Серебро и ртуть. Тайные операции Второй мировой войны

114
Серебро и ртуть. Тайные операции Второй мировой войны

Тридцать одна тонна ртути


В апреле 1944 года из Киля отплыла большая океанская подводная лодка U-859 (тип IXD2), несшая секретный груз (31 тонну ртути в металлических колбах) и направлявшаяся в оккупированный японцами Пенанг. Менее чем за час до пункта назначения, после шести месяцев и 22 000 миль пути, U-859 была потоплена британской подводной лодкой HMS Trenchant. Из 67 членов экипажа только 20 человек смогли подняться на поверхность с 50-метровой глубины.

Ртуть в больших количествах перевозилась на подводных лодках в рамках германо-японских соглашений об обмене материалами и технологиями, необходимыми для военных действий. Некоторые из этих подводных лодок достигли своих пунктов назначения, другие были потоплены в пути (как U-864) или сдались с грузом на борту в конце войны U-234.



Лодки типа IXD2 обладали самой большой в германском флоте дальностью плавания. Автономность плавания составляла 23700 миль, на 12 узлах, 57 миль на 4 узлах под водой. Предельная глубина погружения — 230 м.

На них были установлены два мощных дизеля MAN с наддувом. Также установлены два дополнительных дизеля, используемых при крейсерском плавании в надводном положении. Для сокращения времени погружения была срезана надстройка в носовой части. На вооружении U-859 находилось шесть торпедных аппаратов (четыре на носу и два на корме), 24 торпеды, одна морская пушка SK C / 32 10,5 см, Flak M42 3,7 см, а также два 2 см (C / 30) зенитных орудия. U-859 была оборудована шноркелем.

На некоторых подлодках, действовавших в группе Monsun (группа немецких подводных лодок, действовавшая в Тихом и Индийском океанах во время Второй мировой войны, организационно входила в состав 33-й флотилии подводных лодок), использовался небольшой одноместный разборный автожир Focke-Achgelis Fa-330 "Bachstelze" ("Трясогузка"), способный подниматься на высоту до 120 м.


4 апреля 1944 года подводная лодка U-859 под командованием капитан-лейтенанта Иоганна Джебсена покинула Киль, неся на своем борту 31 тонну ртути в металлических колбах, а также крайне необходимые детали радарных установок и не менее важную техническую информацию. После непродолжительной остановки в норвежском Кристиансанне лодка продолжила плавание, пройдя между Шетландскими островами и Гренландией, выйдя затем в Атлантику. Капитан-лейтенант И. Джебсен избегал судоходных путей и во время своего пребывания в Северной Атлантике. Лодка оставалась под водой 23 часа в сутки, двигаясь под шноркелем, всплывая на поверхность всего на один час по ночам.

Джебсен был осторожным и методичным человеком. Он использовал рацию только для прослушивания и не сообщал расположение лодки. У него были строгие указания: первоочередной задачей являлось скрытно достичь пункта назначения Пенанг и никак не обнаруживать себя. Почему Джебсен 26 апреля решил атаковать панамский грузовой корабль «Колин», отставший от конвоя SC-157 в результате поломки рулевого механизма, можно только гадать.

Потопив «Колин» тремя торпедами, U-859 продолжила свой путь на юг. По истечении двух месяцев подводная лодка обогнула мыс Доброй Надежды и вошла в Индийский океан.

5 апреля U-859 была замечена и атакована Lockheed Ventura (по другим источникам, атакующим самолетом был «Каталина»). И опять вместо погружения Джебсен решил, что может легко сбить самолет, используя имеющиеся на борту оружие.

— Flieralarm! — выкрикнул он, и команда заняла свои боевые посты.

Оба зенитных орудия C/30 открыли огонь, но 3,7-cm заклинило. Самолет пролетел над подводной лодкой, обстреливая её из пулеметов. Расчет Flak M42 пытался устранить неисправность. Самолет развернулся и снова пошел в атаку, обстреливая подводную лодку. Джебсен решил, что больше не собирается участвовать в этом смертельном конкурсе, и приказал совершить аварийное погружение. Когда U-859 скользнула под воду, пять бомб упали рядом, сотрясая лодку. В результате атаки три члена экипажа субмарины получили ранения, один погиб, был серьезно поврежден шноркель.


Второй жертвой U-859 стал «серебряный» «Джон Барри», судно серии «Либерти». Есть несколько версий насчет того, сколько же серебра перевозило данное судно. Одна из них: помимо трех миллионов серебряных саудовских риялов, чеканившихся в Филадельфии по просьбе Саудовской Аравии, на борту находилось значительное количество серебряных слитков, предназначенных для СССР, на сумму в 26 млн. долларов, эквивалентных примерно 1500 тоннам серебра по ценам 1944 года.



На закате 28 августа U-859, как обычно, всплыла на поверхность для определения координат и подзарядки аккумуляторов. Были установлены следующие приблизительные координаты: 15°10`с.ш. и 55°18`в.д. И тут капитан-лейтенант Джебсен невероятно удивился и одновременно обрадовался: он увидел вражеское торговое судно, не сопровождаемое эскортом и шедшее неравномерным зигзагообразным курсом в режиме почти полной светомаскировки. Три торпеды, и «Джон Барри» опустился с сокровищами на глубину 2600 метров.


Три дня спустя еще одно судно, британский «Троил», с грузом чая, копры и кокосового масла, также был потоплен U-859.


22000 миль позади. Осталось 20


На рассвете 23 сентября 1944 года U-859 поднялась из вод теплого Индийского океана на полпути между островами Лангкави и Ботонг. Подводная лодка преодолела 22 000 морских миль, из которых 18 000 под водой. Она была в пути пять месяцев, две недели и пять дней.

Джебсен связался Пенангом, и ему сообщили, что из-за ухудшения погодных условий ему придется идти в гавань без сопровождения и без защиты. U-859 находился в 20 морских милях к северо-западу от Пенанга в Малаккском проливе, двигаясь по поверхности со скоростью около 14 узлов.

Немецкие наблюдатели не смогли обнаружить британскую подводную лодку HMS «Trenchant» или приближающиеся торпеды. Командир HMS «Trenchant» Артур Хезлет совершил внезапную атаку, используя свои кормовые торпедные аппараты.

U-859 затонула сразу, погибли 47 человек, включая ее командира.

Двадцать членов экипажа все же смогли спастись. Одиннадцать из оставшихся в живых были подобраны HMS «Trenchant» сразу же после затопления, остальные девять были подобраны японцами после 24 часов дрейфа и доставлены на берег.

(Самая значительная победа HMS «Trenchant» — потопление японского крейсера «Асигара» 8 июня 1945 года. Это был крупнейший японский военный корабль, потопленный Королевским флотом во время войны. Артур Хезлет дослужился до вице-адмирала.)

Вместо эпилога


В 1972 году на месте гибели U-859 коммерческими дайверами было поднято в общей сложности 12 тонн ртути и доставлено в Сингапур. Вскоре на место гибели подводной лодки прибыли представители малайзийского военно-морского флота и запретили дальнейшие работы.

Высший суд Сингапура постановил:

«…германское государство никогда не прекращало свое существование, несмотря на безоговорочную капитуляцию Германии в 1945 году, и то, что было собственностью германского государства, если только оно не было захвачено и изъято одной из союзных держав, все еще остается собственностью немецкого государства…»

(Доклады о международном праве. Т. 56. Издательство Кембриджского университета, 1980. С. 40–47.)

Впоследствии обломки лодки были уничтожены взрывчаткой немецкой дайв-командой.

В ноябре 1989 года Шумейкер, Фионделла и два вашингтонских юриста выиграли право на исследование судна «Джон Барри». В 1994 году, после четырех лет испытаний, которым предшествовали долгие годы кропотливых архивных исследований, полтора миллиона саудовских риялов весом 17 тонн были подняты с места гибели «Джон Барри».


По материалам: uboat.net, archive.aramcoworld.com, en.wikipedia.org.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

114 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    6 января 2020 05:19
    Сергей, спасибо за новую интересную морскую повесть! good
    Как-то расслабился германский командир буквально на последних метрах дистанции. Или, всё же, судьба? Как бы то ни было, командир британской лодки молодец, тем более если учесть, что Королевский подводный флот в эту войну себя особенно ничем не прославил, так что адмиралом Хезлет в последствии стал вполне заслуженно. hi
    1. +13
      6 января 2020 08:06
      hi Блетчли-парк работал. wink Уж больно была сильна вера в свою ,Энигму, у немцев.HMS «Trenchant» караулила их давно уже. И да, после потопления "Колина" Джебсен все же выходил на связь.
      1. +11
        6 января 2020 08:16
        Выходил на связь, ну и д у р а к, история с "Бисмарком" ничему не научила.
        1. +4
          8 января 2020 12:23
          Выходил на связь, ну и д у р а к,

          Сам факт выхода на связь ничего противнику не дает. Максимум можно приблизительно определить район нахождения лодки.
          Даже если расшифровали перехваченное сообщение, не факт ,что там содержалась информация о пункте назначения и времени прибытия.
          Но если его ждали у входа в порт, можно предположить агентурную разведку.
          1. +3
            8 января 2020 13:25
            Для того, чтобы покончить с "Бисмарком" хватило одного радиоперехвата. А в отношении того, что у англичан имелись разведданные о выходе лодки и о конечной точке её маршрута Вы правы, иначе всё случившееся объяснить невозможно. Англичане буквально караулили её.
            1. +5
              9 января 2020 09:19
              Англичане буквально караулили её.

              коллеги, прошу прощения за долгое отсутствие. wink Статья шикарная, кланяюсь Автору good
              Вспомнился Игорь Можейко. Он в книге "Пираты, корсары, рейдеры" описывает эпизод с подлодкой U-852. Что, мол, потопив торговое судно, команда занялась расстрелом экипажа, и увлеклась настолько, что не заметила вражеского самолета. который лодку и утопил.
              Но Игорь Всеволодович неточен, видимо. request Да, немцы потопили греческий пароход "Пилевс", и действительно расстреливали выживших, причем, согласно википедии, в расстреле участвовал даже "добрый немецкий судовой доктор"... negative только что критические повреждения, после которых лодка выбросилась на берег, были нанесены ей английскими бомбардировщиками через полтора месяца после совершения преступления. А вот трое выживших с экипажа злополучного парохода носились в плотике по морю аж целых 39 дней! hi
              Еще раз: Сергей - кланяюсь! drinks
              1. +4
                9 января 2020 09:50
                Николай, привет и мои поздравления с прошедшим Рождеством! hi
                Я Можейко читать просто не стал, какой смысл читать книгу хорошего историка-востоковеда по теме, которую он знает не больше, чем любой из его читателей. Вы сами отметили его, мягко говоря, "неточность". У нас есть ещё один писатель, который частенько выдаёт желаемое за действительное, В.С. Пикуль, но он хоть не претендует на звание историка, а называет свои книги Роман-хроника.
                И, кстати, после войны союзники судили и приговорили к смертной казни всего одного командира германской субмарины (не помню имя), хотя, конечно, там был не единственный такой случай. Обо всём гораздо больше и лучше может рассказать наш Сергей, ему и карты в руки. drinks
                1. +3
                  9 января 2020 09:54
                  про Можейко - соглашусь с Вами, что на веру принимать не стоит, но пишет очень хорошо. hi
                  Обо всём гораздо больше и лучше может рассказать наш Сергей, ему и карты в руки.

                  Именно! Подпишусь! drinks
                  Николай, привет и мои поздравления с прошедшим Рождеством!

                  И Вас всех с уже наступившим Рождеством!
              2. +4
                9 января 2020 10:12
                Пане Коханку (Пане Коханку)

                hi спасибо.
                эпизод с подлодкой U-852
                ,,,эт как же вы пропустили belay
                в сентябре была статья"Смерть на экваторе" feel
                1. +4
                  9 января 2020 10:41
                  в сентябре была статья"Смерть на экваторе"

                  пропустил! belay каюсь-каюсь-каюсь!recourse
                  Командира подводной лодки Хайнца Экка, судового врача Вальтера Вайспфенинга и старпома Августа Хоффмана приговорили к смертной казни и расстреляли 30 ноября 1945 года.

                  Но врач??? Врач с пулеметом убивал безоружных? belay Это уже вообще... negative один мой знакомый Добрый Доктор этого немецкого айболита придушил бы голыми руками за такое... am
                  1. +3
                    9 января 2020 11:11
                    Николай, вот Вы мне и напомнили, именно Экка я и имел в виду.
                    1. +2
                      9 января 2020 11:30
                      Николай, вот Вы мне и напомнили, именно Экка я и имел в виду.

                      вроде, не единственный случай подобный.. what
                      1. +4
                        9 января 2020 11:35
                        ,,,война request после таких эксцессов свидетелей мало остается.
                      2. +4
                        9 января 2020 11:43
                        после таких эксцессов свидетелей мало остается.

                        как сказал бы Влад - "угу". recourse и концы в воду - в буквальном смысле.
                        В вики читал, что во время операции "Вундерланд" в 1942-м году немцы с подлодки U-209, потопив нашу баржу с людьми, тоже добивали...
                        Информация о нападении германской подводной лодки на буксирный караван у острова Матвеев была получена в Хабарово около 09.20. Стоящие там тральщики ТЩ-54 и ТЩ-62 под общим командованием капитана 3 ранга Королева снялись с якоря и двинулись в район происшествия. В 11.00. на зюйде был замечен силуэт буксира "Норд", с которым удалось сблизиться через 40 минут. Его капитан вкратце обрисовал ситуацию, сообщив, что о судьбе остальных судов и их экипажей он ничего не знает. Пристроив буксир в кильватер ТЩ-54, корабли полным ходом пошли к острову Матвеев.
                        В 14.40. при подходе к острову на воде была замечена шлюпка с людьми. Тральщики изменили курс и в 15.00. приняли на борт двух человек с баржи П-4, один из которых имел тяжелое ранение в руку. Одновременно ТЩ-54 подобрал два мертвых тела, державшихся на воде благодаря пробковым поясам. Спасенные сообщили, что они единственные, кто уцелел с баржи П-4. Согласно их показаниям, германские подводники, расстреляв судно из артиллерии, добивали плавающих в воде из ручного оружия.

                        http://old.nvinder.ru/archive/2005/mar/28/08.html
                        лодка эта в 1943-м пропала без вести со всем экипажем.. negative туда и дорога!
                      3. +5
                        9 января 2020 11:56
                        ,,,с подводными лодками много интересного завязано.
                        Как бы пошла история, если бы Цан на U–56 30 октября 1939 потопил "Нельсон" с Черчилем на борту,но торпеды отказали. Или английская USS Finback не выловила бы будущего 41-й президента США Д. Буша. what Фатум wink
                      4. +4
                        9 января 2020 12:19
                        М-да Винни-пуху вообще везло, во время Англо-бурской войны смог удрать из плена, а вот топить его не стоило, кто бы произнёс тогда знаменитую Фултонскую речь?
                        Сегеж, а как тебе "Летучий голландец" Платова?
                      5. +4
                        9 января 2020 12:26
                        а вот топить его не стоило, кто бы произнёс тогда знаменитую Фултонскую речь?

                        а если бы Рузвельт дожил до конца президентского срока - послевоенная история вообще пошла бы иначе? hi
                      6. +5
                        9 января 2020 12:32
                        Вы знаете Константин,вот буквально на днях перечитывал. А ведь Л.Платов писал-то в общем правду. Без конкретики конечно,но эта информация и сейчас в основном под секретом. Про все тайные походы в Южную Америку, тайные сговоры,о поставках материалов.
                      7. +4
                        9 января 2020 12:39
                        Да, мне эта книга всегда нравилась, а вот фильм не зашел, как увидел этот как бы "торпедный катер" -- всё, не могу воспринимать и точка.
                        А вот найти что-нибудь про эти секретные рейсы в Латинскую Америку было бы крайне интересно.
                        Не читал "В кольце анаконды"? Публиковали в семидесятые вроде бы в Вокруг Света.
                      8. +5
                        9 января 2020 13:14
                        Да, мне эта книга всегда нравилась, а вот фильм не зашел, как увидел этот как бы "торпедный катер" -- всё, не могу воспринимать и точка.

                        немножко не в тему флота, но в тему восприятия фильмов. hi в прошлом году вышел "исторический фильм" "Две королевы" - про взаимоотношения Елизаветы и Марии Стюарт. Я даже хотел в кино на него сходить, потом дико радовался, что не сделал этого! wink в общем, где-то в апреле я посмотрел его в инете на халяву. Фильм стал неинтересен через десять минут, как только первый раз показали "английский королевский Двор XVI века". Двор - в смысле, свиту. Хм.. половина - негры.. no В смысле, афроангличане.. negative вот после этого у меня фильм точно "не зашел", как Вы говорите, и на половине я его выключил, и не досматривал. request а Вы - торпедный катер, торпедный катер, Константин! drinks Это так, мелкая шалость по сравнению с тем, что снимают сейчас! laughing drinks
                      9. +4
                        9 января 2020 13:36
                        ,,,насчет фильмов. Недавно вот смотрел,,в глаза не бросается?

                        погоны.
                      10. +3
                        9 января 2020 14:00
                        насчет фильмов. Недавно вот смотрел,,в глаза не бросается?

                        позор. hi
                        а как Вам вот это?
                        Это замгубернатора Ростова (я вот не знаю, чем там дело кончилось?) Сергей Сидаш. В образе "сталинского сокола". https://donday.ru/zaderzhannyy-v-rostove-zamgubernatora-sergey-sidash-hranit-doma-svoi-portrety-v-obrazah-dvoryan-i-voennyh.html

                        Только что тот, кто делал ему сей портрет, явно халтурил! Ибо форма - до 43-го года, а вот орден Ленина с колодкой появился с июня 1943-го! request
                      11. +5
                        9 января 2020 14:03
                        ,,да и портупея офицерская того времени вроде такая,со звездой
                      12. +3
                        9 января 2020 14:08
                        да и портупея офицерская того времени вроде такая,со звездой

                        думаю, Вы правы. Хотя лучше переспросить у Виктора Николаевича. drinks
                        Я раньше долго думал, что портупеи в виде "два ремня спереди, за спиной сходятся в один" - что такими оперировали только солдаты вермахта, и долго смеялся за глаза над представителем "казачества", у которого увидел такую на Крестном Ходе. Ан нет, оказывается, носились всякие-разные, и не только немцами - ВикНик образумил. request
                      13. +2
                        9 января 2020 14:26
                        Точно, это офицерский ремень довоенный, а у зампомгубера более поздний. drinks
                      14. +6
                        9 января 2020 14:24
                        Да и звезда Героя никогда не висела в одном ряду с остальными наградами, а располагалась выше. Да и фургон художник криво присобачил ему на башку. laughing Чистая халтура, но подобному клиенту так и нужно, наверное.
                      15. +3
                        9 января 2020 14:30
                        Чистая халтура, но подобному клиенту так и нужно, наверное.

                        это-то и страшно.... что один так рисует, а другому это нравится....negative страшно, что и такие образы выбирают люди, явно "далекие" от тех событий...
                      16. +4
                        9 января 2020 14:44
                        При умении правильно и помногу воровать в эстетике и вкусе нет надобности. Поэтому нувориши и хавают всё, что им ни впихнут. laughing
                      17. +2
                        9 января 2020 14:53
                        Поэтому нувориши и хавают всё, что им ни впихнут.

                        угу... ни убавить, ни прибавить! request
                      18. +2
                        9 января 2020 14:19
                        Да уж... Хотя чёрт его знает, если это 43-ий год, то ещё далеко не все смогли достать новые погоны. Но глаз всё равно режет.
                      19. +4
                        9 января 2020 14:22
                        действие фильма происходит после войны.
                      20. +3
                        9 января 2020 14:28
                        Тогда вааще! Киносъёмщики, блин дырявый... laughing
                      21. +3
                        9 января 2020 14:34
                        Тогда вааще! Киносъёмщики, блин дырявый...

                        думаю, их мысль работала по принципу:
                        - И так сойдет! ("Вовка в Тридевятом царстве") request
                      22. +6
                        9 января 2020 14:25
                        то ещё далеко не все смогли достать новые погоны. Но глаз всё равно режет.

                        как раз погоны, похоже, доставали. Вот новую гимнастерку со стоячим воротником - не все могли достать быстро, поэтому нашивали на старую, с отложным. Как наш любимый клоун, например. А вот его товарищ - уже оделся в новое! soldier
                      23. +2
                        9 января 2020 14:34
                        Новое, как говорится, это хорошо забытое старое. А может быть у друга Никулина гимнастёрка ещё с "допрежних времён", от папы или деда? smile
                      24. +3
                        9 января 2020 14:39
                        А может быть у друга Никулина гимнастёрка ещё с "допрежних времён", от папы или деда?

                        ЕМНИП, там воротник косой был. В смысле, не по центру, а сдвинут. В общем, пуговицы шли не по середине шеи.
                      25. +1
                        9 января 2020 16:11
                        Говорят до осени 43-го года ходили кто как. Впрочем, старшие офицеры одели погоны в короткие сроки. В фильме явный ляп.
                      26. Комментарий был удален.
                      27. +2
                        9 января 2020 12:43
                        Ага, "О роли личности в истории" и "Незаменимых людей нет". Спасибо что просветили. hi
                      28. +2
                        9 января 2020 12:01
                        На эту тему был неплохой фильм "Война Мэрфи" с Питером О"Тулом в главной роли. Там командир потопленного союзного транспорта в одиночку мстил германским подводникам и своего добился. Если не видели, то посмотрите. smile
                  2. +3
                    10 января 2020 23:42
                    Менгеле тоже "доктором" был...
                    1. +3
                      13 января 2020 09:24
                      Менгеле тоже "доктором" был...

                      угу. Жаль, не поймали эскулапа. angry
      2. +4
        6 января 2020 08:19
        Да, Серёж, мы тут интересуемся, японцы груз не сопровождали из Германии, не было их на лодке?
        1. +14
          6 января 2020 08:24
          Что японцы были на этой лодке, выжившие не подтверждают. Не совсем известно,полное наименование груза. Ведь не зря немецкие дайверы(спецкоманда) зачистили место потопления. Мне это напомнило про"Секретный фарватер".
          1. +10
            6 января 2020 08:33
            ,,,а про Джон Барри , я совсем не знал,пока не начал собирать материал про U-859. Вот как две секретные операции пересеклись?!
          2. +10
            6 января 2020 09:06
            А вот с зачисткой действительно интересно, по идее эта лодка считается морским захоронением, или как это правильно называется, а тут вдруг зачистка. Интересно, а что за немецкие дайверы там работали? Что-то с душком какая-то история получается.
            1. +4
              6 января 2020 17:04
              Могу ошибаться, но судя по безапелляционности и кардинальности действий, в решении вопроса, дайверы могли быть ангажированы "Штази"...?
              1. +8
                6 января 2020 17:23
                Антон,вы как считаете,данная версия имеет право на жизнь?
                ,,что "Джон Берри" выполнял тайную миссию, порученную президентом США Ф.Рузвельтом, по доставке в Советский Союз секретного подарка Сталину в виде двух тысяч тонн серебра в слитках.
                По версии Дж.Бизанта, во время Тегеранской конференции в 1943 году Рузвельт вел тайные переговоры с "дядюшкой Джо" о финансовой помощи взамен на уступки в ходе грядущего раздела зон влияния в послевоенном мире.
                1. +6
                  6 января 2020 17:38
                  Сложный вопрос. На мой взгляд, по итогам "тегеранской встречи", мы (как нация) расчитались в 45ом. По итогам "ялтинской" - огребаем до сих пор!
              2. +6
                6 января 2020 17:38
                Антон, а "Штази"-то на фига всё это было нужно? И потом, какому из двух германских государств малайзийцы передали поднятый груз, не думаю что в ГДР. Я говорю, -- история мутная.
                1. +6
                  6 января 2020 17:47
                  Ха! А вот это материал для исследования. Очень стремный, кстати... Интересуюшемуся могут и башку отстрелить!
                  1. +9
                    6 января 2020 17:56
                    В 1944 много чего странного происходило.
                    Вот версия тоже есть, что 2 тонны золота с японской лодки I-52 все же были перегружены на U-530, которая после капитуляции Германии где всплыла? В Аргентине wink вот тебе и "Летучий голландец".
                    Интересуюшемуся
                    ,,ага, что век назад было и то архивы в большинстве закрыты, а за такое и подавно ничего не скажут.
                    1. +5
                      6 января 2020 19:03
                      Серёж, а сколько лодок вообще исчезло в конце войны? Из баз вышли, ни в какой порт не пришли и в "покойниках" тоже не числятся. Вот бы где покопаться.
                      Слышал про одну странную историю, как неизвестная субмарина, в самом начале шестидесятых, разнесла из орудий все люксовые каюты на некоем лайнере в Атлантике. Погрузилась и исчезла, больше о ней не слышали. А к шестидесятым во всех странах артиллерию с дизелей уже поснимали. Вот чё это было? request
                      1. +7
                        6 января 2020 19:25
                        а сколько лодок вообще исчезло в конце войны?

                        ,,,последняя немецкая лодка U-977 сдалась аргентинским властям в районе Ла-Мар-дель-Плата 17 августа 1945 года.

                        в самом начале шестидесятых, разнесла из орудий все люксовые каюты
                        ,,,да не одна подводная лодка,без поддержки государства столько не протянет.
                      2. +4
                        6 января 2020 19:38
                        Согласен, что корабль нужно обслуживать, иначе ему каюк. Но у меня была такая информация, я ей и поделился. За достоверность не ручаюсь, "за что купил -- за то продал". Может тебе и пригодится как заметка для памяти, увидишь что-то похожее и сразу вспомнишь про это. smile
                2. +5
                  6 января 2020 18:24
                  Ну, на мой взгляд, "штази" - прямой потомок "гестапо", в смысле професионализма. Напомню, Мюллер, был единственным профессионалом во всей этой "гоп-компании". Правда, был еще Шпеер и "умник" Гесс...
                  1. +7
                    6 января 2020 18:55
                    Ну, Мюллер-то с "детства" был полицейским, он сам и Алоизевича арестовывал после "Мюнхенского путча", а Шпеер и Гесс тут и вовсе не при делах. А покрутей Мюллера как раз и были два "молокососа" Гейдрих да Шелленберг, куда там Мюллеру с его тремя классами ЦПШ. Так что профи там тоже хватало, но нацистами они все были липовыми. laughing
                    1. +3
                      6 января 2020 19:12
                      Виноват, Константин! Не вовремя пришедший призрак Штауфенберга все мысли перепутал! laughing Конечно: "Мозг Гиммлера, зовут Гейдрих". Гейдрих всячески "задвигал" Шелленберга, вплоть до своей смерти, видимо, чуял конкурента.
                      1. +3
                        6 января 2020 19:35
                        Да ни фига он его не задвигал, по бабам они вместе болтались. Вальтер себя в "Лабиринте" чуть ли не праведником выставляет, а уж Гейдриха как раз из-за любовной интрижки с флота и выперли. Так что Гейдрих скорее тянул его, а не задвигал, он ведь сам предложил Шелленберга на должность шефа СД, когда сам стал начальником Главного Управления Имперской Безопасности. Да и жажда власти у Гейдриха была неуёмная, Адольф специально сделал его протектором Богемии и Моравии, чтобы хоть как-то утолить его этот голод.
                      2. +2
                        6 января 2020 19:53
                        Остается открытым вопрос: кто и за что грохнул Гейдриха?
                      3. +6
                        6 января 2020 20:04
                        Так его и грохнули за то, что он так сумел наладить производство вооружения в Чехословакии, что оттуда оружие шло потоком чуть ли не большим, чем из самой Германии. И условия там создал для рабочих и инженеров получше, чем опять в той же Германии. Лондон там кончал не "кровавого палача" и "нацистского бонзу", а отличного и профессионального организатора, который сумел превратить оккупированную страну в чуть ли не главную "оружейную кузницу" Рейха. Кстати, Шелленберг просчитал такую возможность и предупреждал приятеля, но тому, видимо, всё это было по барабану, слишком уж был уверен в себе. Вот и грохнули, "чтоб не выпендривался". laughing
                      4. +4
                        9 января 2020 13:32
                        "Лондон там кончал не "кровавого палача" и "нацистского бонзу", а отличного и профессионального организатора"////
                        ---
                        Гейдрих, так, между прочим - организатор Холокоста. Очень профессионально организовал... sad
                        Гейдрих - эффективный менеджер, Берия - эффективный менеджер. Чем в более раннем возрасте такие палачи-профессионалы получают пули, тем лучше для всех остальных.
                      5. 0
                        9 января 2020 14:41
                        Гейдрих - эффективный менеджер, Берия - эффективный менеджер. Чем в более раннем возрасте такие палачи-профессионалы получают пули, тем лучше для всех остальных.

                        Алексей hi , так никто и не спорит, я имею в виду вовремя выпущенную пулю. Но. что делать... что было -- то было. request
                        И, кстати, я где-то читал, что "лагеря смерти" , это не Гиммлеровская идея, а всё тот же "умница" Гейдрих подсуетился.
                    2. +3
                      6 января 2020 19:45
                      Шпеер - хороший архитектор, подрядчик, строитель, организатор работ... Оказавшись на месте "внезапно почившего" Тода, он очень долго "вьезжал в тему", а когда вьехал, понял , что выстроенная пирамида стоит на острие, а не на основании. Он пытался предупредить "патрона", тщнтно... Шпеер честно отмотал свой срок.
                      1. +3
                        6 января 2020 19:54
                        Меня чегой-то не особенно впечатлил его архитектурный талант. Адольф рисовал ему картинки типа того, как он видел новострой в Новой Германии, а Шпеер послушно воплощал этот бред в бетоне. Но работать он умел, кто спорит...
                      2. +2
                        6 января 2020 20:16
                        Ну-ка, ну-ка! Думаю, что знаний и умений, чтобы воплотить в бетоне кубик , габаритами "метр-метр-метр", чтобы он не развалился послезавтра, из всех присутствующих, хватит только у меня. Но, где я, и кто Шпеер?
                      3. +4
                        6 января 2020 20:21
                        Меня из МАРХИ выперли через полтора года обучения, а то бы я ещё ох как поспорил. А для того, чтобы стать Шпеером нужно иметь друга с именем Адольф, тогда и не важно, развалится кубик, или так постоит. good
                      4. +2
                        6 января 2020 20:27
                        Да-да, слава Платона оплачена цикутой Сократа. laughing
                      5. +10
                        6 января 2020 20:29


                        ,,,а какие флактурмы строили.
                        Не кубик 1*1.
                      6. +3
                        6 января 2020 20:39
                        Откровенно шизоидный проект! Я когда первый раз ознакомился с подобной монструозностью, был ошеломлен!!! Оказывается, цитадели проклятых буржуинов, которые мне демонстрировали в дошкольных книжках про Гражданскую войну, построили несколько позже гибели Аркадия Петровича!!!
                      7. +7
                        6 января 2020 20:45
                        ,,,так и возводили не ради красоты. winked
                      8. +4
                        6 января 2020 20:52
                        Именно для "красоты" и возводили! Потому как, программа системы (повторю: системы!) ПВО на западном направлении была совсем "похерена"!
                        Оставалось строить "башни Сарумяна" в городских кварталах.
                      9. +5
                        6 января 2020 21:09
                        А у них уже не было самолётов для полноценной ПВО, а главное, не было опытных пилотов. И то и другое повыбивали, а без них какая уж ПВО. У японцев после Мидуэя была та же история, только башен в океяне не понастроишь.
                      10. +2
                        6 января 2020 21:21
                        Я может открою страшную тайну, Константин! laughing Но ПВО, это, прежде всего средство обнаружения и предупреждения. Дестроеры могут быть придаными подразделениями.
                      11. +4
                        6 января 2020 23:23
                        Никакой тайны, тем более страшной. smile Какой смысл был для немцев в конце войны в "обнаружении и предупреждении", когда с авиацией противника банально просто нечем было бороться. Смотри - не смотри, ори - не ори, а "Летающая крепость" всё равно свой груз на голову вывалит, а потом ещё всякие "Тайфуны" с "Тандерболтами" до кучи развлекаться начнут и добавят, какая уж там ПВО, дай бог ноги поскорей унести. laughing
                      12. +4
                        9 января 2020 02:46
                        Цитата: Морской Кот
                        только башен в океяне не понастроишь.

                        [/center]
                        Цитата: Морской Кот
                        дай бог ноги поскорей унести.

                        [center]
                        И в "окияне" строили, и 450 "специализированных" налёта выдержали - ноги не унесли.
                      13. +3
                        9 января 2020 09:16
                        Ну, о качестве японского бетона, тем более вне метрополии, ещё Моррисон писал, так что если и не "унесли ноги", то их всех оттуда "ногами вперёд" и вынесли. Да и на германские "башни" эти сооружения не похожи, скорее на большие ДОТы смахивают. Хотя интересно, конечно, у Вас случайно нет информации на каких территориях японцы строили эти "коробки"? hi
                      14. +2
                        10 января 2020 11:13
                        Цитата: Морской Кот
                        у Вас случайно нет информации на каких территориях японцы строили эти "коробки"?

                        Извините, отвечая на Ваш пост, привел в пример зенитную плавучую батарею " Не тронь меня"(именно она на снимке) - как возможность размещения на море сильного узла ПВО.

                        Плавучие батареи «Не тронь меня!» и «Марат» https://topwar.ru/30270-plavuchie-batarei-ne-tron-menya-i-marat.html
                      15. +1
                        11 января 2020 04:01
                        Коллега, "Не тронь меня", а тем более "Марат", это и вовсе совсем из другой оперы. request smile
                      16. +1
                        9 января 2020 12:35
                        только башен в океяне не понастроишь

                        ЕМНИП, англичане башен ПВО порядочно навтыкали в море у собственного побережья! drinks
                      17. +4
                        6 января 2020 21:11
                        , психологический эффект тоже имеет место быть, этакая мощь рейха bully
                      18. +3
                        6 января 2020 20:48
                        Однако никакие бомбёжки этим башням ничего сделать не смогли, выстояли. Вон, на верхнем фото, уже "Студеры" на площади, а башня как новая, хотя дома вокруг тоже стоят. Зато на нижнем понятно, кто здесь "царь горы". Жаль не ясно в каких городах сделаны снимки, я слышал, что такие "зенитные" башни были только в Берлине.
                      19. +6
                        6 января 2020 20:57

                        В Вене до сих пор стоят.
                      20. +2
                        6 января 2020 21:05
                        Ну и правильно, что стоят. Сломать дело нехитрое... и д у р а ц к о е.
                      21. +4
                        7 января 2020 18:17
                        Константин, вот у меня возникли вопросы,может у вас есть какие догадки.
                        Откуда в Германии было столько ртути и для чего в таких объемах её в конце войны пытались доставить в Японию. what
                      22. +2
                        7 января 2020 18:23
                        Сергей, я не знаю откуда там было столько ртути, никогда не интересовался этим. А что до отправки её в Японию, надо просто посмотреть для какого производства они жизненно необходима. Я, например, понятия не имею, знаю, что вроде в капсюлях используется "гремучая ртуть", но химик из меня никакой, так что тут я не советчик. request
                      23. +1
                        9 января 2020 15:58
                        Цитата: bubalik
                        Откуда в Германии было столько ртути

                        Ясен перец, что из Испании и Италии. Там чуть ли не половина мировых запасов.
                        Цитата: bubalik
                        для чего в таких объемах её в конце войны пытались доставить в Японию

                        Вопрос интересный. Ртуть почти везде понемногу используют. recourse Даже корабельную краску из нее делали против обрастания днища. Вроде и атомную бомбу японцы тоже пытались делать. Кстати, где то у берегов Норвегии тоже Ю 864 на дне с грузом ртути потопили в 45-ом.
                      24. 0
                        9 января 2020 13:35
                        На постройках этих обьектов погибли десятки тысяч заключенных: советских военнопленных, евреев и других.
            2. +3
              6 января 2020 21:33
              Ещё и ртуть взрывчаткой по дну разметали, точно что то нечисто... А вообще, поражает автономность лодки.
          3. +2
            6 января 2020 16:52
            Сергей.По поводу романа Платова-эпизод с канадской никелевой мелочью, перевозимой подлодкой в Германию.Это реальный факт или домысел автора?
            1. +4
              6 января 2020 17:20
              ,,, request мне такая информация не попадались.
      3. 0
        6 января 2020 10:51
        Цитата: bubalik
        HMS «Trenchant» караулила их давно уже.

        Да, чего гоняться по всему океану, когда знаешь куда придет?

        Немец сам виноват: должен был потребовать охранения у японцев, переждать непогоду, ведь именно в таким местах их и ждал неприятель....
    2. +1
      8 января 2020 17:08
      "что Королевский подводный флот в эту войну себя особенно ничем не прославил"////
      ----
      Все относительно. Британские подводники утопили сотни немецких, итальянских и японских кораблей.
      Но относительно немцев и американцев - да, значительно меньше.
  2. +4
    6 января 2020 05:22
    Интересные факты! За статью вам спасибо! hi
    1. +4
      6 января 2020 06:09
      Как-то мало широкому кругу сегодня известны детали союзничества Германии и Японии. В этом отношении материал довольно познавателен. Автору - респект. hi
  3. +4
    6 января 2020 05:26
    «…германское государство никогда не прекращало свое существование, несмотря на безоговорочную капитуляцию Германии в 1945 году, и то, что было собственностью германского государства, если только оно не было захвачено и изъято одной из союзных держав, все еще остается собственностью немецкого государства…»
    Ну видимо у суда были веские причины сделать такое заявление, так как все же не понятно кому уже в тот момент принадлежал груз Германии или Японии
    1. +5
      6 января 2020 06:14
      Груз был на германской подводной лодке, до Пенанга оставалось 20 миль. Малакский пролив... весь вопрос в том, была ли подводная лодка потоплена в трёхмильной зоне государственной принадлежности, хотя, раз Сингапур разбирается, значит лодка лежит не в нейтральных водах. Но уж к Японии её груз явно не имеет никакого фактического отношения.
      1. +2
        6 января 2020 06:16
        Цитата: Морской Кот
        Но уж к Японии её груз явно не имеет никакого фактического отношения.

        Не факт, есть много свидетельств, что подобные грузы загружали и везли в присутствии и сопровождении японских офицеров
        1. +2
          6 января 2020 06:21
          Надо будет уточнить у Сергея, были ли японцы на этой лодке. Но вряд ли, стало бы известно от спасённых моряков. Хотя решение суда уже есть, и, на мой взгляд, оно справедливо.
  4. +2
    6 января 2020 06:19
    Очень интересная повесть. Прочитал запоем.
    Огромное спасибо автору.
  5. +2
    6 января 2020 06:50
    Интересно а где у гансов были гидроакустики, теплоход обнаружили только при всплытии, подлодку прошляпили. И оставили миллионы япов без градусников smile . Немчура конечно кидала япов не раз, взять ту же историю с танком Тигр, деньги взяли , а товар отдать забыли.
    1. +6
      6 января 2020 08:29
      ,,смею предположить, hi первый поход,команда новая всего три месяца обучения и после такого перехода все измотанные и под конец ещё и раслабились.
    2. +2
      6 января 2020 11:13
      Цитата: Вольный ветер
      Интересно а где у гансов были гидроакустики, теплоход обнаружили только при всплытии,

      А откуда Вам это известно, что теплоход обнаружили только при всплытии? Таких тонкостей мы не узнаем никогда. У нас есть только факт гибели лодки, а при каких обстоятельствах и что этому предшествовало мог рассказать только капитан лодки, увы погибший.
      А вот факт уничтожения останков лодки немцами, это очень интересно. Ведь кто-то профинансировал эту операцию, с какой целью? Что-то скрыть? Что? Раскрытие тайны надо искать в Германии.
  6. +6
    6 января 2020 07:39
    Спасибо, Сергей, за очердную историю! hi
    Заметьте, камрады, в подобном жанре никто из авторов, кроме bubalik'а не пишет!
  7. +3
    6 января 2020 12:33
    Шикарно подыграл суд Сингапура немцам.Подчистили хвосты дайверы и уничтожили пребывание более интересных вещей на лодке.))
  8. +1
    6 января 2020 13:24
    Спасибо , автор ! Не так много информации есть о японо-германском сотрудничестве ..
  9. +1
    6 января 2020 18:15
    Автору спасибо за интересный материал, и написано здорово)
  10. +2
    6 января 2020 19:40
    Ветераны 90-х помнят красную ртуть?
    1. +2
      6 января 2020 20:13
      ,,,так может это и не чепуха как сейчас об этом говорят,а немцы реально что то под этим делом имели request
      1. 0
        6 января 2020 20:18
        Цитата: bubalik
        ,,,так может это и не чепуха как сейчас об этом говорят,а немцы реально что то под этим делом имели request


        Ох, с огнём играем...
        1. +3
          6 января 2020 20:32
          ,,,как выше сказал камарад:
          Интересуюшемуся могут и башку отстрелить!
          recourse
          1. +2
            6 января 2020 20:39
            Цитата: bubalik
            ,,,как выше сказал камарад:
            Интересуюшемуся могут и башку отстрелить!
            recourse


            Фраза «красная ртуть» хорошо рифмовалась со словом «бампер». На этом все. Статье - плюс. Но ностальгия... Отвлекает.
  11. +2
    7 января 2020 10:13
    Читал с интересом. Но как-то не по хозяйски и опасно вот так бросить на дне моря 19 тонн ртути. Да еще и лодку взорвав. Дело ясное, что дело темное.
  12. +2
    14 января 2020 22:55
    Морской Кот (Константин), уважаемый, мы с Вами можем только гадать чем суд руководствовался, утверждая, что груз на лодке, лежащей на дне - германский. Вообще, момент перехода права собственности на груз, перевозимый морским судном, прописывается в договоре, какой момент выберет грузоотправитель и грузополучатель - зависит только от их воли, и чуть-чуть от компании, что груз страхует. А тут вряд ли была страховая компания, хотя....
    Не помню где читал, что ртуть пытались использовать при строительстве первых атомных реакторов в качестве теплоносителя. Хотя, и химия, и цветная металлургия, и медицина, и электротехника. Не помню где в 1944 Япония добывала золото и серебро, может на добыче драгметаллов ртуть использовалась. Про краску для окраски подводной части судов упоминали, для Японии в субтропиках и тропиках - проблема была обрастание корпусов.
  13. +2
    14 января 2020 23:31
    bubalik (Сергей), уважаемый, про 5 т золота с крейсера "Эдинбург" знают многие. А о том, что крейсер "Кент" 09.12.1943 г. пришёл в Лох Ив в составе конвоя RA-54B из Мурманска имея на борту 54 т золота и серебра для оплаты поставок сверх ленд - лиза многие и не слышали. Загадок у родной страны и союзников осталось очень много ещё. Может, и наша страна что-то могла получить по воле Рузвельта "по серой схеме" без одобрения конгресса...
    Вы несколько месяцев назад очень интересную таблицу приводили в комментариях относительно ленд-лиза. Меня там поразили несколько цифр. Во-первых, в 1942 г. мы отправили 26 кг семян кок-сагыза, для меня это был просто шок. Кто и как их собрал, и где? В Срдней Азии и Казахстане пионеры? Семена же легчайшие! Во-вторых, в том же году 2 т спорыньи союзникам отправили, получается засорённость наших злаковых спорыньей была огромна. В-третьих, в 1945 г. отправили 10 кг исландского шпата. Наш шпат редко 1 сорта, чаще 1 сорт из месторождений Якутии (но не помню до войны его добывали или начали добычу позже), да часто с примесями железа и серы, что даёт желтый оттенок. А самые -самые камни по размерам и прозрачности добывают рядом с Нью-Йорком, в Мексике и ЮАР. То есть по-логике, наши камни были союзникам не очень интересны, но факт есть факт - 10 кг, может форма кристаллов была не обычна. Где союзникам нужна была поляризация света именно такая?
    За материал преогромнейшее спасибо Вам!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»