Боевые корабли. Крейсера. Красавчик-неудачник

52

Да, с 1 января этого года такой страны, как Голландия, официально не существует, так что наш рассказ о легком крейсере ВМС Нидерландов «Де Рюйтер».

Так получилось, что, начав рассказ с участников сражения в Яванском море с японской стороны, получилось перейти к противоположной стороне. «Эксетер» стал первым, и вот теперь настала очередь еще одного участника: легкого крейсера флота Нидерландов «Де Рюйтер».



Нидерланды. Голландия. Нейтралы в Первую мировую, сумевшие проскочить, несмотря на то, что голландские корабли топили все стороны с огромным удовольствием, а колонии грабили точно так же.

В целом, что касалось флота, то флот Нидерландам был нужен. Не только для того, чтобы противостоять внешним врагам, но и для охраны собственных немалых колоний.

Надо сказать, на богатые нефтью, оловом и каучуком голландские колонии с интересом так поглядывала Японская империя, несколько возомнившая о себе и уверовавшая в собственную непобедимость.

Голландцы понимая назревавшие проблемы, решили создать флот для охраны своих колоний. В основном для защиты Индонезии. Основная роль по охране морских районов возлагалась на подводные лодки (32 единицы), а прикрывать их должны были 4 крейсера и 24 эсминца. Правда, вследствие грянувшего очередного кризиса финансирование было сокращено, и не один раз.

Так что к имеющимся крейсерам «Яве», «Суматре» и эсминцам надо было достроить крейсер, 4 эсминца и 6 подводных лодок.


Легкий крейсер "Ява"

Так и появился помощник «Яве» и «Суматре», крейсер «Де Рюйтер». Кризис, который гулял по Голландии, не позволил построить что-то вашингтонское. Денег фактически хватило на легкий крейсер, который планировали вооружить семью 150-мм орудиями.

«Де Рюйтер» был заложен 14 сентября 1933 года, спущен на воду 11 мая 1935 года, вошёл в строй 3 октября 1936 года. 27 февраля 1942 года был торпедирован и потоплен в сражении в Яванском море.

Боевые корабли. Крейсера. Красавчик-неудачник

Водоизмещение:
— стандартное 6442 т;
— полное 7548 т.

Длина 170,8 м.
Ширина 15,7 м.
Осадка 5,1 м.

Бронирование:
— борт: 30-50 мм;
— палуба: 30 мм;
— башни: 100 мм;
— барбеты: 50 мм;
— рубка: 30 мм.

Двигатели: 2 ТЗА «Парсонс», 6 котлов «Ярроу», 66 000 л. с.
Скорость хода 32 узла.
Дальность плавания: 11 000 миль на 12 узлах.

Вооружение:
3 х 2 и 1 х 1 орудий 150 мм;
5 х 2 зенитных автомата 40 мм;
4 х 2 пулемета 12,7 мм;
2 пулемета 7,7 мм.

Авиационная группа: 1 катапульта, 2 гидросамолёта.


К созданию корабля крепко приложились конструкторы из фирмы «Крупп», потому в конструкции корабля явно прослеживаются черты крейсерской серии «К». Схема бронирования была весьма схожа с «Кельнами», но опыт постройки «Явы» позволили создать более современную модель, когда корпус набирался из броневых листов.

Изрядно поработали и над обводами, вообще гидродинамике уделили достаточно внимания, в результате чего крейсер получился шустрым. Более того, при той же силовой установке, что и у «Явы», «Де Рюйтер» был быстрее на 2 узла. Плюс турбины можно было форсировать, и тогда на 15 минут крейсер мог развить скорость в 33,4 узла.

Корабль был разделен на отсеки 21 переборкой. Каждый отсек был оборудован системой для удаления воды в случае затопления.

Помимо всесторонне продуманной системы обеспечения непотопляемости корабля, на нем имелась мощная система пожаротушения. Пороховые и снарядные погреба, котельные отделения были оборудованы пожарной системой орошения. Причем тушить возгорания можно было сразу несколькими способами:
— забортной морской водой из системы шлангов;
— пеной из двух пенообразующих генераторов;
— водой, которая была под давлением пара в котельном отделении;
— водой из системы пожаротушения топливных резервуаров;
— двуокисью углерода из генерирующей установки в котельном отделении.

Несколько слов о вооружении.

Орудия главного калибра были «Бофорсы» немецкого производства калибром 150 мм. Те же, что и на «Кельнах» и некоторых немецких эсминцах, довольно современные и скорострельные.

Расположены они были по ретирадной схеме, шесть орудий в трех двухорудийных башнях и одно на штыревом станке, закрытое щитом. Две башни установили на корме.


Такая схема была предпочтительна при ведении огня на отходе, что было совсем неудивительно, учитывая разницу между голландским и японским флотом.


Баллистические данные орудий «Де Рюйтера» были примерно такими же, как и у артиллерии «Явы», дальность стрельбы — 21 км, масса бронебойного снаряда — 46,7 кг, осколочного — 46,0 кг.

Однако «Де Рюйтер» мог дать совершенно такой же залп, как и «Ява», у которого было 10 таких орудий, но в бортовом залпе могли участвовать только 7 стволов из 10.

Но особого разбора требует зенитное вооружение. Оно было поистине уникальным. Из-за экономии средств голландцы приняли решение вообще не вооружать крейсер универсальными орудиями. Поэтому вместо привычных универсалок калибром 76—127 мм на «Де Рюйтер» установили десять 40-мм зенитными автоматов «Бофорс» модели Mk III в спаренных установках.

Автоматы были довольно скорострельные, паспортная скорострельность заявлялась как 120 выстрелов в минуту, реальная могла быть еще выше, до 150 выстрелов в минуту, если был хорошо тренированный расчет, перезаряжавший обоймы из 4 снарядов вручную.

«Цейссовские» дальномеры вкупе с собственными вычислительными устройствами, да еще стабилизированные в трех плоскостях, имели дистанционную систему наведения из постов управления зенитным огнем.

Тот случай, когда голландцы смогли. Да так, что их систему управления зенитным огнем тут же начали копировать англичане. Система управления была прекрасна, но вот все, что можно было испортить, голландские военные не просто испортили, а испохабили.

Великолепные возможности этой революционной системы практически сводились к нулю ее крайне неудачным расположением. Очень сложно сказать, чем думали создатели корабля, но зенитные автоматы были сконцентрированы в одном месте: на кормовой надстройке.

В итоге крейсер оказался сильно уязвим для авиации с носовых курсовых углов и по той же причине существовала серьезная угроза вывода из строя всей ПВО корабля в результате единственного удачного попадания в кормовую надстройку.

Было, правда, еще легкое зенитное вооружение. Четыре спаренных установки 12,7-мм пулеметов «Солотурн». Две устанавливались на ходовом мостике, а две над носовым дальномерным постом. Это могло, конечно, создать некоторые помехи для атакующих с носа самолетов, но не более того.

Ну а четыре пулемета 7,7-мм в палубных установках вообще не стоит принимать во внимание в качестве зенитного оружия. Равно как два вроде бы зенитных, но учебных орудия калибром 37 мм.

А вот торпедных аппаратов на крейсере не было совсем. В голландской военно-морской доктрине пуск торпед был прерогативой исключительно подводных лодок и эсминцев.


Экипаж крейсера состоял из 35 офицеров и 438 унтер-офицеров и матросов. Стоит отметить то, что все жилые помещения корабля, который должен был служить в тропиках, были просторными, хорошо проветриваемыми и даже оборудованы вентиляционными системами.

Крейсер вообще на редкость широко был обеспечен различным электрическим бытовым оборудованием: электрические прачечные, мойки, полотеры, в общем, все, что могло облегчить экипажу службу.

Вообще, «Де Рюйтер» вполне мог служить образцом в плане продуманности мелких деталей, современными системами и новаторскими подходами. Жаль только, что все новшества совершенно не помогли ему в реальном бою, где крейсер нарвался на не совсем равных ему противников.

Но пойдем по порядку.


Когда 15 мая 1940 года Нидерланды скоропостижно закончились, капитулировав перед Германией, голландский флот в колониях присоединился к союзникам. Голландские корабли занимались в основном охраной коммуникаций и проводкой конвоев.

После вторжения германских войск в Голландию и капитуляции голландской армии войска и флот в колониях остались на стороне союзников. Ост-индская эскадра занималась охраной коммуникаций и сопровождением конвоев в Яванском море и Индийском океане.

7 декабря 1941 в войну вступили Япония и США. А 4 февраля 1942 года произошло первое столкновение голландских кораблей с противником. Эскадра союзников, флагманом которой был «Де Рюйтер», состоявшая из голландского же крейсера «Тромп» и американских крейсеров «Хьюстон» и «Марблхэд» с американскими эсминцами «Бакер», «Булмер», «Эдвардс», «Стюарт» и голландскими «Пьет Хайн» и «Ван Гент» была атакована японскими самолетами.

Японские летчики так отделали «Марблхэд», что его пришлось отправить на ремонт в США. Но это, как оказалось, был не самый плохой расклад.

К американо-голландской эскадре подошли еще британские, австралийские и американские корабли. Союзники собирали все силы для противодействия японской атаке на Индонезию. В течении февраля союзная эскадра пыталась что-то противопоставить японцам. Благополучно потеряв Сингапур, Палембанг, союзники готовились потерять Суматру и Яву.

Перед последним боем 26 февраля соединение, которым командовал Карл Доорман, голландец, имело в своем составе:
5 крейсеров — голландские «Де Рюйтер» (флагман) и «Ява», американский «Хьюстон», английский «Эксетер» и австралийский «Перт»;
9 эсминцев — голландские «Витте де Витт» и «Кортенар», английские «Юпитер», «Электра», «Энкаунтер», американские «Эдвардс», «Олден», «Форд» и «Пол Джонс».

Доорман повел свои корабли к базе в Сурабао, когда получил известие о большом японском конвое буквально в 60 милях. Адмирал повел эскадру на перехват конвоя и запросил прикрытие с воздуха, которое ему не предоставили. Правда, японская авиация не сильно беспокоила союзников.

Зато это сделал отряд японских кораблей в составе трех групп кораблей.

Первая: крейсер «Дзинцу», эсминцы «Юкикадзэ», «Токицукадзэ», «Амацукадзэ», «Хацукадзэ». Вторая: тяжелые крейсеры «Нати» и «Хагуро», эсминцы «Усио», «Сазанами», «Ямакадзэ» и «Кавакадзэ». Третья: крейсер «Нака», эсминцы «Асагумо», «Минэгумо», «Мурасамэ», «Самидарэ», «Харусамэ» и «Юдати».

В принципе, преимущество у японцев было, но не фатальное. Стоит заметить, что у Доормана был приказ атаковать конвой только ночью, какого дьявола он полез на превосходящие силы противника днем, сказать сегодня сложно.

«Де Рюйтер» первым получил прямое попадание снаряда с «Хагуро». Далее бой в Яванском море проходил под полным контролем японцев, которые повредили «Эксетер» и потопили эсминцы «Кортенар» и «Электра».

Далее Доорман продолжал бездарно терять корабли, флагману «Де Рюйтеру» доставалась наравне с остальными, была выведена из строя радиостанция и все команды отдавались прожектором. Можно только представить, насколько такое управление было оперативным и внятным.

Ночью остатки эскадры Доормана натолкнулись на тяжелые крейсеры «Начи» и «Хагуро». В начавшемся бою артиллеристы «Хагуро» засадили 203-мм снаряд в корму «Де Рюйтера», а когда потерявший ход крейсер начал отворачивать, то попали еще в него торпедой.

Одновременно торпеду получила и «Ява». Оба крейсера затонули, уменьшив численность голландского флота на две трети. Последним гениальным приказом Доормана был приказ не подбирать экипажи «Явы» и «Де Рюйтера», чтобы не подвергать опасности другие корабли.

Уцелевшие «Хьюстон» и «Перт» благополучно смылись. «Эксетер» был добит на следующий день.

Всего «Де Рюйтер» получил попадание двух 203-мм снарядов и одной 610-мм торпеды с японского тяжелого крейсера «Хагуро». Он продержался на плаву еще около 3 часов и затонул, унеся с собой почти 80% экипажа вместе с горе-адмиралом Доорманом.


В принципе, ход сражения в Яванском море подтвердил первоначальные намерения и расклады союзников. Голландцы рвались в бой и практически все погибли, англосаксы стремились вывести корабли в тыл, поэтому при первом же удобном случае увели и «Эксетер» и «Перт» с «Хьюстоном».

Действительно, зачем британцам, австралийцам и американцам умирать за какие-то там голландские колонии?

В целом же гибель «Де Рюйтера» вызывает удивление. Ну правда, что такое одна торпеда и два снаряда, пусть и 203-мм? Совершенно несерьезно, на мой взгляд.

Крейсер, который был оборудован весьма неплохой системой борьбы за живучесть, — и утонул от далеко не фатальных повреждений. Да, «лонг-лэнс» — это очень мощное оружие, почти полтонны ВВ, но и крейсер – это не миноносец. Это крупный корабль, даже и легкий по классу.

Если подробно ознакомиться с ходом боя в Яванском море, то начинаешь задумываться о том, что и «Де Рюйтер», и «Ява» были потеряны в силу полного нежелания экипажей бороться за свои корабли.

По сути, весьма неплохой корабль был потерян на ровном месте, в совершенно бессмысленном бою. Не нанеся противнику никакого урона, ибо 4 потопленных союзной эскадрой японских транспорта ценой гибели 3 крейсеров и 5 эсминцев – ну явно не назвать результат удачным.

А если оценивать, то «Де Рюйтер» был весьма интересным и красивым кораблем. Продвинутым в плане вооружения и оснащения. Другой вопрос, что делать со 150-мм орудиями против «Начи» и «Хагуро» ему было нечего.

Но как проект, согласитесь, легкий крейсер «Де Рюйтер» был довольно высоким результатом голландского кораблестроения.

Зенитные автоматы иначе разместить – и можно было бы назвать примером для всех.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    6 января 2020 05:42
    по-моему несколько эскадрилий ударной авиации были бы толковей в обороне колоний чем этот флот, другое дело что самолеты в тот период быстро морально устаревали, но ведь британцы даже свои торпедоносцы свордфишы как умудрялись неплохо использовать

    автор, а что там по поводу голландского подводного флота, чем то отличился хоть?
    1. +3
      6 января 2020 20:16
      Цитата: Грац
      а что там по поводу голландского подводного флота, чем то отличился хоть?


      Уничтожение немецкой подводной лодки U-95, были ещё победы,не много,но были. В основном они приходятся на 1940-1941 год.
    2. +2
      7 января 2020 01:01
      Цитата: Грац


      автор, а что там по поводу голландского подводного флота, чем то отличился хоть?

      24 декабря 1941 подлодка К-ХVI потопила японский эскадренный миноносец "Сагири".
  2. 0
    6 января 2020 05:57
    Ну, на ошибках учиться голландцы явно не желали, зенитные автоматы кучно разместили в одном месте наверняка для получения максимальной плотности зенитного огня! Правда, то что сектор реального обстрела цели был наверняка невысокий, и наличие мертвых зон было головной болью наверняка. Просто не проверили это жизнью на крейсере, а то бы авиация при желании его утопила раньше !
  3. +1
    6 января 2020 06:02
    . Двигатели: 2 ТЗА «Парсонс», 6 котлов «Ярроу», 66 000 л. с.

    Правильнее - первая машина!
    1. +4
      6 января 2020 10:35
      Все-таки ТЗА - турбозубчатый агрегат. Я не знаю примеров паромашинных установок агрегатной мощностью в 33000 л.с. Наиболее мощные на военных кораблях были на английский БКР типа Минотавр, 2 по 13500 л.с., германском БКР Блюхер, 3 по 12800 л.с. Чуть более мощными были паровые машины трансатлантических лайнеров, в том числе пресловутого Титаника. После постройки Дредноута крупные корабли оснащались паровыми турбинами, а с конца ПМВ - турбозубчатыми агрегатами с высокооборотной турбиной и зубчатым понижающим редуктором. Удельная мощность ТЗА в 4-5 раз выше, чем у ПМ, ПМ в 66000 л.с. съела бы все водоизмещение подобного крейсера.
    2. +4
      6 января 2020 11:43
      Правильно - паровая турбина.
      Главная силовая установка крейсера De Ruyter состояла из шести котлов типа Ярроу, двух паровых турбин Parsons общей мощностью 66 000 л.с. и возможностью кратковременного форсажа до 76 000 л.с., а так же двух паровых турбин экономического хода Curtis по 3300 л.с. каждая.
  4. +1
    6 января 2020 06:12
    Прямо просится вместо ущербной щитовой установки на надстройке воткнуть батарею Бофорсов!
    Красивый корабль " красиво" погиб!
  5. 0
    6 января 2020 06:17
    Похоже на ПТЗ голландцы так же сэкономили, как и на всем остальном, а ведь можно было б получить более сбалансированный корабль за счет уменьшения запасов топлива (с избытком хватило бы и 7-8 тыс. миль)
    1. +4
      6 января 2020 21:34
      Ну какая ПТЗ на лёгком крейсере? Тем более обеспечивающая защиту от последствий взрыва 610 мм торпеды Тип 93 нёсшей заряд в 490 кг тринитроанизола.

      У имевшего несколько большее водоизмещение крейсера "Ява" от взрыва другой такой же торпеды банально отломилась корма, и тот затонул за 15-20 минут. "Против лома нет приёма"(С)
      1. +1
        7 января 2020 06:44
        Цитата: АлександрА
        Ну какая ПТЗ на лёгком крейсере?

        На легком крейсере всегда имелась ПТЗ (ПКЗ) на равне с НКЗ, весь вопрос только в степени ее развитости. за счет сокращения запасов топлива процентов на 30 можно было б попытаться их усилить, в прочем как и ПВО.
        Против лома нет приема, но степень развитости элементов конструкционной защиты и определяет боевую устойчивость корабля и является одним из признаков отличия крейсера от эсминца.
        1. +2
          7 января 2020 13:16
          Что ж, расскажите про типичную глубину бортовой ПТЗ лёгкого крейсера и типичную массу заряда ВВ, от которого эта типичная ПТЗ должна была защищать. А пока я приведу пример:

          "Итальянская конструктивная подводная защита системы Пульезе была разработана итальянскими специалистами в период с 1921 по 1931 год... Конструктивная подводная защита системы Пульезе представляла собой два концентрических цилиндра, шедших в подводной части корабля на протяжении примерно 2/3 длины корпуса. Внутренний цилиндр диаметром 3 м изготовлялся из 7-мм стали повышенной сопротивляемости, содержался постоянно порожним и предназначался для поглощения энергии взрыва. Наружный цилиндр диаметром 5,48 м образовывали двойная обшивка борта толщиной от 10 до 15 мм и противоторпедная переборка толщиной от 28 до 40 мм. Пространство между цилиндрами (защитная камера) разделялось на 16 секций, заполнявшихся топливом и пресной водой, которые, по мере расходования, замещались забортной водой. Далее следовали две фильтрационные продольные переборки, одна толщиной 8—9 мм, а вторая — 7 мм. Ширина защиты на мидель-шпангоуте составляла 7,57 м с каждого борта. Расчётная сопротивляемость подводному взрыву составляла 350 кг тротила, но на практике этого значения достичь не удалось из-за недостаточной прочности клёпаных соединений (в том числе в районе крепления внешней цилиндрической переборки к днищевым конструкциям)."
  6. +9
    6 января 2020 07:17
    Крейсер,как крейсер request Характеристики, в принципе, соответствуют своим 6000 тоннам. В аглицком флоте имелись такие же 4 типа "Аретуза". И вообще крылатая фраза о том, что воют все таки люди подтверждается везде и всюду smile Голландцы создали превосходный для своего водоизмещения корабль,но профукали его. Хотя справедливости ради нужно отметить,что на тот момент японским боевым машинам могли слиться все,кто угодно - они же создавались для уничтожения себе подобных.
    Макаронники тоже вот создавали красивые крейсера, быстрые ,аки птицы. Но и тем не повезло - они воевали с англичанами. Если бы в противниках были лягушатники,то о славе ещё можно было мечтать, а так приходилось тонуть от снарядов английских эсминцев и тех же легких крейсеров. Ну и линкорам перепало у Матапана.
    Так что голландцам оставалось только утопнуть request
    А так да,корабль достойный, ему потягаться с себе подобными ещё можно было бы. Но увы....
  7. Стоит отметить то, что все жилые помещения корабля, который должен был служить в тропиках, были просторными, хорошо проветриваемыми и даже оборудованы вентиляционными системами.

    Разве в 30-е г. ещё строились боевые корабли без вентиляции кубриков и кают?
    М.б. имелись ввиду кондиционеры?
  8. +15
    6 января 2020 09:10
    Несколько слов о вооружении.

    Орудия главного калибра были «Бофорсы» немецкого производства калибром 150 мм. Те же, что и на «Кельнах» и некоторых немецких эсминцах, довольно современные и скорострельные.
    ...
    Но особого разбора требует зенитное вооружение. Оно было поистине уникальным. Из-за экономии средств голландцы приняли решение вообще не вооружать крейсер универсальными орудиями. Поэтому вместо привычных универсалок калибром 76—127 мм на «Де Рюйтер» установили десять 40-мм зенитными автоматов «Бофорс» модели Mk III в спаренных установках.

    Эх, Роман, Роман! Ну что же Вы так невнимательно кропипастите?
    Давайте сверим Ваши фантазии с другими источниками?
    Вот что говорит "Арсенал-Коллекция 2016 № 03 (45)" ( https://www.litmir.me/br/?b=588937&p=27 ):
    Первоначально крейсер планировалось вооружить шестью 150-мм орудиями в трех башнях и четырьмя зенитными 105-мм орудиями «Бофорс» в двух двухорудийных установках. При дальнейшем проектировании добавилось седьмое орудие ГК. Одновременно из проекта исчезли 105-мм зенитные орудия, а их место заняли 40-мм зенитные автоматы «Бофорс» в пяти двухствольных установках. Особенностью проекта стало отсутствие торпедных аппаратов, да и возможности ставить мины «Де Рюйтер» не имел. Главный калибр. 150-мм орудия ГК (фактический калибр — 149,91 мм, длина ствола 50 калибров) спроектированы немецким концерном «Крупп». Голландцы приобрели лицензию на их производство, первые орудия получили крейсера типа «Ява». В 1920-е гг. орудиями этого типа также оснащались большие канонерские лодки голландского флота. Орудия монтировались в палубных установках производства шведского концерна «Бофорс». У голландских моряков орудия заслужили высокую репутацию, поэтому, когда решался вопрос о вооружении нового крейсера, другие варианты не рассматривались. В отличии от более ранних, орудийные установки «Де Рюйтера» были спроектированы и построены голландской фирмой «Вилтон Фиенорд». Двухорудийные установки получили обозначение «МК. 9», однорудийная — «МК. 10».

    Одиночная установка могла в случае необходимости вести огонь осветительными снарядами. Вес вращающейся части башен I и II составлял 71 200 кг, башни III весила на 600 кг меньше, то есть 70 600 кг. Палубная установка орудия № 3 весила 25 000 кг. Углы разворота башни I, и установки орудия №3-го — 147 гр. на борт. Кормовая башня III имела угол разворота 140 гр. на борт.

    Несмотря на большой угол возвышения, орудия ГК не предназначались для ведения огня по воздушным целям, поскольку имели недостаточную для этого скорость наведения в горизонтальной плоскости башен ГК. Кроме того отсутствовали и соответствующие приборы управления огнем. Единственным видом огня по воздушным целям мог быть лишь заградительный.
    ...
    Малокалиберная зенитная артиллерия. Голландские морские специалисты знали своего противника и отслеживали все изменения, происходившее в составе флота Островной империи. Не прошло мимо их внимания бурное развитие в Японии морской авиации, в том числе и палубной. Поэтому новый крейсер должен был иметь мощное зенитное вооружение, за получением которого пришлось обратиться к шведской фирме «Бофорс». Данное предприятие разработало зенитный автомат с технической помощью немецкой фирмы «Крупп». Первый действующий образец был предъявлен к испытаниям в конце лета 1930 года. Затем последовали два года мучительного доведения системы «до ума». Официальные испытания были проведены 21 марта 1932 года. На борту «Де Рюйтера» разместили десять 40-мм автоматов в пяти двухорудийных установках «Бофорс МК. 3»


    1. ГК вовсе не "Бофорс", а "Крупп", орудийные установки "Бофорс" с орудиями Круппа 150мм были на голландских канонерках. А на "Де Рюйтер" были орудия Круппа в установках от "Вилтон Фиенорд".
    2. 40-мм зенитки "Бофорс" были установлены вовсе не от экономии, а из-за развития морской авиации у предполагаемого противника и желания обеспечить хорошую ПВО.

    Господин Скоморохов родил очередную "нетленку юмора". Статье 100500 минусов.
  9. +3
    6 января 2020 10:17
    А тут Роман вобще забыл убрать то, что копипастил:
    Когда 15 мая 1940 года Нидерланды скоропостижно закончились, капитулировав перед Германией, голландский флот в колониях присоединился к союзникам. Голландские корабли занимались в основном охраной коммуникаций и проводкой конвоев.

    После вторжения германских войск в Голландию и капитуляции голландской армии войска и флот в колониях остались на стороне союзников. Ост-индская эскадра занималась охраной коммуникаций и сопровождением конвоев в Яванском море и Индийском океане.

    И куда ж так торопился?
  10. +4
    6 января 2020 11:39
    Цитата: рюрикович
    Ну и линкорам перепало у Матапана.

    у матапана перепало тяж крейсерам(Зара, Пола, Фиуме)
    1. +1
      6 января 2020 16:08
      Цитата: zombee
      у матапана перепало тяж крейсерам(Зара, Пола, Фиуме)

      "Витторио Венето" получил свою торпеду от кого? От бога или от англичан. Но я то вообще имел ввиду,что перепало итальянских крейсеров в качестве жертвы и английским линкорам wink ибо речь в посте шла об итальянских крейсерах... yes
      Звыняйте,не учел того, что люди разучились думать логически smile
      1. +2
        7 января 2020 14:24
        от самолета))) Никак не от эсминца или крейсера. И если-бы формидебла не было- фиг-бы англы их поймали
  11. +2
    6 января 2020 11:44
    Позвольте, как так? стабилизированные в трех плоскостях Это что же, автомат сопровождения цели голландцы ухитрились создать в 30 е годы?
  12. +3
    6 января 2020 11:57
    Цитата: Владимир_2У
    Позвольте, как так? стабилизированные в трех плоскостях Это что же, автомат сопровождения цели голландцы ухитрились создать в 30 е годы?

    Цитата: Владимир_2У
    Позвольте, как так? стабилизированные в трех плоскостях Это что же, автомат сопровождения цели голландцы ухитрились создать в 30 е годы

    ну в принципе- да, ухитрились, хаземайер
  13. +23
    6 января 2020 12:24
    "Уцелевшие «Хьюстон» и «Перт» благополучно смылись"///
    ---
    Подленькое вранье, однако. negative
    Они получили приказ вступить в бой с другим отрядом японских кораблей: тремя крейсерами и несколькими эсминцев. В этом бою Хьюстон и Перт погибли.
    Вся статья в таком игривом похабном стиле.
    Представляю, какая буря бы началась, если бы автор написал о Цусиме в том же стиле: "как японцы отделали этих..."
    Пишите о морских сражениях с уважениям к погибшим морякам и летчикам любых стран.
    1. +17
      6 января 2020 14:19
      Согласен с Вами, Алексей.
      Автор даже не удосужился поинтересоваться детально обстоятельствами гибели крейсеров De Ruyter и Java и фразой "Если подробно ознакомиться с ходом боя в Яванском море, то начинаешь задумываться о том, что и «Де Рюйтер», и «Ява» были потеряны в силу полного нежелания экипажей бороться за свои корабли." сразу оплевал память 526 моряков крейсера Java и 367 моряков крейсера De Ruyter, которые погибли вместе со своими кораблями.
      Попадание торпеды в крейсер Java вызвало детонацию артпогребов кормовых башен и корма крейсера была оторвана, средства пожаротушения и водоотливные насосы обесточены. Корабль утонул в течении пятнадцати минут, не успев даже спустить шлюпки и спасательные плоты.
      На крейсере De Ruyter детонации боезапаса не было, но начался сильный пожар. Вспомогательная энергетическая установка вышла со строя, так же как и на Java, пожарное и водоотливное оборудование не работало. Однако экипаж три часа боролся за живучесть, пока корабль ушел под воду.
    2. +1
      7 января 2020 10:00
      Фактически, в этом сражении, да смылись.
      Они погибли впоследствии, когда получили приказ покинуть театр военных действий.
      По пути, решили отыграться на японских транспортах, но попали в ловушку.
      Погибли в ночном бою, в котором японцы использовали свое преимущество в артиллерийском и торпедном вооружении.
      Кстати, в бой в Яванском море, "Хьюстон" вступил без действующей кормовой башни, имея шесть орудий главного калибра.
    3. +5
      7 января 2020 12:49
      Алексей, ваши слова относительно стиля изложения поддерживаю на 100%! Последние статьи Романа написаны в странном для такого рода издания стиле: на четверть - русский полу-литературный, на вторую - "полу-олбанский", на третью четверь - аля Луркмоар", на четвертую - стеб.
      И поневоле статьи начинают вызвать отторжение и сильное раздражение.
      Думаю, все-таки нужен рейтинг статей, иначе количество копипастов и откровенно безграмотного русского языка в статьях будет расти.
    4. DRM
      -1
      9 января 2020 20:50
      Цитата: voyaka uh
      "Уцелевшие «Хьюстон» и «Перт» благополучно смылись"///
      ---
      Подленькое вранье, однако. negative
      Они получили приказ вступить в бой с другим отрядом японских кораблей: тремя крейсерами и несколькими эсминцев. В этом бою Хьюстон и Перт погибли.
      Вся статья в таком игривом похабном стиле.
      Представляю, какая буря бы началась, если бы автор написал о Цусиме в том же стиле: "как японцы отделали этих..."
      Пишите о морских сражениях с уважением к погибшим морякам и летчикам любых стран.

      Хотел написать о том же, но увидел ваш комментарий. В целом же стиль статьи напоминает Пикуля с его сПИкуляциями.
  14. -2
    6 января 2020 16:06
    хорошая в целом статья, спасибо автору
    но пару ремарок:
    1. Голланцы-таки, да , рвались сразиться с японцами,рассчитывая, что наследники славы де Рюйтера и ван Тромпа покажут желтым недо-макакам как надо воевать на море. Но, во-первых, не провели нормальную воздушную разведку района для уточнения возможных сил прикрытия конвоя, а во-вторых, не учли, что боевая выучка недо-макак и их уровень технической оснащенности стоит на пару голов выше их надменных и презрительных фейсов. В итоге, при встрече с японцами Доорман увидел не авизо колониальной службы а тяжелые крейсера, возможно лучшие в мире. Дажее, по ходу боя, на эскадру АБДА обрушился шквал снарядов, которому они не могли что-то значимое противопоставить, и они начали отворачивать - ну почти как в Цусиме. Далее, Доорман даже представить не мог, что японские торпеды могут его достать на 20км дистанции - торпеда с Хагуро пришла именно с этой дистанции. ТОрпеду заметили в последний момент, никаких противоторпедных маневров корабль не проводил, а шел на ретираде.
    2. Все частники боя поголовно пишут об абсолютном огневом подавлении японцев, экипажи эскадры АБДА были угнетены и изумлены натиском японцев, один к одному как в воспоминаниях участников Цусимы, было одно желание - поскорее удрать, скрыться. Видя, что вся эскадра АБДА удирает, у экипажей голладских ЛКр ясное дело отпало всякое желание бороться за живучесть, так как помощи ждать было неоткуда.

    Выводы: слив боя был предопределён беспечностью и самонадеянностью на этапе планирования, Доорман, которому англы и янки имели глупость поручить командование эскадрой, не имел никакого опыта командования соединениями, а военного опыта вообще. Возможно под брейд-вымпелом капитана Эксетера или Хьюстона потери были бы меньше и удрали бы быстрее. А собственно сам бой - нубов на легких крейсерах против тяжелых крейсеров первой линии - шансов даже на ничью не имел даже теоретически, тут к экипажам голландцев претензий нет
    1. +6
      6 января 2020 16:38
      хорошая в целом статья, спасибо автору
      в целом, -мешанина фактов и домыслов, осталось убрать из "статьи" ляпы и выяснить, какому автору какого первоисточника спасибо говорить.
    2. 0
      6 января 2020 17:37
      Цитата: Корри Сандерс
      Выводы: слив боя был предопределён беспечностью и самонадеянностью на этапе планирования

      Слив этого, и многих других последующих боев был предопределен беспечностью и самонадеянностью стратегического руководства (военного и политического) АБДА.
      1. Ни голландцы, ни англичане, ни американцы не были готовы к встрече с противником, не уступающим в числе и резко превосходящем в качестве, как материальной части, так и выучки и прежде всего качестве командования и уровне военной мысли. До конца 43-го года японская авианосная дивизия (АУС) была звездой смерти, аналогично танковой группе Вермахта. Противопоставить ей было просто нечего. Кроме фарта, разумеется.
      2. АБДА была категорически не готова к совместным действиям. Логистика, командование, подчинение - ничего не готово. Куда громче все это аукнулось Союзникам чуть позднее, эпизод с Кратчли у о.Саво.
      1. -1
        7 января 2020 02:09
        ага, по поводу о.Саво - после этой "громкой победы американского флота" (4 ТКр США sunk и 1000> KIA
        против 0 потопленных кораблей и 60 погибших у IJN) американцы были шокированы тем, что японские крейсера с большой форой перестреливали их крейсера, причем это были лучшие крейсера США, первой линии, с кадровыми и хорошо выученными экипажами, воевавшими уже хороший год почти. После событий у Гуадалканала в США серьезнейшим образом были озадачены вопросом как же опередить японцев по темпу огня, и после многочисленных эксперементов с ручным заряжанием, пришли к выводу, что превысить показания японцев невозможно траниционным методом - это был темп, предельный для ручного заряжания, японцы его достигли в 1941. И в итоге, приняли решение строить крейсера только с автоматами заряжания, соответственно ТКр типа "Де Мойн" и ЛКр типа "Ворчестер". Так это в 1943 году на секунду. Так вот теперь нужно понимать какой нежданчик получил Доорман в самом начале 1942, откуда этот шок, внезапная робость и паническое бегство, как быстро слинял HMS "Эксетер" еще недавно бросавший вызов тяжелобронированному "карманнику" с 11'' автиллерией. Пенсакольно-картонный "Хьюстон" тоже очень быстро ретировался, бросив на растерзание легкие крейсера колониальной службы голландцев, с их электроплитами, кондишенами и тропической роскошью. Что там голландцы, сами англичане "сломались" еще после "Принца Уэльского" и "Рипалса", японобоязнь была у них до самого конца ВВ2. Они стебутся над итальянцами, но очень не любят вспоминать как сверкали их пятки в Яванском море и у Цейлона, как они прятали от японцев свои линкоры на секретных островах, как драпали Дорсетшир и Корнуолл, как бросили Аргус с микроэсминцем Вампир
        1. +1
          7 января 2020 04:25
          Какая-то у Вас наркотическая альтистория.
          Цитата: Корри Сандерс
          против 0 потопленных кораблей и 60 погибших у IJN) американцы были шокированы тем, что японские крейсера с большой форой перестреливали их крейсера,

          Никаких данных по поводу кто кого перестреливал, у американцев, разумеется, не было. Расследовать всю эту историю они начали полугодом позже, нашли одного стрелочника и достаточно. Естественно, ни к морским министрам, ни к командующим флотом, которые обеспечили вот такую боеготовность, никаких вопросов не было. Особенно не было вопросов, как так получилось, что Кинг, назначенный 30 декабря 41-го, был 8-м (восьмым) главкомом флота при Рузвельте. Это не рекорд, назначенный на следующий день после Кинга командующим ТОФ (CINCPACFLT) Нимиц был 12-м (двенадцатым) главкомом ТОФ при Рузвельте. Было бы странно ожидать от флота каких-то других результатов, кроме наращивания подводной группировки.
          Цитата: Корри Сандерс
          И в итоге, приняли решение строить крейсера только с автоматами заряжания, соответственно ТКр типа "Де Мойн" и ЛКр типа "Ворчестер"

          Разумеется, ничего подобного не было. Сразу в 42-м они никаких решений не приняли. В следующем году, 43-м, заказали еще десяток Балтов, скорострельности 14-ти новых КРТ вполне достаточно.
          Цитата: Корри Сандерс
          Так это в 1943 году на секунду.

          Не было в 43-м ни ДеМойна, ни Вустера. Оба заложены в 45-м. Системы с мехзаряжанием - это довоенные еще проекты американцев, но они залажали все проекты по новому вооружению до единого (почему и отчего - см выше). Так что пришлось в мобилизационном порядке делать корабли со старым набором вооружения, порой весьма посредственным.
          Цитата: Корри Сандерс
          откуда этот шок, внезапная робость и паническое бегство, как быстро слинял HMS "Эксетер" еще недавно бросавший вызов тяжелобронированному "карманнику" с 11'' автиллерией.

          Оттуда, что в тот раз он был втроем на одного, а в этот раз примерно равные силы (по вымпелам, индивидуально японцы намного сильнее), + 2 КР, включая Эксетер, быстро получили лакишоты.
          Цитата: Корри Сандерс
          сами англичане "сломались" еще после "Принца Уэльского" и "Рипалса", японобоязнь была у них до самого конца ВВ2.

          Внимание англичан было сконцентрировано на Европе. Да, в Азии они оказались не готовы, совершили массу невынужденных ошибок, как в связи с отсутствием взаимопонимания с американцами, так и сами по себе. Никто этого не отрицает, насколько мне известно. Принц и Рипалс, конечно, факап, но к началу декабря на фоне тотального фэйспалма их наличие уже мало что решало. Англичане не расстреляли своего ген.Палова (А.Персиваля), все-таки либералы, но затролели по полной, назначили пожизненным президентом Ассоциации дальневосточных военнопленных.

          Как и в случае с Павловым, Персиваль был скорее козлом отпущения, чем виновником сингапурской катастрофы. Хотя его вклад нельзя недооценивать.
        2. 0
          7 января 2020 10:11
          "Эксетером" командовал уже другой. В башнях главного калибра не хватало персонала.
    3. +2
      7 января 2020 10:08
      Основной силой японцев в этом сражении были два тяжелых крейсера с суммарным бортовым залпом в двадцать 12" орудий. У союзников - два тяжелых крейсера с суммарным бортовым залпом в двенадцать 12" орудий. Плюс три легких крейсера, в сумме имевших на борт двадцать два 6" орудия.
      Сразу вспоминается сражение у Комодорских островов, в котором один тяжелый и один легкий устаревший крейсер американцев вели бой с двумя японскими тяжелыми крейсерами.
      1. -2
        7 января 2020 15:44
        Цитата: ignoto
        12" орудий.

        Убавьте, пожалуйста.
        Цитата: ignoto
        У союзников - два тяжелых крейсера

        Причем далеко не балтов.
  15. -3
    6 января 2020 20:36
    Говорить об эффективности крейсеров без упоминания «Авроры»? Автор, ты не протрезвел ещё?
  16. +1
    6 января 2020 23:17
    На мой взгляд "Де Рюйтер" - рейдер против торговых судов. Быстрый ход, орудия на корме - налетел, развернулся, несколько залпов по "товарняку" и "самый полный куда подальше"... Потопить один транспорт "с налёта" и остаться "живим" для "Де Рюйтер" уже "результат".
    1. +3
      7 января 2020 00:04
      его планировали для боевого противостояния с третьестепенными "флотами" третьих стран, таких как Сиам или Китай, самыми крупными кораблями которых были миноносцы и авизо. С Японией самостоятельный конфликт исключался, так как гарантами Голл.Ост-Индии выступали (и выступили) США и Англия, бывших основными потребителями ост-индийской нефти. Кстати, планировали правильно, поскольку Сиам-таки посмел напасть на вишистские колонии в октябре 1940 г. Так вот французский легкий крейсер "Ламотт-Пике" (типа "Дюгэ-Труэн") и 2 авизо типа "Бугенвиль" (оба есть в WoWS во французской ветке) в бою у Ко-Чанга в январе 1941 г. разогнали тайский "флот", потопив 2 миноносца и вполне современный броненосец японской постройки "Дхонбури" (1936 г. "Кавасаки", с 2х2 8'' орудиями ГК кстати).
      1. 0
        7 января 2020 00:22
        С медведем (сша) дружи (заключай договора), а топор за пазухой держи (строй свой флот). Когда на Голандскую Ост-Индию напала Япония, применение "Де Рюйтер" нужно было пересмотреть, учитывая реальность - "на рожон не лезть" - бить "из-за угла в спину", по "мирным японским транспортам" и избегать прямого столкновения с японским боевым флотом.
      2. +3
        7 января 2020 10:14
        Голландцы для противостояния японцам планировали постройку линейных крейсеров.
    2. 0
      7 января 2020 00:58
      Цитата: котик-русич
      рейдер против торговых судов. Быстрый ход, орудия на корме - налетел,

      Нет. Чтобы быстро потопить торговца, очень не помешает торпеда. Они были на всех немцах. Де Рюйтер больше похож на обычный эскадренный КРЛ, но у голландцев нет эскадры. Действительно выглядит достаточно непродуманным кораблем.
      1. 0
        7 января 2020 01:14
        "Бывают в жизни огорчения, хлеба нет - едим печенья..." У голландцев на руках "мусорные карты" ("Де Рюйтер") "блефовать" (вступать в открытый бой) против японцев у которых на руках "стрит" или "флеш" не нужно, лучше попробовать потопить хотя бы японских рыбаков. В общем реально оценивать возможности "Де Рюйтер" и применять его так что бы "Де Рюйтер" приносил пользу, а не тонул в первом же бою.
        1. +1
          7 января 2020 01:45
          Там у всех были свои проблемы. Ресурсы, если с умом подойти, имелись, но давать бой за Сингапур американцы в любом случае не собирались, а без Сингапура Индонезию не удержать. Так что планы на Тихий Океан у Союзников были гораздо более мутные, чем на Европу.
          Другой вопрос, что от голландцев тут не зависело ровным счетом ничего. Единственное, что они могли сделать - идти в 100% партизанщину, ПЛ и торпедные катера.
          1. -2
            7 января 2020 10:16
            Существует версия. что в той войне США и СССР воевали против Великобритании и Германии.
            США стремились развалить Британскую империю, что последовательно и делали, во многом японскими руками.
            1. +4
              7 января 2020 11:00
              Абсолютно бредовая версия. Американцы вложили в Лен-Лиз для Великобритании как и в Ленд-Лиз для СССР огромную часть своего ВПК.
              Передали англичанам бесплатно десятки эссинцев из состава своего флота.
              У самих американцев были на Дальнем востоке такие же проблемы против японцев в 41-42, как и у британцев. Оба союзника два года терпели от японцев поражения.
              1. +1
                7 января 2020 16:07
                Цитата: voyaka uh
                У самих американцев были на Дальнем востоке такие же проблемы против японцев в 41-42, как и у британцев. Оба союзника два года терпели от японцев поражения.

                Ага. Часть проблем была связана с тем, что предвоенный план флота - дать японцам полную свободу рук на полгода-год, а потом, года через два, начать наступление от Гавайев. Собственно, они именно это и исполнили.
                Цитата: voyaka uh
                Абсолютно бредовая версия. Американцы вложили в Лен-Лиз для Великобритании как и в Ленд-Лиз для СССР огромную часть своего ВПК.

                )))
                Нет.
                Военные расходы США - в среднем $15млрд/месяц. Весь ЛЛ - три месяца войны. Советский ЛЛ - меньше одного месяца войны. Так Стеттиниус в Конгрессе потом и отвечал на вопрос "На фига мы помогали нашим врагам?".
                Цитата: voyaka uh
                Абсолютно бредовая версия.

                Так оно и было, как ни странно. Для Штатов эта война, прежде всего, была походом против системы колоний. С Британской империей покончила, в том числе, Атлантическая хартия.
                Цитата: ignoto
                США и СССР воевали против Великобритани

                К сожалению, так оно и было. Штаты воспринимали СССР как немного странную, но все же республику, вроде Мексики (в Мексике, напомню, сидит Троцкий). Идея, что Сталин строит новую империю, причем такую, что британцам и не снилась в кошмарных снах, американским внешнеполитическим руководством, включая Рузвельта, категорически не воспринималась. Поэтому, кстати, Атлантическая хартия совершенно не касалась Восточной Европы.
                1. +1
                  7 января 2020 18:24
                  Чисто российская конспирология...
                  Но это еще не самая бредовая теория, так пустячок. По ру.нету еще и не то гуляет. laughing
                  1. -1
                    7 января 2020 18:29
                    Цитата: voyaka uh
                    Чисто российская конспирология...

                    Серьезно?

                    Что именно Вы отрицаете? Атлантическую хартию? Распад системы колоний? Что вся проанглийская в 39-м году Восточная Европа оказалась под советской оккупацией? От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике?
                2. +2
                  7 января 2020 20:54
                  У меня такое чувство что вам тесно и скучно в рамках комментатора. Может выдадите пару статей? Начать с пристрелки- разгромная и поучительная история про головозадых янки не умеющих в вооружения и выезжающих только за счет общей технической базы. Одобрения патриотической общественности прилагаются. А далее полновесный залп на поражение- Рузвельт предатель интересов американского народа потому что не дал по рукам наступающим Советам. Лютейший плотняк на 300+ комментов гарантирован. Я на полном серьезе. Будет поинтереснее чем фантазии Самсонова, рефераты Романа и неразделенная любовь к линкорам Олега Капцова.
                  1. -1
                    7 января 2020 21:51
                    )))
                    Идея богатая. Вот и пишу частями в комментах)))
                3. -2
                  7 января 2020 21:47
                  Цитата: Осьминог
                  в среднем $15млрд/месяц

                  Ошибка. 10+/мес в конце войны. 341 общие.
              2. +1
                7 января 2020 20:52
                Передали англичанам бесплатно десятки эссинцев из состава своего флота.

                Плоховато у Вас с осведомлённостью...
                Эсминцы в обмен на соглашение по базам (англ. Destroyers for Bases Agreement) — договор о передаче 50 американских эсминцев британскому ВМФ. Договор был заключён 2 сентября 1940 года между США и Великобританией. Американские эсминцы времён Первой мировой войны находившиеся на консервации, передавались британской стороне в обмен на долгосрочную аренду (на 99 лет) ряда английских колониальных земель.
                2 сентября 1940 года, в разгаре авиационной битвы за Британию, американский госсекретарь Корделл Халл объявил о согласии передачи военных кораблей британскому ВМФ. В обмен на корабли американская сторона желала получить в бесплатную 99-летнюю аренду воздушные и/или морские базы в следующих местах:
                Ньюфаундленд (сегодняшняя часть канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор).
                Восточная часть Багам
                Южное побережье Ямайки
                Западное побережье Сент-Люсии,
                Западное побережье Тринидада (включая залив Пария)
                Антигуа
                побережье Британской Гайаны (на сегодняшний день государство Гайана) вплоть до 50-мильного расстояния до Джорджтауна.
                Соглашение также предоставляло американской стороне права на гавани Грейт Саунд (Бермуды) и Кастл Харбор (англ.)русск. остров Бермуда (англ.)русск.; Южное и восточное побережье острова Ньюфаундленд.

                И в чём заключается "БЕСПЛАТНОСТЬ" эсминцев?
                Возможно вы так же не в курсе о передаче уже англичанами в ВМФ СССР 8 эсминцев из полученных 50 и 9-го для донорства запасных частей? На СФ и 9-й эсминец ввели в строй, как боевую единицу!
                «Дерзкий», «Деятельный», «Доблестный», «Достойный», «Жаркий», «Жгучий», «Жестокий» и «Живучий» вышли из Скапа-Флоу в СССР 16 августа 1944 года. Договоренность предусматривала передачу восьми кораблей, но в силу большого возраста и изношенности был передан и девятый в качестве "донора запасных частей", который был отправлен в Советский Союз 10 сентября 1944. Его тоже решили использовать в боевых действиях и он вступил в строй под именем «Дружный».
  17. +2
    7 января 2020 14:29
    Цитата: voyaka uh
    Передали англичанам бесплатно

    базы ВМФ- это бесплатно???

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»