ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации

54

ЗИЛ-4311 — слегка облагороженный "Захар"

Годы застоя


Фактически вся производственная жизнь «Захара» делилась на три периода: первый — с 1958 по 1961 год, второй продолжился до 1978 года, третий, заключительный, — до 1992 года.

В первозданном виде это была машина, способная на грунтовке брать на борт до 2,5 тонны груза, при этом на дорогах с твердым покрытием этот показатель увеличивался до 4,5 тонны. «Колун» был способен также тащить за собой прицеп массой до 3,6 тонны. Мотор на грузовике монтировали от предшественника ЗИС-151, только с новой алюминиевой головкой блока и усовершенствованным карбюратором. Это позволили поднять мощность до 104 л. с. при контрольном расходе топлива в 42 л на 100 км. Расход бензина был меньше, чем у более тяжелого ЗИС-151, но по причине сокращенного запаса топлива на борту запас ходе упал до 510 км.



Несмотря на то, что Гран-при в Брюсселе ЗИЛ-157 получил как грузовик для сельского хозяйства, основным потребителем в первые годы была Советская Армия. Одним из вариантов военного исполнения был машина с индексом Г, оснащенная экранированным оборудованием. Также армия получала шасси ЗИЛ-157Е, подготовленное для монтажа спецоборудования и надстроек. Были варианты с дополнительной коробкой отбора мощности, предназначенные для работы надстроек. Также в производственной гамме присутствовал и седельный тягач ЗИЛ-157В, который мог тащить полуприцепы до 11 тонн. Интересно, что все седельные тягачи на базе «Колуна» в обязательном порядке комплектовались лебедками самовытаскивания – это была страховка на случай увязания тяжеленного состава в грязи. ЗИЛ-157В и его поздние модификации под индексами КВ и КДВ были, по сути, штучным товаром – выпуск ограничивался 300 экземплярами в год.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации
Седельный тягач ЗИЛ-157КВ

Кроме этого, как уже упоминалось в первой части рассказа, на агрегатах «Захара» собирали амфибию ЗИЛ-485А и БТР-152В1. Реклама, которую грузовик получил в 1958 году в Брюсселе, привлекла внимание зарубежных заказчиков и на конвейере появились экспортные модификации ЗИЛа – для стран с умеренным климатом (вариант 157Э), с жарким (157Ю без «печки» и предпускового подогревателя) и влажным тропическим (157Т с герметичной проводкой).


Через пару лет после запуска машины в серию на 38 Опытном заводе на базе «Захара» создали колесный эвакуационный тягач легкий (КЭТ-Л), основным профилем работы которого было вытаскивание застрявших, опрокинутых или затонувших машин, транспортировка поврежденных машин полупогрузкой. Эвакуатор так и остался в разряде опытных.


Легкий колесный эвакуационный тягач, мод. ТК4: 1 – кислородный баллон емкостью 40 л; 2 – кронштейн крепления кислородного баллона; 3 – погрузочное устройство; 4 – седельное устройство; 5 – откидная винтовая опора в походном положении; 6 – люк вспомогательной лебедки; 7 – ящик для бидонов; 8 – кассета для анкеров; 9 – основная лебедка; 10 и 11 – сошники (упоры)







ЗИЛ-165 — один из опытных предшественников ЗИЛ-157












Пожарные машины на базе ЗИЛ-157 в различном исполнении

Также на базе 157-го ЗИЛа появилась пожарная машина ПМЗ-27, разработанная в городе Прилуки Черниговкой области. Если внимательно посмотреть на фотографии машины, то можно увидеть задние двери второго ряда оригинальной конструкции. До этого на пожарные машины просто устанавливались штатные передние двери. Естественно, такая конструкция оказалась очень живучей и перекочевала на ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130. На базе пожарной ПМЗ-27 были разработаны вариант для жарких стран, а также первый в СССР аэродромный вариант с литерой А, отличающийся лафетным стволом на крыше. Он позволял начать тушение самолета еще до остановки машины. В ПМЗ-27 были предусмотрены емкости под 2150 литров воды и 80 литров пенообразователя, а кабина вмещала 7 человек личного состава. После небольшой модернизации пожарную машину на базе ЗИЛ-157 в начале 70-х годов сняли с производства, заменив более совершенной 131-й машиной.















"Колун" на испытаниях и в серийных вариантах

Как ни странно, но первая модернизация настигла машину уже на третьем году конвейерной жизни. Сейчас даже иностранные автопроизводители не всегда выдерживают такую периодичность обновления – а тут ЗИЛ в середине XX века. Это было связано с появлением машин 130 и 131 семейств, которые поделились с «Захаром» частью своих агрегатов. Машина второго поколения получила имя ЗИЛ-157К, а также однодисковое сцепление, синхронизаторы на все передачи переднего хода (за исключением первой), ручной барабанный тормоз и амортизаторы на передней подвеске. Это была последняя версия «Захара», выпускающаяся на столичном заводе. С 1977 года (по одной из версий с 1982 года) производством занялся Уральский автомоторный завод в городе Новоуральске. Машина стала называться ЗИЛ-157КД, обрела новый мотор с поршневой от ЗИЛ-130 (110 л. с.) и усиленную ходовую от младшего 131-го брата.




















ЗИЛ-157 на испытаниях и в серийных вариантах

Теперь «Колун» мог брать на борт 5 тонн в случае использования на твердых дорогах и 3 тонны на бездорожье. Этот вариант во многом стал самым гражданским среди всех модификаций ЗИЛ-157, так как в армии устаревший грузовик уже не был популярным и машины шли преимущественно в сельское хозяйство. Конструкторский штаб каждый год добавлял «Захару» какие-то нововведения, но назвать их серьезными нельзя. К примеру, в 1981 году были введены фары ФГ1-ЕВ с неразборными оптическими элементами ФГ140 и лампами А-12-45+40 с европейским асимметричным светораспределением ближнего света, а также вместо звукового сигнала С44 устанавливался С311-01. Но вот гидроусилитель в конструкции так и не появился.






ЗИЛ-4311

Примечательно, что вместо поверхностной модернизации заводчане предлагали сделать полноценный фейслифтинг под индексом 4311. «Захар» 2.0 должен был получить новые крылья со встроенными фарами и грузов с увеличенными бортами, больше приспособленными для перевозки сельхозпродукции. Но новая кабина не оправдала ожиданий, так как принципиально не изменилась во вместимости и эргономике, и ЗИЛ-4311 остался в единственном экземпляре.

100 вариантов исполнения


Первоначально ЗИЛ-157 перенял все военные профессии, которые были у предшественника ЗИС-151, но с годами специализация расширилась до 100 с лишним вариантов использования. Машина активно работала в странах Варшавского договора, а также в нескольких десятках дружественных стран, что и объяснило такую широкую военную специализацию. Настоящей армейской классикой стал бортовой «Захар», способный перевозить до 18 человек личного состава, а также буксировать артиллерийские системы. Вторыми по распространенности стали различные кунги, изготавливаемые номерными заводами Министерства обороны. Из них заслуживает отдельного упоминания экспериментальный раздвижной кузов КР-157 переменного объема для размещения командного пункта или столовой. Кузов разработали в 1963 году, но в серийном воплощении подобная техника появилась много лет спустя уже на ЗИЛ-131.

Первые два поколения ЗИЛ-157 стали отличной базой для различных средств связи и управления, в том числе и потому, что грузовик для своего времени хорошо совмещал грузоподъемность и высокую мобильность. Например, на «Захар» с 1977 года устанавливали в кузове КУНГ-2 ультракоротковолновый радиопеленгатор Р-363.


Ультракоротковолновый радиопеленгатор Р-363.

Следующей стезей ЗИЛ-157 стали полевые ремонтные мастерские, первой из которых стала ВАРЭМ (войсковая автомобильная ремонтно-эксплуатационная мастерская). Кстати, первые экземпляры опытных мастерских появились на 38 Опытном заводе в Бронницах за десять лет до появления серийного «Захара» и монтировались на лендлизовских Studebaker US6. Позже появились более совершенные варианты ПАРМ, МТО-АТ и АПРИМ (автономная подвижная ремонтная инженерная мастерская).


ВАРЭМ


МТО-АТ


Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311

Вода, солярка, бензин, масло и керосин стали важными грузами для множества автоцистерн и заправщиков на базе ЗИЛ-157, которые выпускались буквально по всему Советскому Союзу. А самым экзотичным наполнителем цистерн был воздух в модели ВЗ-20-350, предназначавшейся для заправки бортовых пневмосистем самолетов.


Радиостанция Р-140

«Захар» появился в армии в эпоху зарождения ракетной техники страны, поэтому взял на себя массу функций обеспечения столь сложного вооружения. Начиная от заправщиков ракетным окислителем типа 8Г17М и заканчивая техникой 8Н215 и 8Н216 для перевозки и проверки кабельного оборудования. Многие кузова просто снимались с устаревших ЗИС-151 и монтировались на новенькие шасси ЗИЛ-157. Также шасси использовались для транспортировки и перезаряжания ракет как противовоздушной обороны, так и оперативного-тактического назначения, в частности, 9К72 «Эльбрус». Естественно, тяжелые и габаритные ракеты монтировались на седельные тягачи ЗИЛ-157В и КВ.

Самыми грозными модификациями ЗИЛ-157 стали системы залпового огня БМ-13НМ (модернизированная «Катюша») калибром 132 мм, БМ-14М калибром 140,3 мм и БМ-24 калибром 240,9 мм.





БМ-13НМ

Кроме всего вышеописанного, платформа ЗИЛ-157 использовалась в интересах войск химической защиты, также в качестве базы для различных эвакуаторов и мостовых парков. А самым, пожалуй, редким вариантом исполнения «Захара» стала подвижная рекомпрессионная станция ПРС-В, служившая в советском флоте и понтонных парках. В кузове были барокамера, аппаратура для заправки баллонов и средства для восстановления здоровья водолазов. Самыми мощными «Захарами» были, бесспорно, шнекороторные снегоочистители с расположенными на грузовой платформе силовыми установками, приводящими одновременно и колеса, и массивный шнек. Одним из таких стал Д-470 или ШРС-А со 130-сильным мотором У2Д6-С2.


Шнекороторный снегоочиститель ШРС-А (Д-470)

В конце коснемся парочки интересных экспериментальных машин на базе «Колуна». Первая из них — это ЗИЛ-157Р от 1957 года, у которого все три ведущие оси были равномерно распределены по длине машины. Это позволяло, по задумке конструкторов, улучшить проходимость за счет лучшего распределения веса. 157Р имел варианты как с арочными шинами, так и с обычными с увеличенным диаметром. При этом задний мост был управляемым и поворачивался в противофазу переднему. Это позволяло при повороте/развороте не пахать несколько колей, а ограничиться одной. Наработки зиловцев по этой машине легли в основу дальнейших экспериментов по экстремально всепролазной технике.




ЗИЛ-157Р

Второй интересный экземпляр датируется 1982 годом и представляет собой гибрид из кабин ЗИЛ-130 и -131 машин с ходовой «Захара». Здесь инженеры из Новоуральска пытались решить проблему неудобной к тому времени и тесной кабины «Захара», но направление оказалось тупиковым; несколько машин ЗИЛ-157КДМ так и остались экспериментальными.








ЗИЛ-157КДМ в различных вариантах

Последние 10-15 лет выпуска ЗИЛ-157 был уже откровенно устаревшей машиной, от которой отказались вооруженные силы, и лишь отсутствие внятной конкуренции заставляло гражданские структуры закупать заслуженного «проходимца». В общей сложности было собрано 797.934 машины. Этот ЗИЛ оставил неизгладимый след в автомобильной и военной истории страны.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    15 января 2020 18:13
    Зил-165 предшественник 131го..по кабине же видно.
    Последнее время 157 производились не для НХ ,а на резерв. Они не требовательны к качеству бензина,а потому в военное время могут быть очень востребованны..
    1. +5
      15 января 2020 18:26
      Все-таки, ЗИЛ-157 - это машина 1957 года, когда о 131 только-только думали. Так сказать один из поисковых макетов будущего "Захара". Ходовая часть полностью от 157. Кабина потом трансформировалась в прототип 130-го ЗИЛа. Вообще в те времена ЗИЛ очень много экспериментировал и порой сложно сказать, какая машина была прямым предшественником той или иной модели.
      1. -2
        15 января 2020 18:29
        Вы чето путаете.. Захар это и есть 157.. НА фото ходовая семеры с новой кабиной,которая потом станет общей для 130го и 131го..потому и предшественник.
        1. +7
          15 января 2020 18:38
          Захар - это ЗИС-5, но никак не ЗИЛ-157.
          1. +3
            15 января 2020 18:46
            Цитата: АС Иванов.
            Захар - это ЗИС-5, но никак не ЗИЛ-157.

            Знакомьтесь..

            И


            Захарами называли все ЗиЛы ,в том числе и заднеприводной ЗиС-150..
            1. +3
              16 января 2020 16:56
              Подтверждаю.
              В Прибалтике ни про каких 'колунов', 'мормонов' и прочие непотребства отродясь не слыхали.
              157-ой называли Только Захаром!
        2. +3
          15 января 2020 18:47
          Да, именно, перепутал ЗИЛ-165 - это машина 1957 года, когда о 131 только-только думали. Так точно! Но вот здесь не согласен.
          НА фото ходовая семеры с новой кабиной,которая потом станет общей для 130го и 131го..потому и предшественник.
          И рама, и ходовка, и мотор у ЗИЛ-165 полностью идентичны будущему ЗИЛ-157. С 130 и 131 роднит только схожая кабина. Поэтому ЗИЛ-165 предшественник ЗИЛ-157.
          1. +4
            15 января 2020 18:50
            Цитата: Евгений Федоров
            И рама, и ходовка, и мотор у ЗИЛ-165 полностью идентичны будущему ЗИЛ-157

            Знакомьтесь..
            https://www.autowp.ru/zil/165_opytnyj/pictures/cpovzz/
            Зил-157 это продолжение темы ЗиС151,у которого ноги растут от Студебеккера..
            Зил-165 это параллельная НОВАЯ разработка.. ТАм даже двигатель ВЕРХНЕКЛАПАННЫЙ..
            Видимо пытались уйти от студеровской платформы..
            В конце концов пришли к 131му..
            165 предшественник 131го..
            1. +3
              15 января 2020 18:56
              Спасибо за комментарий. Учту.
          2. +1
            15 января 2020 19:40
            Цитата: Евгений Федоров
            И рама, и ходовка, и мотор у ЗИЛ-165 полностью идентичны будущему ЗИЛ-157. С 130 и 131 роднит только схожая кабина. Поэтому ЗИЛ-165 предшественник ЗИЛ-157.

            Евгений, но с 1958 года Зил 157 уже выпускался серийно. А параллельно шли поиски путей улучшения машины.
            Не Вы ли в статье от 11.11.2019 ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
            утверждали:
            Когда в армии появился легендарный ЗИЛ-157, к нему также появились претензии в части малой грузоподъёмности и слабых тяговых возможностей – на роль артиллерийского тягача он не годился. Именно для артиллерийских подразделений в середине 50-х и начали разрабатывать ЗИС-128, который, кстати, много в чем перекликался с упоминаемым ранее «американцем» М34.В первоначальном варианте машину именовали ЗИС-Э128В, но с первыми опытными экземплярами остановились на ЗИС-128. Этот автомобиль фактически не являлся продолжением линейки ЗИС-151, отличался новыми раздаточной коробкой, КПП, централизованной системой подкачки шин и другими деталями. Грузовую платформу опустили вниз с целью снижения центра тяжести и упрощения разгрузки/загрузки боеприпасов. История не сохранила для нас ни одного экземпляра той экспериментальной машины, но на фотографиях грузовики представлены как минимум с тремя кабинами, из которых только одна цельнометаллическая. Стоит помнить, что опытные ЗИС-128 появились практически одновременно с первыми «классическими» машинами ЗИЛ-157. Такие парадоксы конструкторский работы внутри одного завода объяснялись требованиями и придирчивостью главного заказчика в лице Министерства обороны. Был и еще один аналог будущей 131-й машины – ЗИЛ-165, который представлял из себя сборную солянку из различных агрегатов, в частности, кабина была от 130-го. По одной из версий, именно тесная кабина, а также слабый рядный 6-цилиндровый мотор стали причиной отказа военных в 1957 году от этой конструкции. Тогда уже все осознавали, что для новой машины требовался новый мотор мощностью под полторы сотни лошадиных сил.
            Выделю еще раз Ваши слова

            Был и еще один аналог будущей 131-й машины – ЗИЛ-165,[/b]
            И я считаю, что Ваши ноябрьские слова о данной машине более соответствуют истине, чем сегодняшние.
            С уважением (статье однозначно +).
      2. +3
        15 января 2020 19:11
        Всегда с интересом слежу за вашими публикациями. Познавательно и подробно. Спасибо.
    2. -1
      15 января 2020 23:38
      Да и на дровах ездить могут, после соотвеиствующей доработки
  2. +3
    15 января 2020 18:14
    Я сам ездил на ступе и знаю что это такое... Руль фиг провернешь, но проходимец еще тот. Я с Субару отдыхаю.
  3. +4
    15 января 2020 18:15
    Помню в детстве на таком,тентованный с отцом с части на аэродром ездили,да и за чебуреками,радаром итд.Когда летние каникулы на аэродроме проводил,не пискля.
    Называли его Мурмоном.
    Иногда когда Краза не было,со стоянки Ил-20 ,выкатовали-тяжеловато ему было.
    А так теплые воспоминания.
  4. +5
    15 января 2020 18:26
    80-й год. Едем на Урале по тундре. Водитель, я его видел впервые, показался мне старым. Обратил внимание, что у него подушечки пальцев сплющены, спросил. Он ответил - 20 лет водил Севере 151-е и 157-е.
  5. 0
    15 января 2020 18:34
    Во времена моего детства эти ЗИЛы у нефтяников на промыслах работали.
  6. +2
    15 января 2020 18:41
    Р-140 увидел, на душе потеплело.
    1. +2
      15 января 2020 19:04
      У нас в ОРПЦ ВСЯ техника-р/пеленгаторы и КВ радиостанциия Р-140 были на базе "Мормонов"-Зил-157.
      Была еще р/станция Р-118 (на хранении).А "Захар-Зил-164.
    2. +2
      15 января 2020 19:10
      Здравствовать Всем ! Ну это не Р-140 , а только КУНГ от неё наверное. Нет АЗИ и прочего обвеса. При повороте на лево на узких германских улицах водила открывал дверь и вывешивался из кабины крутя баранку. В право поворот крутили вдвоём. При съезде с грунтовки на мокрое вспаханное поле ничего не чувствовал , такое впечатление что и по лесу так поедет. Скорость правда 70 с горки.
      1. +6
        16 января 2020 09:07
        Анатолий hi Если не секрет, где в ГСВГ служили?
        П.С. Гроссенхайн 83-85гг. Истребительно-бомбардировочная. soldier
        1. +1
          16 января 2020 10:34
          Здравствуйте Сергей! Какие уже секреты , все сроки вышли. Служил в этот же период на аэродроме под Цербстом. Цербстская АД. Это по чугунке между Магдебургом и Дессау. А ЗИЛ-157 у нас был мормоном , а не Захаром.
          1. +6
            16 января 2020 13:46
            У нас тоже штаб дивизии. Мы на юге под Дрезденом. И наш водитель ЗиЛ-157 именовал мормоном. Катались мы на нём с неделю всего, пока движки наших "Шишиг" в капремонте были. "Мормон" хозяйкой служил в гарнизоне. Были ещё на хранении в парках, их только по тревоге таскали.
            1. +8
              16 января 2020 14:54
              Здравствуй Сергей hi 86 год стройотряд, 4-й курс, в дождь спускались на этом "Захаре" с лесной горки, всех богов вспомнили тогда, в кузове были полные и пустые барабаны с кабелем, ладно подвязали их, а мы рядом "разгильдяи" студенты. Добавил бы "покруче", да Вадим меня не рассудит в нужном направлении. smile
              1. +6
                16 января 2020 15:13
                Виталий hi Ну мне другое досталось. "Бабочка", что упомянута ниже в коментах, нам досталась неведомо какими путями и без подъёмников. Начальству она очень понравилась и её включили в оперативную группу. Ездили на всякие учения и "показухи". Вот её развёртывание в ручную, я никогда не забуду, а сколько "тёплых и ласковых" слов при этом было произнесено - развёрнутой "Бабочки" не хватит их вместить. Жаль, что фотки в компе остались. recourse
      2. +2
        16 января 2020 10:07
        Вот она родная наша Р-140...
  7. +1
    15 января 2020 19:02

    Практически одновременно с СССР, в 1958 году ЗИЛ-157 начал выпускаться в Китае под названием Jiefang CA30. На фото автомобиль 1958 года. Но сняли с производства автомобиль в Китае раньше - в 1979 году.
  8. -10
    15 января 2020 19:26
    Машина в народном хозяйстве никому не нужная и вредная, как и 131. Их впихивали просто в наглую , не возьмешь зила не дадим ГАЗика. Почему так отзываюсь, это относится в первою очередь к зиловским конструкторам. ладно что дизельный движок придумать это надо быть нобелевским лоуриатом, задача конечно неразрешимая, но кузов то самосвальный можно было присобачить????? Я бы этот завод вместе с конструкторами спалил бы еще в пятидесятых годах, ведь они и урал сделали не самосвальным, даже блин борта не откидывались.
    1. +3
      15 января 2020 20:23
      На гражданской версии Урал-377 борта откидывались,а на 157 самосвальный сами делали с деревянным кузовом ,чтоб гаицы не врубались ,это была хохма,когда я груженый с углем на дачи шмыг,гайцы стоят на выезде ждут,через 5 минут выезжмаю,они хвать меня,а кузов пустой,бортовой и угля нет,только пол с оцинковки чистенький,они меж собой ругаться,мол номера неправильно посмотрели,я и говорю ,да мол видел,на дачах по соседней улице ехал кто то на 157,в гараже потом смеха было,Зил 157 кд,1989 год.
    2. +6
      15 января 2020 20:32
      1. В народном хозяйстве машина была нужная и полезная, учитывая состояние дорог.
      2. В КБ ЗИЛа был создан прототип и опытные образцы КАМАЗа с дизельным двигатьелем.
      3. "лоуриатом" - по русскому языку что было? Лауреат, однако.
      4. Пиромания - это либо психическое заболевание, либо уголовщина. В 1993г дизельный завод КАМАЗа не вы сожгли?
      5. УРАЛ создавался в НАМИ конструктором Коротоношко. КБ ЗИЛа к УРАЛу не имеет отношение вообще.
      6. Самосвальные казова на УРАЛ ставили, по потребности. Зачем бортовой машине повышенной проходимости самосвальный кузов? Шабашить на перевозке навоза? Достаточно ещё ЗИЛ-ММЗ-554 и 555 в деревнях.
      1. Комментарий был удален.
  9. +8
    15 января 2020 19:34
    Жалко что ЗиЛа нет теперь...
  10. +3
    15 января 2020 19:50
    Эксплуатируем до сих пор. Ставишь дизельный двигатель и с аккуратным водителем нет ему замены в лесу с плечом работы до 20 км. На трассе делать ему конечно нечего... гидрач от 131 ставится...
  11. +11
    15 января 2020 19:51
    ЗабВО. Кяхта. 1987 год. Зима, ночь. -30 на улице. Аккумулятор на тележке с тихим матом везешь к Мурмону. Паяльная лампа уже под машиной. Ведро горячей воды, проливка пустого радиатора и системы охлаждения. Какой тосол ребята, откуда. Теперь лампой чуть по трубкам и шлангам. Крутанул стартер, рыкнул и завелся. Теперь склад ГСМ, вручную по доскам бочки в кузов для дизельной электростанции, но каких то документов нет, по дороге не поедешь, пост ВАИ на выезде с Кяхты , поэтому до дизелюхи по сопкам, по бездорожью, по снегу по пояс, пацаны ногами в кузове бочки держат.... И фиг он где застревал, все подъемы в сопки пофиг, спуски пофиг, упавшие деревья, ему все пофиг! Эх молодость, молодость..
    1. +1
      15 января 2020 20:35
      Дружище, служил база хранения или 48ОАК? Мы в этом году технику на целину в ваших краях сдавали.
      1. +2
        16 января 2020 12:36
        Кабановкий полк) сразу у стеллы "Кяхта" справа
        1. +3
          16 января 2020 13:32
          О, ПРТБ! Моё уважение ВАМ. Мой офицер после вывода войск из Монголии, служил у Буданова, в 169 полку.
    2. +1
      16 января 2020 10:10
      Забво. Степь. 1985 год. Зима. Мороз минус 42. Пока отогреешь паяльной лампой задний мост, застывает отогретый передний.
      1. +2
        16 января 2020 13:37
        У нас в феврале 1984 был на Вашем аэродроме смотр войск, мы базировались в Цуголе. В течении двух дней с утра была температура -52. Для нас, приехавших из БВО, такую температуру видели только по телевизору. Тогда столкнулись с замершей водкой до состояния киселя.
        1. -1
          17 января 2020 15:02
          Я тоже приехал с Белоруссии, с Бобровичей в Степь)))
          1. +1
            17 января 2020 15:06
            Ну в Бобровичах аэродром с более мягким климатом. К сожалению, судьба у него оказалась грустной, как и Пружаны, Засимовичи и многих других.
            1. -1
              17 января 2020 15:07
              Да, полосу всю распродали.
              1. +2
                17 января 2020 15:14
                Ну хоть батальон перебросили на север РБ.
  12. +3
    15 января 2020 20:01
    Довелось в последние пол-года срочной службы поездить на 157 убирая урожай 1979 года. ЗиЛ - трудяга!
  13. +1
    15 января 2020 20:12
    Автор:
    Евгений Федоров
    от которой отказались вооруженные силы, и лишь отсутствие внятной конкуренции заставляло гражданские структуры закупать заслуженного «проходимца».

    Что касается отказа, то это был закономерный процесс старения технических решений, тем более что в войсках пошла техника не только зиловская, но и на КАМАЗах и Уралах.
    Что касается гражданских структур, то насколько я помню, эти машины охотно раскупали в ЗГВ (ГСВГ) по остаточной стоимости, когда войска начали выводить, и шасси списанных аппаратных выставляли на продажу, чтобы не платить за их перевозку в Союз. Так что для тех кто разбирался в автомобильной технике, такие машины были находкой - пробег не сильно большой, но по сроку эксплуатации они подходили под списание.
  14. +1
    15 января 2020 22:06
    Один раз в жизни на нем проехал пассажиром часа 2. Все таки есть в нем душа и харизма.
  15. +3
    16 января 2020 01:44
    раздвижной кузов КР-157 переменного объема для размещения командного пункта или столовой. Кузов разработали в 1963 году, но в серийном воплощении подобная техника появилась много лет спустя уже на ЗИЛ-131.
    Мы называли его "бабочка"...


  16. +2
    16 января 2020 07:05
    Хорошая была машина. Двигатель надёжный, мог работать даже на газовом конденсате, поддымливал правда при этом и клапана горели, но работал. В случае кризисных ситуаций является наиболее адекватной машиной, поэтому и находится в резерве. Рулевое правда не подарок.
  17. +3
    16 января 2020 10:11
    Радиолокационная система посадки РСП-7Т.
    1. +2
      16 января 2020 10:42
      Так и сгнивали на позиции с минимальным пробегом. А если и двигались иногда , то только на запасной аэродром и обратно. Но я на Р-140 покатался по ГДР и был вполне доволен ЗИЛ-157.
      1. -1
        17 января 2020 15:03
        Да, точно так. На базе Зил-157 были П-18 и многая другая радиолокационная техника. А еще Р-820, Р-830, Р-118 много другой техники связи. Зил-157 -- это рабочий ишак СА.
  18. +3
    16 января 2020 10:54
    Только недавно была эта тема, но тем не менее читается с интересом даже мне, прошедшему службу с ЗИЛ-157 с 1962г по 1990г. (Были и ЗИС-151.)
    Да простит меня автор, но в статье есть и не совсем четкие и верные определения.
    Машина второго поколения получила имя ЗИЛ-157К, а также однодисковое сцепление, синхронизаторы на все передачи переднего хода (за исключением первой), ручной барабанный тормоз и амортизаторы на передней подвеске.

    Что касается полученных синхронизаторов, то можно проще : получила вообще новую коробку передач от будущего ЗИЛ-130(131)- там и синхронизаторы и др.передаточные числа. Амортизаторы на передней подвеске были и раньше, только рычажные (поршневые) , а начали устанавливать телескопические.
    самым экзотичным наполнителем цистерн был воздух в модели ВЗ-20-350, предназначавшейся для заправки бортовых пневмосистем самолетов.

    Почему экзотичным? Воздухозаправщик у самолета совсем не экзотика, а очень обычная и нужная машина. Кстати ВЗ-20-350 на ЗИЛ-157 выпустили так мало, что ни одного фото найти не удалось.
    ...экспериментальный раздвижной кузов КР-157.... Кузов разработали в 1963 году, но в серийном воплощении подобная техника появилась много лет спустя уже на ЗИЛ-131.

    Совсем даже не экспериментальный. Уже в 60-х эти кузова были на 157-х в качестве штабных в порядке вещей.
  19. 0
    17 января 2020 14:41
    А для меня Мормон, или Мурмон, кто как называл это бесшабашная молодость. Тесная кабина, баранка выворачивающая руки из плеч, перегревающийся в жару движок, крейсерская скорость что по трассе, что по пашне не особо отличалась.
    Но проходимость как у трактора.
    И почему то не было у меня во взводе 157-х без лебедки. И бортовые, и с КУНГами и седельники - все с лебёдками.
  20. 0
    19 января 2020 10:14
    Да... Ностальгия...
    Спасибо автору!
  21. 0
    27 января 2020 06:10
    В детстве был под впечатлением от обилия карданов. При том, что ранее видел как это устроено на 131 , Урале.
    Красивая брутальная машина, как Урал и Краз-лаптежник.
  22. -1
    13 марта 2020 12:52
    Недавно видел Зил 157 1967 года выпуска. Хозяин на нем регулярно ездит.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»