнаружив зарядную камеру, немцы начали вести к ней свой проход, но эти работы обнаружили англичане. Они установили небольшой заряд в боковом ответвлении. Когда германцы попытались проникнуть в основную галерею, британцы подорвали этот заряд, убив девять человек.

Следующий ход был за немцами. Они смогли определить направление главного прохода англичан и подорвали его сверху, обрушив 122 метра тоннеля и убив четверых солдат. Взрывали с таким расчётом, чтобы обрушить сверху ещё и плывун — и тем самым затопить невзорванное. Что и удалось сделать.

Большой взрыв

Девятнадцать зарядов общей мощностью почти в 500 тонн подорвали утром седьмого июня 1917-го. Британское наступление на Мессин началось.

Перед взрывом начальник штаба британской Второй армии шутил, что не знает, изменят ли его войска историю, но географию точно поменяют.

Из-за погрешностей в работе часов и различиях в способах подрыва заряды сдетонировали не одновременно, а в течение 19 секунд, создав эффект землетрясения и один из крупнейших взрывов доядерной эпохи, звук от которого был слышен на сотни километров вокруг.

Подрыв мин и кратер, оставшийся после взрыва

Германская оборона была полностью сметена, в огне исчезли все основные опорные пункты, а многие подземные убежища оказались завалены. Британская пехота захватила жалкие обломки первой немецкой полосы почти без потерь.

После себя взрывы оставили впечатляющие воронки, одна из которых достигала 76 метров в диаметре и 12 метров в глубину! Вскоре они наполнились водой, и сегодня представляют собой милые пруды.

Шесть зарядов остались не подорванными: четыре к моменту наступления находились уже позади линии фронта, ещё два были отрезаны немцами и водой. Война кончилась, и о минах забыли. Пока 17 июня 1955 года одна из них внезапно не рванула в сильную грозу. Ровно над зарядом построили металлическую опору ЛЭП, в которую и ударила молния, вызвавшая детонацию. Единственной жертвой стала убитая взрывом корова.

А вот самый последний заряд всё ещё ждёт своего часа под землёй где-то в районе отстроенной заново незаметной бельгийской фермы…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий