Как охраняют моря Норвегии

25

Патрульный корабль KV Nornen (W330) одноименного проекта

Норвегия имеет сухопутную границу общей длиной 2515 км, тогда как длина береговой линии превышает 25 тыс. км (более 83 тыс. км с учетом островов). Площадь исключительной экономической зоны – почти 3,4 млн кв.км. В связи с этим Норвегия нуждается в развитых военно-морских силах и береговой охране, способных защищать ее интересы на море. Рассмотрим состояние и перспективы флота береговой охраны.

История вопроса


Береговая охрана (БОХР) Норвегии или Kystvakten (Хюствактн) была организована в 1976 г. как часть вооруженных сил. Реальная деятельность этой структуры началась в 1977-м, и на тот момент она не имела особых возможностей. Изначальный штат БОХР включал всего 700 человек. Имелось несколько собственных катеров, а более крупные суда арендовались у частных компаний.



В дальнейшем БОХР обновлялась и усиливалась за счет людей и новой техники. Корабли и катера строились специально, передавались из состава ВМС или брались в аренду. За счет такого подхода, несмотря на ограниченное финансирование и другие затруднения, норвежская БОХР за время своего существования успела получить и освоить более 40 катеров, судов и кораблей разных классов.

На данный момент корабельная группировка Kystvakten включает всего 15 вымпелов, разделенных на два соединения в зависимости от их возможностей и задач. Имеется «внешний» флот Ytre kystvakt для работы на удалении от берегов и «внутренний» Indre kystvakt – для решения задач в прибрежной зоне. Первый включает 10 боевых единиц, второй – вдвое меньше.


Патрульный корабль KV Nordkapp (W320) типа "Нордкап"

Следует отметить, что до недавнего времени в составе Kystvakten числилось лишь 13 судов. Два новых вымпела БОХР получила буквально несколько дней назад, 14 декабря в соответствии с очередным договором об аренде. Таким образом, с течением времени береговая охрана не меняет свои подходы.

Indre kystvakt


Основным инструментом БОХР в прибрежной зоне являются пять малых кораблей типа Nornen. Они предназначаются для патрулирования акваторий и поиска надводных объектов, для непосредственной защиты береговой линии от противника, а также способны решать поисково-спасательные или полицейские задачи.

Проект был разработан норвежским КБ Skipsteknisk AS и реализовывался польским заводом Stocznia Remontowa Gryfia. В 2006-2007 гг. было построено пять кораблей, названных в честь персонажей скандинавской мифологии. Разработку и строительство кораблей оплатила компания Remøy Shipping, она же стала их владельцем. Однако сразу после завершения строительства корабли передавались в аренду БОХР.

Изначальный контракт предусматривал аренду пяти кораблей на срок 15 лет. В 2011 г. было принято решение о выкупе кораблей. Единовременная выплата 477 млн норвежских крон (порядка 50 млн долл. США) позволяла сэкономить за оставшееся время службы более 110 млн крон (ок. 12 млн долл.) Согласно существующим планам, эксплуатация кораблей «Норнен» будет продолжаться до начала тридцатых годов.

Корабли KV Nornen (W 330), KV Farm (W 331), KV Heimdal, (W 332), KV Njord (W 333) и KV Tor (W 334) имеют длину 47 м и водоизмещение 760 т. Корпус соответствует ледовому классу 1C. Движение обеспечивается дизельной силовой установкой. Вооружение представлено крупнокалиберным пулеметом. Также на борту имеется различное оборудование для спасательных и иных операций.

Ytre kystvakt


Наиболее старыми представителями «внешнего» флота Хюствактн, способного работать на удалении от берегов, являются три патрульных корабля ледового класса типа Nordkapp. Они строились с конца семидесятых годов и вошли в строй в 1981-82 гг. Изначально планировалась более крупная серия, но заказ сократили по финансовым соображениям.


Ледокол KV Svalbard (слева) и патрульный корабль KV Barentshav (справа)

Корабли «Нордкап» имеют длину 105 м и водоизмещение 3200 т. Энергоустановка на основе четырех дизелей обеспечивает скорость до 22,5 узлов. Экипаж включает 52 чел. Вооружение состоит из одной башенной установки с 57-мм автоматической пушки и трех крупнокалиберных пулеметов. На корме имеется площадка для приема вертолета. За счет имеющегося оснащения корабли способны следить за обстановкой и выявлять нарушителей. Также возможно их применение в поисково-спасательных или иных операциях.

В 2001 г. БОХР Норвегии получила ледокол KV Svalbard (W303). В 2005-м в строй вошел KV Harstad (W318). Основной их задачей является обеспечение прохождения других судов, но также возможно выполнение функций вооруженных патрульных кораблей.

«Свальбард» при длине 103 м имеет водоизмещение 6375 т. Он оснащен 4 дизельными двигателями и 2 винторулевыми колонками. Максимальная скорость – 18 узлов. Экипаж из 48 человек может использовать развитый комплекс навигационной и иной аппаратуры, а также вооружение в виде 57-мм артиллерийской установки. «Харстад» имеет длину 82 м и водоизмещение 3170 т. Его энергоустановка включает два дизеля, два винта и одно подруливающее устройство. Ледокол развивает скорость до 18 узлов. Вооружение – 40-мм автоматическая пушка.

В Румынии по заказу компании Remøy Shipping были построены три патрульных корабля типа Barentshav, в 2009-2010 гг. переданные в аренду норвежской БОХР. С их помощью заменили три устаревших вымпела, обеспечив сокращение расходов на эксплуатацию и повысив общую эффективность флота. В проекте Barentshav особый интерес представляет подход к созданию силовой установки. Судовые дизельные двигатели могут работать на сжиженном природном газе, что в разы сокращает вредные выбросы в сравнении с традиционным топливом.

Корабль типа Barentshav при длине 92 м имеет водоизмещение 3250 т. На дизельном топливе корабль развивает скорость свыше 18 узлов, на газе – порядка 16,5 узлов. Вооружение – одна 40-мм пушка. Специальное оснащение включает буксирное и спасательное оборудование, подъемный кран и т.д.


Ледокол KV Harstad

13 декабря был подписан договор об аренде двух новых кораблей для Хюствактн. В соответствии с этим соглашением, компания Boa Offshore AS передает БОХР два судна снабжения и обработки якорей. В составе береговой охраны они станут патрульными кораблями ледового класса KV Bison (W323) и KV Jarl (W324). Договор аренды заключен на пять лет с возможностью продления на такой же срок.

Корабли «Бизон» и «Ярл» строились в 2012-14 гг. по заказу компании Boa Offshore и предназначались для использования в добывающей промышленности. Строительство осуществлялось в рамках китайско-норвежского сотрудничества. В последние годы компания «Боа» испытывает финансовые трудности, которые заставили ее продать часть своего имущества, в т.ч. два судна.

Корабли KV Bison (W323) и KV Jarl (W324) имеют длину 92 м и водоизмещение 7300 т. Ледовый класс – DNV +1A1 и ICE-S. Имеются буксирные устройства и разнообразное спасательное оборудование. В связи с прошлой «специальностью» новые патрульные корабли могут эффективно бороться с разливами нефти. Вооружение на кораблях пока отсутствует, но может появиться в ближайшем времени.

Перспективы перевооружения


О возможном приобретении двух новых кораблей до конца 2019 г. стало известно всего несколько месяцев назад, причем до недавнего времени основные подробности таких планов не приводились. Последние события стали в некотором роде сюрпризом для общественности.

Уже известны планы командования на обозримое будущее. В 2013 г. заказали разработку нового проекта патрульного корабля с шифром «6615». Изначально планировалось построить только один такой корабль, затем серию увеличили до трех с опционом на четвертый. Согласно последним новостям, строительство четвертого корабля сейчас является маловероятным.


Boa Jarl (на переднем плане) и Boa Bison (сзади) в 2017 г., до передачи БОХР

Корабли KV Jan Mayen (W310), KV Bjørnøya (W311) и KV Hopen (W312) будут построены и переданы БОХР в 2022-24 гг. Их поставка позволит вывести из состава Kystvakten устаревшие корабли типа Nordkapp с сохранением желаемой численности флота и некоторым ростом его эффективности.

По известным данным, планы по развитию ВМС и БОХР Норвегии определены на срок до 2034 г. В них присутствует только одна новая программа в интересах береговой охраны – проект «6615» или Jan Mayen. Строительство, покупка или аренда новых кораблей пока не планируется. Впрочем, стремительность при заключении договора на «Бизон» и «Ярл» не позволяет полностью исключать такое развитие событий.

Оптимальный инструмент


Таким образом, на данный момент флот береговой охраны Норвегии является достаточно крупным и вполне способен решать возлагаемые задачи. В то же время, на вооружении остаются достаточно старые корабли с ограниченными возможностями. Средний возраст остального флота остается в разумных пределах. На темпах развития Kystvakten могут негативно сказываться разные факторы, от вспомогательной роли этой структуры до ограниченного финансирования.

Тем не менее, командование Хюствактн принимает все возможные меры и наращивает группировку кораблей, а также планирует будущее перевооружение. При всех объективных ограничениях, нынешний состав БОХР в виде 13-15 кораблей может считаться оптимальным и обеспечивающим дальнейшую эффективную службу.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    5 января 2020 06:59
    Как по мне - выглядят красиво. Судя по данным - тоже не плохи...
    1. KCA
      +4
      5 января 2020 07:26
      Как мне кажется, 18 узлов для береговой охраны маловато, как и пушки 40мм, только по моторным лодкам стрелять, но моторка уйдёт от такого корабля как от стоячего, лодочные моторы под 400лс не являются чем-то экстраординарным. И как у этих кораблей с обнаружением подводных лодок, из-за которых по всей скандинавии паника чуть не каждую неделю, но так ничего обнаружить не смогли, кроме сломанного метеорологического буя
      1. +4
        5 января 2020 07:46
        Цитата: KCA
        И как у этих кораблей с обнаружением подводных лодок, из-за которых по всей скандинавии паника чуть не каждую неделю,

        У них как и у нас были другие задачи.Охрана своих экономических зон от чужих кораблей браконьеров.И надо сказать что норвежцы не брезгуют пакостить в наших зонах при случае,когда нет наших ПСКРов поблизости.А в прошлом были случаи и откровенного грабежа и захвата наших рыбаков.Статья в ленту.Совсем недавно в новостных лентах промелькнуло вобщем-то не самое примечательное сообщение. Россия закрыла для норвежских исследовательских судов Баренцево море. Мировая общественность, как и планировалось, возмущена и озабочена!!! Россия опять поступила так вероломно и так неожиданно! Это неминуемо нанесет ущерб экосистеме! Русские снова проявили акт агрессии! Куда смотрит ООН?А почему, собственно, так вдруг и как бы внезапно для норвежских исследователей закрылось Баренцево море? Да всё потому, что этому были даны все поводы, о которых вдруг «забыла» прогрессивная общественность.Тюленья война Норвегия-СССР. Ярость гостеприимства.http://maxdigest.ru/?p=6463
      2. +5
        5 января 2020 11:14
        А российские катера "Береговая охрана" с такой же скоростью и с пулеметом не маловато ?
        1. KCA
          +2
          5 января 2020 13:01
          Так речь о кораблях, а не о катерах, пр. 22460 - 27 узлов, АК-630, два "Корда", пр. 10412 32 узла, вооружение различается, но включает АК-176, "Стрела-М", ПТРК "Штурм-В", АК-630, МТПУ, бомбовые установки, гранатомёты, согласитесь, вооружение мощнее и 27 узлов или 32 не 17
    2. +5
      5 января 2020 07:27
      Интерес вызывает широкая практика аренды кораблей для своих нужд!
      1. +1
        5 января 2020 11:08
        Цитата: Коте пане Коханка
        Интерес вызывает широкая практика аренды кораблей для своих нужд!

        У них там в нефтегазовой отрасли проблемы - вот и поддерживают штаны за счёт военных как могут.
        Обратите внимание на фото с "Boa Jarl" и "Boa Bison" - это гражданские суда, даже по окраске видно.
    3. +2
      5 января 2020 18:43
      Непривычно низко якорные клюзы расположены, хотя на "Папанине" такое же расположение, а вот на атомоходах обычное, "высокое" размещение, может это для меньшей радиозаметности?
  2. +1
    5 января 2020 07:36
    -Норвегии очень сильно повезло... -Ну , кто и когда может на неё напасть.??? -И от кого ей вообще защищаться ??? -Со времён викингов , где Норвегия сама была лютым агрессором , Норвегия по сути нигде и не воевала... -Была оккупирована , но так и отсиделась под немцами , с довольно малыми для себя потерями...
    -У Норвегии сегодня только одна беда , которую она сама себе придумала и создала... -Это нашествие в Норвегию , которое Норвегия сама себе и организовала...-нашествие арабов , негров , турок , алжирцев , пакистанцев , индусов , азиатов и прочего народа .., численность которого в Норвегии скоро превысит численность самих природных этнических норвегов...
    -А от них никто не спасёт ...-ни армия Норвегии , ни её пограничный флот , ни НАТО...
    -Вот так ...-яркий пример того , когда собственная государственная политика , собственного правительства может со временем привести это собственное государство к катастрофе... -Какие всё-таки наивные норвеги... -они всё от "русских" стараются защититься... -тоже мне... нашли себе "вечную угрозу"...-Хахах...
    1. +3
      5 января 2020 12:41
      .Норвегии очень сильно повезло... -Ну , кто и когда может на неё напасть.??? -И от кого ей вообще защищаться ??? -Со времён викингов , где Норвегия сама была лютым агрессором , Норвегия по сути нигде и не воевала..

      Вы очень категоричны!
      По завершению эпохи викингов, Норвегия была плотно «по самое нихочу» вовлечена в противостояние балтийских гегемонов Дании и Швеции! Так что в чем выражалось везение последней, я затрудняюсь ответить. Кровушки за пять веков норвежской пролилось дюже знатно.
      1. -3
        5 января 2020 13:22
        -Везение Норвегии в том , что она не растворилась в Дании...-ведь вся Норвегия говорит на датском языке... -норвежского языка ., как такового вообще не существует... -А потом норги ещё и свой остров обрели ...-целую Исландию... -Да и сама Норвегия выжила и осталась Норвегией , какие бы Карл(ы)XII и всякие Дании её куда бы не вовлекали... -Норвегия так и оставалась чистенькой , культурненькой , не очень богатой , уютненькой суверенной страной...
        -В мировых войнах Норвегия напрямую не участвовала... -А потом ещё ей и углеводородные недра открылись , которыми она очень умно воспользовалась и всё для своего народа во благо обратила... -И Дания сегодня по сравнению с Норвегией -просто бледная тень...-а ведь Норвегия могла просто "раствориться" в Дании...
        -И всё бы было с Норвегией хорошо ., но...но...но...но её постигло добровольное арабо-африкано-азиатское нашествие... -И .., скорее всего...-тут и "норвежской сказочке" конец... -Такая печальная история...
        -А так .было...."...всё хорошо , прекрасная маркиза"... -Хахах...
    2. +1
      5 января 2020 13:27
      Цитата: gorenina91
      Это нашествие в Норвегию , которое Норвегия сама себе и организовала...-нашествие арабов , негров , турок , алжирцев , пакистанцев , индусов , азиатов и прочего народа .., численность которого в Норвегии скоро превысит численность самих природных этнических норвегов...
      С чего вы взяли? Норги никого к себе не пускают.
      1. -4
        5 января 2020 13:40
        -Да ., как-то сами завелись.., под пограничными норвежскими катерами проплыли и высадились ..., пока норги против русских оборону крепили...
        -И сегодня , когда смотришь какой-нибудь скандинавский фильм (что шведский , что норвежский) , то...то...то...то , хочешь смотреть актёров шведов и норгов ; а видишь сплошных арабов , негров , индусов и тд... -вот тебе и "скандинавы"... -Их теперь только в старых (ретро) чёрно-белых скандинавских фильмах и увидишь...
        -Так это только в кинематографе , а сколько этих "прибывших" во всех сферах норвежской жизни уже осело...
        -Их "не пускали" , а они сами вдруг завелись... -Видать плохие у норгов "морские пограничники"...
        1. +2
          5 января 2020 15:00
          Вот только не надо путать Швецию и Норвегию. Швеция - в Евросоюзе, Норвегия - нет. В прошлом году я был в Норвегии, никаких негров с арабами не видел. От соседей народа полно - они в Норвегии зарабатывают.
          1. -2
            5 января 2020 15:40
            -А в кого тогда стрелял негодяй Брейвик (который сейчас сидит в тюрьме) ... несколько лет назад ???
            -Я понимаю , что это "некорректный пример" .., но этот вопиющий факт говорит сам за себя...
            1. +1
              5 января 2020 19:20
              Цитата: gorenina91
              -А в кого тогда стрелял негодяй Брейвик (который сейчас сидит в тюрьме) ... несколько лет назад ???
              -Я понимаю , что это "некорректный пример" .., но этот вопиющий факт говорит сам за себя...

              В молодых белых норвежцев, которые были "больны" мультикультурализмом....
            2. 0
              5 января 2020 19:25
              Цитата: gorenina91
              -А в кого тогда стрелял негодяй Брейвик (который сейчас сидит в тюрьме) ... несколько лет назад ???
              В тех, которые хотели, чтобы негров и арабов пускали в Норвегию.
      2. +1
        5 января 2020 17:25
        С чего вы взяли? Норги никого к себе не пускают.
        Через Россию протекал один из каналов пересечения границы.Норвежцы пускали к себе только людей на транспортном средстве.Так всякие афганцы скупили все развалюхи начиная с велосипедов в приграничных районах России.
      3. DRM
        0
        9 января 2020 21:36
        Цитата: bk0010
        Цитата: gorenina91
        Это нашествие в Норвегию , которое Норвегия сама себе и организовала...-нашествие арабов , негров , турок , алжирцев , пакистанцев , индусов , азиатов и прочего народа .., численность которого в Норвегии скоро превысит численность самих природных этнических норвегов...
        С чего вы взяли? Норги никого к себе не пускают.

        Он видимо путает Норвегию со Швецией (рядом ведь)).
  3. +5
    5 января 2020 08:10
    Простите что!? Названы в честь скандинавских технологий)))?! Наверное всё же мифических персонажей wink понимаю, праздники drinks
  4. 0
    5 января 2020 13:35
    3250 т - могли бы в таком водоизмещении фрегат сделать ,а не патрульник с одной пушечкой.
  5. +1
    5 января 2020 14:59
    У Норгов береговые посты хорошо развиты. Особенности рельефа позволяют.
  6. +3
    5 января 2020 15:00
    Цитата: gorenina91
    Норвегия по сути нигде и не воевала... -Была оккупирована , но так и отсиделась под немцами , с довольно малыми для себя потерями...

    Потопленный Блюхер отсиделись ? главное категорично заявить а историю знать не обязательно .
  7. 0
    5 января 2020 16:26
    Цитата: bk0010
    Вот только не надо путать Швецию и Норвегию. Швеция - в Евросоюзе, Норвегия - нет. В прошлом году я был в Норвегии, никаких негров с арабами не видел. От соседей народа полно - они в Норвегии зарабатывают.

    Сравнивая с 90ми прибавилось эмигрантов , но поняв , они эту лавочку перекрыли . У финов всё сложнее , ЕС . Но тоже начали бороться . В Кандалакше один "несчастный" в машине замерз из-за медленной очереди на границе , да и ОМОН не толирастничал плюс местные жители собачек спускали. А вот русско-говорящих стало больше , причем люди с очень узнаваемым говором представляются русскими ))) .
  8. 0
    2 февраля 2020 00:25
    Наши патрульники поинтересней будут:
    - многофункциональный патрульный корабль ледового класса проекта 23550 Арктика
    - Проект 22120 шифр «Пурга», скоростной многоцелевой патрульный корабль береговой охраны ледового класса.

    Вот только с количеством проблемы есть...
    для СФ и ТОФ нужно по 6 ед. Арктика и по 12-16 ед. Пурга