«По людям и по лошадям, а не по аеру»

55

Самые красивые рыцарские доспехи на свете – парадные доспехи короля Швеции Эрика XIV, ок. 1565 г. Декор доспехов необыкновенно роскошный, содержит шесть сцен из Троянской войны и мифа об аргонавтах. На конских доспехах в медальонах представлены все двенадцать подвигов Геракла. Чеканка доспехов выполнена мастером из Антверпена Эзелиусом Либаэртсом по эскизам Этьена Делона из Орлеана. Интересно, что свои доспехи Эрик так и не получил. Их захватил его враг, король Дании, который, нуждаясь в деньгах, продал их в 1603 году Кристиану II, курфюрсту Саксонии (Оружейная палата Дрездена)

«…скачет в разные стороны конница его»
Книга пророка Аввакума 1:8


Военное дело на рубеже эпох. В прошлых двух материалах, посвященных военному делу конца Средних веков и началу Нового времени, мы познакомились со структурой появившихся в это время подразделений конницы и с их доспехами и вооружением. Сегодня мы рассмотрим определенные различия, существовавшие между этими всадниками прежде всего в тактике боя, ну и познакомимся с ними со всеми поближе. А главное, разберем, чем все-таки отличались рейтары от кирасиров и почему последние в армиях сохранились вплоть до начала Первой мировой войны.



Всему причиной черная масляная краска…


Начнем с названия, которое рейтары получили от немецкого Reiter (всадник), но прежде всего от Schwarze Reiter («черный всадник»), поскольку именно они носили грубо сделанные доспехи, выкрашенные в черный цвет. Прежде всего так называли наемников из Южной Германии, которых широко использовали во время войн за веру как католики, так и протестанты. Ну, а потом слово «черный» мало по мало добавлять перестали и осталось одно только лишь «рейтар». Ну, а кирасир – это копейщик, у которого отобрали копье и хорошую лошадь, и, естественно, одетый в кирасу. Вооружением кирасира была пара пистолетов. Но практически так же вооружались и рейтары. Так в чем же заключалась между ними разница? А разница, однако, была. Трудноуловимая, но была.


Всаднический доспех, принадлежавший Морицу фон Нассау, сыну Вильгельма Оранского (1567 — 1625). Изготовлен примерно в 1590-1595 гг. Одним из ключевых нововведений, принадлежавших великому военному реформатору принцу Морицу фон Нассау, стало сокращение защитного вооружения в пользу большей мобильности. Именно он заменил в своих войсках «лансеров» (копейщиков) новым видом тяжелой конницы, снаряжение которой было простым и целесообразным. Доспехи ее всадника вороненые или крашеные, доходят только до колен, а копейный крюк на них отсутствует. Они были вооружены мечом и двумя пистолетами. Соответственно, изменилась тактика этих всадников, которые теперь дважды подходили к противнику перед атакой холодным оружием, стреляли из пистолетов, а затем убирали их в кобуры (Императорский арсенал, зал VIII, Вена)

Армэ и бургиньот


Вспомним, что копейщики-жандармы носили либо полные, либо уже трехчетверные латы, и закрытые шлемы армэ, и аналогичным образом были вооружены и кирасиры, только вместо копий у них было два пистолета. И на чем тут можно было сэкономить, если речь шла именно об экономии? Только лишь на лошадях, да и то немного. Но дело было в тактике. Копейщики при всем желании не могли использовать копья равной длины с пикинерами. А значит на равных бороться с пехотой. А раз так, то зачем они вообще нужны? Вот их и перевооружили на пистолеты! В бою очень часто кирасиров бросали в контратаку на копейщиков. Чтобы их остановить, кирасиры скакали им навстречу, и приблизившись, стреляли из своих пистолетов по всадникам и по их лошадям. Причем, чаще всего по лошадям, недаром в это время в ходу была поговорка: «Лошадь пала, тут и всадник пропал». На гравюрах того времени мы видим такой прием сплошь и рядом. Кроме того, всадника было не так-то и легко убить. Чтобы пуля пробила его доспехи, выстрелить по нему нужно было практически в упор, видя белки его глаз, а это не всегда удавалось. Проще было стрелять в лошадь, видя… белки ее глаз!


Шлем бургиньот («штурмхаубе») Фердинанда II, приписываемая Джованни Б. Серабальо. Уникальное изделие безудержной фантазии. Тулья шлема изготовлена в форме гротескной волчьей головы, над которой еще и голова дракона, крылья которого раскрыты на гребне. По обеим сторонам изображены триумфальные колесницы, на которых стоят Нептун и Амфитрита. Принадлежал эрцгерцогу Фердинанд II (1529 — 1595), сыну Фердинанда I. Изготовлен в 1560 году в Милане мастером Джованни Баттиста. Материалы: темно-синее, частично полированное железо. Резьба, гравировка, аппликация золотом и серебром (фольга), инкрустация. Сохранились остатки ватной шелковой подкладки, раньше красной, и остатки кожаных ремешков. (Императорский арсенал, Вена. Сейчас не выставляется)

«Вперед, рысью марш!»


Кирасиры подъезжали к пехоте рысью. Давали по ней два залпа и, расстроив ее ряды, врубались в них с мечами и шпагами в руках. Вот тут-то им и нужны были шлемы армэ и практически полное рыцарские снаряжение, потому как завершать огневой бой им приходилось уже холодным оружием.


Кираса и шлем кабассет, около 1585 г. Владелец: Кристобаль Мондрагон (ок. 1510—1596) Материалы: железо синего воронения с химической росписью, синий бархат, кожа. (Императорский арсенал, Вена)


А вот рейтары изначально делали ставку именно на огнестрельное оружие. Их арсенал включал уже не пару, а несколько тяжелых крупнокалиберных пистолетов. Два в кобурах, два за голенищами сапог, два за поясом, а еще два, три, четыре, пять, могли находиться у рейтара на специальной нагрудной перевязи. Правда, самых мощных и крупнокалиберных было всего два, в кобурах. Но зато впечатляющий арсенал позволял ему палить по пехотинцам практически вплотную, а выдержать подобный огонь было очень трудно. Так что вместо того, чтобы рубить пехоту, рейтары ее методически расстреливали, пока она вся не будет перебита или же не побежит. Драгуны имели аркебузы и потому спешивались, для стрельбы, а вот рейтары стреляли непосредственно с коня. Карабинеры тоже стреляли с коня, но рейтары были одеты в доспехи, аналогичные кирасирским. За исключением шлема. Шлемы рейтары носили типа бургиньот, или как его называли в Германии «щтурмхаубе», поскольку они давали лучших обзор.

«По людям и по лошадям, а не по аеру»

Меч куртелас, кольтеладжо, малхус, которым пользовались как пехотинцы, так и всадники. Изготовлен в Италии, в Милане ок.
1545 -1550 г. Принадлежал эрцгерцоуг Фердинанду II, сын Фердинанда I. Изготовитель: Джованни Паоло Негроли. (1530 – 1561 гг., Милан)
В письменных источниках рейтары впервые упомянуты в письме австрийского полководца Лазаруса фон Швенди, написанное им в 1552 году, и в нем этих всадников называют именно «черными рейтарами». А уже упоминавшийся нами Ла Ну в 1585 году в своих «Политических и военных речах» писал о них, что они много раз уже побеждали жандармов. То есть эффективность этой кавалерии была по заявлениям современников очень высокой

«Все деньги Франции уходят на рейтаров»


Служить в рейтарах было очень выгодно, поскольку должны были получать плату, достаточную для покупки снаряжения, лошади и самое главное – пистолетов! При поступлении на службу рейтар получал так называемый «лауфгельд» («беговые деньги»), затем ему платили подорожные «подъемные деньги» («ауфрейзегельд»), и только по прибытии к месту службы – обычную «зарплату». Но… иметь много рейтаров было накладно. Например, во Франции при короле Генрихе II их было всего лишь 7000 и то французы говорили, что все деньги Франции идут на их оплату.


Доспех и турецкий шлем Стефана Батория, короля польского (1533—1586). Доспех и шлем не принадлежат к одному гарнитуру, но так уж получилось, что вместе из них получился отличный ансамбль. Когда и как Баторий стал обладателем этого необычайно высококачественного шлема неизвестно. Предположительно, он попал в Трансильванию в качестве подарка от турецкого султана. Во всяком случае, Баторий еще не был королем, когда для него сделали кирасу. Так же, как и шлем, ее украшает широкая кайма с мелким геометрическим орнаментом. На средней полосе на груди находится изображение распятия, позади которого находится вид на город со средневековой зубчатой башней, городской стеной и церковь, какой можно было бы найти в Праге или Кракове. Нижняя часть кирасы состоит из трех пластин — конструкция, которая часто использовалась в Восточной Европе. Шлем – типичный шишак с продольно-ребристым венцом, горизонтальным козырьком с подвижным носиком и нащечными пластинами. Стефан Баторий был избран королем Польши в 1575 году. Он фактически выиграл Ливонскую войну (1578-1582) против царя Ивана IV Грозного, хотя и не сумел взять древний русский город Псков. И эта война, и осада этого города вызвала большой интерес по всей Европе. Она еще не закончилась, а эрцгерцог Фердинанд уже проявил большой интерес к приобретению памятных вещей с этой войны для своей коллекции. В итоге в дополнение к этому доспеху, он получил множество вещей из военной добычи в подарок. (Императорский арсенал, Вена, зал VI)


Рейтары в XVI в. собирались в большие эскадроны по 500-1000 всадников, затем строились в 20-30 шеренг, «колено к колену», и по команде устремлялись навстречу неприятельской пехоте, ощетинившейся ежом своих длинных и острых пик. Подъехав чуть ли не вплотную, шеренга за шеренгой дала залп и делала вольт – разворот влево, чтобы опять занять своё место в эскадроне, но уже в заднем ряду. Разворот делался обычно влево, чтобы дать возможность всаднику стрелять уже в движении назад, чтобы уменьшить время пребывания его под огнем стрелков, стоящих позади копейщиков. Но существовала практика и двойного разворота, часть всадников поворачивала налево, а другая направо. В этом случае тем, кто поворачивал направо, приходилось стрелять с левой руки. Но расстояние было так мало, что «какая рука» практического значения не имело. Подобная тактика атаки называлась «улитка» или «караколь»


Доспехи, сделанные в Аугсбурге для подарка турецкому великому визирю Синан-паше. Из-за войны с Турцией не были доставлены по назначению. Ок. 1590 г. Материалы: железо синего воронения, частично травленое и позолоченное, позолоченное серебро (литье), бирюза, сердолик, стеклянные стразы (Императорский арсенал, зал VI, Вена)


Шагом, рысью и в галоп!


В атаку рейтары шли легким шагом, чтобы сэкономить силы лошадей, затем, приближаясь к неприятелю, переходили на рысь, а уже подойдя к нему вплотную, пускали их в галоп. Естественно, что для того, чтобы столь слаженно действовать под огнем врага, всадникам требовалась хорошая выучка, а их действия должны были быть отработаны до автоматизма. Ведь им нужно было не просто сделать поворот и вернуться в составе шеренги на прежнее место, но при этом еще и зарядить расстрелянный пистолет или пистолеты, и это – сидя на качающейся лошади и вдобавок, еще и сохраняя равнение в шеренге. Конечно, в реальной жизни шеренги очень часто дав залп, просто поворачивали коней и скакали кто куда, задние всадники напирали на передних, к тому же те, кто был сзади, чтобы поскорее покончить со всем этим ужасом и смертоубийством – просто стреляли в воздух и со спокойной совестью устремлялись назад. И потом командиры вынуждены были прилагать немало усилий, чтобы снова собрать рассыпавшиеся эскадроны и бросить их в новую атаку. Лишь немецкие «черные всадники» или «черные дьяволы», как их еще называли, были выучены настолько хорошо, что прославились успешным применением именно такой тактики.


Кавалерийский колесцовый пистолет XVI в. Как правило, такие пистолеты отличались очень длинными стволами


«Убийственные качели»


Кирасиры, естественно, тоже имевшие пару пистолетов, часто использовали эту же тактику. Но постепенно от нее отказались. Причина – развитие огнестрельного оружия. Дело в том, что такая тактика была эффективна лишь против пехоты, в которой было больше пикинеров, а вот стрелков аркебузиров и мушкетеров значительно меньше. Как только стрелков стало больше, а пикинеров меньше, стрелять по пехоте кирасирам стало невыгодно. Теперь уже не они, а она, пехота, подавляла их своим огнем. То есть рейтарская тактика была вполне успешной лишь в ситуации, когда основная масса пехотинцев имела холодное оружие, а число аркебузиров и мушкетеров в армии было сравнительно небольшим. Как только на вооружение пехоты попали дальнобойные мушкеты, рейтары сразу же потеряли возможность расстреливать вражескую пехоту безнаказанно. Мушкеты имели большую дальность стрельбы, нежели рейтарские пистолеты, большую пробивную силу, а точность стрельбы из мушкета в положении стоя с двух рук была несравненно выше, чем стрельба всадника на скаку с помощью одной руки. Поэтому рейтары тут же стали нести большие потери и как род войск начали терять всякий смысл. Но увеличение числа мушкетеров в пехоте автоматически уменьшило число пикинеров. Таким образом пехота сделалась более уязвимой перед конной атакой, осуществляемой на полном скаку с применением холодного оружия. Вот почему рейтары после Тридцатилетней войны из армии исчезли, а вот кирасиры продолжали сохраняться еще долго. В некоторых армиях вплоть до Первой мировой войны. То есть война – это, как своего рода «качели» – качнулось что-то в одну сторону – реакция одна. Качнулась в противоположную – другая.


Германский пистолет 1590 г. Естественно, что таким вот образом украшались лишь пистолеты, сделанные на заказ. Некоторые думают, что шарообразное навершие рукояти многих колесцовых пистолетов использовались в рукопашной, чтобы бить противника по голове. На самом деле это не так. Такое навершие требовалось для удобства извлечения из кобуры и баланса ствола. Кроме того, такие навершие очень часто были внутри пустыми и в них держали… запасные пириты или кремни для замка (Императорский арсенал, Вена)



Двуствольный пистолет конца XVI века. Понятно, что при той тактике, что использовали рейтары и кирасиры двуствольные пистолеты являлись самым предпочтительным оружием, поскольку удваивали количество выстрелов у всадника. Однако такие пистолеты были значительно дороже одноствольных, поэтому большого распространения они так и не получили (Императорский арсенал, Вена)


Рейтары в России


В Европе большие контингенты рейтаров исчезли уже к началу XVII века. Например, французские рейтары были практически полностью уничтожены в 1587 году под замком Эно вблизи Шартра. Окончательно с ними покончила Тридцатилетняя война. Однако у нас в России лишь в 1651 году царь Алексей Михайлович учредил специальный Рейтарский приказ и, имея опыт столкновения с рейтарами шведского короля, завел такие же полки у себя. Шведский опыт оказался востребован ввиду сходства конского состава. И у шведов, и у наших «детей боярских» кони были «так себе» и проигрывали турецким коням и собственно турецким всадникам дели и польским «крылатым гусарам». Но зато наше государство могло позволить себе вооружить наших рейтаров закупленным за границей огнестрельным оружием и… дать им качественный офицерский состав, опять-таки нанятый за рубежом. Царь лично указывал, чтобы никто из карабинов и пистолей по неприятелю до времени не палил. Чтобы никто не стрелял издали, потому что дело это «худое и неприбыльное». Прямо указывалась дистанция стрельбы в саженях и что стрелять нужно по людям и по лошадям, а не по аэру (то есть по воздуху).

P. S. Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам Венской оружейной палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать ее фотоматериалы.

Продолжение следует…
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    27 ноября 2019 19:24
    Спасибо за статью и замечательные фотографии
  2. 0
    27 ноября 2019 21:00
    А чем рейтары отличались от кирасиров, кто скажет?
    1. -1
      27 ноября 2019 21:45
      Никто не знает на этом сайте, ни автор, ни комментаторы...
      1. +6
        27 ноября 2019 21:53
        Попробую Вам ответить, Святослав, -- Названиями, одни на букву "Ре", другие на букву "Ке". Ну, шутка, как Вы понимаете. smile Я лично большой разницы и между уланами с драгунами не вижу. Убей под любым лошадь и полное нивелирование. request Но я не спец в конных делах: "Трамвай построить, это не ешака купить." (С). Сам служил в бронетанковых.
        1. +5
          27 ноября 2019 22:07
          Цитата: Морской Кот
          Убей под любым лошадь и полное нивелирование

          Только у одного из них будет в руках пика, а у второго ружье. (Если речь, конечно, не про начало двадцатого века, когда и те и другие стали драгунами:)))))
          1. +5
            27 ноября 2019 22:23
            Да, это всё так, но как в своё время утверждал поручик Ржевский, у драгун были проблемы с лошадями. Личные... laughing
      2. +5
        28 ноября 2019 09:35
        Адьютант (Святослав) Вчера, 21:00
        А чем рейтары отличались от кирасиров, кто скажет?
        "Кирасиры подъезжали к пехоте рысью. Давали по ней два залпа и, расстроив ее ряды, врубались в них с мечами и шпагами в руках. Вот тут-то им и нужны были шлемы армэ и практически полное рыцарские снаряжение, потому как завершать огневой бой им приходилось уже холодным оружием.
        А вот рейтары изначально делали ставку именно на огнестрельное оружие. Их арсенал включал уже не пару, а несколько тяжелых крупнокалиберных пистолетов. Два в кобурах, два за голенищами сапог, два за поясом, а еще два, три, четыре, пять, могли находиться у рейтара на специальной нагрудной перевязи. Правда, самых мощных и крупнокалиберных было всего два, в кобурах. Но зато впечатляющий арсенал позволял ему палить по пехотинцам практически вплотную, а выдержать подобный огонь было очень трудно. Так что вместо того, чтобы рубить пехоту, рейтары ее методически расстреливали, пока она вся не будет перебита или же не побежит. Драгуны имели аркебузы и потому спешивались, для стрельбы, а вот рейтары стреляли непосредственно с коня. Карабинеры тоже стреляли с коня, но рейтары были одеты в доспехи, аналогичные кирасирским. За исключением шлема. Шлемы рейтары носили типа бургиньот, или как его называли в Германии «щтурмхаубе», поскольку они давали лучших обзор".
        Вот текст статьи. Вы как ее читали? С закрытыми глазами?
    2. 0
      24 февраля 2020 01:36
      Я так подзреваю что названием и страной происхождения названия.ИМХО
  3. +6
    27 ноября 2019 21:01
    выкрашенные в черный цвет. Прежде всего так называли наемников из Южной Германии, которых широко использовали во время войн за веру как католики, так и протестанты. Ну, а потом слово


    Вот именно "чёрные", я тут как-то писал о запаснике ГИМа, но мне не показалось, что они грубо сделаны, просто - да, но качество обработки отличное, может быть из-за неравномерного нанесения краски так казалось, на отсвете поверхность казалась неровной.
    Ну эти ребята, рейтары, для своего времени были настолько хороши, что их услуг не чуралась не только "продвинутая" Европа, но и "дикие" православные государи. Очень хорошо, Вячеслав, что Вы отдельно это отметили. За что и спасибо, и за весь материал тем более. hi
    1. +4
      28 ноября 2019 11:15
      что их услуг не чуралась не только "продвинутая" Европа, но и "дикие" православные государи.

      Рискну предположить - да, но у нас они не получили такого развития, как в Европе. То есть, враги у нас были - другие-с! request в битве при Конотопе наши рейтары успели дать залп, но потом их смяла татарская конница. Думается, с учетом тактики наших врагов рейтары не сыграли бы особой роли в русском войске, но обходились казне дорого! hi поправьте меня, если я неправ, многоуважаемые коллеги. drinks
  4. +5
    27 ноября 2019 21:25
    Цитата: Адьютант
    А чем рейтары отличались от кирасиров, кто скажет?

    Уже было об этом в первой статье или будет в следующей: тактикой отличались. Кирасиры стреляли, а потом врубались холодным оружием. А рейтары атаковали раз за разом, применяя караколь - улитку и стреляли, стреляли, стреляли... пока всех не убьют!
    1. +9
      27 ноября 2019 21:29
      Да, они были правы - стрелять и только стрелять!!!
      1. +1
        28 ноября 2019 17:54
        "Chapaev"!!! С 1 декабря во всех кинотеатрах страны!!!
    2. +5
      28 ноября 2019 07:43
      Мне все же представляется, что рейтары и кирасиры - это наименования разнесенные во времени и регионально. У французов рейтары, как наименование, не использовалось (по крайней мере, я не встречал). В Англии - кирасиры, название предположительно с 30-х годов XVII в., знаменитые "железнобокие" Кромвеля - это кирасиры, но внешне очень похожи на рейтаров. То же касается и России: введение рейтарских полков при Алексее Михайловиче не означало, что мы заимствовали "устаревшую" технику и тактику, русские рейтары XVII в. - 100% аналог английским революционным "железнобоким", это всего лишь наименование, заимствованное у немцев, как мы в дальнейшем (1731 г) заимствует наименование "кирасир".
      1. +3
        28 ноября 2019 08:04
        Эдуард, такое несомненно имело место быть. Но... у тех же Функенов они упоминаются как современники. Есть и другие источники, которыми я пользовался. Так что вполне могла иметь и национальная разница в названиях. Те же пистольеры... Кто такие? Рейтары или кирасиры? А ведь мы пользуемся этим термином.Так что это вопрос сложный и интересный.
        1. +4
          28 ноября 2019 08:11
          Вячеслав Олегович,
          согласен с Вами, это просто добавление)
  5. +4
    27 ноября 2019 21:36
    Меч куртелас, кольтеладжо, малхус, которым пользовались как пехотинцы, так и всадники...

    На фотографии не меч, а прямо-таки классический фальшион (falchion). Кстати, malchus - это немецкое название именно фальшиона.

    Функционально это оружие практически то же самое, что и меч, но фальшион технологически гораздо проще в изготовлении и за счет этого гораздо дешевле. Фальшион - это массовое клинковое оружие для солдат.
  6. +3
    27 ноября 2019 21:45
    Спасибо за статью! Прочитал с большим интересом. На второй фотографии на доспехах видна округлая впадина в районе солнечного сплетения, видимо доспех сработал и уберёг хозяина от пули. Тема бронежилетов, как и материалов используемых для снижения воздействия пули, с той поры только совершенствуется hi
  7. +2
    28 ноября 2019 07:57
    Цитата: Mik13
    На фотографии не меч, а прямо-таки классический фальшион (falchion). Кстати, malchus - это немецкое название именно фальшиона.

    Функционально это оружие практически то же самое, что и меч, но фальшион технологически гораздо проще в изготовлении и за счет этого гораздо дешевле. Фальшион - это массовое клинковое оружие для солдат.

    Михаил!Вот как Вы думаете, я и названия придумываю сам, и размеры и вес... Я знаю про фальшион, фелчен, но не знал, что малхус немецкое название фелсена (не знаю немецкого совсем), и в данном случае использовался переписал все из паспорта Венской оружейной палаты, где он находится. То есть все претензии, что там не дано и это его название, к сотрудникам музея!
    1. 0
      28 ноября 2019 08:42
      Цитата: kalibr
      Я знаю про фальшион, фелчен, но не знал, что малхус немецкое название фелсена (не знаю немецкого совсем)

      Я тоже не знаю )
      Но основное отличие фальшиона от меча не в названии. Фальшион - это однолезвийное оружие. Фактически - тесак. Именно этим он и отличается от меча.
      Технологически однолезвийное оружие гораздо проще. Особенно проще его закаливать. Соответственно, оно и дешевле.

      Вы же кулачный щит от позднего строевого (который с ремнем) отличите визуально, даже если он подписан неправильно будет? Вот и с фальшионом так )
  8. +3
    28 ноября 2019 08:10
    Цитата: Адьютант
    Никто не знает на этом сайте, ни автор, ни комментаторы...

    Вам же ответили, Святослав. И в тексте это было. В материале "Чудо, если кого-то убивают копьем". А если не было... давно писал эти материалы месяц назад, точно уже и не помню, что где написано. То обязательно будет. Цикл не закончен. "Продолжение следует".
  9. +3
    28 ноября 2019 09:38
    Цитата: Mik13
    Вот и с фальшионом так )

    Верно Михаил. Но когда у тебя такой объем работы, как у меня. Часто не задумываешься ни над чем, а просто берешь и "лепишь" текст из паспорта экспоната.
  10. +5
    28 ноября 2019 11:13
    парадные доспехи короля Швеции Эрика XIV
    ,,,красивые доспехи good
    1. +6
      28 ноября 2019 15:17
      ,красивые доспехи

      ага, только обсуждение непропорционально вялое... request предлагаю наказать Кота, Антона и Корсара - вынести им общественное порицание с занесением в карму за неявку. drinks
      1. +5
        28 ноября 2019 15:19
        Пане Коханку (Пане Коханку) Сегодня, 16:17

        ,,,ага,они там в "Боях за историю" "умничают" drinks
        1. +6
          28 ноября 2019 15:34
          ага,они там в "Боях за историю" "умничают"

          они просто никого из Авторов обидеть не хотят! drinks
          По теме рейтаров. Была попытка показать их тактику в фильме "Капитан Алатристе", но показано невнятно - видимо, привлекали реконструкторов, и вот их там полтора человека, он на коне скачет, пистолем машет, а не стреляет! request да уж, не Бондарчук с "Войной и миром" soldier у того был мощнейший резерв - Советская Армия, которая могла привести на съемки целые подразделения. fellow drinks

          характерная картинка атаки рейтарами пехоты того времени.
          1. +5
            28 ноября 2019 15:41
            Пане Коханку (Пане Коханку) Сегодня, 16:34

            ,,,прикольно, fellow рыцари с пистолетами good


            ,,,шутка-минутка drinks
            1. +4
              28 ноября 2019 15:46
              рыцари с пистолетами

              рискну предположить - последними же "рыцарями с копьями" были польские крылатые гусары what
              ,,шутка-минутка

              Сергей, к последнему фото хочется приписать: "Мне нужны твои очки, твоя одежда и твой мотоцикл"... bully
              вот еще на просторах Сети нашел фото. Видимо, 17 век. Правда, не рейтар, подписано - "шеволежер". Но все равно передает дух времени! drinks вот, опять же, вид кавалерии, про который мало что знаю... recourse
              1. +4
                28 ноября 2019 15:50
                Сети нашел фото
                ,,,уже тогда был фотошоп belay ,,,то ли
                шеволежер
                такой высокий или лошадь болела и невыросла laughing
                1. +5
                  28 ноября 2019 16:01
                  Или видение художника! laughing Клодт тогда еще не родился, наверно! wink
                  Принимая во внимание тему рейтаров, не могу не выложить строй терции. soldier Правда, думаю, именно так они изготавливались к атаке пехоты. what Думается, для отражения кавалерии пики надо было упирать в землю! drinks
                  1. +3
                    29 ноября 2019 08:10
                    Будет Вам статья о том, как рисовали ТОГДА художники и что историкам дают их полотна!
                2. +4
                  28 ноября 2019 20:18
                  Насчёт фотошопа всё верно, а в нашем, рыцарском деле, главное - "чтобы костюмчик сидел"! laughing
                  1. Комментарий был удален.
                  2. +2
                    29 ноября 2019 13:46
                    Насчёт фотошопа всё верно, а в нашем, рыцарском деле, главное - "чтобы костюмчик сидел"!

                    у простолюдинов было попроще, из материи с ватой - вспомните Брейгеля с ехидным мужичком в танце laughing Владимир-Мордвин в свое время фото картины выложил. drinks
                    1. +2
                      29 ноября 2019 16:01

                      Говорит им папа: «Дети,
                      Было прежде вам глядети,
                      Потеряв же вещи эти,
                      Надобно терпети!

                      Жалко вашей мне утраты;
                      Я, пожалуй, в виде платы,
                      Прикажу из лучшей ваты
                      Вставить вам заплаты!» (с)



                      Как-то материя с ватой навеяли... laughing drinks
                3. +1
                  1 декабря 2019 08:22
                  Где-то упоминалось что шеволежер это один из боевых слуг жандарма. Когда говорят копье имеют в виду не одного человека, а жандарма и подчинённых ему людей. В копьё помимо него входили ещё один всадник с копьём на лошади по проще и в более дешёвом доспехе аркебузир на просто лошади и паж. Численность копья могла колебатся в разные стороны
                  1. 0
                    2 декабря 2019 09:34
                    Численность копья могла колебатся в разные стороны

                    вот насчет средневековья не знаю. request А во времена Наполеона шеволежеры - легкая кавалерия с пиками. drinks
                    1. +1
                      2 декабря 2019 13:17
                      Ну во времена Наполеона да. Лёгкая кавалерия с пиками и карабинами. При Людовике четырнадцатом ордонансные роты переформировали отделив от них легко вооружёных всадников и сформировали из них шеволежерские и уланские роты. Шеволежер по французски и значит толи кавалерист толи лёгкий всадник. А тот кто стоял за жандармом во второй линии и был экипирован почти как и он только чуть поплоше назывался кутильер. Интересно кутить это случайно не как не связано с этим, ну типа пить с собратом по оружию?
                      1. +2
                        2 декабря 2019 13:46
                        и сформировали из них шеволежерские и уланские роты.

                        а вот интересно, я думал, уланы во французской армии только в лице поляков при Бонапарте появились! drinks
                        Шеволежер по французски и значит толи кавалерист толи лёгкий всадник.

                        ну да, что-то вроде... yes
                      2. +1
                        3 декабря 2019 12:28
                        Пардоньте. Наверное всё же драгунские роты. На счёт улан вы совершенно правы. Хотя улан он же лансер что по русски означает копейщик. На мой взгляд в лёгкой кавалерии разные названия скорее дань традиции чем отражение различия в вооружении и тактике. Вон фузилерские полки и во вторую мировую воевали хотя вооружены были уже не фузеями а винтовками.
                      3. +2
                        3 декабря 2019 12:41
                        Вон фузилерские полки

                        ЕМНИП, в СС (как в вермахте - не знаю) разведывательные подразделения тоже назывались "фузилерными". По крайней мере, в дивизиях СС, а не в ваффен-гренадерских дивизиях СС из разных "местных кадров". hi
                      4. +1
                        3 декабря 2019 12:56
                        Поковырял сейчас по интернету. Это для нас сейчас Драгуны, уланы и конные егеря и пехота все на одно лицо. Люди имевшие дело с лошадьми видимо имели другое мнение потому как чётко их различают и видимо разница в приёмах тренировки лошадей и всадников.
          2. +1
            30 ноября 2019 20:31
            Цитата: Пане Коханку
            ага,они там в "Боях за историю" "умничают"

            они просто никого из Авторов обидеть не хотят! drinks
            По теме рейтаров. Была попытка показать их тактику в фильме "Капитан Алатристе", но показано невнятно - видимо, привлекали реконструкторов, и вот их там полтора человека, он на коне скачет, пистолем машет, а не стреляет! request да уж, не Бондарчук с "Войной и миром" soldier у того был мощнейший резерв - Советская Армия, которая могла привести на съемки целые подразделения. fellow drinks

            характерная картинка атаки рейтарами пехоты того времени.

            Эта картинка больше похожа на художественную реконструкцию. Спасибо.
      2. +5
        28 ноября 2019 17:13
        Ох, я ща кому-то "занесу"! am
        1. +6
          28 ноября 2019 19:34
          Ох, я ща кому-то "занесу"!

          Бутылку из-под полы? wink Так мы с Сергеем завсегда "да"! drinks
        2. +2
          29 ноября 2019 13:48
          Ох, я ща кому-то "занесу"!

          Песня угрюмого занесуна: "Беги-беги, пока я не вижу, Прячься-прячься, Но я узнаю-знаю, всех вас узнаю И найду!" laughing drinks
      3. +6
        28 ноября 2019 20:02
        Чё наказать-то, чё занести-вынести?! Мы ещё вчерась, как здрасьте, с пулемётиком тут за Вячеслава нашего, Олеговича! А Вы сразу -- "пинка в корму за неявку", это ещё разобраться надо, кто не явился к вечерней проверке! soldier no
        1. +5
          29 ноября 2019 09:22
          А Вы сразу -- "пинка в корму за неявку", это ещё разобраться надо, кто не явился к вечерней проверке!

          всех перечислять - массовые расстрелы надо устраивать! wink "Пока героический Морской Кот мужественно держал оборону пушистыми лапами, дезертиры-уклонисты философствовали на других ветках...." laughing drinks
      4. +4
        28 ноября 2019 20:09
        "На вид у Афони уже было" (с).
  11. +3
    28 ноября 2019 17:43
    Каждое из этих изделий произведение искуства.
  12. 0
    28 ноября 2019 18:47
    Цитата: polpot
    Спасибо за статью и замечательные фотографии

    советую прочитать статью "кирасиры" в Википедии -намного познавательнее и информативнее.
  13. +5
    28 ноября 2019 18:57
    Цитата: bubalik
    ага,они там в "Боях за историю" "умничают"

    Какой Вы Сергей... "недобрый". Да уж... немного и поумничать можно!
    1. +6
      28 ноября 2019 20:12
      ,,,не по злому умыслу,а токмо по скодоумию crying
      hi
      1. +5
        28 ноября 2019 21:01
        ,,,не по злому умыслу,а токмо
        " И не корысти ради, а только волею пославшей мя жены" (С). wink
        1. +4
          28 ноября 2019 22:26
          "Уж послала, так послала" (с).
          1. +3
            28 ноября 2019 22:40
            Могла бы и дальше, да цензура не позволяет. laughing