Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Су-35 зашел в хвост F-35 в небе над Египтом

Заставит ли Вашингтон отказаться арабов от покупки российского истребителя

28323

Газета The Wall Street Journal опубликовала скандальную информацию о том, что США угрожают Египту санкциями, если Каир не откажется от закупок российских многоцелевых истребителей Су-35. Издание ссылается на письмо госсекретаря США Майка Помпео и главы Пентагона Марка Эспера, направленное министру обороны Египта Мухаммеду Заки.

Вполне понятно, что это санкционированная Белым домом утечка, поскольку такие письма имеют гриф «совершенно секретно». То есть данная информационная спецоперация преследует цели донести угрозу до всех, кто может в обозримом будущем стать партнером Москвы в области военно-технического сотрудничества: и с вами мы поступим точно так же!

В то же самое время запугать Каир не так уж и просто. У США с Египтом реализуется целый ряд совместных программ, закрытие которых болезненно отразится и на экономике Штатов. Так, в Египте уже несколько лет по лицензии выпускаются американские танки «Абрамс», что приносит США очень серьезные прибыли.

Тут есть и еще один довольно мутный момент. А собирается ли Египет покупать российские истребители? Весной этого года появились сообщения о том, что Каир собирается приобрести «десятки» Су-35 на сумму в 2 млрд. долларов. Однако никаких официальных заявлений не было ни с одной из сторон. Поговорили и забыли.

Читайте также
NASA: Российские «Союзы» нам больше не нужны В США на финишную прямую вышли проекты двух кораблей, которые сами смогут доставлять астронавтов на МКС

Но после недавнего визита министра обороны Сергея Шойгу в Каир тема опять всплыла. Хоть ничего конкретного об истребителе и не было сказано. Министр ограничился высказыванием общего характера: «В очередной раз хотел бы подтвердить, что в качестве одной из приоритетных задач нашего двустороннего военного и военно-технического сотрудничества российская сторона ставит повышение обороноспособности Египта». Тем не менее, возникли предположения, и вполне обоснованные, что в ходе переговоров была затронута тема продажи российских истребителей.

Собственно, она не могла не быть затронута, если проанализировать состояние ВВС Египта.

Здешний истребительный парк является иллюстрацией послевоенных взаимоотношений страны с двумя сверхдержавами — СССР и США. В период «социалистического пути развития» Каир обзавелся целым рядом советских истребителей. В Египте, например, до сих пор летают МиГ-21. Но в 1975 году вектор развития повернули на 180 градусов. Поэтому в ВВС используются такие раритеты как F-4 и F-5, которые американцы активно использовали во время Вьетнамской войны. Затем пошли более современные американские истребители F-16. Появились и французские «Миражи».

В новом веке Египет отказался от стратегии «вооружения по политическим принципам». На равных закупает и натовскую, и российскую авиационную технику. Дорожка у Рособоронпрома в эту страну проторена. В позапрошлом году был заключен контракт на поставки 50-и истребителей МиГ-29М и МиГ-29М2. И поставки уже идут. Кстати, Россия продает свою продукцию и для ВМС Египта — это вертолеты Ка-52К «Катран» для вертолетоносцев «Мистраль».

Что же касается наземной истребительной авиации, то Египет недавно предпринял попытку ее омоложения. Поскольку оно необходимо — почти 90% парка истребителей (220 самолетов) составляют F-16, которые, несмотря на периодические модернизации, все-таки относятся к прошлому веку. Было закуплено 11 французских «Рафалей». Но этим дело, похоже, ограничилось, поскольку компания-производитель Dassault Aviation известна не только своими самолетами, но и чрезмерной их стоимостью. Наиболее отчетливо это проявилось во время индийского тендера на закупку истребителей. Непомерная сумма, выплаченная за 36 «Рафалей» (по 200 млн. долларов за штуку) спровоцировала обвинения индийского правительства в коррупции.

Американские F-35 дешевле — порядка 150 млн. с обслуживанием. Однако при грамотном подходе к комплектации истребительной авиации Египту эти самолеты не слишком подходят. На то есть целый ряд причин.

Во-первых, в связи с ажиотажным спросом на этот самолет, реклама которого существенно превосходит реальные его характеристики, Каиру придется ждать исполнения контракта около десяти лет. Вначале будут «отоварены» те страны-инвесторы, которые вложили крупные суммы в разработку и разворачивание производства. Затем самолеты начнут получать те, кто заказал их заблаговременно, и кого поставили в очередь. Последними в очереди окажутся те страны, которых сейчас Вашингтон при помощи угроз заставляет отказываться от российских истребителей.

Во-вторых, F-35 — это, по сути, кот в мешке. Покупателей «кормят» паспортными характеристиками, в то время как реальные держат в секрете. При этом уже почти 10 лет конструкторы и программисты поднимают уровень боевой готовности самолета. По несколько процентов в год. И все никак не могут поднять. Сложилась странная ситуация, когда качество самолета оценивается с точки зрения не знания, а веры в него.

В то же время Су-35 подтвердил не только свои летные характеристики, но и боевые качества. Несколько лет подряд эти самолеты наносили в Сирии удары по позициям террористов, а также сопровождали вылетающие на задание фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34. Так что любое здравомыслящее командование ВВС способно отдать предпочтение российскому истребителю.

В-третьих, конструкторы компании «Локхид Мартин» в погоне за максимальной незаметностью самолета пошли на очень существенные компромиссы. В частности, они распространились на конструкцию фюзеляжа (с низким аэродинамическим качеством) и на внутренние отсеки. Получилось, что самолет, способный поднимать в воздух, в общем-то, серьезную полезную нагрузку, может размещать во внутреннем отсеке (а внешних подвесок нет) только 4 ракеты. И это при том, что он называется истребителем-бомбардировщиком.

Получается ни два, ни полтора. Массированные удары по наземным целям F-35 наносить не может и из-за незначительного объема боеприпасов «воздух-поверхность». В то же время он не слишком состоятелен в качестве истребителя, обладая низкими летными качествами.

Читайте также
Поляки призвали США ударить по России, иначе Путин сделает новые ракеты Варшава провоцирует Америку «разнести РФ в клочья» ядерным оружием

Правда, американские теоретики заявляют, что для самолетов пятого поколения высокая маневренность — это атавизм. Что для них важен принцип «первый увидел — первый выстрелил». Однако это может работать в ситуациях, которые в воздушном бою могут встречаться, можно сказать, лишь гипотетически. То есть, когда два истребителя идут строго навстречу друг другу на одной высоте. Тут, во фронтальной проекции, у F-35, действительно, минимальная заметность для РЛС. В реальных же групповых боях истребители противника видны с различных ракурсов, и с таких, где F-35 не намного незаметнее, чем истребители предыдущего поколения.

В-четвертых, при рациональной комплектации парка истребительной авиации необходимо наличие тяжелых истребителей, к которым относится Су-35. Причем оптимальное соотношение легких и тяжелых истребителей — 2:1. Именно тяжелые многоцелевые истребители используются для нанесения массированных ударов, именно они способны встречать налеты авиации противника на дальних подступах.

Так вот, США, требующие, чтобы Египет не смог и мечтать о российских истребителях Су-35, не в состоянии предложить эквивалентную замену этому самолету. Тяжелые истребители F-15 уже давно не производятся. Завод компании «Боинг» в Сент-Луисе только модернизируют уже имеющиеся машины.

Еще один истребитель данной категории — F-22 — не только уже не производится, но и никогда не продавался за пределами США. Штаты могут предложить только F-35. Но это, как было сказано выше, кот в мешке с доставкой через 10 лет.

Так что выбор Каира очевиден. Конечно, если Вашингтон своими угрозами не нагонят на арабов жути.


Военное обозрение: Поляки призвали США ударить по России, иначе Путин сделает новые ракеты

Военные новости: Пилот Су-35 напугал жителей Владивостока

Последние новости
Цитаты
Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Владимир Букарский

Исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог

Яков Кедми

Руководитель израильской спецслужбы «Натив» в 1992-1999 г.г.

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня