Не дать прорваться Советам: Истребительная авиация Турции в годы «холодной войны»

36

Система ПВО Турции. После вступления в 1952 году Турции в Североатлантический альянс эта страна стала одним из крупнейших получателей американской военной техники. Можно с полной уверенностью утверждать, что членство в НАТО определило всё дальнейшее развитие турецких военно-воздушных сил. В настоящее время ВВС Турции оснащены истребителями американского производства или построенными по американской лицензии.

С учётом того, что Турции предстояло укрепить южный фланг НАТО, американцы очень щедро делились новейшими на тот момент боевыми самолётами. Уже в конце 1952 года в строевые эскадрильи турецких ВВС поступили реактивные истребители-бомбардировщики Republic F-84G Thunderjet. Самолёт имел прямое крыло и мог в горизонтальном полёте разогнаться до 990 км/ч. «Тандерджет» оснащался оборудованием для дозаправки в воздухе и автопилотом, что давало возможность совершать дальние рейды. За счет вместительных подвесных топливных баков перегоночная дальность полета достигала 3240 км.




Истребитель-бомбардировщик F-84G Thunderjet, Музей авиации Турции, Стамбул

Хотя «Тандерджет» обладал неплохими ударными возможностями, двигатель J35-A-29 с тягой 2540 кг для машины с максимальным взлётным весом около 10 т был слабоват. На скоростные ограничения также влияло прямое крыло. Вскоре после начала боевого применения F-84 в Корее выяснилось, что эта машина не может конкурировать с советским истребителем МиГ-15. Тем не менее, F-84G Thunderjet и усовершенствованный вариант F-84F Thunderstreak со стреловидным крылом активно эксплуатировались в Турции до начала 1970-х годов.


Истребитель-бомбардировщик F-84F Thunderjet. Музей авиации Турции, Стамбул

По сравнению с ранней модификацией, имевшей прямое крыло, «Тандерстрайк» обладал более высокой скоростью полёта, на большой высоте развивал скорость 1120 км/ч и лучше подходил на роль перехватчика. Достоверно известно, что помимо ударных функций F-84F привлекались для перехвата воздушных целей. Так, в августе 1962 года пара F-84F сбила два иракских бомбардировщика Ил-28, которые в ходе нанесения ударов по позициям курдских повстанцев пересекли границу Турции.

Для усиления возможностей по перехвату воздушных целей Турция вскоре получила истребители North American F-86F Sabre. Самолёт с максимальным взлетным 9350 кг был способен развить скорость 1107 км/ч, и, как показал опыт воздушных боёв в Корее, «Сейбр» этой модификации мало чем уступал МиГ-15.


Истребитель-перехватчик F-86F Sabre. Музей авиации Турции, Стамбул

Следующей модификацией «Сейбра», поступившей на вооружение ВВС Турции, стал всепогодный перехватчик F-86D Sabre Dog. Конструкция самолёта в целом осталась прежней, однако было усилено крыло и изменилось вооружение перехватчика. Произошел отказ от 12,7-мм пулемётов в пользу 24 неуправляемых 70-мм реактивных снарядов Mighty Mouse, размещенных в автоматически выдвигаемой пусковой, расположенной под воздухозаборником двигателя. Благодаря использованию силовой установки с тягой на форсаже 3402 кг, максимальная скорость увеличилась до 1115 км/ч. В общей сложности в Турцию от США и других союзников по НАТО поступило 105 истребителей «Сейбр», с пулемётным и ракетным вооружением.

С учётом того, что в середине 1950-х на вооружение советских ВВС и Морской авиации поступил дальний реактивный бомбардировщик-ракетоносец Ту-16, представлявший реальную угрозу американскому флоту в Средиземном море, встал вопрос об оснащении ВВС Турции сверхзвуковыми истребителями-перехватчиками.

Не дать прорваться Советам: Истребительная авиация Турции в годы «холодной войны»

Истребитель F-100C ВВС Турции

В начале 1960-х в Турцию начали поступать реактивные сверхзвуковые истребители North American F-100С Super Sabre, чуть позже к ним добавились самолёты более поздней модификации — F-100D. До первой половины 1970-х в Турцию было доставлено 206 одноместных истребителей F-100C/D и двухместных учебно-боевых F-100F.


Истребитель F-100D Super Saber. Музей авиации Турции, Стамбул

Истребитель самой поздней серийной модификации F-100D имел максимальный взлётный вес 15800 кг, и на форсаже мог разогнаться в горизонтальном полёте до 1390 км/ч. В арсенал истребителя для воздушного боя входили четыре 20-мм пушки и четыре управляемые ракеты AIM-9 Sidewinder. Однако ввиду отсутствия на борту радиолокатора, пилот полагался при обнаружении воздушной цели на своё зрение и команды наведения от наземных РЛС. Это ограничивало применение «Супер Сейбра» в роли перехватчика, тем не менее, последние F-100D были списаны в 1988 году.

В 1968 году турецкие пилоты начали освоение специализированных сверхзвуковых истребителей-перехватчиков Convair F-102А Delta Dagger, переданных из запасов ВВС США. Для тренировочных полётов использовались невооруженные «спарки» ТF-102А.


Истребитель F-102А Delta Dagger. Музей авиации Турции, Стамбул

На высоте 12000 м F-102А мог разогнаться до 1380 км/ч. Перехватчик был оснащён радиолокатором с дальностью действия 30 км. В автоматизированном режиме «Дельта Деггер» выводился по командам наземных станций в район цели, после чего пилот производил её обнаружение бортовым радаром. Основные параметры полета поступали в главную бортовую ЭВМ и использовались для выдачи данных на пилотажные приборы и системы управления огнем. Пушек на перехватчике не было, поражение воздушных целей должно было осуществляться при помощи 24 70-мм НАР или четырёх управляемых ракет AIM-4 Falcon. После интеграции во второй половине 1970-х турецких радиолокационных станций в систему ПВО НАТО «Нейдж», турецкие перехватчики имели возможность получать целеуказание с постов наведения других стран.

Полсотни F-102А, полученных Турцией, существенно повысили возможности по перехвату визуально не наблюдаемых воздушных целей, но этот истребитель с треугольным крылом оказался достаточно сложным и аварийным. Пилоты 182-й эскадрильи ПВО летали на F-102A с авиабазы Диярбакыр до середины 1979 года, после чего пересели на перехватчики F-104S.

Истребитель Lockheed F-104 Starfighter, принятый в начале 1960-х в качестве «единого истребителя» НАТО, в отечественной литературе принято называть «летающим гробом». При этом авторы, пишущие на авиационные темы, ссылаются на высокий уровень аварийности F-104G в Люфтваффе, который был фактически обусловлен неправильной эксплуатацией самолёта.

Хотя ВВС США после недолгой эксплуатации отказались от «Старфайтера», немецкие генералы, вдохновлённые рекламой фирмы «Локхид», сочли возможным сделать из самолета, который изначально проектировался как скоростной высотный перехватчик, универсального бойца: перехватчик, истребитель-бомбардировщик, разведчик. При этом достаточно строгий в управлении истребитель с коротким тонким и прямым крылом при нанесении ударов по наземным целям должен был осуществлять полёты в самых неподходящих для него условиях: на малых высотах и с высокой скоростью. В результате малейшая ошибка пилота могла привести к возникновению аварийной ситуации, усугублявшейся несовершенством катапультного кресла, не обеспечивавшего спасение на высоте ниже 200 м. Впоследствии против F-104G играла его репутация, когда не слишком опытные пилоты в случае даже незначительных отказов, не представлявших угрозы безопасности полёта, предпочитали катапультироваться из машины, не пытаясь вернуться на свой аэродром. С другой стороны, опыт эксплуатации F-104 в странах, где под управлением хорошо подготовленных лётчиков «Старфайтер» применялся как перехватчик ПВО, и не выполнял рискованных маловысотных полётов, демонстрирует, что его аварийность была даже ниже, чем у советских МиГ-21 и Су-7Б.

Для начала 1960-х годов F-104G в роли перехватчика обладал неплохим потенциалом. Максимальная скорость на высоте составляла 2125 км/ч. Потолок – 18300 м. Практическая дальность полёта – 1700 км. Максимальный взлётный вес – 13170 кг, нормальный – 9000 кг. Турбореактивный двигатель General Electric J79-GE-11A с тягой на форсаже 7070 кг обеспечивал хорошие разгонные характеристики. В этом отношении «Старфайтер» превосходит не только многих своих ровесников, но и некоторые более поздние истребители. Скороподъёмность серийного F-104G составляла 254 м/с, на высоту 12 200 м он поднимался за 1 мин 30 сек, а для достижения высоты 17 200 м требовалось 6 мин 30 сек. На F-104G было установлено достаточно продвинутое БРЭО, построенное на полупроводниковых элементах. Благодаря инерциальной навигационной системе и наличию на борту РЛС с дальностью обнаружения до 60 км, имелась возможность выполнения перехвата ночью и в плохих метеоусловиях.


Истребитель F-104G Starfighter ВВС Турции

Эксплуатация истребителей F-104G в турецких ВВС началась в 1963 году, «Старфайтерами» оснастили 9 эскадрилий. На первом этапе Турция получила 48 новых одноместных F-104G и шесть учебно-тренировочных «спарок» TF-104G. В 1975-1978 годах дополнительно поступило 40 новых перехватчиков F-104S итальянского производства. В 1980-е годы больше сотни F-104G и CF-104D поступили из Нидерландов и Канады. В сумме, Турция получила более 400 «Старфайтеров» из различных стран НАТО, хотя многие из этих самолетов были разобраны и использовались как источник запасных частей.

Первоначально пилоты F-104G могли применять против воздушных целей 20-мм шестиствольную пушку M61A1 Vulcan и две УР AIM-9В Sidewinder с тепловой головкой самонаведения. Полученные от Италии F-104S имели более совершенные радиолокационные станции, способные видеть цель на фоне земли. Система управления оружием позволяла использовать новые ракеты AIM-9L Sidewinder, а также УР средней дальности с полуактивным радиолокационным наведением AIM-7 Sparrow и Selenia Aspide. Неплохие возможности в роли перехватчика и большой запас запасных частей позволил продлить службу «Старфайтеров» в турецких эскадрильях ПВО до 2004 года.


Истребитель F-104G, установленный в качестве памятника в стамбульском аэропорту имени Ататюрка

В настоящее время несколько списанных истребителей F-104G и F-104S экспонируются в турецких музеях и установлены в качестве памятников в окрестностях авиабаз и крупных гражданских аэропортов.


В начале 1970-х Нидерланды бесплатно передали Турции 70 бывших в употреблении лёгких истребителей NF-5A/B Freedom Fighter. Эти самолёты были произведены по американской лицензии в Канаде фирмой Canadair. По сравнению со «Старфайтером» лёгкий «Фридом Файтер» является гораздо более простой в эксплуатации и лёгкой в управлении машиной. Так как самолёт имел два двигателя General Electric J85-GE-13 с форсажной тягой по 1850 кг каждый, безопасность полётов была гораздо выше, чем у других однодвигательных истребителей ВВС Турции.


Истребитель NF-5A ВВС Турции

Одноместный F-5A имеет максимальный взлётный вес 9380 кг. Хотя его максимальная скорость лишь ненамного превышает звуковой барьер и составляет всего 1315 км/ч, благодаря относительно низкой нагрузке на крыло F-5A имеет хорошую маневренность, что делало его опасным противником в ближнем воздушном бою. Для выполнения задач по завоеванию господства в воздухе и перехвата в составе вооружения имеются две 20 мм пушки M-39A2 и две УР ближнего боя AIM-9 Sidewinder. Боевой радиус в конфигурации для воздушного боя – 900 км.

В конце 1980-х начале 1990-х годов два десятка истребителей NF-5A/B прошли восстановительный ремонт, что позволило эксплуатировать эти машины ещё примерно два десятилетия. С учётом того, что лёгкие истребители использовались в основном для выполнения тренировочных полётов, их служба продолжалась до 2014 года.

Судя по всему, Турция осталась единственной страной, где до сих пор эксплуатируются самолёты F-5A/B Freedom Fighter, чей возраст уже приблизился к полувековому юбилею. Хотя в турецких боевых эскадрильях NF-5A/B уже не осталось, на этих самолётах выступают лётчики пилотажной группы Turkish Stars.


Двухместный NF-5B турецкой пилотажной группы Turkish Stars

Для выполнения показательных полётов с истребителей, несущих красно-белую окраску, демонтировали пушки, узлы подвески вооружения и часть бортового оборудования, необходимого для выполнения боевых задач. В таком виде турецкие NF-5A/B выступали на авиашоу с 1993 года. В течение последнего десятилетия в рабочем состоянии удавалось поддерживать 8-9 самолётов.


В Турции очень гордятся тем, что у них имеется пилотажная группа, выполняющая показательные полёты на сверхзвуковых истребителях. Многие иностранные пилотажные группы летают на дозвуковых учебно-тренировочных самолётах. Однако ввиду выработки ресурса в ближайшее время NF-5A/B будут выведены из эксплуатации, и пилоты Turkish Stars скорей всего пересядут на истребители F-16C/D.

Возможности ВВС Турции были существенно усилены после начала поставок в 1974 году двухместных тяжелых истребителей McDonnell Douglas F-4Е Phantom II. Благодаря хорошим разгонным характеристикам, совершенному для своего времени БРЭО, наличию на борту мощного радара AN/APQ-120 с дальность обнаружения 75 км и возможности подвески управляемых ракет средней дальности AIM-7 Sparrow помимо выполнения ударных задач F-4Е мог быть неплохим перехватчиком ПВО.


Истребители F-4Е Phantom II ВВС Турции

Модификация F-4Е, пожалуй, является самой совершенной серийной модификацией «Фантома», выпускаемой компанией McDonnell Douglas. Самолёт с максимальным взлётным весом 28 030 кг имел боевой радиус действия около 1000 км. Перегоночная дальность полёта – 4180 км. Потолок – 18000 м. Два двигателя General Electric J79-GE-17A с тягой на форсаже 80 кН разгоняли самолёт в горизонтальном полёте на высоте 12000 м — до 2 370 км / ч. Истребитель, снаряженный для воздушного боя, мог нести 4 УР малой дальности AIM-9 Sidewinder и 4 УР средней дальности AIM-7 Sparrow. Для ближнего боя на борту имелась 20-мм пушка M61A1 Vulcan.

Первая партия, поступившая в 1974 году, насчитывала 40 «Фантомов». В рамках программы оказания военной помощи "Peace Diamond III" в 1977-1979 годах США дополнительно передали 32 бывших в употреблении F-4Е. По программе "Peace Diamond IV" Турция в 1987 году получила ещё 40 самолётов, стоявших до этого на вооружении Национальной воздушной гвардии США. Также после снятия с вооружения Люфтваффе в середине 1990-х последних F-4F, Германия безвозмездно передала Турецкой Республике большое количество запчастей и расходных материалов.

В 1995 году было заключено соглашение с израильской компанией Israel Aerospace Industries (IAI) о модернизации турецких «Фантомов». Работы проводились под общим руководством турецкой государственной компании Aselsan, которая выступала в роли интегратора программы.

Модернизированные самолёты, известные как F-4E 2020 Simser или «Терминатор», после капитального ремонта получили новую гидравлику и электропроводку. В распоряжении экипажа появились современные системы навигации, связи и обмена данными. Вместо стрелочных указателей в кабине пилота — многофункциональные дисплеи. Турецкий «Терминатор», ориентированный в основном на решение ударных задач, оснащен израильским радаром Elta EL/M-2032 и подвесным прицельным контейнером «Лайтнинг» с ИК-камерами, лазерными дальномерами и датчиками сопровождения целей. Для радиоэлектронного подавления головок зенитных ракет в состав БРЭО включена система постановки активных помех Elta EL/L-8222.


Благодаря новому более совершенному радару дальность обнаружения цели типа «бомбардировщик» составляет 150 км, что в сочетании с ракетами средней дальности позволяет успешно перехватывать воздушные цели вне прямой видимости в тёмное время суток и в сложных погодных условиях.

Первые модернизированные «Фантомы» поступили в 111-ю и 171-ю эскадрильи в 2000 году. Модернизация всех F-4E 54 завершилась в 2003 году. Однако на этом процесс дальнейшей модернизации турецких «Фантомов» не остановился. В марте 2010 года ВВС Турции получили первый истребитель-бомбардировщик F-4E Simsek, при модернизации которого были использованы улучшения, реализованные в разведчиках RF-4E Isik.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth. Истребители, находящиеся на хранении на авиабазе Эскишер

Согласно справочным данным, в 2011 году в строевых эскадрильях ВВС Турции имелось 65 модернизированных истребителей-бомбардировщиков «Фантом». Турецкие истребители F-4E летали до 2016 года, после чего самолёты вывели в резерв. Сейчас эти машины находятся на базе хранения, расположенной на авиабазе Эскишер. Сюда же направляются выработавшие свой ресурс истребители NF-5A/B и F-16C/D.

В конце 1970-х ВВС Турции имели в своем составе 19 боевых эскадрилий, 12 являлись истребительно-бомбардировочными, пять — истребительными, две — разведывательными. Всего в ВВС числилось немногим более 330 боевых самолётов, из них около 90 самолётов — носители ядерного оружия. Турецкая истребительная авиация обеспечивала противовоздушную оборону южного фланга НАТО. С учётом того, что во времена СССР в Крыму базировались дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-16 и Ту-22М3, на перехватчики ВВС Турции возлагалась задача недопущения их прорыва к кораблям Шестого флота ВМС США в Средиземном море, и нанесения ударов по объектам на территории Турции и других стран НАТО.

Кроме того, турецкая боевая авиация держала в постоянном напряжении войска противовоздушной обороны Ирака, Сирии, СССР и Болгарии, периодически залетая в воздушное пространство сопредельных государств. Особенно этим увлекались пилоты «Супер Сейбров». Пользуясь неплохой управляемостью истребителей F-100С/D и сложным рельефом местности турецкие лётчики на малой высоте и высокой скорости заскакивали в глубину территории других стран, и успевали безнаказанно ретироваться до того, как на их перехват поднимались истребители. После нескольких таких инцидентов на границе со стороны Болгарии, Грузии и Армении были развёрнуты дополнительные силы ПВО. Количество нарушений госграницы резко уменьшилось, после того как болгарская зенитная артиллерия стала открывать огонь по турецким истребителям. 24 августа 1976 года над территорией Армении зенитными ракетами была обстреляна пара турецких истребителей-бомбардировщиков F-100. Один самолёт при близком разрыве боевой части ЗУР получил фатальные повреждения и упал на территории Турции. 14 сентября 1983 года турецкий истребитель F-100D (по другим данным это был двухместный F-100F) после нарушения иракского воздушного пространства был атакован и сбит истребителем Mirage F1 ВВС Ирака.

Самым крупным вооруженным конфликтом, в котором приняли участие турецкие реактивные истребители, стало вторжение на северный Кипр в 1974 году («Операция Аттила»). В ходе активной фазы операции, длившейся с 20 по 23 июля, турецкие ВВС совершили 799 боевых вылетов. Из них 452 вылета имели своей целью нанесение бомбово-штурмовых ударов по наземным и надводным объектам, 109 вылетов были направлены на обеспечение ПВО, а 52 вылета были выполнены на разведку наземных целей на территории Кипра. Целью еще 66 вылетов была разведка и патрулирование морских акваторий Средиземного моря. При этом турецкие военно-воздушные силы признали потерю пяти F-100C/D, двух F-102А, и одного F-104G. Основная часть истребителей, утраченных во время конфликта на Кипре, погибла в лётных происшествиях. После того как турецкие войска захватили часть Кипра, напряженность между Турцией и Грецией не спала. В 1985—1986 годах имели место перехваты и маневрирование между греческими F-4E и турецкими F-104G. По неподтверждённой информации во время этих перехватов разбилось два турецких «Старфайтера».

Отдельно стоит сказать о развёртывании в годы «холодной войны» на территории Турции группировки американских истребителей 39-й тактической авиационной группы военно-воздушных сил США. Авиационная группа ВВС США в 1970-е годы включала в себя более 20 истребителей F-4C, которые на ротационной основе перебазировались с авиабазы Торрехон (Испания) и несли постоянное боевое дежурство на авиабазе Инджирлик (Турция).

Незадолго до окончания «холодной войны», в 1987 году, на вооружение ВВС Турции начали поступать легкие истребители 4-го поколения General Dynamics F-16 Fighting Falcon. В период с 1987 по 1995 год Турция получила от США 155 самолётов F-16C/D. Впоследствии истребители этого типа стали основой военно-воздушных сил, и в Турции было налажено их лицензионное производство. Но о нынешнем состоянии турецкой истребительной авиации и о её перспективах развития мы поговорим в следующей части обзора.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    17 декабря 2019 18:25
    Сергей. Доброго дня.
    Противостояние с Грецией будет подробно описано?
    1. +16
      17 декабря 2019 19:19
      Три турецких эсминца «Adatepe», «Kocatepe», и «Tinaztepe», посланные к Пафосу чтобы разведать где высадились греческие войска, прибыли в означенный район. Зная, что их передачи контролируются турками, греческие офицеры разведки в Пафосе передали сообщение, в котором якобы благодарили подошедшие греческие военно-морские силы за своевременное прибытие. Обман сработал. Перехватив сообщение, турецкие ВВС нанесли бомбовый удар по… собственным эсминцам!
      В налете участвовали 28 F-100D Super Sabers, каждый нес две 750-фунтовых бомбы, и шестнадцать F-104G Starfighters, каждый из которых нес по одной 750-фунтовой бомбе.

      Самолеты атаковали цели, не обращая внимание на большие турецкие флаги, болтающиеся над каждым эсминцем. Так как греческий флот также имел в своем составе аналогичные эсминцы переданные из ВМС США, возможность их идентификации была затруднена, а флаги приняты за уловку греков.

      В результате все три эсминца были поражены бомбами в течение десяти минут авиационного налета.

      «Kocatepe» получил бомбу в артиллерийский погреб и затонул. 80 членов команды эсминца погибли сразу. 42 моряка были позже спасены израильским торговым судном, которое доставило их в Хайфу. Другие два эсминца, получив серьезные повреждения, покинули район боевых действий, и ушли в Мерсин для ремонта. Во время налета эсминцы вели заградительный огонь и подбили один из F-104 ( по некоторым источникам-три).
    2. +6
      18 декабря 2019 02:27
      Цитата: SovAr238A
      Сергей. Доброго дня.
      Противостояние с Грецией будет подробно описано?

      Извините, не в этот раз. Нельзя объять необъятное... request
  2. -8
    17 декабря 2019 18:33
    Снабжали, снабжали полосатики турок и вдруг!!!! лубовь закончилась!
    Посмотрим, как оно дальше пойдет?
    1. -5
      17 декабря 2019 20:16
      Цитата: rocket757
      Снабжали, снабжали полосатики турок и вдруг!!!! лубовь закончилась!
      Посмотрим, как оно дальше пойдет?


      Снабжали потому что Турция была достаточно технически и экономически отсталой страной.
      в последние 20 лет Турция сделала огромный рывок в техническом и экономическом, и самое главное в плане собственного восприятия как народа.
      И она требует к себе соответствующего отношения.
      Что бы не закупать подешевле, а совместно разрабатывать и производить своими силами.
      и пусть это будет втрое дороже в итоге.
      зато инженера и рабочие - получать требуемую квалификацию...
      Сейчас в технологическом плане идет 5 технологическая революция - не сможешь сейчас - не догонишь никогда.

      А никакая не "лубовь"
      1. -1
        18 декабря 2019 06:55
        Что не так?
        История Турции, как и многих других государств, это периоды расцвета и падения, история союзов и последующей смены "союзников" ....
        Сейчас предположительно период подъёма \расцвета государства, в сочетании подъёма самосознания граждан ... предположительно (не обязательно) смена партнёра???
        Партнер отказывал\ет поставлять, вроде как обязательную к поставке технику, ставит условия, которые с союзническими отношениями не очень сочетаются .... прошла "лубовь"! Это просто констатация\ предположение, на факт, который имеет место быть.
        Ничего НОВОГО, ничего НЕОБЫЧНОГО, как всегда, как ВЕЗДЕ!
  3. +4
    17 декабря 2019 18:57
    На то время нормальные были у них самолеты. Но противостоять ВВС СССР они не долго бы смогли, из-за малого количества самолетов. Ну и ПВО СССР была (на мой взгляд) лучшей в мире!
    1. +11
      17 декабря 2019 19:59
      Цитата: Добрый
      На то время нормальные были у них самолеты. Но противостоять ВВС СССР они не долго бы смогли, из-за малого количества самолетов. Ну и ПВО СССР была (на мой взгляд) лучшей в мире!

      Не в количестве самолётов дело, а в том, что Сухопутные Войска СССР вышли бы к их аэродромам раньше, чем они 2 -3 вылет сделать смогли бы. У нас тогда все планы очень по-взрослому были.
  4. 0
    17 декабря 2019 19:08
    Забавно. Неоднократно выхватившие от русских, турки всерьёз думали, что на сей раз смогут справиться с советской авиацией.
    1. -6
      17 декабря 2019 19:22
      Цитата: Басарев
      Забавно. Неоднократно выхватившие от русских, турки всерьёз думали, что на сей раз смогут справиться с советской авиацией.

      Сколько раз русские выхватывали от турок?
      Историю пробовали читать?
      там совсем не в нашу пользу...
      1. +6
        17 декабря 2019 19:37
        Неоднократно выхватившие от русских, турки всерьёз думали, что на сей раз смогут справиться с советской авиацией.

        Турки совсем не дураки и отлично понимали что в одиночку справиться с СССР просто нереально.
        Сколько раз русские выхватывали от турок? Историю пробовали читать? там совсем не в нашу пользу...

        Да с вами согласен историю учить надо. Как оценить победу или поражение в войне? По итогу Российско-Турецкого противостояния у Турции значительные территориальные потери и потери во влиянии на сопредельные государства, и сколько кто сражений выиграл уже не важно, тут как в боксе неважно что ты по очкам выигрывал если тебя отправили в нокаут.
      2. +3
        17 декабря 2019 20:26
        Вроде как было 12 войн между Россией и Турцией, 7 раз победила Россия в этих войнах, 3 раза Турция побеждала, 2 раза ничья.
      3. -4
        17 декабря 2019 22:35
        И сколько раз русские выхватывали от турок?
    2. +3
      17 декабря 2019 20:10
      Цитата: Басарев
      Забавно. Неоднократно выхватившие от русских, турки всерьёз думали, что на сей раз смогут справиться с советской авиацией.

      Ни о чём таком они не думали, они в Европу рвались и думали, что НАТО их прикроет, если что. Но против Союза шансов у них не было. Я за турецкое направление не в курсе, но если проводить аналогию с ближневосточным, то их бы просто не заметили. Конечно, 6-й или какой там флот у янки, что-то внёс бы, но наземная операция - это наше всё.
  5. +8
    17 декабря 2019 19:25
    Следующей модификацией «Сейбра», поступившей на вооружение ВВС Турции, стал всепогодный перехватчик F-86D Sabre Dog. Конструкция самолёта в целом осталась прежней, однако было усилено крыло и изменилось вооружение перехватчика. Произошел отказ от 12,7-мм пулемётов в пользу 24 неуправляемых 70-мм реактивных снарядов Mighty Mouse, размещенных в автоматически выдвигаемой пусковой, расположенной под воздухозаборником двигателя.
    Тут автор несколько ошибается, конструкция самолета на 75 процентов была другой, включая фюзеляж, поэтому самолет получил обозначение F-95 и под этим обозначением поступил в производство в сентябре 1949 года. В F-86D самолет был переименован почти через год, в июле 1950 года. Этот шаг фирма-производитель предприняла под предлогом того, что финансирование на модификацию существующих образцов получить проще, чем на новый самолет.
    В Турцию F-86D Sabre Dog было поставлено 35 единиц - ровно столько, сколько и Греции, равновесие между этими "союзниками" в рамках НАТО в некоторых случаях соблюдалось.

    Пусковая установка Mighty Mouse.
  6. +4
    17 декабря 2019 20:04
    Агааааа! fellow многоуважаемый Bongo снова оседлал любимого конька! wink Сергей, ждем продолжения! good
    1. +2
      18 декабря 2019 00:47
      hi
      Ура!
      Отличная статья, про-дол-жени-яяяяя!
  7. +2
    17 декабря 2019 20:27
    Если не изменяет память, то F-104G был прозван ‘летающим гробом’ из за сложности посадки: самолёт был строг в управлении, плюс высокие скорости требовали очень высокое давление в пневматиках - малейший посторонний предмет, камень пневматик рвался и здравствуй Господи. Luftwaffe даже на таком самолете отрабатывали маневренный воздушный бой, как и итальянцы. Итальянцы вообще им очень довольны были, один бывший командир крыла поделился..
    1. +5
      18 декабря 2019 00:09
      И про "Фантом"... На недавних видео из Турции (испытания нашего С 400, по всем ТВ каналам ), в небе "засветился" не только Ф 16, но и Фантом. Значит не все борта в резерв вывели.Видимо какую часть бортов поддерживают в лётном состоянии.
      1. +5
        18 декабря 2019 02:41
        Цитата: NN52
        И про "Фантом"... На недавних видео из Турции (испытания нашего С 400, по всем ТВ каналам ), в небе "засветился" не только Ф 16, но и Фантом. Значит не все борта в резерв вывели.Видимо какую часть бортов поддерживают в лётном состоянии.

        Дмитрий, лётном состоянии остались разведчики RF-4E. В публикации речь идёт о истребителях способных выполнять задачи ПВО. hi
        1. +3
          18 декабря 2019 06:59
          так и сирийцы вроде 2-3 года назад один RF-4 "приводнили"
          1. +2
            18 декабря 2019 10:23
            Цитата: spech
            так и сирийцы вроде 2-3 года назад один RF-4 "приводнили"

            Турецкий разведчик RF-4E был сбит 22 июня 2012 года, предположительно ЗРПК "Панцирь-С".
  8. +1
    17 декабря 2019 20:42
    Спасибо автору за статью. Не знал, что туркам досталась почти вся "линейка" авиации НАТО.
  9. +1
    17 декабря 2019 20:47
    Автору за обзор респект!
    Небольшая опечатка под второй фотографией:
    Истребитель-бомбардировщик F-84F Thunderjet. Музей авиации Турции, Стамбул

    Должно быть "F-84F Thunderstreak"
    1. +1
      17 декабря 2019 22:11
      hi Автору безусловно респект за обзор.Очень познавательно.
      Единственное,что хотелось бы попросить местных авторов,так это не писать английские слова на русском.Пусть остаются в оригинале лучше."Тандерджет" как то глаз режет.
      З.Ы.Абсолютно без претензий к автору опять же.
  10. +1
    17 декабря 2019 22:01
    Thunderstreak произносится как "Тандерстрик", иначе был бы Thunderstrike
  11. +3
    17 декабря 2019 23:07
    Практически во всех крупных городах ставят. Сам фоткал))
    1. +2
      18 декабря 2019 03:25
      Судя по всему, Турция осталась единственной страной, где до сих пор эксплуатируются самолёты F-5A/B Freedom Fighter, чей возраст уже приблизился к полувековому юбилею. Судя по новостям Ф-5 снова амерцы будут в "Агрессорах" использовать. Видимо сверхманевреннее ничего не нашлось! laughing
      1. +5
        18 декабря 2019 03:36
        Цитата: Владимир_2У
        Судя по всему, Турция осталась единственной страной, где до сих пор эксплуатируются самолёты F-5A/B Freedom Fighter, чей возраст уже приблизился к полувековому юбилею. Судя по новостям Ф-5 снова амерцы будут в "Агрессорах" использовать. Видимо сверхманевреннее ничего не нашлось!

        Владимир, вы немного ошибаетесь. В Турции эксплуатировались F-5А/В, которым уже около 50 лет. Вы путаете "Фридом Файтер" и "Тайгер-2".
        Что касается:
        Цитата: Владимир_2У
        судя по новостям Ф-5 снова амерцы будут в "Агрессорах" использовать

        То это никогда и не прекращалось.
        Возможно вам это будет интересно:
        Особенности боевой подготовки пилотов ВВС и ВМС США. С кем готовятся воевать американские лётчики?
        https://topwar.ru/160212-osobennosti-boevoj-podgotovki-pilotov-vvs-i-vms-ssha-s-kem-gotovjatsja-voevat-amerikanskie-letchiki.html
        1. +3
          18 декабря 2019 03:54
          Спасибо, в целом в курсе темы, но наверняка нюансы описаны, так что почитаю.
          Цитата: Bongo
          Владимир, вы немного ошибаетесь.

          Скорее не заморачиваюсь. ))
        2. +3
          18 декабря 2019 04:06
          Цитата: Bongo
          Особенности боевой подготовки пилотов ВВС и ВМС США. С кем готовятся воевать американские лётчики?
          https://topwar.ru/160212-osobennosti-boevoj-podgotovki-pilotov-vvs-i-vms-ssha-s-kem-gotovjatsja-voevat-amerikanskie-letchiki.html

          Недурная статья, спасибо и за неё и за наводку. Из написанного бросилось в глаза: "...Предельное облегчение самолёта и усиление конструкции крыла..."(примерная цитата). Значит амерцы достаточно высоко оценивают маневренность советской/российской ИА. Правда именно подготовка пилотов почти и не описана, но тем не менее.
  12. 0
    18 декабря 2019 01:08
    "Достоверно известно, что помимо ударных функций F-84F привлекались для перехвата воздушных целей. Так, в августе 1962 года пара F-84F сбила два иракских бомбардировщика Ил-28, которые в ходе нанесения ударов по позициям курдских повстанцев пересекли границу Турции."
    Да-да, турецкие крысы только и могут сбивать одинокие бомберы не воющих с ними стран! negative

    "16 августа 1962 на перехват иракского бомбардировщика Ил-28, нанесшего удар по селению Бискан в турецком курдистане, поднялись четыре истребителя F-84F 181.Filo ВВС Турции (состав звена: к-н Казым Шахин, л-т Джелаль Сурменэ, л-т Хулюсе Айтекен и л-т Нуретдин Гюль). Преследуя иракский самолет турецкие летчики вторглись на территорию Ирака и открыли огонь по бомбардировщику. Ил-28 загорелся и упал, причем покинуть борт успели только двое членов экипажа, а летчик погиб, удерживая машину в горизонтальном полете для обеспечения покидания борта коллегами. Победа занесена на счет л-та Нуретдин Гюля." hi
    1. -2
      18 декабря 2019 13:22
      Вы это серьезно? Нанесен удар по территории Турции, не просто залет на территорию, а удар? Кто тут крысы?
  13. +2
    18 декабря 2019 01:35
    Сергей очень хорошо статьи.
  14. +3
    18 декабря 2019 18:32
    Спасибо Сергей hi Картинку добавлю (для тех кому не спиться):
    е в конце 1952 года в строевые эскадрильи турецких ВВС поступили реактивные истребители-бомбардировщики Republic F-84G Thunderjet.
    ....В начале 1960-х в Турцию начали поступать реактивные сверхзвуковые истребители North American F-100С Super Sabre,
    Эксплуатация истребителей F-104G в турецких ВВС началась в 1963 году, «Старфайтерами» оснастили 9 эскадрилий
    ...Багодаря относительно низкой нагрузке на крыло F-5A имеет хорошую маневренность, что делало его опасным противником в ближнем воздушном бою.
    ..Модификация F-4Е, пожалуй, является самой совершенной серийной модификацией «Фантома», выпускаемой компанией McDonnell Douglas.....
    ... Турецкий «Терминатор», ориентированный в основном на решение ударных задач, оснащен израильским радаром Elta EL/M-2032.

    ...."Дело было вечером, делать было нечего" smile
  15. +2
    18 декабря 2019 21:29
    Цитата: Fraancol_2
    Вы это серьезно? Нанесен удар по территории Турции, не просто залет на территорию, а удар? Кто тут крысы?

    А разберём-ка ситуацию поподробнее...
    "В конце 1930-х, начале 1940-х годов вооруженные отряды под предводительством генерала Муллы Мустафы Барзани начали борьбу за свою независимость. Применяемые курдами методы борьбы, схожие с террористическими, значительно сократили международную поддержку их идеи.
    Рейды иракской авиации на Турецкую территорию имели целью уничтожение инфраструктуры отрядов курдских боевиков Муллы Барзани, совершавших атаки на севере Ирака."
    Сейчас на месте Ирака - Турция, на месте курдов Барзани - Пишмерга.... только вот турецкую ударную авиацию не сбивают ВВС САР, а наоборот обеспечивают коридоры для борьбы с террористами!
    hi

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»