Плохое предзнаменование для Су-35С. Чем чревато переоснащение «Тайфунов» радарами E-Scan Mk1/2?

41

Несмотря на тот факт, что опубликованная в испанском военно-аналитическом издании infodefensa.com информация о предстоящем масштабном обновлении бортовых радиолокационных комплексов многофункциональных истребителей «Typhoon» модификаций Tranche 1/2/3 Люфтваффе и ВВС Испании удостоилась пристального внимания лишь со стороны западноевропейских экспертных кругов, технологические особенности данной программы модернизации должны быть тщательнейшим образом проанализированы специалистами как оборонного ведомства России, так и ведущего авиастроительного холдинга ПАО «Компания «Сухой». Необходимость придания данному событию более широкой огласки в российских экспертных сообществах не терпит промедлений и продиктована рядом веских обоснований технологического и оперативно-тактического характера.

Отталкиваясь от данных, озвученных главой военно-промышленного подразделения «Airbus Defence & Space» Куртом Росснером в ходе недавней конференции в немецком Манчинге, а также от более ранней информации об опциональном обновлении БРЭО «Тайфунов», фигурирующей в западноевропейском медиапространстве с 2014 года, можно прийти к выводу, что 110 немецких и 19 испанских EF-2000 будут переоснащены перспективными помехозащищёнными бортовыми РЛС с активными ФАР E-Scan Mk 1, в то время как «Тайфуны» Королевских ВВС Великобритании получат ещё более продвинутую модификацию E-Scan Mk 2, именуемую в британской прессе как «Radar 2 configuration».



Бортовые РЛС «Captor-E» открывают новые горизонты перед военно-воздушными силами стран-операторов многофункциональных истребителей семейства «Тайфун»


Обе модификации бортового радара E-Scan являются детищами транснациональной военно-промышленной корпорации «Leonardo» и разрабатываются в рамках амбициозного проекта «Captor-E», призванного довести боевой потенциал авиапарка «Тайфунов» всех «траншей» до уровня поколения «4++» как в задачах завоевания господства в воздухе в сложной помеховой обстановке и дальнего перехвата, так и в задачах по нанесению ударов по поверхностным целям и подавлению ПВО противника.

Хорошо известно, что практически все строевые EF-2000 «Typhoon», состоящие на вооружении ВВС Великобритании, Германии, Италии и Австрии, по сей день оснащены устаревшими бортовыми РЛС со щелевыми антенными решетками ECR-90 «Captor-M». По уровню помехозащищённости, разрешению, дальности действия, пропускной способности (количеству одновременно сопровождаемых «на проходе» целей) и целевой канальности радары «Captor-M» существенно уступают не только наиболее передовым многоэлементным АФАР-радарам AN/APG-77/79/81, установленным на многофункциональных истребителях F-22A «Raptor», «Super Hornet» и F-35A «Lightning II», но и отечественным бортовым РЛС с пассивными ФАР «Барс-Р» истребителей Су-30СМ, «Ирбис-Э» истребителей Су-35С и «Заслон-АМ» перехватчиков МиГ-31БМ. В частности, дальность захвата цели с эффективной отражающей поверхностью 1 кв. м посредством радара «Captor-M» составляет не более 90—95 км (в простой помеховой обстановке), в то время как БРЛС «Барс» и «Ирбис-Э» способны «захватывать» воздушные объекты с подобной радиолокационной сигнатурой на удалении 110 и 270 км соответственно, причем в куда более сложной помеховой обстановке.

Вследствие этого даже интеграция в боекомплекты «Тайфунов» перспективных «прямоточных» ракет воздушного боя сверхбольшой дальности MBDA «Meteor» с активной радиолокационной ГСН не гарантирует экипажам данных машин уверенного удержания господства в воздухе в гипотетическом дальнем воздушном бою с нашими Су-30СМ и Су-35С. Наиболее же остро проблема с «древними» радарами «Captor-M» будет ощущаться в случае попытки проникновения звеньев EF-2000 «Typhoon» в мощные противовоздушные зоны A2/AD ВКС России и войсковой ПВО на Восточно-Европейском ТВД (в районах Республики Крым и Калининградской области).

Оперирование на подступах к данным зонам самолётов радиолокационного дозора и наведения E-3C/D/F ОВВС НАТО будет сведено к минимуму в связи с осуществляющими боевое дежурство сверхдальнобойными ЗРК С-400 «Триумф» и С-300В4 (оснащёнными ЗУР 48Н6ДМ и 9М82МВ с дальностями 250 и 380 км соответственно), а также дальними перехватчиками МиГ-31БМ, способными разделаться с AWACS ещё на дальних подступах посредством ракет Р-37М. Логично предположить, что выдача заблаговременного целеуказания «Тайфунам», а затем и ракетам MBDA «Meteor» на траектории в вышеперечисленных условиях будет исключена, а поэтому лётчикам EF-2000 придётся рассчитывать лишь на допотопные бортовые РЛС собственных машин, которые не смогут селекционировать «Сушки» на фоне генерируемых комплексами «Хибины» прицельных по частоте и заградительных по направлению шумовых помех.

Механический привод доворота антенного полотна и работа в режиме РЭБ в очередной раз подтверждают превосходство технологии АФАР. Ещё один «камень в огород» отечественных радаров с пассивными ФАР


Переоснащение же авиапарков «Тайфунов» новейшими «леонардовскими» БРЛC E-Scan Mk 1/2 («Captor-E») не только буквально в одночасье ликвидирует весь спектр вышеуказанных проблем, но и позволит системам управления вооружением «Тайфунов» реализовать ряд дополнительных уникальных режимов работы. Помимо высочайшей помехозащищённости, обусловленной наличием в архитектуре каждого приёмо-передающего модуля АФАР индивидуального малошумящего СВЧ-транзистора/усилителя и аттенюатора/ослабителя (обеспечивают формирование гибкой диаграммы направленности с «провалами» в направлении станций РЭБ противника), обе модификации РЛС «Captor-E» будут оснащены механическим приводом доворота антенного полотна активной ФАР.

Данное конструктивное решение является редкой и отчасти уникальной «фишкой» применительно к базовой технологии активных фазированных антенных решеток, предусматривающей монтаж полотна на неподвижном аппаратном модуле с наклонной опорной стороной. Благодаря этому решению азимутальный сектор обзора «Captor-E» составляет не стандартные 120° (рапторовский радар AN/AG-77), а более чем 200° с частичным охватом задней полусферы, что позволит пилотам «Тайфунов» удерживать ракето-, самолётоопасное направление в зоне сканирования радара без необходимости сближения с наиболее опасным участком воздушного пространства (рубежами действия ракет воздушного боя или ЗУР вероятного противника). Более того, доворот антенного полотна позволяет радарам E-Scan Mk 1/2 (в отличие от неподвижных AN/APG-77 и AN/APG-81) сохранять должный энергетический потенциал сканирующего луча при сопровождении целей, находящихся под углами более 30—45° от продольной оси истребителя (в боковых полусферах).

Что же касается бортовой РЛС «Captor-E» модификации E-Scan Mk 2 / Radar 2 configuration (для британских «Тайфунов»), то определённые массивы её приёмо-передающих модулей (несколько сотен), по-видимому, будут синхронизированы со специализированными радиочастотными перестраиваемыми фильтрами RFTF (Radio Frequency Tunable Filters), обеспечивающими широкий частотный диапазон работы на излучение. Данное решение позволит АФАР-радару E-Scan Mk 2 реализовать режим РЭБ, обеспечивающий излучение узкого «помехового луча» высокой спектральной плотности в направлении средств радиолокационной разведки и активных/полуактивных радиолокационных ГСН противника. Аналогичным режимом работы располагают и американские бортовые РЛС AN/APG-79/81 истребителей семейств «Супер Хорнет» и «Лайтнинг».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    15 ноября 2019
    Всё пропало, но не сейчас... Даманцев в своём стиле!
    1. +16
      15 ноября 2019
      А где наша "Белка"? В лес убежала?
      1. +9
        15 ноября 2019
        Цитата: Евгений Даманцев
        Благодаря этому решению азимутальный сектор обзора «Captor-E» составляет не стандартные 120° (рапторовский радар AN/AG-77), а более чем 200° с частичным охватом задней полусферы

        Бедные пилоты, остануться бездетными!
      2. -9
        15 ноября 2019
        А где наша "Белка"? В лес убежала?

        В том же "дупле", где и всё остальное. Уряклы ждут "прорыва".
        1. +2
          15 ноября 2019
          Белка наносит ответный визит Рогозину.
      3. +1
        15 ноября 2019
        А где наша "Белка"? В лес убежала?

        Там же где и Армата, на военной приёмке.
    2. +8
      15 ноября 2019
      Ну так может без эмоций и поясните в чем автор не прав? Только не в "общем", а по пунктам.
      1. +2
        15 ноября 2019
        Даманцев написал та,что как будто ему удалось получить эту информацию и только ему!!а то кому следует не знают об этом,и отсутствие информации,не говорит о том,что что то не делается или делается у нас....все вокруг слепы,немы,глухи,а вот он перст указующий что и как и когда надо.
        1. +1
          15 ноября 2019
          Возможно так, но он и технические характеристики привел, дав пищу для размышлений. Я много читаю материалов зарубежных, но вот этот материал не видел. Ну похвалил он себя) что тут плохого.
      2. +10
        15 ноября 2019
        Механический доворот полотна уже давно имеется на серийном "Ирбисе", и по открытым источникам указан диапазон ± 120 градусов. Так, что в части доворота это чудо, которому еще предстоит появиться, повторяет концепцию серийной российской РЛС. Следовательно использование механичекого доворота полотна нельзя считать подтверждением какого-то там превосходства АФАР, это лишь говорит о том, что подобные зоны обзора есть необходимое требование для современных РЛС истребителей, следовательно нужно поумерить пыл в восхвалении систем с неподвижными полотнами.
    3. +7
      16 ноября 2019
      Вы Громозека пишете
      Даманцев в своём стиле!

      —Евгений не «всепропальщик», он просто «оседлал коня» с неисчерпаемой энергией.
      —-Статьи Евгения стилистически посвящены единоборству очень конкретных систем/подсистем (соперников) и состоят из плаката-провокатора, и трех-четырёх частей.
      Все начинается с иррационально провокационно - вызывающего лозунга..

      —-Затем следует рациональные части...
      Первая: описание существующих соперничающих систем и вероятный победитель в бою.
      —-Вторая: описание запланированных изменений в системах (как минимум - одной из соперничающих систем).
      —-Третья: вероятное соотношение сил в результате этих запланированных изменений, и вероятный исход будущего боя.
      —Четвертая, это правда Евгения, «звон в колокола»: обобщение, от частного а общему, запланированного преимущества стороны и кризис, в который попадает обреченная, проигрывающая сторона.
      —-Поскольку все преимущества и недостатки - суть временные, эта фабула неисчерпаема.
      —Евгений не «всепропальщик», он просто «оседлал коня» с неисчерпаемой энергией.
      ——————-
      —-Как радиотехник, я не согласен с преимуществом этой подвижной плоскости антенного полотна по азимуту... этим механическим «дополненным углом рыскания» - ведь во время поворота антенны, она не видит в том секторе от которого «отвернулась», и любое движение в строну от оси движения вызывает механические контр-стрессы.
      —-В целом, чтобы знать «нечто» об объекте с секундной точностью, нужно получать данные об этом «нечто» - не реже чем каждые 500 млск. Короче, учитывая скорости наиболее смертельных систем... ракет.. антенное полотно должно рыскать 4 раза в секунду, чтобы знать «нечто» каждые 1000 метров, при скорости объекта в 2км/секунду (~6М). Причем, это равномерная, постоянная скорость объекта....
      —-А антенное полотно - это набор модулей, каждый включает не только пассивный излучатель, но усилители мощности в передающем режиме, малошумящие усилители в приёмном, фильтры, согласующие цепи... переключатели - коммутаторы, высокочастотные... ограничители мощности.... и РАДИАТОРЫ - а это масса метала... вес продвинутой американской РЛС - порядка 300кг.... Вот представьте эту массу осциллирующую с частотой в 4 Гц! И дальние массы отстоят от центра вращения на 30-50см..
      —-А на какой угол поворота это чудо доворачивается с частотой 4 Гц, или с периодом в 250 миллисекунд... При повороте в 0 градусов, электронное сканирование в 120 градусов... при дополнительном «рыскании» в +/- 40 градусов возможно электронное сканирование в 200 градусов,
      —-Вот и посчитайте какова угловая скорость... нагрузка на раму самолета... за 250 мсек... с радиусом до 50см..
      —-считаю, что время механического доворота от -40 до + 40 градусов не меньше 1 сек. Т.е. период равен 2 сек, и быстрое «нечто» известно каждые 4 сек... при скорости в 2км/сек положение объекта известно через 8 км.... это не следящий радар, а обнаруживающий... на всякий случай.... это интересно в разговоре.. и на дальних дистанциях..
      —-Фишкой будет не плоское, а выпуклое антенное полотно. Его не надо доворачивать. Но это больше элементов, и бОльшая масса.
      ......
      Об этом, думаю, Евгений напишет по теме в следующий раз.
      1. +2
        16 ноября 2019
        Или несколько ФАР, расположенных под углом.
        1. +2
          16 ноября 2019
          Цитата: meandr51
          Или несколько ФАР, расположенных под углом.

          Выпуклое антенное полотно всё же получше будет, хотя математика сложнее.
      2. +4
        17 ноября 2019
        Уважаемый Михаил Драбкин! Я сам люблю читать статьи Евгения Даманцева! Он прогрессирует и пишет интересным стилем и об очень интересных темах. Правда, есть у него небольшие огрехи по радиолокации. Он неважно считает расстояния по радиолокации. Например в настоящей статье:
        В частности, дальность захвата цели с эффективной отражающей поверхностью 1 кв. м посредством радара «Captor-M» составляет не более 90—95 км (в простой помеховой обстановке), в то время как БРЛС «Барс» и «Ирбис-Э» способны «захватывать» воздушные объекты с подобной радиолокационной сигнатурой на удалении 110 и 270 км соответственно, причем в куда более сложной помеховой обстановке.

        Обычно параметром БРЛС является дальность обнаружения цели, а не дальность захвата на сопровождение. Для БРЛС Н035 "Ирбис-Э" дальность обнаружения равна Д=400 км для целей с ЭОП=3 м2, а для целей с ЭОП=1 м2 дальность обнаружения равна Д=303,934 км. Поэтому не может дальность захвата равна 270 км. Если считать дальность обнаружения для БРЛС "Барс", то получится у Евгения дальность обнаружения меньше, чем дальность захвата цели, что не может быть. Евгений является журналистом, но научить считать расстояния его просто надо в виду технической тематики его статей. Статьи у него порой очень замечательные. Я полностью с вами согласен!
      3. -1
        18 ноября 2019
        Скорее всего, самолеты с ФАР и мех. приводом используют его только в обзорном режиме, при необходимости фиксируясь на опред. угле обзора. Например, смотреть на землю, или тупо в небо.
    4. -4
      16 ноября 2019
      fool известный колокольчик звона. этот как его растопшин 30 лет не мог опознать контакт5 с его пластинами 500мм всё сокрушаясь омаленьких 250мм к1 тут деменцев или как его в демшизе называют наш, не видит что пво у нас етсь а у них нет и вабще 1 калибр и завод по производству айфунов/айфонов уедет времонтт навсегда.
    5. -3
      16 ноября 2019
      Я с первого же предложения понял - это опять Даманцев-"всё пропало" fellow Нет, я не сторонник убеждения "всех закидаем шапками" (никогда нельзя недооценивать даже потенциального врага).... Критика нужна, конечно... Но... Но не в контексте ", всё пропало! тушим свет, сливаем воду!"... Уже начали раздражать статьи такого толка...
  2. +5
    15 ноября 2019
    Опять автора угадал по заголовку . Но читать интересно.
    1. +2
      15 ноября 2019
      Интересно, с чисто теоретической точки зрения? В реальности, значительная часть бундесовских "еврофайтеров" стоит на земле по причине отсутствия запчастей.
      1. -2
        16 ноября 2019
        между прочим БОЛЬШИНСТВО и десятилетиями. глава ввс сша жаловался что больше 10-12 ф22 сша не могут држать в воздухе ибо если взять 15 потом будет 8. у или 120 вылетов в сутки. ВКС с хмейнима летали все 440 как бы. токма там всх машин не сто.
  3. 0
    15 ноября 2019
    Гораздо интереснее, что США запсиховали по поводу закупок Египтом Су-35 wink
    https://ria.ru/20191115/1560961883.html
  4. +3
    15 ноября 2019
    Ой снова Дамнцев...еще что то все пропало...
  5. 0
    15 ноября 2019
    Ну когда наконец г.Даманцев прочитает, как работает радар. Любое излучение радара обнаруживается как минимум на двойном расстоянии от излучателя радара. Потому что радиоволне надо долететь до точки отражения, а потом вернуться в приемник.
    1. +6
      15 ноября 2019
      Любое излучение радара обнаруживается как минимум на двойном расстоянии от излучателя радара.

      Всё зависит от того, кем обнаруживается и для чего.
    2. -4
      15 ноября 2019
      Цитата: Дилетант
      Ну когда наконец г.Даманцев прочитает, как работает радар. Любое излучение радара обнаруживается как минимум на двойном расстоянии от излучателя радара. Потому что радиоволне надо долететь до точки отражения, а потом вернуться в приемник.


      Прочитайте наконец то про режим LPI - и может быть потом прекратите нести чушь...
      1. -2
        16 ноября 2019
        прекратите нести чушь...

        Я первый раз фазовращатель ФАР увидел в 1973 г, когда писал по нему дипломный проект. А Вы меньше читайте рекламных проспектов и больше изучайте элементарную физику.
        1. 0
          16 ноября 2019
          а я первым в чебурнете много лет назад тяпнул что пора ставит оптическую РАДИОлокационку с длинйо волны от 1 мм до 100м. теперь всё чаще пишут что это реально.
        2. Комментарий был удален.
  6. +4
    15 ноября 2019
    Птицу видно по полёту, а Даманцева по названию.
  7. +3
    15 ноября 2019
    Даманцев молодчина, он нас своими статьями заставляет быть в тонусе, и, не расслобляться. ...уж лучше перебдеть, чем потом пожинать , плоды шапкозакидательской политики. ..
  8. -4
    15 ноября 2019
    Цитата: Дилетант
    Любое излучение радара обнаруживается как минимум на двойном расстоянии от излучателя радара. Потому что радиоволне надо долететь до точки отражения, а потом вернуться в приемник.

    belay belay belay
  9. +3
    15 ноября 2019
    Теоретически, ПФАР не так сильно отстает от АФАР, как щелевая антенна И ждем наследства от Су57, в виде АФАР и других систем и ТРД. Думаю, такая модернизация реальна для 4го поколения!
    1. 0
      18 ноября 2019
      Это смотря что нужно от РЛС. Читал одну интересную статью, её бывший ПВОшник написал . Так вот по его статье , КПД АФАР самый низкий.
      1. 0
        18 ноября 2019
        И тем не менее, основной тренд РЛС с АФАР и на кораблях и в ПВО и а авиации и на вертолётах.
        1. 0
          18 ноября 2019
          В теории она более надёжна и может выполнять сразу несколько задач переключая часть модулей на решение одной задачи ,а часть на другую.
          1. 0
            19 ноября 2019
            Она , также , даёт более чёткую картинку...лучше осознает цели и на земле и в воздухе.
            1. 0
              19 ноября 2019
              Ну это спорный вопрос,на мой взгляд это больше от частоты работы РЛС зависит. РЛС работающая в Х даапазоне будет лутше распознавать цели чем та которая работает в С диапазоне и так далее.
  10. +4
    15 ноября 2019
    Я НЕ ПОНЯЛ!
    Кто то считает, что один радар, даже лучший, может что то принципиально изменить??? А где напевы про всякие сетевые войны и про то, что и радара включать не придется, поскольку самолёт будет собирать инфу от всех вокруг и только концентрировать, обрабатывать её. Типа его не видно, а он всё про всех знает ...
    Надо определится, Толи радар мощный, который по любому засветит самолёт, то ли сетевые технологии!
    Кстати, для обороняющегося на своей территории, вблизи своих разведывательных и управляющие центров, однозначно сетевые технологии предпочтительней.
    А вот нападающему, хороший радар точно будет к месту, потому что всё его обеспечивающее может оказаться далеко сзади, если противник, его, зевать не будет!
  11. -2
    15 ноября 2019
    Цитата: rocket757
    А где напевы про всякие сетевые войны и про то, что и радара включать не придется, поскольку самолёт будет собирать инфу от всех вокруг и только концентрировать, обрабатывать её. Типа его не видно, а он всё про всех знает ...

    Вся это сетецентричность будет давать сбои при воздействии РЭБ. Так что каждое боевое средство должно что-то из себя представлять, а не надеяться на помощь ,,дяденьки,,
    1. 0
      19 ноября 2019
      На каждую пару истребителей нет одной системы РЭБ....
  12. +1
    16 ноября 2019
    Очередной гон диванного любителя рекламных проспектов. Женек, "в гости" в армию сходи, чтоб бред не ваять!
  13. Комментарий был удален.
  14. -4
    16 ноября 2019
    Тревога! Тревога! Все пропало! Дурной знак! Радары, радары! Вообще сложилось впечатление, что статья появилась в результате взрыва на типографской фабрике. Автор сам был в изумлении, когда ее прочитал. Если следовать таким рассуждениям, то и появление страны США - дурной знак для России. Да и само открытие Америки - плохое предзнаменование для всего мира. Борьба технологий идет постоянно. Сегодня у них лучше, завтра у нас. Автор чрезмерно пуглив?
  15. 0
    16 ноября 2019
    Даманцева стал узнавать по заголовку. Читать статью не стал.
    Время жалко.
  16. 0
    16 ноября 2019
    Конечно, судить можно будет лишь по результатам (практика боевого применения, технически и финансово).
    Но сам подход показывает, что умелая модернизация может повысить потенциал техники.

    Тем более, с возобновлением крупномасштабного военного соперничества (США, NATO v.s. Россия, Китай) снова осознают, что кроме "оружия судного дня", остальные виды вооружения - "расходный материал" войны и в них важно не только (и не столько) "гига-качество" данной единицы, но количественное превосходство и способность экономики страны возместить потери на поле боя. Что куда больший потенциал повышения болевой эффектности лежит, не в наращивании боевых возможностей единицы (самолет, танк, корабль), но в "синергии" и "мульти-доменности" (multi-domain. Не путать с много-средностью, как у нас часто неверно переводят это важнейший термин, восходящий к системной инженерии, IT-инженерии больших систем автоматизации сложных бизнес-процессов) применяемых средств.

    Необходимость механического доворота выглядит, как разумное инженерное решение при невозможности реализовать в старых машинах способности АФАР к чисто электронной развертке и многолучевому сканированию - для этого нужно размещать элементы АФАР по всему планеру (в виде "боковой линии", на крыльях, хвостовом оперении и пр.), что, конечно невозможно сделать в рамках модернизации.
  17. Комментарий был удален.
  18. 0
    18 ноября 2019
    Автор, я не знаю, может ли мех. привод поместиться в крошечном носу "тайфуна", который изначально мог вообще не быть рассчитан (я не помню, что там у него изначально было, обычный радар с мех. приводом, или ФАР), на наличие механики но вот огромные размеры Су-35 позволили разместить на нем такую штуку. От активности/пассивности ФАР тут вообще ничего не зависит. Матчасть учи. Собственно раньше только так и можно было изменять направление излучения, поэтому ФАР и придумали. Что же касается каких-то направленных излучений, ну так любая ФАР для этого и существует, при этом показатели мощности излучения все равно ограничены, и небольшой радар легкого истребителя, а особенно работа лишь части его ПП-модулей как-то не настраивают на супер-пупер РЭБ.
  19. -1
    19 ноября 2019
    Не волнуйся, Россия. У вас есть отличные системы для РЕБ "Гималай", " Витебск"..

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»