Сотрудничество и развитие: учебно-боевой самолёт Hongdu L-15B (Китай)

18
2 ноября китайская группа компаний Hongdu Aircraft Industry Group (HAIG) провела презентацию перспективного легкого учебно-тренировочного самолета L-15B, представляющего собой вариант дальнейшего развития существующей техники. От предшественников машина с литерой «B» отличается некоторыми важными особенностями, что может дать ей большое будущее. Рассмотрим перспективный китайский проект и его преимущества.


Демонстрационный полет L-15B, 2 ноября 2019 г.




Совместная разработка


Как нынешний L-15B, так и предыдущие машины семейства интересны своим происхождением. Формально самолет считается китайской разработкой, но в его создании самое активное участие принимали зарубежные предприятия. Производство серийной техники тоже критически зависит от импорта. Фактически в проектах линейки L-15 реализован опыт авиастроителей бывшего СССР.

Головным разработчиком базового L-15 была группа HAIG. Большая роль в работах возлагалась на российскую компанию «Яковлев». За разработку и производство силовой установки для китайских самолетов на всех этапах отвечало украинское предприятие «Мотор Сич».

Использование зарубежного опыта и наработок, внешнее сходство и другие факторы уже давно привели к появлению любопытных оценок. Так, L-15 и его производные нередко называют китайской версией российского УТС Як-130.

К настоящему времени производство самолетов максимально локализовано, однако, несмотря на все варианты развития, в основе семейства лежат наработки российских конструкторов. Также до сих пор используются украинские двигатели. Даже последний L-15B в известной мере основан на зарубежном опыте. Впрочем, это не является минусом самолета.

Особенности конструкции


L-15B представляет собой учебно-боевой самолет нормальной аэродинамической схемы со среднерасположенным крылом и двумя двигателями. При изготовлении планера широко используются углеродные композиты – порядка четверти конструкции. За счет этого заявленный ресурс агрегатов достигает 30 лет.



Первые опытные образцы L-15 комплектовались турбореактивными двигателями ДВ-2 и ДВ-2Ф украинского производства. В дальнейшем их заменили более мощными изделиями АИ-222-25Ф. Последние развивают тягу 2500 кгс без форсажа и 4200 кгс с форсажной камерой. Утверждается, что замена ДВ-2 на АИ-222-25Ф сделала самолеты семейства сверхзвуковыми и обеспечила им требуемые летно-технические и взлетно-посадочные характеристики.

L-15B отличается от базового образца повышенными характеристиками и новыми возможностями, что привело к необходимости определенных доработок. Самое заметное изменение – точки внешней подвески под фюзеляжем и крылом. L-15B получает девять точек для оружия или иных подвесных агрегатов. Ранее группа HAIG продвигала УБС L-15AW со схожим оснащением. Однако этот самолет имел лишь семь точек подвески.

Бортовое оснащение


Наиболее интересные нововведения имеют место в сфере бортового радиоэлектронного оборудования. Для эффективного решения боевых задач перспективный УБС L-15B должен использовать полноценный прицельно-навигационный комплекс с радиолокационной станцией, средствами управления вооружением и т.д. Для сравнения, базовый УТС L-15, по известным данным, имел весьма ограниченные боевые возможности.

Сообщается, что L-15B оснащается новой авиационной РЛС с пассивной ФАР. С ней сопрягается цифровая система управления вооружением. Также имеются сведения о применении бортового комплекса обороны. С его помощью самолет должен обнаруживать атаки противника и уходить из-под удара. Тип БКО, его состав и принципы действия пока остаются неизвестными.



По сути, речь идет о глубокой модернизации исходного комплекта БРЭО с учетом нового предназначения самолета. Учебно-тренировочный L-15 имел аппаратуру в основном для пилотирования и подготовки летчиков, тогда как учебно-боевой L-15B получает приборы, соответствующие его задачам.

Комплекс вооружения


За счет нового бортового оснащения и узлов подвески L-15B способен решать широкий круг боевых задач. Этот самолет может применяться для борьбы с воздушными целями или в качестве фронтового ударного самолета. Новая аппаратура и оружие позволяют получить неплохие боевые качества, но по общим характеристикам УБС L-15B должен уступать специализированным самолетам.

Боевая нагрузка китайского самолета достигает 3,5 т. Для ее подвески используется девять узлов. Три узла располагается под фюзеляжем, еще по три – под плоскостями. Встроенное вооружение отсутствует. При необходимости L-15B может нести подвесной контейнер с пулеметным или пушечным вооружением и боекомплектом.

Самолет может использовать управляемые ракеты «воздух-воздух» нескольких типов. Наибольший интерес в этом контексте представляет совместимость с ракетой средней дальности PL-12. С помощью такого оружия УБС L-15B может поражать цели на дальностях порядка 70 км. Имеется выбор из нескольких ракет малой дальности. Впрочем, по возможностям «воздух-воздух» новый самолет уступает другим боевым машинам.



Для поражения наземных целей могут использоваться неуправляемые ракеты и бомбы разных типов. По некоторым данным, БРЭО L-15B обеспечивает применение корректируемых бомб.

Курс на универсальность


Согласно доступным данным, перспективный учебно-боевой самолет Hongdu L-15B сохраняет необходимые возможности для подготовки летного состава, но при этом становится полноценной боевой единицей. Подобная универсальность имеет очевидные достоинства, хотя и не лишена недостатков.

Необходимо отметить, что нынешний L-15B не является первым УБС в своем семействе. Базовый L-15 способен нести вооружение, а затем предлагался проект L-15AW – самолет с улучшенными боевыми возможностями. Однако нынешняя модификация с литерой «B» имеет преимущества перед предыдущими разработками. За счет совершенствования различных компонентов конструкции удалось нарастить взлетный вес, в т.ч. боевую нагрузку, расширить номенклатуру вооружений и т.д. Некоторым образом выросли летные характеристики.

Коммерческие перспективы


Все семейство УТС / УБС L-15 создавалось с прицелом на продажу техники китайской армии и зарубежным заказчикам. То же касается и последней модели L-15B. О заказах на этот самолет пока ничего не известно, но информацию о продаже предыдущих модификаций можно использовать для новых оценок.

С 2013 г. самолеты L-15 поставляются ВВС НОАК, где используются для подготовки летчиков тактической авиации. В 2018 г. стало известно о поставке такой техники ВМС НОАК. Закупка выполнена в интересах учебных частей морской авиации, в т.ч. палубной. В 2017 г. партия из шести самолетов L-15 отправилась из Китая в Замбию.

Интерес к закупке Hongdu L-15 проявляли несколько других стран. Велись переговоры с Пакистаном. Технику изучали специалисты Уругвая. С 2014 г. неоднократно говорилось о возможном развертывании лицензионного производства L-15 в Одессе. Однако пока договоры с этими странами не подписывались.



В 2017 г. стало известно, что ВВС Замбии остались довольны первой партией китайских самолетов и желают приобрести новые машины. Предметом нового заказа могли бы стать как базовые УТС L-15, так и усовершенствованные учебно-боевые L-15B. На момент появления этих новостей велось строительство первого опытного L-15B. Насколько известно, новый китайско-замбийский договор пока не подписали.

Успехи базового самолета L-15 примерно показывают возможные перспективы более нового L-15B. Последний действительно способен заинтересовать потенциальных клиентов и производиться серийно. Однако вряд ли стоит рассчитывать на крупные контракты и большие объемы производства. Даже имея существенные преимущества перед базовой машиной, L-15B получает ограниченные перспективы на внутреннем и международном рынках.

Демонстрация возможностей


Учебные самолеты семейства L-15 наглядно демонстрируют несколько интересных вещей. Первый образец этой линейки показал, что Китай способен строить современные учебно-тренировочные самолеты – хотя для их создания ему потребовалась существенная помощь зарубежных предприятий. Тем не менее, и в таком случае новый L-15 поступил на вооружение двух стран, а также заинтересовал несколько других государств.

Новый проект L-15B показывает способность Китая развивать готовые конструкции, в т.ч. созданные в рамках международного сотрудничества. Путем переработки и переоснащения существующей конструкции группа HAIG смогла представить учебно-боевой самолет с весьма широкими возможностями. Впрочем, он по-прежнему нуждается в ключевых компонентах зарубежного производства.

Самолет L-15B выводят на рынок и предлагают потенциальным клиентам. Пока этой машиной заинтересовалась лишь одна зарубежная страна, но вскоре ситуация может измениться. Каким будет будущее нового проекта HAIG – станет известно позже. Контракты на поставку самолетов могут появиться в любое время.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    6 ноября 2019 06:16
    нормально так китайцы шагают,наши 130 Алжир купил, а у них уже несколько стран присматривается...так и выдавят нас с рынка what .
    1. +2
      6 ноября 2019 07:21
      Аэродромный hi самим нужно в этом плане жестче быть, не упускать контракты!Брать рубль там, где надеялись 10 копеек взять, вырожаясь фигурально.
      1. +1
        7 ноября 2019 09:15
        Сложно с Китаем конкурировать, скорее всего по цене их самолет будет более выгоден, да и политически сейчас Китай очень силен.
        А то что самолет сделан в кооперации с другими странами так это нормальная мировая практика, нам сложнее строить подобную кооперацию потому что риск неожиданных санкций намного больше. Плюс Китай выбрал страны для кооперации со стороны которых риск разрыва поставок комплектующих минимален (тем более мотор сич китайцы возможно додавят и купят).
        Что сказать - молодцы двигаются, развиваются (научно, промышленно, технологически) так что высокотехнологический мировой рынок Китай будет поджирать все больше и больше.
        1. 0
          13 ноября 2019 20:11
          Сложно с Китаем конкурировать, скорее всего по цене их самолет будет более выгоден


          Думаю у нашего Як-130 есть существенное преимущество, он не просто учит летать, а имитирует те условия на какой тип боевого самолета подготавливают летчика, а у Китая просто более современный аналог Л-39, с возможностью применять различные системы вооружения.

          Как учебный самолет китайский L-15B средничек, как боевой еще хуже, но для тех у кого нет денег "одеваться в фирму" которая долго служит и рыночный "Абибас" сойдет, чтобы совсем босым не ходить.

          У L-15B ни нормальный радар не войдет ни маневренности ни дальности вооружения ни незаметности. Его применять можно только против противника не имеющего совсем ничего из авиации и ПВО.
  2. +3
    6 ноября 2019 07:17
    Так, L-15 и его производные нередко называют китайской версией российского УТС Як-130.

    Не знаю, как себе представляет автор, но Л15 , при всем сходстве, это не як130, производимый в Китае.


    Фюзеляжи и многое другое у них разные, что и понятно- один сверхзвуковой, другой нет, простой замены двигателя недостаточно, чтобы получить такой результат.
    1. 0
      6 ноября 2019 09:06
      Цитата: Avior
      Фюзеляжи и многое другое у них разные

      Спасибо за картинки. Когда в статье сравниваются 2 самолёта, то хорошо, когда есть картинки для сравнения. Чётко прослеживается "преемственность" яковлевовской машины, но что-то в линиях есть и от F-18, и F-16.

      Новый проект L-15B показывает способность Китая развивать готовые конструкции

      Не удивлюсь, если в Китае (или дистанционно на Китай) работают выходцы из наших КБ.
      1. +2
        6 ноября 2019 09:32
        Китайцы по самолету изначально сотрудничали с КБ Яковлева, поэтому неудивительно, что влияние Як прослеживается, в том числе целыми частями.
        Но сказать, что Л15 тот же самый Як130, только выпускаемый в Китае, как можно встретить в интернете- это не так.
      2. 0
        6 ноября 2019 11:37
        Цитата: MainBeam
        но что-то в линиях есть и от F-18, и F-16.

        это потому что фюзеляж адаптирован под сверхзвук...
      3. Eug
        0
        3 января 2020 22:14
        Удлинили фюзеляж для облегчения перехода на сверхзвук. Если слепят одноместную модификацию, то, как по мне, очень вероятен коммерческий успех в нише сверхлегких истребителей (замена МиГ - 21).
    2. +2
      6 ноября 2019 15:49
      От носа до крыла - практически один и тот же самолёт. Все различия связаны с установкой на "китайце" форсажных двигателей - другие мотогондолы и крыло несколько увеличили в связи с возросшей и несколько сместившейся к хвосту массой. Естественно, изначально яковлевскую, конструкцию основательно доработали под эти изменения, не удивлюсь, если сами же яковлевцы это сделали. Вариант сверхзвукового Як-130 тоже рассматривался.
  3. -6
    6 ноября 2019 07:18
    Ага, просто поменяли движок, и самолет стал сверхзвуковым? Даже планер переробатывать и усилять дополнительно не пришлось? Лажа бональная от китайцев! !!
    1. +5
      6 ноября 2019 08:14
      Вообще то планер доработан, и заметно. А усиление конструкции обтекаемого самолёта в глаза не бросается, его же не швеллером по верху обваривают.
    2. +1
      6 ноября 2019 11:39
      Цитата: Бережливый
      просто поменяли движок

      да и двигло то же...просто с форсажной камерой...
  4. 0
    6 ноября 2019 07:41
    Ускоглазые наши враги, пусть там кутин с ними сосется, но они прут вперед , недооценивать их нельзя, они враги.
    1. 0
      7 ноября 2019 21:57
      Цитата: Вольный ветер
      Ускоглазые наши враги, пусть

      ЁКЛМН! belay Да что ж такое!
  5. +2
    6 ноября 2019 09:21
    На Як 130 устанавливается - АИ-222-25. На первом этапе на L-15 ставился
    АИ-222К-25, бесфорсажный. Модификация с форсажной камерой
    АИ-222К-25Ф.
    1. 0
      7 ноября 2019 22:01
      Цитата: Zufei
      на L-15 ставился
      АИ-222К-25, бесфорсажный. Модификация с форсажной камерой
      АИ-222К-25Ф.

      А когда "Мотор-Сич" купят американцы, то что останется? feel
      Ну, я пойду, пожалуй. Всем "Салют"! laughing
  6. +3
    6 ноября 2019 11:25
    Жив ещё "Мотор сич", как его и не хоронили...