Китайские истребители с АФАР потеснят на рынке российские самолёты?

44

Радар XXI века


В ноябре 2019 года издание Defense Aerospace сообщило, что для китайского истребителя J-11B (не что иное, как копия Су-27СК) создали новую бортовую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Это более чем интересно, учитывая большой парк этих машин. Однако еще любопытней посмотреть на ситуацию в целом.

Что такое БРЛС с АФАР? Если не вдаваться в детали — наиболее технологически продвинутая радиолокационная станция для истребителей на сегодня. Ее применяют для наиболее совершенных истребителей четвертого поколения, а также для истребителей последнего, пятого, поколения. Так у F-22 Raptor РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой, а у F-35 — AN/APG-81. В чем именно преимущество такой концепции? Если не вдаваться в детали, РЛС с АФАР позволяет обнаруживать цели быстрей, на гораздо большей дистанции и при этом имеет выдающуюся надежность.



АФАР работает по принципу управления фазами сигналов: в основе системы лежат приемо-передающие модули или ППМ (у F-22 их примерно две тысячи). Изменение фаз сигналов, которые излучают приемо-передающие модули, дают радару с АФАР возможность формировать мощный направленный луч, позволяя решать задачи намного эффективней старых импульсно-доплеровских радиолокационных станций. Иначе работает РЛС с ПФАР или пассивной фазированной антенной решеткой — предтеча РЛС с АФАР. ПФАР не обладает активными устройствами: для генерирования радиосигнала используется единый для всей системы радиопередатчик, после чего он распределяется между всеми излучающими элементами.

При некоторой схожести концепций РЛС с АФАР надежней (выход из строя одного ППМ не станет большой проблемой), легче и универсальней. «Раньше, если, например, вышел из строя передатчик, самолет становился "‎слепым"‎. А тут поражены одна-две ячейки, даже десяток, а остальные тысячи продолжают работать», — говорит гендиректор НИИП им. Тихомирова Юрий Белый. Что же касается универсальности, то РЛС с АФАР, в отличие от других, позволяет одновременно вести поиск и обнаружение целей, выполнять картографию и даже ставить помехи для вероятного противника. Перенаправляя часть модулей для решения конкретных задач.

В качестве недостатков активных фазированных антенных решеток указывают их высокую цену, однако нужно понимать, что современные военные технологии (да и не только современные) обычно стоят дороже, чем представители предыдущих поколений. Особенно, на этапе их раннего применения.

Битва за воздух и за рынок


Для России внедрение в состав своих истребителей РЛС с АФАР будет действительно инновацией, как бы это странно не звучало. Страна еще физически не приняла на вооружение ни одного серийного истребителя, обладающего такими технологиями. Поставляемые в войска самолеты Су-35С и Су-30СМ имеют БРЛС с ПФАР: «Ирбис» и «Барс» соответственно. А МиГ-35 и Су-57 (у обоих должны быть БРЛС с АФАР) существуют пока что лишь как прототипы, хотя первый серийный Су-57 должен быть поставлен ВКС в этом году. Недавно его даже показали.


А что же Китай? Упомянутые выше J-11B изначально имели старые радиолокационные станции «Тип 1474»: по мнению экспертов это не что иное, как китайский вариант старого советского радара Н011. Как стало известно сейчас, испытания усовершенствованного истребителя J-11B с новой РЛС проводятся в пустынной местности и довольно успешно. В перспективе новый радар с АФАР позволит оснастить китайские истребители J-11B новыми авиационными ракетами PL-15. «В отличие от характерных для наших истребителей J-11B радарных конусов (куполов) черного цвета в передней части самолета, новые радары установлены под белым конусом (куполом). Новые радары позволяют использовать ракеты большой дальности», — говорится в сообщении китайского телеканала CCTV.


Напомним, PL-15 — новая ракета большой дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения, уже успевшая вызвать на Западе большой интерес.

Всего, согласно данным из открытых источников, Китай имеет в своем распоряжении 95 истребителей J-11 и 110 J-11B/BS. Однако вскоре все эти машины может сменить другой самолет — чисто китайский (с некоторыми оговорками). Дело в том, что уже сейчас КНР имеет в своем составе примерно 300 истребителей J-10. Около 50 истребителей из этого числа относятся к версии J-10B и имеют РЛС с АФАР, «малозаметный» воздухозаборник, современную оптическую станцию переднего обзора и новый двигатель WS-10A. В 2018 году стало известно, что на вооружение Китая заступил новый истребитель J-10C, имеющий, кроме прочего, улучшенную малозаметность.


Можно, конечно, смеяться над китайцами, говоря, что J-10 — «копия» израильского «Лави» или еще чего-то. Однако нужно понимать, что уже сейчас последние версии «китайца» превосходят по уровню БРЭО самые современные серийные российские истребители (летно-технические качества — совсем другой вопрос, мы его сейчас рассматривать не будем).

Примечательно и то, что китайский самолет относительно дешев: по крайней мере, в ранней комплектации. Согласно данным из открытых источников, цена одного J-10 варьируется от 30 до 40 миллионов долларов. Даже если мы поднимем планку до 60 миллионов, это будет существенно ниже экспортной стоимости Су-35С. Напомним, в 2018 году «Российская газета» — официальный печатный орган российского правительства — со ссылкой на китайское издание «Феникс» сообщило о том, что на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге официально озвучили детали контракта на поставку в Китай Су-35. Его общая цена — 2,5 миллиарда долларов. Если пересчитать стоимость одной машины, получается 104 миллиона долларов за самолет.

Это не удивительно, если учесть, что ранее цена Су-30МКИ индийской сборки составляет примерно 80 миллионов долларов. То есть, грубо говоря, была на уровне цены F-35A к моменту развертывания серийного выпуска этого боевого самолета. Если попытаться снабдить Су-30/35 гипотетической российской РЛС с активной фазированной антенной решеткой, их цена вырастет еще больше. Такая «занятная» арифметика.

Это пять


С формальной точки зрения, новый российский Су-57 и новый китайский J-20, также относящийся к пятому поколения, имеют РЛС одного уровня. На российской машине должна стать РЛС с АФАР Н036 Белка, имеющая примерно 1500 ППМ. Нужно полагать, радиолокационная станция J-20 имеет похожие характеристики.


Однако нужно понимать, что J-20 уже принят на вооружение, а в будущем темпы производства этого самолета будут только расти. В этой связи главной интригой остаются боевые возможности и цена машины: сейчас очень сложно судить как про одно, так и про другое ввиду недостатка данных. Но если у китайцев все получится хотя бы на половину, Су-57 рискует получить очень опасного врага на мировом рынке вооружений.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    15 ноября 2019
    Не будет китаец с современным БРЭО дешевле Су35С....электроника вещь дорогая!
    1. +8
      15 ноября 2019
      Цитата: Zaurbek
      Не будет китаец с современным БРЭО дешевле Су35С....электроника вещь дорогая!

      Да, электроника вещь дорогая, но китайцы мировая кузница электроники.
      1. +4
        15 ноября 2019
        Как показывает практика, изделия одного уровня стоят уже на одном уровне.
        1. Комментарий был удален.
      2. +2
        15 ноября 2019
        Да, электроника вещь дорогая, но китайцы мировая кузница электроники.

        При том, что, вся новейшая электроника, разрабатывается за поеделами кузницы. Им же разрешается только ковать.
      3. -1
        16 ноября 2019
        вы правы! но, они клепают не свои "разрабодки" придет время, и они останутся со своими супер заводами один на один. а когда нет МОЗГОВ, это ШВАХ !
      4. 0
        17 ноября 2019
        Не путайте ширпотреб с военной электроникой. Думаю китайцы сделали все именно на основе ширпотреба.
    2. +7
      15 ноября 2019
      Автор! Не надо писать свои измышления на насчёт Н036 "Белка". По дальности обнаружения ей нет равных мире. Здесь неоднократно приводился расчёт дальности обнаружения на ВО. Но таким, как вы и прочим стратегам, видимо наплевать на характеристики, лучше оплевать российскую технику... Дальность обнаружения цели с ЭОП=1 м2 равна 400 км для БРЛС Н036 "Белка". В области разработки АФАР, СВЧ устройств и модулей - Россия обгоняет США и другие страны. Это признано США.
      1. 0
        15 ноября 2019
        А откуда у вас данные про ^белка^?
        1. +8
          15 ноября 2019
          Эти данные в открытых источниках. Их только ленивый не знает. А ещё белка это не один радар а целых пять. Два из которых работают в децеметровом диапазоне волн , благодаря чему может обнаруживать самолёты зделаные по технологии стелс.
    3. 0
      15 ноября 2019
      Заблуждение думать, что электроника - дорогая. Дорого стоит разработать, построить завод с нужным техпроцессом, а вот потом - она идет на вес. Ведро - полтинник. Тиражирование не так дорого стоит. Кроме себестоимости комплектующих (а Китай - основной поставщик редкоземельных элементов - то есть, даже дорогие составляющие отечественные, поэтому и дороги они относительно), нет больше особо затрат, кроме уже понесенных - строительство завода и разработка, НИОКР.

      В Китае заводы есть, НИОКР уже сделана. Тиражировать им будет стоить относительно дешево.
      1. -2
        15 ноября 2019
        Цитата: Проктолог
        Заблуждение думать, что электроника - дорогая. Дорого стоит разработать, построить завод с нужным техпроцессом, а вот потом - она идет на вес. Ведро - полтинник. Тиражирование не так дорого стоит.


        Вот как раз это - большое заблуждение. Отнюдь не всякая электроника дешева в тиражировании. Не говоря уже о том, что затраты на разработку нужно окупать, и окупаются они за счет продажи готовых изделий.
      2. 0
        21 ноября 2019
        Пожалуйста, не говорите чего не знаете. Военная электроника, справедливо али нет, стоит огромнвх денег.
  2. -6
    15 ноября 2019
    Вся китайская оборонка заточена под вытеснение российских поставщиков с мирового оружейного рынка. Конкурировать с проамериканскими производителями они пока не в состоянии, кроме цены, а вот мы "змеюку на груди" таки пригрели. Я бы сказал, даже взрастили.
    1. -5
      15 ноября 2019
      Цитата: Лексус
      а вот мы "змеюку на груди" таки пригрели.

      Не мы, а Вы. request
    2. +5
      15 ноября 2019
      Цитата: Лексус
      Вся китайская оборонка заточена под вытеснение российских поставщиков с мирового оружейного рынка. Конкурировать с проамериканскими производителями они пока не в состоянии, кроме цены, а вот мы "змеюку на груди" таки пригрели. Я бы сказал, даже взрастили.
      Ну вот, а параллельно тута есть люди, что призывают и 57 китайцам отдать, да побыстрее. И лайкают их полно.
    3. +7
      15 ноября 2019
      Ну взрастили вообще то янкесы. Россия "присоединилась" позже.
      1. -4
        15 ноября 2019
        Ну взрастили вообще то янкесы. Россия "присоединилась" позже.

        Американцы в целом с промышленностью помогли. А вот у оборонки китайской почти полностью "русское" лицо. Ракеты, СПРН, авиация, танки, корабли, подводные лодки и прочее. Там нет американских корней. Но все существующие уж больно похоже на нашу технику. Они это и не скрывают.
        Даже то, чего у нас самих нет, например китайские "Иджисы", создано, как минимум, при содействии наших специалистов и других "выпускников" советских ВУЗов.
        1. 0
          15 ноября 2019
          А еще помогли им космическую программу освоить с тэйкунавтами
        2. +5
          15 ноября 2019
          Цитата: Лексус
          СПРН

          У нас и у китайцев абсолютно разные системы. Пару дней назад на ВО была хорошая статья про это.
    4. 0
      16 ноября 2019
      Какая это конкурентная цена,если китайские самолеты УЖЕ дороже ,чем F-35?
    5. 0
      16 ноября 2019
      Надо нашим жёстко стоять по поводу экспорта Китаем самолётов, в которых используются наши двигатели, а все они так или иначе наши. А своими АФАРами пускай себе торгуют на здоровье.
  3. +11
    15 ноября 2019
    У китайцев мощная электронная промышленность. Фабрика всего мира.
    Нам, из той засады, куда нас загнали всякие разные и отнюдь не забугорные, выползать и выползать. Потому что прорыва, с такими "рулевыми", нам не светит!
    1. -4
      15 ноября 2019
      Мощная то она мощная, но в каком плане? В плане промышленного производства по готовым решениям, да согласен. А вот в плане проектирования, увы и ах китайцы уж точно не в первой 10ке.
      1. +1
        15 ноября 2019
        Цитата: MORDVIN13rus
        А вот в плане проектирования, увы и ах китайцы уж точно не в первой 10ке

        Китайцы интенсивно готовят научные кадры и строят отраслевую, да и все остальные научные школы!
        Не первой десятке, как же, они в связи уже считай лидеры!!! Разработать предложить всем готовую структуру сетей 5G это не халям-балям, это серьезное научное и технологическое достижение!
        1. -1
          16 ноября 2019
          Тото же китаезы к нам в часть приезжали, по обмену опытом. Только чтот опытом они не обменивались, а все вынюхивали, как же так Бук то работает. Они в то время как раз закупили комплекс М2, а вот повторить видимо не получалось, от слова никак. А чем 5Г от 4Г то отличается? Всего лишь скоростью передачи. И что что, они явно не сами это сделали, и уж явно не первые ее начали внедрять. А то что внедрили, так у китайцев с этим никогда проблем не было. Вот когда они что то свое с нуля создадут, начиная от основ, разработки технологии и так далее, вот тогда я лично пожму им руку, и скажу что молодцы. А пока что дальше копирования они не продвинулись.
          1. 0
            16 ноября 2019
            Китайцы научатся делать всё что угодно и разрабатывать будут сами ....
            Про великие научные открытия, не говорим, но это пока.
  4. +9
    15 ноября 2019
    J20 в полном пролете laughing

  5. +6
    15 ноября 2019
    Надеюсь уже выполняются НИОКР по оснащению РЛС Су-35С, Су-34 и Су-30СМ АФАР...
    1. 0
      17 ноября 2019
      Цитата: bars1
      Надеюсь уже выполняются НИОКР по оснащению РЛС Су-35С, Су-34 и Су-30СМ АФАР...

      Только без паники!!!!!!!!! АФАР - это день сегодняшний, а завтра - за РОФАР!!! Есть смысл вкладываться именно в это, имхо. Так в "Военной приёмке" рассказали, если что. wink
      1. +1
        30 января 2020
        Только без паники!!!!!!!!! АФАР - это день сегодняшний

        Да какая уж тут паника? АФАР ещё толком никто не довёл до ума в отличие от ПФАР. Американцы мучают активную решётку лет так уже 30 - 40 и то все никак не домучают. Про дальность работы станции - это заблуждение, современные ПФАР на ЛБВ превосходят их по этой характеристике. Единственным преимуществом(реальным, а не маркетинговым и теоретическим) АФАР является быстродействие в работе некоторых режимов БРЛС. Большая надёжность станции - это тоже большое преувеличении, во-первых современные сетчатые ЛБВ достаточно надёжны и если вовремя проводить обслуживание станции и иметь ответственный ОТК никаких проблем с ними нет. Во-вторых АФАР - это тот ещё троянский конь, для нормальной работы станции необходимо чтобы ППМ-мы имели очень близкие характеристики, а этого добиться очень сложно и именно поэтому они стоят как отлитые из золота, потеря одно-двух ППМ сильно не скажется на характеристиках станции? Ну, ну... смотря в какой части полотна и отремонтировать их в отличает от замены одной ЛБВ та ещё задача(новые ППМ ещё с остальными согласовать необходимо).
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    15 ноября 2019
    Да тут все верно, я правда за "мировой рынок вооружений" не понял. Это где такой? РЫНКА-то как такового нет, и свежий пример с угрозами от Госдепа в адрес Египта, коль те купят Су-35 - яркий пример.
    Тут НЕ рыночные механизмы. Простите, но за косяк с Арамко - при РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ - Рейтеон банкротится, и с рынка вылетает навсегда.
    Играют механизмы, очень далекие от рынка. Рынок где может остаться? Турция - там конкурентная борьба будет. Пакистан - уже врядли. А все, больше нет, кончился рынок с конкуренцией. Не в Индию же их продавать?
  8. +1
    15 ноября 2019
    "Но если у китайцев все получится хотя бы на половину, Су-57 рискует получить очень опасного врага на мировом рынке вооружений". И сколько твердых контрактов китайцы уже заключили? Факты в студию).
    1. -2
      15 ноября 2019
      Они построили новый крупный завод, выпускающий только радары АФАР.
      Самые разнообразные. Для любых самолетов.
    2. 0
      15 ноября 2019
      Да они его продавать и не собираются в ближайшее время. Они его внешний вид рассекретили году в 12 если я не ошибаюсь, когда он уже летал.
  9. 0
    15 ноября 2019
    Цитата: bars1
    Надеюсь уже выполняются НИОКР по оснащению РЛС Су-35С, Су-34 и Су-30СМ АФАР...

    Я думаю, если бы довели АФАР до серии, то уже давно бы начали и свои модернизировать и в прайсах на выставках бы уже были. Может конечно уже есть но не для всех... типа военная тайна, всё может быть...
  10. -2
    15 ноября 2019
    Если по статье, без лишних эмоциональных всплесков, то китайцы, доведя данные образцы до серийности и снизив цену, смогут вклиниться в сегмент модернизации бывшей советской авиатехники.
  11. DPN
    +1
    15 ноября 2019
    В общем ничего странного в этом нет, СССР всему их научил ,показал,раньше Союз им поставлял авто и самолёты ,теперь на оборот наши Российские просторы завалены их ней промышленностью и авто на каждом углу их нее.Как то один их генерал сказал :Вы летаете по Швейцарским часам а мы полетим по своим и у них это получилось,а пока делим шкуру убитого МЕДВЕДЯ.
  12. +1
    15 ноября 2019
    Не много не понял зачем так открыто сравнивать с Китаем, неужто воевать с ним собирались? Другой вопрос дёшево , не значит качественно, в двигателестроение и металловедение (лузеры). Электроника тоже благодаря корпорациям вроде интела.
    А электронику мы можем и на Тайване закупить, что и успешно делаем.
  13. -1
    15 ноября 2019
    Единственное в чем у китайцев проблема - это сплавы. Отсюда такой малый ресурс двигателя и их низкие характеристики. Наиболее передовая электроника у Тайваня, США и частично Британии. Китай середнячок. На движки я даю лет 15, электронику 5-10 лет и они догонят лидеров.
    1. 0
      16 мая 2020
      Да. Впрочем я считаю, если мы и американцы по движкам не остановимся, хрен кого китайцы по рессурсу догонят
  14. +4
    15 ноября 2019
    Афтора послушать -ну всё ложись и помирай..Хоть счас иди сдаваться..К чему эти панические настроения..Не получится ли как с танками..Сколько лет оне клепают клоны наших танков..А вышли на биатлон и обгадились жиденько..Так и с локатором будет..Зуб даю...
    1. 0
      16 ноября 2019
      А сколько времени понадобилось советскому танкостроению и не только, что бы добиться качества не хуже чем на Западе ??? Так и китайцев будет. Всё это только вопрос времени.
      1. +3
        16 ноября 2019
        Года три назад они нашли лохов где то в Америке и впарили им "новейшие радиолокаторы".В России их не выпускают за древностью.А китайцы клепали..Ну что? Вроде и технологии и производство проще пареной репы..Ан нет...Они не проработалии полгода.Скандал был жуткий..А туркам оне подсунули свой клон с-300...Кекс что правил до Эрдогана не раз пожалел о покупке...
  15. 0
    17 ноября 2019
    Цитата: rocket757
    Нам, из той засады, куда нас загнали всякие разные и отнюдь не забугорные, выползать и выползать. Потому что прорыва, с такими "рулевыми", нам не светит!


    Ничего, как нибудь выползем.
    Но пока чиновники типа главы ПФР будут так беззастенчиво жировать, прорыва не жди.
    А на счёт возможности Китая по производству радаров с АФАР, лучше не сомневаться.
    К сожалению, они уже не наступают на пятки, а начинают показывать нам спину.

    "На шикарную квартиру главы ПФР пенсионеру нужно копить 2777 лет"


«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»