Проект «Река»: боевое земноводное из Тольятти

54

Боевая «Нива»


Как известно, в Советском Союзе в той или иной степени практически все автомобильные заводы были подключены к оборонному заказу. К примеру, в Набережных Челнах собирали серию КАМАЗ-4310, в Москве на ЗИЛе машины 131-го семейства, в Луцке транспортер переднего края ЛуАЗ-967, а вот в Тольятти не было своей военной «фишки». По всем правилам под боевое применение подходила исключительно полноприводная трансмиссия, которой на ВАЗе до поры до времени не существовало. Однако с разработкой темы будущей «Нивы» все встало на свои места – Министерству обороны оказался необходим легкий водоплавающий вездеход. При этом такое непростое задание дали не только вазовцам – в 1977 году в Ульяновске разработали прототип УАЗ-3907, получивший наименование «Ягуар». Конечно, ни разработка ВАЗа, ни ульяновский «Ягуар» не пошли в серийное производство и увидеть мы их можем теперь только в музеях. Однако история разработки этих во многом уникальных машин требует отдельного рассмотрения хотя бы потому, что сейчас в российской армии подобной техники нет.


Первые наброски будущей амфибии

Разработка военной машины в стенах ВАЗа велась с 1972 года под шифром опытно-конструкторской работы «Река» и индексом 2122. Примечательно, что на сугубо гражданском предприятии приходилось вводить режим секретности и машина во внутризаводской документации проходила как «транспорт для рыбаков и охотников». Планировалось создать 2-дверную амфибию с мягким верхом и откидывающимися ветровым и боковыми стеклами. При этом дизайнеру Юрию Денисову удалось скрыть изначальную амфибийность машины – внешний вид практическим не выдавал в ВАЗ-2122 способность к плаванию. В основе конструкции была герметичная ванна, в которую убрали мотор, КПП и раздаточную коробку, а вот приводы колес, рулевые тяги и карданные валы пришлось закрывать специальными резиновыми чулками. Переднюю подвеску вынесли наружу и крепили уже к герметичному корпусу. Машина имела два топливных бака и оснащалась мотором (как и трансмиссией) от «Нивы» рабочим объемом в 1,6 литра. Глушитель в этой «колесной лодке» был смонтирован под днищем в районе переднего бампера.
















Основной проблемой любой амфибии является выбор движителя в водной среде. На выбор конструкторов были классические винты, водомет и колеса. Так как будущая «Река» была машиной преимущественно сухопутной, от нее не требовали выдающейся мореходности и плавать научили за счет вращения колес. Кроме этого, сложности могут возникнуть при выходе ВАЗ-2122 из водоема на неподготовленной берег – здесь нужен очень хороший зацеп с грунтом. Поэтому на боевой «Ниве» установили специально разработанные Волжским шинным заводом новые шины ВлИ-6, которые были выше и шире стандартных. Развитые грунтозацепы на шинах позволяли, во-первых, эффективнее грести на воде, а во-вторых, успешнее взбираться на скользкие берега водоемов. «Река» на воде разгонялась до 4,5 км/ч и при этом радиус разворота машины (если по-научному, то радиус циркуляции) был равен сухопутному.






Полноразмерные деревянные макеты




Естественно, инженеры оснастили водоплавающий ВАЗ-2122 не только гребными шинами и герметичным корпусом-лодкой – в «трюме» был насос от БТР, откачивающий воду за борт. Для этой цели в левом переднем крыле было сливное окошко, а в днище предусмотрели люк-кингстон, через который вода уже на суше уходила самотёком. Зубастые шины вкупе с небольшой массой, отличной внедорожной геометрией и относительно плоским днищем сделали из «Реки» настоящее чудо – на испытаниях машина уверенно обходила УАЗ-469Б по пересеченной местности. Это были две первые опытные машины образца 1976 года, которые получили индекс Э2122 и были окрашены в желтый и зеленый.
















Самые первые ВАЗ-Э2122
















Машины второй серии на испытаниях

Начались интенсивные испытания новинки, в ходе которых забыли об одной важной особенности машины – герметичном кузове, для сборки которого требовалось отдельная производственная линия на ВАЗе. Дело в том, что военным нужен был плавающий автомобиль для ротных командиров, который старались максимально унифицировать с гражданскими машинами – так дешевле. Но вот про способ сборки почему-то забыли. На конвейере мотор и трансмиссия монтируются снизу кузова – эта процедура называется «свадьба». Так делали всегда, и сейчас это является повсеместным приемом. Но вот с концепцией ВАЗ-2122 это никак не вязалось. Герметичный корпус хоть и не был монолитной конструкцией и состоял из отдельных элементов, но для процедуры «свадьбы» никак не годился. Соответственно, сборка амфибии была невозможна на конвейере, откуда сходили гражданские «Нивы». Запомните этот факт – в дальнейшем именно он станет основной причиной, почему перспективный автомобиль так и остался не у дел.

Борьба с перегревом


Конструктивные особенности амфибии (герметичный корпус и мощные шины) внесли серьезный вклад в один существенный недостаток ВАЗ-2122. При интенсивном движении по пересеченной местности мотор и узлы трансмиссии нещадно перегревались из-за фактического отсутствия циркуляции воздуха внутри платформы. Чрезмерно тяжелые и зубастые шины ВлИ-6 были просто отличными на бездорожье, но своими мощными фрикционными свойствами быстро перегревали и изнашивали трансмиссию. Бороться с этим пытались установкой в капоте «форточки», которая при движении по суше открывалась навстречу ветру, а на воде разворачивалась наоборот, одновременно играя роль волноотбойника. Не помогло. Сконструировали сложную вентиляционную систему с двойным полом кузова, в которой воздух от двигателя должен был охлаждать трансмиссию и выходить над задней колесной аркой. Эту систему внедрили на машине так называемой второй серии с индексом 2Э2122, которую в течение 1979 году гоняли по водным и сухопутным полигонам. Отличить машины можно было по серой окраске, воздухозаборнику в передней части и огромным зеркалам заднего вида от КамАЗа. Такие лопухи со временем убрали – они серьезно ограничивали поле зрения водителя.



Опытные ВАЗ-2122 на суше и на плаву

















Третья серия ВАЗ-3Э2122 — продукт глубокой модернизации прототипа

Внутри машины провели ряд мероприятий по усилению кузова и оптимизации расположения экипажа для установки носилок. И снова машина показала себя с самой лучшей стороны, кроме того, что продолжила перегреваться. Пришлось конструкторскому штабу ОКР «Река» идти на радикальные меры и основательно перерабатывать машину. В итоге в 1982 году получилась третья уже по счету серия машины по имени ВАЗ-3Э2122, которая стала заметно меньше по габаритам (уменьшили задний свес) и во многом напоминала свою старшую сестру ВАЗ-2121 «Нива». Мотор поставили 1,3-литровый мощностью в 69 л. с., сократили запас топлива со 120 литров до 81, поставили штатные «нивовские» узкие шины ВлИ-5 и, самое главное, серьезно оптимизировали систему охлаждения. Теперь воздух попадал на радиатор через большое лобовое окно, которое во время плавания герметично закрывалось заслонкой. При этом инженерам в системе охлаждения удалось обойтись всего двумя вентиляторами. Полезная нагрузка уменьшилась с 400 кг до 360, а сам кузов похудел на 50 кг за счет более тонкого металла и низких бортов.




























Машины финальных серий 500 и 600

Примечательно, что стандартные колеса от «Нивы» не сильно ухудшили мореходность «Реки» — максимальная скорость упала всего на 0,4 км/ч, а маневренность и вовсе не пострадала. Испытания двух построенных машин проходили в 1983 году с 20 апреля по 30 ноября и включали в себя экстрим туркменских пустынь и высокогорного Памира. В это время Волжский автозавод перешел на новую систему индексации продукции, и опытная техника ОКР «Река» получила наименование «четырехсотой» серии. Всего было выявлено 120 замечаний к конструкции машины, которые в большей степени были следствием завышенных требований Министерства обороны. Самым серьезным недочетом было падение эффективности тормозов в высокогорье — проблему решили установкой агрегатов от ВАЗ-2108. Итогами испытаний даже с учетом замечаний все оказались довольны, и государственная комиссия постановила:

«Автомобиль ВАЗ-2122 в основном соответствует ТТЗ, государственным и отраслевым стандартам и другой научно-технической документации. Автомобиль рекомендуется к принятию на вооружение и постановке на серийное производство».


Но на конвейере ВАЗа амфибия так и не появилась. Не нашли несколько десятков миллионов рублей (по одной версий, всего 6 млн. искали) для организации новой производственной линии, так как гражданский конвейер для амфибии не годился. Военное ведомство отказывалось дополнительно тратиться — изначально деньги на организацию сборки вообще не предусматривались. Платить Министерство обороны было готово только за собранные машины. В 80-е годы ВАЗ предпринял пару отчаянных попыток модернизировать мертворожденный проект в виде 500-й и 600-й серий, но они ничем не закончились. Заводчане даже проводили сертификационные испытания пассивной безопасности, видимо, с прицелом на гражданский рынок.


























Один из последних ВАЗ-2122 "серии 600" в деталях. Виден заметно облагороженный интерьер амфибии

Самое грустное в этой истории даже не то, что проект «Река» не нашел воплощения в серийной модели, а тот факт, что все наработки оказались, по сути, никому не нужными. Ни в гражданском секторе, ни в армии аналогичная машина так и не появилась. В стране, вдоль и поперек изрезанной водными артериями и наполненной озерами, командирский плавающий джип оказался не нужен.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    16 декабря 2019 19:50
    Нед движков - нет машины. Если бы был выбор двигателей ,можно было бы вокруг них и строить машину. А как инженер может сконструировать военную машину ,имея на руках только двигатель в базе объёмом в 1100 см3 , хоть и расточенный до 1600 см3 ?
    1. +8
      16 декабря 2019 20:05
      Цитата: lucul
      Нед движков - нет машины. Если бы был выбор двигателей ,можно было бы вокруг них и строить машину. А как инженер может сконструировать военную машину ,имея на руках только двигатель в базе объёмом в 1100 см3 , хоть и расточенный до 1600 см3 ?

      Однако. Если в итоге по проходимости лучше Нивы и УАЗа, почему нет? Вопрос только в цене.
    2. +9
      16 декабря 2019 20:08
      Цитата: lucul
      только двигатель в базе объёмом в 1100 см3 , хоть и расточенный до 1600см3

      Выбор двигателей был немалый: 2103, 2106, 2105... На подходе поперечный 2108 уже был.
    3. -5
      16 декабря 2019 22:05
      Верно даже бОльшее: только двигатель и имеет значение, всё остальное обуза. Вот поглядите на Ford F-550. Его я считаю почти идеальным вариантом. Но наша отсталая промышленность не в силах создать такой мощный, компактный и экономичный двигатель.
      1. 0
        16 декабря 2019 22:20
        То-то про американцев говорят "пятизвездочные бунгало на колесах с чахлыми двигателями" wink
        1. 0
          16 декабря 2019 22:28
          Эти двигатели считаются чахлыми только по американским стандартам, вернее, даже не сами двигатели, а пропорция мощности двигателя к массе автомобиля. То есть в последние годы американцы избыточно перетяжелили свои автомобили, факт. Но в сравнении с неамериканскими - двигатели США одни из самых мощных в своей весовой категории.
          1. 0
            16 декабря 2019 22:32
            Ну правильно, никто таких огромных двигателей уже давно не делает
      2. 0
        17 декабря 2019 15:29
        Цитата: Басарев
        Но наша отсталая промышленность не в силах создать такой мощный, компактный и экономичный двигатель.

        А как на счет АЛ41Ф? чем он плох?
        1. 0
          17 декабря 2019 17:08
          Так это авиационный. А с сухопутными у нас полный швах.
      3. 0
        20 декабря 2019 22:42
        Цитата: Басарев
        Ford F-550. Его я считаю почти идеальным вариантом

        Идеальным для каких целей?
        Для лёгкой командирской машины?!
        Ведь на пикапах данной серии устанавливали 4-литровые движки V8.
        Практически равные по объёму с движком для ГАЗ-66.
    4. +5
      16 декабря 2019 22:42
      материнским мотором был ВАЗ 2101 1200 созданный на ФИАТе специально для копейки по запросу советской стороны, с двигателем ФИАТ 124 прообразом копейки он не имеет ничего общего, утверждать, что все производные от этого двигателя "расточенные" тоже не совсем верно 1300 да имеет больший диаметр цилиндров, у 1500 уже другой коленовал и шатуны 1600 это уже расточенный 1500 был ещё двигатель 2105 1300, имевший ременный привод ГРМ, капризный и не надёжный но самый динамичный из всех.
    5. +2
      17 декабря 2019 04:01
      Цитата: lucul
      А как инженер может сконструировать военную машину ,имея на руках только двигатель в базе объёмом в 1100 см3 , хоть и расточенный до 1600 см3 ?

      А вот это и проверяет кто он инженер или Конструктор.
    6. +3
      17 декабря 2019 13:49
      Самое интересное, что военных вполне устраивал вариант с мотором в 1300 см3, и они отказались от 1600см3 мотора. Основная проблема все-таки отсутствие денег на налаживание производства у Минобороны в конце 80х. Например в те же годы загнулась ОКР Суша, хотя формально те машины приняли на вооружение.
  2. +6
    16 декабря 2019 20:02
    В военно- техническом музее такой нет, хотя концептов там хватает. Интересно было бы вблизи пощупать.
  3. +8
    16 декабря 2019 20:03
    Вот сейчас китайцы и компания, увидев данную статью, займутся дальнейшей разработкой на основе наших работ.... А ведь машинка класс по сути и эксклюзив, такого ведь нет, улетала бы на продажах реально! Как обычно, все наше почему то воплощается на стороне!
    1. +7
      16 декабря 2019 21:03
      Цитата: литий17
      Вот сейчас китайцы и компания, увидев данную статью, займутся дальнейшей разработкой на основе наших работ....

  4. +8
    16 декабря 2019 20:04
    "...ни в армии аналогичная машина так и не появилась" - вроде был ЛуАЗ-967, но он больше под ВДВ заточен.
    Читал про немецкий Typ 166, тоже интересный аппарат из универсальных плавающих внедорожников....
    1. +6
      16 декабря 2019 21:37
      В ГСВГ в каждом танковом полку Луазы были в медсанчастях! Эти самые плоские таблетки.
      1. +4
        16 декабря 2019 22:03
        В 5 АК БВО в батальонах мех.бригад было по 4 штуки. Сам и передавал на продажу в народное хозяйство.
      2. +2
        17 декабря 2019 04:10
        Цитата: 113262а
        В ГСВГ

        Если уж вспомнили Германию, то вот такие авто были у командиров рот ННА ГДР

        1. +1
          17 декабря 2019 06:54
          Трабант, по нашему спутник, причем более поздний. Привод на одно колесо у гражданской версии. Самый прикол, когда данный папелац попадал в ДТП он рассыпался, был пластиковый кузов. Лично видел выброшенный трабант первого образца, капот был из типа прескартона. Гонял по автобану шустро!
          1. 0
            17 декабря 2019 09:23
            Прпивод на одно колесо не застал! Да,мотор-2 цилиндра двухтактный,но привод на оба колеса,,у Вартбурга-три цилиндра. ,но тоже с полноценными Шрусами!
          2. +2
            17 декабря 2019 12:24
            Цитата: литий17
            Самый прикол, когда данный папелац попадал в ДТП он рассыпался, был пластиковый кузов.

            Факт. Сам видел подобноее ДТП, с участием наших. Бабулька уходила от столкновения с БТР, на узкой дороги как раз вписалась в дерево, обхватом метра полтора, машина стоп, кузов на две половинки, и сидит эта престарелая фрау, ремнем к креслу пристегнутая и тупо смотрит вперед себя на то дерево, а вокруг наши бойцы суетятся...
  5. +3
    16 декабря 2019 20:31
    Двойственные чувства: когда тент натянут - уродец ( как по мне), а откинут - нравится))). Но статья зачётная. Я про авто это поверхностно слыхал и пару фото видел. А тут автор столько материала выложил!...
    1. +5
      16 декабря 2019 21:09
      Имел удовольствие рассмотреть это авто в Чите в 1985 году, они были там на испытаниях.Было два образца, один под тентом, второй с металлическим верхом кузова. Второй неплохо смотрелся, только садиться в ней трудно, дверь сильно поднята в вверх.Но по площади им.Ленина нас прокатили.
  6. +7
    16 декабря 2019 22:19
    Очень интересная статья Слышал о такой машинке очень давно в 80-х но не читал и не видел Мне бы такую на рыбалочку гонять-вещь! стильно патриотично и эффективно А если тюнинг провести и внутри с отделочкой повозиться-песня
    1. +3
      17 декабря 2019 00:01
      У меня в собственности шайтан-арба: ЛуАЗ -967, амфибия. Для поездок на рыбалку в сельской местности, ибо незарегистрирован.
      1. +5
        17 декабря 2019 03:53
        Цитата: АС Иванов.
        У меня в собственности шайтан-арба: ЛуАЗ -967, амфибия. Для поездок на рыбалку в сельской местности, ибо незарегистрирован.

        Такой аппарат бы на наших российских автозаводах начать выпускать - цены бы не было. Пусть даже в том старом виде, как был последний ЛуаЗ. Лишь бы был простой, неприхотливый и дешевый. Тогда бы разлетался среди рыбаков-охотников как горячие пирожки. Видимо, наши эффективные менеджеры все же слегка слабоваты умишком.
        1. +5
          17 декабря 2019 09:31
          Александр hi У американцев во Второй Мировой был Ford GPA

          Он "снялся" в советском фильме "Крепкий орешек"

          Вспомнили про него и разработали своё. Жаль, конечно, что в серию не пошёл.
          1. +8
            17 декабря 2019 09:37
            У немцев тоже имелся "плавунец" - "Фольксваген 166"
          2. 0
            18 декабря 2019 09:58
            А разве в Орешке не советская версия снималась?
            1. +6
              18 декабря 2019 10:17
              Вполне возможно. Корпуса несколько отличаются, но и сходство явно прослеживается. Может какой то опытный экземпляр нашего автопрома. request
          3. +1
            21 декабря 2019 13:55
            Цитата: Svarog51
            У американцев во Второй Мировой был Ford GPA


            Он "снялся" в советском фильме "Крепкий орешек"

            Не он.
            Цитата: Svarog51
            Может какой то опытный экземпляр нашего автопрома.

            Вы определитесь - Форд или опытный экземпляр? Это все таки разные вещи.
            Ведущие конструкторы института В.М.Овчинников и И.А.Стригин за основу конструкции взяли узлы полноприводного легкового автомобиля "Москвич-410". Для амфибии придумали обтекаемый сварной цельнометаллический 4-местный корпус с гладким днищем. Колеса убирались в специальные ниши. Задний гребной винт монтировался на выдвижной колонке с редуктором. Водооткачивающий насос и запасное колесо уместились на крышке багажника. 41-сильный двигатель "Москвича" питался охлаждающим воздухом из кузова и имел независимый привод винта от промежуточного вала коробки передач. Штатные ведущие мосты получили качающиеся полуоси, с помощью гидроцилиндров подвески они втягивались в боковые ниши, а при движении на плаву вообще отключались. Такая конструкция позволяла изменять дорожный просвет в пределах 80-300 мм. На суше колонку с гребным мостом вручную убирали в заднюю нишу кузова. Благодаря малой осадке 28 см амфибия с полной нагрузкой 1560 кг на воде развивала достаточно высокую скорость - 12,3 км/ч.
            1. +1
              21 декабря 2019 14:00
              Картинка опытной амфибии
              1. +4
                21 декабря 2019 16:43
                Владимир hi Вы и сами прекрасно рассказали. good Значит опытная машина снималась, кадр из того же фильма. Но мотивы Форда в нём присутствуют. Сомнения у меня присутствовали изначально, но я больше танками интересуюсь. А про этот экземпляр вроде в сериале "Автомобили в погонах" упоминали? Про "РЕКУ" точно, а вот про эту - ну не помню . request Поэтому и написал без твёрдого убеждения и не оспариваю.
                П.С. У меня своя НИВА, уже третья, вот и не смог мимо пройти.
                1. +2
                  22 декабря 2019 22:51
                  Цитата: Svarog51
                  Но мотивы Форда в нём присутствуют.

                  Это про другую машину ГАЗ 46 - она наследник FORD GPA.
                  Про них статья была здесь на сайте.
                  https://topwar.ru/97707-plavayuschiy-avtomobil-gaz-46-mav.html
                  1. +5
                    23 декабря 2019 00:31
                    Спасибо за ссылку. hi Вы помогли мне понять разницу между ними, я всё не мог понять по фотографиям, почему у одних задние колёса прикрыты, а у других - нет. Теперь всё на своих местах. Ещё раз спасибо. good
  7. 0
    16 декабря 2019 22:21
    Автомобили.........не наша тема.......,не....
  8. +8
    16 декабря 2019 22:27
    Автору спасибо за статью. hi Отдельно за подробнейший фотоматериал. Жаль, что автомобиль не пошел в серию хотя бы в гражданском исполнении, при приемлемой цене сам бы купил.
  9. +5
    16 декабря 2019 22:53
    Возможно пригодилась бы у нас, для охраны Полесского радиационного заповедника (зона радиоактивного загрязнения на территории РБ). Там много водных преград, а дорог почти нет. Сотрудники ОПОТРЗ могли бы скорректировать и оптимизировать маршруты патрулирования.
  10. +5
    16 декабря 2019 23:13
    интересная статья, удивительно, про его однокласника ЛУАЗ читал в 80х статьи в Технике Молодёжи, За рулём, и в современном Авто Ревю, а про ВАЗ первый раз услышал. да тут всё было всерьёз, даже краш тест. автору респект!
  11. +4
    17 декабря 2019 00:05
    Совсем недавно, несколько месяцев назад, наши (Россия) военные "загорелись" идеей "призвать" в ВДВ "Ниву" (на ВО была статья 28 июля 2019г "На учениях ВДВ под Ульяновском показали пикапы "Нива" с миномётом"). Вот и надо использовать советские наработки для создания "боевой Нивы". "Водоплавающий" автомобиль в тылу противника очень нужен - в тылу врага переправы будут под контролем.
  12. +1
    17 декабря 2019 07:10
    Примечательно, что на сугубо гражданском предприятии приходилось вводить режим секретности и машина во внутризаводской документации проходила как «транспорт для рыбаков и охотников».
    ВАЗ,как и большинство заводов в СССР никогда не был чисто "гражданским предприятием".были закрытые цеха и способность завода перейти на выпуск военной продукции в течении получаса(ЕМНИП).
    по способности выпуска малых серий было ОПП(опытно-промышленное производство) -выпускавшее свыше 3к машин в год.
    по ценам,примерно так:на Ниву потребовалось в 76 г около 1 млн...на 5ю передачу в КПП,те же деньги в 88г...
    а живьём я их ещё с 79г наблюдал.прикольная тачка(сосед испытатель на ВАЗе был)
  13. +2
    17 декабря 2019 07:39
    машинка понравилась, жаль что так дорогу и не увидела, думаю спрос был бы не только в армии, и не только в нашей стране
  14. 0
    17 декабря 2019 10:56
    Много фото и даже видео, спасибо.
    С удивлением узнал, что у ТПК был вариант замены... Тоже по своему интересный аппарат, но с кучей недостатков(в гараже 969М стоит, уже с ДВС 2103). Конечно большинство из них - результат эпохи разработки и применения нормальных для тех времен решений(воздушный ДВС без нормальной очистки масла и воздуха, сложное и слабое РУ, тормоза просто мрак...)

    Но все это(разработки, испытания) не то, с чего надо начинать новую продукцию. Начинать надо с спроса и соотв. с потребителя. Вот с потребителем ясности как раз и нет.

    Нужен ли военным автомобиль легче/меньше УАЗ-а? Судя по тому, что во многих иностранных армиях еще бегают(ползают) MUTT-ы, то вроде как нужен. Но стоит ли овчинка выделки? Надо считать.

    На гражданский рынок без приличных объемов(и соотв. низких цен) даже замахиваться не стоит. На мой взгляд, более-менее приличный спрос на такой аппарат будет при цене в половину от стандартной Нивы. Готовы ли на автовазе предложить такую цену? Да и по современным стандартам безопасности "проводить" его придется как трактор.

    Кстати, из статьи не ясно, что придумали с рамой - сделали несущий кузов? Интегрированную раму?
    Редуктора мостов, болтающиеся между колесами, портят всю картину геометрической проходимости...
    1. +6
      17 декабря 2019 14:46
      Виктор hi У стандартной НИВЫ подрамник по всей длине кузова, а не лонжероны. На фото днища РЕКИ его хорошо видно.
  15. 0
    17 декабря 2019 12:10
    Кроме этого, сложности могут возникнуть при выходе ВАЗ-2122 из водоема на неподготовленной берег

    В стране, вдоль и поперек изрезанной водными артериями и наполненной озерами, командирский плавающий джип оказался не нужен.

    И еще добавим, что вместо дорог у нас часто просто направления.

    Учитывая все это я считаю, что не оснастить машину встроенной лебедкой это просто какое то вредительство!
  16. -3
    17 декабря 2019 21:32
    По кустарному виду автомобиля видно,что насколько при союзе была отсталая технология материалов и изготовления элементов кузова.А дизайн просто катастрофа.Такое ощущения,что у мастеров кроме сварочного аппарата и кувалды ничего не было.Умудрились на базе итальянской копейки сделать такое,что непонятно как это называть.
  17. 0
    19 декабря 2019 05:55
    Цитата: 113262а
    Прпивод на одно колесо не застал!

    В 74 году с немцами болтал на эту тему (отец служил в ГСВГ), этот факт почему то запомнил. Скорее всего может потом и модифицировали. Еще немец приводил-восхищался аргументом что мол горючки мало расходует. Отец рассказывал, что однажды немец (как сейчас помню - Ганс Вэлок, председатель общество советско немецкой дружбы, был у нас частым гостем), заправил свой трабант керосином, хоть его и предупреждали... Ничего, поехал с дымком! Движки у немцев оригинальные были, до сих пор удивляюсь-восхищаюсь микроавтобусу Баркас 1000, необычная конструкция, и весьма надежная!
  18. 0
    1 января 2020 10:27
    Какое симпатичное создание! drinks
  19. 0
    6 января 2020 22:55
    В Авторевю была большая статья про историю создания и тест. Много фотографий, видео. Очень похожа эта статья на статью из Авторевю.
  20. 0
    28 января 2020 20:57
    Получается, что хваленые "Чаборзы" , не такие уж и хваленые, раз есть данный агрегат laughing Жаль не пошел в серию. Имхо Дшк так в кузов и просится, чем не "тачанка", как раз для нынешних реалий hi
  21. 0
    11 февраля 2020 15:09
    Видел эту машину живьем. В 1984 - в 1985 на ней ездил командир танкового соединения в Чите. Жил в нашем подьезде, в квартире под нами. Приезжал и уезжал на службу. Видимо машина была на войсковый испытаниях. Смотрелась она по тем временам круто! Очень симпатичная машинка. Водитель был доволен как слон, после УАЗика то. Называли ее не "Река" (видимо не приживалось название в простонародье), а "Речка". Ждали, что массово пойдет в войска. Но не срослось, говорили, что ВАЗ отбрыкался от дополнительной нагрузки. В то время у них и так все было хорошо. А жаль, интересная машинка. Но страну уже тогда лихорадило, у руля встали предатели и государство неслось к краху. Но не будем о грустном.
  22. bar
    0
    2 марта 2020 15:03
    Самое грустное в этой истории, что во всей статье автор даже не упомянул ведущего конструктора этого автомобиля, Валерия Ивановича Даманского. Земля ему пухом...
    https://www.zr.ru/content/articles/911908-ushel-iz-zhizni-valerij-ivanovich/