«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах

61

«Схватка кирасира с драгуном». Художник Питер Мёленер. (Музей Прадо, Мадрид) Считается, что в отношении композиции своих батальных полотен он уступал своему учителю Питеру Снайерсу, который битвы изображал в виде целых панорам, тогда как Мёленер брал из них отдельные эпизоды. Однако для историков его картины очень интересны, поскольку дают наглядное представление о том, как именно происходили эти самые боевые эпизоды в годы Тридцатилетней войны. На этом полотне мы видим закованного в «трехчетверные латы» кирасира, в упор стреляющего из пистолета в голову драгуна, у которого не было возможности использовать свой колесцовый мушкет и который попытался защититься шпагой. Но неудачно… На заднем плане хорошо также видно, как другие кирасиры скачут в атаку с пистолетами в руках

Выпить с грусти «Анжуйского», что ли?
Или в полк заглянуть от тоски?
То ли дело сражение в поле,
Грязь копытами лихо месить!

Нет, покой для меня не спасенье.
Дух дряхлеет и вянут усы.
На коня! И скорее в сраженье!
Я по сути своей кирасир!
Юрий Бондаренко. Кирасир




Военное дело на рубеже эпох. Вряд ли стоит удивляться тому, как часто на полотнах фламандских живописцев мелькают всадники с пистолетами в руках, из которых они из самых разных положений чуть ли не в упор стреляют друг в друга. Ведь это же какое тогда было время? Сначала фламандцы приняли участие в войне между Испанией и Голландией, в которую также вмешались Франция и Англия, а позднее Фландрия включилась еще и в Тридцатилетнюю войну (1618-1648), да и потом 11 лет помогала Испании бороться с Францией. В результате всего этого военные действия подчас разворачивались едва ли не прямо у художников перед глазами, а фламандская батальная живопись опередила голландскую на целых полвека. Причем если фламандцы в основном писали битвы на суше, то голландцы – на море. Интересно, что уже тогда война рассматривалась фламандскими художниками как трагедия, а великий Рубенс так и вовсе как-то сказал о Фландрии: «Фландрия была местом военных действий и театром, где разыгрывается Трагедия». Но естественно, что, как бы художники ни ненавидели ужасы войны, они изображали их по-разному, внося в ее визуализацию свое видение, свое отображение реальных событий.

Питер Мёленер (1602-1654), например, часто писал картины, которые так и назывались: «Кавалерийская атака» и в них показывал разные перипетии сражений всадников-латников первой половины XVII века друг с другом. И вот на одной из них мы видим довольно занятную сценку поединка двух всадников, не латников, однако вооруженных колесцовыми пистолетами, один из которых пытается защититься обломанной шпагой, а другой — ударить его по голове рукояткой своего пистолета и одновременно хватает рукой за шарф.


Вот эта картина. Называется она «Кавалерийская атака», а написана она в 1649 году (Музей Прадо, Испания)

Что в ней такого интересного? А то, что да, действительно, кавалерийские пистолеты из-за из большой длины и тяжелой рукоятки использовались всадниками в качества еще и ударного оружия. Но вот то, что на них специально для этой цели делали шарообразное «яблоко», служившее в качестве навершия для булавы, подтверждения на живописных полотнах не получает. То есть – да, по голове в горячке боя пистолетами били. Но на этих же полотнах видно, что навершия у пистолетных рукоятей имеют самую различную форму. И что это далеко не всегда шар. А вот когда это навершие и впрямь имеет шаровидную форму, как на сохранившихся до наших дней образцах, то оказывается, что внутри эти «шарики» обычно пустые, то есть легкие, и служат обычно пеналами для запасных кремней или кусочков пирита.

В подтверждение можно привести и картину «Атака кавалерии», подписанную Паламедесом Стевартсом и датированную 1631 годом. На ней мы видим уже два колесцовых пистолета – один на земле, другой в руке одного из сражающихся, но… «шарика» на конце рукояти нет ни у одного из них. Просто рукоятки к концу для удобства их удержания расширяются, что было характерно для пистолетов того времени, и именно это расширение кавалеристы в качестве ударной детали и использовали, а так форма рукояти могла быть самая разная. Шарообразная форма принципиальной отнюдь не являлась!


«Атака кавалерии». Художник Паламедес Стевартс. Аукцион европейской живописи, 2013 г. Лондон-Нью-Йорк


Еще один «Кавалерийский бой» художника Питера Мёленера, 1644 года. (Музей Прадо, Мадрид). Кстати, таких полотен этот художник написал очень много и у всех сюжет примерно одинаков: два всадника, держа пистолеты боком, стреляют друг в друга, прямо в лицо, или же один отмахивается шпагой, а другой в него стреляет, либо один замахивается на другого пистолетом. Впрочем, в сюжет вот этой картины можно сказать вошло все. Тут и пистолетами бьют по головам, и стреляют в упор, так что пули пробивают кирасы, и стреляют по всадникам, потерявшим коней – словом представлены все виды тогдашнего конного человекоубийства. А на земле валяются его атрибуты: пистолеты, шляпы, шлемы, и умирающие всадники, и их лошади


А вот эта «Кавалерийская атака» (Аукцион Кристи 2013, Лондон) этого же художника, написанная им между 1625 и 1654 годами, показывает нам кавалерию, которую своим огнем поддерживают мушкетеры, скрывающиеся в лесу слева

Считается, что первым фламандским художником-баталистом был Себастьян Вранкс (1573-1647), который первым в искусстве Северной Европы превратил батальные сюжеты в отдельный жанр. Впрочем, чему удивляться, ведь он был офицером гражданской милиции Антверпена и все это видел вокруг себя. И то, что около половины известных работ Вранкса - это военные сцены, вполне логично. И, кстати, это именно у него учился и тот же Питер Мёленер и многие другие известные фламандские живописцы, как Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Хендрик ван Бален, а Яну Брейгелю Старшему (сын Питера Брейгеля Старшего) часто помогал и нередко являлся соавтором его отдельных полотен. Он воспитал также несколько учеников, лучшим среди которых считали Франса Снейдерса.

Картины Вранкса напоминают брейгелевские, в особенности те, в которых он изображал жизнь современной ему Голландии. А вот батальные полотна опять-таки являются для историка прекрасным иллюстративным материалом. Вот, к примеру его известное полотно «Битва Леккербетье в Вухте 5 февраля 1600 года» которая находится в частном собрании. Прежде всего, давайте узнаем, что это была за битва, которая вызвала такой интерес у этого художника. На самом деле это была… коллективная дуэль, состоявшаяся 5 февраля 1600 года на пустоши между городскими виселицами (такой вот «живой» пустячок эпохи) и мельницей. В поединке участвовали фламандцы, дравшиеся с наемниками – французами и брабантцами, в количестве 22 человек с каждой стороны, с типичным вооружением того времени. Зачинщиками поединка выступили французский аристократ де Бре и фламандский лейтенант Леккербетье. Ну, а его главной причиной стало презрение французского маркиза к фламандским дворянам. Кстати полное имя лейтенанта было Жерар Абрахамс ван Хоулинген, а Леккербетье – это его прозвище, означавшее одновременно и «ублюдок», и «подлый» (в смысле по происхождению). То есть фламандцы своим воякам давать такие зазорные клички оскорбительным не считали, главное, чтобы сражались хорошо!


«Битва Леккербетье в Вухте 5 февраля 1600 года»


Деталь картины крупным планом. На всех участниках черные доспехи, то есть это те самые всадники, которых называли и «Черные кафтаны», и «Черные доспехи», и «Черные дьяволы», «Черные банды» и даже попросту «Чумазые» — в разных странах по-разному. Дешевые доспехи красили, дорогие чернили при высокой температуре. Вес их составлял от 12 кг и выше (вместе со шлемом), но были и такие супердоспехи, что весили и 30, и даже 46 кг

Центром композиции картины Вранкса стали Леккербетье и де Бре, одетые в типичные, похожие на рыцарские доспехи, латы кирасиров. Согласно истории, Леккербетье убили выстрелом из пистолета уже в самом начале дуэли, но несмотря на это фламандцы одержали полную победу, поубивав 19 французов. Маркиз де Бре с поля боя бежал, но был пойман и тоже убит.

«Битва при Вимпфене 6 мая 1622 года». Себастьян Вранкс. (Государственный Эрмитаж, Петербург)

Вранкс был очень многоплановым и разносторонним художником, о чем говорит его исключительно многофигурное плотно, написанное им в соавторстве с Яном Брейгелем Младшим «Последствия битвы», находящаяся в одном из частных собраний. И чего, и кого здесь только нет. Захваченное знамя и разбросанные по земле сапоги, мушкеты и шляпы, обнаженные трупы убитых, стонущие раненые, с кого-то снимают сапоги и раздевают до нитки, а кого-то и прикалывают ударом в горло и спину. Тут же валяются рыцарское копье (значит копейщики все еще используются!) и латные «трубы» для рук, кирасы и железный щит рандошьера. Вдали ловят белого коня, и конвоируют пленного латника, видимо, знатного человека, раз его не зарезали сразу. Словом, вся атрибутика эпохи, человеческие характеры и поступки – все представлено как на ладони. Зримо, образно и очень наглядно.


Вот оно, это полотно: «Последствия битвы»

Некоторые из его сюжетов довольно, скажем так, удивительны. Например, это относится к нескольким полотнам, посвященным таким узким темам (а значит не таким уж и узким для того времени, не так ли?), как нападения на всадников-латников и пехотинцев на обоз и – разбойников на мирных путников на большой дороге!

«Нападение на конвой» (Музей Прадо, Мадрид)

На этом полотне опять-таки мы видим исключительно многоплановое действие. На уходящей за горизонт равнине, опять же с несколькими виселицами вдали на холме, по дороге движется караван, причем передние повозки явно попытались встать в круг, но явно не успели, мирные путешественники, пользуясь суматохой, женщины и дети бегут в лес. Атака на повозки проводится комплексным образом: слева его с близкого расстояния обстреливают мушкетеры, тогда как со стороны дороги первыми скачут, стреляя на ходу, пистольеры и карабинеры, а сзади мчатся… копейщики с длинными рыцарскими копьями. Ну, и на холме справа пастух угоняет от греха подальше стадо овец.


Другое забавное полотно, написанное в характерной брейгелевской манере Вранкса, называется так: «Пейзаж с разбойниками, устроившими засаду на путешественников за пределами маленького города» (Аукцион Сотби, Лондон 2008 г.) На нем мы видим, что грабеж на больших дорогах был промыслом, в котором участвовало множество людей, причем вооруженных не только вилами, но и огнестрельным оружием и нападавших такой массой, что справиться с ними не могли даже латники. Один из них бежит, другого рубят топором, третьего закалывают вилами, кого-то лупят обычным цепом, а даме-путешественнице уже и юбку на голову завернули… ну как же без этого – скорее всего именно так тогда и было

Самое интересное, что данный сюжет позднее получил очень широкое распространение среди полотен его учеников и последователей. Правда жизни, видимо, была именно такова.

Кстати, именно Вранкс начал писать полотна с изображением битв на местности, уделяя большое внимание топографической точности изображаемого места действия и затем эту манеру у него перенял и развил другой художник этой же эпохи – Питер Снайерс (1592-1667). Он развил технику изображения своего учителя, выделяя на полотне три плана – передний, средний и дальний. Передний план – это всегда несколько основных фигур, например, командующий, наблюдающий за сражением. Но здесь же мы можем увидеть и раненых, и паникеров, и дезертиров, да кого угодно – даже так. В центральной части – изображалось собственно само столкновение, а вот последняя треть картины – это пейзаж, переходящий в далекое спокойной небо. И хотя сам художник ни в одной из битв не участвовал, большинство своих полотен Снайерс были официальными заказами высшего командования армии Габсбургов, чего бы не случилось, если бы они воспроизводили картины названных сражений неточно!

И совсем недаром в Венском военно-историческом музее есть целая «серия Пикколомини» из 12 крупноформатных полотен, написанных им между 1639 и 1651 годами, в которых иллюстрируются все основные моменты походов известного имперского фельдмаршала Оттавио Пикколомини, воевавшего в Лотарингии и Франции в последние года Тридцатилетней войны.

В этой своей характерной манере им было написано множество полотен, но одно из них, пожалуй, наиболее показательно в смысле изучения тактических построений конницы и пехоты периода начала XVII века. Это картина «Битва при Кирхольме», имевшая место в 1605 году. О ней известно, что она была заказана для польско-литовского короля Сигизмунда III, через его агента при Брюссельском дворе эрцгерцога Альберта VII. Затем ее привезли во Францию и продали на аукционе в 1673 году. Эта работа была впервые упомянута в описях замка Сассенаж в 1820 году, где она находится и по сей день.

«И ударил рукояткой по голове…» Битвы кирасиров на батальных полотнах
Вот эта картина. На нее нужно просто внимательно посмотреть, чтобы оценить работу мастера. Кстати, высота ее 142 см, а длина 231,5 см


Паламедес Паламедес (1607-1638) – младший брат Энтони Паламедеса, автора множества «караулен», тоже рисовал битвы всадников эпохи Тридцатилетней войны. Одна из множества его картин на эту тему и с традиционным сюжетом – это всадники, палящие из пистолетов друг в друга, так и называлась: «Кавалерия исполняет свой долг», 1635г. (Германский исторический музей, Берлин)

Мы познакомились (и это самое главное) лишь с очень незначительной частью батальных полотен, изображающих схватки всадников XVII века, и битвы Тридцатилетней войны, но на самом деле их во много раз больше. Образцы оружия, доспехи, амуниция, желтые кожаные кафтаны – все это повторяется у разных художников в разных вариациях, а вывод один: именно так тогда и было, и видим мы на этих полотнах нечто очень близкое к современной фотографии. Ну а заглянув в Дрезденскую оружейную палату, в Венскую оружейную палату дворца Ховбург и арсенал в Граце, можно убедиться еще и в том, что доспехи и вооружение художники эти писали уж точно с натуры.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    12 января 2020 06:45
    "Не было ни гроша, да вдруг алтын", сразу с утра Рыжов и Шпаковский! Глаза разбегаются, буду собирать в кучку.
    Всем доброго утра и хорошего настроения! smile
    1. +9
      12 января 2020 08:12
      А это потому, что ВОСКРЕСЕНЬЕ!Вам тоже доброго утра и воскресного настроения.
      1. +1
        13 января 2020 05:16
        Немного странно, кирасирские кони на картинах совсем не бронированны, в отличие от всадников. Хотя броня лошадей тогда ещё применялась. Ведь даже легко раненая лошадь уже слабо, а то и вовсе неуправляемая. Может быть автор в курсе? Статье плюс.
        1. +4
          13 января 2020 07:51
          Вот этим-то кони кирасиров и отличались от всадников ордонансовых рот! Те имели доспехи на конях, а все потому, что действовали копьями и биться им приходилось в тесном контакте с пехотой. У кирасиров кони были слабее (дешевле), о чем писал еще Ла Ну, а деньги на конские доспехи пошли на пистолеты. Теперь, дав два выстрела в упор, кирасиры не входя в прямой контакт с пикинерами, такую "просеку" себе делали, что уже свободно могли врубиться в ряды задних солдат и рубить их шпагами. Вот почему доспехи на конях им были не нужны. А от мушкетных пуль они не защищали совсем, так как из-за веса делались из самого тонкого металла (почему, кстати, их так и любили чеканить!).
          1. +1
            13 января 2020 08:10
            Спасибо, ответ специалиста!
            1. +2
              13 января 2020 08:18
              Если Вас, Владимир, интересует эта тема, я мог бы посоветовать Вам купить вот эту книгу издательства Ламберт из Германии. Там все, причем с ссылками на 170 книг англоязычных историков. Такого до меня вообще никто не писал. Но... она довольно дорогая. Поэтому это я так... в порядке информирования.
  2. +4
    12 января 2020 09:37
    Интересно, насколько часто пистолеты в качестве дубинки использовали? И как нецелевое использование на оружии сказывалось?
    1. +4
      12 января 2020 09:48
      Ну, судя по картинам довольно часто. А как сказывалось? Рукоятки ломались наверное...
      1. +3
        12 января 2020 16:53
        Оружейникам дополнительный заработок.
        1. +3
          12 января 2020 17:26
          Конечно, только рукоятки не чинили, а меняли всю деревянную оснастку целиком! Так что мастера работали денно и нощно, такой был спрос на их работу. Вы представьте: 7 тысяч пистольеров в 1556 году только во Франции. У каждого по два пистолета, потом еще...ох, сколько еще всяких...всадников, так что это еще столько же. 14 и 14 - это 28 тысяч пистолетов + производство на экспорт!
  3. +5
    12 января 2020 12:13
    При виде картины картина «Битва при Кирхольме» вспомнил серию компьютерных игр "Казаки"
    1. +5
      12 января 2020 14:40
      Кстати, да!!! good
      Хотя, как по мне, "Стронгхолд" был поинтересней.
      1. +6
        12 января 2020 16:18
        Цитата: 3x3zsave
        "Стронгхолд"

        Еще интересней, на мой взгляд, "Тотал Вар"... smile
        1. +5
          12 января 2020 17:50
          Цитата: Талгарец
          При виде картины картина «Битва при Кирхольме» вспомнил серию компьютерных игр "Казаки"


          Цитата: 3x3zsave
          Кстати, да!!! good
          Хотя, как по мне, "Стронгхолд" был поинтересней.


          Цитата: Хозяин Трилобита
          Цитата: 3x3zsave
          "Стронгхолд"

          Еще интересней, на мой взгляд, "Тотал Вар"... smile


          Во! Михаил Наш человек, Тотал Вар - наше все!!!
          Последние лет 15 кроме него юзую, только Пиратов Карибского моря и Танки! recourse
          Грешен!!!
          1. +3
            12 января 2020 18:20
            Наше все - это "Варкрафт 2"!!!
            Влад, а как же "В тылу врага"?
            1. +5
              12 января 2020 19:21
              Да Антон! Игры на Зет Икс Спектруме: Элита, Брюс Ли, Некст Мешенери, Ф-15, Стар Варс, Валгала, Севедж.....
              286 - Апач, Принц Персии, Ф-16 ...
              Пентиум Первый - Команд Конкюер, Вар Крафты, Бателтех, Век империи, Галактика, Ред Алерт, Дженерал, Герои Меча и Магии, как это давно было!!!
              Помню стадами собирались и смотрели как один играет в Корсара!!! У ПоловинЫ игр уже забыл названия!!! старость не радость, молодость не жизнь!!!
              В тылу врага не играл, помню Противостояние и УФО!
              1. +4
                12 января 2020 19:32
                Мои 4 тысячи крестьян завалят твоих двух черных драконов! laughing
                Я начинал на первом "пне".
              2. +4
                12 января 2020 19:48
                Цитата: Коте пане Коханка
                ПоловинЫ игр уже забыл названия

                Влад, я половины и не знал, не то, чтобы играть в них...
                Принц Персии, Вольфштайн, Дюна, Варкрафты, Дьяболо - это все мои девяностые! Еще, разве что Джаггед Альянс забыл... Блин, похоже, жизнь прошла мимо меня... laughing
                1. +4
                  12 января 2020 20:07
                  Дюна! Дюна 2! Дюна 3! Красава Михаил!!!
                  В 95 покупаю Пенёк! Мужики продавцы смеются. В ремонт принесли системный блок с СД-Ромом, с претензией - «лоток для чашки кофе сломался»! Выезжать выезжает, а когда ставишь блюдце с кофе, он заезжает обратно»!!!
                  1. +3
                    12 января 2020 20:21
                    В 95ом уральские хакеры были настолько креативны, что пили кофе из блюдца! laughing
                    Меж тем, реально креативны! Я эту байку услышал примерно в 2000ом.
                    1. +4
                      12 января 2020 20:25
                      Нет это продвинутые секретарши!!! Я Дружище сам лично видел системник облитый кофе!!!
                      1. +3
                        12 января 2020 20:46
                        Да ладно! О чем речь?
                        Своя история.
                        2007 год. Работаю в одной конторе "ответственным за все". Решили установить программу (тогда это так называлось, нынче -"приложуха") "банк-клиент". Приходит парнишка из "Сбера"(!) и начинает что-то тихо мямлить, бледнея и краснея, про носитель информации и достает флоппи-диск! Я часа три рылся в загашниках чтобы найти системник с таким приводом. request
                      2. +5
                        12 января 2020 20:50
                        Я часа три рылся в загашниках

                        ,,,объемные у вас закрома bully
                      3. +4
                        12 января 2020 21:02
                        Дык! Я еще и на счетах "сложение и вычитание" умею. Ну так, на случай всяких катаклизьмов.
                  2. +3
                    13 января 2020 14:17
                    У Донцовой упоминается такой момент, а в только ухмыльнулся
                2. +3
                  12 января 2020 20:26
                  Ага, мимо... Как есть... Года полтора в виртуале прожил...
                  1. +5
                    12 января 2020 21:11
                    Цитата: 3x3zsave
                    Года полтора в виртуале прожил

                    У меня знакомая подсела в свое время на Ланэйдж... Вот это была жесть, такого я не видел. Забыто было всё, жизнь проходила перед монитором. Утром на работу (офисный планктон), вечером бегом домой, сразу в комп и... и всё. Выходные - проснулась и к компу, спала по четыре часа в сутки. Даже язык изменился, когда начинала говорить о своей игре (а ни о чем другом говорить она не могла) я переставал ее начисто понимать: какие-то хэпэ, кака, бафнуть, хильнуть, тэпэшнуть... Это только то, что я запомнил... И так, наверное, лет пять было, семья развалилась, муж ушел, только после этого понемногу отходить стала. Сейчас нормальный человек, но лет пять была как зомби.
                    У другого знакомого так сын попал. Сутками сидел за компом. Родители от армии отмазали, так он сутками дома сидел - какая там учеба, работа, девушки - ничего не надо. Лучше бы бухал, ей-богу. Я, типа, деньги зарабатываю. Прокачиваю персонажа, потом продаю. Отец спрашивает, типа, сколько зарабатываешь? Ну, вот, говорит, вчера продал персонажа за две тысячи, месяц его прокачивал. Две тысячи в месяц! Крутой заработок... И ведь человек реально считал, что это круто...
                    1. +4
                      12 января 2020 21:17
                      Казино никогда не бывает в проигрыше.
                      Уход от реальности всегда в цене.
                    2. +3
                      13 января 2020 14:39
                      Михаил,а ведь, в интернете полно рекламы: не отходя то стола за один вечер ты миллионер.А чего стоят россказни:" парикмахерша, уборщица, слышал о такой, в Инстаграме рассказывает о секретах волос, уборки и шутят зарабатывать 20 тон за 10 дней,а если 20 умножить на месяц, а если 12 месяцев? Возникает вопрос: если так легко разбогатеть то почему у нас есть бедные и богатые? Зачем работать : мигом все разбогатеем
                  2. +5
                    13 января 2020 03:39
                    Да ну вас всех на фиг, ничего вы не понимаете в компьютерных играх. СТАЛКЕР -- вот наше всё, во главе с Чернобыльской Зоной! good drinks
              3. +2
                13 января 2020 00:07
                Да ладно... но вот про Цивилизацию не вспомнил , сие непростительно laughing
  4. +4
    12 января 2020 13:43
    Спасибо прекрасная статья с великолепными картинами
    1. +6
      12 января 2020 15:36
      Цитата: polpot
      Спасибо прекрасная статья с великолепными картинами

      Присоединяюсь!
  5. Комментарий был удален.
  6. +4
    12 января 2020 16:13
    Добрый день, коллеги.
    Тут же валяются рыцарское копье (значит копейщики все еще используются!)

    Вячеслав Олегович, а почему вас так удивило то, что в указанный период еще существовали конные копейщики, тем более, что на картине справа изображен их целый отряд. Копье из кавалерии не уходило пока эта кавалерия вообще существовала, можно вспомнить хотя бы наших казаков в Первую мировую.
    Другой вопрос почему на представленных картинах изображаются, в основном, кирасиры-пистольеры, ведь исход крупных сражений в то время решали все-таки в ходе рукопашной схватки.
    Особенно понравилась и заинтересовала картина "Битва при Кирхгольме". Мы знаем, что в ходе этой битвы поляки разгромили шведскую пехоту силами прекрасно обученной тяжелой конницы - гусар. На картине это хорошо видно - в центре свалка, к бою с двух сторон подходят справа нечто похожее на испанскую терцию - пехотное каре, ощетинившееся длинными копьями, слева - на эскадроны как будто времен Фридриха Великого и его тезки Зейдлица - плотное конное построение "стремя в стремя" в две шеренги, вероятно, как раз и есть эти самые гусары. На заднем плане Западная Двина - все как положено. Ну и народ в массе своей перемещается слева направо - поляки обращают в бегство шведов.
    1. +3
      12 января 2020 17:21
      Цитата: Хозяин Трилобита
      а почему вас так удивило то, что в указанный период еще существовали конные копейщики

      Потому, что во Франции копье как оружие запретили еще в 1600 году. И они остались (копья) уделом легковооруженных всадников, а латники поголовно перешли на пистолеты.
      1. +3
        12 января 2020 18:09
        Рискну возразить.
        Про запрет копий во Франции не слышал. Уточню. Но, на мой взгляд, это было бы большой глупостью, на которую вряд ли кто-то бы пошел сознательно.
        Утверждение же, что
        Цитата: kalibr
        латники поголовно перешли на пистолеты.

        кажется мне более чем спорным. Даже на приведенной вами картине мы видим справа отряд конных латных копейщиков. Есть и еще подобные изображения, например

        Конные пистолетчики способны проредить строй противника, но не способны его опрокинуть и погнать. Для этого нужны копейщики, отказываться от них просто не рационально. К тому же, израсходовавшие свои заряды пистолетчики становятся для конных копейщиков легкой добычей.
        Нет, Вячеслав Олегович, как хотите, а "поголовно" это чересчур. На мой взгляд, даже "наполовину" и то будет слишком оптимистично. smile
        1. +4
          12 января 2020 19:54
          Цитата: Хозяин Трилобита
          как хотите, а "поголовно" это чересчур.

          Скорее всего Вы правы. Еще напишу об этом... Истина всегда где-то посредине. Но 7 тысяч латников Франции скорее всего копий не имели!
          1. +6
            12 января 2020 20:28
            Меня смутило другое! А как же французские гвардейские уланы? По литографиям даже времён Крымской войны, они вооружены пиками!!!
            1. +3
              12 января 2020 20:54
              Цитата: Коте пане Коханка
              Меня смутило другое! А как же французские гвардейские уланы? По литографиям даже времён Крымской войны, они вооружены пиками!!!

              Легкая это конница. А речь идет о латной начала 17 века.
        2. 0
          13 января 2020 15:17
          кажется мне более чем спорным. Даже на приведенной вами картине мы видим справа отряд конных латных копейщиков. Есть и еще подобные изображения, например

          Современникам было виднее какое оружие эффективнее, чем диванному эксперту..
          Конные пистолетчики способны проредить строй противника, но не способны его опрокинуть и погнать. Для этого нужны копейщики, отказываться от них просто не рационально. К тому же, израсходовавшие свои заряды пистолетчики становятся для конных копейщиков легкой добычей.

          Вообще то пистолетчики были способны полностью разбить строй пехоты и кавалерии. А вот лансеры бесполезны против пикинеров, а в конной сшибке по всем статьям проигрывают пистолетчикам. Сломав свою лансу, всадник становится совершенно беспомощным (хотя на самом деле все лансеры использовали пистолеты, а копье было нужно только для первого удара). Теже поляки вооружились пистолетами еще в 16 веке.
    2. 0
      13 января 2020 15:09
      Другой вопрос почему на представленных картинах изображаются, в основном, кирасиры-пистольеры, ведь исход крупных сражений в то время решали все-таки в ходе рукопашной схватки.

      С чего ты это взял? Все решалось в перестрелке. Основные потери тоже были от огнестрела. Например Густава Адольфа застрелили, Ан Де Мономарси застрелили, принца Конде застрелили. Можно бесконечно перечислять известных полководцев павших от пули. При Лютцине и вовсе нашли огромную могилу шведских солдат. На всех дырки от пуль. Имперские кирасиры постарались...
      Особенно понравилась и заинтересовала картина "Битва при Кирхгольме". Мы знаем, что в ходе этой битвы поляки разгромили шведскую пехоту силами прекрасно обученной тяжелой конницы - гусар.

      А потом случился шведский потом.. Шведская пехота и рейтары, громили поляков как тузик грелку. А еще восстание Хмельникого, который полностью уничтожил три коронные армии поляков.
      1. +3
        13 января 2020 17:24
        Откуда в вас столько пафоса?
        Цитата: KunyLi
        диванному эксперту

        Уверен, что вы эксперт не диванный, а, конечно, знаете о войнах XVI - XVII вв. не понаслышке. Небось, были непосредственным участником и религиозных войн во Франции и Тридцатилетней войны...
        Цитата: KunyLi
        Современникам было виднее

        Вот и смотрите на картины современников, где сплошь и рядом изображены тяжеловооруженные конные копейщики. Пику в кавалерии огнестрельному оружию не удалось полностью вытеснить аж до XX в.
        Цитата: KunyLi
        Теже поляки вооружились пистолетами еще в 16 веке.

        А трава зеленая, а вода мокрая. Ну, вооружились, и что? Копья все сразу побросали?
        Цитата: KunyLi
        Все решалось в перестрелке.

        Ой ли? Ну тогда, раз вы так уверены, вас, вероятно, не затруднит привести данные о соотношениях потерь на поле боя от огнестрельного и холодного оружия.
        Цитата: KunyLi
        Густава Адольфа застрелили, Ан Де Мономарси застрелили, принца Конде застрелили.

        Первый погиб в случайной сшибке и из пистолета был только ранен - добивали его холодным оружием.
        Второй был убит своими в спину.
        Третий, если мне не изменяет память, был убит, будучи уже в плену, после боя.
        Цитата: KunyLi
        А потом случился шведский потом..

        Это вы имеете в виду приказ Густава Адольфа, фактически запрещающий в конном бою стрельбу при сближении, вероятно.
        Цитата: KunyLi
        Шведская пехота и рейтары, громили поляков как тузик грелку.

        Ага, под Коккенгаузеном (1601 г.), при Кирхгольме, в битве на Гауе в 1609 г., в войне 1618-19 гг., и далее, вплоть до Кроппенхофа 1621 г. laughing
        Какие такие эпохальные победы шведов над поляками вы вспомните, кроме, разве что, битвы при Вальгофе 1626 г., где у шведов было двойное численное преимущество?
        Так что "как тузик грелку" скорее, поляки четверть века рвали шведов в полевых сражениях, а не наоборот. И пока Густав Адольф не реорганизовал свою конницу, заставив ее атаковать противника в ближнем бою, оставляя пистолеты только для рукопашной схватки, польские гусары с их крыльями и копьями наперевес шансов шведам не оставляли от слова "совсем".
        И последнее.
        Мы с вами на брудершафт не пили и вряд ли когда-нибудь выпьем.
        Односторонний переход на "ты" при фактически первом обращении к незнакомому доселе человеку говорит о вас как о человеке с весьма низким уровнем культуры общения. Если вы просто принесете извинения за грубость, я буду считать инцидент исчерпанным. В ином случае мое общение с вами (если оно будет продолжаться в дальнейшем) полностью потеряет свою конструктивную составляющую.
        1. +1
          13 января 2020 18:21
          Небось, были непосредственным участником и религиозных войн во Франции и Тридцатилетней войны...
          Нешто Агасфер?!?!?
          В ином случае
          Михаил, готов быть Вашим секундантом! hi
          1. +2
            13 января 2020 18:57
            Цитата: 3x3zsave
            готов быть Вашим секундантом

            Антон, наличие секунданта предполагает дуэль, которая суть привилегия дворянства. Мне с моим крестьянским происхождением в этот калашный ряд соваться не приходится. smile
            На самом деле вполне возможно, что KunyLi приличный и адекватный человек, просто не умеет верно передавать в тексте эмоциональные посылы, из-за чего я мог неправильно понять суть его комментария, увидеть в нем то, что автор в него не вкладывал, такое бывает. Извинения в таких случаях вполне уместны и не умаляют достоинства кого-либо. Ну а нет так нет. К добру или к худу, мы живем не в XVI в. при Карле IX, чтобы выходить прогуляться не Пре-о-Клер по такому поводу. И даже не в середине 90-х XX в., когда можно было забить человеку стрелу на "Кричи-не-кричи", в конце концов... smile
        2. 0
          13 января 2020 21:23
          Вот и смотрите на картины современников, где сплошь и рядом изображены тяжеловооруженные конные копейщики. Пику в кавалерии огнестрельному оружию не удалось полностью вытеснить аж до XX в.

          Копья остались только как поддержка. При этом огнестрелом была вооружена вся конница поголовно. Что уже говорит о многом.
          Ой ли? Ну тогда, раз вы так уверены, вас, вероятно, не затруднит привести данные о соотношениях потерь на поле боя от огнестрельного и холодного оружия.

          Гугли: The face of war: Trauma analysis of a mass grave from the Battle of Lützen (1632)
          Правда там данные по шведской пехоте, большая часть которых погибла от пуль. Но думаю в коннице соотношение примерно такое же, учитывая распространенность огнестрела.
          Густав Адольф погиб в классической конной сшибке. Сначала был ранен из пистолета в руку и выпал из седла. Его немного поковыряли палашами и застрелили в голову.
          Ан Де Мономарси погиб примерно так же, только пуля попала в заднюю часть кирасы и раздробила ребра.
          Принц Конде выпал из седла, после чего был застрелен скачущим мимо жандармом, прямо в голову.
          И это лишь крохотная часть примеров. Вот например ключевой эпизод битвы при Ирви во время гугенотских войн:
          «Белый» королевский штандарт, несомый молодым графом Родосским, еще развевался над правым крылом королевского эскадрона, и король, окруженный своими верными наваррцами, сражался, как простой жандарм, со шпагой в руке, когда эскадрон Майенна бросился в атаку, имея на своем левом крыле 400 испанских «карабенов». Эти испанцы сделали в 25 шагах ужасный залп; граф Родосский, Шомберг и еще 100 других (дворян А.Е.) пали. Однако король остался невредим. Настало время бросить в бой резерв.
          Маршал де Бирон успешно собрал позади своего полка жандармерии 300 всадников, приведенных из Пикардии господином д’Юмьером (возможно, что д’Юмьер подошел уже во время сражения А.Е.), 200 конных пуатевенцев (из Пуату А.Е.), предводимых Ла Тремуйлем, Плесси-Морнэ и Муи, а также всех беглецов, кто подтянулся от левого фланга и от центра. Маршал де Бирон сформировал большой эскадрон, который бросил против фланга атакующих лигистов. Удар был решающий. Длинные пики валлонских жандармов были сломаны в предыдущих схватках, а «карабены» не успели перезарядить свое оружие. И те и другие имели только шпаги против пистолетов 1500 кавалеристов Бирона.
          Д’ Эгмонд был убит выстрелом из пистолета в упор, это стало сигналом к бегству. Валлоны и «карабены» повернули назад и смяли эскадрон Майенна.
          Это вы имеете в виду приказ Густава Адольфа, фактически запрещающий в конном бою стрельбу при сближении, вероятно.

          Ничего он не запрещал, особенно учитывая что его армия на 90% состояла из немцев, которые чхать хотели на подобные приказы. Например при Валком и Гдовом они вели огневой бой, как и всегда.
          Какие такие эпохальные победы шведов над поляками вы вспомните, кроме, разве что, битвы при Вальгофе 1626 г., где у шведов было двойное численное преимущество?

          Я уже сказал, гугли что такое "шведский потоп" и "русский потоп". Там целая череда побед.
          И пока Густав Адольф не реорганизовал свою конницу, заставив ее атаковать противника в ближнем бою, оставляя пистолеты только для рукопашной схватки, польские гусары с их крыльями и копьями наперевес шансов шведам не оставляли от слова "совсем".

          Ой болтун.. И в чем по твоему разница между атакой и рукопашной схваткой?)
          Шансов не оставили полякам, которых порвали на части. При этом русские тоже воевали на несколько фронтов, но почему то с каждой компанией только выигрывали.
  7. +4
    12 января 2020 16:44
    В.О.спасибо за Ваш цикл. Я для себя его назвал:"Приобщение к живописи Фландрии Голландии".
    В. О,а французы и испанцы не писали подобных полотен?
    1. +3
      12 января 2020 17:20
      Писали, конечно, но там надо смотреть отдельно. Это же огромный пласт культуры.
  8. +3
    12 января 2020 16:52
    В юности был в Эрмитаже и видел пистолет с шаром на рукояти. Тогда решил: специально, чтобы рука не скользила, аналог современных"щечек". А это оказывается пенал.
    1. +2
      12 января 2020 17:19
      Ну, удобству хвата это тоже помогало вне всякого сомнения. Но если смотреть на рукояти в целом, то... как раз шары-пеналы были редкостью!
  9. +3
    12 января 2020 17:14
    Спасибо за прекрасную статью уважаемый автор. Получил огромное удовольствие от данного цикла. Надеюсь на продолжение данных статей. Предлагаю обсуждать данные картины тут или пусть автор поподробнее опишет как и что происходило на этих картинах и тд
    1. +3
      12 января 2020 17:17
      Рад, что материал Вам понравился. Обещаю, что цикл будет продолжен, во всяком случае еще 2-3 статьи я гарантирую. Но одна за другой они идти не могут. Они требуют напряженной работы. Иногда такая статья занимает весь день с 8.00 и до поздней ночи, а иногда и два дня. Так что следите...
    2. +2
      12 января 2020 19:44
      Вы озвучили мои мысли: чтобы продолжал свой цикл и детальнее описывал сюжет
      1. +2
        12 января 2020 19:51
        Цитата: Astra wild
        и детальнее описывал сюжет

        Последнее очень трудно. Часто искусствоведы такие полотна не описывают. Сами художники тоже не всегда пишут, что это за битва. И вот смотри в лупу и гадай...
        1. 0
          13 января 2020 15:31
          Сочувствую Вам, но в тоже время я надеюсь на Вашу работоспособность
          1. 0
            13 января 2020 19:03
            Уважаемая Астра! Есть еще одна проблема... С возрастом я стал в состоянии писать лишь о том, что нравится. Чуть-чуть стоит теме "заскушнеть" и мне уже неинтересно ей заниматься. Раньше мог себя заставить... Сейчас нет... У меня на экране куча материалов написанных наполовину, на треть, на одно заглавие. Куча файлов под них... Но не идет. А идет вдруг... винтовка какой-то редкой фирмы. Вот что с нами делает наш мозг. Но зато Антон должен быть доволен. Он написал, что я забыл про антику и внутренний голос мне выдал - пиши. И я единым духом написал еще летом (!) задуманный материал! Скоро выйдет. Думаю, и Вам понравится!
  10. +3
    12 января 2020 19:40
    Когда я прочла;"между городскими виселицами"вспомнила :"Квентин Дорвард" , когда он пытался спасти от смерти брата Хайрудина и его самого едва не повесили.
    А" Пейзаж с разбойниками" опять напоминает книгу, когда Квентин Дорвард сопровождал графиню де Круа. Ведь, не появись право со своим отрядом,Квентина ждала учаcть погибшего латника
    1. +2
      12 января 2020 19:49
      Посмотрите фильм Квентин Дорвард 1955 года выпуска. Вам понравится! Очень красивый!
      1. +1
        13 января 2020 15:32
        Обязательно поищу
  11. BAI
    +3
    12 января 2020 21:32
    Деталь картины крупным планом. На всех участниках черные доспехи, то есть это те самые всадники, которых называли и «Черные кафтаны», и «Черные доспехи», и «Черные дьяволы», «Черные банды» и даже попросту «Чумазые» — в разных странах по-разному.

    Противники различаются только цветом поясов. Их еще разглядеть надо было.
  12. +3
    13 января 2020 15:39
    Цитата: 3x3zsave
    Ага, мимо... Как есть... Года полтора в виртуале прожил...

    Надеюсь,что Вы уже вернулись в реальность,а то боюсь за Вашу голову. В реальности знаю случай,что человек свихнулся на Армагедоне
    1. +1
      13 января 2020 17:22
      Благодарю, Прекрасная Незнакомка! Право же, моя голова не стоит Ваших опасений, ибо: "Легкая придурковатость делает нас неуязвимыми!". "Mad and Honor!" "Слабоумие и отвага!"

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»