Истребитель KF-X, или Как делать не надо

79

Против чучхистов и «коммунистов»


Ситуация, в которой находится Южная Корея, далеко не самая приятная. Странный северный сосед, имеющий, судя по всему, вполне боеспособное ядерное оружие, а также территориально близкий квазикоммунистический Китай, идущий к доминированию во всем мире быстрее, чем шли в свое время США. Есть еще Япония и давние обиды, связанные со Второй мировой войной. И ряд других стран азиатского региона со своими проблемами: им явно нет дела до Южной Кореи. По крайней мере, защищать ее точно не намерены.

В этой связи совершенно неудивительно, что корейцы наблюдали за американскими выборами даже активней самих жителей США. Как-никак, на кону стоит их будущее: Америка — единственный реальный союзник, способный реально помочь.



Кроме Штатов Республика Корея может надеяться на свою армию, прежде всего — Военно-воздушные силы. Нужно сказать, достаточно «пестрые» по своему составу. Вместе с относительно современными истребителями F-16 и F-15 корейцы имеют откровенно старые F-5 Tiger II и F-4 Phantom II. А также тренировочные и учебно-боевые машины, которые особой погоды не сделают. Кстати, полностью вывести из эксплуатации первые хотят к 2030 году, а «Фантомы» — уже к 2024-му.

Истребитель KF-X, или Как делать не надо

Основой же ВВС Южной Кореи являются истребители F-16C/D — всего более 150 машин. А вскоре этой основой будут новейшие F-35A. Напомним, что всего Корея планирует получить 60 таких истребителей. В настоящий момент корейцы получили около десяти таких машин. В целом, F-35 серьезно повысят потенциал корейских ВВС, выведя его на новый уровень. При котором угроза со стороны истребителей четвертого поколения будет во многом весьма условной: по крайней мере, если корейские летчики не будут «лезть» в ближний маневренный бой. Случаев последнего, к слову, за последние десятилетия почти не было.


Бег с препятствиями


Тем более удивительно, что Южная Корея (теперь уже при содействии своих коллег из Индонезии) активно ведет разработку своего истребителя с условным обозначением KF-X. Машину разрабатывают специалисты Korea Aerospace Industries при содействии индонезийской Indonesian Aerospace.

И вот что примечательно. О проекте впервые объявил экс-президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун еще в… 2001 году. С тех пор прошла целая «вечность»: уже давно нет в живых этого политического деятеля, как, впрочем, и Ким Чен Ира (скончался в 2011 году). Прекратили свое фактическое существование некоторые страны, а другие, скажем так, претерпели метаморфозы со своими границами.

И только одно остается неизменным — южнокорейского истребителя, который хотели получить к 2020-му, как не было, так и нет. В рамках программы до сих пор KF-X не был построен ни один предсерийный образец, прототип или даже демонстратор технологий.


Если более внимательно посмотреть на программу, то некоторые моменты начинают проясняться. Напомним, что в рамках начальных эксплуатационных требований к KF-X предусматривалось создание одноместного истребителя с двумя двигателями и применением технологии стелс. По своим размерам машина должна была быть больше, чем французский Dassault Rafale и общеевропейский Eurofighter Typhoon, но меньше, чем F-22 и F-35.

В 2010 году Южная Корея и Индонезия договорились о совместной работе в рамках программы. Однако уже в марте 2013-го Министерства обороны Южной Кореи и Индонезии отложили реализацию совместного проекта разработки истребителя KF-X/IF-X на полтора года. В июле 2013 года Министерство обороны Индонезии заявило, что намерено продолжить разработку перспективного истребителя самостоятельно — что-то почти невероятное с учетом отсутствия опыта создания истребителей у индонезийцев.

Следующим неожиданным поворотом стала презентация в ноябре 2013 года компанией Korean Aerospace Industries модели однодвигательной версии перспективного истребителя. Логика была примерно такой: Корея уже имеет однодвигательный учебный FA-50 Golden Eagle собственной разработки, так почему бы не использовать полученный опыт для создания нового истребителя?


Разумеется, «летающая парта» и многоцелевой стелс — принципиально разные летательные аппараты, требующие разных технических решений. Поняли это вскоре и в Южной Корее, после чего про однодвигательную версию забыли, как про страшный сон. Впрочем, вопросов от этого меньше не стало.

Четверка с плюсом или тройка с минусом?


Второго октября 2019 года издание Defense-aerospace сообщило, что в Управлении программ оборонных закупок Южной Кореи выдали Korean Aerospace Industries разрешение на производство первого летного образца перспективного истребителя KF-X. Сборку машины должны были начать до конца октября. Кстати, вскоре после этого на выставке вооружений ADEX в Сеуле представили полноразмерный макет перспективного истребителя.

Он, в целом, подтверждает основные концептуальные решения. С точки зрения аэродинамической компоновки — это почти полная «копия» F-22. Впрочем, как уже выше отмечалось, машина будет существенно меньше своего заокеанского собрата. Речь идет об истребителе c двумя двигателями General Electric F414. Длиной 16,9 метра и размахом крыла 11,2 метра. Максимальная взлетная масса истребителя составит 25,4 тонны. Самолет сможет выполнять полеты на скорости до 1,8-1,9 Маха. Перспективный истребитель получит 10 точек подвески для ракет, бомб и различных подвесных контейнеров. Планируется создание как одноместного, так и двухместного варианта.


Самое интересное заключается в том, что корейский «стелс» малозаметным по сути не будет. По крайней мере, на первом этапе. Версия Block I не будет иметь внутренних отсеков вооружения: это, к слову, хорошо видно на примере показанного макета. Однако в Korean Aerospace Industries не теряют оптимизма и верят, что в более поздней версии машины в целях сохранения радиолокационной малозаметности основное вооружение удастся разместить внутри.

Относительно малый фюзеляж, а также расположение шасси и воздухозаборников позволяют сделать два предположения. Либо а) внутренние отсеки для вооружения будут очень небольшими (существенно меньшими, чем на F-22 и F-35), либо б) их вообще не будет. К слову, на представленных изображениях серийная машина несет четыре ракеты MBDA Meteor, частично утопленных в фюзеляж. Ранее подобное решение применили европейские инженеры при разработке Eurofighter Typhoon. Кстати, 22 ноября 2019 года французское издание La Tribune в материале «MBDA monte à bord de l’avion de combat sud-coréen, le KF-X» написало, что Минобороны Кореи выбрало ракету MBDA Meteor для оснащения KF-X.


Разработать новый истребитель корейцы хотят в 2026 году, однако с учетом свойственных созданию современной техники трудностей этот срок можно мысленно перенести на 2030-й год или даже более позднее время.

И здесь возникает вполне закономерный вопрос. Стоило ли вообще южнокорейцам вкладывать деньги в этот проект, чтобы по факту получить к 2030-му году свой собственный «Еврофайтер»? При том, что сами европейцы к тому моменту приблизятся к перевооружению своих ВВС на истребитель шестого поколения NGF (Next Generation Fighter), создаваемый в рамках масштабной программы FCAS (Future Combat Air System). То же, вероятно, касается и США с их программой F/A-XX. Ну а Китай будет иметь целый флот истребителей Chengdu J-20 пятого поколения, а возможно даже доведет до ума и его собрата в лице J-31 (но вообще в Китае довольно активно говорят и про шестое поколение).

Получается, что южнокорейцы могут получить самолет, устаревший еще на начале разработки. При этом полученный при его разработке опыт едва ли удастся применить в других сферах — к тому времени авиастроители США, Европы и Китая могут совершить не одну революцию.

В более же широком смысле история с KF-X в очередной раз показывает, что разработка современных истребителей стала настолько сложной, рискованной и дорогой, что выиграть на этом пути могут лишь мировые сверхдержавы либо ряд мощных стран мира, объединившихся в рамках реализации программы. По понятным (прежде всего политическим) причинам сделать это получается не у всех и не всегда.
79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    2 декабря 2019 05:39
    Помню, предлагалась схема контейнеров на верху фюзеляжа, так сказать накладной гаргрот-арсенал, для Ф15 кажется, с отстрелом ракет или планирующих боеприпасов вверх. Может зайти от безвыходности.
    1. +6
      2 декабря 2019 05:44
      Да прикольно, еще прикольнее для запуска переворачиваться к верху брюхом - зато стелс )))
      1. -2
        2 декабря 2019 05:48
        А что бы нет? Корабли же ракеты вверх запускают, и ничего. )
        1. +3
          2 декабря 2019 08:56
          Цитата: Владимир_2У
          А что бы нет? Корабли же ракеты вверх запускают, и ничего. )

          Размер имеет значение )
          1. 0
            2 декабря 2019 08:57
            Ну так "Сайдвиндер" и не "Топор". ))
            1. +2
              2 декабря 2019 20:52
              То есть можно подумать и о размещении на самолётах вертикальных пусковых?
              1. +1
                3 декабря 2019 04:00
                Конечно нет, речь может идти только о продольно ориентированных боеприпасах. Я ниже статью привёл, гляньте.
              2. 0
                4 декабря 2019 23:45
                Да там ваще нет места, самолёт мелкий. Не запихать внутрь ничего, хоть снизу, хоть сверху (в порядке фантазии)
      2. 0
        2 декабря 2019 09:50
        Даже вниз ракета отстреливается специальным устройством. Но вот бомбу сверху как-то неясно как скидывать из произвольного положения.
        1. 0
          2 декабря 2019 10:09
          Речь шла о кассетных (и не только), но обязательно планирующих либо реактивных боеприпасах. Но это, кажется, дальше концепта не пошло, но мысль кстати неплохая.
          1. +2
            2 декабря 2019 10:19
            Кое-как нашёл статью по верхнему расположению:
            http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-air/5-6-pokoleniye-9/
            Но я то читал об этом в 80-лохматом году то-ли в "ЗВО", то ли в "Тезнике и вооружении"
            1. +2
              2 декабря 2019 11:31
              Стоило ли заморачиваться с технологией СТЭЛС, если в корпусе самолёта не предусмотрено отсеков под оружие ? Вообще, не понятна логика создателей этого самолёта.
              1. +2
                2 декабря 2019 11:34
                Есть... пушка! Подлетаешь невидимо и шарах! )))
              2. 0
                3 декабря 2019 18:45
                Основной вклад в заметность самолёта вносит его планер. Планер это самый большой элемент самолёта, и основное отражение сигнала идёт от него. Корейцы сделали малозаметный планер,часть ракет утопили на половину в нутрь фюзеляжа. Но не стали заморачиваться с внутренним отсеком. Сделали проще. Внутренний отсек это дополнительный объём самолёта и лишний механизм. В целом машина в своей задумке не плохая. Если бы она появилась к 20 году как планировалось изначально то нашла бы своего покупателя в мире. Индусы наверняка её захотели.
                1. 0
                  3 декабря 2019 19:15
                  Цитата: Герман 4223
                  Основной вклад в заметность самолёта вносит его планер. Планер это самый большой элемент самолёта, и основное отражение сигнала идёт от него.

                  Когда самолёты выполненные по технологии СТЭЛС открывают створки за которыми находится их вооружение, то сразу становятся видимыми на обыкновенных локаторах, а тут всё оружие на внешней подвеске, и видно его будет хорошо с любого ракурса.
                  1. 0
                    3 декабря 2019 19:40
                    Если подсветить самолёт сверху или снизу засветка будет намного сильнее чем от створок. Просто потому что там площадь отражаемой поверхности больше на несколько порядков. Открытые створки конечно тоже вклад вносят но далеко не основной.
            2. +1
              2 декабря 2019 14:57
              Посмотрите на Ягуар.
        2. 0
          2 декабря 2019 12:04
          Внешняя петля и бомбу выкидывает
  2. +5
    2 декабря 2019 05:55
    Пятое поколение очень дорого не все его могут себе позволить даже частично на него перевооружиться, не то что разработать и производить.
    Даже США не полностью перевооружается на пятое поколение. 4 и 4+ еще долго будут в строю, для Южной Кореи иметь собственный самолет для наработки технологий и производства неплохой вариант (учитывая что пятое поколение у них будет - F-35A), непонятно правда зачем они используют обводы самолета для снижения заметности для самолета который этой малозаметностью обладать не будет.
    1. +2
      2 декабря 2019 08:59
      При том, что сами европейцы к тому моменту приблизятся к перевооружению своих ВВС на истребитель шестого поколения NGF

      Не ужели кто то серьезно рассуждает о "европейском истребители шестого поколения"
    2. +1
      2 декабря 2019 19:31
      Снижать заметность все равно стоит, дальность обнаружения самолета понижается причем до 1,5 - 2 раз (на примере сравнения 4-го поколения с 3-им).
  3. +1
    2 декабря 2019 06:08
    Нахрена он им в 2024, если они планируют к тому моменту накупить Фу-35?
    1. +4
      2 декабря 2019 06:16
      Банально денег не хватит полностью перевооружиться на F-35. Да надо учитывать еще и стоимость эксплуатации - свой самолет содержать намного дешевле.
      1. +1
        2 декабря 2019 06:22
        А его разработка стоит дороже покупки. При том, что и так 60 штук купят. Просто пример - стоимость программы Ф-35 равна цене 550 Ф-35, там и там - официальные, т.е. заниженые данные. Даже вопрос так не стоит - что дешевле - купить готовое, или разработать! 550 истребителей - хватит даже Китаю, а не мелкой Корее
        1. +3
          2 декабря 2019 06:59
          У американце денег много, я почему то уверен что на разработку своего истребителя Корейцы потратят на порядок меньше. Да и зависимость от одного поставщика вещь не очень хорошая, заметьте свой самолет они вооружают европейской ракетой MBDA Meteor, а не американской. Плюс поддержка своего производителя и развитие собственных технологий.
          Все страны которые достигли достаточного технологического развития стараются производить свои самолеты сами (Китай, Япония, Франция, Англия и т.д) не смотря на то что могли бы покупать у американцев (и частично покупают), и у нас - это вопрос безопасности и собственного технологического развития.
          1. -2
            2 декабря 2019 07:09
            У США много денег, да мало мозгов - потому они снова провалили на днях армейские испытания Ф-35. Уже давно пришла пора корпораций - по факту ни одна страна мира сейчас не в состоянии соло построить что-либо похожее на истребитель. РФ подкосил выход Индии из ФГФА, Индия оказалась не в состоянии сама построить даже однодвигательный 4-го поколения. чтоб не сильно уступал прочим. СААБ занимается косметикой истребителя 80-х годов. Рафик французский 80-х тоже годов - еще в 2011 году объявили, что сворачивают.Как-то летают, хоть и хреново - только Еврофайтер - консорциум строил да Ф-35. но последний - именно через Ж, Как и что смогут соло построить корейцы - мне сомнительно.
            1. +8
              2 декабря 2019 07:25
              С мозгами в США нормально, а дорого потому что часть мозгов работала на освоение этих денег)) опять же деньги на лоббирование надо откуда то брать ))
              В Китае строят без международных консорциумов, проблема пока с движками, но я думаю со временем они ее решат.
              РФ выход Индии не подкосил, никакими полезными технологиями для проекта Индия не обладает, деньги которые мы могли бы получить от них ускорили бы разработку это да, не более.
              А то что Корейцы строят соло не факт, возможно в кооперации по части электроники, авионики, двигателю с европейцами или еще кем.
              1. 0
                2 декабря 2019 23:11
                Эти деньги не только бы ускорили разработку, но и помогли бы снизить стоимость за штуку! Чем крупнее серия, тем больше возможностей по снижению ценника. Чем ниже ценник, тем больше можно купить на те же деньги. Пресловутое "качество освоения бюджета" еще никто не отменял!)
              2. 0
                27 декабря 2019 00:53
                Чую, что они сами только планер осилят и часть электроники. Двигатель американский, ракеты французские, радар тоже скорее всего чей-то будут брать. Пример FA-50, упомянутого в статье, наглядно иллюстрирует этот подход. Вообще разработка подобного самолета вполне себе нормальная идея. Серьезно, у них до сих пор пятерки с фантомами летают. А так они заменят большую часть авиапарка своей разработкой. Плюсом, я думаю, что стелс-возможности добавятся в процессе, может они контейнер какой-нибудь прилепят под фюзеляж, тут уже по ситуации. Да, он будет уступать 35-му во многом, но будет лучше 4-к обычных, а во многих задачах сможет ему не уступать.
  4. +1
    2 декабря 2019 06:47
    При котором угроза со стороны истребителей четвертого поколения будет во многом весьма условной: по крайней мере, если корейские летчики не будут «лезть» в ближний маневренный бой. Случаев последнего, к слову, за последние десятилетия почти не было.

    Вот заранее всё планируют и прогнозируют! А бой, реальная обстановка, а не записные фантазии, вносят массу коррективов во всё и всегда!
    1. +2
      2 декабря 2019 20:56
      Что не отменяет необходимость планирования. А план, который невозможно вовремя подкорректировать, это не план, а догма. Вот они, вне всякого сомнения, вредны и опасны.
      1. 0
        2 декабря 2019 21:11
        Всё методы хороши, нужны, когда в комплексе применяются.
    2. +1
      3 декабря 2019 08:58
      будут «лезть» в ближний маневренный бой. Случаев последнего, к слову, за последние десятилетия почти не было.

      непонятно, ЧТО хотел сказать автор это фразой. Если он грезит боем в визуальной видимости с использованием пушечного вооружения, то да, не было. Если мы говорим о ракетном бое на ближних дистанциях, то: во-первых, они почти всегда связаны с энергичными эволюциями машины в пространстве, во-вторых, такие бои были - как минимум один. Применение МиГ-21-93 индийских ВВС ракеты Р-73 по пакистанскому F-16 уже говорит о том, что дистанция боя не превышала 35-40км, т.е. макс. дальность полета ракеты. А в реальности вряд ли превышала 20км (максимальной разрешенной дальности пуска УР по маневрирующей цели в тех условиях)
      1. 0
        3 декабря 2019 09:06
        Цитата: Ка-52
        непонятно, ЧТО хотел сказать автор это фразой.

        А в бою, реальном, не известно, как оно сложится всё. Никакими инструкциями, тактиками всего, всего, не возможно предусмотреть.
  5. 0
    2 декабря 2019 09:31
    Обожаю лечение по фото в исполнении шарлатанов...
  6. +1
    2 декабря 2019 09:48
    По своим размерам машина должна была быть больше, чем французский Dassault Rafale и общеевропейский Eurofighter Typhoon, но меньше, чем F-22 и F-35.


    Это уже из разряда ржу-ни-магу. Нельзя построить на совр. технологическом уровне многофункциональный стелс-истребитель в размерности меньшей, чем у F-22 и Су-57.

    Движок от F/A-18E/F при таком же весе, обещает такие же ЛТХ. Может даже похуже, если будут потери на геометрии планера из-за снижения ЭПР. Хотя, при забивании на палубное базирование можно поднять динамические показатели, а снижение взлетно-посадочных характеристик, которые у палубников офигенные компенсировать автоматизацией, всё-таки даже "Суперхорнет" родом из 90-ых.

    В целом же страна у которой был только легчайщий на границе с УБ-моделями истребитель может получить довольно современную функциональную машину. Уж точно поинтереснее, чем китайский выкидыш J-31. Другое дело, что сможет ли, денег у них много, но в 2001-ом Россия начала куда более продвинутый ПАК ФА, который уже заказан для серийного производства. Плюс, не пропихнут ли покупку еще партии F-35, которая в любом случае будет быстрее, ну а что импорт, так 414-ый двиг тоже импорт, причем не самый свежий.
    1. +2
      2 декабря 2019 14:00
      Ф35 для ю.корейцев не нужен. Им вообще не нужен самолёт с такими ТТХ.
      Им нужен лёгкий однодвигательный истребитель с небольшой дальностью, УВТ (=высокая маневренность), сверхзвуком 1,9М, добротной авионикой. Жупел РЛ "невидимости" только вреден. В общем - что-то типа Грипена, но с УВТ. Можно было бы создать международный консорциум Ю.Корея-Швеция-Индонезия-Бразилия и на основе Грипена что-то сварганить подобное Еврофайтеру-Тайфуну.
      1. 0
        2 декабря 2019 23:27
        Цитата: Рядовой-К
        Ф35 для ю.корейцев не нужен.

        Ещё как нужен! Северокорейские "телеграфные столбы" и всякие там РЛС ещё никто не отменял, как и необходимость в их подавлении!
        Их 5-ое поколение, если и появится, ни факт что будет сильно "многофункциональной" машиной. Не исключено, что это будет просто сильным дополнением к их парку F-15, на манер американских "связок" F-15 и F-22. К тому же, если верить Википедии, то F-15 у них всего 60 штук!
    2. 0
      3 декабря 2019 09:12
      Нельзя построить на совр. технологическом уровне многофункциональный стелс-истребитель в размерности меньшей, чем у F-22 и Су-57.

      именно, потому что хотя бы внутренние отсеки под вооружение не дадут его сделать меньшим.
      Хотя, при забивании на палубное базирование можно поднять динамические показатели, а снижение взлетно-посадочных характеристик, которые у палубников офигенные компенсировать автоматизацией

      ничем не связанная друг с другом зависимость. На взлетно-посадочные характеристики влияет удельная нагрузка на крыло. У современных "сухопутных" МФИ она даже лучше, чем у палубников 90х.
      1. -1
        3 декабря 2019 09:27
        Ну так палубные самолеты в силу трудностей взлета и посадки на коротких палубах имеют очень большое крыло, из чего и получаются характерные особенности F/A-18: низкая макс скорость, т. к. крыло создает большое сопротивление, отличная маневренность, намного лучше, чем у бревна типа F-16, приличная грузоподъемность, очень хорошие взлетно-посадочные характеристики. Это не самолет чемпион, как F-15, но довольно удобен и за себя постоит при встрече с вражескими истребителями, в ПВО небольшой страны тоже сойдет. Нет, если сравнивать с Су-35С, то, конечно, его проектировать начали в 2005-ом, у него новее и совершеннее движок, он крупнее и может иметь, как большую массовую долю силовой установки, так и ниже требования к грузоподъемности, т. к. 8 тонн - это и так много, а значит и ниже требования к прочности, т. е. меньше вес. И наоборот у палубника есть гак, усиленные стойки шасси, и вообще он плюхается на палубу весьма нефигово, т. е. самолет получается тяжелее равноразмерного сухопутника.
        1. 0
          3 декабря 2019 10:46
          т. к. крыло создает большое сопротивление

          крыло не само по себе создает сопротивление. И уж понятие "большое" тут не причем. Играет роль геометрия крыла: форма, сечение. Разные формы крыла создают разное по силе индуктивное сопротивление. Оно и оказывает влияние на летные характеристики. Площадь крыла F-22 весьма большая, но при этом его нагрузка на крыло одна из лучших. И кроме того, у современных МФИ типа Су-57 и F-22 за подьемную силу отвечают не только плоскости, но и сам фюзеляж. А нагрузка на крыло это ведь как помним отношение веса ЛА к S его несущих поверхностей.
          1. 0
            3 декабря 2019 12:22
            Вообще-то именно крыло является основным источником сопротивления в полете. Лучшая нагрузка на крыло - это та, которая меньше. Повышают ее из-за необходимости снижать сопротивление для достижения высокой скорости, и каждый этап повышения сопровождается опред. изменениями в авиации в целом, например, полный уход от грунтовых аэродромов в какой-то момент.
            1. 0
              3 декабря 2019 14:48
              Вообще-то именно крыло является основным источником сопротивления в полете.

              кто то оспаривает это?
              Лучшая нагрузка на крыло - это та, которая меньше. Повышают ее из-за необходимости снижать сопротивление для достижения высокой скорости

              не совсем так. Увеличение удельной нагрузки на крыло (за счет уменьшния смачиваемой поверхности) это способ повысить аэродинамическое качество, то есть возможность крейсерского полета с минимальным сопротивлением.
              А вот по скорости и нагрузке на крыло тут другое. Для большой скорости индуктивное сопротивление крыла имеет меньшее значение. А вот профильное сопротивление, зависящее от толщины и кривизны крыла, как раз наоборот.
              1. 0
                3 декабря 2019 14:57
                Самым высоким аэродинамическим качеством обладают высотные машины, вроде, U-2. Нагрузка на крыло это вес/площадь крыла, всё. Неважно какое это крыло. При этом очевидно, что обратное, повышение нагрузки на крыло при увеличении аэродинамического качества, с инженерной точки зрения допустимо. Если крыло дает большую подъемную силу, то и площадь можно сделать поменьше.
                1. 0
                  4 декабря 2019 06:56
                  Если крыло дает большую подъемную силу, то и площадь можно сделать поменьше.

                  не бывает бесплатного сыра. Всегда приходится жертвовать одними характеристиками в угоду другим. Начнешь снижать удлинение - возрастет индуктивное сопротивление. Снизишь хорду - получишь проблему с жесткостью на скручивание. Уберешь наплывы - получишь проблемы с маневрированием на больших углах атаки и с путевой устойчивостью.
                  Уже нет революций, есть компромиссы. Последние революции крыла связаны в большей степени с материаловедением, типа композитного крыла
          2. 0
            3 декабря 2019 12:59
            Цитата: Ка-52
            у современных МФИ типа Су-57 и F-22 за подьемную силу отвечают не только плоскости, но и сам фюзеляж.

            К слову, мне попадались данные, что подъёмная сила корпуса Су-27 в полтора раза больше, чем у корпуса F-15.
        2. +1
          3 декабря 2019 12:18
          "маневренность, намного лучше, чем у бревна типа F-16,"////
          -----
          Первый раз слышу, что кто-то назвал Ф-16 "бревном"? belay
          А вот советские летчики Су-27 (патрули на Балтикой) жаловались, что если Ф-16 "садится на хвост", то оторваться трудно... надо быть асом.
          1. 0
            3 декабря 2019 12:24
            F-16 без форсажа просто не удержится на хвосте врубившего максимал Су-27. При этом Су-27 при маневрировании выходит на перегрузки где-то до 7g, F-16 только до 4g. Бревно, оно и есть бревно. Мелкое однодвигательное бревно с худшей маневренностью даже в своем классе.
            1. 0
              3 декабря 2019 15:13
              "Мелкое однодвигательное бревно с худшей маневренностью"////
              ----
              Соответственно и МиГ-21 попадает в ту же категорию "мелких однодвигательных бревен" ? smile
              Вообще-то два движка ставят, когда не хватает тяги одного. Что утяжеляет весь самолет.
              1. 0
                3 декабря 2019 16:58
                Вообще-то МиГ-21 именно туда и попадает. Если, конечно, не сравнивать его с "фантомом", который нес до фигища очень нужного оборудования, экипаж из 2 чел и летал быстрее, т. к. никаких МиГ-21 отстреливать не собирался, его целью должны были стать тяжелые бомбардировщики. Даже против МиГ-23 никаких шансов у МиГ-21 нет. При этом его дальность просто смехотворная. Ничего хорошего, кроме цены и предельной простоты в МиГ-21 нет и замены ему к счастью делать не стали, перейдя к серьезным самолетам.

                С точки зрения веса 2 движка хуже одного, это очевидно, вот только ставят их, обычно, на очень крупные машины у которых массовая доля кабины, пушки с пульками к ней, и прочих стандартных систем сильно меньше, чем у мелюзги, что позволяет увеличить массовую долю топлива, силовой установки и др. ништяков. Что хорошо видно на примере F-16 пустым весом в 7.5 тонн, причем этот показатель в более новых версиях нефигово так вырос, а самолет оброс раком конформных баков. И F-15C, который имея 2 таких же движка, как F-16, весит не 15 тонн, а всего 12 с чем-то, и при этом имеет дальность до 3000 км против типовых 2000 км у мелюзги. И вообще крут и мое почтение в отличие от переквалифицировавшегося в легкие бомбардировщики F-16.
            2. 0
              5 декабря 2019 04:43
              Цитата: EvilLion
              При этом Су-27 при маневрировании выходит на перегрузки где-то до 7g

              Где такой бред написан?

              Цитата: EvilLion
              F-16 только до 4g. Бревно, оно и есть бревно. Мелкое однодвигательное бревно с худшей маневренностью даже в своем классе.

              wassat
              1. 0
                26 февраля 2020 07:56
                7g по моему, это стандарт для истребителя. С уважением.
          2. 0
            3 декабря 2019 14:52
            Первый раз слышу, что кто-то назвал Ф-16 "бревном"? belay
            А вот советские летчики Су-27 (патрули на Балтикой) жаловались, что если Ф-16 "садится на хвост", то оторваться трудно... надо быть асом.

            F-16 может соперничать с Су-27 лишь на небольших углах атаки. При росте углов атаки Фланкер безусловно проиграет сушке в маневренности. И дело тут не в асах.
            1. 0
              30 января 2020 10:59
              [quote=Ка-52][quote]Фланкер безусловно проиграет сушке в маневренности. И дело тут не в асах.[/quote]
              Ничего, что это одно и то же?
  7. 0
    2 декабря 2019 09:55
    Цитата: RWMos
    РФ подкосил выход Индии из ФГФА

    Ну хватит уже тиражировать байку про FGFA!
  8. -1
    2 декабря 2019 12:14
    « квазикоммунистический Китай, идущий к доминированию во всем мире»

    Этому автору -как и всем американцам - нужно читать китайский White Paper о мировой доктрине Китая. В ней Китай сильно критикует доминирование стран вместо мирного сотрудничества.
    Если автор россиян, ему дружба между Россией и Китаем должна быть дорогой.
    Повторение американских беспочвенных фальшивок в Русской медиа никак не помогает интересам русского и китайского народов.
  9. +2
    2 декабря 2019 12:22
    Их самолет - против Северной Кореи.
    И того, что получилось - достаточно.
    Южная Корея не планирует бодаться ни с Китаем, ни с Японией. В этом случае, их новый самолет был бы действительно устаревшим.
    Их учебный реактивный самолет Golden Eagle - отличный. Мини Ф-16.
    Я немножко жалею, что Израиль выбрал итальянца, а не корейца в качестве учебного самолета. Итальянский Як тоже хорош, но корейский очень приближен к 4-му поколению.
    1. 0
      3 декабря 2019 12:26
      А Китай или Япония учитывают планы корейцев?
      1. 0
        3 декабря 2019 13:00
        Не думаю. В потенциальных разборках Китай против блока США-Япония Ю.Корея, наверняка, будет соблюдать нейтралитет.
        1. 0
          3 декабря 2019 13:07
          6 Лет назад бомжи на киевском майдане тоже вызывали только смех. И никто бы не подумал, что через полгода кровищи будет выше крыши. С чего вы взяли, что корейцам через 20 лет не придется воевать с китайцами?
          1. 0
            3 декабря 2019 13:13
            "С чего Вы взяли?" - интересный у Вас подход. recourse
            Можно предположить, что через 20 лет...
            новозеландцы будут утюжить исландцев. laughing
            С чего?- Просто бурная фантазия, ничем не подкрепленная... так и с Ю.Кореей-Китаем.
            1. 0
              3 декабря 2019 14:59
              Исландия от Новой Зеландии далеко, а Китай с Кореей рядом. При этом японцев в восточной Азии ненавидят все.
              1. +1
                3 декабря 2019 15:08
                Но Вы что написали? :
                ,,"что корейцам через 20 лет не придется воевать с китайцами"
                Где в Вашей цитате японцы? smile
  10. -1
    2 декабря 2019 16:28
    Какое нам дело до корейцев? Они смогут создать свой истребитель к 30 году, в это можно поверить. А сумеем ли мы довести до серии Су-57 к этому году? А про истребитель шестого поколения даже думать печально.
    1. +1
      2 декабря 2019 20:59
      Какое дело? Все знают поговорку про умных, которые учатся на чужих ошибках. Но для того, чтобы знать о чужих ошибках, нужно, как минимум, внимательно смотреть по сторонам. Иначе можно расшибить голову о грабли, на которые уже наступил твой сосед.
    2. 0
      2 декабря 2019 23:39
      Цитата: Басарев
      Какое нам дело до корейцев? Они смогут создать свой истребитель к 30 году, в это можно поверить. А сумеем ли мы довести до серии Су-57 к этому году? А про истребитель шестого поколения даже думать печально.

      Первый серийный Су-57 должен поступить на вооружение уже в этом году. Плюс 11 лётных прототипов, которые "доведут до уровня серийных машин". И того уже почти есть первая эскадрилья!
      И даже уже идёт полноценная обкатка (включая полёты) с "изделием 30"!
      Вопроса может быть только два:1) что с реалиями производственных мощностей и финансами. 2) Качество "стелс" покрытий.
      1. 0
        3 декабря 2019 09:46
        Никто прототипы доводить не будет, их либо спишут по износу и поставят в музеи пару штук, либо будут переоборудовать под очередные испытания.
        1. 0
          3 декабря 2019 12:44
          Цитата: EvilLion
          Никто прототипы доводить не будет, их либо спишут по износу и поставят в музеи пару штук, либо будут переоборудовать под очередные испытания.

          Кто вам это сказал? Особенно глупо это звучит с учётом того, что последние прототипы делались как предсерийные машины. Об этом, кстати, даже на Википедии можно прочитать.Это раз!
          Во вторых, даже на той же Википедии есть вот такая инфа: 19 июля 2017 года президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь заявил о начале передачи военным установочной партии из 12 истребителей в 2019 году. При этом, по его словам, самолёты будут передаваться с двигателями первого этапа, кроме 11-й и 12-й машин, которые в точности будут соответствовать техническому облику серийного самолёта[81].
          А что в таком случае будут делать "прототипы" знаете? В самом худшем случае на этих машинах будут готовить пилотов. Но я склонен думать, например, что и боевое приминение в таком случае будет!
          Так что, в целом, вы зря нагнетаете. hi
          1. 0
            3 декабря 2019 13:05
            На дворе 2019-ый год, заканчивается сборка первой из двух первых серийных машин. Зачем вы пишите пророчество двухлетней давности, которое уже не сбылось?

            Не прототипы делались, как серийные машины, а в серийное производство взят технический облик последних двух прототипов. Первому прототипу в январе будет 10 лет с первого полета, при этом далеко не факт, что существует хотя бы теоретическая возможность переоборудовать его по образцу первых серийных машин. Геометрически могут быть такие отличия, что только вытащить часть приборов и в др. фюзеляж воткнуть. Прототипы на то и прототипы, что могут отличаться друг от друга радикально. Даже серийные машины ранних выпусков могут различаться, что, насколько знаю, имело место с Су-34, который раскочегаривался в производстве с 2006 по 2010. А индусам в конце 90-ых вообще поставили попользоваться 18 Су-30, которые технически невозможно конвертировать в Су-30МКИ, потом эти машины ЕМНИП в Уганду попали.

            Кроме того, КБ ведет исследовательскую работу непрерывно, в нее, например, включены и 2 прототипа Су-35, которые 901 и 902. С появлением серийных машин их перестали таскать на аэрошоу. И прототипы Су-57 используются ровно для того же, их переделывают под намеченную программу, выполняют ее, потом может еще на что-то привлекут. Любую новую примочку на самолете надо тестировать.
            1. 0
              3 декабря 2019 13:20
              Цитата: EvilLion
              Любую новую примочку на самолете надо тестировать.

              Это да, но это также и не доказывает обратного! В любом случае, даже если будут вариации по срокам и количеству "сдачи" военным (у нас очень любят сроки "вправо" сдвигать), то по крайней мере можно быть уверенным в том, что машины из числа "прототипов второго этапа" будут на вооружении полюбому! На некоторых из них даже изделие 30 стоять будет.
              1. 0
                3 декабря 2019 15:05
                Еще раз. Прототипы:
                а) Могут критически отличаться от серийных машин, так что их доработка невозможна.
                б) Прототипы интенсивно используются в испытаниях в т. ч. и после запуска машины в серию.
                в) Прототипы ушатываются. И их ремонт в силу конструктивных отличий может быть лишен смысла. Снимут, что можно в ЗИП, а изношенный планер утилизируют.

                Иногда их просто ставят на консервацию в их существующем виде. В частности американцы не так давно вытащили один из ранних F-22, который требовал доработки для использования.
  11. +1
    2 декабря 2019 17:03
    Как-никак, на кону стоит их будущее: Америка — единственный реальный союзник, способный реально помочь.



    Хоть кто-то это понимает
  12. 0
    2 декабря 2019 23:34
    Южные корейцы хотят "свой" самолёт KF-X - пусть делают. Вопрос : Южная Корея делает собственные двигатели ?
  13. 0
    3 декабря 2019 02:26
    Цитата: kupitman
    Внешняя петля и бомбу выкидывает

    Пращёй оснастить лётчика, пусть как Давид по Голиафу пуляет! lol
  14. 0
    22 января 2020 13:30
    С кооперируются с Турцией, и вуаля ... пшик. Перед лицом явной угрозы со стороны Северной Кореи и Китая, южанам следует забыть свои претензии к Японии. Вдвоем, они самим богом данные союзники в данном регионе.
  15. 0
    11 февраля 2020 15:38
    Единственный возможный реальный противник ЮК - северный сосед. У которого отсутствует современная авиация и качественное ПРО/ПВО. Случись серьезный замес между братьями, в дело пойдет все, что стреляет. С учётом размеров КНДР, южанам нужны не дорогущие ИБ 5,6,7 поколения, а сотни Томагавков, ОТРК, и ударные дроны. Ну и конечно самое современное ПРО/ПВО. Все же, надеюсь, до войны между корейцами не дойдет и мы ещё увидим единое государство. Сильная РК выровняет баланс сил в регионе, где у соседей вековые раны, обиды, а у некоторых и жажда реванша.
    1. 0
      25 февраля 2020 10:35
      То-то американсы ретировались.))
  16. 0
    13 февраля 2020 23:23
    "одно остается неизменным — южнокорейского истребителя, который хотели получить к 2020-му, как не было, так и нет." - это очень напоминает историю с Су57.
  17. 0
    25 февраля 2020 10:34
    Тоже ведь без претензий самолёт. Лишь бы- лишь бы походил на современный. На экономическом спурте они решили что им это по плечу. Эйфория.