Боги любят отважных. История одного боя

93

Их восемь — нас двое. Расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть!
Сережа! Держись, нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять.
В. С. Высоцкий


11 ноября 1942 года в Индийском океане к юго-востоку от Кокосовых островов состоялся один из самых удивительных морских боёв Второй мировой войны. Вообще, Индийский океан стал ареной для множества удивительных историй, один бой «Корморана» против «Сиднея» чего стоит, но наш рассказ о не менее, а, возможно, даже более удивительном сражении.



Во Второй мировой войне страны-участницы Германия и Япония, по примеру Первой мировой, продолжили практику рейдерства. Только к надводным кораблям массово добавились подводные лодки.

Разделение труда, если можно так сказать. Подлодки просто топили корабли, а рейдеры зачастую захватывали их и с призовыми командами отправляли в свои порты. Японцы очень неплохо пополнили свой флот таким образом.

И вот 11 ноября произошло то, что произошло. Бой между двумя японскими рейдерами и британским недоконвоем, состоящим из танкера и корвета сопровождения.

Для начала представлю участников.

С японской стороны были два настоящих рейдера. Настоящих, потому что хоть их и строили вроде как пассажирские теплоходы, но за деньги военного ведомства, а значит, в военные корабли эти суда переделывались очень быстро и просто. Вообще планировались как скоростные транспорты, но можно было использовать и в качеств рейдеров.

«Хококу-мару» и «Айкоку-мару» имели водоизмещение 10 438 т и максимальную скорость до 21 узла. Предполагалось использовать их для рейсов в обе Америки.


«Айкоку-мару» в 1943 году

Но с началом войны их переоборудовали во вспомогательные крейсеры. То есть, если перевести на нормальный язык, – рейдеры.

Основным вооружением были 140-мм орудия «Тип 3», каждый корабль нес их восемь штук. Кроме того, две 76-мм зенитки, два спаренных зенитных автомата «Тип 96» калибром 25 мм, два спаренных 13,2-мм пулемёта и два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Вишенка на тортике – каждый рейдер имел по два гидросамолета. Без катапульты, правда, но с кранами, позволявшими быстро спускать на воду и поднимать самолеты с нее.

Боги любят отважных. История одного боя

В общем, довольно стандартно для «вспомогательных крейсеров» того времени. Достаточно для того, чтобы устроить финал любому гражданскому кораблю, чем в целом эта сладкая парочка и занималась. Причем, довольно успешно.

На счету японских рейдеров были к тому времени потопленные американские пароходы «Винсент» и «Малама», британский пароход «Элизия», захваченный голландский танкер «Генота», который призовая команда доставила в Японию, и он вошел в состав Императорского флота под названием «Осё», новозеландский вооружённый пароход «Хаураки», включённый в состав флота как транспорт снабжения «Хоки-мару».

То есть за весьма короткий срок два рейдера пополнили японский флот двумя кораблями. Плюс оба корабля регулярно снабжали топливом и продовольствием подводные лодки, которые работали в районе.

В целом были заняты делом.

Утром 11 ноября юго-восточнее Кокосовых островов наблюдатели «Хококу-мару» обнаружили на горизонте маленький конвой — одиночный танкер в сопровождении эскортного корабля.

«Хококу-мару» повернул к ним, «Айкоку-мару» двигался в 6 милях следом. Капитан 1-го ранга Хироси Имазато решил сначала потопить военный корабль, рассчитывая, что после этого танкер сам сдастся без боя, как это ранее произошло с танкером «Генота» и вооружённым пароходом «Хаураки».

Точно говорят: хочешь насмешить богов – расскажи им о своих планах.

Теперь стоит рассказать о тех, кого догнали бравые японские моряки.

Танкер был голландским, назывался «Ондина», но использовался (Нидерланды как бы уже были все) британским флотом. Корабль был по водоизмещению даже меньше японских рейдеров (9 070 брт) и мог передвигаться со скоростью целых 12 узлов.


Когда британцы поставили танкер себе на службу, то вооружили его одним орудием 102-мм и четырьмя зенитными пулеметами.


Правда, расчеты были не абы откуда, а вполне нормальными кадровыми британскими военнослужащими.

Вторым кораблем был корвет «Бенгал». Вообще по документам он проходил как минный тральщик, но как тральщики эти кораблики фактически не использовались, а вот в качестве эскортных кораблей вполне зашли.

Это была серия кораблей проекта «Батхерст», которую начали называть корветами. Корвет «Батхерст» имел стандартное водоизмещение 650 т и полное — 1025 т. и мог развить скорость до 15 узлов.


Фото "Бенгала" не нашел, это совершенно однотипный ему "Тамворт"

Вооружение варьировалось в зависимости от того, что было в наличии, но обычный набор состоял из одного 102-мм орудия Mk XIX и трех 20-мм «эрликонов». Для борьбы с подлодками служил гидролокатор-асдик «Тип 128» и до 40 глубинных бомб. Корабли обладали неплохой мореходностью, поэтому широко использовались для сопровождения конвоев и десантных операция в Тихом и Индийском океанах в течении всей войны.

Итак, две 102-мм пушки против шестнадцати 140-мм и 12 узлов против 21.

В общем, как пел в песне Владимир Семенович, «расклад перед боем не наш, но мы будем играть». Действительно, голландцам-индийцам-британцам не светило ничего, поскольку нежный нрав японцев был уже печально известен всем.

Наблюдатели с «Бенгала» обнаружили неизвестный корабль, и командир корвета лейтенант-коммандер Уильям Уилсон приказал развернуть корабль навстречу неизвестным, одновременно пробив боевую тревогу.

Тут за первым нарисовался и второй рейдер, оба корабля шли без флагов, но британцы вполне распознали в кораблях японские вспомогательные крейсеры. Все стало печально.

Уилсон прекрасно понимал, что уйти не получится, у японцев огромное преимущество в скорости. Потому капитан принял решение задержать рейдеры и дать возможность танкеру скрыться. И приказал по радио «Ондине» уходить самостоятельно, назначив точку встречи.
А сам отправился в последний и решительный бой навстречу рейдерам.

В целом мысль была неплоха: подойти к противнику на минимальную дистанцию, чтобы использовать свои зенитные автоматы. «Не убью, так отперфорирую». Видимо, Уилсон забыл о торпедных аппаратах у японцев, либо просто не знал.

Но японцев это тоже устраивало, они рассчитывали утопить назойливый корвет, а танкер захватить и отправить в метрополию.

И японские корабли открыли огонь по «Бенгалу».

Тут произошло очень странное событие. Мы никогда не узнаем, насколько отмороженным психом был капитан танкера Виллем Хорсман, но он был очень своеобразным товарищем.

Вместо того, чтобы попытаться скрыться, Хорсман прикинул шансы на успех (12 узлов против 21) и тоже пошел в бой!

А что? Орудие есть, боекомплект (аж 32 снаряда!!!) есть, артиллеристы – британские профессионалы, умереть в бою намного лучше, чем гнить в японском концлагере или развлекая самураев в качестве объекта для пыток.

И Хорсман отдает команду тоже идти в бой!

В общем, сборная Британского Содружества и Нидерландов атаковала японские рейдеры.

Как я предполагаю, японцы промахивались потому, что их душил смех. Ничем иным, как самоубийством, такую атаку не назовешь. С другой стороны, по кодексу самурайской чести все было просто роскошно, экипажи британских кораблей играли на одном поле с японцами.

Да как…

Третий выстрел «Ондины» попадает в рубку «Хококу-мару». Туда же прилетает шестой выстрел «Бенгала». У японцев наблюдается некоторая растерянность…

«Айкоку-мару» тоже начал стрелять по «Бенгалу», однако попасть в эту мелочь оказалось делом не простым. А вот потом случилось то, что поставило ситуацию с ног на голову. В «Хококу-мару» попадает ещё один снаряд.

Споры о том, кто попал, велись очень долго. Понятно, кто экипажи обоих кораблей стояли за то, что это они, но в любом случае, снаряд, отправленный британскими артиллеристами, попал.

И попал не просто куда-то, а в торпедный аппарат правого борта, стоявший под навесной площадкой, на которой располагался гидросамолёт.

Обе торпеды в аппарате, понятное дело, взорвались. Самолёт выбросило за борт, но улетая, он посбивал бочки с горючим, топливо растеклось и загорелось, а потом шарахнуло еще раз. Когда окончательно сдетонировали бочки с бензином, а от них боекомплект орудия №3, которое тоже отстрелялось.

Короче, показательный такой ролик на тему противопожарной техники безопасности.

По итогам фейерверка в кормовой части правого борта образовалась пробоина, достигшая ватерлинии. «Хококу-мару» начал крениться на правый борт и понемногу тонуть. Хотя стрелять по «Бенгалу» японцы не переставали и в конце концов, все-таки попали.

Правда, британцы засадили еще несколько снарядов в рубку «Хококу-мару», но это уже ни какого существенного воздействия не возымело. А вообще и так все шло неплохо, рейдер мало того, что горел, так еще его и потушить не могли никак.

«Хококу-мару» строился не как военный и поэтому не имел нужного количества внутренних переборок, а система пожаротушения рассчитывалась не на горящий сотнями литров авиационный бензин. В итоге огонь, вызванный бензином, добрался до машинного отделения, а вскоре вышло из строя всё электроснабжение корабля.

«Хококу-мару» вышел из боя и прекратил стрелять.

На «Бенгале» решили, что самое время рвать когти, потому что «Айкоку-мару» был невредим, а вот на корвете снаряды закончились. Потому британцы решили, что все, хватит, попытались скрыться за дымовой завесой, но дымовые буи не сработали. И японцы начали преследовать корвет, одновременно пытаясь все-таки в него попасть, хотя бы ради приличия.

Попали. Снаряд разорвался в корме, в офицерских каютах. Жертв не было, поскольку офицеры были заняты делом, возник пожар, которые смогли быстро потушить.

Японцы оказались в сложном положении. С одной стороны, «Бенгал» демонстрировал желание свалить с вечеринки, попасть в крохотный корвет получилось, но на корвете смогли все-таки включить постановку дымов. С другой стороны, «Ондина» тоже собралась куда-то в сторону горизонта. Но сотоварищ по рейдерству явно чувствовал себя не очень.

Примерно через час после начала сражения, капитан Имазато, командир «Хококу-мару», получил крайне неприятное известие о том, что огонь мало того, что не смогли потушить, так он еще подбирается к кормовому артиллерийскому погребу.

Капитан Имазато отдал приказ экипажу покинуть корабль, но сделать это не все успели, потому что буквально через несколько минут «Хококу-мару» взорвался. Столб дыма и пламени поднялся на сотню метров, а когда дым рассеялся, на поверхности моря оставались только мелкие обломки. Из 354 членов экипажа погибло 76, в том числе командир корабля.

Японцы были откровенно шокированы таким раскладом, и… упустили «Бенгал», который под прикрытием дымовой завесы умудрился уйти.

Капитан Уилсон приказал выяснить повреждения. Из примерно двухсот выпущенных по «Бенгалу» 140-мм снарядов в корабль попало всего два. Соответственно, все надстройки были посечены осколками, имели место две пробоины выше ватерлинии, повреждена обмотка размагничивания, но все 85 членов экипажа были целы. Никто не был даже ранен.

Не обнаружив «Ондину» в точке встречи, Уилсон приказал двигаться на остров Диего-Гарсия. Там Уилсон доложил, что «Ондина» погибла.

Британское командование оценило бой «Бенгала» и все моряки были награждены, а Уилсон получил орден "За выдающиеся заслуги".

Так как повреждения «Бенгала» были весьма незначительны, то после короткого косметического ремонта он продолжил службу. По окончании войны остался в составе Индийского военного флота и еще долгое время служил в нем в качестве патрульного корабля. На слом «Бенгала» отправили только в 1960 году.

А с «Ондиной» все было несколько вразрез с докладом Уилсона. «Айкоку-мару», потеряв из виду «Бенгал», повернул обратно, решив разобраться с танкером, в который все-таки попало несколько снарядов.

Естественно, рейдер легко догнал танкер, который уже расстрелял свой огромный боезапас из 32-х снарядов. «Айкоку-мару» открыл огонь фактически в упор, и капитан Хорсман, будучи человеком оригинальным, но не безумным, приказал остановить танкер и поднять белый флаг, а команде — покинуть судно.

К сожалению, пока спускали свой флаг и поднимали белый флаг, японцы успели выпустить еще несколько снарядов. Последний попал в рубку, и отважный голландский капитан был убит.

Команда смогла спустить на воду три спасательные шлюпки и два плота, и начала отходить от обреченного корабля.

«Айкоку-мару» подошёл на пару кабельтовых к «Ондине» и выпустил в его правый борт две торпеды. Танкер после взрывов накренился на 30º, но остался на плаву.

Японцы тем временем занялись привычным им видом спорта, то есть, стрельбой по шлюпкам. Стреляли, надо сказать, очень плохо. Примерно так же, как по кораблям из орудий. Из экипажа «Ондины» погибло кроме капитана четверо: старший механик и три машиниста.

Закончив развлекаться стреляя по безоружной команде танкера, японские моряки решили, что надо бы заняться спасением своих коллег с утонувшего «Хококу-мару».

Возможно, именно это и спасло команду «Ондины» от полного уничтожения. Кроме того, японцы явно нервничали, не будучи уверенными в том, что с британских кораблей не подали сигналов тревоги и в район не спешат британские или австралийские крейсера.

Потому выловив из воды остатки экипажа рейдера-неудачника, на «Айкоку-мару» обнаружили, что танкер упорно не желает тонуть. Тогда по «Ондине» выпустили последнюю имевшуюся торпеду и… промазали!!!

В принципе, логично, если японцы реально начали нервничать.

Можно было бы добить орудиями, но капитан «Айкоку-мару» Томоцу решил, что и так сойдет. Танкер рано или поздно, но утонет, потому рейдер развернулся и ушел в Сингапур.

Но «Ондина» не затонула. Когда «Айкоку-мару» скрылся за горизонтом, в болтающихся на волнах шлюпках разгорелась нешуточная дискуссия. Принявший на себя командование первый помощник капитана Рехвинкель приказал команде вернуться к танкеру и заняться спасением.

Людей пришлось уговаривать довольно долго и не без оснований, посколько изрядно покореженный корабль мог утонуть в любой момент.

Однако команда оказалась под стать своему капитану, и группа добровольцев под командованием второго помощника Баккера и инженера Лейса поднялась на борт. Оказалось, что все не так плохо: машина не повреждена, переборки целы, а поступление воды можно остановить.

Хотя, конечно, японцы хорошо отделали «Ондину». В танкер попало шесть снарядов: два в носовую часть, три — в мостик и надстройку, ещё один — в мачту. И две торпеды в борт.

В итоге решили бороться за живучесть. Пожар потушили, завели пластыри, крен выпрямили путём контрзатопления отсеков.

Через 6 часов безумной работы был запущен судовой дизель и «Ондина» потащилась обратно в Австралию.

На танкере ничего не знали о судьбе «Бенгала», что сыграло злую шутку. «Ондина» запросила помощи в эфире открытым текстом, поскольку все секретные шифры и коды были выброшены за борт перед тем, как команда покинула корабль.

Так как экипаж «Бенгала» уже добрался до базы и сообщил, что «Ондине» хана, то радиограммы с просьбой о помощи были восприняты как ловушка от коварных японцев. И на призывы решено было не реагировать. Хотя вообще-то можно было бы послать боевой корабль, но видимо, в том районе не оказалось ничего подходящего.

Через неделю, 17 ноября, подбитый танкер был обнаружен патрульным самолетом в 200 милях от Фримантла. а на следующий день вошёл в гавань Фримантла, преодолев за неделю 1400 миль.

Примечателен финал истории.

О «Бенгале» и его экипаже я уже сказал, с «Ондиной» вышло почти так же. Весь расчёт 102-мм орудия танкера наградили Голландским бронзовым крестом, а капитан Хорсман посмертно был удостоен титула рыцаря Военного ордена Вильгельма 4-го класса.

Учитывая, как японцы отделали танкер, его решили не восстанавливать, а превратили в бензоколонку для американских подводных лодок, исключив из списков флота и поставив на прикол в залив Эксмут на западном побережье Австралии, где была база американских подводников.

Однако уже в 1944 году, когда театр военных действий начал расширяться, началась нехватка танкеров для снабжения войск и кораблей. «Ондину» решили возродить и отремонтировать. И танкер отправился на ремонт в США, причем пришлось ползти почти три месяца!

Отремонтировали «Ондину» в Тампе, штат Флорида, причем сделали это довольно качественно, так что танкер прослужил до 1959 года и был отправлен на слом всего на год раньше «Бенгала».

Больше, правда, корабли не встречались.

А вот кому не повезло, так это «Айкоку-мару». После возвращения в Сингапур корабль направили в Рабаул. Там рейдер был фактически разжалован из крейсеров, разоружен и использовался дальше в качестве транспорта. Был потоплен в лагуне острова Трук (Каролинские острова, Микронезия) во время операции «Хилстон» американской авиацией.

Капитан Оиси Томоцу провел полгода под следствием, в апреле 1943 года был снят с должности командира судна и переведён в береговую службу.

В качестве заключения.

А не зря говорят, что боги покровительствуют храбрым и смелым. Фактически самоубийственная атака корвета и танкера на вспомогательные крейсера обернулась торжеством боевого духа британских моряков и их союзников и просто кошмарным унижением японцев.

Случай помог? Не бывает таких случаев. Точный прицел, не дрожащие руки и все прочее – и вот вам результат.

Было что-то такое, нашенское, в этом бою. Потому в качестве демонстрации уважения к британцам, голландцам, индусам и китайцам поставил к этой истории такой вот эпиграф.
93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    13 ноября 2019 06:09

    Айкоку Мару в конце карьеры am
    1. +10
      13 ноября 2019 08:10
      Японское соединение, в данном случае, наглядно продемонстрировало полное отсутствие связи с реальностью. Это общая беда запропагандированных обществ, вместо действительного видят воображаемое. Из этого "да мы их одной левой".
      1. +1
        30 ноября 2019 21:34
        И в чем отсутствие связи с реальностью? winked Японские корабли делали ту работу для которой эти суда были переоборудованы. Их противник, это добыча и все расклады были в пользу японцев wink
        Только англосаксы реально везучие парни! Им хватает бесшабашности бросится в атчаянную атаку и в таких атаках им реально фортуна благовалит love
        Этот бой, один из многих примеров! Победа США возле Аттола Мидуэй: японцы имели подавляющее превосходство и этим превосходством уверенно распряжались, но пропустили один удар единственный удар, последними оставшихся у США самолетами, в количестве 36 пикировщиками! Котрорые уничтожили ВЕСЬ АВИАНОСНЫЙ ФЛОТ ЗА ОДИН УДАР! angry такое повторить не возможно!
  2. +10
    13 ноября 2019 06:14
    Спасибо. Очень красивая история.
  3. +13
    13 ноября 2019 06:17
    ,,,интересный эпизод,в изложении автора очень шикарно и читается легко good
    1. +16
      13 ноября 2019 09:16
      Браво,Роман!Прочитал на одном дыхании.Словно побывал там в том бое!Я еще хочу сказать многим нашим коллегам по сайту,считающим американских,британских итд. военных некими трусами.Это далеко не так.Правда всякое было.Например-сдача Сингапура.Но по большому счету сражались они достойно.
      1. +1
        14 ноября 2019 15:46
        Сухопутные подкачали в Сингапуре. ,,Задавил,, японский командующий...А флот?Британцы ,,законодателями моды, были веками. И техника и люди. ,,Дредноут,, был ориентиром для всех флотов мира, но и на д ж е н т е л ь м е н о в в форме Королевского флота равнялись многие. Те же японцы учились у англичан. Выучились и ,простите, ,,построили,, сначала китайцев, а потом и русских. На рубеже XIX и
        XX веков.
        Как бы н е с е к р е т н о - воспитывай приличных граждан Отечества на Традиции и трудностях, используя нешутейный к н у т и настоящий п р я н и к. И обязательно будет результат!И твое государство может стать великим. Как стала Британия ВЕЛИКОБританией. Дело за ,,небольшим,, - кто -бы из ЛЮДЕЙ твоей страны этим занялся серьезно, кому -бы это было интересно.
        О духе нации Святого Георгия. Возможно, на этом сайте и читал. На покатушки аышли в море британские пенсионеры-мужчины и женщины. Небольшенький шторм случился. Укачало многих к финишу...Уставшие, ,,зелегые,, , но СЧАСТЛИВЫЕ добрались до места. Благодарили организаторов.
        Англичане это знают. Нам надо знать - торгаши не джентельмены
      2. 0
        16 ноября 2019 21:58
        Американцы тогда и американцы сейчас - это две большие разницы. Вот лет 15 назад китайцы принудили амеровский разведывательный самолёт к аккуратной посадке на свой аэродром. Тогда ещё живой мой отец сразу вспомнил - во время корейской войны он видел, как на аэродром в Аньдуне пара наших МиГов привела разведывательный RB-29. Мало того, что америкос выбросил контейнер с аппаратурой над морем, он ещё и сел на брюхо очень грубо, чтобы максимально повредить машину.
  4. +23
    13 ноября 2019 06:57
    Оно читается легко,интересно, но автору стоило бы более скурпулезнее узнать ТТХ героев,дабы не вводить в заблуждение читателей. Потому что жертвы ЕГЭ точно не полезут искать истину и примут все на слово....
    "Белгал" был тральщиком! именно тральщиком, а не корветом там каким или шлюпом. То,что их использовали по другому ,не означает,что они перестали быть тральщиками. "Корветы" появились уже в разгаре войны и были заточены именно под ПЛО и ПВО. И даже на некоторые из них ставилось тралящее оборудование,но никто не назвал их тральщиками.Те же "Кингфишеры" или корабли типа "Кил"("Kil").
    Далее во многих публикация вооружением "Бенгала" указана" 76-мм пушка, а никак не 102-мм. Да, в данной серии многие корабли вооружались 102 мм орудием...НО, 4 корабля ранней постройки для индийского флота, одним из которых и был "Бенгал", были вооружены именно 76-мм орудием!И стоит указать,что корабли были австралийской постройки.
    В целом неплохо для популяризации истории флота,но нужно быть более щепетильным при подготовке статьи, ибо её читают не только жертвы ЕГЭ hi smile Все равно плюс. Потому что с "исчезновением" АиЧ читать по истории флота стало практически нечего.... request
    1. +11
      13 ноября 2019 08:07
      Стоило бы пояснить откуда и куда шёл конвой. Он же выполнял какую то задачу? request
      Андрей hi
      1. +17
        13 ноября 2019 08:20
        hi В начале ноября 1942 года голландский танкер был пришвартован во Фримантле, на западном побережье Австралии, после выгрузки груза нефтепродуктов. Следующим пунктом назначения был Абадан в Персии. Танкер погрузил несколько сотен тонн зерна в качестве груза. Во Фримантле 33-летний Виллем Хорсман стал новым капитаном "Ондины". Остальные офицеры на борту также имели голландское гражданство, но большая часть экипажа состояла из китайцев. Артиллеристы на борту "Ондины" были британцами и австралийцами. На "Ондина" также находился моряк из экипажа " Бенгалии", не успевший сесть на свой корабль, отплывший незадолго до "Ондины". Всего на борту "Ондины" находился экипаж из 56 человек.
        Планировалось, что "Ондина" и "Бенгалия" разделятся в Диего-Гарсии на архипелаге Чагос к югу от Мальдивских островов. 5 ноября 1942 года два корабля союзников вышли из Фримантла. При средней скорости в 10 узлов переход обещал быть долгим и скучным.
        1. +5
          13 ноября 2019 08:46
          Спасибо, тёзка. hi Теперь понятно, почему танкер не взорвался и не сгорел. И то, что он вернулся обратно, а "Бенгалия" ушла по маршруту следования.
    2. +5
      13 ноября 2019 19:46
      Цитата: рюрикович
      которых и был "Бенгал", были вооружены именно 76-мм орудием!

      Как артиллерист- тяжелогаубичник никогда не признавал мелочь lol feel с их " карандашами"- снарядиками...

      Но лезть с ОДНОЙ (!!!!!!!!) мухобойкой против 16 140- мм, потопить корабль противника, да ещё и живым остаться- это верх смелости, наглости и удачи....
      1. +3
        13 ноября 2019 20:34
        Цитата: свой1970
        Но лезть с ОДНОЙ (!!!!!!!!) мухобойкой против 16 140- мм

        Справедливости ради надо сказать, что в бортовом залпе каждого было 5 стволов,потому в сумме против 10... smile Но...Наглость умноженная на откровенное головотяпство японцев плюс откровенная Фортуна,любящая слабейших - и получаем то,что произошло.
        Я как-то набросал статейку по случайностям в боях на море,но из-за своего технического неадертализма в области обращения с компом при оформлении материала она не прошла модерацию...Так там упоминал данный бой...
        Дело в том(в данном случае) ,что "мухобойка" в силу своей скорострельности на близкой (относительно) дистанции боя с толковым расчетом может всадить в противника весь свой боезапас. Ведь в морском деле важно КУДА попадет снаряд в противника...И в эпоху конца 19-го века ,когда нормальными дистанциями считались пистолетные в 2-3 км на кораблях была масса орудий мелкого калибра. Считалось, что за счет скорострельности они могут причинять большой ущерб,особенно в стычках небронированных "вояк". Так на тех же наших "богинях" с водоизмещением в 6500т.(грубо) напихали аж 24 "мухобойки" в ущерб основному калибру.
        Так что тральщик при удачном стечении обстоятельств мог принести хоть какой нить урон небронированным японским рейдерам. Но....снаряд,попавший в торпедный аппарат служит подтверждением тому,что удача любит смелых hi
    3. 0
      14 ноября 2019 16:55
      А куда, кстати, АиЧ пропал
      1. 0
        14 ноября 2019 17:11
        Нету времени из-за занятости
  5. +20
    13 ноября 2019 07:39
    Наш земляк, Талгат Бегельдинов, штурмовик, следуя "домой" на изрядно повреждённом Иле (один!), был замечен каким-то известным немецким асом на Bf-109. Штурмовик полз настолько тих и низко, что "фриц", желая сбить его даже выпустил закрылки, но(!) Бегельдинов невероятным образом развернул Ил-2, практически на месте, и встретил мессер из пушек и пулемётов, и сбил его! Пилоты подтвердят - это чудо, помноженное на мастерство лётчика!
    "В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки." (с)
    Британцам в значительной степени повезло, но к везению они весьма увесисто прибавили свою отвагу и мастерство! А японцам дали в руки "стеклянный ...", но они его своими кривыми руками "разбили"...
    1. -19
      13 ноября 2019 10:53
      Вы правы! Только русские способны на подвиг! Остальные априори не способны на это. А если и происходит подобное то это волей случая или трусости другой стороны!
    2. +1
      14 ноября 2019 18:15
      Цитата: Русфанер
      но они его своими кривыми руками "разбили"...


      И порезались изрядно...
  6. +18
    13 ноября 2019 08:07
    И Хорсман отдает команду тоже идти в бой!


    Капитан В.Хорсман


    Артиллерийский расчет танкера «Ондина»




    Повреждения «Ондина»
    1. Комментарий был удален.
  7. +15
    13 ноября 2019 08:40
    Самолёт выбросило за борт,


    Самолет Mitsubishi F1M находившийся на борту «Айкоку-мару»


    Марка выпущена в честь героической битвы
  8. +14
    13 ноября 2019 09:05
    Людей пришлось уговаривать довольно долго и не без оснований, посколько изрядно покореженный корабль мог утонуть в любой момент.

    ,,,в шлюпке с Рехвинкелем только матрос Виссер был готов сопровождать его. Остальные, китайские члены экипажа, отказались идти , так как боялись, что "Ондина" еще утонет.
    ,,,второй помощник Баккер вместе инженером Лейсом, австралийским артиллеристом Хаммондом и британским артиллеристом Райаном поднялись на борт корабля, который все еще горел в нескольких местах. Баккер и артиллеристы начали закачивать воду в несколько баков, которые медленно выровняли "Ондину".Лейс осмотрел машинное отделение и установил, что дизельный двигатель все еще находится в рабочем состоянии. Моторный катер был послан за другими спасательными шлюпками и плотами, и Лейс с Баккером отправились на мостик, где все еще горел огонь. Огонь был потушен, после чего они отнесли тело капитана в его каюту,,,

    Корабельный колокол "Ондины"
    1. +15
      13 ноября 2019 14:04
      Привет, Сергей! Отличные дополнения к статье! Читал про этот бой у А.Больных, Рюрикович тут правильно заметил, что "Бенгал" был тральщиком и орудие у него было не 102, а 76-мм.
      Меня всегда поражала отвага британских моряков при выполнении своего воинского долга, вспомни как британские вспомогательные крейсера бросались навстречу германским рейдерам (настоящим крейсерам и линкорам) и гибли под их огнём, давая охраняемому ими конвою хоть какое-то время чтобы рассеяться. А здесь и отважные голландцы не подкачали, есть чем гордиться потомкам. Для японцев же это пе бой, а настоящий позор, это как ребёнок выпорол по заднице взрослого дядьку. Капитану "Айкоку" нужно было сразу прямо на мостике сделать харакири, всё меньше позора...
      1. +12
        13 ноября 2019 14:23
        Приветствую, Константин hi
        Заметьте как стреляли,шикарно просто: расчет Баккера, который был артиллерийским командиром на "Ондине", уже с третьего выстрела good засадили по рубке и это на море!!

        ,,,а японцы belay
        Из примерно двухсот выпущенных по «Бенгалу» 140-мм снарядов в корабль попало всего два.
        ,,,про торпеды вообще молчу lol
        1. +5
          13 ноября 2019 14:32
          ,,,про торпеды вообще молчу


          Не, ну почему же "молчу", всё же две японские торпеды сработали как надо... для британских моряков. good laughing laughing
          1. +4
            13 ноября 2019 15:10
            Морской Кот (Константин)


            Мне этот бой напомнил как
            КосмосII

            Хардегена на U-123 на гонял yes
            1. +3
              13 ноября 2019 15:25
              А что там было и как? Я чегой-то не помню. Расскажи хоть в кратце.
              1. +10
                13 ноября 2019 15:33
                Хардеген дизель ремонтировал,глубина не позволяла под воду уйти,торпеды все потратил а,тут плавбаза 16 966 тонн !!! на таран пошла. Они ходу на одном дизеле,плавбаза за ними с разницей хода в 1 узел. Два часа за ними шла laughing Они дизель все таки починили и оторвались yes
                1. +3
                  13 ноября 2019 15:45
                  А что, на плавбазе орудия не было? Но всё равно, погоняли подводных орлов. wink
                  1. +8
                    13 ноября 2019 15:47
                    небыло!! и они на расстоянии 400м 2 часа за ними шли,пока на лодке лихорадочно ремонтировались. smile
                    1. +4
                      13 ноября 2019 16:07
                      Во наши ребята дают! С голыми руками на боевой корабль, поди изматерилась вся команда из-за невозможности достать паразита! Фильм бы надо про это снять, да сейчас, поди, уже некому...
                      1. +5
                        13 ноября 2019 16:26
                        ,,,норвежские ребята winked
                      2. +2
                        13 ноября 2019 16:35
                        Всё равно, респект и уважуха. good Норвегия как-то с космосом ни разу не связана, вот и лопухнулся по инерции. laughing
      2. +8
        13 ноября 2019 15:26
        Меня всегда поражала отвага британских моряков при выполнении своего воинского долга, вспомни как британские вспомогательные крейсера бросались навстречу германским рейдерам (нас
        ,,,а бой сухогруза «Стивен Хопкинс», вооруженный одним 4-дюймовым орудием периода Первой мировой войны и двумя 37-мм зенитками ,который потопил немецкий рейдер "Штир"?!
        1. +3
          13 ноября 2019 15:46
          Да, про это бой знаю. Что здесь скажешь, буквально калька боя "Бенгала" с японцами. good
          1. +3
            13 ноября 2019 16:39
            Цитата: bubalik
            ,,,а бой сухогруза «Стивен Хопкинс», вооруженный одним 4-дюймовым орудием периода Первой мировой войны и двумя 37-мм зенитками ,который потопил немецкий рейдер "Штир"?!

            Причём после боя спасшиеся члены команды "Стивена Хопкинса" на шлюпке дошли до Бразилии, пройдя за месяц 2200 миль и потеряв всего 4-х человек из 19.
            1. +3
              13 ноября 2019 17:02
              Достойные люди и настоящие моряки. soldier
              1. +6
                14 ноября 2019 13:24
                ,,,а про арктические конвои?
                ,,,танкер" Азербайджан" шел с грузом льняного масла из Англии в караване PQ 17, был атакован, получил пробоину и вспыхнул.
                Но огонь сумели потушить и от эвакуации отказались, пришли в Архангельск.

                ,,,сухогруз «Старый большевик» с грузом снарядов и взрывчатки в караване PQ 16. От эвакуации отказались, пожар потушили,конвой догнали!
                1. +4
                  14 ноября 2019 14:08
                  Капитан конвоя поднял "Большевику" сигнал "Сделано хорошо" -- высшее одобрение на флоте.
      3. +6
        13 ноября 2019 17:07
        Цитата: Морской Кот
        Меня всегда поражала отвага британских моряков при выполнении своего воинского долга

        Терпите до конца. Мы можем и должны их превозмочь. Чтобы по­строить новый корабль, нужно 3 года, чтобы создать новую тради­цию, нужно 300 лет.

        © Адмирал флота Эндрю Браун Каннингхэм (или же просто АВС).

        Можно ещё вспомнить "Новогодний бой", когда пятёрка английских ЭМ (в том числе ЭМ ПВО, вооружённых всего лишь 102-мм орудиями) встала на пути КРТ "Хиппер" и трёх немецких ЭМ - и не пропустила их к конвою до подхода КРЛ "Шеффилд" и "Ямайка", окончательно прогнавших немцев.
        Этот бой ещё был отмечен фантастической по точности стрельбой "Лютцова" по судам конвоя - находясь в 30 кбт от ближайшего судна, панцершиффе выпустил 87 280-мм снарядов и 75 150-мм, но ни разу не попал. laughing
        1. +3
          13 ноября 2019 17:20
          Терпите до конца. Мы можем и должны их превозмочь. Чтобы построить новый корабль, нужно 3 года, чтобы создать новую традицию, нужно 300 лет.


          Не помню точно, но по-моему Черчилль сказал, что "нам проще построить новый корабль, чем подготовить новую команду". За точность цитаты не ручаюсь, но смысл был именно такой.
        2. +2
          13 ноября 2019 18:23
          Цитата: Alexey RA
          Этот бой ещё был отмечен фантастической по точности стрельбой "Лютцова" по судам конвоя - находясь в 30 кбт от ближайшего судна, панцершиффе выпустил 87 280-мм снарядов и 75 150-мм, но ни разу не попал

          Ну по другим данным снаряды "Лютцова" пустили на дно тральщик "Брэмбл",потом при стрельбе по конвою получил свой снаряд панамский сухогруз "Калобре". Спасла конвой поставленная дымовая завеса и отвратительная видимость в Северной Атлантике зимой плюс штормовая погода. А так как подошедшие легкие крейсера "Шеффилд" и "Ямайка" были еще сильнее визави "графа Шпее" первой генерации,то "Лютцов предпочел удалиться, на прощание добив ЭМ "Акейтес"....
          Так что в тех сложных условиях артиллеристы "Лютцова" вроде бы попадали smile hi
          1. +1
            14 ноября 2019 11:31
            Цитата: рюрикович
            Ну по другим данным снаряды "Лютцова" пустили на дно тральщик "Брэмбл",

            "Брэмбл" топили в два захода. Сначала на ТЩ вылетел "Хиппер": 6 минут огня - и КРТ ушёл по своим делам. А добивали ТЩ уже эсминцы.
            Цитата: рюрикович
            потом при стрельбе по конвою получил свой снаряд панамский сухогруз "Калобре". Спасла конвой поставленная дымовая завеса и отвратительная видимость в Северной Атлантике зимой плюс штормовая погода.

            Судя по Поупу, действия "Лютцова" вообще не поддаются какому-либо объяснению. По плану группа "Хиппера" должна была связать боем эскорт КОН, а группа "Лютцова" - атаковать беззащитные суда КОН. "Хиппер" свою задачу выполнил - все ЭМ эскорта сражались с ним. "Лютцов" незамеченным вышел на КОН с противоположной от "Хиппера" стороны, подошёл на 3 мили - и начал выписывать круги, пытаясь дождаться улучшения видимости. Вместо того, чтобы сократить дистанцию и бить наверняка артиллерией и торпедами. Затем "Лютцов" зачем-то начал обходить КОН с востока, идя на соединение с "Хиппером". И только после этого открыл огонь по конвою - с 9 миль. Кстати, Поуп пишет, что при этом "Калобр" получил осколочные повреждения. Но и тут "Лютцов" не стал сближаться с КОН - и продолжил движение к "Хипперу". При том, что задачей группы "Лютцова" было именно уничтожение судов конвоя, а не поддержка "Хиппера".
            Конец немного предсказуем - "Лютцов" вышел на "Шеффилд" и "Ямайку", завязал с ними перестрелку, а после того как англичане разорвали контакт - ушёл на базу.
            Цитата: рюрикович
            "Лютцов предпочел удалиться, на прощание добив ЭМ "Акейтес"....

            "Акейтес" же вроде бы сам затонул - исчерпав все меры по БЗЖ. На счастье команды рядом оказался траулер "Ноферн Гем", который и подобрал всех, кого смог.
            1. +2
              14 ноября 2019 15:23
              "Хиппера" стороны, подошёл на 3 мили - и начал выписывать круги, пытаясь дождаться улучшения видимости. Вместо того, чтобы сократить дистанцию и бить наверняка артиллерией и торпедами. Затем "Лютцов" зачем-то начал обходить КОН с востока, идя на соединение с "Хиппером". И только после этого открыл огонь


              Ф. Руге объясняет все эти маловразумительные манёвры "Лютцова" тем, что на мостике не знали где находится "Хиппер" и, в виду полного отсутствия какой-либо видимости, опасались влепить снаряд в собственный крейсер. Вообще-то Руге свойственна манера хоть как-то объяснять непонятные манёвры своих кораблей в бою, и выгородить "кригсмарине" хоть задним числом.
              А меня всегда удивляла нерешительность командиров германских надводных кораблей и какая-то их "британобоязнь".
              1. +1
                14 ноября 2019 15:54
                Цитата: Морской Кот
                Ф. Руге объясняет все эти маловразумительные манёвры "Лютцова" тем, что на мостике не знали где находится "Хиппер" и, в виду полного отсутствия какой-либо видимости, опасались влепить снаряд в собственный крейсер.

                Хорошее объяснение - так и вижу идущий в центре конвоя "Хиппер". smile
                Цитата: Морской Кот
                Вообще-то Руге свойственна манера хоть как-то объяснять непонятные манёвры своих кораблей в бою, и выгородить "кригсмарине" хоть задним числом.

                Дык... по большому счёту, именно для этого и пишутся мемуары.
                Цитата: Морской Кот
                А меня всегда удивляла нерешительность командиров германских надводных кораблей и какая-то их "британобоязнь".

                У рейха было слишком мало кораблей, и высшее командование слишком боялось их потерять. Плюс на немцев давила ПМВ - тогда после Ютланда ХЗФ поворачивал в базу при первой же информации о выходе ГФ. Короче, "Ютландский синдром".

                А у короля - много.
                Нужно прибить немецкие ЭМ, засевшие в фьорде, а свои ЭМ не справляются? Да без вопросов, сейчас загоним к немцам в гости целый линкор. ИЧХ, немцев раскатали, а линкор вернулся целым, хотя был просто обязан получить в узостях фьорда несколько торпед.
                Впереди два недолинкора, а у тебя всего лишь модернизированный линейный крейсер доютландского проекта? Значит надо атаковать! И вот уже "Шарнхорст" с "Гнейзенау" спасаются от "Ринауна". smile
                1. +3
                  14 ноября 2019 16:03
                  Значит надо атаковать! И вот уже "Шарнхорст" с "Гнейзенау" спасаются от "Ринауна". smile


                  Вот-вот, и это учитывая "картонную" броню англичанина. Мне в своё время понравилось ехидство А.Больных с которым он описывал это самый "Ютландский синдром". Посмотрите на два реальных боя (не с конвоями), когда ни командиру "Шпее", ни тем кто стоял в рубке "Бисмарка" не хватило элементарной решимости чтобы до конца довести дело. Я не англофил и не германофоб, но здесь же всё видно как на ладони.
                  1. +4
                    14 ноября 2019 17:08
                    ,,,Шарнхорст,которого напугал чилийский сухогруз во время операции,,Берлин""
                  2. +2
                    14 ноября 2019 18:55
                    Цитата: Морской Кот
                    Посмотрите на два реальных боя (не с конвоями), когда ни командиру "Шпее", ни тем кто стоял в рубке "Бисмарка" не хватило элементарной решимости чтобы до конца довести дело.

                    У "Бисмарка" особых шансов довести дело до конца не было. Просто потому, что он не догнал бы "Принца": англичане всего одним попаданием лишили "Бисмарк" 1/6 котлов и организовали ему ещё во время боя дифферент и крен с частичным оголением винта. К тому же пластырь, наложенный позже на пробоину, не выдерживал сотрясения от собственных залпов и большого хода.
                    Кроме того, лезть в дымзавесу при наличии рядом с ней двух КРТ с их ТА - это лучший способ отправить единственный ЛК Кригсмарине на дно (по факту ТА были лишь на одном КРТ, но чтобы понять это нужно было точно опознать "графство", причём не только серию, а конкретный корабль в ней).
                    Что же до "Шпее", то на момент выхода из боя он израсходовал, ЕМНИП, 2/3 БК, тяжело повредив лишь один КР из группы Харвуда. Успел бы он нанести оставшейся паре "Линдеров" критические повреждения до того, как кончились бы снаряды? Или те, держась на большой дистанции, имитируя выход на рубеж открытия огня и маневрируя при залпах "Шпее", вынудили бы его бесцельно расстрелять по ним весь БК? what
                    1. +1
                      14 ноября 2019 19:30
                      Ну, "Эксетер" был уже в таком состоянии, что добить его можно было одним залпом , и даже не главного калибра. Половина артиллерии "Аякса" (или "Акиллеса"?) была выведена из строя и они уже не требовали столь пристального внимания. В том-то и дело, что у фон Лангсдорфа просто не хватило решимости довести дело до конца.
                      А по поводу "Бисмарка" вернусь к тому же Руге, кому лучше знать про свой флот своего времени как ни ему. Он открыто писал о том, что была упущена возможность покончить с "Принцем" в этом бою. И говорит о том, что адмирал отпустил "Евгения" уже после того как сам вышел из боя, из всех повреждений линкора он говорит только о демаскирующем масляном следе и ни о чём больше. Я как-то склонен доверять ему больше, чем кабинетным историкам, не знавшим войны. Но это всего лишь моё мнение. request
                      1. +1
                        14 ноября 2019 20:04
                        Цитата: Морской Кот
                        В том-то и дело, что у фон Лангсдорфа просто не хватило решимости довести дело до конца.

                        Константин hi , где-то читал, что где бы не предлагали решить задачу,в которую попал Лангсдорф,везде она была практически нерешаема при тех вводных,которые оказались на утро 13 декабря 1939 года.Посмотрим,что было гипотетически уже после боя в голове у Лангсдорфа
                        Выбор был невелик: поскольку на хвосте плотно "повисли" англичане, следовало либо дождаться темноты и попытаться оторваться от них, либо уйти в нейтральный порт, исправить повреждения и, прорвав блокаду, скрыться в океанских просторах. В прошлом торпедный специалист, командир "Admiral Graf Spee" явно не хотел ночного боя. Хотя "карманный линкор" имел радиолокатор, сектор его действия ограничивался носовыми углами; к тому же нельзя было с уверенностью сказать, что противник не имеет такого же прибора. Артиллерийский огонь на малых дистанциях мог оказаться эффективным с обеих сторон. "Admiral Graf Spee" имел шанс потопить одного из противников буквально парой залпов, но, вместе с тем, мог получить шквал 6-дюймовых снарядов, после чего благополучное возвращение домой становилось крайне проблематичным. Возможность скрыться в темноте уравновешивалась вероятностью получить с нескольких кабельтовых вражескую торпеду, что также окончательно решало судьбу рейдера.

                        Посмотрим на повреждения "Графа Шпее"
                        Попавшие в него два 203-мм и восемнадцать 152-мм снарядов не причинили ему фатальных повреждений. Главная артиллерия "Admiral Graf Spee" осталась полностью боеспособной: несмотря на три прямых 6-дюймовых попадания в башни, солидное бронирование оказалось настолько надежным, что они даже временно не прекращали стрельбы. Сильнее пострадала легкая артиллерия: одно 150-мм орудие полностью вышло из строя, а подъемники подачи боезапаса к другим были повреждены. Из трех 105-мм установок в действии осталась только одна. Имелись также незначительные затопления через пробоины в обшивке в носовой части, однако корабль не имел ни крена, ни дифферента, а его энергетика находилась в полном порядке. Из почти 1200 человек команды 1 офицер и 35 рядовых были убиты, и еще 58 получили раны и отравления, в большинстве своем легкие.

                        Но серьезным была одна пробоина у ватерлинии от 152-мм снаряда в носовой части, которая могла привести к затоплениям на полном ходу или при серьезном волнении.
                        Расход боекомплекта
                        Фактически было израсходовано 414 снарядов ГК, 377 150-мм и 80 зенитных 105-мм снарядов.) В распоряжении артиллеристов оставалось еще свыше трети 280-мм и около половины 150-мм боеприпасов.

                        Вот и ломай голову,что делать против противника, который быстроходнее , вертлявее и против которого нету противоядия, ибо израсходовав весь боезапас и не добившись фатальных повреждений можно уже априори ставить крест на своем корабле..Задача ещё та smile hi
                        Так что я согласен с Алексеем
                      2. +2
                        14 ноября 2019 20:28
                        Андрей hi , противник Лангсдорфа был уже изрядно побит и с боезапасом у него тоже были проблемы. Другого противника кроме этих двух лёгких крейсеров в регионе НЕ было. Вы скажете, что Лангсдорф об этом не знал -- правильно, но и англичане были не в курсе технического состояния броненосца и его боекомплекта. Но в любом случае финал к которому пришел командир "Шпее" уважения не вызывает. Ни то, что он сделал со своим кораблём, ни его собственный конец в гостиничном номере. Это не подвиг "Варяга". request
                        Да и тот же Руге пишет, что тяготы крейсерства и последний бой морально надломили Лангсдорфа и он не смог вынести всей тяжести ситуации. А что он думал на самом деле уже не узнает никто.
                      3. 0
                        14 ноября 2019 20:42
                        Во всяком случае любой командир смотрит на ситуацию исходя из состояния своего корабля. Лангсдорф сделал выводы не в пользу себя. Так же и англичане - скорее всего видя попадания своих снарядов и проанализировав поведение противника поняли,что их тактика приносит плоды. Потому и получилось,что видя то,что англичане неустанно висят на хвосте, Лангсдорф принял пассивное решение. Еще не известно,как Вы или я поступили бы в такой ситуации wink drinks
                      4. +2
                        14 ноября 2019 20:47
                        Всё логично, не побывав в подобной ситуации, судить кого-то непорядочно. smile drinks
            2. 0
              14 ноября 2019 17:15
              Цитата: Alexey RA
              А добивали ТЩ уже эсминцы.

              Мои приведенные данные от Д.Вудворта. Так что вариаций на данную тему хватает. У него то, что я описал smile
      4. 0
        15 ноября 2019 14:37
        И за полгода до описываемых событий те же британские мужественные моряки смело бежали от эскадры с Тирпицем. Хотя да, вина все же на Первом лорде.
        1. +1
          15 ноября 2019 15:40
          После этой истории американские моряки отказались сходить на берег, заявив, что им "стыдно смотреть в глаза портовым шлюхам". Кажется это была команда линкора "Вашингтон". Ну, это если верить В.С. Пикулю, а у него всегда были проблемы с правдивостью изложения. request
  9. +2
    13 ноября 2019 10:00
    А не зря говорят, что боги покровительствуют храбрым и смелым.

    Не зря.

    Спасибо автору на интересную историю: не знал ее hi
  10. 0
    13 ноября 2019 10:52
    Читал статью про Бенгал в 1990 году в журнале "Моделист-конструктор", там помимо подвига идет описание ТТХ самого корабля!
    1. +1
      13 ноября 2019 20:31
      Было дело. Тоже читал. Там вроде был цикл статей про тральщики и в каждрй статье описыался наиболее примечательный бой. Если не ошибаюсь статья нзывалась Бенгальский тигр.
      1. 0
        13 ноября 2019 20:33
        Да все правильно! Статья "Бенгальский тигр" очень интересные статьи были, информативно -познавательные.
  11. +20
    13 ноября 2019 12:11
    В последнее время на сайте все чаще и чаще пишут интересные статьи о малоизвестных морских сражениях. Читать их очень и очень интересно. Просьба продолжать в том же духе!)))
  12. +3
    13 ноября 2019 12:35
    был уверен что читаю Капцова. но статья понравилась
  13. +3
    13 ноября 2019 12:51
    По имеющимся у меня данным тральщик Бенгал был вооружен и вовсе 75 мм зениткой...Но казус боя от этого только возрастает...
    1. ABM
      0
      13 ноября 2019 16:45
      Цитата: Sapsan136
      По имеющимся у меня данным тральщик Бенгал был вооружен и вовсе 75 мм зениткой...Но казус боя от этого только возрастает...


      не английский калибр
      1. +1
        13 ноября 2019 17:32
        У англичан были трехдюймовки...На том же Дредноуте стояло почти 30 единиц трехдюймовок
        1. ABM
          0
          13 ноября 2019 18:02
          3" - это 76,2 мм
          1. +1
            13 ноября 2019 18:12
            По данным Википедии на Дредноуте именно 75 мм...
            1. ABM
              0
              13 ноября 2019 18:13
              нет, это не английский калибр, именно 76.2 мм были на Дредноуте
              1. +1
                13 ноября 2019 18:14
                Спорьте не со мной,а с Википедией...и инженером Кофманом писавшим статьи в издании Морская коллекция...
                1. Комментарий был удален.
                  1. +2
                    13 ноября 2019 18:25
                    Ваше дело,какой литературе верить,но 75 или 76 мм,это не суть важно...О британских пехотных винтовках тоже пишут по разному...В одной литературе калибр ЛиЭнфильда указывается в 7,71 мм,в другой 7,69мм...Большой разницы я не вижу и как бы там ни было,фугасный снаряд 75 мм будет примерно равен 76 мм фугасу...
            2. +1
              14 ноября 2019 11:40
              Цитата: Sapsan136
              По данным Википедии на Дредноуте именно 75 мм...

              Хихикс... всё ещё хуже - в те времена англичане продолжали мерять калибр малокалиберных систем в фунтах. И на "Дредноуте", по их мнению, в качестве ПМК стояли 12-фунтовки - QF 12 pounder 18 cwt. smile
    2. +1
      13 ноября 2019 18:32
      Цитата: Sapsan136
      вовсе 75 мм зениткой

      Зениткой,но 76мм/40 hi
    3. 0
      13 ноября 2019 19:53
      Цитата: Sapsan136
      зениткой.

      Зенитка обычно дальнобойнее....
  14. +3
    13 ноября 2019 14:11
    Интересная и во многом поучительная история. Лёгкость изложения и чувство юмора автору не изменяют. Спасибо. hi
    один бой «Корморана» против «Сиднея» чего стоит

    Про этот бой читал у адмирала Ф.Руге, тоже ещё та история о хитрости, глупости, и отваге. Почему бы автору не написать отдельную статью о "Корморане" и его командире Детмерсе. А, Роман?
  15. +1
    13 ноября 2019 14:13
    Месяц назад читал ЭТО на другом ресурсе...
  16. +4
    13 ноября 2019 15:40
    WARSPOT.RU
    Подвиг «Бенгала» и «Ондины»
    Владислав Гончаров 11 сентября '19
    «Бенгал» имел бортовой номер J243 и вступил в строй Королевского Индийского флота 8 августа 1942 года. Он принадлежал к строившейся в Австралии серии корветов типа «Батэрст», предназначавшихся для австралийского и индийского флотов. Официально эти корабли обозначались как «Австралийские минные тральщики» (AMS), но сразу проектировались в качестве эскортных, на большинстве из них тральное оборудование не устанавливалось.
    Это были недорогие корабли мобилизационного проекта со стандартным водоизмещением 650 т и полным — 1025 т. Две паровых машины по 2000 л.с. обеспечивали скорость до 15 узлов. Вооружение могло варьироваться, но обычный набор составлял одно 102-мм орудие Mk XIX (по другим данным, корвет имел только 76-мм орудие) и три 20-мм «эрликона»; иногда вместо одного «эрликона» ставился 40-мм «бофорс», но на «Бенгале» его не было. Для борьбы с подлодками служил гидролокатор-асдик «Тип 128» и до 40 глубинных бомб. Всего было построено 60 кораблей этой серии, средняя цена составляла около 250 000 фунтов стерлингов. Корабли обладали неплохой мореходностью, поэтому широко использовались для сопровождения конвоев в Индийском океане.
  17. +2
    13 ноября 2019 17:42
    Весьма интересно и позновательно.Капитан "Бенгала" мало того ,что отважный и мужественный человек,так он ещё и стратег отлично знающий свою команду.А капитан "Одины" поступил как герой.Сам погибай а товарища выручай.Обоим вечная память как воинам,воевавшим с япами. hi
  18. ABM
    0
    13 ноября 2019 18:14
    Цитата: Sapsan136
    По данным Википедии на Дредноуте именно 75 мм...


    дайте ссылку, сейчас поправлю в Википедии
  19. Комментарий был удален.
  20. +4
    13 ноября 2019 21:48
    Спасибо за статью, очень интересно. Не знал про этот бой...
    Вообще, кроме описанного боя и "Новогоднего позора", был ещё целый ряд эпизодов, когда англичане проявляли решительность и отвагу. Видимо, моральный дух наследников Нельсона был силён. Традиции, однако... Навскидку вспомню подвиги эсминцев "Акаста", "Ардент", "Глоуорм", первый бой у Нарвика, "Равалпинди". А уж на Средиземном море как итальянцев гоняли...
  21. +4
    14 ноября 2019 11:58
    Нельзя умалять умение англичан воевать и их упертость. Иначе бы они не выиграли Битву за Англию. И да, когда выбор состоит из "умереть" и "умереть, прихватив с собой врага", нормальные люди выбирают второе. Англичане не могли не знать, как япы обходились с пленными.
  22. 0
    14 ноября 2019 12:16
    Хе-хе... Как я всегда говорил - не понимаю, почему для военных фильмов пишут сценарии. Берется правда - и снимай, пока не посинеешь... Те же Аты-баты и В бой идут одни старики это доказали... Или вот тут...
  23. +1
    14 ноября 2019 12:30
    Прекрасная история! Только где тут нашенское? У нас бывали подобные случаи? Я не припоминаю. Мы все "Варягом" гордились, но сейчас, при более внимательном и трезвом рассмотрении дела, оказывается, что история была не столь блестящая
  24. +1
    14 ноября 2019 13:12
    Написано весело. У нас была подобная в чем то история боя катеров против немецких мониторов на Балтике.
    1. +1
      14 ноября 2019 17:43
      Цитата: Pavel57
      Написано весело. У нас была подобная в чем то история боя катеров против немецких мониторов на Балтике.

      Это так, в которой МБК отогнали немецкие миноносцы?
      Если да, то история эта - байка. По отчётам участников того боя всё было совсем иначе: немецкие ММ Т-30 и Т-31, выйдя на наши СКА, немедленно отвернули, ведя огонь на отходе (по немецким документам они опознали наши СКА как ТКА). Наши катера также начали отход - ввиду подавляющего превосходства противника. После отхода СКА и МБК в атаку на ММ вышли наши ТКА, но командир дивизиона ТКА, отказавшись от принципа массирования сил, решил атаковать ММ всего одним из трёх своих отрядов. Атака была отбита артогнём ММ, попаданий достигнуто не было. Затем атаковал второй отряд - с тем же результатом, ибо немецкие ММ активно отбивались.
      Немцы отошли, но через некоторое время вновь попытались прорваться к о. Нерва. И лишь тогда, в третьей атаке, катерники вышли на цели всем составом (у кого оставались торпеды), причём с двух сторон. Эта атака завершилась успехом - двум катерам удалось "взять в клещи" ММ Т-31 и потопить его.
  25. +1
    14 ноября 2019 14:31
    Спасибо. Одна из самых интересных историй на ВО.
  26. +2
    14 ноября 2019 18:02
    Итак, две 102-мм пушки против шестнадцати 140-мм и 12 узлов против 21.


    Лично у меня ассоциация - бриг "Меркурий" (18 карронад) против "Селиме" (110 пушек) и "Реал-Бея" (74 пушки). Эпиграф - любимая моя песня у Владимира Высоцкого.
  27. +2
    14 ноября 2019 23:49
    Бриг "Меркурий" в 1829 победил 2 турецких фрегата, каждый из которых был в 2 раза больше "Меркурия"! Бригу и его капитану установлен памятник в Севастополе -- первый в городе. На нём выбита надпись: «Казарскому. Потомству в пример»!
  28. ABM
    0
    15 ноября 2019 16:52
    Цитата: Ан Тур
    Бриг "Меркурий" в 1829 победил 2 турецких фрегата, каждый из которых был в 2 раза больше "Меркурия"! Бригу и его капитану установлен памятник в Севастополе -- первый в городе. На нём выбита надпись: «Казарскому. Потомству в пример»!


    110-пушечный «Селимие» и 74-пушечный «Реал-бей» являлись не фрегатами, а полноценными линейными кораблями
  29. DRM
    0
    23 ноября 2019 02:14
    Много похвальных слов (заслуженных) сказано в комментариях об англичанах. Но, хочу заметить, что экипаж английского корабля с честью выполнил свой воинский ДОЛГ! Они обязаны были защищать танкер. Голландские же офицеры поступили выше долга. Танкер не обязан был вступать в бой, тем не менее вступил.
    К слову, вместе с англичанами героически воевали австралийцы, новозеландцы и канадцы. Нужно и им отдать должное.
  30. 0
    30 ноября 2019 13:36
    Спасибо, прочитал на одном дыхании. согласен с камрадами - британские моряки достойны уважения. когда после Цусимы говорили что это "конец империи" имелось в виду в первую очередь наверное - потери морского офицерства.
  31. 0
    2 декабря 2019 14:31
    Смелых Фортуна любит !!
  32. 0
    2 декабря 2019 17:02
    Бой Казарского на "Меркурии"- вот это ДА!
  33. 0
    30 декабря 2019 09:43
    Спасибо за статью. Обучаясь в ПВО на азп 57, было упражнение стрельба по наземным целям. Вопросов о сие логике было много, но полковник чётко ответил, танк мы не уничтожим, но трактор из него сделаем. Помню читал Петруха в Италию отправлял моряков на галерах учиться. Потом шведский парусник заманили на мелководье, и этими галерами расфигачили. Проблемы возникли у шведов с моневренностью, и стрельбой по скарлупкам этим. Ждём от автора историю про ледокол Серебряков. Слушал по радио, вот где подвиг наших дедов!