M113. Самый массовый бронетранспортёр в истории

63

БТР M113A3 американской армии на учениях в Германии, 2015 год

«Боевые автобусы». Американский БТР M113 стал самым массовым бронетранспортёром в истории. Принятая на вооружение в 1960 году гусеничная боевая машина по-прежнему используется в армиях многих стран. При этом конструкция оказалась настолько удачной, что послужила для создания различной специализированной военной техники: от зенитных самоходных установок и штабных машин до самоходных миномётов и огнемётов. Всего с 1980 года было собрано более 80 тысяч бронетранспортёров M113 и других боевых машин, построенных на его базе. К примеру, созданный в то же время советский БТР-60 разошелся по миру серией от 10 до 25 тысяч машин.

Помимо всего прочего, гусеничный бронетранспортёр M113 стал первой в мире боевой машиной, корпус которой был выполнен полностью из алюминия. Использование алюминиевой брони позволило уменьшить вес боевой машины, сохранив приемлемый для экипажа и десанта уровень защиты от огня из стрелкового оружия. При этом бронетранспортёр по-прежнему состоит на вооружении американской армии, где сроки его замены постоянно сдвигаются. Полностью отказаться от этой машины во всех подразделениях американские военные рассчитывают до 2030 года, то есть спустя 70 лет после принятия на вооружение.



Создание легенды


Потребность в новом бронетранспортёре в США осознали во время перевооружения сухопутных войск на новые образцы боевой техники. После завершения Второй мировой войны в США были приняты на вооружение легкие танки M41 «Уокер Бульдог», средний танк M48 «Паттон III», тяжелый танк M103, состоявший на вооружении Корпуса морской пехоты, а также новые противотанковые самоходки M56 «Скорпион» и другие образцы боевой техники. В этих условиях военные хотели получить и новый бронетранспортёр, который можно было бы использовать, как универсальную машину, и который соответствовал бы новым технологическим запросам и своему времени.

БТР M59

К работам над новой машиной приступили в 1950-е годы с выработки тактико-технических требований. В основу будущей машины был заложен принцип «боевого такси» или «боевого автобуса». Планировалось создать бронированное транспортной средство с закрытым корпусом, которое могло бы доставить на поле боя мотострелковое отделение. Спешившись, десантники сразу же должны были вступить в бой с противником. Исходя из определенной концепции, к новому БТР предъявили ряд требований: аэротранспортабельность; возможность преодоления глубоких водных преград; большой запас хода; возможность перевозки пехотного отделения; хорошая защита; высокая проходимость. Отдельно оговаривалась высокая универсальность машины за счет легкости адаптации самонесущего корпуса бронетранспортёра под решение тех или иных задач, необходимых военным.

В 1956 году к созданию нового БТР приступили инженеры американской компании Food Machinery Corporation (FMC), которые обладали богатым опытом по разработке и производству подобной техники. Еще в начале 1950-х годов компанией были созданы удачные модели гусеничных бронетранспортёров, в которых легко угадывался и будущий M113. Это были БТР M75, поучаствовавший в войне в Корее, и более совершенный амфибийный M59. Последний, помимо умения плавать, отличался меньшими размерами и оказался существенно дешевле в производстве. До 1960 года БТР M59 был выпущен внушительной серией – более 6 тысяч машин.

Для проведения испытаний компанией было подготовлено два основных прототипа, в том числе T113 с бронированием из алюминиевых плит. Для производства использовался специальный авиационный алюминий, который по крепости не уступал стали. Было представлено два экземпляра с легким и более тяжелым алюминиевым бронированием. Второй версией был прототип T117, который отличался лишь стальным корпусом. Испытания показали, что T113 с толстой алюминиевой броней при меньшем весе, чем T117, обеспечивает тот же уровень защиты экипажа и десанта, поэтому военные остановили свой выбор именно на этой модели. После проведения доработок в 1960 году улучшенная версия бронетранспортёра T113E1 была официально принята на вооружение американской армии под обозначением M113. Первоначально это была боевая машина с бензиновым двигателем, но уже в 1964 году из серийного производства её вытеснила модель T113E2, принятая на вооружение под обозначением M113A1. На этом БТР был установлен более совершенный дизельный двигатель.


Прототип M113 — T113

Созданный на рубеже 1960-х годов легкий плавающий гусеничный бронетранспортер (плавающими были только первые модификации), оказался очень удачной машиной, которая могла перевозить экипаж из двух человек и до 11 пехотинцев в полной экипировке. В будущем БТР стал основой для десятков самых разных специализированных боевых машин, а также неоднократно модернизировался. Известно три главных модернизации машины – M113A1, M113A2 и M113A3, последняя из них была проведена в 1987 году.

Технические особенности бронетранспортёра M113


Компоновка американского бронетранспортёра M113 является традиционной для большинства гусеничных БТР и БМП разных стран. Трансмиссия и двигатель располагаются в передней части корпуса, место мехвода от оси корпуса сдвинуто в левую сторону. Командир БТР, который по совместительству выполняет роль стрелка, сидит по центру боевой машины, в его распоряжении находится башенка для наблюдения за обстановкой. В десантном отделении в корме корпуса находятся места для 11 пехотинцев. 10 из них сидят на откидных скамьях вдоль бортов лицом друг к другу, 11-й десантник располагается на откидном сиденье лицом к выходной рампе, через которую солдаты покидали машину. Моторно-трансмиссионное отделение от остальных отделений боевой машины отделено специальной противопожарной перегородкой, при этом экипаж и десант могут свободно перемещаться между отделениями.

Корпус бронетранспортёра изготавливается из алюминиевой брони (специальный сплав с добавлением марганца и магния) методом сварки. Сам корпус представляет собой коробчатую конструкцию, которая наградила БТР узнаваемым силуэтом. Толщина брони корпуса составляет от 12 до 44 мм. Лобовая часть состоит из двух бронеплит толщиной 38 мм, верхняя из которых расположена под углом 45 градусов к вертикали, нижняя – 30 градусов. Борта расположены вертикально, верхняя их часть имеет бронирование 44 мм. Первоначальный вариант бронирования обеспечивал защиту десанта и экипажа от огня 7,62-мм стрелкового оружия и осколков снарядов и мин, в лобовой проекции броня держала попадание 12,7-мм бронебойных пуль с дистанции до 200 метров.

M113. Самый массовый бронетранспортёр в истории

Ходовая часть бронетранспортёра M113 внешне оставалась неизменной во время всего производства боевой машины. Применительно к одному борту она состоит из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков, двойного обрезиненного ленивца и двойного ведущего колеса. Подвеска всех катков торсионная, индивидуальная. На базовой модели 1960 года амортизаторами были оснащены только первый и последний опорный каток с каждой стороны боевой машины.

В качестве силовой установке на машине M113 был установлен бензиновый 8-цилиндровый двигатель Chrysler 75M V8 мощностью 209 л.с. Этой мощности хватало, чтобы разогнать бронетранспортёр боевой массой 10,2 тонны до 64 км/ч при движении по шоссе, на плаву машину могла развить скорость 5,6 км/ч. Движение по водной поверхности осуществляется за счет перематывания гусениц. Запас хода при движении по шоссе оценивался в 320 км.

В качестве основного вооружения на бронетранспортёрах M113 устанавливался отлично себя зарекомендовавший крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Браунинга М2НВ, который конструкторы разместили рядом с командирской башенкой. Огонь из пулемета можно было вести не только по наземным, но и по воздушным целям. Возимый боекомплект пулемета состоял из 2000 патронов. В то же время вести огонь по противнику десантники не могли, так как в бортах корпуса отсутствовали бойницы для стрельбы из личного оружия.


Основные модификации бронетранспортёра M113


Необходимость модернизировать новый бронетранспортёр возникла достаточно быстро. Уже в сентябре 1964 года в США начали серийно собирать новую версию, которая получила обозначение M113A1. Новая боевая машина была очень близка с принятой на вооружение в 1960 году моделью, отличаясь в первую очередь новым двигателем – дизельным, а также трансмиссией. Бронетранспортеры этой модификации получили мотор 6V-53 Detroit Diesel, развивающий максимальную мощность 215 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Также боевая машина получила новую трансмиссию производства компании General Motors, вместе с дизельным двигателем она составляла единый силовой блок. Использование дизельного двигателя повышало пожаробезопасность бронетранспортёра, при этом новый двигатель обеспечивал также экономию топлива. Вместе с установкой новых топливных баков, емкость которых выросла до 360 литров, эти шаги позволили довести максимальную дальность хода примерно до 480 километров. Одновременно с этим модернизация привела к росту боевой массы БТР примерно на 900 кг, что не сказалось на подвижности боевой машины за счет компенсации двигателем большей мощности.

Следующие обновления затронули гусеничный бронетранспортёр уже в 1979 году. Новая модель получил индекс M113A2. Программа создания данной модели в первую очередь была направлена на повышение надежности и эксплуатационных характеристик боевой машины. Основные изменения касались подвески и системы охлаждения двигателя. Новая гидромеханическая трансмиссия обеспечивала БТР шесть скоростей вперед и одну назад (на предыдущей модели 3+1), использование торсионных валов повышенной прочности позволило увеличить дорожный просвет машины с 400 до 430 мм, а доведение общего количества амортизаторов до шести (появились амортизаторы на вторых катках) положительным образом сказалось на плавности хода и удобстве передвижения по пересеченной местности. Также опционально на бронетранспортёр могли устанавливаться два внешних топливных бака, которые располагались с двух сторон от задней рампы. Специально для M113A2 был разработан также комплект дымовых гранатометов. Со всеми изменениями модель стала весить 11,34 тонны и практически полностью утратила плавучесть.


БТР M113 и M113 ACAV (бронированная штурмовая машина) во Вьетнаме

Последняя масштабная модернизация M113 произошла в 1987 году, обновленная модель получила обозначение M113A3. Основные нововведения касались повышения защищенности экипажа и десанта и учитывали опыт ведения последних локальных конфликтов, в том числе на Ближнем Востоке. В ходе работ над данной моделью конструкторам удалось существенно улучшить показатели бронезащиты и подвижности боевой машины. На повышение защищенности десанта и экипажа играли дополнительные стальные бронеплиты, которые устанавливались на основной алюминиевой броне корпуса в виде дополнительных экранов, соединение болтовое. Использование навесной брони обеспечило круговую защиту машины от огня 14,5-мм крупнокалиберных пулеметов, а в лобовой проекции броня с дистанции 200 метров выдерживает попадание 20-мм бронебойных выстрелов к автоматическим пушкам. Помимо этого, повышению защиты десанта способствовал противоосколочный подбой из композитного материала, который защищает солдат от осколков разлетающейся основной брони. Дополнительными стальными листами было усилено и днище корпуса. Два внешних бронированных топливных бака окончательно прописались в корме боевой машины, заменив собой бак, расположенный внутри корпуса. При этом изменились и габариты БТР, который подрос в длину на 44 см. Решение с выносом топливных баков из корпуса, повышало живучесть экипажа и десанта.

В результате всех изменений боевая масса M113A3 выросла практически до 14 тонн (без дополнительной брони 12,3 тонны). Увеличение боевой массы машины потребовало от конструкторов повышения мощности установленного двигателя. Силовая установка была серьезно изменена. Сердцем новой модели стал дизельный двигатель 6V-53T Detroit Diesel с турбонаддувом. Его мощность выросла до 275 л.с., при этом конструкторам удалось снизить расход топлива на 22 процента. Благодаря росту мощности, бронетранспортёр не только сохранил скоростные характеристики, но и серьезно прибавил в динамике и разгоне. С новым двигателем до 50 км/ч боевая машина разгонялась за 27 секунд вместо 69 секунд у предыдущих модификаций. Помимо этого, улучшился комфорт работы водителя, который управлял бронетранспортёром не рычагами, а автомобильным рулем.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    27 ноября 2019 18:25
    приступили инженеры американской компании Food Machinery Corporation (FMC)


    Точно на консервном заводе проектировали... laughing
    1. +26
      27 ноября 2019 22:32
      Ежели бы всё обстояло именно так, то вряд ли полмира на этой машинке каталось. Вряд ли имеет смысл с таким пренебрежением относиться к технике противника, подобное "шапкозакидательство" нам в своё время стоило сорок первого года. История ничему не учит? Может хватит уже, или у "ура-патриотов" это неистребимо?
      1. -15
        28 ноября 2019 00:34
        просто умеют продавать, выворачивать руки чтобы купили их га...но.
        1. +15
          28 ноября 2019 01:55
          Зря вы так, нормальная БМП 1-го поколения. До сих пор воюет. А уж сколько модификаций на базе М113, вроде нигде больше не видел. hi




          1. 0
            23 декабря 2019 07:09
            Из него такая же БМП, как из МТЛБ. М113 БТР.
      2. +12
        28 ноября 2019 06:40
        Цитата: Морской Кот
        Ежели бы всё обстояло именно так, то вряд ли полмира на этой машинке каталось. Вряд ли имеет смысл с таким пренебрежением относиться к технике противника, подобное "шапкозакидательство" нам в своё время стоило сорок первого года. История ничему не учит? Может хватит уже, или у "ура-патриотов" это неистребимо?


        С юмором у вас туго. Кто-то пренебрежительно говорит о М113? Словосочетание "Food Machinery" в названии проектировщика можно перевести как "Техника для пищевой промышленности". Всего-то... Иногда просто нужно расслабиться и не искать ура-патриота там где его нет. hi
        1. +4
          28 ноября 2019 13:42
          Дело наверное не в самом юморе, а в том как он подаётся. И не все изучали английский язык. А насчёт расслабиться... Вот легендарный поручик однажды расслабился на балу у Ростовых, и с ним случился пренеприятный конфуз. wink
        2. +1
          28 ноября 2019 16:18
          Вы ЛЮБЕЗНЫЙ - "катались" в М-113? Если нет - то и не стоит "ШУТИТЬ"!
  2. +23
    27 ноября 2019 18:26
    Массовость этой замечательной машинки обеспечена тем, что всего за 22.000 долларов, она давала защиту спереди от 12.7мм бронебойных пуль, надежность и легкость!
    Кстати, с комплектом экранов, круговая защита была от бронебойных 14.5 пулеметов!
    А его неприхотливый дизель - Detroit 6V-53 жрал все, при этом работал надежно!
    А модификации M-113 заканчиваются только там, где заканчивается фантазия у человека.
    Произведение >80.000 машин! На секундочку, это больше чем Т-34 разных модификаций!
    1. +8
      27 ноября 2019 18:40
      Вы берете все машины на базе М113 в том числе зарубежного выпуска и все машины не его базе (включая самоходные минометы, зсу, кшм) из них получается цифра примерно 80000.
      Т-34 произведено примерно 35000.
      Т-34-85 произведено примерно 26000.
      САУ на базе 8000.
      Это уже 69000, добавьте сюда зарубежные машины, брэм и прочее. Получится наверное меньше немножко, но не факт :) При том что весит Т-34 около 30 тонн в среднем, а М113 - около 10 тонн.
      1. 0
        23 декабря 2019 07:12
        Вообще не имеет смысла сравнивать массовость танка и БТР. БТР'ы клепать гораздо проще, тем более с уровнем развития американской промышленности 60-х.
    2. 0
      27 ноября 2019 19:01
      Массовость этой замечательной машинки обеспечена тем, что всего за 22.000 долларов, она давала защиту спереди от 12.7мм бронебойных пуль, надежность и легкость!

      Мог ли этот БТР оказать поддержку пехоте ? )))
      А наши БТРы могли .
      1. +6
        27 ноября 2019 21:09
        Мог ли этот БТР оказать поддержку пехоте ? )))
        А наши БТРы могли .

        Вы сильно удивитесь, но 12,7×99 мм оказывает серьезную поддержку пехоты. Вьетнамцы, кстати, оценили. Впрочем и огнеметную версию тоже оценили.
        Наши то не сильно и мощнее в вооружении были, x1 14,5 × 114 мм. С накладной броней, M113 держал бронебойки такого калибра. А что держал тот же БТР-60? Только в лоб 7,62×54 бронебойки.
        Ванильный М113 в лоб свой же патрон от М2 в бронебойном варианте.
        1. -5
          27 ноября 2019 21:11
          Вы сильно удивитесь, но 12,7×99 мм оказывает серьезную поддержку пехоты

          Серьёзно ?
          Любой снайпер перебьёт всех стрелков этого пулемёта на раз .
          Каким образом он может оказать поддержку ?
          1. +2
            27 ноября 2019 23:10
            Серьёзно ?
            Любой снайпер перебьёт всех стрелков этого пулемёта на раз .
            Каким образом он может оказать поддержку ?

            Если не превратится в фарш, под огнем М2. Тогда все что крупнее 7.62, может вывести из строя тот же БТР-60. даже снайпера не надо. И это в лоб! В бортовой проекции БТР-60 уже не держал 7.62x39. Что уже говорить про 7.62x51.
            Но в Наме действительно была беда с командиром-стрелком, жил он не то чтобы долго. Защита турели решила эту проблему.
        2. +1
          27 ноября 2019 22:45
          Как раз недостаточная бронезащита от ДШК (патрон 12,7×108 мм) и есть главная претензия к этому M113. Не говоря уже о всяких поздних НСВ, Кордах и КПВ...
          Туристский автобус, способность сопровождать танки по пересечённой местности - да, поддерживать огнём пехоту - только на больших дистанциях, в пустынно - степной местности. В джунглях и лесах-тайге скорее - нет.
          Вывод: в условиях лесо-степи Южной Украины может пригодиться обороняющейся стороне. За ночь доедет до Коломый soldier
          1. +1
            27 ноября 2019 23:18
            Как раз недостаточная бронезащита от ДШК (патрон 12,7×108 мм) и есть главная претензия к этому M113.

            Тогда БТР-60 вообще в утиль. Так? Без доп-брони он в лоб держит патрон своего же пулемета. Этого вам мало? С дом броней держит бронебойный 14.5x114мм по кругу!
            Не Намер, ни разу. А должен ли?
            В джунглях и лесах-тайге скорее - нет

            Вы явно не в курсе, как показал себя этот "дракончик" в Наме. Уж что что, а американцы его в вылазках любили, а вьетнамцы - ненавидели. Но зато южным вьетнамцам зашла.)

            Вывод: в условиях лесо-степи Южной Украины может пригодиться обороняющейся стороне.

            Даже в тему про М113 Украину завезут...
            Шел 2654-й год, люди покоряют соседнею солнечную систему, но Украину никак забыть не могут.
            Кстати, а как бы Т-1000 показал бы себя в Украине? Очень интересно! Расскажите?
            1. +3
              28 ноября 2019 12:00
              bully Вы вообще какой-то удивительный троль, который ни с того ни с сего решил пиарить известный "гроб на гусеницах", известный со времён Вьтнама как мечта гранатомётчика am
              Цитата: Джек О’Нилл
              Тогда БТР-60 вообще в утиль. Так?

              Про БТР-60 ничего не скажу, а вот БТР-80 на голову выше и по защите и по огню, про БМП-1 просто даже говорить неудобно. Это смешно laughing
              Сравнивайте этот шит, если уж так надо с БМД.
              Цитата: Джек О’Нилл
              Без доп-брони он в лоб держит патрон своего же пулемета. Этого вам мало? С дом броней держит бронебойный 14.5x114мм по кругу!

              M113 хорошо изучен Вьетконгом и армией Израиля. Первые захватили их какое-то неимоверное кол-во свыше 2500 шт. и всласть потешились растреливая с разных ракурсах и калибрах. Вторые тоже склонны к исследованиям и анализу, но и отличаются повышенной болтливостью, в т.ч. в наших инетах. Благодаря этому установить шо это за дрянь не очень трудно.
              Общий вывод - борт не держит 7,62 бронебой. АОИ так же говорят, что и 5,56 бронебой оставляет в борту дырки. Это феерично wassat
              Гроб на колёсиках.
              Цитата: Джек О’Нилл
              Вы явно не в курсе, как показал себя этот "дракончик" в Наме. Уж что что, а американцы его в вылазках любили, а вьетнамцы - ненавидели. Но зато южным вьетнамцам зашла.)

              Вьетконг их любил - борт без проблем берёт 7,62 . Это значит что не только ДШК, но и АКМ, и СКС, и РПК - все в деле. Не знаю, окуда вы черпаете инфу, в инетах полно отзывов об этой фиговине... По итогам использования M113 янки поменяли пехотную тактику и принялись разрабатывать новое поколение БМ. Это называется любили?
              Единственное применение данного пепелаца - автобус для солдат или конфликт малой интенсивности с туземными формированиями. Ну да. в этом он хорош. Но для таких целей и пикап Тойота тоже не плох.
              Цитата: Джек О’Нилл
              как бы Т-1000 показал бы себя в Украине

              Что такое Т-1000? Какой-то боевой фетиш в мозгу диванного пехотинца ?
              Правильно говорить и писать "на Украине".
              1. +2
                28 ноября 2019 21:53
                Про БТР-60 ничего не скажу, а вот БТР-80 на голову выше и по защите и по огню, про БМП-1 просто даже говорить неудобно. Это смешно laughing
                Сравнивайте этот шит, если уж так надо с БМД

                На голову выше чем? БТР-80 может держать 12.7мм, но не бронебойные, корпус те же 7.62х39 не бронебойные!
                Лишь вооружение чуть чуть лучше.
                А про такую важную штуку в БТР/БМП как аппарель, можно и не говорить...

                Общий вывод - борт не держит 7,62 бронебой. АОИ так же говорят, что и 5,56 бронебой оставляет в борту дырки. Это феерично wassat

                Пожалуйста, приводите графики и испытания, если таковые имеются.

                Вьетконг их любил - борт без проблем берёт 7,62 . Это значит что не только ДШК, но и АКМ, и СКС, и РПК - все в деле.

                Вы перепутали с нашими БТР-/6070/80 и БМП1/2, они и не держат в борт 7.62x39.

                Не знаю, окуда вы черпаете инфу, в инетах полно отзывов об этой фиговине...

                Таких "экспертов" валом в инете. Вон, вы тоже поди эксперт, все знаете, лучше производителя.
                Вот и складывается ошибочное мнение о технике.

                Единственное применение данного пепелаца - автобус для солдат или конфликт малой интенсивности с туземными формированиями. Ну да. в этом он хорош. Но для таких целей и пикап Тойота тоже не плох.

                Facepalm.png.
            2. -1
              28 ноября 2019 16:23
              А М-113 ПЛАВАЛ?
              Морская ПЕХОТА ВМФ СССР выбрала БТР-60 вместо БТР-50!
              А БТР М-113 не плавал! По этому он и держал в лобовой проекции пулю от ДШК! Масса маши ушла на броню! А не на подвижность!
              1. +3
                28 ноября 2019 17:49
                А вы статью читали: на плаву машину могла развить скорость 5,6 км/ч. Движение по водной поверхности осуществляется за счет перематывания гусениц.
                1. +3
                  28 ноября 2019 19:11
                  Цитата: feokot1982
                  А вы статью читали: на плаву машину могла развить скорость 5,6 км/ч. Движение по водной поверхности осуществляется за счет перематывания гусениц.

                  М113 мог плавать только в начальном варианте, а после всех модернизаций плавать уже не мог.
          2. +2
            28 ноября 2019 12:31
            Цитата: Митяй65
            За ночь доедет до Коломый

            Нет, только до Винницы, и то если притопит газ в пол...
            Вот тут и скажется экономичность дизеля и большой запас хода bully
            Но сама идея оснастить шаровар этой коробкой мне нравится! lol
        3. 0
          18 января 2020 12:27
          Как ты наш, ты явный западенец. Хваля западную посредственность, М 113 это только легкобронированный транспорт не более, ты откровенно ругаешь и врёшь о нашей техники. А мощность 14,5х114 мм, в 2 раза больше чем 12,7х99.
      2. +3
        28 ноября 2019 14:26
        Чем отличается БТР от БМП?
        Да тем что БТР это бронированный грузовик (транспортер) предназначенный для перевозки личного состава к месту боя, а БМП кроме этого еще и оказание поддержки в бою.
  3. +12
    27 ноября 2019 18:28
    Скорее всего он самый массовый, но
    80 тысяч с лишним - это все модификации М113 и все машины на его базе. При этом М113 и М113А3 отличаются как бы не больше, чем БТР-60 от БТР-80, там и двигатели новые и трансмиссия.Поэтому сравнение с БТР-60 не корректное.
    Если берем цифру 80 тысяч -число всех модификаций М113, включая версии зарубежные и машины на базе...То сравнивать нужно с числом БТР-60,70,80,82, всеми машинами на базе и всеми иностранными его версиями.
    1. -9
      28 ноября 2019 01:59
      Тююю, тоже самое говорю про су-30, су-35 и су-57. Но почему-то все патриоты мне доказывают, что это авиационный прорыв, а не просто модификации сушки 27ой.
      1. +4
        28 ноября 2019 06:06
        Что и Су-57 тоже модификация Су-27? 0_0 Троллить нужно тоньше.
    2. +2
      29 ноября 2019 15:46
      Возьмите МТЛБ примерно 55000 экземпляров тоже разных модефикаций
  4. +4
    27 ноября 2019 18:29
    Спасибо, любопытно! Было бы интересно сравнение М113 с БМП1/2
    1. +7
      27 ноября 2019 18:54
      М113 -- транспортёр для транспортировки бойцов.
      В качестве основного вооружения на бронетранспортёрах M113 устанавливался отлично себя зарекомендовавший крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Браунинга

      А БМП --ещё и для огневой поддержки hi
      30-мм пушка 2А42;
      пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый);
      ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс»
      (БМП-2).
      1. +6
        27 ноября 2019 21:22
        Вопрос в том что 113й не был транспортером который должон сопровождатб пехоту на пле боя! Он просто транспортер! И люминиевая броня , в данном плане бмд сходна, имеет лучшие показатели в плане защиты десанта от малых калибров. Такая реальность имеет место быть. Тотже снаряд шилки пробивая броню бмд наволакивает на себя люминиума теряя скорость и энергию. При попадании в бмп весело проваливает еще и блок двигла!
        Не относитесь к данному девайсу как к нашему бмп. И даже наш бтр совсем другая карет и по уставам предполагала другое применение.
  5. -18
    27 ноября 2019 18:30
    Наделали алюминиевых гробов...
    В них и похороним!
    1. +11
      27 ноября 2019 20:40
      И многих уже похоронили? расскажете про успехи? лихой могильщик
      1. -1
        29 ноября 2019 10:49
        И многих уже похоронили?

        За две войны довелось кое-кого...
        Самого пару раз чуть не закопали.
        А ты, видимо, генералиссимус из "танчиков"?
        Диванный вояка...
        1. +1
          1 декабря 2019 01:03
          А ты часом не диванный вояка-сказочник?
  6. +11
    27 ноября 2019 18:44
    Знатный вездеход. Его еще не скоро спишут. У нас такие сделали беспилотными и они удачно отметились в Газе в качестве доставщика снабжения.
    1. +1
      27 ноября 2019 20:59
      Не для переднего края сойдёт, коли ничего больше нет laughing
    2. Комментарий был удален.
  7. +8
    27 ноября 2019 19:55
    Это не правильный БТР, вот ПРАВИЛЬНЫЙ БТР bully :
    1. -2
      27 ноября 2019 20:22
      Весёленьких цветочков не хватат..., для ентого самого...камухляжу! wink lol
    2. +2
      28 ноября 2019 11:26
      Это Рино по моему?
    3. +1
      1 декабря 2019 07:52
      Ну, раз такое дело, за императора! good
  8. +14
    27 ноября 2019 20:08
    Никогда не задумывался об истории М113. Привык, что он существует всегда и везде. Привык, что его все военруки и преподаватели в ВУ и за боевую технику не считали - ни тебе рациональных наклонов, ни стальной брони... А оно вон как. Самый массовый и очень даже интересный. Спасибо автору.
  9. -1
    27 ноября 2019 20:23
    Мечта гранатомётчика! fellow
  10. +3
    27 ноября 2019 21:24
    Один из знаковых символов холодной войны. Даже люди далекие от военной темы наверняка вспомнят примечательную самодвижущуюся коробку на гусяках. Конечно, в основной своей ипостаси машина безусловно устарела, но как универсальная база для второстепенных войск останется актуальной еще долго.
  11. +1
    27 ноября 2019 21:57
    Не знаю. Бои в Йемене показали, что это гроб. Воевать там он не может. Да и в Ираке от использования М113 быстро отказались. Машина когда-то была супер. Но устарела.
    1. -12
      28 ноября 2019 02:02
      Бои в Сирии показали, что все российские системы ПВО- металлолом. Так самым старым из них 30 лет от силы.
      1. 0
        17 января 2020 00:05
        Какие Ваши аргументы?
  12. +3
    27 ноября 2019 22:04
    рабочая лошадка, заслуженная машина
  13. +4
    27 ноября 2019 23:50
    Хорошая статья, автору спасибо!

    И машинка удачная, подвижная, неплохо защищенная. Еще интересна ее компактность, длина первых версий 4.8м , почти вдвое короче нашего БТР (7.6м). На стандартную ж.д. платформу (13.2м) таких две свободно влезет. А значит и переброска войск вдвое упрощается.
  14. +3
    28 ноября 2019 02:08
    БТР М-113 машина простая, массовая и главное-низкая цена. Сравниваем с БМП Бредли. И что не так ? Машины создавались в разные времена. Одна, в те времена, когда необходимо было создать, другая, в те времена, когда необходимо было, освоить деньги. Создавать БМП Бредли 17 лет !!! И это в США, с ее техническим уровнем.
    1. 0
      28 ноября 2019 15:06
      Цитата: Февральск.Морев
      Создавать БМП Бредли 17 лет !!! И это в США, с ее техническим уровнем.

      Ну не бред ли?!
      1. 0
        7 ноября 2020 23:25
        А у нас ка 60-62 все никак не полетит, аж с 1984 года
  15. +3
    28 ноября 2019 14:45
    Достаточно просторный десант!
    1. 0
      29 ноября 2019 22:32
      Для сравнения фото отсека бтр 80, нужно еще разместить вот удивление будет
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
      3. +1
        2 декабря 2019 09:38
        Бтр 70 одногодка м 113 люк десанта

        Люк десанта БТР 80

        десант БТР 80
  16. +1
    28 ноября 2019 15:56
    Цитата: Lontus
    Ну не бред ли?!

    Будете смеяться, но в США был снят художественный фильм, основанный на реальных событих. Сколько лет создавали, сколько миллиардов потратили и самое главное, как испытывали.
  17. +1
    28 ноября 2019 18:37
    Цитата: Lontus
    Цитата: Февральск.Морев
    Создавать БМП Бредли 17 лет !!! И это в США, с ее техническим уровнем.

    Ну не бред ли?!

    Советую посмотреть фильм "Войны пентагона", как раз про бредли laughing
    ПС на сколько достоверно не могу судить.
    1. +2
      28 ноября 2019 20:36
      Цитата: spech
      ПС на сколько достоверно не могу судить.

      Кое-что преувеличено (Голливуд..), но, в целом, верно.
  18. 0
    16 января 2020 23:58
    Жирный суслик такой в боковой проекции
  19. 0
    18 января 2020 12:00
    Как транспортник ещё терпим, во остальное алюминиевая г..ная коробка. Уступающая уже БТР-60ПБ.
    Насчет 12,7 мм наши изобрели БТЗ в 70 годах, которых пробивал в лоб с 750м, а что говорить о 14,5 мм вообще не стоит. Лоб БТР-60/70/80 держит 12,7 мм с 500м. Воспользоваться в бою 12,7 мм у М113, будет крайне затруднительно, т.е. фактически он будет безоружный.
  20. 0
    19 февраля 2020 23:52
    автор! ежели М113 ПОСТОЯННО модернизировались, то приведенный в тексте БТР-60 тоже постоянно модернизировался. Аж до БТР-88. А потому справедливости ради нужно посчитать их выпуск и всех машин на базе. В том числе выпускаемые в других странах под другим именем. бендеровский БТР-3 например. И вот тогда можете хвалиться какие заокеанские поцики крутые, что выпускають аж 80 000 передвижных гробов потому как другого не могут создать.
  21. 0
    25 апреля 2021 22:01
    В общем, эталон БТР 60-80. Наши ки БМП-1/2 много хуже, тем более все семейство колесников 60/70/80 с «анатомическими дверцами» для выхода под колёса.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»