Будущее самолётов Судного дня

15

Конец света, но не конец войны



Есть такие стратегические комплексы, проверять которые на практике совсем не хочется. Конечно, воздушных командных пунктов это касается не так сильно, как межконтинентальных баллистических ракет или баллистических ракет подводных лодок. Но всё же…

Напомним, что «самолёты Судного дня» должны исполнять роль пристанищ для военно-политического руководства в случае ядерной войны. С их борта можно руководить как отдельными подразделениями, так и целыми видами вооруженных сил.



Как же сложилась судьба старых машин? Несмотря на формальное и фактическое окончание холодной войны, самолеты «конца света» списывать никто не торопится. Одна из причин этого — остаточные явления противостояния США и СССР. А также набирающее обороты противостояние Соединенных Штатов и Китая: не столько идейное, сколько экономическое.

Один из плодов этого противостояния — постоянное наращивание потенциала ВВС США. Напомним, сейчас Штаты уже модернизировали почти все свои истребители четвертого поколения и даже частично перешли на новое поколение — пятое. На подходе новые самолеты-заправщики и даже совершенно новый «стратег». Осталась модернизация старого парка воздушных командных пунктов Boeing E-4. Напомним, что всего произвели четыре таких самолета: один E-4B и три E-4A, которые позже модернизировали до версии «B». Внешне более новая версия отличалась наличием большого обтекателя, закрывавшего антенны спутниковой связи сверху фюзеляжа над верхней палубой.


Какой самолет будет у США


E-4B «Nightwatch» совершил первый полет 13 июня 1973 года, а эксплуатировать его начали в 1974 году. Речь идет о специальной версии пассажирского Boeing 747, имеющей три палубы. Экипаж может достигать 114 человек.

В 2006 году экс-министр обороны США Дональд Рамсфилд заявил, что все E-4B выведут из эксплуатации, начиная с 2009 года. Однако, этому не суждено было сбыться. Уже в 2015 году главный финансист Минобороны США Майк МакКорд подал в Конгресс заявку, согласно которой и воздушные командные пункты, и президентские авиалайнеры VC-25 «Air Force One» (всего их произвели два) получат модифицированное коммуникационное оборудование и будут и дальше нести свою службу.

В прошлом году Минобороны США объявило конкурс на модернизацию воздушных командных пунктов Boeing E-4B. Подрядчик должен будет обновить радиоэлектронное оборудование, установить новое программное обеспечение и новые системы защиты от зенитных ракет. «Данная работа охватывает: поддержку/модернизацию программного/аппаратного обеспечения систем национальной связи и связи с ядерными силами (N2CS), средства обеспечения полёта, комплектацию службы технической поддержки, поддержку и модернизацию систем N2CS, проектирование систем и модификаций N2CS», — сообщается в американском документе.

Однако новые угрозы (прежде всего Россия и Китай) толкают Америку к все более решительным мерам. Фактически американцы уже дали старт новой программе, призванной найти замену для Boeing E-4B. В ноябре стало известно, что Военно-воздушные силы США начали поиск нового авиационного центра управления, контроля и связи, который заменит E-4B: сейчас военное ведомство запрашивает информацию у американских производителей. Уже в феврале пройдет мероприятие, где они будут проинформированы о деталях отбора претендентов в рамках новой программы.

Единственное что известно сейчас — это то, что замену для E-4B и для Boeing E-6 Mercury (самолет управления и связи ВМС США, разработанный на основе авиалайнера Boeing 707, созданного еще в 50-е годы) хотят сделать на единой основе. Это позволит унифицировать многие системы и подсистемы и повысит экономичность комплексов.

Известно также то, что ВВС запросили 16 миллионов долларов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в 2020 году. Начиная с 2021-го, финансирование хотят увеличить до 100 миллионов долларов в год. Общую стоимость программы сейчас, вероятно, не возьмется подсчитать никто. Само собой, что это потребует огромных вложений. Впрочем, у Пентагона деньги есть. А как насчет вероятных противников Соединенных Штатов?


Какой самолет будет у России


Кроме Соединенных Штатов, самолет Судного дня есть только у РФ. За все время построили четыре летающих командных пункта Ил-80 и два Ил-76СК, близкие по составу оборудования и задачам, которые они могут решать. Ил-80 базируется на основе пассажирского Ил-86, а Ил-76СК, как можно догадаться, на основе военно-транспортного самолета Ил-76.

Весной 2019 года стало известно, что Россия модернизирует самолеты Судного дня Ил-80 и Ил-82. Тогда, напомним, стало известно, что российские специалисты завершили опытно-конструкторскую работу по модернизации летательных аппаратов. Ранее в качестве головного предприятия выбрали научно-производственное объединение «Полет», имеющее большой опыт в этом направлении. Напомним, речь идет об одном из самых больших машиностроительных предприятий современной РФ. Оно специализируется на авиационной и ракетно-космической технике.


Модернизация будет затрагивать только внутренние компоненты самолетов: модифицированные машины станут вторым поколением воздушных командных пунктов. Третье поколение будет базироваться уже на новой платформе — ею должен стать модифицированный авиалайнер Ил-96-400. В 2016 году стало известно о завершении эскизно-технического проекта. Как тогда заявили в Объединенной приборостроительной корпорации, разработчики ожидают, какое решение примут чиновники Минобороны. В случае положительного решения авиастроители пообещали машину, которая будет полностью отвечать всем необходимым требованиям.

Однако есть и более «оригинальные» идеи. Так, например, воздушный командный пункт могут создать на базе многоцелевого вертолета Ми-38. По словам замминистра обороны Алексея Криворучко, ведущую роль в этом направлении может сыграть научно-производственное предприятие «Полет»: соответствующие работы могут начать уже в 2019-м. Напомним, кстати, что совсем недавно Министерство обороны России получило первый вертолет Ми-38Т, а до конца года должен быть передан и второй. В целом, Россия, хотя и с большим «скрипом», все же доводит уже не самый передовой вертолет до рабочего состояния. За неимением других новых машин такого класса, возможно, не самый худший вариант.


Что же касается воздушного командного пункта, то вертолет, конечно, не сможет заменить крылатую машину ни по дальности, ни по другим возможностям. Но гипотетически он сможет дополнить второе поколение ВКП на базе Ил-80 и Ил-76СК и третье поколение на основе Ил-96.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    13 декабря 2019 05:48
    Цитата: Военное Обозрение Авиация
    Конец света, но не конец войны

    Конец света и конец войне. Наконец - конец нашли...Всё реально!
    1. +3
      13 декабря 2019 07:11
      Интересно какую кость надо кинуть, чтобы капиталисты сцепились между собой?
      1. -1
        13 декабря 2019 21:26
        Они сами себе поводов придумают, мы же должны дать им понять что к нам с их разборками смерти подобно лезть
  2. +2
    13 декабря 2019 06:45
    Зато вертолет, может вылететь хоть из кремля и руководство не будет оторвано от управления во время полета.
    А так понятно что такие самолеты нужны только большим странам в которых есть куда лететь Россия, Китай, США, остальные страны слишком малы для них
    1. +7
      13 декабря 2019 07:18
      Так, например, воздушный командный пункт могут создать на базе многоцелевого вертолета Ми-38 Что с него и кому можно накомандовать? Жене борщ наварить?
      1. 0
        13 декабря 2019 07:36
        Вертолетов может быть десяток, например в час Х вертолетами забирают руководство из кремля и объектов мин обороны, везут в аэропорт и пересаживают на самолеты управления, при этом командование не сильно будет оторвано от управления.
        А то что руководство управляет только женами - не надо всех по себе судить.
        1. +2
          13 декабря 2019 07:46
          Сравните антенное хозяйство на ВКП и прикиньте что можно засунуть в вертолёт. А ведь это только антенны, чего в ВКП наворочено и сколько всё это стоит не хочется и думать.
          Цитата: Sergey_G_M
          Вертолетов может быть десяток, например в час Х вертолетами забирают руководство из кремля и объектов мин обороны, везут в аэропорт и пересаживают на самолеты управления, при этом командование не сильно будет оторвано от управления.
          Не спорю, что вертолёт нужен, но стратегическим ВКП ему не светит стать.
          Цитата: Sergey_G_M
          А то что руководство управляет только женами - не надо всех по себе судить
          Некоторые и того не могут, так что я не безнадёжен! )))
      2. +1
        13 декабря 2019 10:12
        Цитата: Владимир_2У
        Что с него и кому можно накомандовать?

        Финансовыми потоками управлять вполне сойдёт.
        1. +2
          13 декабря 2019 10:16
          Могу с телефона по Сберовскому приложению "управлять потоками"! Из маршрутки! Всё, ПКП готов! Возможно стратегический! )))
  3. +4
    13 декабря 2019 08:05
    Автор! ВКП на вертолетах уже лет 40 в войсках есть, но это уровень командира соединения/объединения.. уж никак не Президента и министра обороны.. Кстати у китайцев слабый но тоже ВКП есть - Y-8T — воздушный командный пункт на базе Y-8F-400..
  4. -1
    13 декабря 2019 09:24
    У нас это воздушный командный пункт, как правильно было написано, а "самолет судного дня" это хрень какая-то))
  5. Uhu
    +2
    13 декабря 2019 09:26
    А, так БОИНГ - МОДЕРНИЗИРУЕТ? Это хорошо, Боинг сейчас научился работать! wassat Автор про новый заправщик вспомнил?
    - А, КС-46… На нем кончилась моя работа на «Боинге». Эта была полная катастрофа. Если бы вы знали хотя бы половину того, что знаю я – вы были бы в шоке. «Боинг» на это программе не выиграет ничего, ни копейки (там так называемый контракт с «фиксированной ценой»). Во-первых, планер самолета выполнен на базе грузового варианта 767-400. Позвольте, спросите вы. Знают, это не так, но так записано в спецификациях… Во-вторых, знаете ли, что было первым ударом судьбы? То, что кто-то изначально не посчитал объем грузоотсека – а вместит ли он заявленные в контракте емкости с топливом? Оп-с, грузоотсек слишком мал. В результате вместо адаптации самолета мы занимаемся его полной переделкой! Палуба отсека опускается вниз, переделывается набор фюзеляжа, раздвигаются перегородки, убираются все выступающие мелочи… В результате баки с трудом помещаются в салон. И даже есть свободное место, что рабочие на заводе могли протиснуться мимо баков, чтобы смонтировать их в отсеке. Дерьмо! А, вы вероятно хотите, чтобы там протиснулся летчик в зимнем арктическом обмундировании, чтобы демонтировать баки за час [по нормативу]? Тогда для вас хорошие новости: у нас есть панели пола, которые можно поднять и запустить туда члена экипажа головой вниз, держа за ноги, чтобы он отчалил крепления баков… Вы собирается много сэкономить на использование уже имеющихся систем и узлов? Но позвольте, они не соответствуют эскизному проекту – который от руки и в нем масса ошибок! Вам их придется переделывать! Не беспокойтесь, мы так работали десятилетиями. Мы используем сборочные схемы, по которым заводы работают без ошибок! Да, но на ваших сборочных схемах написано «установить по чертежу» и ссылка на рисунки от руки, которые не соответствует ни одним положенным спецификациям на «Боинге»! Ну, вероятно тогда придется заставить работать проектировщиков 7 дней в неделю в течение 8 месяцев! Не волнуйтесь, после выполнения работы мы их сразу уволим! И так можно продолжать…
  6. -1
    13 декабря 2019 22:21
    Почему фотонный отражатель не покрашен?
  7. 0
    15 декабря 2019 19:02
    Цитата: Владимир_2У
    Так, например, воздушный командный пункт могут создать на базе многоцелевого вертолета Ми-38 Что с него и кому можно накомандовать? Жене борщ наварить?

    Как выше написали, вертолет может и в Кремле приземлиться. Чтобы до самолета долететь. Возможности не те, спорить нечего, но, на полчаса, до самолета добраться - и то лучше, чем ничего. Мое мнение.
  8. 0
    1 марта 2020 23:06
    Ил-96 в качестве пассажирского лайнера слишком убыточен, 4 старых двигателя, у конкурентов 2. В качестве самолетов судного дня - отличный вариант, да и борт номер один на чем то нужно продолжать совершенствовать, развивать платформу.

    Деньги для субсидий топлива Ил-96 лучше бы потратили на разработку новой модификации самолета МС21, с новыми движками ПД-18Р, композитами, отечественными комплектующими.