Торпедоносец Grumman TBF: Я принесу тебе твою смерть, самурай…

60

Да, получился этакий масштабный переход в цикле от европейского ТВД на Тихий океан. Но что делать, в нашей истории войне на Тихом океане не уделялось должного внимания, а зарубы что на море, что в воздухе были страшные.

Наш сегодняшний участник родился перед самой войной, в 1939 году, когда в США взялись, причем очень серьезно, за перевооружение морской авиации. Предполагалось, что на смену откровенно устаревшим самолетам придет новое поколение из самолетов морского базирования F4U «Корсар», F6F «Хеллкет» и SB2C «Хеллдайвер».



Но получилось с перевооружением совершенно не так, как планировалось, и 1941-й год американская морская авиация встречала примерно так же, как ВВС РККА. То есть в некотором «процессе перевооружения», то есть в полном раздрае.

Но касаемо торпедоносцев однозначно стало ясно одно: Douglas TBD-1 «Девастатор» надо отправлять на покой, потому как он однозначно все.


И вот в конце 1939 года флот США напряг авиационные компании заказом на новый торпедоносец. Требования были весьма приемлемые для того времени: экипаж три человека, максимальная скорость 480 км/ч. Вооружение из одной торпеды или трех бомб по 500 фунтов обязательно должно размещаться внутри фюзеляжа, самолет должен был иметь самозатягивающиеся топливные баки, броню, и башенку с оборонительным вооружением на сервоприводе.

Предложений было много, но флоту понравились только два проекта, от «Воут» и «Грумман». Эти прототипы были построены и переданы для испытаний.

Вообще, «Грумман» до этого времени не делал ни бомбардировщиков, ни торпедоносцев, зато была основным поставщиком истребителей для флота, от FF-1 до F4F «Уайлдкет». Наверное, неудивительно, что торпедоносец-бомбардировщик приобрел некоторые черты семейства F4F. Такой толстячок с двигателем воздушного охлаждения и довольно толстым пузом, куда пряталось вооружение.


Фюзеляж получился высоким, зато места в нем хватило для всего, от бомбоотсека до нижней задней оборонительной стрелковой точки сразу после него. Внутренний бомбоотсек был новинкой для морских бомбардировщиков, но самолет от «Груммана» даже превысил требования, выдвинутые флотом США: в нем можно было разместить торпеду весом 2000 фунтов или четыре бомбы по 500 фунтов.

Экипаж из трех человек: пилот, радист и стрелок. Все размещались в длинной кабине, закрытой фонарем. В конце кабины была стрелковая башенка системы Олсена с электроприводом.


Стрелковая башенка Олсена была очень интересной конструкцией. Она, вообще-то, была отдельным модулем с вооружением, средствами управления и боеприпасами, укрытым шарообразным плексигласовым колпаком в задней части кабины экипажа. Да, там еще в комплект башенки входил и стрелок.

Стрелок был вооружен привычным уже 12,7-мм «Браунингом» и сидел в бронированном кресле, защищенный броневыми плитами толщиной в полдюйма, установленными в передней части башенки и по ее бокам, а также дюймовой бронеплитой под креслом и панелью из бронестекла толщиной полдюйма непосредственно перед ним.

Управлялась башенка одной рукояткой-джойстиком по горизонту и высоте, на рукоятке был и привод спуска пулемета. Приводилась в действие башенка электромоторами, питающимися от бортовой сети самолета.

Вся остальная механизация, механизм уборки стоек шасси, складывания внешних консолей крыла, выпуска закрылков и открывания створок бомбоотсека – все приводилось в действие гидравликой.

Фирма «Грумман» спроектировала крылья самолета так, что они складывались, поворачиваясь назад, и занимали положение по сторонам фюзеляжа параллельно ему. Это было сделано ради решения проблемы с недостаточной высотой ангарных палуб авианосцев, куда надо было впихнуть довольно высокий самолет.

Торпедоносец Grumman TBF: Я принесу тебе твою смерть, самурай…

Благодаря гидроприводу крылья могли быть убраны или разложены самим пилотом всего за несколько секунд, и для этого не требовалось никакой помощи наземного персонала. Кстати, это стало одной из составляющих победы «Груммана» в конкурсе.

Еще одним полезным фактором стало то, что в качестве бомбардировщика «Грумман» мог даже пикировать. Не как нормальный пикирующий бомбардировщик, но вполне прилично. Роль воздушных тормозов вполне прилично играли стойки шасси, которые в выпущенном состоянии снижали скорость до 300 км/ч.

Самолет успешно прошел все испытания и был запущен в серию. Так как окончание испытаний пришлось на время, последовавшее за нападением на Перл-Харбор, то самолету дали имя «Эвенджер».


Первый серийный TBF-1 сошел со сборочной линии 3 января 1942 года и 30 января, после завершения заводских испытаний и приемочных полетов, самолет был официально сдан флоту США.

Кстати, «Эвенджер» стал одним из первых самолетов, получивших радар. Радар начали устанавливать на «Эвенджере» уже в первый год его производства. Антенны радара Yagi «воздух — поверхность тип В» (ASB) монтировалась под каждым крылом на его внешних панелях. Само радарное оборудование было установлено в отсеке радиста, радар ASB был стандартным радаром, которым снабжались все варианты «Эвенджеров».


Первое боевое применение «Эвенджеров» никак нельзя назвать удачным. Из числа первых 21 экипажа, которые базировались в Перл-Харборе, были отобраны шесть и отправлены на Мидуэй, над которым нависла угроза японского наступления. На Мидуэй отправились добровольцы, хотя вообще все члены двадцать одного экипажа выразили готовность лететь на Мидуэй.

4 июня 1942 года вскоре после рассвета летающая лодка «Каталина» обнаружила японский флот вторжения, направляющийся к Мидуэю.

В 05.45 шесть вооруженных торпедами TBF-1 поднялись в воздух и направились к японским кораблям. Цели были обнаружены примерно в 7 часов утра, и «Эвенджеры» пошли в атаку на флот вторжения.


Прискорбно, но атака торпедоносцев была сорвана патрулем истребителей с японского авианосца. «Эвенджеры», не имевшие истребительного прикрытия, спикировали к воде и продолжили полет к неприятельским кораблям на бреющем полете, но 5 из 6 самолетов были сбиты А6М2 «Зеро» и даже не смогли сбросить торпеды.

Учитывая это, боевой дебют «Эвенджеров» нельзя назвать удачным. Тем не менее, в течение двух месяцев все американские авианосцы, на которых были торпедоносные эскадрильи, получили «Эвенджеры», а «Девастаторы» были списаны.

Так «Эвенджеры» начали свою службу на флоте, но одновременно начались проблемы. К концу 1942 года «Грумман» на своих заводах изготавливала 60 машин в месяц, но учитывая, какие напряженные шли бои в Тихом океане, флот требовал больше самолетов на замену сбитым и сильно поврежденным.


А вот больше «Грумман» выпускать просто не могла, фирма была кроме «Эвенджеров» была сильно загружена производством F4F «Уайлдкет» и готовилась к переходу на выпуск морского истребителя следующего поколения — F6F «Хеллкет».

В связи с этим было принято интересное решение: найти субподрядчика на выпуск торпедоносцев.

Выбор пал на… «Дженерал Моторс», которая к тому времени значительно сократила выпуск легковых автомобилей и закрыла несколько заводов. То есть производственных площадей хватало.

Наверное, в руководстве «GM» были очень сильно удивлены, когда руководство флота США устроило встречу с «Грумманом» на предмет производства самолетов.

В итоге был организован Восточный авиационный филиал компании «Дженерал Моторс», который в итоге занялся выпуском самолетов. Восточный авиационный филиал производил ТВМ-1 «Эвенджер», a «Грумман» производил TBF-1 «Эвенджер», самолеты были абсолютно идентичны, и их можно было различить, только сравнив заводские номера. Все различие заключалось только в номерах да буквах названия.

К 1945 году Восточный авиационный филиал достиг феноменального показателя — 350 самолетов в месяц. Рекордным месяцем производства ТВМ стал март 1945 года, когда Восточный авиационный филиал построил 400 самолетов за тридцать дней.

«Грумман» в итоге переключился на производство истребителей F6F «Хэллкет», и с декабря 1943 года Восточный филиал стал единственным производителем «Эвенджеров». До окончания войны филиал изготовил в общей сложности 7546 ТВМ, или 77% процентов от всех произведенных «Эвенджеров».

Итак, «Эвенджеры» начали воевать. И первые же бои показали, что с вооружением у торпедоносца, мягко говоря, не очень. Оно изначально было не очень: в башенке Олсена 12,7-мм пулемет, стрелявший назад, и под капотом двигателя размещался синхронизированный 7,62-мм пулемет.

Японцы очень быстро это поняли и начали запросто ходить в лобовые атаки. Учитывая, что самураи это исполняли очень спокойно, у американцев начались реальные неприятности.


Выход нашли инженеры из 10-й торпедной эскадрильи (VT-10), которые в полевых условиях смогли установить 12,7-мм пулемет с боеприпасами и синхронизирующим механизмом снаружи на корневой части каждого крыла самолета.

Эта полевая модификация оказалась вполне успешной, и чертежи данного проекта были посланы в конструкторский отдел «Грумман». Там проект военных инженеров был усовершенствован так. что пулеметы начали устанавливать внутри каждого крыла, вне площади, ометаемой воздушным винтом, что позволило обойтись без синхронизаторов.

7,62-мм пулемет из-под капота убрали.

Второе, что потребовало доработки, оказалось торпедой. Стандартная американская морская авиационная торпеда, Mk 13, была слишком медленной и ненадежной, поэтому часто атаки «Эвенджеров» оказывались неудачными из-за сбоев в работе торпед. Плюс малая скорость хода торпеды позволяла кораблям противника совершать маневры уклонения.

Были проведены неоднократные доработки, которые в основном свелись к увеличению высоты сброса торпеды и скорости полета при сбросе, что уже стало достижением, поскольку очень сильно повысило шансы на выживаемость экипажей торпедоносцев.

Но «Эвенджеров» очень часто использовали и как обычные бомбардировщики. В довольно большой бомбо-торпедоотсек вполне прекрасно помещалась и 2000-фунтовая (900 кг) универсальная бомба «General Purpose», и 1600-фунтовая (725 кг) бронебойная бомба «Armor Percing». Можно было использовать бомбы меньшего калибра.

При атаке маневрирующего судна, тактика «Эвенджеров» состояла в сбросе «пачки», в которую входило до четырех бомб, с использованием интервалометра — прибора, который управлял величиной временного интервала между сбросом бомб.

Пульт управления интервалометра был установлен в отсеке радиста и на нем радист вручную устанавливал скорость полета «Эвенджера» и требуемый интервал между сбросом бомб.

Цель атаковалась в пикировании под углом от 30 до 45 градусов, до высоты 500 футов или ниже.

Пилот сбрасывал бомбы на выходе из пике и благодаря интервалометру бомбы ложились в цель с интервалом от 60 до 75 футов, что практически гарантировало одно или большее количество попаданий в цель при сбросе «пачки» из четырех бомб. Эта тактика, доказала свою высокую эффективность, и «Эвенджеры» заслужили репутацию очень меткого бомбардировочного самолета.

Состоялся «Эвенджер» и как противолодочный самолет. Пришлось использовать их в качестве самолета ПЛО, поскольку парни Деница уже реально достали британских союзников, и реально пришлось что-то делать с подводными лодками, ибо только за февраль 1943 года подводные лодки Германии отправили на дно судов более 600 000 тонн водоизмещения.

Зачастую подводники Деница выходили настолько далеко в океан, что базовые патрульные самолеты не могли их достать. Тогда «Эвенджеры» вместе с «Уайлдкэтами» прописались на палубах эскортных (переделанных из сухогрузов в основном) авианосцев.

Располагая большим радиусом действия и имея возможность нести в бомбоотсеке четыре глубинные бомбы по 350 фунтов, «Эвенджер» показал себя высоко эффективным противолодочным самолетом.


В 1943 году начались попытки оснастить «Эвенджер» радаром ASD-1. Для этого на самолете разместили тарелку параболической антенны в обтекателе, установленном на передней кромке правого крыла. Радар ASD был способен обнаруживать, как наземные, так и воздушные цели на значительно большем расстоянии, чем это могли делать старые радары ASB.

В дополнение к установленному обтекателю радара ASD-1 ряд TBF/TBM-1D несли дополнительные радарные антенны yagi, установленные на каждом крыле, сразу же за стойками основного шасси.

Была еще интересная полевая модификация, «Ночная сова». Это были ночные охотники за подводными лодками. Так как именно ночью обычно подлодки всплывали для зарядки аккумуляторов, то искать их было тоже проще ночью.

У таких самолетов была демонтирована стрелковая башенка, крыльевые пулеметы и все бронирование. В фюзеляж и бомбоотсек установлены дополнительные топливные баки, что значительно увеличило продолжительность полета этих «Эвенджеров».

Экипаж «Ночной совы» состоял из пилота и оператора радара, «Сова» могла взлетать за закате и летать над морем всю ночь. Если экипаж «Совы» обнаруживал подводную лодку, то на нее по радио наводили нормальный самолет.

Тактика получилась весьма успешной, и к моменту окончания войны 14 авианосных противолодочных групп, действовавших в Атлантике, потопили в общей сложности 53 немецкие подводные лодки и захватили одну — U-505. На Тихом океане успехи были скромнее, там 8 противолодочных групп на эскортных авианосцах потопили 11 японских подводных лодок.

Поработал «Эвенджер» и в Королевских ВВС. 958 машин всех модификаций были поставлены в Великобританию в рамках ленд-лиза. У британцев самолеты назывались «Tarpon/Avenger Mk I» до 1944 года, когда «Тарпоны» были переименованы обратно в «Эвенджеры», чтобы не устраивать путаницы при совместных действиях союзников на Тихом океане.

С «Эвенджером» были проведены многочисленные эксперименты по оснащению его радарной техникой. Когда специалистам «Груммана» удалось запихнуть в носовую часть радар APS-20, а на месте радиста организовать ДВА (!) места для операторов (убрав стрелковую башенку и сделав огромный фонарь), то получился ТВМ-3W, фактически самолет раннего локационного обнаружения, позволявший «видеть» даже самолеты, идущие на бреющем полете на высоте 100-150 метров.

В этой роли «Эвенджеры» прослужили во флоте США до середины 50-х годов.


В кампании на Тихом океане Эвенджеры» впервые серьезно проявили себя в битве у Соломоновых островов, когда торпедами (не выяснено точно, минимум одна, максимум три) с «Эвенджеров» в машинное отделение был поражен авианосец «Рюдзе». Потом его добили бомбами, что оставило японскую эскадру (более сильную по составу) без авиационного прикрытия. Американцы смогли отойти, а японцы, боясь налетов авиации днем, не стали активно преследовать.

8 ноября 1942 года в районе Гуадалканала произошел морской бой с японской эскадрой, высаживавшей войска на остров, в котором американцы потеряли два легких крейсера и четыре эсминца. Потери японцев были намного скромнее, два эсминца, и получил серьезные повреждения от снарядов и бомб линейный крейсер «Хиэй», который попытался покинуть поле боя и уйти в ремонт, но торпеда в машинное отделение весьма замедлила его ход.

На следующее утро девять «Эвенджеров» с авианосца «Энтерпрайз» догнали крейсер и отправили на дно. Чуть позже, 14 ноября, другая группировка «Эвенджеров» засадила четыре торпеды в тяжелый крейсер «Кинугаса», чего кораблю оказалось более чем достаточно для того, чтобы утонуть.


В ходе битвы в Филиппинском море (19-24 июня 1944 года) на палубах американских авианосцев (семи ударных и восьми эскортных) находилось 194 «Эвенджера». Во время этой операции они приняли участие в потоплении авианосца «Хайо» и серьезно повредили авианосцы «Чиода» и «Зуйкаку». Однако в этот раз «Эвернджеры» работали как бомбардировщики, с 227-кг бомбами вместо торпед. Операцию сложно назвать успешной, поскольку потери самолетов суммарно превысили 200 машин.

Зато 24 октября 1944 торпеды «Эвенджеров» сыграли решающую роль в потоплении суперлинкора «Мусаси». 19 торпед – и краса и гордость японского флота упокоился на километровой глубине в море Сибуян.


"Мусаси" под бомбами

Почему торпеды? Потому, что бомбы не могли нанести каких-либо серьезных повреждений великолепно бронированному гиганту. В том же бою в «Ямато» попало около двух десятков бомб, и кроме небольших повреждений ничего сделать не смогли.

Воистину, большому кораблю если не большая торпеда, то большое количество обычных.


"Ямато" и "Мусаси" — гордость японского флота

Как 7 апреля 1945 года произошло и с «Ямато». 10 торпед – это 10 торпед, и флагман японского флота ушел вслед за систершипом в историю…



Последнее фото "Ямато"

В общем, с той или иной степенью успеха «Эвенджеры» провоевали всю войну и на всех театрах военных действий. Тихий океан, Атлантика, Средиземноморье, даже Север, где две эскадрильи охотились (правда, безуспешно) за «Тирпитцем». Короче, куда заплывали английские и американские авианосцы, там были и «Эвенджеры».


В целом получился очень сбалансированный самолет, практически без слабых мест. И весьма крепкий такой.


Его универсальность стала залогом долгой службы. Хоть как торпедоносец он довольно быстро сошел с арены, но как самолет радиолокационного обнаружения и противопожарный служил весьма долго.




Ну и в конце нельзя не упомянуть о происшествии, которое до сих пор будоражит умы, главными героями которого стали «Эвенджеры». Понятно, наверное, что речь идет о инциденте 5 декабря 1945 года в Бермудском треугольнике.

В этот день пять экипажей должны были выполнить рутинный учебный полет из Форт Лодердейл.

Ведущим самолетом управлял опытный пилот, лейтенант Чарльз Тейлор, а вот другие экипажи не имели опыта полетов над морем. В назначенное время самолеты не возвратились на базу. Было принято только радиосообщение пилотов, в котором говорилось об утрате ими ориентации. Была предпринята спасательная операция, которая, однако, не принесла результата. К тому же в ее ходе пропала одна из принимавших в ней участие летающих лодок — «Мартин Маринер».

Загадка исчезновения самолетов осталась неразгаданной до сих пор, но все указывает на то, что причиной были тяжелые погодные условия в районе трассы полета и магнитная буря, которая могла привести к отказу бортовых приборов. В таких условиях самолеты запросто могли врезаться в поверхность океана и утонуть. Хотя многие до сих пор считают причиной гибели самолетов сверхъестественные явления, но с этим уже ничего не поделать.


ЛТХ модификации TBM-3

Размах крыла, м: 16,51
Длина, м: 12,16
Высота, м: 5,02
Площадь крыла, кв.м: 45,52

Масса, кг:
— пустого самолета: 4 913
— нормальная взлетная: 7 609
— максимальная взлетная: 8286

Двигатель: 1 х Wright R-2600-20 Cyclone 14 х 1900 л.с.

Максимальная скорость, км/ч
— на высоте: 444
— у земли: 404
Крейсерская скорость, км/ч: 243

Практическая дальность, км: 1 626
Cкороподъемность, м/мин: 630
Практический потолок, м: 7090
Экипаж, чел: 3

Вооружение:
— два 12,7-мм крыльевых пулемета, один 12,7-мм пулемет в надфюзеляжной турели и один 7,62-мм пулемет в подфюзеляжной позиции;
— до 907 кг вооружения в бомбовом отсеке и узлы крепления для НУРС, сбрасываемых баков или контейнера с радаром или пулеметами под крылом.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -13
    18 декабря 2019 18:21
    "Восточный авиационный филиал построил 400 самолетов за тридцать дней."это что получается,чаще чем самолёт в день производила компания,не связанная с производством самолетов-бред какой то,ну или фантастика как угодно,да ещё такой навороченный бомбер
    1. +16
      18 декабря 2019 19:28
      Цитата: цап царап
      "Восточный авиационный филиал построил 400 самолетов за тридцать дней."это что получается,чаще чем самолёт в день производила компания,не связанная с производством самолетов-бред какой то,ну или фантастика как угодно,да ещё такой навороченный бомбер

      13 самолетов день-ненормально ? Вполне возможно. Особенно, если вспомнить условия труда, станочный парк, квалификацию рабочих. Например, из 49000 Шерманов 35000 было выпущено автомобильными и паровозостроительными заводами.
    2. +13
      18 декабря 2019 21:59
      Цитата: цап царап
      "Восточный авиационный филиал построил 400 самолетов за тридцать дней."это что получается,чаще чем самолёт в день производила компания,

      американцы они такие. (они корабли фигачили быстрее в неделю, чем японцы топили за месяц)

      One thousand planes a day: Ford, Grumman, General Motors and the Arsenal of Democracy1
      Robert G. Ferguson

      ‘Ford would make 1,000 planes a day,’ New York Times, 29 May 1940, 9. See also Flink, The Automobile Age, 273–74; Baldwin, Henry Ford .
      ‘Ford would make 1,000 planes a day.’

      Вы просто не верно слово филиал понимаете- там 5 заводов
      «Дженерал Моторс преобразует фактическую мощность производства автомобилей в самолеты», Wall Street Journal, 23 декабря 1942 года, 3; «Пять автозаводов теперь строят самолеты», New York Times , 23 декабря 1942 года, 14. Восточное авиационное подразделение General Motors, A History , 46 .

      что в переводе

      В течение войны они произвели более семи тысяч T4F и почти 10 тысяч TDF, в том числе тот,который пилотировал, будущий президент Ж.Буш.

      1945-1942 (по моему тогда восточный вышел на полную мощность) =3года= 3*365=1095 дней
      7000 T4F/(1095:30)=192 за 30 дней
      10 000 TDF/(1095:30)=274 за 30 дней
      Итого суммарно 466 за 30 дней.
      как-то так
    3. +5
      19 декабря 2019 12:04
      Ничего удивительного. У меня дед в ВОВ работал на Иркутском авиазаводе. Делали 1 а когда и 2 самолета в день, причем в условиях когда страна воевала и много мужиков ушло на фронт. В США однако и мощностей и людей и оборудования на тот момент намного больше было.
  2. +2
    18 декабря 2019 18:36
    также дюймовой бронеплитой под креслом и панелью из бронестекла толщиной полдюйма непосредственно перед ним
    Бронеплита толщиной в дюйм (25.4 мм) и бронестекло в полдюйма - Вы ничего не путаете ?
    Да и Хеллкет , НЯЗ , появился только потому , что с Корсаром первоначально были серьезные проблемы
    1. +4
      18 декабря 2019 20:04
      Цитата: sivuch
      Да и Хеллкет , НЯЗ , появился только потому , что с Корсаром первоначально были серьезные проблемы

      "Хеллкэт" и "Корсар" заказывали параллельно - USN вообще широко жил. smile
      Предварительный контракт (№ 88263) на постройку двух прототипов подписали 30 июня 1941 года. По иро­нии судьбы в тот же день был подпи­сан контракт на выпуск первой серии истребителей Chance Vought F4U «Corsair».

      Изначально же Грумман начал делать "Хеллкэт" как замену "Уайлдкэта" - сразу после того, как "Уайлдкэт" был принят на вооружение.
      1. +3
        19 декабря 2019 03:04
        Цитата: Alexey RA
        "Хеллкэт" и "Корсар" заказывали параллельно

        Вообще-то в 39-м заказывали Корсар как передовой самолёт на перспективу и Уайлдкэт как временное решение, с одного конкурса. Но перспектива оказалась слишком дальней и понадобилось ещё одно временное решение.
        Цитата: Alexey RA
        USN вообще широко жил

        Скорее бестолково. В частности, Грумман инстинктивно пытался сделать ударник и истребитель на одном двигателе (сначала Хеллкэт на Райте 2600, как ударники, затем тайгеркэт на даблваспе 2800, как истребители), но так и не срослось. Истребители остались на PW, даже Биркет, а ударники на Райте, даже Скайрайдер.
        1. +1
          19 декабря 2019 08:16
          Цитата: Осьминог
          Вообще-то в 39-м

          38-м, виноват.
    2. 0
      19 декабря 2019 04:29
      Да автор много чего путает, но темы поднимает неплохие и пишет забавно, иногда. Но угараю я вот с этого:

      Пилотяге ничего затылок не припекало в полёте? )))
    3. 0
      19 декабря 2019 07:49
      Да, 12мм бронестекло, - это круто!)))))
  3. +1
    18 декабря 2019 18:36
    400 самолётов в месяц не плохо good Статья интересная!
  4. +1
    18 декабря 2019 18:37
    слушайте,а если такая система убирания крыла проста и не тяжела,то почему ее не используют сегодня?или она все таки сложней?
    1. +7
      18 декабря 2019 20:08
      Используют до сих пор

      Впрочем, любая система складывания крыла или изменения стреловидности будет тяжелой. Поэтому по возможности от них стараются отказываться.
  5. +6
    18 декабря 2019 18:53
    захватили одну — U-505



    1. +1
      18 декабря 2019 23:20
      Серёг, привет! hi Спасибо за хорошее дополнение к хорошей статье. )))
      1. +4
        19 декабря 2019 10:06
        ,,U-67, потоплена 16 июля 1943 года в Саргассовом море .





        Лейтенант Уильямс и его радист Гринстед рядом с торпедоносцем TBF-1 .USS Core (CVE-13)


        ,,,а это лейтенант Уильямс атакует U-185.
        1. +4
          19 декабря 2019 10:32
          А у лейтенанта на воротнике уже капитанские шпалы. Красиво они лодку накрыли. good
          1. +4
            19 декабря 2019 11:40
            ,,,маленькие неудачи.


  6. +5
    18 декабря 2019 19:34
    Этому не повезло..
    1. -1
      18 декабря 2019 20:08
      Это точно не Джордж Буш.
  7. +7
    18 декабря 2019 20:00
    Вкусная статья!
    Аж посмаковал.
    А на закуску ещё и Бермудский треугольник.
    Про событие слышал не раз, но впервые соотнёс с определённым типом самолёта.
    Спасибо автору!
  8. +8
    18 декабря 2019 20:10
    История инцидента 5 декабря 1945 года в Бермудском треугольнике с "Эвенджерами" как оказалась еще более "страннее", чем была первоначально. Дело в том, что все звено, все же, было недавно обнаружено на мелководье у Флориды, однако номера самолетов найденных на дне, не совпадают с номерами самолетов потерянного звена, хуже того, таких регистрационных номеров, вообще нет, среди выпущенных машин....
    1. +14
      18 декабря 2019 21:53
      Очередная конспирологическая басня.
      Самолеты на побережье Флориды на глубине более 220 метров было обнаружено 28 лет назад, в 1991 году. Нашел известный британский кораблестроитель Грэм Хоукс во время поиска затонувших галеонов. Через 12 лет с помощью подводного глубоководного аппарата один из самолетов идентифицирован - бортовой №23990, пропавший в 1943 году. Остальные машины идентифицировать не удалось.
      Есть документальный фильм ВВС - "The Bermuda Triangle: Beneath the Waves".
      Никакой мистики нет.
      1. kig
        0
        13 февраля 2020 11:47
        В середине 1960-х недалеко от Себастиана в штате Флорида был найден самолёт с останками двух человек. ВМС США заявили, что самолёт принадлежит звену 19, но затем опровергли это. Останки идентифицировать не удалось.

        В 1986 году недалеко от побережья Флориды, во время розыска обломков Шаттла «Челленджер» были обнаружены останки самолета «Эвенджер». В 1990 году авиационный археолог Джон Мюре, думая, что он принадлежал звену 19, поднял со дна несколько обломков, но Военно-морская военная библиотека сообщила позже, что этот самолёт не относился к этому звену. [6]

        В 1991 году команда судна «Дип-си», искавшее во главе с Грэмом Хоуксом на дне океана испанские галеоны с золотом, объявила, что они нашли недалеко от берега Флориды останки пяти самолётов «Эвенджер», но бортовые номера, которые им удалось прочесть, не совпадали с номерами звена 19. В 2004 году для съёмок документального фильма Би-би-си Хоукс вернулся на место находок с новым оборудованием и на этот раз ему удалось чётко определить номер одного из самолётов — 23990. Расследование показало, что этот самолёт не относится к звену 19 и на самом деле является другим «Эвенджером», который потерпел катастрофу ещё 9 октября 1943 года (весь его экипаж спасся). Номера остальных самолётов Хоуксу определить не удалось. В марте 2012 года Хоукс неожиданно заявил, что в 2004 году у него не было достаточно средств, чтобы как следует изучить обломки и поэтому теперь он (признавая, что нет никаких прямых доказательств) всё же считает, что эти самолёты принадлежат звену 19.

        В свою очередь специальные отчёты показали, что в период с 1942 по 1945 года из Форд-Лодердейла было совершено 95 учебных вылетов, которые закончились авариями, вследствие чего нет никакой гарантии, что и остальные неопознанные четыре самолёта принадлежат звену 19.
  9. +9
    18 декабря 2019 20:13
    Внутренний бомбоотсек был новинкой для морских бомбардировщиков, но самолет от «Груммана» даже превысил требования, выдвинутые флотом США: в нем можно было разместить торпеду весом 2000 фунтов или четыре бомбы по 500 фунтов.

    Тем не менее, именно бомбоотсек был главной проблемой "Эвенджера". Точнее - его длина, которая позволяла разместить в нём только "короткую" торпеду Марк 13.
    Получившие самолёт британцы оказались в дурацком положении: их торпеды в бомбоотсек не влезали, а родные американские давали иногда больше отказов, чем сбросов. В результате у лайми оказался торпедоносец без торпед.

    На середину 1943 года статистика по Марк 13 была крайне удручающей: на 105 сбросов торпед было 36% отказов запуска двигателей, 20% просто утонуло, 20% ушли с курса, 18% ушли с глубины, 2% выскочило на поверхность и лишь 31% отработал штатно. В сумме это больше 100% - потому что часть торпед давала по несколько отказов.
    1. +4
      19 декабря 2019 12:00
      разместить в нём только "короткую" торпеду Марк 13


  10. +7
    18 декабря 2019 20:21
    С радарами вообще интересно все было, как их только не ставили


    и еще встроенные в крыло были, картинку не нашел
    1. +1
      18 декабря 2019 20:27
      А на синем борту точно радар, а не ПТБ ?
      1. -2
        18 декабря 2019 20:46
        Точно радар. У ПТБ форма другая, да и оборонительное вооружение отсутствует.
        1. -1
          19 декабря 2019 21:05
          Цитата: Zeev Zeev
          Точно радар. У ПТБ форма другая, да и оборонительное вооружение отсутствует.

          Ничего не напоминает ?
          1. -1
            20 декабря 2019 08:16
            Извиняюсь, я перепутал синий борт с последней фоткой. А на синем скорее всего тоже радар. Смотрим на форму обтекателя
            1. -1
              20 декабря 2019 19:14
              Цитата: Zeev Zeev
              А на синем скорее всего тоже радар.

              В каком месте ?
      2. +1
        18 декабря 2019 20:49
        Не точно, картинку взял из гугла и за достоверность не ручаюсь. Надеюсь сведущие люди меня поправят, если что.
    2. +8
      18 декабря 2019 22:25
      и еще встроенные в крыло были, картинку не нашел
      1. +5
        18 декабря 2019 22:27

        Был и такой вариант.
  11. 0
    18 декабря 2019 21:13
    надежная держащая повреждения как все машины грумман достаточно технологичная в производстве(особенно как похожи моторные капоты от истребителей) в этом плане сродни нашему ил-2 несмотря на недостатки обе машины прошли до конца боевых действий
  12. 0
    18 декабря 2019 21:50
    "Японцы очень быстро это поняли и начали запросто ходить в лобовые атаки. Учитывая, что самураи это исполняли очень спокойно, у американцев начались реальные неприятности." - какие же например, ссылки и тд можно пожалуйста?
  13. +3
    18 декабря 2019 22:39
    Ох, моя первая и последняя модель самолета. В амерском камуфляже выглядел весьма стильно даже несмотря на мои огрехи. Эдакий респектабельный господин.
    Рабочая лошадка, ничего выдающегося , но хорошее оборудование. Помню удивление когда узнал что его японский соперник-ровесник В6N Тендзан заметно превосходит американца в ЛТХ и самое главное- имеет намного лучшую торпеду.
    Операцию сложно назвать успешной, поскольку потери самолетов суммарно превысили 200 машин.

    Не пойму откуда автор наковырял такие цифры американских потерь для первой битвы в Филипппинском море what
  14. +6
    18 декабря 2019 22:59

    USS Roosevelt, 1946
    Спасибо за статью. Про TBM-3W услышал впервые. Интересно, как часто пилоты повреждали "брюхо" на посадке? Самолёт ДРЛО в 1946, разрыв шаблона.
  15. +2
    18 декабря 2019 23:44
    Я, как наверное, многие из советских мальчишек, узнал об этом самолёте, когда приобрел коробку с моделью. Информации на тот момент было ноль! Только изображение и малоинформативная надпись... Что то типа "морской штурмовик", но могу и путать. Мы с товарищами все доступные книги и журналы по авиации подняли, но все равно ничего найти не могли. И лишь спустя пол года в перепечатке какого то импортного модельного каталога всплыло название, а потом отец товарища, инженер завода Антонов, по нему где то в недрах спец библиотеки отыскал тех характеристики...
    Он и до сих пор лежит где то на антресолях. Склеенный из темно коричневого пластика... Без наклеек...
    1. +1
      19 декабря 2019 21:14
      Цитата: Вождь краснокожих
      Я, как наверное, многие из советских мальчишек, узнал об этом самолёте, когда приобрел коробку с моделью.

      Вы путаете его с Бофайтером. Эвенджер в СССР выпускался только кооперативом МИК с 1987-го года.
      Цитата: Вождь краснокожих
      Только изображение и малоинформативная надпись...


      Цитата: Вождь краснокожих
      Склеенный из темно коричневого пластика...

      Пластик Эвенджера был только светло-серый.

      Цитата: Вождь краснокожих
      Без наклеек...

      Модель выпускали только с деками.
      1. 0
        19 декабря 2019 21:26
        Он самый, варианты расцветки (покраски) еще разные. Я синюю выбрал. Красивый, насыщенный цвет
        1. +1
          19 декабря 2019 21:38
          Цитата: Engineer
          Он самый, варианты расцветки (покраски) еще разные. Я синюю выбрал. Красивый, насыщенный цвет

          Синий красивый, это-да, но самый красивый-это атлантический вариант самолета ПЛО, серо-белый.
          1. 0
            19 декабря 2019 21:43
            Тоже красивый. Это вам не британский Sky Blue
            1. 0
              19 декабря 2019 21:50
              Цитата: Engineer
              Тоже красивый. Это вам не британский Sky Blue

              Я как-то в модельном магазине модели на заказ собирал и продавал, так именно этот вариант был самым смотрибельным и покупаемым.
              1. 0
                19 декабря 2019 21:53
                Sky blue?
                Ну не знаю. Невыразительный очень как по мне. Для прикола у друга в начале 90-х смотрел на модель в этом колере на фоне неба. Очень прилично маскирует. На фоне питерского неба наверное еще лучше). На фоне тропического неба наверное никак)
                1. 0
                  19 декабря 2019 21:56
                  Цитата: Engineer
                  Sky blue?
                  Ну не знаю. Невыразительный очень как по мне.

                  Нет, такой как на картине-чисто белые низ и борта и средне-серый верх.
                  1. 0
                    19 декабря 2019 21:59
                    А понял. Британский камуфляж именно для этой модели Эвенджера запомнился насыщенным "болотным" цветом. Отстой полный).Серо-белый не помню. Может не у всех выпусков МИКа был
                    1. 0
                      19 декабря 2019 22:03
                      Цитата: Engineer
                      Серо-белый не помню. Может не у всех выпусков МИКа был

                      А этого варианта на коробке МИКа вообще не было. Просто купил деку Траверс на 8 вариантов Мстителя и там был этот вариант с привязкой к конкретной машине и части.
                      1. 0
                        19 декабря 2019 22:07
                        Мы такие детали вообще не знали тогда. Дети еще. Друг, который мне подарил модель покрасил свой эвенджер в камуфляж ил-2 с деками- красными звездами. потому что свой ил-2 закосячил, а кто-то должен защищать наше небо)
  16. +6
    18 декабря 2019 23:50
    В конце кабины была стрелковая башенка системы Олсена с электроприводом.

    Башенка эта называется "турель Grumman 150SE".
  17. 0
    19 декабря 2019 00:02
    с интересом прочитал, автору спасибо!
  18. 0
    19 декабря 2019 00:26
    Будет материал Про Мартин Маринер или Каталину?
    1. +3
      19 декабря 2019 08:05
      Уже есть.
      https://eknigi.org/voennaja_istorija/172784-vojna-v-vozduxe-118-pby-catalina.html
      Война в воздухе N118. Каталина.
      Весьма достойный материал. Или читайте сами, или ждите, когда Скоморохов перескажет.
  19. +5
    19 декабря 2019 06:22
    Хоть Скоморохов и пытается дотянуться, но до слога Олега Капцова еще как до луны!
    Даже заголовок кривоватый - "Я тебе твою". Учиться и еще раз учиться литературному повествованию.
  20. 0
    19 декабря 2019 14:37
    Пропавшие в 1945 году Эвенджеры были найдены на дне моря - потеря ориентировки, посадка на воду по выработке топлива.
  21. +2
    19 декабря 2019 14:52
    Именно стрелки Эвенджеров отправили в госпиталь японского аса Сабуро Сакаи, получившего рикошетом в голову, две пули 12,7 мм.

    Вот как он описал эту встречу в своих мемуарах:

    Через несколько минут над берегом Гуадалканала на расстоянии нескольких миль от нас я различил группу самолетов. Вскоре стало видно, что это 8 самолетов, летящие 2 звеньями. Противник. Наши самолеты никогда не использовали такой строй. Я оторвался от своих товарищей и быстро пошел на сближение с врагами. Я атакую те самолеты, что справа, оставив другие своим ведомым. Противник сомкнул строй, отлично! Они были похожи на «Уайлдкэты», и то, что они смыкаются, означает — меня не видят.

    Если они продолжат лететь прежним курсом, я смогу внезапно атаковать их, подойдя сзади и снизу. Еще несколько секунд... Я смогу сбить по крайней мере 2 самолета при первом же заходе. Я сблизился, насколько это было возможно. Дистанция стремительно сокращалась. 200 ярдов... 100 ярдов... 70 ярдов... 60 ярдов...

    И я попал в ловушку. Вражеские самолеты оказались не истребителями, а бомбардировщиками. Это были новые [475] торпедоносцы «Авенджер», которые я раньше никогда не видел. Сзади они очень походили на «Уайлдкэты», но теперь я заметил, что они гораздо крупнее, имеют верхнюю турель и нижнюю огневую точку с таким же 12,7-мм пулеметом.

    Не удивительно, что они сомкнули строй. Они ждали меня, и теперь именно я окажусь под прицелом 8 тяжелых пулеметов, если сверну вправо. Если сверну влево — получится то же самое. Мой мотор работал на форсаже, поэтому я не мог быстро уйти вниз.

    Путь назад также был закрыт. Если я попытаюсь выполнить переворот, вражеские стрелки вспорют беззащитное брюхо моего «Зеро». У меня не было никаких шансов уйти от их огня. Я мог сделать только одно — лететь вперед и стрелять из всех орудий и пулеметов. Я решительно надавил гашетки. Почти в тот же момент открыли огонь все американские пулеметы. Треск пулеметов и кашлянье пушек перекрыли другие звуки. Вражеские самолеты были всего в 20 ярдах передо мной, когда вспыхнули 2 бомбардировщика. Это было все, что я успел увидеть. Страшный взрыв потряс мое тело. Мне показалось, что в уши безжалостно воткнули ножи. Мир взорвался алым пламенем, и я ослеп.

    Три пилота, следовавших за мной, позднее сообщили командиру, что видели горящий «Авенджер», который падал в море рядом с моим самолетом. Они также добавили, что за вторым вражеским самолетом показался хвост огня и дыма. Поэтому мне официально засчитали 61-ю и 62-ю победы. Но официальные американские документы отрицают потерю в этом бою торпедоносцев Грумман TBF «Авенджер», действовавших с 3 авианосцев, маневрировавших к юго-западу от Гуадалканала. Вероятно, эти 2 самолета все-таки сумели вернуться на свои корабли. Когда мой самолет закувыркался вниз, а я потерял сознание в кабине
    1. 0
      21 декабря 2019 19:23
      [quote=Дмитрий Владимирович]Именно стрелки Эвенджеров отправили в госпиталь японского аса Сабуро Сакаи, получившего рикошетом в голову, две пули 12,7 мм.
      [/quote][/quote]
      В примечаниях переводчика к книге Сабуро Сакаи "Самурай" (Издательство АСТ,2005 год, стр.6)
      указывалось , что "это были"Доунтлессы" из VB-6 c "Энтерпрайза"...
      Замыкал строй самолёт энсайна Роберта Шоу."
  22. 0
    20 декабря 2019 19:26
    … 1944 торпеды «Эвенджеров» сыграли решающую роль в потоплении суперлинкора «Мусаси»

    Я 3 раза перечитал, прежде, чем понял. Смысл фразы поясняет следующее предложение, но до него ещё дочитать надо. smile
  23. kig
    0
    13 февраля 2020 11:34
    На этом самолете воевал 41-й президент американских штатов.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»