ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии

94


Родом из Москвы


В книге Евгения Кочнева «Автомобили Советской Армии 1946-1991» приводится мысль о влиянии американских грузовиков REO М34 на конструкцию отечественного ЗИЛ-131. Если это даже и так, то в Советском Союзе выбрали неплохой вариант для подражания. Работы над американской машиной закончились в 1949 году, и через пару лет грузовик пошел в войска. Полноприводный трехосный M34 вместе с многочисленными модификациями стал одним из самых распространенных машин армии США и получил за непревзойденную надежность прозвище Eager Beaver, или «Добросовестный». Внешний вид грузовика не отличался изяществом (как, впрочем, и всей американской колесной техники), кабина вообще была открытая, но зато КПП имела 5 ступеней с синхронизаторами, а верхнеклапанный 6-цилиндровый мотор развивал вполне приличные 127 л. с. Грузоподъемность М34 на грунтовых дорогах не превышала 2,5 тонны, а твердое покрытие под колесами позволяло грузить до 4,5 тонны.




"Американец" М34. Возможно, именно его мотивы использовались при создании ЗИЛ-131


В СССР непосредственным предшественником 131-й машины можно считать не самый удачный ЗИС-151, который, в свою очередь, ведет историю от ленд-лизовского «Студебеккера». Кроме слабого мотора и большой массы, важным недостатком грузовика была двухскатная ошиновка задних мостов. С одной стороны, этого требовали военные в погоне за большей грузоподъемностью, а с другой, это серьезно ограничивало проходимость машины по слабым грунтам и снежной целине. Когда в армии появился легендарный ЗИЛ-157, к нему также появились претензии в части малой грузоподъёмности и слабых тяговых возможностей – на роль артиллерийского тягача он не годился. Именно для артиллерийских подразделений в середине 50-х и начали разрабатывать ЗИС-128, который, кстати, много в чем перекликался с упоминаемым ранее «американцем» М34.

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии

ЗИЛ-131 и аналоги





ЗИС-128 в тяговой версии для артиллерии





ЗИС-128 в транспортном исполнении


В первоначальном варианте машину именовали ЗИС-Э128В, но с первыми опытными экземплярами остановились на ЗИС-128. Этот автомобиль фактически не являлся продолжением линейки ЗИС-151, отличался новыми раздаточной коробкой, КПП, централизованной системой подкачки шин и другими деталями. Грузовую платформу опустили вниз с целью снижения центра тяжести и упрощения разгрузки/загрузки боеприпасов. История не сохранила для нас ни одного экземпляра той экспериментальной машины, но на фотографиях грузовики представлены как минимум с тремя кабинами, из которых только одна цельнометаллическая. Стоит помнить, что опытные ЗИС-128 появились практически одновременно с первыми «классическими» машинами ЗИЛ-157. Такие парадоксы конструкторский работы внутри одного завода объяснялись требованиями и придирчивостью главного заказчика в лице Министерства обороны. Был и еще один аналог будущей 131-й машины – ЗИЛ-165, который представлял из себя сборную солянку из различных агрегатов, в частности, кабина была от 130-го. По одной из версий, именно тесная кабина, а также слабый рядный 6-цилиндровый мотор стали причиной отказа военных в 1957 году от этой конструкции. Тогда уже все осознавали, что для новой машины требовался новый мотор мощностью под полторы сотни лошадиных сил. А его не было.






ЗИЛ-165


По причине моторного голода в 1958 году военные завернули прототип ЗИЛ-131Л (не путать с появившимся позже лесовозом ЗИЛ-131Л) с опытным V-образным 6-цилиндровым двигателем мощностью 135 л. с. Машина отличалась стальной грузовой платформой с низкими бортами и конусными колесными дисками.

Первые прототипы с индексом 131


Первые машины ЗИЛ-131 появились в конце 1956 года и первое время оснащались 6-цилиндровыми моторами, которые впоследствии заменили на V-образные «восьмерки». Предполагалось разрабатывать машину в двух вариантах – ЗИЛ-131 для артиллерии и ЗИЛ-131А для транспортных нужд преимущественно мотострелковых войск.










ЗИЛ-131А


Фактически ЗИЛ-131 изначально не планировали для широкого применения в сухопутных войсках – ему готовилась карьера преимущественно артиллерийского тягача. В армии в то время был ЗИЛ-157 «Колун», который по большинству параметров устраивал военных. То есть 131-я машина не должна была собой заменять никакую технику, а первоначально являлась самостоятельной нишевой разработкой. Возможно, поэтому особой срочности с принятием на вооружение машины не было. ЗИЛ-157, к слову, собирали до 1991 года, правда, в большей степени не для армии. Но нравы и стратегии Министерства обороны Советского Союза в те времена отличались изменчивостью, и в итоге ЗИЛ-131 из артиллерийского тягача превратился в многоцелевой грузовик.
















Прототип ЗИЛ-131 на различных этапах испытаний


История покажет, что по количеству возможных вариантов использования трехосный вездеход из Москвы будет едва ли не самым востребованным в Советской Армии. В общей сложности в конце 50-х годов было построено шесть опытных машин, среди которых были транспортные, тяговые образцы и даже один седельный тягач. После предварительных испытаний к 1960 году заводчане представили военным серьезно доработанные грузовики. В сравнении с «Колуном» ЗИЛ-131 был экономичнее, брал больше груза, но несколько уступал в проходимости. В издании «Автолегенды СССР» упоминается также, что военные выделили чрезмерную массу прототипов, недостаточный дорожный просвет и малую бродоходимость – не более 1,2 метра при требуемых полутора метрах. На ЗИЛе недостатки исправили к июлю 1960 года, но повторные испытания выявили склонность к заносу из-за неудачного рисунка протектора и неудовлетворительную работу межколесных самоблокирующихся дифференциалов. После устранения указанных недостатков и модернизации экранированного электрооборудования военные специалисты оставили для дальнейшей работы единственный вариант будущего грузовика в транспортном исполнении. От артиллерийского тягача решено было отказаться.


Опытный вариант ветрового стекла ЗИЛ-131. Плоские стекла позволяли оперативнее менять разбитые секции и, самое главное, в перспективе можно было думать о бронировании



Еще один вариант ЗИЛ-131 с плоскими стеклами и герметизированной кабиной, 1983 год



Эрик Сабо — главный дизайнер ЗИЛа



Поисковый макет будущего ЗИЛ-131. В некоторых источниках пишут, что зиловцы не оставили исходную облицовку гражданского 130-го в обмен на согласие военных с панорамным ветровым стеклом



В конце первой части материала представляю, наверное, самый необычный ЗИЛ-131.Эта полукапотная машина была разработана и собрана на Черниговском заводе специального автотранспорта в начале 80-х годов. Основное предназначение — сопровождение киноэкспедиций по бездорожью


Описанные прототипы ЗИЛ-131 уже тогда было непросто отличить от будущих серийных моделей. Присутствовали фирменные угловатые крылья, защитная решетка головного освещения и деревянный решетчатый кузов. Трансмиссия отличалась относительной легкостью и простотой, имела средний проходной мост, что выгодно отличало её от аналогичной конструкции ЗИЛ-157, в которой было аж пять карданов. Кроме этого, кабина 131-го ЗИЛа была просторнее, а давление в колесах регулировалось системой с внутренним подводом воздуха. Имея высокую унификацию с гражданским ЗИЛ-130, армейский грузовик отличался панорамным ветровым стеклом, что было неким нонсенсом для военной техники. Трудности возникали как с заменой разбитого триплекса, так и с транспортировкой гнутого стекла. Удивительно, что, подвергая автомобиль длительным и придирчивым испытаниям, военные специалисты слишком поздно осознали непрактичность гнутого панорамного стекла от ЗИЛ-130. 19 января 1959 года инженер-полковник Г. А. Гетманов, участвующий в испытаниях прототипов, писал главному инженеру ЗИЛа, что «применение панорамных стекол на кабине, не давая каких-либо преимуществ, серьёзно затрудняет вождение автомобиля в ночное время из-за появления сплошных бликов на стекле от фар встречных машин». От панорамного стекла не отказались, а лишь разделили его на две части.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

94 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +26
    11 ноября 2019 06:12
    ЗиЛ-131, как и его родной брат ЗиЛ-130 это конечно легенды о которых еще рассказывать и рассказывать... Автору СПАСИБО за работу, интересно.+
    1. +4
      11 ноября 2019 08:09
      Правда качество сборки и узлов, сильно упало к концу СССР.
      1. +8
        11 ноября 2019 08:11
        Цитата: Гражданский
        Правда качество сборки и узлов, сильно упало к концу СССР.

        А нечего было вьетнамцев привлекать на главный конвейер
        1. +4
          11 ноября 2019 10:55
          Цитата: svp67
          А нечего было вьетнамцев привлекать на главный конвейер

          При капитализьме там вообще таджики детали тачали. Конвейер это сборка, это ерунда.
      2. +6
        11 ноября 2019 10:55
        Спасибо , очень понравилось . Этому автомобилю бы дизель , ему бы цены не было . У дизеля много преимуществ , меньше расход топлива , не "заливало" бы двигатель на переправе .
        Не зря ведь все современные грузовые (и военные) перешли на дизельный двигатель .
        1. +4
          11 ноября 2019 12:02
          Цитата: Кузнец 55
          Этому автомобилю бы дизель , ему бы цены не было

          Да, да была такая модификация... Завод АМУР выпускал ЗиЛ-131Н с дизелем ЗИЛ 550, производящийся на том же заводе АМУР
          1. Комментарий был удален.
          2. 0
            13 ноября 2019 18:37
            Цитата: svp67
            на том же заводе АМУР

            и вьетнамцев там не работало
            1. 0
              13 ноября 2019 20:31
              Цитата: Ил-18
              и вьетнамцев там не работало

              Честно не знаю, но с большой долей уверенности - вряд ли. Климат не тот...
              1. +2
                14 ноября 2019 07:08
                Климат от московского отличается несильно. Вьетнамцы просто анкетирование не прошли бы. Мягко говоря, у них у всех есть родственники за границей bully
                1. 0
                  14 ноября 2019 12:16
                  Цитата: Ил-18
                  Климат от московского отличается несильно.

                  Это Вы так пошутили? Климат на Урале такой же как в Москве?
                  1. 0
                    15 ноября 2019 07:38
                    В абсолютных показателях нет, но в целом, да. По крайней мере, в Новоуральске.
        2. +8
          11 ноября 2019 13:26
          По-моему для данного класса машин у нас до сих пор приличного дизеля нет.
          Сам с удовольствием водил и 130, и 131. Второй конечно тяжелей на ходу, но от обоих машин впечатления остались самые положительные.
          1. +3
            14 ноября 2019 16:31
            Меня отец в детстве на 130м ездить учил, не было больше счастья, чем погонять на нем по проселочным дорогам , отец часто с собой брал. Эхххх... никакой айфон не даст столько радости современным детям. ИМХО
          2. 0
            18 ноября 2019 09:29
            А КАМАЗовские дизели? Или они уже великоваты?
        3. +1
          12 ноября 2019 06:19
          Цитата: Кузнец 55
          Этому автомобилю бы дизель , ему бы цены не было . У дизеля много преимуществ , меньше расход топлива , не "заливало" бы двигатель на переправе .

          В техзадании на 4-ю опытную серию двигателей ЗиЛ- 130/375 было требование о содании на базе этих двигателей дизеля.
      3. +3
        12 ноября 2019 00:10
        Цитата: Гражданский
        Правда качество сборки и узлов, сильно упало к концу СССР.

        Может быть..., Но у меня был ЗиЛ-130 ММЗ-554 1993 гв Сделан на совесть! И даже после покупки его у "южных народов" после небольшой реабилитации, служил и работал...А как вам "колыбельная" в исполнении центрифуги?
    2. +3
      11 ноября 2019 19:46
      .....В сравнении с «Колуном» ЗИЛ-131 был экономичнее, брал больше груза, но несколько уступал в проходимости.....

      На Ютубе есть видеоролик, где ребята по болотистой местности гоняли 157 и 131 ЗИЛ.
      ЗИЛ 131 проходил там, где 157 застревал.
      Кстати сказать, для самих испытателей результат был неожиданный.
      1. +1
        11 ноября 2019 20:35
        Цитата: Bad_gr
        На Ютубе есть видеоролик, где ребята по болотистой местности гоняли 157 и 131 ЗИЛ.

        1. +1
          14 ноября 2019 16:32
          Я смотрел ролик, там немного не объективно, в том плане что 130 не совсем стандартный, переделывали там что-то в редукторах и еще где-то. А вообще интересное видео
          1. +1
            14 ноября 2019 19:08
            Цитата: Romka47
            там немного не объективно, в том плане что 130 не совсем стандартный, переделывали там что-то в редукторах и еще где-то.

            В ролике нет 130-го. Сравнивают 131-ый и 157-ой - вполне стандартные.
            1. 0
              15 ноября 2019 15:07
              Сори, конечно у 131, думаю про один пишу про другой
      2. +3
        12 ноября 2019 17:11
        Самому пришлось участвовать в таком "тесте". 131й медленно, но спокойно шел там, где 157й вытягивали лебедками. Цеплял он корпусами редукторов на осях. У 131го они сильно меньше.
        А нормально там проезжали ГАЗ-66, К-700 и трактора.
        Таежная дорога в районе Жигалово, Иркутская область.
      3. +1
        18 ноября 2019 07:22
        У того 131заваренный дифференциал, а 157 был полуубитый мотор. Теперь мотор они поменяли и показали ролик где 157 едет по болоту. Вот там показана настоящая проходимость
        1. 0
          18 ноября 2019 14:09
          Цитата: ZAV69
          ......и показали ролик где 157 едет по болоту. Вот там показана настоящая проходимость

          В первом ролике 157 проигрывал 131-му не по причине мотора, а потому что бампером, как бульдозер нагребал перед собой кучу земли, а 131-ый его обходил за счёт более высокой осадки, блокировки дифференциалов и меньшего свеса спереди.
          Что , в такой ситуации, изменит новый мотор на 157-ом ?
          1. 0
            19 ноября 2019 00:23
            На 131 блокировка дифференциалов нештатный элемент. На данном конкретном 131 дифференциал вообще заварен. На этом видео у 131 преимущество за счет большего диаметра колеса, он это частный случай. Мой отец проработал на 157 и 131 в общей сложности 30 с хвостиком лет, и он считал что у 157 проходимость лучше, особенно на нестабильных почвах. Лучще за счет особенностей двигателя. 157 тянет в натяг,а 131 срывается в буксовку. Но, работать на 131 было комфортнее. Вот как то так...
      4. 0
        28 мая 2020 12:15
        работал на газопроводе , в туркмении , на ЗИЛ -157 проходил там , где 131 садился на мосты . и это учитывая ,что у меня передний мост , был без полуосей ! УВАЖЕНИЕ ЗИЛ 157 !!!!! !!!!
  2. +15
    11 ноября 2019 06:39
    Автору -спасибо!Прости ЗИЛ!За всё большое спасибо!Ты был нужен и в войсках,и в мирной жизни.Спасибо машина-трудяга!Вот как-то такой грустный комментарий.
    1. Комментарий был удален.
  3. +7
    11 ноября 2019 07:30
    А сколько их было на "гражданке". Вся ГЕОФИЗИКА сплошь и рядом подъёмники ПКС-3,5 на базе 131-го. А вот сейчас всё и "аукнулось". Завода нет, З/П нет, всё, что осталось у военных уже подобрано. 131-х на дорогах уже не встретишь. sad
    1. +7
      11 ноября 2019 08:03
      Цитата: Никомед
      А вот сейчас всё и "аукнулось". Завода нет, З/П нет, всё, что осталось у военных уже подобрано. 131-х на дорогах уже не встретишь.

      Встретишь, но уже не в те количествах. В основном вышки и буровые установки.
      1. +1
        14 ноября 2019 16:33
        Водоканал да техпомощь, гор.свет еще. а так да..
    2. +5
      11 ноября 2019 09:35
      В лесхозах работают до сих пор, даже 157 попадаются
      1. +2
        11 ноября 2019 12:43
        Есть одно селение в горах Северного Кавказа живущее за счёт добычи леса, так там Зил 131 почитается как ни одна другая машина. Очень полюбилась за неприхотливость и способность пробираться в горной местности через плотные кустарники с перегрузом
      2. +1
        18 ноября 2019 07:23
        Я пару дней назад видел зил 157 1967 года выпуска. На ходу.
    3. +8
      11 ноября 2019 12:28
      У нас ПКС-3.5 для езды по "зимникам" не котировались. Только Уралы, в том числе и бензиновые. А дизельные вообще огонь были. По факту снег копать приходилось в разы реже по сравнению с ЗИЛом 131м.
  4. +2
    11 ноября 2019 07:42
    Временно работая на ЗиЛе в 1981 г.,поразился работающим конвейером по сборке ЗиЛ-157.Тогда были планы по переводу производства оного в Миасс.А получилось или нет не знаю.
    1. +1
      11 ноября 2019 09:34
      Не Миасс, по моему - Каменск-Уральский. Всё "железо" делалось на ЗииЛе, а уже потом отправлялось на Урал для сборки.
      1. +4
        11 ноября 2019 11:01
        Цитата: andrewkor
        Тогда были планы по переводу производства оного в Миасс

        Цитата: Никомед
        Не Миасс, по моему - Каменск-Уральский.

        А не то и не другое
        «Уральский автомоторный завод» (УАМЗ) — советская, позже российская компания, производитель грузовых автомобилей, двигателей внутреннего сгорания и других автокомпонентов, расположенный в городе Новоуральске Свердловской области.
        С 2004 года и до окончательной ликвидации в 2018 году носил название АМУР («Автомобили и моторы Урала»).
        1. +1
          11 ноября 2019 12:08
          Спасибо! Подсказали! А то "инфа" ходила на уровне "бабушкиных сплетен". Спасибо!
    2. +5
      11 ноября 2019 09:38
      У нас в части был 157 1986 года выпуска. Вместо печки стоял вентилятор с подводом воздуха от основного радиатора. 157 по проходимости был лучше 131, но кабина была древняя и втроем было очень тесно.
      1. +7
        11 ноября 2019 10:02
        У нас на буровой "вахтовка" была - 157-й. Водителям предлагали сменить на 131-й, они отказывались. Да, кабина тесная, на 2-х человек, нет гидроуслителя. Но, по проходимости, ЗиЛ-157 был круче!
  5. +5
    11 ноября 2019 08:09
    Чудесная статья. Гражданская кабина от 130 не устраивала военных по причине слабой ремонтопригодности. Уже тогда выяснилось, что на 130 первыми начинают ржаветь передние крылья, которые в гражданском исполнении приварены к кабине. У 131 они крепятся на болтах.
    В танковых войсках на базе 131 были созданы машины танкоремонтных мастерских и машин технического обслуживания.
    1. +3
      11 ноября 2019 08:53
      Плоские стекла позволяли оперативнее менять разбитые секции

      Не позволяли.
      Цитата: Вождь краснокожих
      на 130 первыми начинают ржаветь передние крылья, которые в гражданском исполнении приварены к кабине.

      Ничего там не приварено. На болтах так же всё. Но металл немного потоньше, вроде.
      1. +1
        11 ноября 2019 09:07
        Тогда к чему советские конструкторы писали данное... Последний пункт...

        Да и сварщик у нас на базе без работы с ними не сидел.
        1. +7
          11 ноября 2019 09:41
          Крыло ЗиЛ 130-131 состоит, навскидку, из 6-8-и частей, соединенных точечной сваркой. Чаще всего гнила боковая часть, примыкающая к кабине. Вот, по частям, можно было отремонтировать. Но само крыло, целиком, к кабине не приваривалось. Хотя были такие деятели, которые его приваривали. Но это уже, как говорится, колхоз.
    2. +1
      11 ноября 2019 18:37
      И ПАКи на базе 131-го были.
  6. +11
    11 ноября 2019 08:10
    ЗиЛ-131... Самая любимая машина, как и "Стотридцатый". Это как автомат Калашникова на колёсах.Вся моя служба практически прошла на 131-м... Классная машина была что не говори.
    1. +1
      11 ноября 2019 18:39
      В жару у обоих бензонасосы отказывали.
      1. +1
        12 ноября 2019 00:30
        Цитата: alex967
        В жару у обоих бензонасосы отказывали.

        Так лечится на раз! Кусок мокрой ветоши на бензонасос и опять в строю!
      2. +2
        12 ноября 2019 00:57
        Цитата: alex967
        В жару у обоих бензонасосы отказывали.

        Незнаю, у нас на дальнем востоке больше морозов опасались. Однажды пара "специалистов" , в чине капитана и старлея, умудрились за раз всю технику взвода разморозить, если на 66-х только заглушки выдавило, то на 3 ЗиЛах и Урале-375 "качественно" получилось так что пришлось блоки менять. просто неожиданно ночью температура до -12 упала, а ведь никто не ожидал что на дальнем востоке в конце октября зима наступит. laughing Ну и боец который воду сливал из системы охлаждения, не знал что в машинах больше чем один кран для слива воды... В общем при выходе из отпуска, на первом запуске,меня счастье встретило в полном объёме.
  7. +3
    11 ноября 2019 08:21
    Похоже, в ближайшее время в нашей армии так и не появится аналог ЗИЛа - среднетоннажного грузовика. Сейчас только крупнотоннажные Уралы и КАМАЗы.
    1. +2
      11 ноября 2019 09:40
      КАМАЗ и Урал трехмостовые вполне заменят. Особенно нравился КАМАЗ, обзор отличный
      1. +4
        11 ноября 2019 14:11
        Цитата: _Сергей_
        КАМАЗ и Урал трехмостовые вполне заменят. Особенно нравился КАМАЗ, обзор отличный

        Сейчас у нас в городе бегают армейские КАМАЗ-4350, как замена и ГАЗ-66 и ЗиЛ-131."Полноприводный КамАЗ 4350 Мустанг
        Вооруженные войска России для действенного и мобильного реагирования на границах государства должны обеспечиваться хорошей военной техникой. Завод КамАЗ в Набережных Челнах наряду с многими предприятиями автопрома занимается производством среднетоннажных автомобилей для нужд армейских подразделений." https://promplace.ru/gruzovye-avtomobili-staty-i-obzory/kamaz-4350-1326.htm

  8. +1
    11 ноября 2019 08:32
    Сейчас его заменили КамАЗ и Урпл 4х4?
    1. +3
      11 ноября 2019 10:36
      Цитата: Zaurbek
      Сейчас его заменили КамАЗ и Урпл 4х4?

      Бегают ещё, на дороге пару раз видел именно в составе колонн. Но большую часть списали или на хранение отправили, да.
      1. +2
        11 ноября 2019 14:21
        Цитата: Серый брат
        Бегают ещё, на дороге пару раз видел именно в составе колонн.

        Я тоже, в основном остались технички. У нас в городе, много не увидишь. Когда проводили демаркацию границы с КНР, с обоих сторон отвели войска на 100км от границы, что у нас что у китайцев. Остались только пограничники, да комендатура.
  9. +9
    11 ноября 2019 09:03
    Я на ЗИЛ-131 в ДОСААФ учился на водительские права.
    Претензий к машине не имею. Но двигатель слабоват и резвости машине не хватает. Это сразу чувствовалось когда садился за руль Урала-375, а особенно Урала-4320.

    А мастером по вождению у меня был натуральный немец. ;) Рано утром прихожу, зима, холод, пацаны с вёдрами бегают радиаторы заливают, мастаки курят и подбадривают - а мой уже сам залил и возиться что-то там делая. ;))
    1. +6
      11 ноября 2019 14:11
      Мы в ДОСААФ ездили на двух машинах: ЗИЛ-131 и Урал-4320. Сравнение не в пользу ЗИЛа. Проходимость у Урала однозначно выше. ГУР работает лучше, нет болтанки руля на каждой кочке. В войсках приходилось ездить на Уралах-43202 и КАМАЗах 5350, на ЗИЛ-131 у нас были только МТОшки в рем. роте. Бойцы, которые поездили на Урале на ЗИЛ плевались. Бензин был ещё того качества. В мороз: "не глуши, не заведёшь". Чтобы завести с буксира нужно сделать не один круг по парку. Урал же даже в сильные морозы заводился легко, в худшем случае укупорку с горящей солярой под поддон и факел в корпус воздушного фильтра. С толкача схватывает сразу. да и перед КАМАЗом преимущество в том, что Урал нормально расторможен, а КАМАЗ наоборот, поэтому с толкача не заведёшь, да и проходимость у Урала лучше, но это личное мнение. В общем, я с Вами солидарен, Олег. Урал рулит!
      1. +2
        12 ноября 2019 17:16
        Почти одни ЗИЛ-131 были в армии. Ненадежные в солдатских руках. Перебирали постоянно, чтобы хоть из парка выехали. Когда пришли Уралы-4320 их боготворили. Особенно за проходимось. Хотя в тех краях это был всего лишь глубокий снег. Про солончаки как-то не приходилось даже слышать.
  10. Eug
    +4
    11 ноября 2019 09:08
    Встречал 131-е с дизелем от IFA, привозили из бывш. ГДР. Очень практичная машина.
  11. +3
    11 ноября 2019 10:51
    не знаю как бортовые,а с кунгом ну просто убогие авто,не едет, не тянет, капризная писец,бензина жрет, как то нет добрых слов про это зил, просто при мне уже уралы дизельные были,потому может не воспринимаю это чудо техники
    1. +5
      11 ноября 2019 11:52
      В смысле с кунгом? Конечно если кунг полностью укомплектован всем необходимым оборудованием то ехать бодрячком зилок не будет. Даже обычная МРМка с токарником и всеми прибамбасами весила мама не горюй. За кунг с рем мастерской по ремонту электронных компонентов прицелов по моему весила по паспорту в районе 12 тонн!
      А если просто кунг то бежит весело.
      Первое это нужно сразу перебрать экранированную проводку. Да долго, да муторно. Но на авто снятыз с хранения она после длительной стоянки даёт постоянно пробои и движок троит. Клапана ессно регулировать почаще. Ну и ещё важный момент, мы спиливали напильничком трубки ограничителя, так что бы не было заметно. Ибо за неработающий ограничитель хорошо так драли. И тогда зилок так весело бежит 100+ км laughing ВАИ был момент поймало меня, сказали 115 км, мерили по своей волге.
      По проходимости 131й уступает 157му однозначно, не сильно критично но уступает. Ещё одна недоработка отсутствие межосевого дифференциала и електро пневматическое включение переднего моста. Поэтому при езде по гололёду 131й ведёт себя с передком как корова и норовит уехать как на лыжах. А елетропневматика при длительном включении норовит выбить предохранитель.
      В общем нормальная машина со своими ессно особенностями но надёжная и быстренькая.
      1. +1
        11 ноября 2019 13:20
        троение движка , да,это постоянно было... у нас рембат весь был на этих зилах
    2. +4
      11 ноября 2019 17:29
      Цитата: dnestr74
      не знаю как бортовые,а с кунгом ну просто убогие авто,не едет, не тянет, капризная писец,бензина жрет, как то нет добрых слов про это зил, просто при мне уже уралы дизельные были,потому может не воспринимаю это чудо техники

      Не соглашусь с Вами. Служил год на 131-м в КБВО. Часто выезжали на учения на большие расстояния и по разным дорогам, а иногда и по бездорожью. В одиночном режиме на трассе 110 выжимал из ЗиЛа, да и на буксире приходилось тягать. Хорошее авто! А на 157 - м ЗиЛе 6 месяцев убирал урожай как в Ростовской области, так и в Казахстане. За счёт низкооборотистого двигателя проходимость его повыше чем у 131-го.
    3. +1
      12 ноября 2019 17:17
      Да.. в армии ладно с бензином, а на гражданке..... даже нельзя было сосчитать сколько он жрал.
  12. +4
    11 ноября 2019 12:02
    сколько баек что 157 круче 131-го по проходимости, но вот в ю-тубе ни одно видео этого не подтвердило. конечно от водителя многое зависит, но факт остается фактом. и что тут пишут что водилы отказывались менять 157 на 131, так это было не раз- 21-ю волгу не хотели менять на 24-ю, вместо жигулей не принимал народ и "зубило" 2108... привычка-с
    1. +5
      11 ноября 2019 12:47
      Цитата: Andy
      сколько баек что 157 круче 131-го по проходимости, но вот в ю-тубе ни одно видео этого не подтвердило. конечно от водителя многое зависит, но факт остается фактом. и что тут пишут что водилы отказывались менять 157 на 131, так это было не раз- 21-ю волгу не хотели менять на 24-ю, вместо жигулей не принимал народ и "зубило" 2108... привычка-с

      Нормально у 131-го было с проходимостью. Ещё и бежал за 100. Любимая машина была а армии.
  13. +5
    11 ноября 2019 12:50
    Цитата: Andy
    сколько баек что 157 круче 131-го по проходимости

    Сам работал по молодости в заполярье на Зил -157 , он лучше Урала и Зил -131 шёл по бездорожью. За счет веса и низко оборотистого ДВС. Единственное надо за пальцами рук следить в колее (правильно руль держать) . У меня без гидроусилителя был , хотя более новые шли с гидроусилителем (собирались на Урале на автосборочном заводе из машинокомплектов)
    1. 0
      11 ноября 2019 21:44
      Пальцы пальцами,а вот левый локоток нужно было беречь...
  14. +2
    11 ноября 2019 12:51
    Цитата: svp67
    ЗиЛ-131, как и его родной брат ЗиЛ-130 это конечно легенды о которых еще рассказывать и рассказывать... Автору СПАСИБО за работу, интересно.+

    ....учился водить и получал водительское удостоверение на этом автомобиле...отличный авто....
  15. +1
    11 ноября 2019 14:31
    А какой звук у его "пердунчика"! Ни с чем не спутаешь.
  16. BAI
    +4
    11 ноября 2019 19:02
    ЗИЛ-131, конечно, хорошая машина для своего времени. Но расход топлива ...
    1. +3
      11 ноября 2019 20:58
      Дык для условий эксплуатации, где машину планировали использовать это уже не имело значения. Тут уже- бочкой больше, бочкой меньше... Дело- такое.
    2. +1
      11 ноября 2019 21:45
      У ,,Урала''поболее был,да к тому ж 93- го...
    3. +2
      12 ноября 2019 08:25
      Цитата: BAI
      ЗИЛ-131, конечно, хорошая машина для своего времени. Но расход топлива ...

      У нас в компании были бензовозы на шасси ЗиЛ-131, так на них стояли карбюраторы К-135, где-то около 30 литров на сотню расходовали, трудно сейчас точно сказать, давно было.
  17. +3
    11 ноября 2019 20:37
    Два года "срочки" в ПВ старшим ремгруппы. В подчинении: 131-й МТО и МРИВ с токарником. МТОшка с лебёдкой и кранбалкой и прочими прибабахами по ремонту автотехники бегала довольно легко, а вот МРИВ со станком и сварочником (всё таки 12-ть тонн почти) с натугом, но солидно. Проводку на всех 131-х и 130-х с экранированной на обычную сразу заменили (экранку часто пробивало). А так просто, надёжно и в кабине не тесно.
    1. +3
      11 ноября 2019 20:57
      Цитата: Batar
      Два года "срочки" в ПВ старшим ремгруппы. В подчинении: 131-й МТО и МРИВ с токарником. МТОшка с лебёдкой и кранбалкой и прочими прибабахами по ремонту автотехники бегала довольно легко, а вот МРИВ со станком и сварочником (всё таки 12-ть тонн почти) с натугом, но солидно. Проводку на всех 131-х и 130-х с экранированной на обычную сразу заменили (экранку часто пробивало). А так просто, надёжно и в кабине не тесно.

      Сотрудникам ОРТМ пламенный привет и drinks
  18. +6
    11 ноября 2019 20:55
    Я как-то ранее не дооценивал сию зачётную машину. Но потом, я понял как я ошибался. И просто даже *проникся*. Таки автопром от ЗИЛа- это моя невыносимая любовь. 130 ЗИЛ!- Я мечтал на нём ездить. По мне- красивейшая машина. Сейчас попадается где-то-глаз не могу оторвать. Большая грусть, что завод ухайдокали. До последнего была надежда, что опомнятся.
    1. 0
      12 ноября 2019 01:31
      Заводы в столице изничтожены чтобы избавиться от рабочего класса. Дюже буржуи боятся больших сплоченных рабочих коллективов. Панорамное стекло - эх не было уже Сталина по рогам начальству завода надавать. Армейский грузовик для мирной службы, опыт войны коту под хвост. Да и подачу теплого воздуха от радиатора в тентованый кузов не отработали. Как в сильный мороз раненых везти?
      1. +4
        12 ноября 2019 08:50
        Автозаводы в Москве умерли по разному. АЗЛК убил Лужков, посадив туда директором г-на Асатряна с ЕрАЗа, после чего началась замена кадров на рабочих ЕрАЗа с достижением качества ЕрАЗа. Завод закономерно умер, не смотря на вкачиваемые в него деньги города. На его площадке работает завод Рено, с своим кузовным производством (Логаны там собирали), в полмощности работает.
        ЗИЛ оказался неконкурентоспособен с КАМАЗом и ГАЗом. Модельный ряд неудачен. Закупки для Москвы коммунальной техники на базе ЗИЛов давали заказ до 1000 машин в год к концу нулевых, а это ничто для ЗИЛа.
        Больно сейчас видеть, проезжая по МЦК, остатки разбираемых цехов и жилые кварталы на их месте....
        1. +2
          12 ноября 2019 11:06
          Цитата: Гончар
          Больно сейчас видеть, проезжая по МЦК, остатки разбираемых цехов и жилые кварталы на их месте....

          А вот могильщик завода ЗиЛ.

          Ничего не напоминает? ЗиЛ-170, потом ЗиЛ-5320.
          https://www.drive2.ru/b/502760214089433706/
          https://zen.yandex.ru/media/tehnikacccp/zil-170-praroditel-marki-kamaz-5bfd936b2524ba00aa561382
      2. -1
        18 ноября 2019 12:26
        Нет, просто автозавод в центре города - это не есть хорошо, а сам ЗиЛ уже в 80-ые не имел новых конкурентоспособных моделей, т. к. его разработки стали КАМАЗом. Но в ищите и дальше заговоры.
  19. +1
    11 ноября 2019 22:28
    Вспомнилась служба в Казахстане. По укатанным степным дорогам 131 был лучше всех. В караул возили три машины, 131, 66 и 4320. Всегда ждали 131 и проклинали все на свете когда подавали 66 или Урал. В тех внутренности отбивало, а Зил шел мягко как легковой автомобиль
  20. +2
    11 ноября 2019 22:36
    Цитата: Бензорез
    Я как-то ранее не дооценивал сию зачётную машину. Но потом, я понял как я ошибался. И просто даже *проникся*. Таки автопром от ЗИЛа- это моя невыносимая любовь. 130 ЗИЛ!- Я мечтал на нём ездить. По мне- красивейшая машина. Сейчас попадается где-то-глаз не могу оторвать. Большая грусть, что завод ухайдокали. До последнего была надежда, что опомнятся.

    Соглашусь полностью. Классный был грузовик. На прямой 130 не уступал 21ой Волге. Сам свидетель. Конечно я про бортовой с восьмёркой. Звук двигателя ни с чем не перепутать. 130! Жаль марку убили.
  21. +4
    11 ноября 2019 22:45
    Два года работал с ЗиЛами ещё в ГСВГ. Были 157-е и 157К. Первые - без синхронизаторов в коробках передач, переключаться надо было приноравливаться. И был один 131-й - БГМ (бурильно-грунтовая машина). В кабине после 157-го - как в легковушке, и ходил плавней. Но по местности (низине Одера) 157-й с включённой блокировкой мостов был вне всякой критики.
    1. 0
      13 ноября 2019 05:51
      Но по местности (низине Одера) 157-й с включённой блокировкой мостов был вне всякой критики.

      Так точно. Слабоват 131-й на бездорожье в сравнении со 157-м.
  22. +2
    12 ноября 2019 00:17
    По мне так 131-й до сих пор красавец) Люблю его с армии, были бы лишние деньги- купил бы сразу Парм, на его базе.
  23. +4
    12 ноября 2019 14:34
    Учился ездить на таком.После него Урал и 66-й - не столь удобны. Урал как-то дубовей во всех деталях, от сидений до дверей, которые закрывать надо только с изрядной агрессией... 66-й просто меньше калибром машина, да и при долгой езде в кабине вся эргономика боком вылазит.
    А 131 й стал основным массовым автомобилем - многие связные (комплекс "Зарево", радиостанции большой и средней мощности, радиорелейки), ремонтно-технические (МТО-АТ, ПАРМ), всякие радиоразведывательные, шифровальные, электропитающие, штабные "бабочки", химические, и еще многие специальные автомобили процентов на 60-70 были на этой базе.
    Компрессор опять же всегда с собой имелся (система тормозов воздушная, поэтому работающий движок всегда вырабатывал сжатый воздух), подключай пульвер и крась!
  24. +1
    13 ноября 2019 05:40
    Для военного автомобиля проходимость один из основных факторов. Так вот, выпускавшийся до 131-го ЗиЛ-157 намного лучше по проходимости. В годы срочной службы, лично неоднократно в этом убеждался.
    Дело было в октябре на Вологодчине. Как-то возвращались с учений в составе колоны узла связи. А накануне прошли обильные дожди. Возле картофельного поля к колоне вышел местный колхозник и попросил помощи. На поле застрял КамАЗ самосвал (с наращенными бортами) полный картошки. Сидел на мостах. Ни 131-й, ни Урал не смогли вытащить. Вытащил КамАЗа Зил-157. Причём достаточно легко. Хотя у самого тяжёлый КУНГ набитый аппаратурой.
  25. 0
    14 ноября 2019 06:38
    131-й самому нравился своей удобной , просторной, комфортабельной кабиной. 130-й был удачной, для своего времени, машиной и это его версия приспособленная к бездорожью. Вот тут начинаются проблемы... Урал при явно более некомфортной кабине изначально создавался как вездеход и причем армейский и в проходимости однозначно лучше 131-го. Не знаю были ли версии с блокировками у 131-го, но на гражданке работали на строительстве ЛЭП и там явно была градация 131 потом КамАЗ и лучше всех Урал 4320 у которого все было и по проходимости он был явный лидер. 157-й... ну это прошлый век по комфорту...Кабина там амно, двигло амно... может проходимей, но прошлый век. Те что у нас были в армии не испытывались бездорожьем, а вот по комфорту и вообще с 131-м не конкуренты.
  26. 0
    15 ноября 2019 19:36
    - smile Хорошая машинка! Нас на такой водить учили... Гидроусилитель неплох, и сцепление лёгкое, с "Уралом" не сравнить... Двигатель бензиновый - зимой нет проблем с топливом и запуском, а летом - только заглуши на пару минут, и пары топлива выдавливают бензин из камеры обратно в трубопровод. Приходилось возить с собой воду и тряпку, положишь мокрую тряпку на карбюратор и ждешь... высохла - заводи. Ну и прожорлив движок то... проблему решали установкой ГАЗовского карбюратора... Машина теряла в приёмистости, зато "экономила"! Ну и ручник на трансмиссии - беда просто... Не дай Бог сорвал - замучаешься ремонтировать... Кабина - гольное железо... зимой аж лёд намерзал на задней стенке. А один ЗиЛ был с пневматическим приводом дворников ... Шипело в кабине чуть не громче двигателя! У моего были пробиты четыре колеса из шести - подкачка выручала... laughing Каждый раз, как забывал поглядеть на показатели манометра, давление зашкаливало, и воздух травился через клапан с диким воем - кто не знал, из машины на ходу выпрыгивал... И! О-о-о! Двойной выжим сцепления...
  27. 0
    16 ноября 2019 06:18
    Хорошая машина,зря ЗиЛ развалили.
  28. 0
    17 ноября 2019 15:08
    Цитата: mmaxx
    Да.. в армии ладно с бензином, а на гражданке..... даже нельзя было сосчитать сколько он жрал.

    В СССР бензин стоил дешево. Как сейчас в Саудовской Аравии. Не было у Генсеков ЦК КПСС друзей-миллиардеров. На зарплату жили.
  29. 0
    11 декабря 2019 10:47
    Ух красавцы какие. Спасибо автору за интересную статью
  30. 0
    5 января 2020 06:05
    У нас в части все тягачи для ракет комплекса СНР 75, были 131е, превосходная машина, уступает только Уралу

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»