Мамлюки: доспехи и оружие

131
В железных кольчугах и с медными шлемами на головах.
Первая книга Маккавейская 6:35


Воины Евразии. Как и у западноевропейских рыцарей, военное искусство мамлюков было искусством всадников, о чем говорит само его название: фурусийя, от арабского слова «фарь» – конь. На итальянском лошадь это «каваль» – отсюда кавалерия и кавалеры, на французском – «шеваль», и отсюда – «шевалье», на испанском – «кабаль», и отсюда – «кабальеро»! Да и в Германии слово «риттер» буквально означало всадника. То есть данное терминологическое сходство лишь подчеркивает схожий характер ведения военных действий египетскими мамлюками и рыцарями Западной Европы. Хотя имелись и определенные различия. Если рыцари никогда не стреляли из лука сидя на коне верхом, то для мамлюков типичным способом ведения боя была именно такая стрельба. А еще мамлюков от рыцарей отличала высокая дисциплина, внушавшаяся им с самого начала их обучения. Рыцарская молодежь Европы воспитывалась иначе и с дисциплиной у рыцарей всегда были большие проблемы!



Мамлюки: доспехи и оружие

Мамлюки в битве при Хирокитии 7 июля 1426 года на острове Кипр. Рис. Питера Денниса


Люди, развитые самым всесторонним образом!


В фурусийю входили стрельба из лука, фехтование, упражнения с копьем и другими видами оружия, борьба и верховая езда. Нужно было также знать основы анатомии лошади и родословные самых породистых лошадей. Помимо стрельбы из лука с коня (чем они собственно и отличались от рыцарей Запада), мамлюков обучали владению арбалетом, как в конном, так и в пешем строю. Популярным, как и в Европе, средством овладения всадническим искусством была охота с хищными птицами и… опять-таки с луком и арбалетом. А еще всякий мамлюк должен был уметь плавать и играть в нарды и шахматы!


Индийский тюрбанный шлем XVII века. Изготовлен в Декане, Бишапуре. Шлем имеет форму тюрбана из ткани. На стальной табличке, заклепанной сверху, написано по-арабски: «Нет такого героя, как Али, и нет такого меча, как Зульфикар». Имеются ввиду зять и двоюродный брат Пророка Мухаммеда и меч Пророка, который он подарил Али. Высота 30.5 см; диаметр 27.9 см; вес 1760.5 г. Как и в Европе на Востоке был очень развит «интернационализм» вооружений. Оружие покупалось и продавалось иногда за тысячи километров от места выработки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Вот эта пластина с гравированной надписью


Вооружение воинам под стать.


У нас еще будет материал в рамках заявленной темы, касающийся воинов Ближнего Востока, поэтому о вооружении мамлюков до 1350 года здесь смысла рассказывать нет, об этом еще будет. А вот о вооружении воинов-мамлюков XV века следует сказать, что оно сформировалось на основе опыта предыдущих веков и состояло из подбитого ватой боевой кафтана (хавтана), шившегося как в виде халата, так и в виде короткой рубашки. На него надевалась кольчуга и ламеллярный доспех — джавшан, нечто вроде пластинчатого корсета. Голову простого воина неплохо защищал обыкновенный тюрбан, но богатые мамлюки вне всякого сомнения предпочитали ему металлические шлемы (обычно тюрбанного типа) с наносниками и кольчужными бармицами. В том же XV веке раздельные доспехи постепенно были вытеснены кольчужно-пластинчатыми доспехами с осевым разрезом и застежками на груди. Кольчугу в этих доспехах, получивших на Руси название юшман, на груди и на спине дополняли ряды прямоугольных пластин, очень удобных для украшения их гравировкой и инкрустацией. Руки закрывали трубчатые наручи, ноги до колен – пластинчатые или кольчужные набедренники с металлическими коленными «чашечками» и треугольными кольчужными напусками, свисавшими с них вниз на голень.


Турецкий шлем-шишак из Стамбула, ок. 1560 г.


Считается, что это один из двух шлемов (второй находится в Венской оружейной палате), сделанный около 1560 года для великого визиря османского султана Сулеймана Великолепного (правил в 1520–66). Оба шлема предположительно были сделаны в одной из имперских мастерских, возможно, в Стамбуле. Хотя этот шлем является несомненно боевым, судя по его прекрасной отделке и украшениям, он мог быть создан как часть парадной брони и как символ высокого звания его владельца. Высота 27.8 см; вес 2580 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Этот же шлем, вид сзади


Основным средством поражения противника, в отличие от рыцарей Европы, у мамлюков являлся лук, а не копье. Но они имели копья (обычно с древками из бамбука), прямые мечи, восточные сабли и булавы; а также арбалеты, применявшиеся при осадах и во время боев на море. В походе воины-мамлюки обычно имели всего одну лошадь, но зато одного или пару верблюдов для транспортировки снаряжения. Единообразная униформа отсутствовала, но многие носили одежду красного или желтого цвета. Большинство мамлюкских знамен тоже имели желтый цвет, поскольку такого же цвета были и знамена прежней Айюбидской династии. Знаками отличия военачальников служили пояса, богато украшенные драгоценными камнями, оправленными в золото и серебро. Впрочем, украшались не только пояса, но и доспехи и оружие. Тюрбанные шлемы воронились, покрывались позолотой и серебрением, на них методом гравировки и инкрустации (насечки) наносились тексты на арабском языке: славословия Аллаху, суры из Корана, а также пожелания победы своему хозяину. Такие же надписи делались и на больших пластинах юшманов, и находились мастера, что даже на кольцах байдан (кольчуг из широких расплющенных колец) умудрялись помещать имя Аллаха и пророка его Мухаммеда!


Юшман конца XV – XVI века, возможно турецкий, Стамбул. Длина 81,3 см, вес 10,07 кг (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)



Пластина юшмана с арабской надписью



Зерцальный доспех, Турция, XV-XVI вв. Размеры 38.1 x 45.08 см. Происходит из арсенала в Стамбуле находившегося в церкви Св. Ирины на территории дворца Топкапы (Музей искусств округа Лос-Анджелес)


Тактика для соответствующего боевого состава


Поскольку мамлюки были конным войском, то главным в их тактике было маневрирование. Ложным отступлением они стремились расстроить ряды противника и неожиданно ударить по нему с фланга. Но была у них и пехота. Более дисциплинированная и обученная, по сравнению с европейской. Хотя мамлюки и редко использовали пехоту в сражении в поле, обычно полагаясь в этом случае на кавалерию. Главной задачей перед боем было выбрать наиболее удобное расположение, причем с расчетом, чтобы позади находился холм или холмы, чтобы затруднить атаку неприятеля с тыла. Построение войск было традиционным: центр и два фланговых отряда. Малочисленного противника мамлюки стремились окружить. А вот превосходящие силы полководцы мамлюков старались прежде всего измотать частыми атаками, а затем вклиниться массой всадников там, где у них обнаруживалась слабина. Конница мамлюков могла стоя на месте засыпать противника градом стрел, а затем обратиться в притворное бегство, рассчитывая, что преследователи на раненных конях станут отставить при скачке и таким образом численность неприятельского войска сократится еще до рукопашной схватки. Имелись специальные трактаты относительно того, как стрелять и куда прицеливаться. Указывалось, например, что если враг неподалеку, то сначала необходимо извлечь меч из ножен и привесить его себе на запястье. Стрелять из лука можно было по нему только после этого, а выпустив все стрелы, немедля атаковать деморализованного таким обстрелом противника!


Рукоять сабли, XVIII – XIX вв. Рукоять – Индия. Клинок –Турция или Иран. Украшения: жадеит, изумруды, бриллианты, жемчуг, золото, серебро (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)



Эта же сабля. Общий вид. Общая длина 99.8 см; длина клинка 83.7 см; длина ножен 88 см. Общий вес 1129 г.; вес клинка 1023 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)



Турецкая сабля XVIII века. Клинок – Иран. Рукоять – Индия. Рукоять из жадеита, клинок – инкрустация золотом. Длина 93 см; длина клинка 77.7 см; вес 935,5 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Служить за землю, как и везде!


Армия мамлюков состояла из трех формирований, не считая рекрутов и вспомогательные части. Это – личная гвардия султана, отряды эмиров и свободные наемники халка. Эмирские мамлюки были подготовлены хуже, чем султанские, поскольку в элитных школах они не обучались. После смерти эмира они обычно переходили в отряды других эмиров или становились воинами халка. За службу офицеры мамлюков получали икта – земельные участки с крестьянами. Однако султан мог пожаловать им в награду и «доходные места». Например, это мог быть… мост, за проезд через который взималась плата, мельница или городской рынок. От уплаты налогов они освобождались, но в случае войны должны были привести султану отряд вооруженных людей. Икта выдавались в условное владение и не могли быть переданы потомкам по наследству. При Айюбидах достаточно престижными были и отряды свободных граждан халка, хотя постепенно их высокий статус сильно упал, а боеспособность понизилась. Интересно, что к XIV веку в отряды халка, как и в современный «Иностранный легион», мог записаться любой желающий, однако для этого нужны были деньги, поскольку вступавший платил командиру денежный взнос.


Бронзовый дирхем конца XIII века. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)


О численности и о деньгах…


Уже во второй половине XIII века благодаря реформам султана Бейбарса египетская армия численно значительно возросла. Сообщается, что она включала в себя до 40 000 воинов, из которых 4 000 были мамлюками. В начале XIV века численность армии мамлюков достигала уже 24 000 конников, из которых 12 400 принадлежали к отрядам эмиров. В провинции квартировали 13 000 мамлюков и еще 9 000 халка. Эмиры-сотники имели под своим командованием отряды из 1 000 воинов и собственный отряд телохранителей в 100 воинов. Затем шли эмиры, командовавшие сотней воинов, и эмиры-десятники.


Конские доспехи мамлюков:
(la) Конский доспех конца XIII или начала XIV века, состоящий из трех покрытых тканью чешуйчатых элементов, покрывающих тыл, переднюю часть и шею животного. К ним пришиты круглые геральдические медальоны из аппликацированной ткани. Голова лошади защищена железным шаффроном, состоящим из трех навесных элементов, покрытых тисненой кожей, прикрепленной к железным пластинам декоративной шнуровкой.
(1 b) Деталь угла конской брони из чешуи с удаленным декоративным наружным слоем ткани, так что показаны только самые нижние три ряда клепаных бронзовых чешуек.
(lc) Внутренняя часть угла выложенной из чешуи лошадиной брони, показывающая основную кожаную конструкционную основу, большие медные заклепки, фиксирующие кромочную полосу, головки трех из четырех заклепок, удерживающих каждую полосу.
(л.д.) Демонстрация метода соединения листов доспехов лошади под шеей животного.
(2a) Ламинированный кожаный доспех XIV века, состоящий из пяти основных элементов, покрывающих круп, бока, переднюю часть и шею, а также покрытый тканью трехслойный стальной шаффрон для головы животного.
(2б) Схематическое расположение основных элементов доспехов лошади и составляющих их деталей. Красный квадрат указывает область, подробно показанную на рис. 2c и 2d.
(2c) Внешний вид указанного верхнего угла нагрудной брони с ремешками, поддерживающими горизонтальные ламинированные кожаные пластинки.
(2d) Внутренняя часть указанного верхнего угла нагрудного доспеха, показывающая слой стеганой ткани для поддержки этой самой верхней части доспеха лошади.
(3a-3c) Декорированные стальные шаффроны XIV века.
(Рис. Питера Денниса)



Седло и сбруя
(1) Реконструкция седла конца XIII или начала XIV века из Цитадели Дамаска. Луки седла покрыты тисненой и полированной, но не окрашенной кожей. Задняя лука выполнена пологой для удобства всадника, когда ему приходится стрелять из лука назад.
(2а) Реконструкция украшенного седла конца XIII или начала XIV века из Цитадели Дамаска. На передней и задней луках круглые расписные медальоны с изображением «Льва Бейбарса».
(2б) Вид на седло сзади.
(3a и 3b) Фронтальная и боковая реконструкция из дерева и слоновой кости или кости стремени XIV века.
(4а) Украшенная уздечка XV века.
(4b) Украшение уздечки крупным планом. На кожаные ремешки приклепаны позолоченные и тисненые декоративные медные пластины.
(Рис. Питера Денниса)


Желая укрепить лояльность своих войск, Бейбарс значительным образом увеличил жалование своим мамлюкам. Кроме ежемесячных выплат, им раз в полгода или год выплачивалась сумма на покупку одежды и снаряжения, ежедневно оплачивали их мясной рацион, а раз в две недели выдавали деньги на корм коню. Кроме доходов с пожалованных участков, мамлюкским офицерам перед походом султан делал подарки, и такие же подарки делал при восшествии на трон всякий новый султан. В начале XV века жалование простого воина составляло три динара в месяц, а жалование офицера — семь динаров. Некоторые эмиры cта всадников получали доход с икта в размере 200000 динаров, эмиры сорока всадников – до 30000 динаров, эмиров десятка – около 7000 динаров.

Использованная литература:
1. Эсбридж, Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю. М.: Центрполиграф, 2016.
2. Сhristie, N. Muslims and Crusaders: Christianity‘s Wars in the Middle East, 1095 – 1382, from the Islamic Sources. New York: Routledge, 2014.
3. Rabie, H. The training of the Mamluk Faris / War, Technology and Society in the Middle East. Ed. V.J. Parry, M.E. Yapp. London, 1975.
4. Nicolle, D. Mamluk ‘Askary’ 1250 – 1517. UK. Oxford: Osprey Publishing (Warrior №173), 2014.
131 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    3 ноября 2019 05:51
    Ну да, хорошим воинам - хорошее обеспечение. Кто не хочет кормить свою армию, кормит чужую
    1. +4
      3 ноября 2019 08:36
      Изображение мамелюка,видим абсолютно избыточное количество холодного рубящего оружия.
      Про таких говорят -вооружён до зубов.
      1. +4
        3 ноября 2019 09:13
        "Подошел к нему Иван,
        Вынул меч, обрез, наган..." (с)
        1. +3
          3 ноября 2019 11:55
          "Неправда. Тихо подойдёшь.
          Попросишь сторублёвку.
          При чем тут нож? Какой грабеж?
          Меняй формулировку" (с).
          1. +2
            3 ноября 2019 12:50
            "Секи, начальник, я всю правду рассказал
            И сам сюда пришел в сопровождении.
            Ведь я железно с бандитизмом завязал.
            Верни мне справку о моем освобождении." (с)
            1. +1
              3 ноября 2019 13:38
              "Я слышал: могут дать за это десять.
              Добавь им восемь,
              Чтобы дали два" (с).
              1. 0
                3 ноября 2019 18:32
                "И дело не было отложено,
                И огласили приговор,
                И дали всё, что мне положено,
                Плюс "пять" мне сделал прокурор"(с)
                1. +1
                  3 ноября 2019 18:42
                  «Он живёт себе в городе Вологде.
                  А я на севере. А север - вон он где» (с).
                  1. 0
                    3 ноября 2019 18:47
                    "Ржевский:
                    Да, бывал я в этой Вологде! Такая, знаете ли дыра!" (с)
              2. +1
                3 ноября 2019 19:12
                "Он хорош был в бою,
                А после изнасиловал свинью.
                Ржали все, как один,
                За это он и отомстил, кретин!" (с)
                1. +1
                  3 ноября 2019 19:28
                  "За твоё здоровье, Фуззи!
                  За Судан, страну твою!
                  Первоклассным, нехристь голый,
                  Был ты воином в бою" (с).
                  1. 0
                    3 ноября 2019 19:39
                    "Тюбетейка да халат -
                    Вот и весь наш наряд.
                    Тут урюк, там халва...
                    Здесь закон позволит вам,
                    Без пижонства,
                    Многоженство!" (с)
                    1. +1
                      3 ноября 2019 20:10
                      "Цветёт урюк под грохот дней.
                      Дрожит зарей кишлак.
                      А средь арыков и аллей
                      Идёт гулять ишак" (с).
                      1. -2
                        3 ноября 2019 20:17
                        "Мой жена - злой шайтан
                        Мой ругает башка.
                        Съели мы наш ишак
                        До последний кишка" (с).
                      2. 0
                        3 ноября 2019 20:25
                        "И вручили свою небольшую семью
                        Ишаку - знатоку Туркестана" (с).
                      3. 0
                        3 ноября 2019 21:01
                        "Он копытами стучал,
                        По-ослиному кричал
                        И хвостом своим вертел -
                        Человеком быть хотел." (с)
                      4. 0
                        3 ноября 2019 21:15
                        "Становясь капитаном
                        Храните матроса в себе" (с).
                      5. -1
                        3 ноября 2019 21:39
                        "Давали мне кофе, какао, еду,
                        Чтоб я их приветствовал: "Хау ду ю ду?"
                        Но я повторял от зари до зари:
                        "Карамба!", "Коррида!!" и "Чёрт побери!!!""(с)
                      6. 0
                        3 ноября 2019 23:04
                        "Жираф большой -
                        Ему видней" (с).
                    2. 0
                      3 ноября 2019 20:37
                      "Женюсь. Женюсь!
                      Какие могут быть игрушки?
                      Но вы, но вы, мои вчерашние подружки,
                      Напрасно плачете по мне!" (с)
                      1. 0
                        3 ноября 2019 21:14
                        "Эх, гражданка, я прошу – не уезжай,
                        Без тебя сгорим, утонем, сгинет урожай." (с)
                      2. 0
                        3 ноября 2019 21:44
                        Не волнуйтесь, я не уехал,
                        И не надейтесь, я не уеду!"(с)
            2. +2
              3 ноября 2019 19:43
              Секи начальник, я гулял на склоне дня,
              глазел на ш..х и мирно кушал пончик
              И тут хиляет этот фраер до меня
              Кричит: к...л, накинь ка мне червончик....
              1. -1
                3 ноября 2019 19:54
                Отлично, для начала игры!
                "Я ж ему припомню всё,
                Бес ему в ребро!
                Будет грабить только фраеров!!" (с)
                1. Комментарий был удален.
                  1. 0
                    3 ноября 2019 20:41
                    "А я иду,
                    Курю " (с)
                    1. +2
                      3 ноября 2019 20:43
                      "С головой как керосиновая лампа
                      На плечах" (с).
                      1. +1
                        3 ноября 2019 20:58
                        "С арбалетом в метро,
                        С самурайских мечом меж зубами,
                        В виртуальной броне,
                        А чаще, как правило, без" (с)
                      2. +1
                        3 ноября 2019 21:13
                        "Мы могли бы служить в разведке,
                        Мы могли бы играть в кино" (с).
                      3. 0
                        3 ноября 2019 21:28
                        "Но надо выбрать "деревянные костюмы".(с)
                      4. -1
                        3 ноября 2019 23:03
                        "А голова у всех одна,
                        Как и у меня" (с).
      2. +2
        3 ноября 2019 21:02
        Цитата: Бар2
        Изображение мамелюка,видим абсолютно избыточное количество холодного рубящего оружия.

        Это изображение взято с художественной фотографии - просто навесили всё, что нашли, для большей экзотичности.
    2. +1
      3 ноября 2019 09:12
      Так то, мамелюки и были чужой армией.
  2. +3
    3 ноября 2019 05:54
    Сабля 18-19в великолепна!
    1. +2
      3 ноября 2019 06:35
      Хорошо бы отдельную статью о статусном оружии.
  3. +10
    3 ноября 2019 07:12
    Белиссимо ! Нет слов...одни эмоции ! Это же какой труд и сколько времени надо вложить ,чтобы нас так радовать этой и другими статьями ! Это говорю я,человек,знающий наверняка,что "лень раньше его родилась" ! Снимаю шляпу ! hi
    1. +10
      3 ноября 2019 07:50
      Спасибо, что цените мой труд и мою работу. На самом деле это все требует не так уж и много труда, при условии, что... ты все время должен думать. Думать куда зайти и что посмотреть, думать куда написать и о чем попросить, думать, что делать если тебе не ответили и ты не получил искомого.Сама информация собирается постепенно и потом копится... годы. Потом, когда информация сама складывается или же сеюминутно лезет в руки и у тебя подходящее настроение (внутренний голос говорит - пишу про винтовки, а от рыцарей тетя тошнит или наоборот!) ты садишься, идет драйв и... материал готов за час. Потом еще час вставляешь в него фото и все. Хуже если тебя отвлекают по хозяйству и драйв пропадает. Тогда материал откладывается до... следующих указаний "внутреннего голоса". Еще одно важное: я никогда не бросаюсь писать сразу, вот еще и Вам совет. Вот сейчас хожу в партархив читаю их материалы. Но... не бросаюсь писать. Все прочитанное должно отлежаться.. А чисто технически... ты берешь оттуда, отсюда, перевод с английского, немецкого... потом стиль, редактура, потом все это вставляешь в Адвего-Плагиатус и когда он показывает 92-96% новизны (без эпиграфа), можно считать, что материал готов.
      1. +6
        3 ноября 2019 10:27
        Утра доброго всем!Приветствую Вас Вячеслав Олегович!Спасибо,вкусно получилось у Вас о суровых восточных войнах.А что касаемо партархива,оно Вам надо?Опять гражданская война на сайте начнётся,оскорбления и всё прилагаемое к ним.Доспехи,рыцари,оружие,музеи-вот Ваша тематика!Необ'ятная!!!Ох,чуть не забыл про моделизм!Пишите,а мы будем читать и хвалить автора.С уважением,я. hi
        1. -1
          3 ноября 2019 18:56
          Моё почтение, Сергей!
          Да, черта с два! Пока ещё Шпаковского пускают в партархив Пензенской области, я могу только приветствовать его изыскания, в какой бы "хипеж" они не вылились!
          Ибо, ещё пару лет и наше исконно-посконное "ташшить и не пушшать" возобладает в информационной сфере.
        2. +1
          3 ноября 2019 19:49
          "А что касаемо партархива,оно Вам надо?" - это да, не всегда однозначно..
  4. +7
    3 ноября 2019 07:17
    Вячеслав Олегович спасибо за продолжение! Серия великолепна!!!
    Если месяцев пять назад, читая очередную статью я горестно вздыхал «усе Европа кончилась, эх малёхонько бы Востока». То сегодня уже и восток практически весь подбит под ноль.
    Поделитесь творческими планами, а то «мыслишки» и «до-думки» у меня есть, но боюсь сглазить.
    С уважением, Ваш Влад!
    1. +5
      3 ноября 2019 10:28
      Влад!!!Рад встрече!Давненько Вас не было. laughing hi drinks
      1. +3
        3 ноября 2019 14:58
        Есть коты весенние, есть дела осенние!
        Рад Вас читать ребята - соскучился!
        1. 0
          3 ноября 2019 19:00
          "есть дела осенние!"
          Котят по-осени считают?! laughing
          1. 0
            3 ноября 2019 19:36
            Ну не по членам же их считать! laughing
            1. -2
              3 ноября 2019 20:19
              Считать можно по-разному. Математика, бооее эфемерная и антропоцентричная наука, чем физика. Что уж говорить о истории?
    2. +2
      3 ноября 2019 11:46
      Влад, привет! fellow Где пропадали столь долгое время? drinks
      1. +3
        3 ноября 2019 14:56
        Вояж за счёт государства - Оренбург-Орск!
        Спасибо, что не забыли блудного кошака!
        1. +2
          3 ноября 2019 15:23
          У нас коты немного "неправильные", гуляют не сами по себе, а преимущественно стаей. smile
          1. +2
            3 ноября 2019 16:57
            Стайные коты?Звучит здорово! fellow
            1. +1
              3 ноября 2019 18:47
              От 10 до 15 штук, за государственный кошт! Хотя и результат есть остаются только «камни»!!! laughing
          2. 0
            3 ноября 2019 19:03
            За то собаки становятся сугубыми экстравертами!
            1. +2
              3 ноября 2019 19:34
              Ну, ежели что, обращайтесь.
            2. +1
              3 ноября 2019 19:40
              Не Антон это Вы зря наговаривайте! Одним из пунктов - «проверка содержания служебных собак» с обязательным «селфи на память» и «анкетой о знании закона о полиции»! Должен признать, что Орские овчарки выглядели куда презентабельнее, чем я после двух бессонных ночей на подведении итогов!!!
              1. -1
                3 ноября 2019 20:08
                Дык, оно и понятно! Собачкам для службы нюх нужно в порядке содержать. А у кошачьих что? Чистая эмпатия! laughing
  5. +7
    3 ноября 2019 07:23
    Не доспехи и оружие , а произведения ИСКУССТВА.
    Мастерство восточных оружейников просто удивительно!
  6. +3
    3 ноября 2019 07:30
    Цитата: Талгарец
    Хорошо бы отдельную статью о статусном оружии.

    Спасибо! Хорошая мысль.
    1. +4
      3 ноября 2019 11:04
      Вячеслав Олегович, я с благодарностью. hi
      Мне вот только не по душе эта восточная слащавость и страсть к "переукрашательству" , трудно представить себе обсыпанный "камешками" золотой АКМ, хотя кое-где доходят и до такого. Я имею в виду не парадные доспехи и оружие, а, так сказать, "орудия труда" профессионального солдата, кем, собственно, мамелюки и являлись.
      Мы как-то делали выставку посвящённую европейскому оружию и доспехам (XV - XVII вв, примерно), так там была большая витрина целиком посвящённая рейтарам и прочим ландскнехтам-наёмникам. Вот где был чистый функционализм! Никакого украшательства, никаких "завитушек", а тем более "камешков" -- одно чёрное железо на клинках и кирасах. Но какая работа мастеров! Даже мне, не искушенному в оружии того времени, было понятно насколько там всё продумано, качественно и функционально. Настоящее оружие Солдата.
      Может быть, когда у Вас будет время и желание, посвятите отдельную статью наёмному воинству тех времён. soldier
      1. +4
        3 ноября 2019 11:31
        Утра доброго Константин!Золотой АКМ?Где-то, где-то мелькала такая фотография,но без *брюликов*.Кажется конфискат у какого-то наркобарона!
        1. +2
          3 ноября 2019 11:44
          Привет, Сергей! Да. что-то подобное мелькало у какого-то африканского "мобуты" , да ещё в х/ф про торговцев оружием. )))
          1. -1
            3 ноября 2019 19:12
            Х/ф "Оружейный барон"
            1. +1
              3 ноября 2019 19:47
              Ага, он самый. Только ещё вопрос чем этот барон подторговывал. wassat
        2. +1
          3 ноября 2019 18:28
          Цитата: Фил77

          Утра доброго Константин!Золотой АКМ?Где-то, где-то мелькала такая фотография,но без *брюликов*.Кажется конфискат у какого-то наркобарона!

          У Саддама Хусейна.
          1. +1
            4 ноября 2019 06:28
            Цитата: HanTengri
            Саддама Хусейна

            Точно!Но чуть поправлю,подарок Саддама сыну Удею.Ошибся я по поводу наркобаронов,хотя?Возможно и у них имеется.
      2. 0
        3 ноября 2019 19:15
        В Грац, Константин, в Грац! Там "сталь напоенная кровью".
  7. +5
    3 ноября 2019 07:39
    Цитата: Коте пане Коханка
    То сегодня уже и восток практически весь подбит под ноль.

    Нет! Это лишь начало!
    Планы. Сейчас об этом можно рассказать: 1. Закончить тему о воинах 1050-1350 гг. 2 - плавно развернуть ее в тему "Воины Евразии" и дополнить тем, о чем не было сказано. 3. Начать серию статей "Документы партархива". Там так иного интересного... реальная а не газетная жизнь нашей страны. 4.Закончить серию. "Фирмы и винтовки".5. Закончить тему "Книги по альтернативной истории". Естественно, продолжать и развивать тему о музеях оружия в Европе и мире. Эта тема вообще будет идти и идти. Так как музеев очень много. Есть кое-какие местные пензенские темы, но интересные всем. Как видите - все планы прописаны четко, цели ясны, остается сесть и написать.
    1. +3
      3 ноября 2019 12:03
      Цитата: kalibr
      Это лишь начало!
      Планы.

      fellow good drinks yes
    2. 0
      3 ноября 2019 19:19
      И ещё, Вячеслав Олегович! Знаки различия частей и соединений монгольской армии. Уж года два как обещано. Ждём'с!!!
  8. +2
    3 ноября 2019 08:47
    И Бейбарс удивительный персонаж. И оружие его времени ему под стать. Спасибо.
  9. +4
    3 ноября 2019 08:52
    остроконечный гранёный шлем разве назывался шишак?
    Шишак -это вот,шишка ,круглый ,без наконечника.
    1. +3
      3 ноября 2019 10:55
      Шиш - острие!
    2. +1
      3 ноября 2019 21:05
      Цитата: Бар2
      остроконечный гранёный шлем разве назывался шишак?
      Шишак -это вот,шишка ,круглый ,без наконечника.

      Нет, на приведённой вами фотографии - типичный шлем "мисюрка", а не "шишак" (который подразумевает именно более вытянутую сферо-коническую форму с острием).
  10. +2
    3 ноября 2019 09:07
    смотришь так на историю Руси /России ,а сколько же войн было с начала существования на Руси,ну хотя бы по ТИ? Наверно сотни войн .И вот представте ,что все эти войны Русь воевала импортным железом,на Руси не было ни железа ,ни бронзы,ни золота,ни свинца, а войны были всегда,вот такой парадокс.Продавали соболей,мёд,воск, покупали европейское железо ,европейский свинец и дрались этими евродостижениями всю свою недолгую историю.
    Вот такая наша история.
    1. 0
      4 ноября 2019 21:35
      А как же , железо добываемое из болот Вологодской обл. и Тульской обл.?
  11. +5
    3 ноября 2019 09:17
    О мамлюках читаю только тут!
    Спасибо, интересно
  12. +2
    3 ноября 2019 10:35
    Данная стать еще и подтвердила то,что огнестрельное оружие мамлюки презирали, считая его недостойным настоящих воинов, не позволяющим победить исключительно за счет силы и ловкости.
  13. 0
    3 ноября 2019 10:54
    Цитата: Бар2
    Продавали соболей,мёд,воск, покупали европейское железо ,европейский свинец и дрались этими евродостижениями всю свою недолгую историю.
    Вот такая наша история.

    Между прочим да. Это Вы хорошо подметили.
  14. +2
    3 ноября 2019 11:02
    Цитата: Фил77
    А что касаемо партархива,оно Вам надо?Опять гражданская война на сайте начнётся,оскорбления и всё прилагаемое к ним.Доспехи,рыцари,оружие,музеи-вот Ваша тематика!Необ'ятная!!!Ох,чуть не забыл про моделизм!Пишите,а мы будем читать и хвалить автора.С уважением,я.

    Сергей! Я вырос из того возраста, когда сердце тает от похвалы. Сейчас это мне приятно, но не нужно. К тому же однообразная работа утомляет. Мне лично нужно разнообразие. Все время писать по музеи скучно. Да и читателям ВО тоже нужно разнообразие и к тому же... надо же как-то выпустить пар? Есть и еще одна причина. Вы помните, здесь на ВО был цикл статей "Отравленное перо"? Так вот сегодня он превратился в книгу на которую я подписываю договор. То есть книга, наконец-то будет и ее люди, много людей, а не только контингент ВО, смогут прочитать. А планируется еще и книга для детей "Дети советского рая" (кстати, отдельные главы из нее здесь тоже были), куда тоже нужны абсолютно документазизированные факты. Так что без архива, увы, никак не обойтись.
    1. -1
      3 ноября 2019 19:27
      Книга? По циклу "Отравленное перо"?! Куплю даже за 5000 рублей!!! Через 10 лет - станет раритетом.
  15. +2
    3 ноября 2019 11:05
    Цитата: XII легион
    О мамлюках читаю только тут!
    Спасибо, интересно

    Я тоже -ха-ха! Хочу попробовать съездить в Стамбул и Каир и написать о них большую толстую книгу. Но это не завтра случится...
  16. +2
    3 ноября 2019 11:23
    Этот Питер Деннис рисует намного лучше того же МАкБрайда. У того хорошо все, но отдает лубком. До этой статьи не обращал внимания на это новое для меня имя.
    1. +1
      3 ноября 2019 12:07
      Обращаю Ваше внимание, что на первом рисунке ВСЕ детали, от наконечника копья, до шлема - все срисовано с музейных экспонатов. Проверял...
      1. +3
        3 ноября 2019 12:15
        Еще один плюс ему.
        У того же Макбрайда из недавно разобранного: аварский Гойко Митич на коне в рубахе без шлема с обоюдоострым мечом , а рядом славянский воин в шлеме с длиннющими черными косами и с топором. laughing laughing laughing
    2. -1
      3 ноября 2019 19:39
      Я так понимаю, что Деннис в какой-то мере ученик МакБрайда, ибо единый стиль, прослеживается. И сложно обвинить в претензии на подобные требования "Оспрей", ибо Шепс, косячит везде, где только можно.
      Меж тем, Деннис, ещё и известный моделист, это накладывает свой отпечаток.
      1. +1
        3 ноября 2019 19:42
        Единый стиль это я так понимаю от издательства идет. Оспри это брэнд и фирменный стиль никто не отменял. МакБрайд рисует как очень хороший любитель погруженный в тему. Но именно любитель. Это я по некоей схематичности сужу (абсолютно субъективно и непрофессионально). Деннис ваяет как профи.
        1. +1
          3 ноября 2019 21:34
          Денис! Требования одни ко всем. Кроме живописи, конечно. В эскизах на каждую деталь должно быть фото - ОТКУДА. То есть даже ручку сабли или "рога" у лука нельзя изобразить, чтобы не указать стрелкой -во-первых, откуда, во вторых материал и цвет. Если честно - проще саму книгу написать, чем для каждого рисунка составить такие описание.
          1. +1
            3 ноября 2019 21:39
            Я не сомневаюсь, что формально так. Но тем не менее, насколько можно судить shit тем не менее happens. И Оспрей порой откровенно лажает.
      2. +1
        3 ноября 2019 21:42
        ибо Шепс, косячит везде, где только можно.

        Прошу прощения, но кто такой Шепс не знаю)
        1. -1
          3 ноября 2019 21:50
          Денис, моё почтение!
          Ну, хоть на "оспрее" поинтерсуйтесь за Шепса.
          1. 0
            3 ноября 2019 22:06
            В Men at Arms не нашел сего деятеля, а остальное мне не очень интересно.
  17. +3
    3 ноября 2019 11:36
    Хорошая статья.
  18. +3
    3 ноября 2019 12:09
    Цитата: Морской Кот
    Может быть, когда у Вас будет время и желание, посвятите отдельную статью наёмному воинству тех времён.

    Уже написана 2, дописывается 3...
    1. +1
      3 ноября 2019 16:49
      Жду с нетерпением. smile
  19. +2
    3 ноября 2019 13:48
    «фарь» – конь. На итальянском лошадь это «каваль» – отсюда кавалерия и кавалеры, на французском – «шеваль», и отсюда – «шевалье», на испанском – «кабаль», и отсюда – «кабальеро», - все слова производны от нашей "кобылы" bully
    1. 0
      3 ноября 2019 17:39
      Цитата: Оператор
      На итальянском лошадь это «каваль»

      А погуглить самому не судьба?
      1. 0
        3 ноября 2019 18:57
        Цитата: Ратуш
        Цитата: Оператор
        На итальянском лошадь это «каваль»

        А погуглить самому не судьба?

        Пардоньте, но это цитата из статьи.
  20. +3
    3 ноября 2019 16:11
    военное искусство мамлюков было искусством всадников, о чем говорит само его название: фурусийя
    Я бы, Вячеслав Олегович, на этом бы и остановился и посвятил Furūsiyya отдельную статью, ибо эта самая фурусийя, по моему непрофессиональному мнению - квинтэссенция жизненного уклада, мировозрения, воспитания и воинского искусства мамлюков. Вопрос действительно был доведен до совершенства. Для примера.

    Эта иллюстрация из Kitāb al-bayṭara описывает экстерьер лошади и влияние отклонений от идеального экстерьера на возможность выполнения лошадью "боевых" функций. Это знания, которыми должен был обладать рядовой мамлюк.
  21. +2
    3 ноября 2019 16:19
    Цитата: kalibr
    Между прочим да. Это Вы хорошо подметили.

    я это сказал с сарказмом.Такая картина ,которую нам нарисовали историки выглядит невероятной.
    Только на поле Куликовом с обеих сторон дрались по 70 тыс. воинов.
    По 10 кг на солдата -700 тонн оружейного железа и стали по минимуму-это много ,может ли такое быть?
    1. +2
      3 ноября 2019 21:08
      Цитата: Бар2
      Только на поле Куликовом с обеих сторон дрались по 70 тыс. воинов.
      По 10 кг на солдата -700 тонн оружейного железа и

      Ваш коммент несколько не по теме, однако это слишком много действительно; более реальные цифры - примерно по 10\30 тыс. с каждой стороны; вообще точное число воинов именно этой битвы - очень большой и сложный вопрос...
  22. 0
    3 ноября 2019 17:03
    Цитата: Бар2
    Только на поле Куликовом с обеих сторон дрались по 70 тыс. воинов.

    Слишком много!
  23. +1
    3 ноября 2019 17:05
    Цитата: Undecim
    Я бы, Вячеслав Олегович, на этом бы и остановился и посвятил Furūsiyya отдельную статью, ибо эта самая фурусийя, по моему непрофессиональному мнению - квинтэссенция жизненного уклада, мировозрения, воспитания и воинского искусства мамлюков. Вопрос действительно был доведен до совершенства. Для примера.

    Логично. Я, кстати, видел эту иллюстрацию, но давать не стал. И про фурусийю можно много написать. Кстати, у Николя ей посвящена целая книга! И вроде бы она у меня есть...
  24. +2
    3 ноября 2019 17:07
    Цитата: Оператор
    «фарь» – конь. На итальянском лошадь это «каваль» – отсюда кавалерия и кавалеры, на французском – «шеваль», и отсюда – «шевалье», на испанском – «кабаль», и отсюда – «кабальеро», - все слова производны от нашей "кобылы"

    Слово лошадь тюркского происхождения. У них оно звучало АЛОША. А вот слова конь, кобыла, жеребец - чисто славянского происхождения. Восходят к индоевропейскому праязыку.
  25. +3
    3 ноября 2019 17:23
    Цитата: kalibr
    чисто славянского происхождения. Восходят к индоевропейскому праязыку

    В правильном направлении мыслите, еще немного - и сможете произносить "санскрит" вместо "индоевропейского праязыка" laughing
  26. +2
    3 ноября 2019 17:31
    Что за авторы-лишь бы бабло "срубить"Описывает период 14-15 веков.а иллюстрирует это оружием 17-18 вв.
  27. +3
    3 ноября 2019 18:53
    как то был в Кремле там была выставка индийского оружия,так вот обратил внимание на сабли,рукояти такие маленькие ,как будто для детей или женщин сделаны.Эти фото тоже с маленькими рукоятиями.
  28. 0
    3 ноября 2019 19:03
    Цитата: Ищущий
    "Описывает период 14-15 веков.а иллюстрирует это оружием 17-18 вв.

    Найдите фото оружия 14-15 веков и все Вам скажут спасибо!
  29. +1
    3 ноября 2019 19:08
    Цитата: 3x3zsave
    Да, черта с два! Пока ещё Шпаковского пускают в партархив Пензенской области, я могу только приветствовать его изыскания, в какой бы "хипеж" они не вылились!
    Ибо, ещё пару лет и наше исконно-посконное "ташшить и не пушшать" возобладает в информационной сфере.

    В архиве идет ремонт. Камни из стены выпадают, но главное - устанавливают рамку и турникет для прохода. А то один охранник, а рамки с металлоискателем нету!!! Теперь вот будет! Но лифта сотрудницам не предвидится. Здание старое - нельзя!
  30. +1
    3 ноября 2019 20:48
    Цитата: 3x3zsave
    Меж тем, Деннис, ещё и известный моделист, это накладывает свой отпечаток.

    Безусловно. Но я же писал как-то про требования Оспрей. Они сложные но вполне оправданы, а иначе как же?
  31. +1
    3 ноября 2019 20:51
    Цитата: 3x3zsave
    И ещё, Вячеслав Олегович! Знаки различия частей и соединений монгольской армии. Уж года два как обещано. Ждём'с!!!

    Антон! Я помню, но... плохо с материалом. А тут само в руки идет - Венеция, Вена, Инсбрук, Метрополитен-музей... Я же стараюсь идти по линии наименьшего сопротивления. Думал найдется информация. А нашлось до обидного мало. Не ожидал...
  32. 0
    3 ноября 2019 21:14
    Статья очень хороша, в очередной раз просто спасибо автору. Фотографическое сопровождение вообще вне всяких похвал.

    Но не сказано главного (на мой взгляд) - что корпус "мамлюков" с более тяжёлым вооружением, более профессиональной подготовкой был создан по образцу западноевропейских рыцарей и для противостояния им, как раз после того, как ранее использовавшийся корпус "гулямов" показал свою неэффективность в сражениях против крестоносцев.

    И даже 12000 "мамлюков" - это огромная сила; если учитывать, что по вооружению, оснащению и обучению это был ближневосточный аналог европейского рыцаря - ни один правитель Христианской Европы в период Высокого Средневековья не мог вывести в поле столько рыцарей.
  33. 0
    3 ноября 2019 21:29
    Цитата: Михаил Матюгин
    Но не сказано главного (на мой взгляд) - что корпус "мамлюков" с более тяжёлым вооружением, более профессиональной подготовкой был создан по образцу западноевропейских рыцарей и для противостояния им, как раз после того, как ранее использовавшийся корпус "гулямов" показал свою неэффективность в сражениях против крестоносцев.

    И даже 12000 "мамлюков" - это огромная сила; если учитывать, что по вооружению, оснащению и обучению это был ближневосточный аналог европейского рыцаря - ни один правитель Христианской Европы в период Высокого Средневековья не мог вывести в поле столько рыцарей.

    Это хорошее дополнение, спасибо!
  34. +2
    3 ноября 2019 21:36
    Цитата: 3x3zsave
    В Грац, Константин, в Грац! Там "сталь напоенная кровью".

    Не бередите раны, Антон. Ехал мимо, но заехать не мог! Видит око... Сейчас хочу с ними списаться... получить, много всего...но есть проблемы.
    1. +1
      4 ноября 2019 17:31
      Антон! Радуйтесь; проблемы решены!
  35. +1
    3 ноября 2019 22:57
    Цитата: Михаил Матюгин
    Цитата: Бар2
    Только на поле Куликовом с обеих сторон дрались по 70 тыс. воинов.
    По 10 кг на солдата -700 тонн оружейного железа и

    Ваш коммент несколько не по теме, однако это слишком много действительно; более реальные цифры - примерно по 10\30 тыс. с каждой стороны; вообще точное число воинов именно этой битвы - очень большой и сложный вопрос...


    вы конечно лучше всез посчитали.

    Русские летописи приводят следующие данные о численности русского войска: «Летописная повесть о Куликовской битве» — 100 тыс. воинов Московского княжества и 50—100 тыс. воинов союзников, «Сказание о Мамаевом побоище», написанное также на основе исторического источника — 260 тыс. или 303 тыс., Никоновская летопись — 400 тыс. (встречаются оценки численности отдельных частей русского войска: 30 тысяч белозерцев, 7 или 30 тысяч новгородцев, 7 или 70 тысяч литовцев, 40—70 тысяч в засадном полку).

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Куликовская_битва
  36. 0
    4 ноября 2019 02:45
    у Шпаковского не густо с фактическим материалом.Вот ещё изображение мамелюка.Но это уже скорей всего мамелюки ,которые служили уже во французской армии,это можно судить по орденам явно европейским.Головной убор тоже уже стилизован под европескую форму.
    Шаровары носят явно восточный оттенок,а так же казацкий,казаки всегда носили шаровары,которые потом перешли в галифе.Правда именно на этом изображении шаровары скорей всего для ношения пешим ходом.
    Лицо у этого африканца явно не арабское ,а белого человека.



    Как выглядели султаны Египта и прилегающих стран? Это страны назывались прежде всего Барбария,Мармария ,Либия.
    Вот старая карта 17в Султан носит солнечную корону и сидит по европейски на троне.



    https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b55000158q/f1.item.zoom
  37. +2
    4 ноября 2019 07:04
    Цитата: Бар2
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Куликовская_битва

    Что Вы мне Википедию тычете как 100% источник. Это лишь направление по которому нужно собирать материалы... Дискуссия о кол-ве воинов началась еще в 1980 году со статьи Д.Зенина в Технике-молодежи. Кстати, очень интересная. В Сети можно найти. Потом были и Вопросы-истории и ... чего-только не было.
    1. -1
      4 ноября 2019 11:19
      итак Вячеслав ,я как то в прошлый раз обещал вас познакомить со своими соображениями по поводу прошлого нашего мира.
      Вот ознакомительная статья .Там даётся разяснение ,кто такие галы и кто такие монголы.
      Павел Ордынский к вашим услугам.

      http://new.chronologia.org/polemics/great_gallium.php
      1. +1
        4 ноября 2019 15:36
        Новая хронология это не ко мне. Вы ошиблись адресом. Кратко охарактеризовать писания Вашего Ордынского так: бред сивой кобылы. Все ссылки на ливжурналы. Это несерьезно.
  38. 0
    4 ноября 2019 10:52
    Цитата: kalibr
    Что Вы мне Википедию тычете как 100% источник. Это лишь направление по которому нужно собирать материалы... Дискуссия о кол-ве воинов началась еще в 1980 году со статьи Д.Зенина в Технике-молодежи. Кстати, очень интересная. В Сети можно найти. Потом были и Вопросы-истории и ... чего-только не было.


    есть же летописи и та статейка в википедии именно туда и ссылается.Список летописей там приводится.Так что открывать дискуссию,тем более ,что на самом Поле почти ничего нет -нет оснований.
  39. 0
    4 ноября 2019 15:44
    Цитата: Бар2
    Список летописей там приводится.

    Наши летописи я практически все читал еще студентом. Я сам всегда обвиняю наше советские образование в излишнем начетничестве и ограниченности источников. Но... уж если что-то надо было выучить, так учили хорошо.
    В частности это касалось изучения летописей. Предмет даже такой был - историография. Который с них начинался.
  40. +1
    4 ноября 2019 16:19
    Цитата: Бар2
    Цитата: kalibr
    Что Вы мне Википедию тычете как 100% источник. Это лишь направление по которому нужно собирать материалы... Дискуссия о кол-ве воинов началась еще в 1980 году со статьи Д.Зенина в Технике-молодежи. Кстати, очень интересная. В Сети можно найти. Потом были и Вопросы-истории и ... чего-только не было.


    есть же летописи и та статейка в википедии именно туда и ссылается.Список летописей там приводится.Так что открывать дискуссию,тем более ,что на самом Поле почти ничего нет -нет оснований.


    вообще мои исследования проводятся по средневековым картам доступных на некоторых сайтов.
    Такие известные картографы ,как Абрахам Ортелиус или Николя Сансон -очень даже известны именно в академической среде.Семён Ремизов -картограф времён петра,создал "Чертёжную книгу Сибири" и много других картографов ,создавших наверно ТЫСЯЧИ КАРТ .Открестится от этого мирового наследия -несерьёзно,потому что именно эти люди жили ближе к эпохам ,которые интересуют нас сейчас.
    Необходимо тщательно проанализировать старые карты и привести их в соответствие с современным учебником истории..
    Ну а Светлана Жарникова-кандидат в доктора исторических наук,её мнение вообще не может быть сброшено с учёта.
    Потому что так не бывает ,что бы ту картину мира ,которую видели они и которую видим мы -это два разных видения мира
    1. +1
      4 ноября 2019 17:40
      А что до сходства слов, то на китайском пизиди значит колени, а вот и такая забавная детская фраза: "Ты можешь нарисовать серую лису?"[Ни х'у'й бу х'у'й х'у'а х'уй'сэ дэ х'ули?] Совершенно, что при таком обили русских слов китайцы... тоже... русские!
  41. +1
    4 ноября 2019 17:29
    Цитата: Бар2
    Ну а Светлана Жарникова-кандидат в доктора исторических наук,её мнение вообще не может быть сброшено с учёта.

    Я тоже кандидат в доктора исторических наук. У меня и докторская написана и монография по ней и не одна... Так что мое мнение тоже не может быть сброшено с учета. Считать что Лютеция (Париж) имеет отношение к славянам - бред сивой кобылы!
  42. +2
    4 ноября 2019 18:31
    Цитата: kalibr
    Лютеция (Париж) имеет отношение к славянам - бред сивой кобылы!

    Лютеция Паризийская -отсюда Париж.
    Рассмотрим доказательство -это тезиса.
    Вырывать одно назвние из группы остальных - может показаться .что это неправомерное действо.
    Но во первых надо рассматривать Лютецию Паризийскую ,как город страны Галлии,которая вопреки ТИ оказывается в 16-17в ,как собственно и сам город Лютеция тоже должен быть забыт вместе с галами ,когда римляне завоевали Галияю окончательно к 4 веку.Но ведь нет есть и Галлия и Лютеция не ко времени.
    Можно говорить ,что Галлия -это по латыни-Франция ,но самое интересное ,что на тех самых картах есть и Галлия и Франция ,как маленькая область вокруг Парижа-Лютеции.
    Другие города Галлии
    -Руссель-Лиль
    -ЛаРошель
    -Бордо-БАР до -это Барский город.
    -Люксембург-Лутценбург-город лютичей.

    топонимы
    -Росна-Рона
    у Росны притоки -
    -Сосна и Тросна
    -Дордонь,притоки-
    -Дон
    -Рейн ,исток-
    -Русна,как и изовья реки Неман /Мемель
    -Течь- река в Пиренеях

    сюда же неплохо вспомнить катарскую историю Франции.
    отсюда
    -Руссельон -провинция
    а так же катаров/богомилов .которые были ,как известно славяне.
    Так что названий хватает с каждым желательно разбираться отдельно.
    Островных галов -британцев/баританцев ,которые являются родственниками галлам континентальным и уже их топонимы можно приводить по отдельности.
    Или топонимику Италии,там тоже и Рус/Рос и Арта/Орда,и Бар.
  43. +1
    4 ноября 2019 21:01
    Картинки ничего.Статья мусор...
  44. 0
    4 ноября 2019 21:42
    Цитата: ElTuristo
    Картинки ничего.Статья мусор...

    Чего бы бородатые понимали в колбасных обрезках...
  45. 0
    4 ноября 2019 21:44
    Цитата: Бар2
    Или топонимику Италии,там тоже и Рус/Рос и Арта/Орда,и Бар.

    Меньше надо пить. Водопроводной воды из под крана. В ней хлор, он окисляет мозги! Еще раз, чтобы дошло: "Ты можешь нарисовать серую лису?"[Ни х'у'й бу х'у'й х'у'а х'уй'сэ дэ х'ули?]
  46. 0
    4 ноября 2019 21:48
    Цитата: Бар2
    я как то в прошлый раз обещал вас познакомить со своими соображениями по поводу прошлого нашего мира.

    О, Господи, я забыл поговорку, не трожь говно, вонять не будет...
  47. +2
    4 ноября 2019 22:16
    Цитата: Андрей Казанцев
    А как же , железо добываемое из болот Вологодской обл. и Тульской обл.?


    дело не в болотной руде,она низкого качества с примесями,дело в том ,что историки отказывают Руси в доступе на Каменный Пояс до петра ,а на Урале было всё и железо высокого качества и медь и остальные необходимые руды.
    Да и в самой России тоже железные рудники были ,но историки запрещают рассматривать их разработку до опять таки петра.
    Короче у нас всё началось с приходом немцев на Русь ,а без немцев на Руси жизни не было.
  48. 0
    4 ноября 2019 22:20
    Цитата: kalibr
    Цитата: Бар2
    я как то в прошлый раз обещал вас познакомить со своими соображениями по поводу прошлого нашего мира.

    О, Господи, я забыл поговорку, не трожь говно, вонять не будет...

    ,да вот вам типичный культурный традиционный историк.
  49. 0
    5 ноября 2019 11:23
    Цитата: Бар2
    да вот вам типичный культурный традиционный историк.

    А что делать, если я вижу говно? Говорить, что это розы? Говно, оно и есть говно!
  50. 0
    5 ноября 2019 11:24
    Цитата: Бар2
    Короче у нас всё началось с приходом немцев на Русь ,а без немцев на Руси жизни не было.

    Почитайте многотомную АРХЕОЛОГИЮ РОССИИ...и бреда поубавится.