Новая ракета США и угрозы безопасности

25

Тестовый запуск ракеты Tomahawk 18 августа 2019 г.

В феврале этого года США и Россия последовательно приостановили свое участие в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). В течение нескольких следующих месяцев стороны не смогли найти общий язык и вернуться к соблюдению соглашения. 2 августа Договор официально прекратил свое действие. Вследствие этого две страны теперь могут разрабатывать и ставить на вооружение новые образцы ракет, ранее запрещавшиеся ДРСМД. Новую ракету средней дальности США могут испытать в самое ближайшее время.

Угрожающие планы


В феврале официальный Вашингтон приостановил свое участие в ДРСМД и запустил процедуру выхода из соглашения. За этим последовал ряд важных и угрожающих заявлений разного рода. Руководство США продолжило обвинять Россию в нарушениях, а Пентагон огласил свои планы на ближайшие месяцы.



В марте военное ведомство заявило о намерении провести в этом году испытания двух ракетных комплексов наземного базирования. Речь шла о крылатой и баллистической ракетах неназванных типов. Испытания изделий назначили на вторую половину года – они должны были состояться после окончательного выхода США из ДРСМД. Оба мероприятия планировали провести не позднее ноября.

Половина этих планов была выполнена уже в августе. Всего через несколько дней после прекращения действия ДРСМД в США состоялся пуск крылатой ракеты. Баллистическая ракета средней дальности (БРСД) нового типа пока не испытывалась.

В начале сентября стало известно о некотором изменении планов. Ранее тестовый запуск новой БРСД планировали на ноябрь. Теперь возможные сроки расширили, и испытания состоятся до конца календарного года. Уже прошла половина ноября, и это означает, что на запуск БРСД остается всего шесть недель. Если, конечно, Пентагон не собирается вновь изменить график работ.

Опытные образцы


Уже 18 августа Пентагон провел первый из двух обещанных испытательных пусков «новой» ракеты, не соответствовавшей положениям ранее существовавшего договора. Опытный ракетный комплекс наземного базирования с крылатой ракетой производил впечатление сделанного наспех и исключительно из доступных комплектующих. Его испытания в целом не показали ничего нового.

Ракетный комплекс выполнили на основе колесного полуприцепа с платформой. На него установили вертикальный пусковой модуль для ракеты Tomahawk. В результате получилась система наземного базирования с крылатой ракетой, имеющей дальность более 500 км. Испытания и производство таких комплексов запрещались условиями ДРСМД.


Пуск ракеты BGM-109G с наземной установки, 1 ноября 1982 г.

В ходе первого и пока единственного запуска с сухопутной платформы ракета «Томагавк» поразила намеченную цель. Возможность установки такого оружия на наземную платформу была подтверждена практикой. Вернее, речь шла о возвращении к старым наработкам, поскольку в прошлом уже существовала модификация Tomahawk с размещением на сухопутной пусковой установке.

Согласно планам Пентагона, во вторых испытаниях в этом году используют баллистическую ракету. Тип этого изделия пока остается неизвестным. При этом сообщаются возможные характеристики новой БРСД, а также возможные районы ее развертывания.

На испытания планируется вывести баллистическую ракету средней дальности, способную доставлять нагрузку на расстояния в 3-4 тыс.км. Оружие должно размещаться на наземной платформе, тип которой не уточняется. На доводку изделия уйдет несколько лет, после чего оно сможет поступить на вооружение. Осуществляется поиск возможных районов развертывания с учетом характерных угроз и вызовов нашего времени.

Опасные новинки


Очевидно, что новые виды вооружений, разработка которых ранее была под запретом, создаются не только с целью демонстрации возможностей промышленности. Новые ракетные комплексы США могут быть размещены в тех или иных регионах с целью решения конкретных военных и политических задач. Именно проблема развертывания перспективного оружия больше всего беспокоит третьи страны, прежде всего Россию и Китай.

Испытанный в августе наземный вариант ракеты «Томагавк» выполнил поставленную задачу и показал свои возможности. Однако характерный облик такого комплекса позволяет предполагать, что он был исключительно демонстратором технологий. С его помощью подтвердили возможность перенесения имеющейся крылатой ракеты на наземную платформу, и этот опыт может быть использован в будущих проектах.

По всей видимости, полуприцеп с установкой под Tomahawk так и останется опытным образцом, не предназначенным для принятия на вооружение. Соответственно, такой комплекс не представляет угрозы для третьих стран. Впрочем, проблемой такого рода станут новые полноценные системы, разработанные на основе полученного опыта.

Куда большую опасность для геополитических конкурентов США может представлять перспективная БРСД, испытания которой начнутся в ближайшее время. В обозримом будущем ее планируется довести до серии и принятия на вооружение. Затем серийные изделия развернут на тех или иных базах.


Комплексы Pershing II - последние на данный момент БРСД, состоявшие на вооружении США

В течение последних месяцев представители Пентагона неоднократно поднимали тему возможного развертывания новых БРСД в условиях отсутствия ограничений ДРСМД. Предполагается, что такое оружие дойдет до боевого дежурства не ранее, чем через пять лет. Одним из мест его развертывания станет о. Гуам, откуда БРСД сможет контролировать значительную часть Китая. В таком случае американская ракета станет прямым ответом на китайские комплексы, способные атаковать объекты США на Гуаме.

Размещение ракет на территории стран-союзниц в Азии или Европе даст Пентагону известные преимущества, но пока выглядит маловероятным. Для этого необходимо решить ряд вопросов политического характера, а также убедить союзников в безопасности такого сотрудничества. Если это удастся сделать, новая БРСД сможет угрожать не только Китаю, но и России.

Скрытая угроза


В этом году США планируют испытать два ракетных комплекса, ранее запрещенных ДРСМД. Оба предлагаемых образца имеют свои плюсы и минусы, но только один из них на данный момент выглядит серьезной угрозой. Это баллистическая ракета средней дальности, пока готовящаяся к испытаниям.

БРСД имеют ряд характерных преимуществ перед другими ударными системами. Они отличаются малым подлетным временем и способны нести различную боевую нагрузку, а также средства преодоления ПРО. Такое оружие удобно для выполнения первого удара по противнику, который достаточно сложно отразить.

Впрочем, перспективная американская БРСД пока скрыта от широкой публики. Известны только сам факт ее разработки и примерные характеристики. Все это позволяет строить прогнозы, но их точность пока может быть недостаточной. Ситуация должна измениться в ближайшие недели. До конца декабря Пентагон собирается провести первые испытания такой ракеты, и их, очевидно, не будут засекречивать. На основании новых данных можно будет уточнить имеющиеся оценки и прогнозы, а также расширить их с прицелом на будущее.

Среди прочего, можно будет определить, чем именно опасны новые образцы, а также как именно с ними следует бороться. Перспективная БРСД сможет поступить на вооружение к середине двадцатых годов, и у третьих стран еще есть время для необходимой реакции.

Что делать?


Россия и Китай пока не оглашали свои планы в контексте ответа на новую угрозу со стороны США. Тем не менее, понятно, какие меры требуются для этого. Необходимо развивать противоракетную и противовоздушную оборону, что сделает малоэффективными или бесполезными крылатые и баллистические ракеты существующих и перспективных типов. Кроме того, может понадобиться симметричный ответ в виде собственных ракетных комплексов того или иного рода.

Еще на стадии обмена обвинениями стало ясно, что разрыв Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности будет иметь самые серьезные последствия. Сейчас такие прогнозы подтверждаются. США уже начали работу по созданию нового оружия, ранее исключавшегося Договором. В обозримом будущем такие системы способны изменить положение на международной арене, и к чему это приведет – неизвестно. Однако понятно, что любой из новых образцов может стать самой серьезной угрозой безопасности нескольких стран, в т.ч. и России.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 ноября 2019 06:18
    а также убедить союзников в безопасности такого сотрудничества
    А вот с этим могут быть проблемы. Не полные же они болваны, принять на себя ответку от амерских ракет. Хотя... Штаты не раз показывали, что они мастера таскать каштаны чужими руками. так что вероятность не нулевая.
    1. +7
      15 ноября 2019 08:13
      Почему же? Те же Польша и Украина, думаю, даже законодательно протолкнут законопроекты, разрешающие базироваться на их территории данных пусковых установок.
    2. +2
      15 ноября 2019 08:18
      На Тайване будут стоять, вспомните мои слова
  2. 0
    15 ноября 2019 07:28
    Размещение ракет на территории стран-союзниц в Азии или Европе даст Пентагону известные преимущества, но пока выглядит маловероятным.

    Между невозможно и маловероятно, большая разница. Нас это совсем не порадует, должно и гейропейцев напрягать .... вот и посмотрим.
  3. +1
    15 ноября 2019 11:36
    Правительства Европы лягут под США с их хотелками ... особо страны восточной Европы поляки ... болгары ... вероятно чехи ... кто-то из бывших югославов точно поведётся (а тем более за деньги) ... так что волна развёртывания новых "а ля Першингов" уже близко ...
    Пора вспомнить про Кубу ... или стабилизацию Венесуэлы с последующим базированием ... есть над чем поработать ...
    Выход из договора он для развёртывания вдоль границ России и был задуман ...
    1. 0
      15 ноября 2019 12:17
      зачем??? у них мало ракет нацеленных на Россию?
      1. 0
        15 ноября 2019 12:40
        Першинги (Европа и Турция) в своё время были угрозой из-за малого подлётного времени ... а так конечно ракет хватает разных
      2. +1
        16 ноября 2019 15:54
        Цитата: Nastia Makarova
        зачем???

        Для размещения БРСМД против России и Китая у США есть объективные предпосылки: наличие союзников, фактически зависимых лимитрофов, в непосредственной близости от России и Китая. Это приведёт к необходимости создавать объектовое ПРО, а в последствии региональное и континентальное. В любом случае это полностью парирует внезапные наступательные действия как России, так и Китая, и позволяет диктовать свою волю.
        Цитата: Nastia Makarova
        у них мало ракет нацеленных на Россию?

        Особенно с принятием на вооружение нового поколения БРСМД с мнгновенной боеготовностью, с настильной траеторией и более производительной энергетикой. Это действительно "пистолет у виска" конкурентов, в отличие от современной концепции, которую можно сравнить с фермерской двухстволкой дома на всякий случай.
        Для Китая это размещение БРСМД на Тайване, Ю.Корее, возможно Японии, островах Рюкю и Окинаве, Филипинах, конечно же Палау, Марианские острова, Гуам. В перспективе во Вьетнаме и Индии.
        Для России это размещение БРСМД в Восточной Европе, прежде всего Польша, Украина, Прибалтика.
        P/S Думается, что можно забыть о СНВ-3, договоре о космических вооружениях и прочих ништячках, которые ограничивали сумашедших маньяков am
  4. +2
    15 ноября 2019 11:41
    У американцев есть три варианта сделать БРСД:
    1) Возродить Першинг-2
    2) Переделать SM-3 в баллистическую ракету.
    3) Переделать ракету-мишень для испытаний ПРО в баллистическую ракету.
    Первый вариант самый эффективный, но и самый дорогой.
    Второй вариант - самый дешевый, но мала БЧ.
    Третий вариант - дешевый, но неэффективный по ТТХ.
    1. +1
      15 ноября 2019 13:05
      Вы понимаете, что такое мишень для испытания ПРО у Американцев? Они ведь ее делали по всем правилам договора РСМД. Это же просто ступень ракеты, сбрасываемая из транспорта самолета с помощью парашюта.
      1. 0
        15 ноября 2019 20:33
        К ней легко добавить бустер (1-ую ступень), чтобы запускать с земли.
  5. Комментарий был удален.
  6. +1
    15 ноября 2019 14:21
    Цитата: maden.usmanow
    На Тайване будут стоять, вспомните мои слова

    Вероятность мала. Слишком близко к территории Китая и такие пусковые могут быть накрыты значительно превосходящим количеством китайских ракет...

    Цитата: silberwolf88
    Першинги (Европа и Турция) в своё время были угрозой из-за малого подлётного времени ... а так конечно ракет хватает разных

    "Першингов" в Турции никогда не было. Только в ФРГ. В Италии и Британии - "Томагавки"

    Цитата: voyaka uh
    У американцев есть три варианта сделать БРСД:
    1) Возродить Першинг-2
    2) Переделать SM-3 в баллистическую ракету.
    3) Переделать ракету-мишень для испытаний ПРО в баллистическую ракету.
    Первый вариант самый эффективный, но и самый дорогой.
    Второй вариант - самый дешевый, но мала БЧ.
    Третий вариант - дешевый, но неэффективный по ТТХ.

    Вы совершенно правы, Алексей! Первый самый эффективный и дорогой. Но можно получит любые заданные ТТХ
    Второй и третий варианты неэффективные из-за небольшой полезной нагрузки

    Цитата: arkadiyssk
    Вы понимаете, что такое мишень для испытания ПРО у Американцев? Они ведь ее делали по всем правилам договора РСМД. Это же просто ступень ракеты, сбрасываемая из транспорта самолета с помощью парашюта.

    Это только один из вариантов ракеты-мишени. Другие стартуют с земли...
    1. +1
      16 ноября 2019 16:02
      Цитата: Старый26
      Слишком близко к территории Китая и такие пусковые могут быть накрыты значительно превосходящим количеством китайских ракет...

      Они могут быть накрыты только в случае первого удара КНР, но БРСМД на Тайване это оружие первого обезаруживающего удара со стороны США.
      Цитата: Старый26
      Первый самый эффективный и дорогой. Но можно получит любые заданные ТТХ
      Второй и третий варианты неэффективные из-за небольшой полезной нагрузки

      Конечно будет новая ракета. Новая энергетика, мнгновенная б/г, настильная траектория, противодействие ПРО. Всё это требует новых ракет, да пожалуй парочки... Скорее всего будет дуплет: и КР и БР.
  7. +1
    15 ноября 2019 16:52
    hi ... Опытный ракетный комплекс наземного базирования с крылатой ракетой производил впечатление сделанного наспех и исключительно из доступных комплектующих.
    ...Комплексы Pershing II - последние на данный момент БРСД, состоявшие на вооружении США
    8 августа Пентагон провел первый из двух обещанных испытательных пусков «новой» ракеты
  8. +1
    15 ноября 2019 17:44
    Ну эти ракеты китайцам больше следует опасатся,
    1. +1
      16 ноября 2019 16:07
      Цитата: evgen1221
      Ну эти ракеты китайцам больше следует опасатся,

      request Почему, собственно говоря? Наши перспективы плачевны. crying
      БРСМД в Польше, Прибалтике, как я понимаю, дело почти решенное.
      С Румынией и Болгарией пока не ясно, но видно в планах.
      Украина под вопросом, но как минимум уже рассматривается как вариант размещения.
      1. 0
        17 ноября 2019 14:13
        И кто в здавом уме на ядерную державу попрет? Фрг всю жизнь под прицелом живет как и союз-и что?
        1. +1
          17 ноября 2019 19:33
          Цитата: evgen1221
          кто в здавом уме на ядерную державу попрет?

          Тема эта обсуждалась много раз. И здесь и в других местах. Повторятся не хочется на банальности.
          Вывод прост: попрут.
          Как сказал поэт:
          На всякий вопрос,
          Получите ответ:
          У нас есть пулемёт,
          А у вас его нет ...
  9. +3
    16 ноября 2019 16:59
    Цитата: Митяй65
    Они могут быть накрыты только в случае первого удара КНР, но БРСМД на Тайване это оружие первого обезаруживающего удара со стороны США.

    Сколько они, американцы, смогут разместить ракет на Тайване. На порядок меньше, чем могут сосредоточить китайцы. Так что вряд ли этот удар можно будет считать обезаруживающим

    Цитата: Митяй65
    Конечно будет новая ракета. Новая энергетика, мнгновенная б/г, настильная траектория, противодействие ПРО. Всё это требует новых ракет, да пожалуй парочки... Скорее всего будет дуплет: и КР и БР.

    Разумеется никто не будет копировать ракету сорокалетней давности. Да, новая энергетика, да. возможно средства противодействия ПРО (все зависит от забрасываемого веса). Настильная траектория? Не факт. При этом теряется почти 2/3 дальности, хотя и снижается и время реакции противника. Засекут ее значительно позднее, чем классическую БР. Мгновенная БГ? Непонятно, что вы понимаете под этим термином. Дуплет (БР и КР) - возможно, но не факт. Скорее будет специализированная пусковая для БР и специализированная пусковая для КР
    1. +1
      17 ноября 2019 19:26
      Цитата: Старый26
      Сколько они, американцы, смогут разместить ракет на Тайване.

      Конкретно на Тайване в гораздо меньше, чем КНР. До 1000 - 1500 РСМД, каждая с 3 - 4 малогабаритными БГ, 500 - 3000 по дальности. И столько же в территориальных водах Тайваня.
      Для КНР довольно глупо целить в Тайвань ЯО, т.к. Тайвань это КНР.
      А так же кандидаты на размещение Ю.Корея, возможно Япония, острова Рюкю и Окинава, Филипины, конечно же Палау, Марианские острова, Гуам. В перспективе во Вьетнам и Индия.
      И теперь новый фактор введён в дело, прошу помнить, размещение РСМД на териториальном шельфе.
      Что бы прижать КНР найдут союзные территории, а туземные элиты они скупать умеют. wink
      Цитата: Старый26
      Мгновенная БГ? Непонятно, что вы понимаете под этим термином.

      Мнгновенная/постоянная боеготовность. Першинг-2, ЕМНИП имел б/г 40 минут. Насколько я понимаю, сейчас разговор пойдёт о б/г в районе 5 мин от команды до состояния б/г №1, котрые определятся вводом программы полёта в мозги, проверками состояния гироскопов, подачей криогенных компонентов на борт.
      Ну и запуск по команде.
  10. mvg
    -3
    16 ноября 2019 23:52
    Господи, ну читаем свою статью, после копипаста. Как же надоело читать ерунду рябова.
    Модераторы, а вы, разрешая публикац ию, сами это читаете? Это же не желтуха. И ето раз за разом!!!
    1. +1
      17 ноября 2019 19:27
      Так ведь лучше ничего нет.
      Или это или ничто.
      1. mvg
        -4
        17 ноября 2019 21:56
        Просто не надо пропускать в печать сырые статьи. Даже ге сырые, а жидкие.
  11. +2
    18 ноября 2019 14:01
    Цитата: Митяй65
    Конкретно на Тайване в гораздо меньше, чем КНР. До 1000 - 1500 РСМД, каждая с 3 - 4 малогабаритными БГ, 500 - 3000 по дальности. И столько же в территориальных водах Тайваня.
    Для КНР довольно глупо целить в Тайвань ЯО, т.к. Тайвань это КНР.
    А так же кандидаты на размещение Ю.Корея, возможно Япония, острова Рюкю и Окинава, Филипины, конечно же Палау, Марианские острова, Гуам. В перспективе во Вьетнам и Индия.
    И теперь новый фактор введён в дело, прошу помнить, размещение РСМД на териториальном шельфе.
    Что бы прижать КНР найдут союзные территории, а туземные элиты они скупать умеют.

    Дмитрий! Мой вам дружеский совет - урежьте осетра. Причем раз в 10-20. Никаких 1000-1500 РМСД на Тайване и столько же в терводах Тайваня не будет. От слова никогда. В 80-х, когда у США вообще не было никаких проблем с их оружейно-ядерным комплексом они в общей сложности смогли развернуть в Европе порядка 800-900 ракет. Сейчас же, в связи с проблемами создания новых БГ вообще невозможно спрогнозировать, сколько они смогут развернуть ракет, на которые у них будут использованы старые ЯБГ.

    Китаю нет необходимости атаковывать Тайвань ракетами с ЯБЗ. У них очень много ракет с конвенциональной боевой частью. К примеру одна пятая ракет с ЯБГ, остальные четыре пятых с обычными. Речь, разумеется идет о ракетах, попадающих под определение ракет средней и меньшей дальности

    Кандидатов может быть и много, вопрос стоит несколько в ином плане. Кто будет целью. Не думаю, что Вьетнам и Индия пойдут на размещение у себя американских ракет. Из остальных - Гуам и Марианские острова я бы вычеркнул. Ибо для покрытия того же Китая на всю необходимую глубину потребуются уже не ракеты РСМД, а межконтинентальные. По сути гарантировано можно предположить три страны возможного базирования РСМД против Китая и России. Это Южная Корея, Тайвань и Япония.

    Что же касается размещения ракет на шельфе, то это запрещено уже 40 лет еще в рамках договора по ОСВ-2. Там был прописан запрет размещения ракет на дне водоемов в стационарном или передвижном варианте, а также запрет размещения ракет на плавсредствах в своих водах (в т.ч. и внутренних), не являющихся подводными лодками если их дальность превышает 600

    Цитата: Митяй65
    Мнгновенная/постоянная боеготовность. Першинг-2, ЕМНИП имел б/г 40 минут. Насколько я понимаю, сейчас разговор пойдёт о б/г в районе 5 мин от команды до состояния б/г №1, котрые определятся вводом программы полёта в мозги, проверками состояния гироскопов, подачей криогенных компонентов на борт.
    Ну и запуск по команде.

    Вообще-то такого термина, как мгновенные боеготовность не существует. Бывают различные уровни боеготовности. И мгновенная боеготовность не может быть постоянной боеготовностью.
    Постоянная боеготовность - это самый низкий уровень боеготовности. Самая высокая боеготовность - полная.

    Какова была боеготовность "Першингов-2", как и аналогичных наших систем - зависило от общего состояния боеготовности. В частности, если БГ была постоянная, то жидкостные ракет средней и меньшей дальности могли находится на техпозиции в незаправленном состоянии. И очень долгое время (месяцы, если не годы). Нормативы приведения в следующее состояние были разработаны.Если же состояние готовности была "Полная", то все компоненты топлива уже были заправлены, Время готовности на пуск уже исчислялась минутой-другой. Но в таком состоянии ракета могла хранится крайне незначительное время. К примеру неделю. В дальнейшем снижалась степень готовности.... Ну и т.д. Так что готовность "Першинга-2" в 40 минут - это вероятнее всего переход из состояния постоянной в полную

    Тем более вы говорите о подачи криогенных компонентов на борт. А это означает только одно - ракета жидкостная. Ни у нас, ни у американцев такое, тем более на ракетах РСМД применяться не будет. Только твердотопливные. А у существующих жидкостных (межконтинентальные ракеты) никаких заправок не осуществляется, ибо все заправлено, ампулизировано и не применяются низкокипящие (криогенные) компоненты ракетного топлива. Это уровень начала 60-х годов для нас с американцами. ну или может быть у каких-нибудь ракетных держав типа Северной Кореи, Ирана могут встретится такие варианты заправки. Хотя вероятность этого близка к нулю
    У США есть своя шкала боеготовности, но это в данном случае не является темой обсуждения
    1. +1
      19 ноября 2019 03:15
      Цитата: Старый26
      ем более вы говорите о подачи криогенных компонентов на борт. А это означает только одно - ракета жидкостная. Ни у нас, ни у американцев такое, тем более на ракетах РСМД применяться не будет. Только твердотопливные.

      Владимир, конечно. Только РСМД с ТТРД. Криогенный компонент может понадобиться не как топливо, а для захолаживания матрицы ГСН. Я полагаю, что новые РСМД будут иметь ГСН, с РЛС, ИК или оптические, как вариант. Для достижения КВО до 10 м.
      Цитата: Старый26
      Ну и т.д. Так что готовность "Першинга-2" в 40 минут - это вероятнее всего переход из состояния постоянной в полную

      Согласен с формулировкой. а новых РСМД она должна быть не более 5 мин.
      Итого в целом, овое поколение РСМД будет гораздо совершенее и опаснее.
      Цитата: Старый26
      Сейчас же, в связи с проблемами создания новых БГ вообще невозможно спрогнозировать, сколько они смогут развернуть ракет, на которые у них будут использованы старые ЯБГ.

      Хорошо бы. Но тогда совершенно не понятна их логика при отказе от ДРМСД. Зная что мы можем быстрее нарастить потенциал.