Эвакуация. Челябинский тракторный становится «Танкоградом»

41

На грани катастрофы


Потребность фронта в огромном количестве танков дала о себе знать уже в первые дни войны. Нарком Вячеслав Александрович Малышев на одном из совещаний зачитал сводки с фронтов:

«На Луцком направлении в течение 29 июня развернулось крупное танковое сражение, в котором участвовало до 4 тысяч танков с обеих сторон… На следующий день на Луцком направлении продолжаются крупные танковые бои, в ходе которых наша авиация нанесла ряд сокрушительных ударов по танкам противника. Результаты уточняются».

В книге Д. С. Ибрагимова «Противоборство» приводится эмоциональная реакция наркома на сводки:



«Вот это бой! 4000 танков! А мы над чем бьемся? 200-300 Т-34 в месяц на головном Харьковском заводе!... Надо довести выпуск до 100 танков в день!»


Действовать в сложившейся обстановке пришлось оперативно и не совсем в соответствии с предвоенными планами.


12 сентября 1941 года было сформирован особый Народный комиссариат танковой промышленности, в который первоначально вошли исконно «танковые» предприятия. Это харьковские заводы №183 (сборка Т-34) и №75 (дизели В-2), ленинградские Кировский завод (КВ-1) и №174 (Т-26), московский завод №37, занятый на производстве плавающего танка Т-40, мариупольский завод имени Ильича, выпускающий бронесталь для Т-34, а также завод имени Орджоникидзе (бронекорпуса для амфибии Т-40).

Стремительное продвижение вермахта заставило искать новые площадки для этих и других заводов на территории Урала. Вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле в соответствии с планом эвакуации должен был принять из Харькова производство танков Т-34. Свердловский Уральский завод тяжелого машиностроение получил множество оборонных предприятий, в том числе Ижорский завод, а на Уральский турбинный завод переместили мощности по сборке дизелей кировского завода. В октябре 1941 года сформировали Уральский комбинат по производству тяжелых танков, костяк которого составлял Челябинский тракторный (о возведении которого шла речь в предыдущих статьях цикла) с размещенным на его площадях кировским заводом. Поставками бронекорпусов и башен занимался Уралмаш, а турбинный завод частично обеспечивал комбинат дизелями. Однако изначально в планах советского руководства все было несколько иначе.

Интересна история с эвакуируемым Ленинградским государственным заводом № 174 имени К. Е. Ворошилова, который производил танки Т-26 и осваивал Т-50. Первоначально заместитель наркома среднего машиностроения С. А. Акопов в конце июля 41-го года предлагал разделить предприятие на две части: одну переместить в Москву для освоения производства Т-50, а вторую перебросить в Челябинск и развернуть сборку тяжелых танков. Но от такого предложения отказались в пользу полной эвакуации производства на Челябинский тракторный, а кировский завод должен был отправиться на нижнетагильский Уралвагонзавод. Спустя некоторое время нарком Малышев вообще решил переместить завод №174 на паровозостроительное предприятие в Оренбурге или, как он тогда назывался, в Чкалове. В спор тогда вступил заместитель наркома путей сообщения Б. Н. Арутюнов, который был категорически против – размещение крупного танкового производства в Чкалове парализовало бы часть ремонтных мощностей для паровозов.

Такие лихорадочные решения объяснялись достаточно просто: мобилизационная доктрина Советского Союза не предполагала, что враг вообще будет способен на столь стремительное продвижение вглубь страны, и о массовой эвакуации предприятий на восток думали в последнюю очередь.

В современной исторической науке, посвященной Великой Отечественной войне, существует два противоположных мнения относительно успешности эвакуации промышленности. В соответствии с традиционной советской точкой зрения, эффективность эвакуации никто не оспаривает: целое индустриальное государство было в короткие сроки успешно перемещено далеко на восток. Так, в книге «Экономический фундамент Победы» напрямую указывается, что

«каждая организация сразу же четко знала, куда её эвакуируют, а там знали, кто к ним прибудет и в каком количестве… Все это удалось обеспечить благодаря четкому и очень детальном планированию».

В продолжении читаем:

«Таким образом, в плановой системе никакой растерянности не было. Все развитие народного хозяйства, в том числе и его перебазирование на восток, было сразу же поставлено в строгие плановые рамки. Задания этих планов… детализировались сверху вниз, доходя до каждого исполнителя на местах. Каждый знал, что ему делать».

Или можно встретить вот такой миф:

«Как свидетельствуют исторические документы, эвакуированные предприятия из западных и центральных областей, промышленного Донбасса за 3-4 недели выпускали продукцию на новых местах. На открытых площадках собирали танки под навесом, а потом строили стены».


Эвакуация. Челябинский тракторный становится «Танкоградом»


Пути эвакуации военной промышленности СССР в 1941 году

Современные историки, получившие доступ к архивам (к примеру, сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук Никита Мельников), опровергают подобные утверждения. Наряду с тем, что историки соглашаются с неизбежностью эвакуации именно на Урал, в статьях можно встретить свидетельства неразберихи и откровенного отставания темпов эвакуации от требуемых сроков. Огромной проблемой стала неразвитая транспортная сеть Урала, когда остро не хватало шоссе, а существующие железные дороги были в плохом состоянии. Так, уральская железная дорога только на 1/5 был двупутной, что осложняло одновременную переброску резервов на фронт и эвакуацию промышленности на восток. В отношении формируемой «большой тройки» танковых заводов в Челябинске, Нижнем Тагиле и Свердловске есть множество свидетельств неудовлетворительного хода эвакуации осенью 1941 года. Так, 25 октября Молотовский обком констатировал недопустимую ситуацию с приемом составов на нижнетагильской станции Гороблагодатской, где 18 поездов оказались просто «брошенными», а, в общей сложности, 1120 вагонов подолгу простаивали с оборудованием и людьми. Поэтому говорить о 3-4 неделях, за которые эвакуируемые заводы вступали в строй на Урале, говорить совсем не приходится.


Но вернемся к Челябинскому тракторному заводу, который, в соответствии с постановлением от 19.08.1941 года должен были принять весь ленинградский завод легких танков №174. Первые эшелоны с демонтированным оборудованием вышли из северной столицы на Урал уже в конце августа. Также в Челябинск направилась часть оборудования из ижорского завода, предназначенное для производства корпусов Т-50. Собственно, все подготавливалось для создания на ЧТЗ крупного производства не тяжелых, а легких танков. На кировский завод к 30 августа успел перебросить в Нижний Тагил на вагоностроительное предприятие 440 вагонов оборудования с рабочими и семьями. И если бы история сложилась в соответствии с этими планами, кузницей отечественных тяжелых танков Победы стал бы Нижний Тагил. Но немецкое наступление на Украине поставило под угрозу захвата Харьковский завод №183 им. Коминтерна, который требовалось во что бы то ни стало эвакуировать на восток страны. А это, между прочим, не менее 85 тыс. кв. метров площадей, которые найти было очень сложно: Урал был уже насыщен практически до предела. Единственной площадкой, способной разместить столь крупное производство, оказался Уралвагонзавод, на котором, напомню, уже развертывались кировский завод и производство танков КВ. В этот момент и принимается судьбоносное решение о переброске кировского завода в Челябинск. А куда девать составы с оборудованием с ленинградского завода №174, которые уже шли по железной дороге на ЧТЗ? В Чкалов, как того ранее и хотел Малышев, а мощности ижорского завода переводились на Саратовский вагоноремонтный.

Из Харькова и Ленинграда в Челябинск


Примечательно, что единственным танковым предприятием, которое было эвакуировано в соответствии с довоенными мобилизационными планами, стал Харьковский моторный завод №75. Об этом упоминается в книге Никиты Мельникова «Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны». Челябинский тракторный завод изначально был предприятием-дублером харьковского моторостроительного, поэтому логично было в случае эвакуации разместить мощности именно на его базе. 13 сентября 1941 года нарком Малышев подписал приказ о поэтапной переброске целого завода из Харькова в Челябинск, для чего было выделено сразу 1650 вагонов. В первую очередь эвакуировали служащих и половину оборудования (комплекты штампов для производства В-2, испытательные стенды и около 70 человек инженеров с рабочими), чтобы уже к 25 октября принять вторую волну эвакуации. 18 сентября первый эшелон из Харькова отбыл в Челябинск. Туда же должны были уйти часть производственного оборудования Мариупольского металлургического завода имени Ильича, однако эта эвакуация закончилась трагедией. Завод, занятый на производстве танковой и судовой брони, успел за сентябрь 1941 года отправить в Нижний Тагил (туда уходила основная часть оборудования) сварочные аппарата, сварочные щиты, готовые корпуса, башни и заготовки к ним. А уже 8 октября в Мариуполь вошли немцы, которым достались вся производственная оснастка, вагоны, наполненные оборудованием, и большая часть рабочих завода.


Работники Кировского завода слушают новость о начале Великой Отечественной войны

Совет Народных Комиссаров СССР 4 октября предписывает эвакуировать танковое производство Кировского завода вместе с кадрами на базу Челябинского тракторного. Производство артиллерийских орудий этого же завода переводилось в Свердловск на Уральский завод тяжелого машиностроения, который также получал бронекорпусное производство танков КВ от Ижорского завода. Надо сказать, что руководство СССР откровенно затянуло с эвакуацией производства тяжелых танков из Ленинграда – все до последнего думали, что немцев удастся остановить. При этом фронт постоянно требовал новые танки и перерыв на эвакуацию на несколько месяцев срывал поставки. В итоге железнодорожная ветка, по которой можно было вовремя перебросить завод на Урал, была перерезана немцами. Поэтому оборудование кировского завода и рабочих перевозили до станций Ладожское озеро и Шлиссельбург, перегружались на баржи и по Ладожскому озеру и реке Волхов переправлялись до железнодорожной станции Волховстрой, откуда на ж/д составах уходили вглубь страны. Отдельно самолетами из осажденного Ленинграда до Тихвина перебросили 5000 самых важных инженеров, квалифицированных специалистов и руководителей кировского завода.


Групповой снимок работников Кировского завода наркомтанкопрома в г. Челябинске


Цех по сборке танковых двигателей на Челябинском Кировском заводе. Слева направо: бригадир Д.А. Кваша и члены его бригады, слесаря-сборщики М.И. Рыжков и Н.Н. Терентьев

Танки КВ-1 во дворе Челябинского Кировского завода. Весна 1942 г.

В общей сложности эвакуация в Челябинск закончилась только с прибытием последнего эшелона в январе 1942 года. Для приема оборудования из Ленинграда был построен новый механосборочный корпус площадью 12 тыс. кв. метров, механический цех для обработки отдельных деталей и сборочный цех площадью 15 тыс. кв. метров. Также во второй половине 41-го года расширили механический цех на 15,6 тыс. кв. метров и построили ангар для сборки и испытания моторов площадью 9 тыс. кв. метров. Так появилось объединенное предприятие — кировский завод, который единственный в стране выпускал тяжелые КВ-1, а также стал крупнейшим центром танкового дизелестроения – в его «портфолио» был В-2 и недолго младший брат В-4 для Т-50. Руководителем «Танкограда» стал Исаак Моисеевич Зальцман (также он занимал должность заместителя наркома Народного комиссариата танковой промышленности), настоящий «танковый король», биография которого требует отдельного рассмотрения.

Герой Социалистического Труда генерал-майор инженерно-танковой службы Исаак Моисеевич Зальцман (1905—1988)


При этом ЧТЗ не ограничивал себя исключительно танками. На 22 июня 1941 года только один цех завода был занят на сборке КВ-1 и к началу войны успел выпустить 25 тяжелых танков. Основной продукцией были трактора С-65, С-65Г и С-2, сборку которых прекратили только в ноябре. Всего до конца 1941 года было собрано 511 танков КВ-1.


Через три дня после начала войны руководители завода получили шифротелеграмму с приказом о начале производства боеприпасов, как того требовал мобилизационный план от 10 июня 1941 года. Это были 76-мм и 152-мм снаряды, а также цилиндры к 76-мм боеприпасам. Кроме этого, в четвертом квартале 1941 года на ЧТЗ выпускали детали ЗАБ-50-ТГ к реактивным снарядам М-13 – в общей сложности их было сделано 39 тыс. штук. 600 тыс. лент к пулемету Березина также были изготовлены на ЧТЗ в первый год войны, вместе с 30 металлорежущими станками и 16 тыс. тонн стального проката.

Продолжение следует…
Историко-архивный фильм "ЧТЗ-УРАЛТРАК" (к 75-летию)

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    5 января 2020 06:08
    Сказания давно минувших дней...предания седой старины...
    Выполнение поставленных задач в экстремальных условиях.говорит о эффективности управляющей системы.
    1. +13
      5 января 2020 06:16
      Цитата: апро
      Сказания давно минувших дней...предания седой старины...
      Выполнение поставленных задач в экстремальных условиях.говорит о эффективности управляющей системы.

      И самоотверженному трудовому подвигу простых людей-детей,женщин,стариков..Низкий поклон всем труженикам тыла,это они выковали нашу Победу.
    2. +3
      5 января 2020 08:27
      Цитата: апро
      Выполнение поставленных задач в экстремальных условиях.говорит о эффективности управляющей системы.

      План эвакуации то существовал. Вот только он был конца 30-х годов. Надо найти воспоминания одного из сотрудников ГенШтаба РККА, где он четко пишет, что где то с конца зимы - начала весны 1941 года, в ГенШтабе в авральном порядке проходили мероприятия по уточнению тех планов, в свете новых сложившихся реальностей. Ну, что успели сделать к июню, то успели... Но конечно было и много и не решенных вопросов
      1. +5
        5 января 2020 08:52
        Цитата: svp67
        Цитата: апро
        Выполнение поставленных задач в экстремальных условиях.говорит о эффективности управляющей системы.

        ......Ну, что успели сделать к июню, то успели... Но конечно было и много и не решенных вопросов
        По моему, успели очень много. А строительство цехов! !Если примитивно сравнить с сегодня, относительно дома, где я живу, то по площадям---12000-кв.м.---Это 24этажный дом.Соответственно 15000кв.м.---это 30 этажный дом.......
        1. +3
          5 января 2020 08:53
          Цитата: Reptiloid
          А строительство цехов!

          Воспользовались тем, что уже было отстроено и отстраивалось по старым "моб.планам".
          1. +6
            5 января 2020 09:00
            Цитата: svp67
            Цитата: Reptiloid
            А строительство цехов!

            Воспользовались тем, что уже было отстроено и отстраивалось по старым "моб.планам".

            Ну да! При социализме всё делалось заранее. Не знаю, как сейчас с планами.
            В голову лезут мысли про многолетнее строительство стадиона, про новые станции метро, где вода....вот только вчера был на Дунайской....
      2. +1
        5 января 2020 10:05
        Цитата: svp67
        План эвакуации то существовал

        План и выполнение плана это две большие разницы.да план эвакуации был разработан.но выполнять его пришлось в экстремальных условиях.
        1. +4
          5 января 2020 10:12
          Цитата: апро
          но выполнять его пришлось в экстремальных условиях.

          Увы, но это ОБЫЧНОЕ состояние для нашей страны...
          1. +4
            5 января 2020 10:54
            Цитата: svp67
            Цитата: апро
            но выполнять его пришлось в экстремальных условиях.

            Увы, но это ОБЫЧНОЕ состояние для нашей страны...

            В экстремальных условиях выполняли! Выполнили!
            Несколько удалюсь от темы статьи.
            В 92году мы переехали в 12этажный дом в Приморском районе, буквально в последний из построеных.Дальше, до леса, километра 2----какой-то бурьян, какая-то зыбкая почва, остатки стройматериалов и мусора.....Также и среди застройки были такие же незастроенве лакуны.....
            Тем не менее, везде в этих пустотах были коммуникации проложены, люки, водопровод.... Такое вод наследство в соответствии с планами оставил социализм.
            Наверно, только сейчас застроили эти пустоты.Многоэтажки, социальные здания....
            Но мне неизвестно, может дальше ещё тоже есть такие места в районе, глядя на карту----похоже....
      3. 0
        5 января 2020 16:43
        Сергей.план был разработан раньше-где то в середине 30-х. потом шли "коррекции".Вот только (как упоминается в статье) никто не ожидал.что немцы будут так стремительно продвигаться.
    3. +5
      5 января 2020 15:59
      Цитата: апро
      ...говорит о эффективности управляющей системы.

      Правда, сейчас находится много умников в либеральной прессе, которые эту эффективность подвергают сомнению. Да, конечно была неразбериха, но может быть у кого-то есть примеры более эффективного «переселения» индустрии на большое расстояние!? У меня есть один «пример». Это эвакуация предприятий в царской России в Первую мировую. Вот это был бардак! drinks wassat Вот это была «эффективная система»! Если ещё учесть, что скорость продвижения германских частей была непомерно ниже, чем в Великую Отечественную, то картина становится вообще неприглядная! Низкий поклон нашим предкам, которые совершили невозможное! hi
      1. +4
        5 января 2020 21:56
        Совершенно верно. В ПМВ эвакуацию авиазавода "Руссо-Балт" из Риги так и не смогли провести.
  2. +7
    5 января 2020 07:04
    Интересное продолжение интересного цикла статей. Спасибо автору.
  3. +6
    5 января 2020 08:23
    Отдельно самолетами из осажденного Ленинграда до Тихвина перебросили 5000 самых важных инженеров, квалифицированных специалистов и руководителей кировского завода.
    Это очень много. Из того же Харькова в Нижний Тагил вывезли 8 000 человек, всего... Очень много спецов осталось в Харькове Чем не упустили воспользоваться немцы, привлекшие оставшихся в оккупации спецов для организации ремонта советских танков на площадях Харьковского танкового завода
  4. +5
    5 января 2020 08:47
    Хорошая статья, спасибо автору, однако Наряду с тем, что историки соглашаются с неизбежностью эвакуации именно на Урал, в статьях можно встретить свидетельства неразберихи и откровенного отставания темпов эвакуации от требуемых сроков Если сравнить с неразберихой и срывом всяких планов на фронтах, то эвакуация промышленности просто идеально проведена!
    1. +1
      6 января 2020 00:23
      Эвакуация. Челябинский тракторный становится «Танкоградом»

      Эвакуация просышленности в годы Великой Отечественной войны - это великий подвиг нашего народа. Важная и нужная статья. Спасибо Автору,что поднял эту тему.
  5. +3
    5 января 2020 09:04
    Замечательная статья. +++++Сегодня и предыдущие прочту.
    1. +1
      5 января 2020 11:07
      Это наша славная история. Ничто не должно быть забыто.
      1. +2
        5 января 2020 11:12
        Цитата: rocket757
        Это наша славная история. Ничто не должно быть забыто.

        Сжатые сроки, при разнице в технике, связи между тогда и сейчас.
        1. +3
          5 января 2020 11:22
          Сейчас страна другая, власть ... другая. Очень не хочется увидеть того, что и народ страны станет другим!
          Народ это та константа, которая должна сохраняться ВСЕГДА!
          1. +1
            5 января 2020 11:28
            Сейчас можно наблюдать переформатирование у наших соседних стран, ближнее зарубежье, бывшие советские республики
            1. +1
              5 января 2020 11:49
              Процесс пошел даже не вчера. Ошибок наши прежние руководители, ведущие, наделали много .... до конца ещё не осмыслили, МЫ, всё, что тогда произошло, а надо думать как сохранится сейчас!
              Сложно, трудно, но нужно.
              1. +2
                5 января 2020 12:26
                Цитата: rocket757
                Процесс пошел даже не вчера. Ошибок наши прежние руководители, ведущие, наделали много .... до конца ещё не осмыслили, МЫ, всё, что тогда произошло, а надо думать как сохранится сейчас!
                Сложно, трудно, но нужно.

                Как не вчера, Виктор----это мне неизвестно, а вот как сейчас---переименования, памятники.....Вот что обидно.
                1. +1
                  5 января 2020 13:34
                  Теперешние поступают СТАНДАРТНО. Методы отработанные до них.
                  Эффективно это окажется, в конце концов, сейчас точно не скажешь. Общество, люди пока сопротивляются. Слабо, пассивно, но оно всё ж есть.
                  1. 0
                    5 января 2020 21:08
                    Вспоминаются Ваши слова про объединения людей по убеждениям.О необходимости их.
                    Да, так.Потому что большинство средств как раз у тех, кто старается переформатировать
                    Цитата: rocket757
                    Теперешние поступают СТАНДАРТНО. Методы отработанные до них.
                    Эффективно это окажется, в конце концов, сейчас точно не скажешь. Общество, люди пока сопротивляются. Слабо, пассивно, но оно всё ж есть.
  6. +3
    5 января 2020 09:05
    Всем доброе утро .
    Читая эти строки , можно понять какого труда стоило народу все предприятия эвакуировать в глубь страны .
    О эвакуации учили (раньше , сейчас не знаю ) в школе , но были молоды , и как то не очень об этом задумывались .
    Такое надо писать , что бы молодежь читала . Хороший , полезный цикл статей поднят на ВО . Спасибо .
    1. +2
      6 января 2020 00:43
      Об этом есть известная книга Веры Пановой "Кружилиха". И замечательные советские фильмы снятые по этому роману: Евдоким и Евдокия","Рабочий поселок", " Сережа"
  7. +3
    5 января 2020 11:06
    Об этом надо рассказывать, снимать фильмы ....
    Это подвиг наших предков, о котором нельзя забывать НИКОГДА.
    1. +3
      6 января 2020 16:37
      Есть такой фильм.
      "Особо важное задание" называется.
      Только он не про танки, а про самолеты.
      1. +1
        6 января 2020 17:24
        Есть фильмы, большие эпизоды во многих фильмах!
        Про те героические свершения нашего народа, лишних, не нужных напоминаний быть НЕ МОЖЕТ.
        1. +1
          6 января 2020 17:40
          Это часть Великой Отечественной Войны без сокращений.
          1. +1
            6 января 2020 17:42
            Подвиги наш народ совершал и на полях сражений и в тылу.
            ОДИН НАРОД, ОДНА ПОБЕДА НА ВСЕХ!
            1. +1
              6 января 2020 18:54
              Постараюсь посмотреть перечисленные фильмы
  8. -3
    5 января 2020 17:56
    Нужно было изначально большую часть этих предприятий строить в Сибири и на Урале.
    1. +2
      5 января 2020 22:00
      А откуда в Сибири и на Урале в 30-х годах специалисты для этих предприятий, если их и в центре не хватало?
      1. -1
        6 января 2020 15:19
        А что до 30ых в Сибири и на Урале вообще промышленности не было?
        1. +1
          6 января 2020 17:42
          Похоже, что в требуемом количестве не было, иначе не пришлось бы строить новые. До 1929 года бОльшая часть населения СССР была занята в сельском хозяйстве, причём не товарном.
  9. +1
    6 января 2020 06:50
    По молодости работал на Барнаултрансмаше.Во время ВОВ дизельный завод √77,эвакуированный из Харькова.10% всех В-2 для танков.Был очень впечатлен экспозицией заводского музея времён Войны.То ,что был совершен трудовой Подвиг иначе не назовешь.
    Слава нашим героическим предкам.Богатыри - не мы,к сожалению!
  10. -3
    7 января 2020 15:38
    Вся советская история -это сами себе устраиваем трудности, а затем с доблестью их преодолеваем...война 1941- 1945г. - самая проигрышная военная кампания России за всю историю, с момента применения огнестрельного оружия, причем противник- то был заведомо слабее...только за первые пол-года войны РККА потеряла (убитыми, ранеными и пленными) 6млн.чел., а вермахт -1.5млн.чел, и это при том, что немцы наступали и захватили огромные территории..да, советский народ показал героизм и победил, но это нисколько не умаляет вины большевистской клики, незаконно стоявшей у власти в стране, и в первую очередь повинной во всех лишениях, что перенес наш народ. ДАВНО ПОРА УЖЕ ОСУДИТЬ ВСЮ ЭТУ МАЙДАННО- САТАНИНСКУЮ ВЛАСТЬ, И ИХ ЛИДЕРОВ, ОТ УЛЬЯНОВА ДО СТАЛИНА!
    1. 0
      2 февраля 2020 00:03
      Цитата: Юрий Марунченко
      Вся советская история -это сами себе устраиваем трудности, а затем с доблестью их преодолеваем...

      Это субъективное впечатление, но оно не опасное. Главный термин здесь - "ДОБЛЕСТЬ".
      Цитата: Юрий Марунченко
      война 1941- 1945г. - самая проигрышная военная кампания России за всю историю, с момента применения огнестрельного оружия, причем противник- то был заведомо слабее...

      Что же лучше было бы разоружиться и часть территорий отдать, как в Крымскую, или весь Балтийский флот утопить и войти в военно-морскую историю участником Величайшего военно-морского Цусимского сражения??? Приятно слышать о слабости по сравнению с СССР Германии+Австрии+ Чехословакии+
      Италии, большей части Франции, Голландии, Дании....
      Цитата: Юрий Марунченко
      только за первые пол-года войны РККА потеряла (убитыми, ранеными и пленными) 6млн.чел., а вермахт -1.5млн.чел, и это при том, что немцы наступали и захватили огромные территории..

      По людям цифры неверные... Но размер трагедии от этого не меньше.
      Цитата: Юрий Марунченко
      да, советский народ показал героизм и победил, но это нисколько не умаляет вины большевистской клики, незаконно стоявшей у власти в стране, и в первую очередь повинной во всех лишениях, что перенес наш народ.

      Либо народ советский и во главе героическая партия Большевиков-ленинцев, либо большевистская клика подмяла ... Думаю, правильно первое, и это доказано историей.
      Цитата: Юрий Марунченко
      ДАВНО ПОРА УЖЕ ОСУДИТЬ ВСЮ ЭТУ МАЙДАННО- САТАНИНСКУЮ ВЛАСТЬ, И ИХ ЛИДЕРОВ, ОТ УЛЬЯНОВА ДО СТАЛИНА!

      Разберитесь в современности... и не надо будет плевать в родную историю.
      Впрочем с необходимостью осудить майданную власть согласен.
    2. 0
      7 марта 2020 18:36
      Сатана довольно потирает руки: план по срочному уничтожению населения восточной и частично западной Европы удался. Ставленники сатаны постарались каждый по своему: Сталин создал вермахту теплую ванну до Волги. Ну а дальше и планов не было - земли мало пригодные для жизни. Гитлер настроил концлагерей плюс спровоцировал англичан на бомбардировки городов. Те хорошо постарались и сожгли до хрена народа. Во имя сатаны. А уже после войны ввиду ужасов и тотального безобразия было решено чуток сатану приструнить, и регулировать численность населения мягкими методами с помощью развития промышленнности, переселения в города где больше двух детей редко кто заводит, с помощью возникновения абортной индустрии, с помощью внедрения избыточного всеобщего образования в массы, сейчас добавилась виртуальная реальность, ЛГБТ, чайлдфри идеология, трудовая миграция, сдвиг планирования деторождения в последетородный возраст. И получается ведь безо всяких войн остановить увеличение численности людей!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»