Спецназ Вьетконга против старого авианосца. Подрыв корабля "Кард"

99
Пытаясь удержать на плаву свой марионеточный нелегитимный режим в Южном Вьетнаме, США в 1961-м году вынуждены были резко увеличить объёмы военной помощи сайгонскому режиму. К тому времени у США была ещё масса законсервированных кораблей и судов времён Второй мировой войны. Так как в состав военной помощи входило всё больше и больше самолётов и вертолётов для южновьетнамского режима, США рационально решили использовать в качестве транспортных судов свои старые эскортные авианосцы, или, как их называли, «джип-кэрриеры». Теперь, однако, им не надо было воевать. Поэтому корабли были переданы из ВМС Транспортному командованию Пентагона, сменив «боевое» обозначение USS на USNS, под которым по морям ходят суда вспомогательного флота США.

Спецназ Вьетконга против старого авианосца. Подрыв корабля "Кард"

"Кард" (USNS "Card") перевозит сверхзвуковые перехватчики F-102. Возможно, в Японию, ФРГ на Филиппины или в Южный Вьетнам, где они тоже несли службу




Одними из первых таких кораблей стали два эскортника класса «Боуг». Первым был «Коур» («Core»), а вторым однотипный «Кард» («Card»). Боевой ценности эти корабли, когда-то охотившиеся на немецкие подлодки в Атлантике, уже не представляли. Но зато их большие плоские палубы позволяли разместить на них большое количество боевых самолётов и вертолётов, а ангар позволял загрузить немало боевой техники – от грузовиков до бронетранспортёров. Впрочем, возили они и контейнеры.


"Коур" везёт боевые самолёты: "Скайхоки", "Скайуорриеры" и даже транспортный С-47 "Скайтрэйн"


Вскоре рейсы «джип-кэрриеров» стали рутиной. Они стабильно доставляли в воюющий Вьетнам технику и снаряжение. Война набирала обороты и работы им хватало. Как известно, значительная масса южновьетнамцев поддерживала Вьетконг и Северный Вьетнам. С учётом того, что Южным Вьетнамом управляли тупые и некомпетентные военные диктаторы, поставленные американцами, фактически звероподобные царьки старательно убивавшие конкурентов в борьбе за власть и не чуравшиеся расправ над мирным населением, это было неудивительно. Многие годы люди в бессильной ярости смотрели на то, как в их страну ввозят иностранное оружие, которому предстояло использоваться для убийства их соотечественников.

Но через некоторое время среди них оказались те, чья ярость уже не была такой уж бессильной.

65-я группа специальных операций Вьетконга


Как и многие национально-освободительные движения, Вьетконг представлял себе смесь партии и партизанской армии. При этом, наличие на севере страны-покровителя с большим мобилизационным ресурсом и плохо оснащённой, но храброй армией, накладывало определённый отпечаток на действия вьетконговцев против марионеток США, а потом и самих американцев. Не имея ресурсов для ведения открытой войны в городах, Вьетконг создавал небольшие боевые группы, которые должны были вести диверсии, убивать американцев и коллаборационистов, вести разведку. Это были, по сути боевые группы подполья, боровшегося против прозападного режима. Конечно, такое было во многих странах мира и до, и после. Но вьетнамская специфика была такова, что этим людям было где получить крайне специфическую подготовку. Так, например, в мире было много партизанских движений, но не так много таких, где были, боевые пловцы и минёры, умеющие ставить магнитные мины под водой. Вьетконг, «завязанный» на Северный Вьетнам, проблем с подготовкой подобных специалистов не имел.

Отечественный читатель слабо представляет себе то, насколько серьёзно Северный Вьетнам подходил к проведению спецопераций. Так, вьетнамцы практиковали забросы диверсионных групп в американский тыл с помощью авиации – кто ещё в мире был в силах делать такое? Вьетнам был одной из первых в мире стран, у которой появились свои силы специальных операций – части специального назначения «Дак Конг». В любом вьетнамском наступлении использование спецвойск было очень широким.

Хотя строго формально датой основания «Дак Конга» было 19 марта 1967 года, фактически же эти спецвойска выросли из отрядов, которые внезапными налётами без тяжёлого оружия вырезали французские опорные пункты ещё во время Первой войны в Индокитае. Именно в период 1948-1950 годов произошла закладка того, что потом стало «Дак Конгом» — отрядами состоявшими из экстремально хорошо подготовленных и мотивированных драться людей, обладавших потрясающей личной храбростью. Именно на войне с французами появились и «Дак Конг бо» — армейский спецназ в привычном понимании, и «Дак Конг нуок» — боевые пловцы. А ещё – «Дак Конг бьет донг» — специально подготовленные диверсанты-подпольщики, способные вести партизанскую войну без внешней поддержки годами и ориентированные, в основном, на операции в городской среде.

В 1963 году в одной из воинских частей «Дак Конг» подготовку по программе такого подразделения прошёл 27-ми летний активист и патриот Лам Сон Нао.

Нао был уроженцем Сайгона. Он ушёл работать в 17 лет, чтобы спастись от нищеты, в которой пребывала его семья. Многие его родственники были убиты французами, что породило у молодого человека ненависть к иностранным оккупантам. Он с юности поддерживал Вьетконг и идею объединения Вьетнама под вьетнамской же властью, и как только у него появилась такая возможность, вступил в эту организацию. Дальше была отправка на курсы диверсантов и тяжелейшая боевая подготовка в «Дак Конге».

Вскоре он снова оказался в Сайгоне, где по-прежнему жили его родители, и попал в один из отрядов, подчинявшихся командованию Сайгонской районной организации Вьетконга – Сайгон-Гия-Динь. Этим отрядом была 65-я группа специальных операций – фактически несколько специально подготовленных добровольцев, таких же как Нао, подчинявшихся Сайгон-Гия-Динь. Нао, как человек, получивший специальную подготовку, был назначен её командиром. Отряд должен был вести разведку и диверсии в порту Сайгона, где у Нао работал отец. Отец же помог ему устроиться в порт. Благодаря этому, Нао мог свободно перемещаться по территории порта.

Согласно инструкциям командования, именно разведка была основной задачей группы, частью которой являлся Нао, но вскоре планы изменились

Осенью 1963 года командование решило подорвать «Коур». Бывший авианосец должен был встать на разгрузку в конце 1963 года и Нао, получивший приказ выполнить эту боевую задачу, начал прорабатывать план операции. Ему пришлось самому спроектировать и изготовить мину для подрыва. Замысел операции состоял в подрыве корабля в порту, что должно было дать хороший пропагандистский эффект, затруднить противнику снабжение, хотя бы временно и может быть кого-то убить. В случае совсем уж экстремальной удачи можно было повредить ещё и груз. Мина была тяжелой и огромной, более 80 килограмм веса, снаряжённой тринитротолуолом. Для маленьких вьетнамцев такой вес был почти не решаемой проблемой и Нао вынужден был привлечь к операции обученного им бойца по имени Нгуен Ван Кай. Последний должен был помочь ему дотащить заряды до корабля, а дальше прошедший спецподготовку Нао мог бы установить их сам.

Но как добраться до корабля? Охрана, обычно перекрывала все подступы к этим жизненно важным для властей Южного Вьетнама транспортам. Вьетнамские рабочие на погрузке тщательно досматривались. Да и в целом на территории порта было полно солдат и охранников – протащить с собой почти девяносто килограмм взрывчатки было нереально. Кроме того, командование района хотело, чтобы при подрыве не погиб никто из вьетнамских рабочих. Это дополнительно осложняло операцию, требуя провести её ночью, когда лишних людей в порту нет.

Нао искал способ доставить бомбы до воды. В воде всё было бы просто, но путь к воде был проблемой.

И снова помог отец – он обратил внимание сына на то, что через зону порта проходит двухкилометровый канализационный тоннель. Нао провёл разведку тоннеля и выяснил, что по нему действительно можно добраться с грузом до воды.

Но опять не без проблем. В отличие от бытовой канализации, этот тоннель служил для технических стоков и был заполнен химически агрессивными отходами. Дышать какое-то время там было можно, однако при попадании грязи из тоннеля в глаза химический ожог был неизбежен.

И, как назло, часть пути надо было преодолеть, нырнув в эту агрессивную жижу. Конечно, если плотно закрыть глаза, а потом как-то и чем-то их обтереть, то шансы были, но в целом риски зашкаливали уже на этапе доставки бомб к цели.

Другого пути в обход охраны, однако, не было.

Нао тщательно обдумал и другое слабое место в его плане – доставку мины в порт в принципе. Теоретически можно было пронести её на территорию без досмотра, но предсказать будет обыск или нет, было нельзя. Тут уже была чистая удача, но он хотел рискнуть.

Три раза он проводил разведку тоннелей, чтобы убедиться, что всё получится, и наконец смог убедить командование, что выбранный им план реален. Вскоре его первая боевая операция была одобрена.

Первый подход


29 декабря 1963 года рано вечером Нао и Кай скрытно затащили бомбы в тоннель и двинулись в сторону реки. Им удалось добраться до воды незамеченными. Нао выставил таймеры в бомбах на 19:00, к тому времени рабочих на корабле уже не было. Скрытно и тихо они доставили взрывчатку к борту корабля, и Нао, обученный обращаться с минами, укрепил их на его корпусе. Не менее скрытно бойцы вернулись обратно. Напряжение у диверсантов нарастало, они ожидали подрыва корабля, своего первого боевого успеха, и вот время, и… ничего не происходит. Вообще.

Это был провал. Нао понимал, что корабль рано или поздно будут осматривать под водой – скорее всего при заходе в первый же американский порт. Мало того, что мина попадёт в руки американцев и позволит им получить некоторую развединформацию, так ещё и факт действия 65-й группы в порту станет явным. Это была бы катастрофа.

Нао в тот день, видимо, радовался тому, что мина была установлены под вечер, ведь у него была целая ночь на исправление ошибки. Вскоре после того как желаемый им взрыв не произошёл, он был на пути обратно к кораблю. В полной темноте Нао нашёл целую мину на корпусе. Теперь её нужно было деактивировать и снять. Нао вспоминал:
«Я обдумывал два варианта. Первый – бомба взорвётся, когда я её трону и я погибну. Это было приемлемо. Второй – меня поймают со взрывчаткой. И вот этого я боялся».


Как ни странно, но всё обошлось. Мина была отцеплены от корабля и вытащена в безопасное место через тоннель. Более того, Нао и Кай смогли вынести её обратно из порта.

Некоторым минусом было то, что Кай всё-таки поймал токсичной грязи в глаза, и было непонятно, чем всё кончится для него.

Вскоре «Коур» уходил за новым грузом оружия, чтобы убивать вьетнамцев, а Нао вынужден был смотреть на это.


"Коур" перегружает штурмовики "Скайрейдер" на баржу в порту Сайгона. 1965 г.


По отношению к нему не было сделано особых дисциплинарных взысканий: оказалось, что в таймерах у мин были некачественные батареи. Вскоре эту проблему решили, а Нао начал планировать новую атаку.

Ждать пришлось долгих четыре месяца. Но вот наконец один из агентов Вьетконга в порту, До Тоан, сообщил Нао дату прихода следующего транспорта – «Карда». Корабль должен был встать к причалу 1 мая 1964 года.

Удар по авиатранспорту «Кард»


Проблемы со зрением у Кая так и не исчезли. Он мог видеть, но об использовании его в спецоперациях и речи не могло быть. По счастью, он не был единственным, кого Нао обучал. Вместо него пошёл другой боец – Нгуен Фу Хунг, известный среди своих под укороченным прозвищем Хай Хунг.

Теперь Нао тщательнее подходил к планированию. Ошибки быть не должно было бы, американцы не будут беспечны вечно.

Как и обещал До Тоан, корабль пришёл в Сайгон 1 мая 1964 года.

На этот раз Нао продумал всё куда лучше.

Во-первых, был выбран более безопасный путь доставки бомб к тоннелю. Нао и Хунг, должны были доставить мины на лодке по реке. Река контролировалась речной полицией, но, во-первых, эти люди, как и все, кто работал на Сайгонский режим, были коррумпированы, а во-вторых, в некоторых местах лодку можно было загнать в болота, куда полицейский катер не зашёл бы. При всех рисках, это было безопаснее, чем переться в порт со взрывными устройствами открыто, как в прошлый раз. Определённый риск был в проносе мин к спуску в тоннель, но Нао и Хунг планировали сымитировать то, что они ведут какие-то работы в тоннеле.

Во-вторых, Нао переделал мины — теперь их стало две, одна с американской взрывчаткой С-4, и на этот раз Нао точно знал, что они исправны.

Утром 2-го мая 1964 года «Кард» стоял под загрузкой. За день до этого он выгрузил военные припасы для южновьетнамской армии, а теперь принимал на борт старые вертолёты для отправки их в США, на ремонт.

Тогда же утром, Нао и Хунг, загрузив мины на лодку, медленно плыли на ней по реке Сайгон в сторону гавани.

Вблизи полуострова Ту-Тием за ними погнался полицейский катер. К счастью, берега в этом месте были заболочены и Нао толкнул лодку в камыши, туда, куда катеру было не зайти. Правда и вьетконговцы теперь были в ловушке.


Хо Ши Мин (бывший Сайгон). Вид на полуостров Ту Тием сегодня. А тогда там было просто болото, впрочем, видно, что оно не осушено до конца. Порт — справа


Полиция, видя двух оборванцев, потребовала объяснить, кто они и куда следуют, а также вывести лодку на открытую воду для обыска. Наступил критический момент во всей операции.

Но диверсантам на этот раз улыбнулась удача. Нао сразу смог убедить полицейских в своей легенде, которая была следующей.

Они, Нао и Хунг – портовые воры. По их сведениям, в порту стоит американский корабль под разгрузкой. Они хотят украсть с него 20 радиоприёмников и одежду на продажу.

Полицейские долго не думали. Под обещание поделиться с ними добычей на обратном пути Нао получил разрешение плыть дальше, но один из полицейских запрыгнул в лодку, сказав, что будет следить, чтобы воришки не «кинули» их после кражи и поделились добычей. У Нао было два варианта. Первый – чуть позже убить этого полицейского. Второй – попробовать дать ему взятку, чтобы он ушёл. Нао сказал, что груз будет тяжёлый, и из-за лишнего пассажира в лодке у них не будет возможности вывезти всё, что они планируют. Но он, Нао, готов дать «аванс» в 1000 вьетнамских донгов, чтобы лодка была пропущена дальше без пассажира на борту. Если бы полицейские не согласились, пришлось бы убить одного из них, но они согласились. Деньги были отданы немедленно, а полиция предупредила, что встретит их на выходе из порта. Это была удача, и диверсанты воспользовались ей по полной.

Дальше им никто не препятствовал, и всё шло по плану. Болота, окраина порта, вонючая сточная труба, опять химически агрессивная грязь, вода… Нао, не желавший провала, сплавал к кораблю на разведку, чтобы проверить, нет ли засады на их пути, а Хунг оставался с минами в канализации. Потом Нао вернулся и в следующий заплыв диверсанты уже пошли со своим смертоносным грузом.

На этот раз Нао, который понимал, что на отход с места проведения операции понадобится намного больше времени, настроил таймер на 3 часа ночи. Это дало им резерв времени на случай проблем при отходе.

И небольшие проблемы были – полиция, ждавшая «воров» с добычей перехватила их лодку, как и собиралась. Но никаких ворованных радиоприёмников и мешков с вещами не было. В лодке было пусто. Нао просто виновато развёл руками и сказал, что ничего не получилось. Помурыжив якобы незадачливых воров немного, полиция отпустила их, довольствуясь ранее полученной тысячей донгов.

Расчёт по времени оказался точным. Нао вернулся домой только в 2.45. А в 3.00, как и планировалось, в порту Сайгона раздался гулкий взрыв.

Следующим утром Нао и Хунг пришли на работу, как ни в чём не бывало.

Последствия


Взрыв пробил в борту «Карда» отверстие 3,7х0,91 метра, повредил кабель-трассы и трубопроводы, а также привёл к затоплению машинного отделения. Несмотря на очень быстрое начало борьбы за живучесть со стороны экипажа, количество воды принятой на борт привело к тому, что корма корабля ушла под воду на 15 метров вглубь и легла на дно. Часть груза была повреждена. Касательно потерь то американские источники приводят противоречивые данные – от нескольких раненых, до пяти погибших вольнонаёмных американцев.

Восстановление плавучести «Карда» заняло 17 суток, после чего пара специально пришедших в Сайгон американских спасательных судов начала его транспортировку в Субик-Бэй, на Филиппины, где он должен был встать на ремонт. К выполнению рейсов «Кард» смог вернуться только в декабре 1964, спустя примерно семь месяцев. Затраты на его подъём и ремонт были весьма серьёзными.


"Кард" утром после взрыва


Для двух молодых людей, только один из которых получил военную подготовку в настоящих войсках, это был успех.

Американцы понимали, что пропагандистский эффект от этой операции будет очень полезен для Вьетконга и вреден для них, поэтому всячески скрывали информацию о произошедшем. Когда же её стало невозможно скрывать, то ВМС США признали, что имела место диверсия в порту, и один из американских кораблей получил повреждения.

Стоит сказать, что американцы позже тщательно расследовали эту диверсию и внедрили меры безопасности, которые сделали повторение таких диверсий невозможным.




Американская статья о мерах предосторожности при разгрузке "Коура". Эти меры были внедрены после подрыва "Карда"


Вьетнамцы же раскручивали операцию по полной. Во вьетнамских новостях и сводках говорилось, что диверсанты «Южной освободительной армии» не больше, ни меньше как потопили американский авианосец, первые после японцев во Второй мировой.

Правда была посередине, как обычно. Корабль лёг на дно, но не утонул, его повреждения оказались не смертельными, но существенными, и да, это технически всё ещё был авианосец, просто использовался он давным-давно как небоевой транспорт, впрочем, весьма важный в тот конкретный момент.


Вьетнамская почтовая марка посвящённая диверсии на "Карде"


Лам Сон Нао слышал по радио, как эту операцию отметили и Хо Ши Мин, и Нгуен Во Зиап, и Нао был очень горд тем, что и как он сделал в этот раз. До Тонкинского инцидента, который повлёк за собой открытое вмешательство США в вялотекущий внутривьетнамский конфликт, и его превращение в кошмарную войну на весь Индокитай с миллионами убитых, ковровыми бомбардировками, сожжёнными дефолиантами лесами и сотнями миллионов неразорвавшихся бомб, мин и снарядов, которые оставили после себя в Азии «силы добра». На момент взрыва «Карда» война ещё даже толком не началась. Вот только кроме Белого Дома и Пентагона об этом ещё никто не знал…

Лам Сон Нао продолжил свою службу диверсантом. В 1967 году агент южновьетнамской контрразведки вычислил его, и он был арестован. Следующие пять лет своей жизни он провёл в тюрьме, в заключении, периодически разбавлявшемся вялыми и бестолковыми, не от того не менее болезненными пытками. Вытащить из него никакую информацию не получилось.


Лам Сон Нао в 1981 году, даёт интервью американскому телеканалу


В 1973 году его удалось освободить, и он вернулся к старому занятию. Его последней операцией был захват неповреждённым моста через реку Сайгон 29 апреля 1975 года, по которому вьетнамские войска прошли маршем прямо к Дворцу независимости — месту работы южновьетнамского президента. Нао командовал спецгруппой, которая захватила мост и обезоружила его охрану. Впрочем, в те дни уже мало кто в его родном Сайгоне хотел по-настоящему сопротивляться.


Окончание войны. Вьетнамские солдаты и танки во "Дворце Независимости", пленные на земле тоже вьетнамцы, только южные. Сутками ранее эти войска прошли по мосту захваченному группой Лам Сон Нао


Взрыв авиатранспорта «Кард» сам по себе не имел ни стратегического, ни оперативного значения. По большому счёту, для американской военной машины это был укол. Но из десятков тысяч таких уколов, в конечном счёте и сложилась победа Вьетнама в его долгой и жестокой войне за свою окончательную независимость.


Лам Сон Нао в своём доме в Хо Ши Мине даёт интервью агентству "Viet Nam News", 2015-й год
99 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    4 ноября 2019 06:30
    Просто нет слов ,какой герой!Вот интересно, а фильмы сами вьетнамцы про своих героев снимают?
    Человек- легенда!
    1. +11
      4 ноября 2019 07:36
      andrewkor(Корчуганов Андрей): Просто нет слов ,какой герой!

      Полностью с Вами согласен
      Нао вспоминал:«Я обдумывал два варианта. Первый – бомба взорвётся, когда я её трону и я погибну. Это было приемлемо. Второй – меня поймают со взрывчаткой. И вот этого я боялся».
  2. +12
    4 ноября 2019 06:50
    Смелая операция, но действительно более для пропаганды. А так, бойцы вьетнамского спецназа безусловно - ГЕРОИ, защищавшие свою землю и идеалы.
  3. +11
    4 ноября 2019 07:32
    Очень хорошо написанный материал!
  4. +3
    4 ноября 2019 07:47
    каждый делал вклад меньше маленькой ложечки и победили США
    1. +8
      4 ноября 2019 13:14
      Нехрена себе «маленькая ложечка»! Повредить авианосец пускай старый и экспортный, но все равно дорогого стоит!
      1. +3
        5 ноября 2019 01:42
        Цитата: Коте пане Коханка
        Повредить авианосец пускай старый и экспортный,

        Эскортный....
  5. +9
    4 ноября 2019 07:48
    подробности этой истории просто супер ! детективная повесть, готовый сценарий !
    1. +2
      4 ноября 2019 20:56
      Согласен с небольшим уточнением: это не детективная повесть, а сценарий для хорошего блокбастера.
  6. +2
    4 ноября 2019 08:44
    Очень и очень занимательно! Огромное спасибо!)))
  7. +1
    4 ноября 2019 09:21
    Интересно кто готовил вьетнамских спецназовцев, американцы вроде бы боевых дельфинов для противодействия вьетнамским боевым пловцам использовали в южном Вьетнаме, статье плюс
  8. +9
    4 ноября 2019 11:19
    когда-то охотившиеся на немецкие подлодки в Атлантике,
    ...самая результативная тактическая группа в Атлантике ,во главе с CARD CVE-11. С августа 1943 по июль 1944 было потоплено 11 подводных лодок.
    1. +5
      4 ноября 2019 14:23
      Сергей, я точно не помню, но по-моему эти эскортники как проект "Кайзер" были предложены флоту какой-то частной судостроительной компанией. И один из них был всё же потоплен германской субмариной, не помню ни номер, ни командира. Вообще-то надо было умудриться сделать такое: дичь превратилась в охотника.
      1. +7
        4 ноября 2019 14:41
        дичь превратилась в охотника.

        USS Block Island (CVE-21) 29 мая 1944 года потоплен торпедами подводной лодки U-549,которая смогла незамеченной миновать строй эсминцев охранения. В 20.13 в корабль попала первая торпеда, затем последовали ещё 2 попадания. Лодка выпустила в целом 4 торпеды, из которых одна попала в эсминец «Барр», нанеся ему тяжёлые повреждения. ПЛ затем была потоплена другими эсминцами.
        оему эти эскортники как проект "Кайзер" были предложены флоту какой-то частной
        ,,,на базе транспортных судов типа С-3.
      2. +5
        4 ноября 2019 19:52
        ,,,ну японцы их топили ещё, самая загадочная это гибель HMS Dasher (D37) у англичан 27 марта 1943 года. Погибших, 379 из 528 членов экипажа. Правительство того времени, стремясь избежать морального ущерба и стремясь избежать любого намека на неисправное американское строительство, пыталось утаить данное событие.Местным СМИ было приказано не делать никаких упоминаний о трагедии, а власти распорядились похоронить погибших в массовом безымянном захоронении.
        1. +3
          4 ноября 2019 21:40
          С этим тоже подводная лодка? Про этот случай я вообще чегой-то не знал. Странно, очень много погибших. Можно сравнить только с гибелью "Индианаполиса" или "Джуно".
          1. +4
            4 ноября 2019 22:16
            Морской Кот
            Сегодня, 22


            ,,,официальная версия, взрыв, вызванный возгоранием паров бензина.
            1. +2
              5 ноября 2019 10:34
              И чё, такие потери безо всяческого воздействия противника?! Ну англичане... request
              1. +4
                5 ноября 2019 11:08
                Морской Кот (Константин) Сегодня, 11:34

                В субботу 27 марта 1943 года проводились полетные учения с самолетами двух эскадрилий 816 и 891, готовясь к ночной торпедной атаке на немецкий боевой корабль Тирпиц в Норвегии. В 16:40 командир корабля, капитан Босвелл, объявил , что полеты на сегодня завершены. Вскоре после этого произошел огромный взрыв.,,, двухтонный подъемник корабля взлетел на 60 футов в воздух, прежде чем упал в море за кораблем. DASHER пьяно покачнулся, прежде чем осесть на корму, начал набирать воду. Двигатели остановились, электроэнергия отрубилась, помещения под палубами погрузились в темноту. Шахта лифта изрыгала густой черный дым и пламя. Люди стали прыгать за борт в холодную воду. Горел разлившийся мазут и бензин. what
                Потеря HMS Dasher держалась в секрете до 1945 года.
                1. +3
                  5 ноября 2019 11:20
                  Спасибо, Сергей. Очевидно, что как ни готовься к подобным авариям, всё равно всё пойдет не так как то, к чему готовились. Немцам надо было бы записать это эскортник на счёт "Тирпица", хоть опосредованно, но он к этому всё же причастен.
                  1. +4
                    10 ноября 2019 13:51
                    Морской Кот (Константин) 5 ноября 2019 12:20

                    HMS Courageous"Отважный"

                    ,британский линейный крейсер, позднее перестроенный в авианосец.
                    17 сентября 1939 г. был атакован германской подлодкой U-29

                    и через 15 минут затонул, унеся с собой на дно 518 моряков.


                    Первый военный корабль, потопленный во Второй мировой войне.
                    1. +1
                      10 ноября 2019 13:57
                      Спасибо Сергей.
                      Про потопление Кориджейса знаю, конечно, а вот эти фотографии вижу впервые. Интересно, нижняя, это случаем не живописное полотно?
                      И как-то уже подзабылось чья это работа с потоплением, не Гугенбергера, случаем?
                      1. +5
                        10 ноября 2019 14:06
                        Адольф Конрад Вальтер Бок-немецкий художник-маринист.

                      2. +2
                        10 ноября 2019 14:17
                        Я тут нашел тоже выразительное полотно изображающее атаку на "Бисмарк" в Альтен-фиорде. А вот имени художника не знаю.
                      3. +1
                        10 ноября 2019 14:43
                        Константин!Вы о чём?Налёт на *Тирпиц*. hi
                      4. +1
                        10 ноября 2019 14:49
                        Ну конечно на "Тирпиц" -- вот ведь как перемкнуло! laughing
                      5. +4
                        10 ноября 2019 14:54
                        как перемкнуло
                        ,,,Константин проверочки устраивает wink
                        Фил77
                        Сегодня
                        Морской Кот
                        Сегодня, 15:

                        ,,,комарады,подскажите что за при способа на бомбардировщике Веллингтон request
                      6. +2
                        10 ноября 2019 15:01
                        А "Веллингтон" не с четырьмя моторами? А приспособление -- чёрт его знает, либо радар (что вряд ли), либо магнитометр какой-то. Это у Вик Николаича поспрашать надо, он наверняка знает.
                      7. +4
                        10 ноября 2019 15:04
                        ,,,к картинке подпись была что Веллингтон what , к стати ,картинка,из той же серии что и бомбардировка Тирпица
                        Честно слово,первый раз такие самолёты вижу.
                      8. +1
                        10 ноября 2019 15:06
                        Сергей!Ближе к телу,что это?Ответ в студию!
                      9. +4
                        10 ноября 2019 15:08
                        ,,,вы думаете я скрываю fool сам узнать хочу, что за футурический самолёт.
                      10. +1
                        10 ноября 2019 15:15
                        Есть такое фото!!!Это действительно-магнитометр!!!
                      11. +2
                        10 ноября 2019 15:22
                        Во, блин, и чего только ни приспособят, чтобы укокошить ближнего. И талантливый же народ! drinks
                      12. +2
                        10 ноября 2019 15:15
                        Скорее всё-таки магнитометр, правда я в этих делах не очень. request
                      13. +4
                        10 ноября 2019 15:17
                        ,,,это типа они летали и аномалии,,подводные лодки,, обнаруживали?вроде на ВО про такие конструкции нигде не писали whatупущения авторов am
                      14. +3
                        10 ноября 2019 15:20
                        Аномалии в виде надводных кораблей.
                      15. +2
                        10 ноября 2019 15:20
                        А чёрт его знает, я говорю у Вик Николаича надо поинтересоваться. Напиши ему в личку, он человек обязательный и ответит по существу, а то мы тут гадать будем до "морковкина заговенья". smile
                      16. +4
                        12 ноября 2019 19:33
                        Это самолёт для инициации подрыва донных и якорных мин, активируемых магнитным полем корабля. Летающий тральщик. Круг это обмотка, запитанная от генератора самолёта. Электромагнит.
                      17. +2
                        12 ноября 2019 20:06
                        Спасибо, Александр. Теперь вспомнилось, что где-то когда-то про этот воздушный тральщик читал. hi
                      18. +6
                        12 ноября 2019 20:20
                        Летающий тральщик
                        во как,офигеть belay даже не слышал об этом request

                        ,,,и у немцев такие были?! belay
                      19. +1
                        10 ноября 2019 15:08
                        Вот ещё одна из той же серии, то ли Касабланка, то ли Дакар. Британские этажерки атакуют французов. Обратно не помню, что за линкор изображен, "Дюнкерк" или "Ришелье".
                      20. +2
                        10 ноября 2019 15:17
                        А кстати эти *этажерки* и при потоплении *Бисмарка* свою роль сыграли!
                      21. +1
                        15 ноября 2019 00:42
                        О двух моторах, это скорее всего Бьюфорт либо морская модификация Бофайтера. Веллингтоны были четырёхмоторные.
                      22. +1
                        15 ноября 2019 00:18
                        На Веллингтоне устройство вызывающее подрыв магнитных мин. У немцев позже тоже такое устройство появилось. В этой трубе, что вокруг самолёта проложено несколько витков кабеля. Своего рода катушка электромагнита. Периодически по катушке проходил импульс тока, вызывающий магнитным воздействием подрыв мины.
                      23. +1
                        10 ноября 2019 14:56
                        По большому счёту разница только в названии,класс кораблей всё равно *Бисмарк*.Почти такая же история,что и лайнеры класса *Олимпик*,а самый известный из трёх всё одно *Титаник*.
                      24. +1
                        10 ноября 2019 14:58
                        Это да, но ошибаться-то неохота. request
                      25. +1
                        10 ноября 2019 15:11
                        На картинке-*Ланкастер*!
                      26. +1
                        10 ноября 2019 15:17
                        Тут ещё одна есть, вот тут уж точно, охота на "Бисмарка" с "Королевского ковчега".
      3. +2
        5 ноября 2019 17:57
        Цитата: Морской Кот
        Сергей, я точно не помню, но по-моему эти эскортники как проект "Кайзер" были предложены флоту какой-то частной судостроительной компанией.

        "Кард" - это АВЭ типа "Боуг". Самый первый тип серийных АВЭ.
        За ним был тип "Сэнгамон" (из танкеров) и лишь потом - тип "Касабланка" от Кайзера (50 АВЭ меньше, чем за два года).
  9. +7
    4 ноября 2019 11:26
    Возможно, в Японию, ФРГ на Филиппины или в Южный Вьетнам, где они тоже несли службу


    Бремерхафене, Германия,1962г.
  10. +4
    4 ноября 2019 12:02
    Статья интересная, однако Автор бездумно употребляет слово "Вьетконг", которое придумали американцы в качестве оскорбления противника и в переводе означающее "вьетнамские обезьяны". Важен контекст.
    1. +3
      4 ноября 2019 16:00
      Цитата: Xenofont
      Статья интересная, однако Автор бездумно употребляет слово "Вьетконг", которое придумали американцы в качестве оскорбления противника и в переводе означающее "вьетнамские обезьяны". Важен контекст.


      Другие источники с вами не согласны.

      Само название «Вьетконг» (сокращение от Việt Nam Cộng Sản — «вьетнамский коммунист») появилось ещё во второй половине 1950-х годов. Поначалу проправительственные средства массовой информации Южного Вьетнама называли так любую оппозицию Нго Динь Зьему.
      / вики /
      1. 0
        4 ноября 2019 20:02
        Я принимаю вашу версию, но разве могут быть сомнения в моей версии, учитывая отношение американцев к противнику? На схожести звучания можно далеко зайти.
        1. +1
          4 ноября 2019 21:22
          Уточните что есть Конг.
        2. +2
          4 ноября 2019 21:54
          Цитата: Xenofont
          Я принимаю вашу версию, но разве могут быть сомнения в моей версии, учитывая отношение американцев к противнику? На схожести звучания можно далеко зайти.

          Сомнения в вашей версии действительно большие, так как "обезьяна" по-английски - "манки", а не "конг".
          Для сведения, учитывая отношение американцев к противнику.
          - презрительное прозвище - "гук".
          - более нейтральное - "ви-си" или "чарли".
          ЗЫ. "Шпала" - не моя. hi
          1. 0
            5 ноября 2019 00:52
            В английском языке 'monkey' - это простые обезьяны с хвостом - мартышки, макаки и пр. Человекообразные - это 'ape', гориллы, шимпанзе, орангутаны.
            Смотрите, имя героя фильма - Кинг Конг (King Kong - царь обезьян, например). Согласитесь, есть основания полагать, что Kong вполне может означать "обезьяна".
            1. +8
              5 ноября 2019 03:58
              Много лет назад я задал этот же вопрос американскому офицеру спецназа в отставке. Во Вьетнаме его забрасывали в тыл вьетнамцам на Тропу. Он однозначно сказал, что кроме вьетнамский коммунист другого значения нет. Я спросил, а как отличить от Кинг Конга? Он сказал: у них "к" разные.
  11. +4
    4 ноября 2019 12:04
    Отличная статья! Спасибо большое
  12. +9
    4 ноября 2019 12:07
    Великолепная статья! Автору -- Большой плюс, а Вьетнамским товарищам наше искреннее восхищение! Такая звонкая пощёчина большому американскому дяде!
    Самое интересное это то, что вьетнамские боевые пловцы провели эту акцию без применения каких-либо спецсредств. Я имею в виду автономные дыхательные аппараты и прочее снаряжение, а это вызывает ещё большее уважение к их мужеству и профессионализму, взрывчатка ведь крепилась к подводной части корпуса корабля. Да и место установки грамотно выбрано -- район машинного отделения, не просто "абы куда сунуть"
    Есть у меня некоторая надежда на то, что на базе спецподготовки в Северном Вьетнаме к тренировкам вьетнамских бойцов были причастны и наши военные специалисты, не имею информации, но очень хотелось бы.
    P.S, Немного царапнул термин "Вьетконг" -- это чисто американский сленг,.
    Вьетнамцы называли свои силы сопротивления -- "Вьетминь".
    Может быть и стоило их называть так, как они сами себя звали. hi
    1. +3
      4 ноября 2019 13:20
      hi
      взрывчатка ведь крепилась к подводной части корпуса корабля.
      ,,,я предполагаю, что взрывчатка крепилась выше ватерлинии и вопрос? как без подручных средств они вплавь тащили по 40 кг вв? скорее всего на каноэ и подплыли к борту.
      1. +3
        4 ноября 2019 13:41
        Сергей, привет. hi А каноэ-то откуда, во Вьетнаме их нет, чай не Полинезия. А крепить снаружи плохая идея, хоть какая-то вахта на корабле была, война всё же. И оттащить вдвоём вплавь 40 кг взрывчатки не такая уж проблема, в воде вес любого предмета в разы уменьшается; к примеру, акваланг на спине вообще не ощущается.
        1. +6
          4 ноября 2019 13:49
          ,,ну не каноэ.,а лодки у них такие лёгкие, Рой Бем (один из основателей морских котиков) когда осматривал Кард, в составе водолазов, нашёл остатки после взрыва и заявил что это их специализированный заряд взрывчатого вещества, используемого водолазами ВМС США, который был украден из его собственного подразделения южновьетнамского Военно-Морского Флота группой дезертиров. Вот такой детектив belay
          1. +3
            4 ноября 2019 14:06
            Не могли вьетнамцы с собой тащить много снаряги, их же полиция досматривала. Я удивляюсь как они и взрывчатку-то протащили. Отчаянные парни ! good
          2. +2
            4 ноября 2019 21:05
            Сергей, вообще-то автор пишет:" одна с американской взрывчаткой С-4".
            1. +3
              4 ноября 2019 21:08
              ,,,да,но вот как она к ним попала feel
              1. +1
                5 ноября 2019 10:20
                Коррупция, сэр! soldier
              2. +1
                5 ноября 2019 17:58
                Цитата: bubalik
                ,,,да,но вот как она к ним попала feel

                В стране, где полицейские пропускают грабителей к месту ограбления за долю в добыче? wink
                1. +2
                  5 ноября 2019 18:40
                  Они сказали, что будут грабить фарангов, а это совсем другое дело laughing
                  Ну или как там американцев называли...
        2. +2
          4 ноября 2019 16:38
          Здрасьте всем!Попытаюсь ответить:вьетнамский спецназ вырос из спецподразделений Французского иностранного легиона,то-есть в него вошли бывшие бойцы этих частей(воевали по обе стороны фронта),*Дак Конг*-их название.Лодочки назывались-тхунг чай,кругленькие такие,оч.похожие на их национальные шляпы.Вот как-то так.Всем приятного предрабочего вечера,друзья! hi
          1. -1
            4 ноября 2019 19:37
            Сергей привет. hi Полагаешь наши спецы не приложили свою руку в подготовке вьетнамских товарищей?
            1. +1
              4 ноября 2019 20:30
              Приветствую Константин!Наши начали туда прибывать с июля 65-го,чуть припозднились.А спецуру вьетнамскую подготовили именно французы(на свою как выяснилось,пусть частично,голову).
            2. +1
              5 ноября 2019 11:31
              Мы во многом сами у них учились.
              1. 0
                5 ноября 2019 11:43
                Это естественно и было бы странно, если бы было по другому. hi
                1. +3
                  5 ноября 2019 11:59
                  Я читал то, какой шок у наших спецов вызвала подготовка вьетнамцев.

                  Да и чему мы могли их научить? Это же вьеты, кошмар Азии, они веками были на войне.

                  Мы их учили с нашей техникой работать, штабы организовыать, связь, летать и т.д.

                  А учить их подкрадываться и резать глотки не надо, они и сами этому кого-угодно научат.
                  1. +1
                    5 ноября 2019 12:36
                    Всё правильно, но я как раз и имел в виду чисто техническую сторону дела. Вряд ли наши друзья знали как правильно нужно установить взрывчатку, чтобы наверняка притопить такой корабль как авианосец, хоть и бывший, хоть и эскортный.
                    Да, а насчёт "резать глотки", тут они точно могли поучить кого угодно. Читал кого-то из наших журналистов, что партизаны вываривали какую-то местную ядовитую крапиву, и использовали её для маскировки. Янки обходили эту крапиву метров за десять, а потом получали в спину сюрприз. По-моему об этом писал Поженян, но не уверен.
          2. +7
            4 ноября 2019 19:41
            Лодочки назывались-тхунг чай,кругленькие такие
            ,,ну я так и сказал,, what почти laughing
            1. +4
              4 ноября 2019 20:33
              Цитата: bubalik
              Лодочки назывались-тхунг чай,кругленькие такие
              ,,ну я так и сказал,, what почти laughing

              Здрав буде Сергий!Великовата лодчонка для таких специфических операций,а вот для высадки десанта(ограниченного контингента)-ну самое оно! good hi
            2. +3
              4 ноября 2019 21:12
              Сергей, спасибо за фотографию: в детстве я видел эти фотографии. Где видел уже не помню, но помню этот снимок и подпись:"группа вьетнамских бойцов" кажется так
          3. +1
            7 ноября 2019 06:50
            Если Вы считаете, что название “Дак Конг” произошло от “Dark Kong” (черная обезьяна или что-то в этом роде), то ошибаетесь. Вьетнамское название “Đặc công” – cокращение от “Công tác đặc biệt” = “Cпециальные (специфические) задания”.
    2. +2
      4 ноября 2019 21:31
      Вы почти правы: тогда вьетнамцев помогали наши эмигранты. Вполне может быть,что там оказался и такой специалист
      1. +1
        5 ноября 2019 10:33
        Очень даже мило, а то тут некоторые индивиды на наших эмигрантов постоянно "баллон" катят. smile
        1. +3
          5 ноября 2019 18:40
          Они привыкли видеть мир в черно- белом изображение, а он состоит из множества оттенков.
          В сети есть книга: Окороков:" Необъявленные войны Советского Союза" и там есть как мы помогали вьетнамцам. Мне сейчас не с руки искать, но там есть упоминание о таких людях. За кого-то сам Хо Ши Мин хлопотал.
          Если найдете то уверяю Вас: не пожалеете. Там подробно разбирается и Китай и Ливия и Египет и Афганистан и про Израиль
          1. +1
            5 ноября 2019 19:58
            Спасибо, Святослав, обязательно найду и почитаю. А то вся информация от публикаций в СМИ тех времён, да от моего друга, который ходил "сэ" на сухогрузе и таскал грузы в Хайфон.
        2. +1
          5 ноября 2019 19:21
          Цитата: Морской Кот
          Очень даже мило, а то тут некоторые индивиды на наших эмигрантов постоянно "баллон" катят. smile

          Эти индивиды просто никогда не слышали про Синьцзян 30-х, где в трогательном единении слились белогвардейцы, красноармейцы и чекисты. smile
    3. +15
      5 ноября 2019 00:54
      Я – вьетнамец, мне 63 года. С малых лет увлекаюсь историей и географией, а также военными вопросами. Считаю своим долгом положить конец спору между российскими читателями относительно терминов “Вьетминь” и “Вьетконг”.
      “Вьетминь” – сокращенное название организации “Việt Nam độc lập đồng minh hội” (“Лига борьбы за независимость Вьетнама”). Данная организация была создана в 1941 г Коммунистической партией Вьетнама для привлечения широких масс в общую борьбу вьетнамцев против французских колонизаторов. Для вьетнамцев тех лет “Вьетминь” – организация, объединяющая всех патриотов (в руководстве Вьетминя присутствовали известные представители интеллигенции и национальной буржуазии, однако реальная власть находилась в руках коммунистов). После приобретения независимости (9/1945 г) компартия объявила о своем роспуске и ушла в подполье вплоть до окончательного ухода Франции из Вьетнама (1955 г). Одним словом, Вьетминь прекратил свое существование в 1955 г.
      Термин “Вьетконг” (сокращенно от “Việt Nam cộng sản” = “вьетнамские коммунисты”) придумал южновьетнамский диктатор Нго Динь Зьем (Ngô Đình Diệm) в 1959 г для обозначения всех тех, кто поддерживал идеи социализма. В этом термине нет ничего общего с обезьянами или каким-то голливудским Конгом.

      Подводим итог: “Вьетминь” – организация, действовашая в 1941-1955 гг, а “Вьетконг” – название, употребляемое главным образом южновьетнамскими властями в 1959-1975 гг.
      1. +1
        5 ноября 2019 04:00
        Спасибо. А как партизаны самоназывались?
        1. +5
          5 ноября 2019 06:28
          Большинство населения (и cами бойцы себя) называет партизан du kích ([зукик] = партизаны) и giải phóng quân ([зайфонгкуан] = освободительная армия).
      2. +3
        5 ноября 2019 10:23
        Спасибо за разъяснения, про "Вьетминь" таких подробностей совершенно не знал. hi
  13. +7
    4 ноября 2019 13:50
    ой..знакомые места


    в левом углу судоремонтный завод) Мы там в 2004-м в ремонте стояли)))
    1. +1
      4 ноября 2019 14:04
      Владимир, а не на том же заводе подлатывали и "Кард" перед его отправкой в Субик-бей? hi
      1. +3
        4 ноября 2019 21:10
        Замечательная статья, хорошо, что узнал о вьетнамских героях!
  14. +7
    5 ноября 2019 22:17
    Во время студенческой юности я познакомился с тремя вьетнамцами.
    Мы вместе были в одном международном студ. отряде.
    Первый день - день знакомства.
    Было три ливанца.
    Один сириец.
    Один африканец.
    Четыре кубинца.
    Три вьетнамца.
    И мы - весь интернационал СССР.
    Ливанцы через три дня ночью сбежали.
    Остальные пахали, как черти.
    Были недоразумения.
    Кубинцы наотрез отказались сидеть за одним столом с африканцем.
    Наш комиссар крутился как уж на сковородке.
    Еле угомонили.

    Шла реконструкция свинарников.
    Работа и грязная, и тяжелая.
    И когда я смотрел на этих вьетнамских пацанов, то сердце кровью обливалось.
    Два ведра с раствором они поднимали, поднимали, поднимали!!!! Руки вытягивались, а ведра от земли не отрывались.
    В каждом, килограммов 50 живого веса.
    И тут мы узнаем что все 100% заработка они перечисляют в фонд Хо Ши Мина.
    У нас шок!
    Мы же свои все 100 забираем себе!
    В один момент парни себя показали.
    Необходимо было забетонированный столб удалить из земли.
    Мы вдвоем с земляком ковырялись пол часа.
    Ну ни как.
    Подошел вьетнамец и ударом ноги вывернул его из земли.
    Это был первых звонок.
    А второй был еще более показательный.
    Свинарник - место скопления крыс.
    При подъеме пола вся эта нечисть с писком несется по проходам.
    А одна подзадержалась.
    И бежит уже последней.
    Один из вьетнамцев стоял к проходу спиной.
    В руках лом.
    Острие лома вверху.
    А лопатка внизу.
    Звали его Лон.
    Я ему крикнул - Крыса!
    Так он этим ломом с пол оборота точно перерубил той крысе шею.
    А лом килограммов 15 весом.
    Минут 10 мы молча на него смотрели.
    И вот день всех стройотрядовцев - День Целинника.
    Накрыты на земле столы (чтобы падать не высоко).
    Водка, пиво и закуска.
    Мы за столом с этими вьетнамцами.
    Пьют умеренно.
    Но все равно языки развязались.
    И выяснилось интересное.
    Эти "пацаны" совсем не пацаны, а дяди по 40-45 лет.
    И у каждого по 5-7 лет диверсионной и позиционной войны в рядах Вьетконга.
    Один был в плену у американцев.
    Показал спину и отметины от спиц, которыми янки его протыкали.
    Уважение и почет таким мужикам.
    Хотя позже, их землячки, работавшие у нас в городе на ХБК и КСК, очень быстро научились имитировать попытки изнасилования их таксистами.
    Одна "семья", но разный подход к морали.
    В заключение.
    Что мы - русские, что американцы, для вьетнамцев - бледнолицые обезьяны.
    1. +3
      6 ноября 2019 18:37
      Цитата: demo
      И выяснилось интересное.
      Эти "пацаны" совсем не пацаны, а дяди по 40-45 лет.
      И у каждого по 5-7 лет диверсионной и позиционной войны в рядах Вьетконга.

      В 90-х в одном из северных городов России появились торговцы-вьетнамцы, ну местная братва и решили снять с них долю малую.Торговцы отказались, братва забила им "стрелку" и решила объяснить "по понятиям", что барыги должны им, как земля колхозу. На "стрелку" приехала бригада рыл в 15 рэкетиров и подошли человек 7-8 торговцев-вьетнамцев. А как тут правильно заметили, были они маленького роста,щупленькие как пацаны-пятиклассники. Братва ухахатывалась,но тут эти мелкие начали валить их не по-детски,без стрельбы, но отметелили братву "мама не горюй". Пришлось милиции ввязаться в эту заваруху и в отделе выяснилось, что этим мужичкам-пацанам давно уже за полтинник, у всех война с американцами за плечами,больше половины служили в спецподразделениях.В общем палец в рот им не клади и больше вьетнамцев после того случая никто не трогал.
    2. +1
      6 ноября 2019 21:57
      Я ему крикнул - Крыса!
      Так он этим ломом с пол оборота точно перерубил той крысе шею.

      Во время войны во Вьетнаме америкосы создали специально обученный отряд так называемых "тоннельных крыс", для борьбы с партизанами в тоннелях на "Тропе Хошимина". Поэтому, наверное у этого вьетнамца мгновенная и безошибочная реакция на слово "крыса".
      1. 0
        6 ноября 2019 22:08
        Крыса по-вьетнамски наверное звучит не так, как по русски.
        Хотя русским владели хорошо.
        Правда, с "мяукающим" акцентом.
  15. 0
    6 ноября 2019 09:57
    Статья конечно шедевр. hi Читал запоем, не отрываясь. Молодцы вьетнамцы, добились такого колоссального успеха, имея такие скудные ресурсы и возможности. lol
    Этот эпизод мог бы стать сюжетом для отличного военно-приключенческого фильма. Жаль только, что вьетнамский кинематограф едва ли такое потянет в техническом и финансовом плане (это не дешёвые мелодрамки снимать), да и в нынешних условиях налаживания сотрудничества с США едва ли руководство страны одобрит такой сюжет.
  16. +1
    6 ноября 2019 19:35
    Всегда восхищался борьбой вьетнамцев за свою независимость!!! В школе я собирал марки. Помню у меня были три вьетнамские, в честь "1000 сбитых американских самолетов", "2000 сбитых американских самолетов" и "3000 сбитых американских самолетов".
  17. 0
    7 ноября 2019 19:02
    Спасибо за интересные фотографии, никогда раньше не встречал!
  18. 0
    1 февраля 2020 18:50
    В 83-м году у меня был приятель, который утверждал, что воевал во Вьетнаме с американцами в качестве боевого пловца с высадкой на берег с подводной лодки. Интересно, это выдумки были?