Бронетранспортёр Berliet-Lorraine: защита от ядерного оружия, мобильность и низкая цена

21

Мобильный и недорогой


В 1957 году Генеральный штаб французской армии (l'Etat-Major de l'Armée, EMA) выразил желание приобрести колесный бронетранспортер с защитой от ядерного оружия, обладающий мобильностью грузовика GBC и недорогой.

Вариант броневика EBR (Engin Blindé de Reconnaissance) в его транспортном варианте войсками был отклонен из-за его высокой стоимости. Управление по изучению и производству вооружений (La Direction des Études et Fabrications, DEFA) выдвинуло требование к бронетранспортеру: перевозка 12 бойцов. В июле 1957 года был выбран 3-тонный автомобиль Simca, который также заинтересовал Управление в качестве стандартного грузовика. Низкая цена, очевидно, обеспечивалась бы большими объемами заказов. Управление по изучению и производству вооружений также отмечает, что Berliet произвела за свой счет прототип бронетранспортера на шасси GLC 6x6 3.5 т, который был испытан Техническим отделом армии.




В сентябре 1957 года в качестве бронированного корпуса был выбран Lorraine. Французский Генштаб потребовал форсировать работы над машиной, и Управление по изучению и производству вооружений позаимствовало у STA один из испытываемых грузовиков Simca.

Одновременно Lorraine выполнила в натуральную величину из тонкого листового металла и фанеры модель бронетранспортера, которая и была представлена в феврале 1958 года. Затем бронированный корпус обшили мягкой сталью. Корпус был завершен в июле 1958-го. Первые испытания бронированного грузовика Simca-Lorraine были проведены в Col d'Aspin в июле 1958-го. 19 сентября 1958 года было решено установить двигатель Lagos и кузов Lorraine из бронированной стали на грузовик Simca.


Доступ к транспортному отсеку осуществлялся через две задние двери, оснащенные, как и сам кузов, бойницами. На крыше был установлен пулемет. Кузов также можно было установить и на грузовик Berliet. В конце 1958-го года Управление по изучению и производству вооружений попросило Генштаб утвердить именно второй вариант. Разрешение было получено в феврале 1959 года. STA провело испытания грузовика Simca с бронированным кузовом с 25 мая 1959 года по 1 октября того же года. Затем эта машина была заброшена. 2 июля 1959 года два автомобиля Simca и Berliet были представлены на выставке Lorraine в Баньер-де-Бигор. Впоследствии интерьер Berliet был изменен. Эта новая машина была представлена 13 мая 1960-го года. STA провела её испытания с ноября 1960 года по июль 1961-го. Шасси представляло собой GBC 8 KT. Бронированный грузовик Berliet-Lorraine очевидно, имел другое шасси. Его можно узнать по прикрывающим брызговикам. Бронированный корпус не изменился. Видно, как выпирает ромбовидная бойница. По левому борту была установлена еще одна подобная выпирающая бойница. Эти обе бойницы-люки позволяли вести огонь во всех направлениях, вперед или назад, верхняя часть люка открывалась наверх.

Бронетранспортёр Berliet-Lorraine: защита от ядерного оружия, мобильность и низкая цена

В конечном итоге предлагалось предварительное принятие бронетранспортера на вооружение, а также предварительный заказ. Он очень хорошо подходил для транспортировки войск или грузов, но из-за своих размеров не годился для ведения боевых действий. В январе 1962 года Генштаб заказал 10 экземпляров бронетранспортера. STA провела второе испытание машины в том же месяце.

К сожалению, заказ был отменен в конце февраля 1962 года.

Комментарий к переводу


К переводу и размещению данной статьи (см. текст выше) меня подтолкнули мнения некоторых авторов статей и комментаторов, ошибочно принимающих данный бронетранспортер за MRAP (Mine-Resistant Ambush-Protected) — автомобиль, защищенный от мин и засад. К сожалению, и статьи на «ВО» грешат этими ошибками. Видимо, авторов вводит в заблуждение V-образное днище, присущее некоторым MRAP. V-образное днище существовало на броневиках и до того, и наличие такого днища еще не превращает броневик в MRAP. Например американский броневик образца 1920 года.


Как это отчетливо видно на фотографии Berliet-Lorraine, сиденья и спинки жестко закреплены на броневом корпусе, и даже небольшое взрывное воздействие привет к травмам бойцов или даже их смерти. На MRAP сиденья и спинки сидений или кресел крепятся на амортизирующих элементах, гасящих энергию взрыва, или даже подвешиваются к крыше броневика. MRAP оснащается двойным днищем, гасящим энергию взрыва и/или специальными подставками под ноги, иначе бойцы, ставящие свои ноги непосредственно на пол, в лучшем случае получат переломы. MRAP обладает большим дорожным просветом между броневым корпусом и дорожным полотном для лучшего рассеивания энергии взрыва.

В описываемом грузовике мы этого не наблюдаем. MRAP не обладает выступающими люками по бортам машины, так как взрывная волна принесет ущерб находящимся за ними. В Berliet-Lorraine не только выступающие, как в древней крепости, бойницы, но и люки, откидывающиеся вниз и вверх. И самое главное, французский справочник, из которого была переведена статья, как и другие заграничные источники, не упоминает противоминной защиты, описывая эту машину. Более того, они ясно описывают цель создания машины: защита от ядерного оружия, мобильность грузовика GBC и низкая цена. А посему авторами MRAP являются африканцы, а авторами названия — американцы. Такова матчасть.











Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    24 декабря 2019 18:06
    Ой до чего же на нашего Буншу ( БТР - 152) похож!!!)))
    Сразу видно, что инженерная мысль конструкторов в 50-60 года шла одним путем.
    1. +2
      25 декабря 2019 05:06
      Всего сходства только капотная компоновка и три оси. Бронекузов на базе коммерческого броневика и специально сконструированный БТР с несущим корпусом это земля и небо! С похмелья и прищурившись сходство найти можно. ))
  2. +1
    24 декабря 2019 20:02
    Они уже видеди БТР-152 на параде.
  3. +1
    24 декабря 2019 20:05
    КАК он защищает от ЯО?
    1. +7
      24 декабря 2019 20:26
      Цитата: knn54
      КАК он защищает от ЯО?

      Броней единой защищает от поражающих факторов ядерного взрыва. При наземном ядерном взрыве около 50 % энергии идёт на образование ударной волны и воронки в земле, 30— 50 % в световое излучение, до 5 % на проникающую радиацию и электромагнитное излучение и до 15 % в радиоактивное заражение местности. По видимому плохо защищал и потому не был принят на вооружение.
  4. +1
    24 декабря 2019 20:59
    ЗИЛ с бочкой на стероидах)))) вообще конструкция привлекает своей простотой
  5. +5
    24 декабря 2019 21:05
    Профессор hi , спасибо за детальное разъяснение и подробный фотоматериал. Отдельная благодарность за фото американского броневичка, в первый раз вижу. Не могли бы Вы в отдельной статье о нём по-подробней, и о развитии американских бронеавтомобилей вообще. А то у нас как-то всё больше про европейские пишут. soldier
    1. +5
      24 декабря 2019 21:28
      Цитата: Морской Кот
      Профессор hi , спасибо за детальное разъяснение и подробный фотоматериал. Отдельная благодарность за фото американского броневичка, в первый раз вижу. Не могли бы Вы в отдельной статье о нём по-подробней, и о развитии американских бронеавтомобилей вообще. А то у нас как-то всё больше про европейские пишут. soldier

      Не могу. Я статей здесь более не пишу. Эта была исключением. Так сказать ханукальное чудо. hi
      1. +3
        24 декабря 2019 21:54
        Жаль request , а скинуть ссылку на этот броневик можете? hi
        1. +3
          24 декабря 2019 22:21
          Цитата: Морской Кот
          Жаль request , а скинуть ссылку на этот броневик можете? hi

          Могу.
          1. +3
            24 декабря 2019 22:24
            Спасибо, получил. hi
            1. +5
              24 декабря 2019 22:30
              Еще один "МРАП". На этот раз русский от 1914-го... laughing


              1. +3
                24 декабря 2019 22:35
                Ну, этот всем МРАПам -- МРАП, да ещё "задолго до и независимо от". А вообще-то, для того времени вполне на уровне машина. Минус в том, что нет вращающейся башни.
                1. +1
                  25 декабря 2019 05:10
                  Нет клиновидного днища, развал бортов есть, но днище плоское же! Формальности не соблюдены!
                  1. +4
                    25 декабря 2019 07:39
                    Цитата: Владимир_2У
                    Нет клиновидного днища, развал бортов есть, но днище плоское же! Формальности не соблюдены!

                    Как и на Berliet-Lorraine. Однако это не мешает некоторым прапорщикам называть Berliet-Lorraine первым серийным МРАПом утверждая, что "первые машины такого типа (MRAP) появились у французов. Как ответ на минную войну в ходе борьбы Алжира за свою независимость. Первая серийная машина поставлена заказчику в 1959." wassat


                    Ну а на самом деле полностью "клиновидного днища" и не требуется. Более того, сейчас есть МРАП с абсолютно плоским днищем. И самое интересное, нынче предлагают вообще отказаться от V-образного днища при минной защите.
                    http://rpdefense.over-blog.com/article-a-new-approach-to-armour-is-the-v-shaped-hull-history-111655757.html
                    1. 0
                      25 декабря 2019 07:41
                      Цитата: профессор
                      И самое интересное, нынче предлагают вообще отказаться от V-образного днища при минной
                      Да и фиг с ним!
              2. +1
                25 декабря 2019 10:25
                Еще один "МРАП". На этот раз русский от 1914-го...

                на втором фото - машина, на которой погиб штабс-капитан Гурдов. Позже в состав подразделения вошел бронированный грузовик "Паккард", носящий его имя.
      2. 0
        25 декабря 2019 09:45
        Спасибо за интересный материал. Может эта статья все таки не последнее исключение?
        1. +2
          25 декабря 2019 10:43
          Цитата: Alex013
          Спасибо за интересный материал. Может эта статья все таки не последнее исключение?

          Приятно слышать слова благодарности. Исключений больше не будет. Разве, что по большим праздникам. Материала есть много.

  6. +1
    24 декабря 2019 21:13
    Berliet-Lorraine нормальный бронированный грузовик (про качество брони в статье не написано) для зоны боевых действий. Сиденья сделать откидными для перевозки обычных военных грузов.
  7. 0
    4 сентября 2021 00:51
    Бронетранспортёр Berliet-Lorraine

    Наследник "Лорен-Дитрих"?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»