Type 63. Китайский взгляд на бронетранспортёры

27

Боевые автобусы. Type 63 (заводское обозначение модели YW531) стал первым китайским бронетранспортёром, который был разработан самостоятельно без советской помощи и без оглядки на советские образцы боевой техники. Новая боевая машина была введена в эксплуатацию еще в конце 1960 годов и по-прежнему находится на вооружении НОАК. Машина, которая является своеобразным китайским аналогом американского гусеничного бронетранспортёра M113, получилась достаточно удачной. На базе БТР Type 63 было создано много образцов специальных боевых машин, вплоть до самоходных 120-мм минометов, 130-мм РСЗО и 122-мм самоходных гаубиц.

Считается, что за всё время серийного производства крупной китайской промышленной корпорацией Norinco было выпущено примерно 8 тысяч БТР Type 63 всех модификаций. Бронетранспортёр активно поставлялся на экспорт. Данная боевая машина использовалась вооруженными силами КНДР, Албании, Ирака, Судана, Вьетнама и других государств. Во многих странах БТР «Тип 63» по-прежнему находится на вооружении. Как и многие образцы боевой техники второй половины XX века, китайский гусеничный плавающий БТР Type 63 успел поучаствовать в ряде войны и локальных конфликтов, в том числе во Вьетнамской войне, в Китайско-Вьетнамской войне, Ирано-Иракской войне, первой войне в Персидском заливе.



История создания бронетранспортёра Type 63


До разработки собственного БТР, китайские военные активно использовали советские боевые машины, их лицензионные копии, а также адаптации советской техники с незначительными собственными доработками. Так с 1956 года на вооружении НОАК находился шестиколесный бронетранспортёр Type 56, который представлял собой лицензионную копию советского БТР-152. Помимо этого в распоряжении китайских военных имелся гусеничный БТР, созданный на базе легкого плавающего танка, точной копии советского ПТ-76. Сам бронетранспортёр, получивший обозначение Type 66, почти во всём повторял советский гусеничный плавающий БТР-50П.


Стоит отметить, что длительное время китайцы занимались тем, что отлично умеют делать и сегодня. Производили по лицензии и копировали чужые образцы боевой техники, а также вносили в них свои изменения и модернизировали в процессе эксплуатации. В этом плане создание бронетранспортёра Type 63, который не опирался на советские разработки, представляет собой очень интересный пример из истории китайской оборонной промышленности. Созданная в Китае в 1960-е годы боевая машина получила простую конструкцию и была сопоставима с бронетехникой данного класса других стран, к примеру, с американским основным бронетранспортёром M113.

Еще в июле 1958 года китайским правительством был провозглашен новый стратегический национальный план научного развития, в рамках которого предусматривалось и создание новых образцов бронетехники, в том числе гусеничного БТР. Изначально работы по созданию такой машины планировалось закончить уже в 1960 году, но на деле сроки разработки сильно затянулись. К созданию нового бронетранспортёра привлекли КБ северного машиностроительного завода, который позднее вошел в состав корпорации Norinco – одного из крупнейших производителей китайского оружия.

Так как модель нового БТР создавалась китайскими конструкторами практически с нуля, процесс создания затянулся, работы по проекту продолжались вплоть до 1967 года. Несмотря на оригинальность модели, многие элементы пришлось заимствовать у советских аналогов. Особенно это касалось ходовой части, в конструкции которой китайские инженеры использовали элементы советского плавающего танка ПТ-76 (Type 60) и плавающего гусеничного БТР-50П (Type 66). Китайцы заимствовали у советских моделей узлы торсионной подвески, технологию производства опорных катков и даже гусеничные траки. Силовую установку также трудно было назвать оригинальной, так как за основу был взят отлично себя зарекомендовавший V-образный дизельный двигатель – знаменитый В-2, который устанавливался еще на танки Т-34-85 и его китайский аналог – Type 58. Двигатель водяного охлаждения, получивший обозначение 6150L, отличался от танкового уменьшенным числом цилиндров – 8 вместо 12, как следствие дизель обладал меньшей мощностью, которой вполне хватало для бронетранспортёра.

Type 63. Китайский взгляд на бронетранспортёры

В процессе создания концепция и компоновка машины несколько раз менялись, пока в 1963 году китайские конструкторы не остановились на том варианте, который и пошел позднее в серийное производство. Тогда же машине впервые присвоили индекс Type 63. Основные изменения касались компоновки. Китайцы пришли к решению, характерному для большинства производителей подобной техники. Моторное отделение было сдвинуто ближе к средней части бронетранспортёра с правой стороны. Это было необходимо, чтобы сделать расположение силовой установки и трансмиссии более рациональным и обеспечить десантникам возможность выхода через кормовую дверь. Тогда же было принято решение усилить вооружение БТР, заменив 7,62-мм пулемет на крупнокалиберный. Первые опытные образцы в новой компоновке были представлены в 1964 году, но их доводка продолжалась еще достаточно долго. Все-таки сказывался недостаток опыта китайских конструкторов. Серийное производство гусеничного БТР Type 63 удалось развернуть лишь в конце 1960-х годов, а первая демонстрация перед публикой пришлась на 1967 год, когда бронетранспортёр принял участие в военном параде в Пекине.

Технические особенности БТР Type 63


Корпус новой боевой машины изготавливался из катаных бронелистов при помощи сварки. Максимальная толщина бронелистов в носовой части корпуса доходила до 14 мм, борта и корма были защищены слабее – всего 6 мм. Передняя часть БТР имела клиновидную форму, при этом верхний бронелист был установлен под большим углом наклона, постепенно переходя в крышу корпуса, которая ближе к корме был чуть приподнята для удобства нахождения десанта. Нижний бронелист был установлен под гораздо меньшим углом наклона. Борта корпуса бронетранспортёра Type 63 также не могли похвастаться большими углами наклона, кормовой бронелист и вовсе был установлен вертикально. Подобное бронирование обеспечивало машине защиту лишь от огня стрелкового оружия калибра 7,62-мм и осколков снарядов и мин небольших калибров. К плюсам боевой машины, которые должны были улучшить её выживаемость в бою, можно отнести низкую высоту. Максимальная высота боевой машины по крышу корпуса не превышала 1,9 метра (без учета пулемета), что позволяло эффективно скрываться в складках местности, кустах и использовать рельеф.


Компоновочная схема была традиционной для бронетранспортёров того времени с рядом нюансов. В передней части корпуса находились места механика-водителя (с левой стороны) и командира машины (с правой стороны), каждый из них имел свой люк, чтобы забраться внутрь или покинуть боевую машину, при этом место командира было изолировано от обитаемого пространства машины. Сразу за местом мехвода по центру корпуса находилось место стрелка, который также имел собственный люк. Непосредственно на крыше корпуса рядом с люком стрелка располагался крупнокалиберный пулемет. За местом командира был установлен двигатель, изолированный от обитаемого пространства машины бронеперегородками. Трансмиссия при этом располагалась в носовой части корпуса, доступ к ней обеспечивался через съемный бронелист, расположенный в верхней лобовой детали корпуса. Всю кормовую часть боевой машины занимало десантное отделение, рассчитанное на перевозку до 10-13 пехотинцев, включая стрелка. Всего машина перевозила 12-15 человек, включая двух членов экипажа. Для посадки и высадки мототострелков в крыше корпуса имелись два больших люка, но основным средством выхода была кормовая дверь. В бортах корпуса и двери имелись бойницы для ведения огня из личного оружия.

Силовая установка на первых моделях БТР, имеющих индекс A и B, была представлена урезанным вариантом танкового дизеля В-2, развивающим мощность 260 л.с. Этого было достаточно, чтобы разогнать бронетранспортёр с боевой массой 12,5 тонн до скорости 65 км/ч при движении по шоссе, вне дорог машина могла разогнаться до 45 км/ч. Вполне хорошие показатели для бронетехники тех лет. Дизельный 8-цилиндровый двигатель работал в паре с механической коробкой переключения передач (4+1). Машина изначально задумывалась плавающей, поэтому получила герметичный корпус. Движение на воде осуществлялось за счет перемотки гусениц, максимальная скорость на водной поверхности не превышала 6 км/ч. Запас хода по шоссе составлял примерно 500 км. На бронетранспортёрах, начиная с версии С, а также на экспортных машинах устанавливался более мощный немецкий дизельный двигатель воздушного охлаждения, KHD BF8L, выдававший 320 л.с.

Ходовая часть бронетранспортёра Type 63 была представлена четырьмя обрезиненными односкатными опорными катками на каждый борт, поддерживающих катков не было. Ведущее колесо было установлено спереди. Машина получила индивидуальную торсионную подвеску, при этом подрессоренными были только первые катки. Верхняя ветвь гусеницы БТР прикрывалась фальшбортом, состоящим из четырех секций. На фальшбортах имелась характерная выштамповка, которая также является одним из хорошо узнаваемых элементов бронетранспортёра.


Основным вооружением боевой машины стал крупнокалиберный 12,7-мм пулемет, который является китайской копией советского ДШКМ. К пулемету имелось 500 патронов, снаряженных в ленты, хранящиеся внутри десантного отделения БТР «Тип 63». Первоначально место стрелка-пулеметчика было полностью открытым, но уже в 1980-е годы, когда все бронетранспортёры прошли очередную модернизацию, стрелка защитили башенкой с бронещитками, закрывающими его с трех сторон. Для ведения огня по противнику мотострелки могли использовать свое личное оружие, стреляя из закрывающихся бойниц или больших люков, расположенных в крыше корпуса.

Первый опыт создания собственного БТР выдался для Китая достаточно удачным. Созданная в 1960-е годы боевая машина, как и американский БТР М113, по-прежнему находится на вооружении. Точные цифры выпуска неизвестны, но по информации из открытых источников в КНР собрали не менее 8 тысяч подобных гусеничных бронетранспортёров, которые активно поставлялись и на экспорт, пережив большое количество модернизаций.
БТР-60. Первый в мире серийный четырёхосный бронетранспортёр
OT-64 SKOT. Бронетранспортёр, который превзошёл БТР-60
M113. Самый массовый бронетранспортёр в истории
БТР-50П. По земле и по воде
Настоящий боевой автобус. БТР-152
БТР-40. Первый советский серийный бронетранспортёр
Самый массовый бронетранспортёр Второй мировой войны
Основной бронетранспортёр Вермахта. Sd.Kfz. 251 «Ганомаг»
Первый бронетранспортёр из Скандинавии. Terrangbil m/42 KP
Бронетранспортёр из «Шермана»
Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier
Первый бронетранспортёр в истории. Mark IX
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    12 декабря 2019 18:31
    Спасибо. Именно о китайской технике материалов мало. Интересно было читать.
    1. 0
      12 декабря 2019 21:11
      был разработан самостоятельно без советской помощи и без оглядки на советские образцы боевой техники
      .
      В этом плане создание бронетранспортёра Type 63, который не опирался на советские разработки,

      Машина, которая является своеобразным китайским аналогом американского гусеничного бронетранспортёра M113,

      многие элементы пришлось заимствовать у советских аналогов. Особенно это касалось ходовой части, в конструкции которой китайские инженеры использовали элементы советского плавающего танка ПТ-76 (Type 60) и плавающего гусеничного БТР-50П (Type 66). Китайцы заимствовали у советских моделей узлы торсионной подвески, технологию производства опорных катков и даже гусеничные траки. Силовую установку также трудно было назвать оригинальной, так как за основу был взят отлично себя зарекомендовавший V-образный дизельный двигатель – знаменитый В-2,

      Автор статьи сам себе противоречит. Так самостоятельно, без оглядки или "мы его слепили из того, что было".
      1. 0
        13 декабря 2019 04:01
        Статья из множества противоречий и ошибок. экипаж не 2 человека а 3 - командир, мехвод, стрелок. Десант - 11 человек. Ну и то что вы перечислили.
        В целом статья интересная. Действительно очень мало на сайте материалов о китайской армии и китайских вооружений и техники.
        1. +1
          13 декабря 2019 16:17
          Стрелок не входит в экипаж. Его обязанности выполняет боец из числа десантников. Численность десанта менялась в процессе эксплуатации. Что и указано, максимально этот БТР перевозил 15 человек, включая командира и мехвода.
          1. 0
            14 декабря 2019 03:24
            Специально поискал в интернете и почитал. Экипаж 3 человека, десант 11 человек.
            На фото в вашей статье БТР идут за танками. Стрелки в шлемофонах, а не в касках, т.е. входят в состав экипажа. Численность десанта определяется структурой подразделения. Специально для увеличения десанта на 1 человека ни кто заморачиватся не будет, если штат отделения 11 человек.Вполне возможно что в процессе эксплуатации проводились какие-то улучшения, но скорее всего они касались улучшения эксплуатационных характеристик машины.
      2. Комментарий был удален.
      3. +3
        13 декабря 2019 16:12
        Вся концепция боевой машины разработана китайцами. Бронекорпус, внутренняя компоновка модулей, отсеков. Это их первый полноценный собственный БТР. Не использовать готовые элементы, выпуск которых уже налажен, было бы странно. Китай развивался, как любая другая страна, у которой не было собственной нормальной промышленности, покупал или "воровал" технологии и запускал у себя. СССР так построил промышленность всю в 1920-30-е годы.
  2. +2
    12 декабря 2019 20:12
    Для первого блина - вроде неплохо ...
  3. 0
    12 декабря 2019 21:43
    Схера бы он "разработан самостоятельно без советской помощи и без оглядки на советские образцы боевой техники" если ходовая - укороченная от ПТ-76, а двигатель - В-2 укороченный до 8 цилиндров?
    1. +1
      15 декабря 2019 22:09
      Дело тут ни каких-то советских комплектующих, а в становлении и развитии конструкторской (инженерной) мысли (школы) в Китае hi .
  4. +1
    12 декабря 2019 22:30
    Машина получила индивидуальную торсионную подвеску, при этом подрессоренными были только первые катки.

    Вероятно, не подрессоренными, а снабжены амортизаторами. Так правильней.
    Установка амортизаторов только на крайних парах катков - обычное решение даже для современной бронетехники.
    1. -1
      13 декабря 2019 03:46
      Цитата: Mik13
      Вероятно, не подрессоренными, а снабжены амортизаторами

      Рессора тот же амортизатор, как и торсион или пружина, так что все правильно. См. подрессоренная масса.
      1. +2
        13 декабря 2019 11:17
        Цитата: Владимир_2У
        Рессора тот же амортизатор

        Не пишите того, о чём не имеете представления. Рессоры и амортизаторы - совершенно разные вещи.
        1. -1
          13 декабря 2019 12:04
          Эээ, нуу, я имел ввиду в широком смысле.)) Точно встречал, что катки с амортизаторами (помимо торсионов и пружин) называли подрессоренными. Но биться за это не буду. ) Представление имею, в целом.
      2. 0
        13 декабря 2019 12:44
        Цитата: Владимир_2У
        Цитата: Mik13
        Вероятно, не подрессоренными, а снабжены амортизаторами

        Рессора тот же амортизатор, как и торсион или пружина, так что все правильно. См. подрессоренная масса.

        Теоретически - правильно, действительно, катки даже с пневматической подвеской будут называться подрессоренными. Задача амортизатора иная - демпфирование колебаний.

        Дело в том, что данный образец бронетехники просто не может иметь подрессоренными только первую пару катков. Иначе он не мог бы развивать скорость 45 км/час на пересеченной местности. Он бы просто развалился. Не говоря уже о том, что десант в таком БТР просто бы погиб. Превратился бы в одну отбивную котлету с вкраплениями элементов снаряжения. Поэтому я решил, что в данном случае Автор просто ошибся и перепутал слова. Так часто бывает при написании больших текстов.
        1. 0
          13 декабря 2019 12:47
          Спасибо, точно, именно знаменитая "стойка амортизатора" не даёт трястись легковушкам как желе на пружинах. ))
      3. 0
        27 марта 2021 05:23
        рессора - не амортизатор! Рессора - это рессора. Ну и рессора в комплекте с торсионом (видимо так Вы это видите) на одном узле подвески... Думаю, даже китайцы не додумались laughing
        1. 0
          27 марта 2021 06:57
          Цитата: Bobik012
          Ну и рессора в комплекте с торсионом (видимо так Вы это видите) на одном узле подвески
          Если бы Вы глаза разули, то поняли бы что я так не вижу
          Цитата: Владимир_2У
          Рессора тот же амортизатор, как и торсион или пружина, так что все правильно

          Цитата: Владимир_2У
          катки с амортизаторами (помимо торсионов и пружин) называли подрессоренными

          Цитата: Mik13
          Теоретически - правильно, действительно, катки даже с пневматической подвеской будут называться подрессоренными.
  5. -1
    13 декабря 2019 00:00
    Китайцы много чего успели своего из техники наклепать, а пишут о соседях мало. Автору спасибо!

    Машинка неплохая получилась. Компоновка у них напоминает МТ-ЛБ, движок сдвинут к середине а мехвод и командир впереди. Получилось просто, дешево и достаточно удобно. Невольно наша "Ракушка" вспоминается.. И тяжелее получилась и компоновка шиворот-навыворот. Своего ума нет так хоть бы у китайцев лицензию купили!
  6. -3
    13 декабря 2019 08:18
    Обычное китайское дерьмо
  7. 0
    13 декабря 2019 10:39
    В этом плане создание бронетранспортёра Type 63, который не опирался на советские разработки,
    Да как же не опиралось, когда использовались элементы от советской техники и во многом нашу БМП-1 по построению повторяет...
    1. +1
      13 декабря 2019 14:53
      Цитата: svp67
      и во многом нашу БМП-1 по построению повторяет...

      Боевая машина БМП-1 принята на вооружение Советской Армии ВС СССР в 1966 году.
      автор пишет "Первые опытные образцы в новой компоновке были представлены в 1964 году, "
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        15 декабря 2019 14:33
        Цитата: ser56
        Боевая машина БМП-1 принята на вооружение Советской Армии ВС СССР в 1966 году.
        автор пишет "Первые опытные образцы в новой компоновке были представлены в 1964 году, "

        А их "тип 63" получил законченный вид в 67-ом году
        1. +4
          29 декабря 2019 15:00
          А М-113 выпускается с 60-го.
          1. +1
            29 декабря 2019 15:13
            Цитата: LastPS
            А М-113 выпускается с 60-го.

            Да, но в нем командир не сидит за мех-водом , как у нас на БМП-1 и у китайцев
            1. +3
              29 декабря 2019 16:31
              Это частности. По концепции 63-й прямо копирует 113-й, конечно, с учетом их технического уровня на тот момент. Плавающий гусеничный БТР с задним расположением люка для десантирования и оружием поддержки в виде крупнокалиберного пулемета, рассчитанный на перевозку пехотного отделения.
    2. +1
      15 декабря 2019 14:22
      ... китайские инженеры использовали элементы советского плавающего танка ПТ-76 (Type 60) и плавающего гусеничного БТР-50П (Type 66). Китайцы заимствовали у советских моделей узлы торсионной подвески, технологию производства опорных катков и даже гусеничные траки.


      Но уж никак не БМП-1, скорее это была не совсем удачная попытка создать свой М113.
      1. +2
        29 декабря 2019 15:01
        Вполне себе удачная попытка.
  8. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»