OT-64 SKOT. Бронетранспортёр, который превзошёл БТР-60

93

«Боевые автобусы». Самым известным бронетранспортёром восточного блока по праву считается OT-64 SKOT. Данная боевая машина представляла собой собственный взгляд на колесный БТР социалистических Чехословакии и Польши. При этом большая часть военной техники, состоящей на вооружении армий стран участниц Варшавского договора, была советской, но некоторые образцы создавались и на местах. Было бы странно, если бы та же Чехословакия не использовала имеющийся у страны промышленный потенциал для выпуска собственной военной техники.

Разработка колесного бронетранспортёра OT-64 SKOT


К созданию колесного бронетранспортёра, обладающего амфибийными свойствами, в странах восточного блока приступили на рубеже 1960-х годов. К созданию новой боевой машины подключились промышленные предприятия Чехословакии: заводы «Татра» и «Прага», которые отвечали за разработку ходовой части и трансмиссии, и Польши, чьи предприятия занимались производством корпусов и вооружения.



Стоит отметить, что развитая промышленность Чехословакии, которая еще до начала Второй мировой войны сумела наладить выпуск огромной номенклатуры вооружений, в том числе танков, сохранила свой потенциал. В послевоенные годы в стране развернули сборку адаптированной версии полугусеничного немецкого бронетранспортёра Sd.Kfz. 251, чешский вариант получил обозначение ОТ-810. С 1958 по 1962 год в стране было выпущено примерно 1,5 тысячи подобных БТР, основным визуальным отличием которых от немецких машин периода Второй мировой войны было наличие полностью закрытого корпуса, над десантным отделением имелась крыша.


БТР-60ПБ

Новый колесный бронетранспортёр создавался, в том числе, для замены полугусеничного ОТ-810. При этом к тому моменту в Чехословакии уже имелась лицензия на выпуск советского гусеничного БТР-50П, который получил обозначение OT-62. Ниша гусеничных бронетранспортёров была закрыта, но оставалась еще колесная техника, которая была перспективна и обладала очевидными преимуществами: ходовая надежнее и проще, чем у гусеничных БТР; такую технику проще ремонтировать и обслуживать даже в полевых условиях; скорость и запас хода выше, чем у гусеничных аналогов.

К созданию БТР с колесной формулой 8х8 в Чехословакии приступили в конце 1959 года. Большое влияние на конструкторов стран Восточного блока оказал советский бронетранспортёр БТР-60, который разрабатывался в СССР с 1956 по 1959 год. Конструкция и ходовая бронетранспортёра OT-64 SKOT (SKOT аббревиатура от фразы на чешском и польском языках «средний колесный бронированный транспортер») явно были навеяны советскими работами над БТР-60, но при некотором внешнем сходстве машины существенно отличались друг от друга. Первые масштабные испытания предсерийных машин состоялись уже в 1961 году, а к октябрю 1963 года новый бронетранспортёр был полностью готов и запущен в серийное производство. Поставки серийных БТР армиям Польши и Чехословакии начались в 1964 году.

Серийное производство новой боевой машины продолжалось с 22 октября 1963 года по июль 1971 года. Всего за это время заводские цеха покинуло примерно 4,5 тысячи бронетранспортёров OT-64 SKOT в нескольких вариантах исполнения. Из них около двух тысяч БТР поступили на вооружение польской армии. А чуть меньше трети от произведенных бронетранспортёров было отправлено на экспорт. К примеру, в 1968 году 200 таких БТР заказал Египет, а в следующем году 300 машин заказала Индия.

Технические особенности OT-64 SKOT


Хотя в новом бронетранспортёре угадывались черты советского БТР-60, даже внешне машины имели заметные отличия. Так например на OT-64 SKOT промежутки между первой и второй и третьей и четвертой осями были равными. Между второй и третьей осями было большее расстояние. При этом кормовой бронелист корпуса имел обратный наклон брони, как это было реализовано на последнем варианте знаменитого немецкого полугусеничного бронетранспортёра Sd. Kfz 251 Ausf.D. Также именно в кормовом бронелисте конструкторы расположили двери, через которые мотострелки покидали десантное отделение. Отличалась и носовая часть боевой машины, обладавшая характерной клиновидной формой с нижним бронелистом, который отличался меньшим наклоном к вертикали, чем верхний бронелист.

OT-64 SKOT. Бронетранспортёр, который превзошёл БТР-60

Корпус чехословацкого бронетранспортёра производился методом сварки из стальных бронелистов толщиной от 6 до 13 мм, обеспечивая боевой машине только противопульное бронирование. Для своего детища конструкторы из Чехословакии и Польши выбрали следующую компоновку. В передней части корпуса располагалось отделение управления с местами командира машины и механика-водителя, в распоряжении которого имелся прибор ночного видения. За отделением управления находилось моторно-трансмиссионное отделение. При этом большую часть средней и кормовой части корпуса занимало десантное отделение. Здесь могли разместиться до 15 бойцов, один из которых был оператором вооружения и сидел на специальном регулируемом по высоте кресле, остальные сидели на откидывающихся скамейках вдоль бортов корпуса лицом друг к другу. Для выхода они могли использовать как заднюю двустворчатую дверь, так и два больших люка в крыше корпуса машины.

Сердцем боевой машины был расположенный в МТО 8-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения Tatra модели T-928-14, выдававший максимальную мощность 180 л.с. Двигатель работал в паре с полуавтоматической коробкой переключения передач производства компании Praga-Wilson (5+1). Мощности двигателя было достаточно, чтобы разогнать БТР боевой массой 14,5 тонн до скорости 95-100 км/ч при движении по шоссе, при этом запас хода машины составлял до 740 км. На воде бронетранспортёр двигался за счет двух гребных винтов, установленных в кормовой части корпуса, в передней части располагался специальный водоотталкивающий щиток. Максимальная скорость машины на воде составляла 9-10 км/ч.


Все колеса боевой машины могли быть ведущими, первые две пары колес были управляемыми. При этом полный привод был подключаемым, БТР мог работать в режиме 8х4 и 8х8. Особенностью машины было наличие системы централизованного регулирования давления в шинах, которая имелась в распоряжении мехвода. При изменении дорожных условий водитель всегда мог изменить давление в шинах для повышения проходимости машины, а также подкачки колес в результате повреждений, например в боевых условиях.

Первая версия БТР не имела вооружения и использовалась только как бронированный транспортер для перевозки пехоты. Затем практически на все версии начали устанавливать башню кругового вращения, аналогичную той, что ставилась на БРДМ-2 и БТР-60ПБ/БТР-70. Основным вооружением в таком варианте были 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВТ, спаренный с 7,62-мм пулеметом ПКТ.

Оценка бронетранспортёра OT-64 SKOT


Бронетранспортёр OT-64 SKOT оказался во всех отношениях удачной для своего времени боевой машиной. Выпущенный достаточно крупной для европейских стран серией этот полноприводный амфибийный БТР долгое время оставался на вооружении чехословацкой и польской армии, а также пользовался спросом на международном рынке вооружений. Еще во время существования Восточного блока он экспортировался в 11 государств, конкурируя с техникой советского производства. Второй пик экспортных поставок пришелся уже на 1990-е годы после крушения соцлагеря, когда находившаяся на вооружении армий стран Варшавского договора военная техника хлынула на экспорт, представляя интерес для многих развивающихся стран.


Создавая новую боевую машину, инженеры из Чехословакии определенно опирались на советский опыт с созданием БТР-60, но сумели сделать даже более интересную машину, которая по некоторым параметрам превосходила советские аналоги. В первую очередь OT-64 SKOT превосходил советские машины с технологической точки зрения. Сердцем бронетранспортёра был дизельный двигатель, который позаимствовали с грузового автомобиля «Татра-138». Использование дизельного двигателя повышало пожаробезопасность машины. Помимо этого на советских БТР-60 использовалась спарка из двух бензиновых двигателей, тогда как на OT-64 стоял один дизельный двигатель, это снижало расход топлива и повышало запас хода. Еще одним очевидным преимуществом было упрощение конструкции бронетранспортёра, а также его обслуживания и ремонта.

Преимуществом OT-64 SKOT была и лучшая бронезащита, хотя отличия в толщине бронелистов были не столь значительными. Так корпус БТР-60 собирался из бронелистов толщиной от 5 до 9 мм, а корпус OT-64 из бронелистов толщиной от 6 до 13 мм. Одновременно с этим OT-64 SKOT был значительно тяжелее, его боевая масса составляла 14,5 тонн против 9,9 тонны у БТР-60. Также бронетранспортёр из соцлагеря отличался большими габаритами и более заметным силуэтом на поле боя. Высота БТР составляла 2,71 м (вместе с башней) или 2,4 м (по крышу), тогда как общая высота советского бронетранспортёра не превышала 2,2 метра.

К преимуществам OT-64 SKOT относили также его компоновку с расположением моторного отсека в середине корпуса, а не в корме, как у БТР-60. Подобное решение позволяло осуществлять высадку десанта через просторные распашные двери в кормовом бронелисте корпуса. Мотострелки покидающие БТР были защищены от фронтального огня противника всем корпусом боевой машины. В то же время на БТР-60, равно как и на БТР-70/80 из-за реализованной компоновки высадка десанта производится либо через боковые двери по бортам корпуса, либо через люки, расположенные в его крыше, при этом солдаты защищены от огня противника гораздо хуже. От этой наследственной проблемы конструкции, характерной для самых массовых колесных бронетранспортёров советского/российского производства избавились только на современной машине «Бумеранг», которая представляет собой унифицированную колесную платформу, которая может использоваться и как БТР.


Вариант БТР на платформе «Бумеранг»

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что OT-64 SKOT для своего времени был достаточно удачным бронетранспортёром. Он длительное время находился на вооружении стран соцлагеря, а также активно продвигался на экспорт. Это была простая и надежная амфибийная машина с высокой скоростью и большим запасом хода. Небольшая часть бронетранспортёров OT-64 по-прежнему находится на вооружении армий и полицейских структур ряда развивающихся стран.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    30 ноября 2019 06:48
    Сергей спасибо!
    С уважением, Влад.
  2. -3
    30 ноября 2019 06:51
    Насколько мне извесно. Советские военные отнесли два двигателя не к недостаткам а к довольно таки большому приемуществу, так как позволяло выйти из боя на половине двигателей. А вот дизельный двигатель для тяжолой боевой машины приемущество конечно.
    1. +27
      30 ноября 2019 09:14
      Советские военные проклинали два слабосильных двигателя, которые к тому же практически невозможно было "заставить " работать синхронно, даже с помощью специальной аппаратуры. Марш батальона по пересечённой местности как правило заканчивался минимум заменой 50% двигателей. Машина после установки башни с крупнокалиберным пулемётом получилась перетяжелённая. Вырос расход топлива. Для того что бы хоть как то соответствовать в комплект входили канистры с бензином перевозимые сверху на броне. Вывод - машина БТР-60ПБ к середине 60-х устарела катастрофически, как технически так и концептуально. Несмотря на это конструктора проектировали а заводы строили все последующие машины (БТР-70, 80) с той же неудачной для пехоты компоновкой но зато удобной для производителя.
      1. +10
        30 ноября 2019 11:45
        Есть опыт эксплуатации на БТР 60 , правда ПУ .
        Согласен , два двигателя -это минус , причем большой . Один дизель повысил бы характеристики этой машины .
        Чего не отнять -это замечательная проходимость .
        1. +3
          1 декабря 2019 20:23
          Цитата: Кузнец 55
          Есть опыт эксплуатации на БТР 60 , правда ПУ .
          Согласен , два двигателя -это минус , причем большой . Один дизель повысил бы характеристики этой машины .
          Чего не отнять -это замечательная проходимость .

          Мне как раз пришлось 6 - ОПБ пользовать(это мы его так называли шутливо). Вот согласен - на него 1 мотор, да помощней, был бы вообще песней! Но, честно, свою работу делал и так. Я, правда, не в пехоте его юзал, нам десант под пулями высаживать не надо было, нам его проходимость нужна была, она нас устривала. Что там граждане про синхронизацию моторов писали - чухня, решается без проблем, вот когда один движок "вставал", вот тут были тех.проблемы, но тоже решались на ходу. Очень нравилась мне машинка! Помню только одну не выполненную на ней задачу - когда нас на горной реке волной накрыло(там что-то прорвало наверху, никто не был в курсе). Движки и люки залило, машина утонула. Благо, все живы-здоровы, а машина потом ещё немало потрудилась после ремонта. Бегала по пересечёнке быстрее МТЛБ, а это уже показатель laughing
      2. -1
        2 декабря 2019 21:08
        Брехать про 50% замену двигла надо заканчивать то уже...Все БТР с передним МТО плавают чуть лучше чем топор...
      3. 0
        8 декабря 2019 18:40
        Чушь не несите про 50%, сами то совершали марши? У 70 и то не 50, но 15-20 выходило из строя и то не двигатели, а мех поломки - оборвало ремень, болты кардана и т.д. Благодаря большему крутящему моменту 60 по пересечёнке бегали лучше 70к, на шоссе да 70ку можно было раскочегарить до 120. но 2 двигателя от бессилия, не было подходящего.
    2. +15
      30 ноября 2019 12:37
      Два двигателя это в первую очередь в два раза больше расходников. Просто в СССР с мощными двигателями всегда была напряженка. Именно поэтому как только появился подходящий массовый мотор на БТР-80 оставили только один. Да и 70ки переделывали под один камазовский 740 или ямз 238.
      1. 0
        27 декабря 2019 00:12
        Вот чего не понимаю, так это почему при наличии в соцблоке ТАТРЫ нельзя было взять у них дизель, локализовав его производство в союзе? Какую статью не читаешь, постоянно натыкаешься на проблему с дизелями для грузовиков и прочего смежного.
        1. +1
          27 декабря 2019 00:25
          Новыми двигателями и тем более локализацией в СССР обычно занимались в критических случаях, когда не заменить уже никак. А тут проблема вполне себе решалась - да криво, да дорого в эксплуатации, но работало же. Вот когда понадобились грузовые дизели и альтернатив уже не было- построили завод двигателей на КамАЗе, новый цех дизелей на ЗИЛе и на ЗМЗ, новый завод в Костанайске. А то что эти производства не успели заработать в полную силу - это уже развал СССР виноват.
    3. +6
      30 ноября 2019 14:28
      Минусы 2х двигателей полностью проявились в Афганистане.
      1. +11
        30 ноября 2019 19:11
        Минус в карбюраторных движках. В горах задыхались и порой глохли, мать их!
    4. +11
      1 декабря 2019 10:02
      Да,ладно вам в сказки верить, движка дизельного просто не было, вот и изгалялись как могли,так же как и на су76
    5. +1
      1 декабря 2019 16:03
      Цитата: Donald72
      Советские военные отнесли два двигателя не к недостаткам а к довольно таки большому приемуществу

      вам что-то не то и не оттуда известно. Два мотора - да их просто проклинали. Они не синхронизировались, в два раза больше расходников и в десять - регулировочных работ. Все только потому, что в то время в СССР не было одного компактного мощного двигателя. Именно по той же причине на СУ-76 времен ВОВ стояли два дохлых движка. Запомните - два синхронно работающих на механику мотора - это просто ужасть и издевательство над личным составом и техникой. Незнай, кто вам сказал такую глупость, будто два мотора - это благо, но при встрече плюньте ему в лицо
    6. 0
      8 декабря 2019 00:00
      Вопрос один, а что мешало забрать у Чехов данный двигатель и выпускать у себ на заводах? Патенты и прочая мура не рассматривается.
      1. 0
        8 декабря 2019 18:42
        Мало забрать, надо ещё и выпуск наладить - совсем другая песня, да и воздушное охлаждение в средней азии не айс.
        1. 0
          10 декабря 2019 11:38
          Выпуск всех видов реактивной авиации наладить смогли, и в космос смогли, и атом во всех ипостасях смогли, а банальный дизель со всеми чертежами техкартами и специалистами что это делаи не смогли бы? Да ладно.. Может тупо не посчитали важным\нужным типа дела приземленные и так сойдет?
  3. +9
    30 ноября 2019 07:00
    "....сумела наладить выпуск огромной номенклатуры вооружения...."
    Чехословакия всю вторую мировую войну пахала на фашистский рейх, до последнего выпуская танки,самоходные орудия, винтовки,пулемёты и много чего другого,да и сами вполне себе поучаствовали в боях против РККА,правда вояки из них оказались никакие и немцам пришлось их использовать в борьбе против партизан,где они и вешали , и расстреливали ,и жгли села... Даже Гитлер планировал бежать в Чехословакию.... Нашли себе "благодетеля"....
    Сейчас легли под "самую демократическую страну мира."...,традиция,однако....
    1. -9
      30 ноября 2019 18:40
      Историю знаете?
      Чехословакия в 1939 году была разделена, 14 марта, возникло независимое Словацкое государство - Slovenská republika. Чехословакия была разделена на два на зависящих от себя государства, вернее Чехия не была государством, а немецким протекторатом. Не плохо бы было "знатокам и судьям" посмотреть на этнический состав того территориального образования, которое осталось после того, как Гемания забрала Судеты и южные област чех и моравии. Имею в виду процентуальный состав чисто немецких семей и смешанных с немцами семей.
      И не надо зыбывать, что чехословаки, на разных фронтах, начали воевать против гитлеровцев уже в 1939 году, тогда ещё Гитлер и Сталин были союзники. Между прочим Людвик Свобода в 1939 году попал в советский плен, вернее чехословаки сдались РККА, т.к. не хотели воевать против России, на территории Польши разделённой на основании пакта Молотов-Риббентроп. Будете забывать вклад чехословацких пилотов и техников в Бой за Британию и уничтожение немецких подлодок в Северной атлантике, или участие чехословацких армейцев в боях в Северной Африке или в армии Людвика Свободы?
      И не плохо бы вспомнить, кто виноват в том, что чехословаки, которые вместе с Россией воевали в первой мировой войне против Германии и Австро-Венгрии вдруг стали "белочехами". Товарищи, вообще и Троцкий-Бронштейн, в частности, сделали всё для этого, в угоду германским интересам.
      И, между прочим, чехи в Германской армии не служили. Туда брали или этнических немцев или ребят из смешанных семей, но с немецкой кровью.
      1. +3
        30 ноября 2019 22:20
        Цитата: L-39NG
        Историю знаете?
        [/b].
        Вы видимо сами ее и не знаете. Это когда это Сталин с алоизычем союзниками то были, напомните ка в датах, а так же союзнических договорах. Где четко, черным по белому, прописаны союзнические отношения.
      2. +5
        1 декабря 2019 11:31
        Ну да, чехи не служили. Им работы на предприятиях хватало. А словаки служили. В частности, участвовали в оккупации Крыма.
      3. Комментарий был удален.
        1. 0
          1 декабря 2019 23:01
          В 1212г Чехия добровольно вошла в Священную Римскую Империю - чтобы князь Пржемысл Оттокар 1 стал королём. Под немцами были до 1918г - как Австро-Венгрия развалилась сама при помощи "западной демократии" - так и появилась Чехословакия. Э. Гаха с 30 ноября 1938г президент Чехословакии - с 16 марта 1939г по 13 мая 1945г президент автономного протектората Богемия и Моравия (протекторат был составной частью 3 Рейха).
      4. 0
        9 января 2020 16:30
        Протекторат не был суверенным государством, но признаки государственности у него всё же были.
    2. 0
      30 ноября 2019 19:13
      Те ещё дамы с низкой социальной ответственностью. И так будет всегда. Генетика она ого-го. hi
      1. -11
        30 ноября 2019 21:23
        Дамы с низкой социальной ответственностью лепят на свои ИНОМАРКИ надписи, типа "На Берлин" и "Спасибо деду за победу".
        Это к тому "Цап-царап"?
        А ещё есть генетика у тех которые с татаро-монголами роднились и из своих подданных в ордынскую казну подати выбивали.
      2. +1
        1 декабря 2019 07:46
        https://pivoman.su/?p=852 даже памятник поставили. А спилберг снял туфту... Не, евреев шиндлер за деньги спасал, что за бабло не слелаешь ;) но что бы евреи выпускали бракованные боеприпасы?! Ни одного случая саботажа в богемско-моравском протекторате, тем более в Силезии.
    3. +2
      8 декабря 2019 00:04
      30% всего вооружения фашисткой германии произведено в Чехословакии, и при этом НИ ОДНОГО !!! случая саботажа.. Даже в германии такие случаи бывали а в Чехословакии нет. . Не хотят ли ответить и покаяться чехи за 7млн убитых граждан СССР из их оружия?
      рс : Да их после такого в 68 надо было в фарш раскать ..
      1. +1
        9 декабря 2019 00:15
        На одном форуме я примерно такую же мысль про 68-ой высказал. Подвергся обструкции - ну при чём люди в 68-ом и во время войны. А действительно, при чём - это всего 23 года после войны, 2/3 или даже 3/4 работающих на немцах людей ещё были живы. Про фарш всё верно. ИМХО.
      2. 0
        9 января 2020 16:32
        Чехословакии не было как единого государства в 1939-1945 гг. Был протекторат Богемия и Моравия и было Независимое Словацкое Государство.
  4. +7
    30 ноября 2019 07:39
    Впервые я узнал о данном бронетранспортере из какого то ГДРовского журнала для молодежи. Долго, с помощью словаря пытался понять, что это за зверь и откуда, но "железный занавес"цензуры был неумолим. А вот пару лет назад даже потрогал руками. В Варшаве, в "Музее войска польского".
    Спасибо автор!
    1. +10
      30 ноября 2019 09:25
      В советском журнале "За рулём" о нём неоднократно и подробно писали.
      1. +2
        30 ноября 2019 09:36
        Не выписывал)
    2. +13
      30 ноября 2019 13:38
      А я в детстве читал Моделист-конструктор). Узнал от туда. Номер сейчас не помню, но вот иллюстрации из журнала прям к статье. ОТ-810 и ОТ-64.


    3. +8
      30 ноября 2019 19:19
      laughing Наверное из прототипа "Техника молодежи" "Jugend und Technik". Одно не понятно, при чем здесь "железный занавес"? Этот журнал продавали в киосках "Союзпечати"what
      1. +2
        30 ноября 2019 19:57
        Точно! Так он и назывался! В "Союзпечати" я его ни разу не видал. Не знаю откуда он появился у нас в кружке "юный техник" а про занавес это я о том, что в переводимой статье был минимум тех данных вооружение, экипаж и скорость, кажется. Остальное - расплывчатые фразы типа "основной", "на вооружении"..
        1. +2
          30 ноября 2019 20:16
          Один из языков, который я изучал был немецкий. И нам на перевод давали задания из этого журнала, а журналы мы покупали самостоятельно. p.s. Самое забавное, что эти же журнали с переводом на русский тоже имели место быть. laughing
          1. 0
            1 декабря 2019 20:04
            Цитата: Пленник
            Один из языков, который я изучал был немецкий. И нам на перевод давали задания из этого журнала, а журналы мы покупали самостоятельно. p.s. Самое забавное, что эти же журнали с переводом на русский тоже имели место быть. laughing

            Чё-та халявой попахивает what Мне всё такое на перевод давали, что в Союзпечати не было: например, рабочую карту командира мотопехотного батальона с боевым приказом. Куда проще было с русского на немецкий - История развития бронетанковой техники СССР в годы войны, в частности. А вот опять с немецкого - блюда и кухня ресторана Яго, - это вообще беспредел был. Ну, как-то выжил laughing И тоже начинал не один язык - ещё английский (это в школе 2 языка было) и испанский (факультативно в школе и в учлище). Но родной - немецкий, там прошло моё счастливое детство laughing Щас самое время воткнуть фразу Ленина про знание языков, но с перепоя не помню. drinks
    4. +3
      1 декабря 2019 11:57
      Цитата: Вождь краснокожих
      Впервые я узнал о данном бронетранспортере из какого то ГДРовского журнала для молодежи. Долго, с помощью словаря пытался понять, что это за зверь и откуда, но "железный занавес"цензуры был неумолим. А вот пару лет назад даже потрогал руками. В Варшаве, в "Музее войска польского".

  5. -5
    30 ноября 2019 07:54
    Если сравнивать с БТР-60 то есть конечно преимущества в двигателе, чуть лучшем бронировании и задней двери, но он и сильно габаритней и тяжелей.
    Но самое главное - командир и водитель полностью отделены от десанта и стрелка - это серьезный косяк и не надо про внутреннюю связь, когда командир и водитель не рядом с десантом и стрелком всякая херня будет случаться постоянно.
    С таким залетом в компоноке это чудо вот ни разу не может превосходить БТР-60.
    1. +14
      30 ноября 2019 09:18
      Кто Вам сказал что они отделены от десанта?! Они находятся впереди по тому же принципу что и в советских БМП-1;2. А БТР 60 эта машина превосходит в разы. Уж поверьте проходя службу в СГВ имел возможность сравнить. Единственный на мой взгляд сравнительный недостаток это внешние винты для плавания(в отличии от водомёта на БТР-60ПБ) их очень легко повредить при движении по пересеченной местности
      1. +5
        30 ноября 2019 09:35
        Кто Вам сказал что они отделены от десанта?! Они находятся впереди по тому же принципу что и в советских БМП-1;2

        Не расположены они там по такому же принципу и возможности сообщения между командиром со стрелком и десантом тоже нет.
        Фото с http://muzeumgryf.pl

        Даже и не знаю может не на том и не там вы служили и именно это в разы лучше БТР-60.
        Для сравнения расположение в БМП-2:
      2. +2
        30 ноября 2019 15:38
        Цитата: Jarserge
        Кто Вам сказал что они отделены от десанта?! Они находятся впереди по тому же принципу что и в советских БМП-1;2. А БТР 60 эта машина превосходит в разы. Уж поверьте проходя службу в СГВ имел возможность сравнить. Единственный на мой взгляд сравнительный недостаток это внешние винты для плавания(в отличии от водомёта на БТР-60ПБ) их очень легко повредить при движении по пересеченной местности

        Видимо , память вас подводит. Или вы путаете с какой-то другой машиной.
        Вот

        источник:
        https://zen.yandex.ru/media/id/5a256b975a104f0ab99e1f5b/trofeinaia-bronetehnika-iz-sirii-1-chast-5b84427da459c800a9310032

        Или

        hi
        1. 0
          30 ноября 2019 18:52
          Нет там прохода, на первом фото дверцы в моторный отсек.
    2. +5
      30 ноября 2019 13:21
      Цитата: Sergey_G_M
      Но самое главное - командир и водитель полностью отделены от десанта и стрелка - это серьезный косяк

      Никакого "косяка", это же БТР, а не БМП
  6. +13
    30 ноября 2019 08:41
    Татровский движок , воздушного охлаждения очень хорош, весьма компактен, надежен, все что нужно все на нем, при его компактности не удивлюсь что есть возможность сообщения между отделениями. А десантироваться с БТР- 60 , да еще рядом с канистрами с бензином тот еще этюд. request
    1. -1
      30 ноября 2019 09:59
      Наверно движок хорош, может и компактен, но компактно разместить его Чехам не удалось, да и возможности сообщения межу отделениями нет.
  7. 0
    30 ноября 2019 08:51
    Самым известным бронетранспортёром восточного блока по праву считается OT-64 SKOT.

    С чего бы вдруг баня пала? belay
    До публикации статьи, я наверное о нём даже не слышал, хотя видеть ВС стран Варшавского Договора приходилось, а вот наши БТР-60/70/80 и на их основе повидалось очень прилично. yes
  8. +12
    30 ноября 2019 09:06
    Удивляюсь, почему возможности Татры и Шкоды не были продублированы в СССР?! В СССР всегда был дефицит тяжёлых грузовиков. И с лицензией и специалистами проблем не должно было быть.
    1. +11
      30 ноября 2019 10:33
      Татры очень дорогие получались, популярны они были из за своей феноменальной проходимости, движка воздушного охлаждения, антифризов не было нигде, мучались с заливом кипятка на наших машинах, и кабины были очень теплыми, печка автономка позволяла не замерзнуть 3-7 суток на 40-50 градусном морозе, при сдохнувшем движке, при наличии солярки естественно и хороших аккумуляторах. Шкода , знаком с тягачами, машина откровенно плохая, если с матами то слов будет больше. А вот Магирусы ФРГшные, опять же с воздушным охлаждением, были хороши , даже выпустили опытную партию на Урале, и начали строить завод двигателей в Кустанае.
      1. +5
        30 ноября 2019 11:22
        Ну , вот, чего бы Татрегодах в 70 и не освоить ее выпуск в СССР ? И Магирус не особо нужен. Тем более, там линейка была и 6х6 и 8х8.....весьма мощные аппараты и тягачи были 4х2
        1. 0
          30 ноября 2019 12:41
          Так вроде Татру незадолго до украинских событий выставляли толи на торги толи на аукцион. Вполне можно было перекупить вместе с техдокументацией оснасткой и специалистами. Но увы.
          1. +1
            1 декабря 2019 01:48
            Она сейчас с DAF скооперировалась. Не знаю на каких условиях, но видел четырехосник "Татра"с дафофской кабиной. Имя ей "феникс".
            1. 0
              1 декабря 2019 10:01
              Ну так поздно метатся. Поезд ушёл. А Татру нужно было брать только тз за Хребтовки и двигателей.
          2. 0
            8 декабря 2019 00:17
            Цитата: garri-lin
            Так вроде Татру незадолго до украинских событий выставляли толи на торги толи на аукцион. Вполне можно было перекупить вместе с техдокументацией оснасткой и специалистами. Но увы.

            Там цена была копеечная чуть ли не 18млн евро за все.. Причем вместе с цехами , документацией, архивом и прочим еще несколько десятков новых машин на площадке завода в придачу были.. А не продали наверно по той же причине что и Опель .. Ибо нефиг..
            1. 0
              8 декабря 2019 09:23
              18 млн. Тоесть отдавали задаром.
              1. 0
                10 декабря 2019 11:39
                Цитата: garri-lin
                18 млн. Тоесть отдавали задаром.

                Отдавали .. Но не всем.. Такой вот свободный рынок..
        2. +11
          30 ноября 2019 12:45
          Разделение труда в соцстранах. Когда могли в 60-70 х никто не думал что союз рухнет. Точно также строили в Польше корабли для ВМФ,транспортеры,транспортные самолеты,в Чехии учебные и транспортные самолеты, а гражданской техники из стран ОВД было очень много и с улиц она исчезла совсем недавно.
          1. +3
            30 ноября 2019 13:27
            Тут другое....До появления КАМАЗа ниша была пуста, а машина очень нужна. Деньги и так и так потратили . А так, можно и Краз и КамАЗ заменить.
            1. +5
              30 ноября 2019 13:33
              Согласен, но Камаз это своя разработка (зил-170), а Краз все таки тяжелее. А для армии +/- в том же классе был Урал. Т.е. тут ситуация как с грузовиком на 1-1,5т в те же годы - вроде бы всем нужен но никому конкретно, а тех что нужны прям совсем можно и купить.
              1. +5
                30 ноября 2019 13:43
                Татра в то время своим ассортиментом перекрывали и Краз и КамАЗ...и , неизвестно, что экономически лучше - придумать КамАЗ и выпускать древний Краз или лицензировать полностью ТАТРу. Технический уровень "Нового" КамАЗ был вряд ли прогрессивное.
                1. 0
                  9 декабря 2019 00:18
                  Ну как-то история показала, что было правильным. Без КАМАЗ-а что бы Россия сейчас делала?
                  1. 0
                    9 декабря 2019 05:19
                    Ездила бы на Татре...ВаЗ никуда не делся....
                    1. 0
                      9 декабря 2019 17:45
                      Ты реально так думаешь?! Слава богу вj власти были адекватные люди. Хотя бы конкретно по данной теме.
                      Татры, . Что в голове людей творится?
                      1. 0
                        9 декабря 2019 18:19
                        ВАЗ тому пример. Куплен у Фиата.....поднял уровень нашего автомобилестроения! Грузовики мы деды не лучше. Проверь свою голову и посмотрись в зеркало.
                      2. 0
                        10 декабря 2019 12:05
                        Ключевое слово - куплен завод. А не покупать автомобили. Это раз.
                        Татра это что мировой лидер автопрома? Давайте-ка глянем - последние цифры нашёл за 2015г, произвели 900 грузовиков.
                        Камаз в том же году - 30000!!!!! Как-то и без татры обшлись, не так ли? )))))
                      3. 0
                        10 декабря 2019 12:12
                        Кстати, посмотрим на другого известного автопроизводителя - Икарус. СССР им обеспечивал покупку до 7-8 тыс шт в год. Что сейчас? А ничего - давно всё на металолом порезано. Вон китайцы может бренд спасут - вроде как электробусы под такой маркой выпускать будут.
                      4. 0
                        10 декабря 2019 19:08
                        На момент 70-80х и Татра и Икарус одни из лидеров автопрома....и прикончило их - лишение рынка сбыта и нормы Экологии, за которыми они не успели....
                      5. 0
                        11 декабря 2019 11:57
                        Я даже спорить не стану. Это и говорит о том, что строительство КАМАЗ-а было реально нужным и дало долгосрочный эффект.
                      6. 0
                        11 декабря 2019 15:37
                        Только, кроме КАМАЗа был однотонный Краз, МАЗ и т.д.
  9. -2
    30 ноября 2019 10:23
    "Помимо этого на советских БТР-60 использовалась спарка из двух бензиновых двигателей, тогда как на OT-64 стоял один дизельный двигатель, это снижало расход...." проблема заключалась в том , что у СССР не было необходимого ДВС . вплоть до постройки КАМАза … И вся ходовая у ОТ - 64 , похоже была не оригинальная , а взята от грузовика ТАТРА 8х8, а здесь я вижу минус по сравнению с БТР-60..
    1. +7
      30 ноября 2019 11:04
      Были движки, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, 180 и 240 лошадей, выпускались с 1960 года, А ходовка татровская и это плюс, очень надежная и не надо велик изобретать.
    2. +6
      30 ноября 2019 11:33
      В ссср был отличный дизель ямз 236. Но разрабатывал бтр завод газ. Ну и производить должен был он. Поэтому воткнули то что было в серии а именно 2 газоновские шестерки.
      1. +2
        30 ноября 2019 17:58
        Цитата: dgonni
        Но разрабатывал бтр завод газ. Ну и производить должен был он. Поэтому воткнули то что было в серии а именно 2 газоновские шестерки.

        Вы правы, это какое-то советское проклятье. Вроде Госплан, социализм, а сплошь и рядом какие-то местечковые заморочки наносят огромный вред общему делу.
        1. +1
          30 ноября 2019 23:10
          Цитата: Осьминог
          Вы правы, это какое-то советское проклятье. Вроде Госплан, социализм, а сплошь и рядом какие-то местечковые заморочки наносят огромный вред общему делу.

          Особенно проклинали Совнархозы, когда каждый и всякий "тянул одеяло на себя." Но и первые ЯМЗ-236/238 тоже были не айс, проблем хватало выше крыши. В перую очередь ломало коленвалы, до 33%.процентов новых двигателей в конце 60-х выодило по этой причине. Остальные дефекты перечислять не буду. Только в начале 70-х, когда пошли новый блок, новый К/В, новый маслонасос, дизеля ЯМЗ начали работать надёжно и приобрели свою популярность. В конце 50-х был более-менее надёжный дизель ЯАЗ-204/206. Тем более что в армии он был знаком, я специально не разделяю 4-х и 6-ти цилиндровые варианты они варьировались только по числу цилиндров и мощности и ставились на КРАЗ-214, АТЛ, 30-ти киловатные ДЭС и ещё ряд машин.
          1. Комментарий был удален.
          2. 0
            1 декабря 2019 07:12
            Движок от ПТ-76? МТ-ЛБ тоже вроде боль-мень по времени?
            1. +1
              1 декабря 2019 07:44
              Цитата: Осьминог
              Движок от ПТ-76? МТ-ЛБ тоже вроде боль-мень по времени?
              ПТ-76-да, этот дизель ставился и на БТР-50. На МТ-ЛБ ставится дизель ЯМЗ-238В. Он пошёл в армию позднее.
              Предшественник дизеля В-6, дизель В-4 был отработан перед ВОВ для танка Т-50. А это половинка В-2.
              1. 0
                1 декабря 2019 10:12
                Цитата: амурец
                для танка Т-50. А это половинка В-2.

                Я про него и вспомнил изначально. Подумал, куда блин делся, неужели так и не доделали.
                Цитата: амурец
                Он пошёл в армию позднее.

                Ну так они же и БТР-70 не переделали.

                А вообще печаль конечно. Спаренные двигатели стояли на Шерманах и Чаффи, не помню, чтобы были претензии по синхронной работе. А тут 70-е уже.
                1. 0
                  1 декабря 2019 11:25
                  Цитата: Осьминог
                  Ну так они же и БТР-70 не переделали.
                  Переделали "Расположенная в корме силовая установка изменилась – от 2 моторов решили не отказываться, но теперь бронетранспортёр имел 8-цилиндровые двигатели ЗМЗ-4905. При этом теперь оба двигателя работали на одну коробку передач – механическую с четырьмя ступенями." А спарка всегда приносит не синхронность работы двигателей, вот только в каких пределах будет эта не синхронность.
                  1. +1
                    2 декабря 2019 13:17
                    Цитата: амурец
                    При этом теперь оба двигателя работали на одну коробку передач – механическую с четырьмя ступенями."

                    Нашёл только такую схему кинематики (было написано, что от БТР-70), идентичную БТР-60
          3. 0
            9 января 2020 16:36
            Совнархозы существовали всего около 8 лет. с 1957 до 1965. Причём уже с 1962 г. начали восстанавливаться элементы отраслевого управления.
  10. +2
    30 ноября 2019 11:38
    Если мне не изменяет память,то ОТ-64 были на вооружении и в Сирии,наряду с БТР-60 ...Так вот ,когда сирийцы решили избавиться от колёсных БТРов,то вместе с БТР-60 были закинуты на склады и ОТ-64...то есть, сирийцы не "думали", что ОТ-64 настолько хороши,что их можно было оставить...
  11. +12
    30 ноября 2019 12:08
    Цитата: Donald72
    Насколько мне извесно. Советские военные отнесли два двигателя не к недостаткам а к довольно таки большому приемуществу, так как позволяло выйти из боя на половине двигателей. А вот дизельный двигатель для тяжолой боевой машины приемущество конечно.

    Чушь собачья--,,позволяло,, бла-бла....ничерта не ,,позволяло,,. За ,,речкой,, служил в 682 МСП . На вооружении 3МСБ были БТР-70. В условиях горной местности, жаркого климата, высокой запыленности
    два довольно слабых карбюраторных движка были сущим проклятием .На жаре мощность падала (тяги нет --только вой) постоянный перегрев--они на двух движках еле-еле ползли, куда там на одном.Потом пошли 80-ки с камазовскими движками--совсем другое дело.
  12. -8
    30 ноября 2019 14:01
    На что надеялись чешские конструкторы, давая БТР такое имя?
  13. +8
    30 ноября 2019 14:17
    Сердцем боевой машины был расположенный в МТО 8-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения Tatra модели T-928-14, выдававший максимальную мощность 180 л.с

    Вот вот. Вместо двух слабых и плохо синхронизированных движков ГАЗ-49. Имел богатый опыт - и всегда это была каторга, что подготовка в маршу, что сам марш, многие из БТР-60 стабильно оканчивали на буксире.
    Так что вынесенное в заголовок "превзошел" ... Короче, сравниваете самодвижущийся броневик, и ограниченно движущийся. Про БТР-60 - хорошо что нам не пришлось на них воевать более-менее серьезную войну. К Афганистану уже были БТР-70, а потом и 80.
    Насколько мне извесно. Советские военные отнесли два двигателя не к недостаткам а к довольно таки большому приемуществу, так как позволяло выйти из боя на половине двигателей. А вот дизельный двигатель для тяжолой боевой машины приемущество конечно.

    Я таких военных не видел, хотя и сам был советским военным, и, естественно, многих знавал.
    Дело в том, что в БТР-60 один двигатель отвечал за первый и третий мосты, второй - за второй и четвертый. Ну, или если отключить "передок" - один двиг за третий мост, другой - за четвертый. И оперативно отключить это было нельзя. То есть исправный слабый двигатель должен был не только толкать всю повозку, но и через трансмиссию еще и крутить второй неисправный двигатель! Скорость - как на конной тяге, в горку сам вообще не заедешь, даже не очень крутую. Но это когда неисправно. А дело еще в том, что для сложения усилий даже исправных движков необходимо чтобы они работали исключительно синхронно по мощности и оборотам. Но такого достичь было или невозможно, или ненадолго. И вот тогда более "сильный" движок опять через трансмиссию ( 18 или 19 одних карданов) начинал тащить работающий "отстающий" движок, что опять драматично сказывалось на общей мощности.
    Это небольшая часть камасутры, заложенной конструкторами в БТР-60. Были и плюсы, но они не спасали. Например, скажу за подвеску - я до сих пор ни на чем мягче ни ездил, на "носу" можно было довезти полный стакан воды по стандартной российской "дороге".
    1. +1
      30 ноября 2019 15:35
      тут, скорее, ошибка была в реализации схемы с двумя двигателями: по суше - не по воде, нет вязкосного демпфера; движкам надобно было крутить (через обгонные муфты?) общий маховик с приводом на все мосты, ну, или как-то так
  14. +6
    30 ноября 2019 14:18
    hi ...OT-64 SKOT. Данная боевая машина представляла собой собственный взгляд на колесный БТР социалистических Чехословакии и Польши.
    ..При этом к тому моменту в Чехословакии уже имелась лицензия на выпуск советского гусеничного БТР-50П, который получил обозначение OT-62.. soldier
    1. +1
      30 ноября 2019 22:11
      Как всегда спасибо за прекрасные ролики!

      Особенно впечатлил БТР-50 входящий в воду прыжком с обрыва.. Это реально крутой трюк!! У меня есть знакомый который долго общался с еще советским прокурором после подобного спуска на БТР-80. К счастью потерь не было, все выплыли но БТР из под воды доставали долго.
  15. +2
    30 ноября 2019 16:16
    кому как, а меня два двигателя на БТР-60ПБ спасли, точнее спас оставшийся один, второй был пробит. Если бы был один - кранты бы нам пришли, а так выехали и доехали.
  16. -1
    30 ноября 2019 17:02
    Это не совсем так,так как качество брони на танках Т-72 например,произведенных за пределами СССР,значительно хуже,чем у оригинала..Можно предположить,что несмотря на прогрессивную компоновку чешского БТР качество его брони было хуже,так же,как это было на Т-72 произведенных в странах Варшавского договора
  17. 0
    30 ноября 2019 19:32
    Цитата: "...развитая промышленность Чехословакии, которая еще до начала Второй мировой войны сумела наладить выпуск огромной номенклатуры вооружений, в том числе танков, сохранила свой потенциал. В послевоенные годы в стране развернули сборку адаптированной версии полугусеничного немецкого бронетранспортёра Sd.Kfz. 25" Конец цитаты.
    Повторяю, русские так и не поняли, что две мировые войны они воевали против "развитой промышленности Чехословакии", в основном, Чехии. Кстати, именно поэтому Чехословакию отдали Гитлеру в 1938 году. Следите за Чехословакией.
  18. +3
    30 ноября 2019 23:13
    Цитата: L-39NG
    Историю знаете?

    Знаем, помним и чтим.
    Но очень не любим вырывать нужные для красного словца страницы, и ещё больше не любим вымарывать то, что другие пытаются тщательно затушевать.
    Сначала было слово:
    "Прага не решилась на войну, 1 октября начинается отвод чехословацких вооружённых сил из спорных областей, уже 2 октября польские войска оккупировали Тешинскую область – операция получала название «Залужье». Это был развитый индустриальный район, где проживало 80 тыс. поляков, 120 тыс. чехов, тешинские предприятия в конце 1938 года дали более 40% выплавляемого в Польше чугуна и почти 47% стали. В Польше это событие было расценено как национальный успех – глава МИД Юзеф Бек был награжден высшим орденом государства, Белым орлом, получил звания почётного доктора Варшавского и Львовского университетов, а польская пресса усилила накал экспансионистских настроений в обществе."

    А поляки получается розовые пушистики?
    Ещё в 38 году начали вместе с друзьями немцами рвать Чехословакию.
    Потом, только ленивый мог пройти мимо, не прихватив себе кусочек.

    источник: https://topwar.ru/6015-dva-hischnika-polsha-i-germaniya-protiv-chehoslovakii.html
  19. 0
    1 декабря 2019 21:43
    тут многие спорят о том что лучше - 2 слабосильных движка с независимой трансмиссией или 1 но мощный... так вот уважаемые , дело в том что на то время в СССР был ДЕФИЦИТ НЕОБХОДИМЫХ ДИЗЕЛЕЙ к этому БТРу по этому конструктора приняли решение СОБРАТЬ ИЗ ТОГО ЧТО ЕСТЬ и надо отдать должное что 2 независимых трансмиссии иногда сильно выручали в боевой обстановке!
    опять же повторюсь что наш БТР был изначально "ущербный" то бишь он ДОЛЖЕН БЫЛ ИМЕТЬ ДИЗЕЛЬ необходимой мощности и вот он то кроме более тонкой брони и неудачных люков десанта больше никаких недостатков перед чешской моделью не имел бы! опять же чехи разработали свой БТР исходя из анализа ТТХ нашего БТРа поэтому не удивительно что они конструкцию более оптимизировали.
    хотя по моему мнению разница в весе 30% довольно серьезная у машин. опять же геометрия осей- у нашего они равномерно на корпусе у чеха сдвоенные в связи с чем проходимость нашего должна быть выше. еще момент у чеха "осадка" больше поэтому и сам корпус выше а это влияет повышает ЦТ что увеличивает шанс на опрокидывание. броня по сути равнозначна поэтому воздействие мин на них должно быть тоже аналогичное. в целом по ходовым качествам чех намного лучше потому как у нашего в теории должна быть синхронизация двигателей что в реальной жизни конечно отсутствовало что понижало тягу и увеличивало расход топлива. да еще момент- расположение винтов у чеха открытое что чревато наматыванием разной шняги в том числе и при езде по суше. у нашего же был ВОДОМЕТ что конечно же предпочтительнее!
  20. +2
    2 декабря 2019 09:20
    Отправили однажды нашу команду перегнать из кадрированной части в Туве,это 1978год, перегнать с хранения десяток 60ПБ в Красноярск. Сняли с колодок и как то сумели поставить на ход 4шт.
    Доехали два.Из которых в пути откапиталили в Усинске один двигатель,форсированный ГАЗ-51(!),а на второй машине махнули рукой,отсоединили от карданов и пошли на одном,без света.Гнал он ужасно,чтобы заскочить в гору,а по тому серпантину-это полные штаны. В 60ПБ ценен КПВТ,а так могила на колёсах,покинуть его в амуниции ужасное дело,при стрельбе изнутри с бортов,понять ориентировку в пространстве вообще невозможно.Слава Богу,обошлось без войны. СКОТ-совсем другой уровень,к которому мы подошли через 30 лет и что важнее,продвинулись до равного соревнования с немецко-чешской школой.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»