Гусеница или колесо: вечная дилемма

82
Гусеница или колесо: вечная дилемма
Британская БМП Warrior, оборудованная резиновыми гусеничными лентами Soucy, проходит интенсивные испытания с целью подтверждения концепции эксплуатации их на бронемашинах средней категории по массе

В сообществе эксплуатантов бронированных машин, кажется, никогда не закончится спор об относительных преимуществах и недостатках колес и гусениц. Взглянем поближе на потенциальные преимущества, которые дает каждый тип движителя.

Потребность в платформах, способных передвигаться по местности любого типа и действовать на поле боя в одних боевых порядках с тяжелой бронетехникой, как правило, определяет установку гусеничного движителя. В то же время средние и легкие бронемашины, которые обычно ездят по дорогам и которые для ускорения развертывания должны перебрасываться по воздуху, как правило, являются колесными.



Проблема выбора усложняется в случае платформ среднего размера. Масса этих машин увеличивается на фоне изменения оперативных требований, и в зависимости от технологического развития гусениц и колес, способного улучшить эксплуатационные качества и смягчить любые недостатки, каждый тип движителя может получить здесь преимущество.

Сталь не сдается


Гусеничные системы доминируют на рынке бронемашин тяжелее 30 тонн, и, хотя до сих пор господствуют стальные гусеницы, производители композитных резиновых эквивалентов пытаются закрепиться на этом рынке. Развитие стальных гусениц в основном связано со снижением массы. Это достигается за счет использования более легких материалов, которые способны выдерживать действующие на них силы. Прежде всего, их можно получить за счет разработки специальных сортов высокопрочной стали.

Вильям Кук, коммерческий директор компании Cook Defence Systems (CDS)-разработчика и производителя стальных гусениц, сообщил, что они предлагают более легкие варианты своим заказчикам, включая британскую армию. CDS также поставляет все компоненты, которые так или иначе связаны с самими гусеницами, включая ведущие звездочки, направляющие колеса, опорные и поддерживающие катки и т.д.

«Если вы взглянете на легкую разведывательную бронемашину британской армии Ajax, то увидите: гусеница, поставляемая нами в настоящее время, примерно на 15% легче той, которую мы изначально предлагали. Мы достигли этого за счет применения особых современных материалов и современных инструментов проектирования и изготовления».

Он пояснил:

«Мы также используем продвинутый анализ методом конечных элементов и расширенные стендовые испытания с тем, чтобы гарантировать необходимую надежность наших легких гусениц на протяжении всего запланированного срока службы. Анализом методом конечных элементов проверяется, нет ли «ненужной» массы, мы тестируем опытные образцы гусениц на разрушение на специально построенном стенде для того, чтобы убедиться, что они смогут выдержать условия эксплуатации».

В процессе серийного производства компания CDS обеспечивает высокое качество продукции и гарантирует отсутствие дефектов за счет рентгенодефектоскопии 100 % гусениц. Компания также предоставляет полный набор инструментов для сборки и обслуживания с соответствующими инструкциями, а также направляет технические группы в военные части, которые консультируют и оказывают помощь экипажам машин.

Стальные гусеницы могут быть в варианте с одним или двумя пальцами. Разница состоит в том, что траки соединяются между собой либо одним, либо двумя пальцами. Траки с одним пальцем меньше весят и обеспечивают хорошее сцепление, вот почему они больше подходят для легких машин. Траки же с двумя пальцами тяжелее и больше подходят для танков, но не всегда обеспечивают аналогичные характеристики, при этом они еще и дороже.

В стальных гусеницах пальцы, как правило, обрезиненные, то есть, покрыты небольшим слоем резины, и это определяет срок службы траков. У гусеницы с двумя обрезиненными пальцами изнашивается двойное количество резины. Компания CDS вложила немалые силы и средства в научные исследования и разработки в сфере специальных износоустойчивых резиновых смесей, используемых для изготовления пальцев, накладок и очистителей.

«Улучшение характеристик резиновых смесей очень важно для продления срока службы гусеницы», — пояснил Кук. Компания CDS имеет в своем распоряжении специализированную лабораторию испытаний и контроля качества резиновых смесей на заводе по производству гусениц, а также тесно сотрудничает с британскими университетами по разработке более эластичных резиновых смесей.

Недавно компания также инвестировала 6,4 миллиона долларов в свои предприятия в Великобритании с целей переноса на них производства всех металлических компонентов и уменьшения зависимости от поставок деталей сторонних поставщиков, включая пальцы и скобы. Это улучшило ритмичность поставок гусениц в британскую армию собственного производства, что очень важно, поскольку гусеницы являются высокорасходным компонентом во время проведения военных операций и при этом крайне необходимы для поддержания работоспособности бронетехники.

Кук сказал, что, если эксплуатанты бронемашин в конечном счете хотят иметь «полные боевые возможности», то они не могут отказаться от стальных гусениц, поскольку они позволяют преодолевать самую труднопроходимую местность, включая топкую почву и грязевые склоны.

По поводу бронемашин средней категории по массе, где острее всего конкуренция стальных и резиновых гусениц, Кук заметил: «Всегда будут пользователи, которые захотят использовать свои машины в крупных боевых операциях и поэтому им понадобятся стальные гусеницы, но будут также и те, кто захотят использовать свои машины в операциях, где необходимо преодолевать большие расстояния по дорогам разного типа, или в миротворческих операциях или в операциях поддержки, для которых больше подходят резиновые гусеницы».

Кук подчеркнул, что поскольку компания CDS независима от контроля любого разработчика или производителя бронированных машин, например, BAE Systems или Krauss-Maffei Wegmann, она может предлагать свои гусеничные системы любому производителю. CDS работает с сингапурской ST Engineering над ББМ «Hunter», в странах Ближнего Востока по модернизации российских машин, с турецкой Otokar над ее БМП «Tulpar» и с немецкой Rheinmetall над БМП «Lynx» в рамках австралийской программы Land 400.


Фото: SOUCY
Для проекта по британской бронемашине боевого обеспечения новая минометная установка на базе бронемашины Warrior от компании RBSL была оборудована резиновыми гусеничными лентами компании Soucy

Ликвидация разрыва


Между тем, характеристики композитных резиновых гусениц постоянно улучшаются. Производители хотят соперничать не только со стальными гусеницами в сфере тяжелых и средних бронемашин, они также соперничают с колесными решениями. Кельвин Слоан из канадской компании Soucy, производящей резиновые гусеничные ленты, сказал, что его компания принимает участие в большинстве программ по бронированным машинам и связано это с теми возможностями, которые предлагают гусеницы этого типа. «Давний спор на тему «Что лучше: гусеница или колесо?» всегда разгорался вновь, когда речь заходила о подвижности бронемашин. В то время как колеса, в частности машины 8x8, лучше показывают себя на дорогах по сравнению со стальными гусеницами, резиновые гусеничные ленты хорошо вписываются в нишу между колесами и гусеницами».

Слоан пояснил, что дорожные характеристики резиновых гусениц позволяют проехать в общей сложности большее расстояние, которое почти совпадает с пробегом колес, поскольку средние дистанции между поломками бронемашин примерно одинаковы, но если взять более тяжелую машину, то здесь резиновые гусеницы фактически обеспечивают между поломками больший пробег.

«Конфигурация 8x8 в общем и целом имеет ограничение полной массы порядка 35 тонн; когда вы его превышаете, вы начинаете терять подвижность из-за размера колес и мощности двигателя, — пояснил Слоан. — При превышении этого предела и с ростом массы машины преимущества гусеничного движителя становится всё более очевидными. Становится всё сложней выдвигать аргументы в пользу платформ 8x8, теперь на сцену выходят композитные резиновые гусеницы и они будут играть свою роль примерно до 47 тонн».

Компания Soucy работает над новыми марками резиновых смесей, которые позволят резиновым гусеницам работать эффективнее на машинах более 50 тонн и смогут бросить вызов стали в сфере тяжелых бронемашин. В настоящее время в Канаде проходят эксплуатационные испытания устаревшего танка Leopard 1 массой примерно 42 тонны, оборудованного резиновыми гусеницами.

«У нас есть химики на заводе, которые работают с различными составами и экспериментируют с тепловыделением. Это сложные вещества, вот почему другие не могут составить правильную формулу. Речь идет не только о получении гусеницы как единого целого, но также о кевларовых волокнах для предотвращения растрескивания резины и углеродных нанотрубках в сочетании с другими химическими веществами для уменьшения тепловыделения и как следствие повышения долговечности…
Мы экспериментируем с этим составом, выводим зависимости от массы машины с тем, чтобы он точно соответствовал ей. Как правило, мы изготавливаем трак из шести разных смесей и затем гоняем его на нашем тестовом танке Leopard, анализируем какой сегмент лучше всего работает и затем берем его и изготавливаем из него комплектную гусеницу. Компания Soucy работает над своими новейшими составами, которые специально предназначены для машин массой около 55 тонн, проводит испытания по измерению тепловыделения».

Слоан добавил, что компания находится примерно в двух годах от достижения практических результатов. Между тем, целевым рынком для композитных резиновых гусениц являются средние машины массой 35-48 тонн. Он отметил, что гусеничные платформы имеют лучшую боевую устойчивость по сравнению с чувствительными к взрыву колесными машинами, поскольку резиновая гусеница может поглотить взрывную волну. Вероятность повреждения стальных гусениц от взрыва выше, при этом они создают вторичные поражающие факторы в виде стальных осколков.

По утверждению Слоана, к другим преимуществам резиновых гусениц относится долговечность, тогда как стальные обрезиненные траки с приклеенными резиновыми накладками, необходимо менять каждые 600 км. Стальные гусеницы также являются причиной износа ведущих колес, ленивцев, опорных и поддерживающих катков, резиновых накладок и разумеется самих звеньев гусеницы. «Со стальными гусеницами вы вынуждены менять опорные катки каждые 1500-2000 км, та же ситуация с резиновыми и обрезиненными деталями. Срок службы ведущих и направляющих колес 2000-3000 км, тогда как для сравнения контакт «резина-резина» гораздо менее разрушающий».

Следствием меньшего износа является сокращение объема логистической поддержки, что является еще одним преимуществом наряду с уменьшением шума и вибрации до 70%. Вибрация может отрицательно влиять на боевые системы, боеприпасы, электронику и человека, поскольку постоянная тряска с течением времени приводит к плачевным результатам. Использование резины также позволяет снизить массу и повысить топливную экономичность.

Конкурентный рынок


Компания испытывала свои композитные резиновые гусеницы на БМП Warrior британской армии, первоначально для подтверждения концепции, а позднее в качестве предложения для программы Ajax. На выставке DSEI 2019 компания показала для наглядности на машине Warrior одну из своих гусениц с пробегом и новую гусеницу. Слоан сказал, что новые гусеницы могли бы стать частью программы продления возможностей БМП Warrior, если бы министерство обороны захотело этого, хотя в настоящее время согласие от него не получено. Rheinmetall BAE Systems Land (RBSL) использует резиновые гусеницы Soucy на своем варианте миномета Warrior, предлагаемом для британской программы Armoured Battlefield Support Vehicle.

В сентябре 2018 года в рамках Этапа 3 австралийской программы Land 400 по новой гусеничной БМП были отобраны машины AS21 Redback южнокорейской компании Hanwha Defense и KF41 Lynx от Rheinmetall. Компания Soucy имеет свою собственную резиновую гусеницу для AS21, а компания CDS располагает стальными гусеницами для машины Lynx. Колесная платформа была выбрана в более ранней программе по разведывательной машине Combat Reconnaissance Vehicle, ею оказался БТР Rheinmetall Boxer 8x8.

Французская армия часто цитируется в качестве примера военной структуры, которая заменила свои гусеничные бронемашины на колесные, включая средние БТР и БМП. Этот опыт показал себя успешным во время операций в Мали, когда колесная бронетехника и колесная артиллерия были переброшены в столицу Сенегала Дакар и затем своим ходом добрались до малийской провинции Гао.

Хотя пока ни одна крупная армия не последовала примеру Франции, отчетливо прослеживается тенденция закупок более мобильных колесных машин 8x8 средней весовой категории. Как и Австралия, британская армия выбрала Boxer для своей программы по машине Mechanised Infantry Vehicle с целью замены устаревших гусеничных БТР FV430.

Компания Soucy установила свою резиновую гусеницу на БМП Adnan ACV-300 малазийской армии и, по словам Слоана, они были одобрены ООН для развертывания в миротворческих операциях. Резиновая гусеница Soucy также установлена на машинах CV90 двух из семи стран-эксплуатантов — Дании и Норвегии.

Слоан подчеркнул:

«Вопрос в том, могут ли в общевойсковых операциях гусеницы и колеса работать вместе. С платформами со стальными гусеницами они не смогут работать вместе на больших расстояниях. Это будет логистический кошмар, но композитная резиновая гусеница закрыла брешь в возможностях».

Другой взгляд


В то время как компании CDS и Soucy видят большой потенциал программ по гусеничным машинам, производители колесных бронемашин видят рынок несколько иначе. Питер Симсон из компании Tyron Runflat сообщил, что реализуется всего две больших программы по гусеничным БМП — американская Next Generation Combat Vehicle и австралийская Land 400 — в то время как имеется множество программ по колесным бронемашинам, например, британской Boxer 8x8.

«Мы видим эти потребности в связи с тем, что ожидается скорее ведение боевых действий в населенных пунктах и быстрые маневренные операции, чем традиционная война. Больше всего здесь подойдет гибкость колес, а не неповоротливость тяжелой бронетехники на гусеницах».

Симсон сказал, что при использовании составных резиновых боестойких вставок Tyron доступность техники на ТВД в настоящее время растет и что колесные боевые машины и машины обеспечения не имеют недостатков и соответствуют стандартам испытаний пневматических шин FINABEL Agreement. Этот стандарт представляет собой строгий набор критериев, которым должны соответствовать колеса с боестойкими вставками военного образца при различных повреждениях.

Использование самонесущих колес очень важно, они позволяют машине продолжить свою задачу в случае повреждения или сдутия колеса.

«Боестойкое колесо включает бедлок — замковое устройство, специальный элемент колесного диска, не позволяющий соскочить покрышке с обода, что обеспечивает полноценную маневренность»,


— сказал Симсон.

«Свой вклад вносят системы централизованного регулирования давления в шинах. На современных боевых машинах они позволяют водителю при необходимости спускать воздух и повторно надувать шины с тем, чтобы максимально повысить сцепление на песчаных или мягких грунтах, что дополнительно улучшает маневренность и повышает вероятность выполнения задачи. Без бедлока колесо будет просто крутиться на шине, фактически обездвиживая машину».


По словам Симсона, усиленные резиновые боковины шины или вставки также играют свою важную роль, поскольку способны поглощать удары и толчки различных препятствий на пересеченной местности и обеспечивают надежную фиксацию покрышки.

«И наоборот, композитные или пластиковые твердые вставки не поглощают ударов и в случае поломки могут серьезно повредить колесо и шину, это может привести к полной потере подвижности. Кроме того, невозможно гарантировать надежную фиксацию с пластиковыми или композитными вставками, так как они в отличие от резиновых вставок не обеспечивают сжатие, необходимое для удержания шины на месте».

Вставки All-Terrain Rubber Multi-Part (ATR-MP) компании Tyron гарантируют фиксацию шины, они поглощают удары и также снижают логистическую нагрузку, поскольку не нужны специальные инструменты для монтажа, то есть замена шины может производиться с использованием стандартных инструментов. Симсон заметил, что это послужило причиной того, что изделия с этой технологией являются самой ходовой продукцией компании.

Вставка ATR-MP как правило изготавливается из трех частей, которые прикручиваются друг к другу болтами, обеспечивая плотную посадку вокруг колеса. При монтаже один из бортов шины прикладывается к ободу, затем устанавливается боестойкая вставка и наконец добавляется второй бедлок. В случае с колесами военного образца вставка, как правило, изготавливается из двух частей, которые соединятся болтами для обеспечения надежной фиксации. В составных вставках используется стальной сердечник для обеспечения прочности и жесткости, а окружающая резина гарантирует фиксацию и поглощение ударов.

«Мы также предлагаем вставки Tyron ATR-Carbon, в которых используется углеродное волокно вместо металлического основания и некоторой части резины. При этом все характеристики сохраняются, но масса уменьшается примерно на 40%»,


— заметил Симсон.

«Для пользователей стандартных цельных неразъемных дисков компания Tyron разработала технологию Tyron ATR-Custom. Эта вставка имеет все преимущества технологии Tyron ATR-MP, но состоит всего из двух частей»,


— добавил он.

На выставке DSEI компания представила цельную резиновую вставку Tyron ATR-SP (single-piece).


Бронемашина Springbuck 4x4 компании DCD Protected Mobility, оснащенная боестойкими колесами Tyron ATR, проходит испытания на южно-африканской земле

Ожидаемые потребности


Симсон считает, что в связи с расширением рынка колесных бронемашин соответственно растет спрос на составные резиновые вставки. Tyron также поставляет продукцию для бронемашин «Лазар» и «Милош» компании Югоимлорт, машин Springbuck и Mountain Lion компании DCD Protected Mobility, Light Tactical Vehicle 4x4 от Acmat и египетской машины Timsah/Crocodile 4x4.

Во французской компании Texelis, производящей шасси бронированных машин, считают, что французская программа Scorpion является хорошим примером перехода от гусеничной техники к колесной. Здесь основным драйвером является потребность в повышенной мобильности. Об этом сообщил представитель компании, отметив при этом, что этот переход ограничивается главным образом машинами массой менее 35 тонн. Компания получила контракт на разработку машины Serval 4x4 для французской армии.

По данным Texelis, повышенные требования к мобильности, предъявляемые многими армиями, являются реакцией на развитие таких технологий, как например, роение дронов, искусственный интеллект и непрерывное наблюдение на поле боя. Представитель компании добавил, что в связи с развитием технологий силовых передач колеса становится более надежными, «например, сложные системы подвески, системы централизованного регулирования давления в шинах и технологии внутренних боестойких вставок». Это делает колесные решения более устойчивыми и адаптируемыми к различным условиям, включая боевые действия в населенных пунктах».

Несмотря на растущую конкуренцию со стороны резиновых гусениц, колеса пока рассматриваются в качестве предпочтительного выбора для бронемашин, передвигающихся в основном по дорогам, но поскольку масса этих машин увеличивается проблема всё больше обостряется. Представитель Texelis отметил:

«На сегодняшний остается две довольно острых проблемы: грузоподъемность (из-за комплектов бронирования плюс большего количества электронного и оборудования выработки энергии) и прочность (по сравнению со стальными гусеницами)».

Споры о том, что лучше для бронированных машин, гусеница или колесо, будут продолжаться и далее, поскольку растет конкуренция на рынке машин средней категории по массе. Технологические развитие осложняет принятие решения по выбору того или иного движителя, но при этом идет военным на пользу, поскольку подвижность бронированных машин будет улучшаться в любом случае.
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    20 января 2020 18:05
    Да и так понятно. С бармалеями в пустыне лучше на колесах, а у нас в осенне-весеннюю распутицу никакие колеса не помогут, хоть 3х3х, хоть 4х4. Только гусеницы, после колонны техники все дороги в хлам будут....
    1. +2
      20 января 2020 18:19
      Можно только им пожелать: больше 2х2 при весе более 20т.
    2. +7
      20 января 2020 18:26
      Гусеница - это гусеница, колесо - это колесо и никогда они друг друга не заменят. Ну не может колёсная техника передвигаться по заболоченной местности - очень малая, по известным причинам, площадь соприкосновения с грунтом. Тоже самое колёсная техника не может преодолевать траншеи и так далее.
      1. 0
        20 января 2020 19:43
        Цитата: Проксима
        Гусеница - это гусеница, колесо - это колесо и никогда они друг друга не заменят. Ну не может колёсная техника передвигаться по заболоченной местности - очень малая, по известным причинам, площадь соприкосновения с грунтом. Тоже самое колёсная техника не может преодолевать траншеи и так далее.

        Отлично колёсная техника передвигается по заболоченой местности. И траншеи БТР проходит нормально. Зато я видел, как Т-64 зимой садится на снег. Всё зависит от экипажа.
        1. +4
          21 января 2020 02:32
          вот только не надо лохматить бабушку! посадить танк на пузо - это надо УМЕТЬ! а вот БТР, застрявший на невысокой стенке или в окопе - очень частая картина.
          1. +2
            21 января 2020 10:25
            1)всегда надо помнить про главную прокладку между рулём и сиденьем, из-за которой можно застрять где угодно и как угодно, даже там где это в принципе казалось невозможно...
            2)то что вы описываете про застревания колёсной техники относится не к колёсам самим по себе, а к трансмиссии, а если точнее то к её тяге, а если ещё точнее то к её "стартовой тяге" или "стартовому импульсу" или "стартовой кривой" и её распределению по движителям. Если вкратце то этот импульс должен быть очень высок и иметь предохранители дабы не сломать силовые узлы, но 99,999% производителей с этим не парятся...
          2. +3
            21 января 2020 19:02
            Цитата: раиф
            вот только не надо лохматить бабушку! посадить танк на пузо - это надо УМЕТЬ! а вот БТР, застрявший на невысокой стенке или в окопе - очень частая картина.

            В обоих случаях проблема в экипаже, согласны? Посему оставьте бабушку себе laughing drinks
            Из 10 лет службы я 4 года был танкистом, а 6 лет - на БТР и БМП. Было, когда севший в болоте осенью танк оставляли там до весны. Было, когда севший в болоте БТР четырьмя БМП вытаскивали. Всяко было. Всё(или почти всё)зависит от экипажа. Кто в курсе, тот не судит столь категорично.
    3. +1
      20 января 2020 18:35
      Цитата: кащеево яйцо
      С бармалеями в пустыне лучше на колесах

      Только в песочек лучше не заезжать - чревато.
  2. +4
    20 января 2020 18:10
    Научная мысль до сих пор в тупике и не осознает ,что суть колёса в бесконечном соприкосновении с поверхностью . Гусеница это производное колёса распределяющая нагрузку на поверхность . Но ! Колесо всегда образует бесконечный цикл движения и изменения плотности гидро газодинамических потоков ,которые являются параметрами среды или пространства . Поэтому работа с плотностью переменных процессов в среде или пространстве открывает невообразимые возможности развития всей цивилизации человечества.
    1. +6
      20 января 2020 18:35
      То что вы изволили........, это не научная мысль, а палата №6. Ибо движение на колесах, происходит по грунту, при всем его многообразии, посредством трения качения. Движение на гусеницах, происходит так же, с помощью качения, но по гусенице, со стабильным коэффициентом трения качения и со стабильным удельным давлением на грунт.
    2. +1
      20 января 2020 18:39
      Это ж надо столько выпить...
      1. +1
        20 января 2020 18:51
        Да ,ладно .Я по своей русской натуре если бы был под шафе ,то сказал бы гораздо более и в другой тональности .
    3. +2
      20 января 2020 18:49
      Рад вас видеть! Давненько не читал ваших замечаний. Как минимум повышают настроение. hi
      1. +3
        20 января 2020 19:19
        Вообще- то шесть против двух . Мой рейтинг не так уж и плох сегодня .
    4. +3
      20 января 2020 19:15
      Давно тебя не было, поздравляю с выходом! Без тебя тут скучно! Даешь "невообразимые возможности развития всей цивилизации человечества"!!
    5. +2
      20 января 2020 20:44
      Цитата: gridasov
      Поэтому работа с плотностью переменных процессов в среде или пространстве открывает невообразимые возможности развития всей цивилизации человечества.

      Вот это Вы дали, дружище! drinks
    6. 0
      21 января 2020 07:47
      Научная мысль до сих пор в тупике и не осознает ,что суть колёса в бесконечном соприкосновении с поверхностью

      И среди "танкистов" есть философы!
  3. +2
    20 января 2020 18:13
    Гусеницы,колеса...давно думаю,а почему не воздушная подушка то?Я понимаю,что машины весом в 30 т и более потребуют для воздушной подушки габаритный двигатель и даже не один.Плюс неустойчивость контроля движения и сама трудность управления машины на воздушной подушке на сегодняшний день имеет место быть.Но...технологии то не стоят на месте. И против очевидных минусов ,есть и не менее очевидные плюсы воздушной подушки.
    По моему даже в СССР пытались сделать танк на воздушной подушке,если мне не изменяет память.
    1. 0
      20 января 2020 18:26
      Тут не надо даже пытаться что- либо фантазировать. Нужно просто организовать процесс передачи информации от одних к другим. Танки над поверхностью с гораздо большей массой без шумных двигателей это только частное решение применения технологии управления гидро газодинамических потоками.
      1. 0
        20 января 2020 18:34
        Цитата: gridasov
        Танки над поверхностью с гораздо большей массой без шумных двигателей это только частное решение применения технологии управления гидро газодинамических потоками.

        Безусловно. Я вообще к чему сказал про воздушную подушку то...колесу уже много тысяч лет и по сути,гусеницы тоже работают благодаря колесу. Мы не может сделать качественный шаг в эволюции вообще,пользуясь старыми изобретениями.
        Воздушная ли это подушка,или какой то генератор левитации,может еще что-нибудь...колесо,уверен,это не решение,а лишь топтание на месте,которое длится уже не одну тысячу лет.
        1. 0
          20 января 2020 18:48
          Все гораздо проще чем многие усложняют. Механизм движения воздушных потоков создающих переменные области высокого и низкого давления влияют на системные процессы трансформации атомно молекулярных взаимодействий. Поэтому никаких фантазий или не продуманных мыслей. Все очевидно и довольно просто . Но для этого нужно быть не оголтелым опровержителем или фанатиком догм. Нужны люди с трезвым и здравым умом . Которых очень много и именно в России и именно в той научной среде которая способна это воспринимать
        2. 0
          22 января 2020 13:32
          Ну так давно уже существуют летающие танки.. Называются вертолётами..
          Что ещё надо изобрести??)
          1. 0
            22 января 2020 17:11
            Цитата: Роман070280
            Ну так давно уже существуют летающие танки.. Называются вертолётами..
            Что ещё надо изобрести??)

            Сравните стоимость скажем Ка-52 и Т-90 и возможно до вас дойдет ,что это совсем не одно и тоже.
            И на вертолет пушку в 125 мм не поставишь.Скажите у вертолета ракеты есть?По какой цене в сравнении со снарядом и сколько штук?
            1. 0
              23 января 2020 15:06
              Сравните стоимость
              А причём тут стоимость??

              возможно до вас дойдет ,что это совсем не одно и тоже.

              Вроде как изначально хотели "что-то принципиально новое".. посему и совсем не одно и тоже..
              Если чё - лошадь тоже дороже трактора.. но тракторная телега на принципиально иной тяге..))
          2. 0
            25 января 2020 22:27
            В данном случае подразумевается движение тяжёлой техники подпружиненные воздушной подушкой и не длительный взлет для преодоления препятствий. Такая технология применима для любых поверхностей . Вертолёт - это летательный аппарат для больших высот и скорости гораздо выше. Для надземной техники движители и нагнетатели воздуха располагаются в закрытых полостях снизу . У вертолетов движители расположены иначе.
      2. 0
        25 января 2020 18:01
        А когда будет антигравитационный двигатель который будет работать за счёт взаимодействия магнитных полей?
    2. +1
      20 января 2020 19:12
      Ага! И топливо эта бандура будет жрать, как не в себя!!!
      Ибо просто висение какого то тела в условиях гравитации Земли как минимум требует тех же энергозатрат (при условии КПД 100 %), что и постоянное ускорение с величиной 9,8 м/сек'2 этого же тела в космосе.
      1. -1
        20 января 2020 19:22
        увы ! Мы же и говорим про новые принципы энергетических трансформаций в новых движителях ,которые и не дают роста расхода топлива. Это ключевые элементы новой технологии.
        1. +1
          20 января 2020 19:49
          То есть об околонаучной фантастике, да? laughing
          Ладно, ладно, я согласен - иногда и просто пофантазировать надо.
          А вдруг?! Про антиматерию же тоже не вдруг узнали. Сначала была чистая игра разума - а потом на тебе, и правда - есть антипротон!
          1. 0
            20 января 2020 19:50
            Да блин это как два пальца об асфальт . Или кто- то думает ,что я не могу отличить белое от чёрного.
            1. 0
              20 января 2020 20:02
              А как бы здорово было - реально новые физические принципы, сулящие новые горизонты для человека! Какие гусеницы-колеса?! Даёшь телепортацию!
              Только, боюсь, человек опять все это "заточит" под уничтожение себе подобных..
              1. +1
                21 января 2020 14:15
                Экранотанк нужен. Вот будет супертанк. Пролетел над окопом - все в траншее оглохло. )))))
                И стрелять с ходу легче - не трясет.
                и то что под ногами не очень мешает. А про ПТУР и Гранотометам вообще будет тяжело - они на такие скорости не рассчитаны.

                ШУТКА!!!
    3. kpd
      +2
      20 января 2020 22:50
      Даже если не касаться ограничений по весу, повышенного расхода топлива, проблем с канавами и неровностями поверхности грунта и проблем с компенсацией отдачи от выстрела оружия. Вот только представьте - танк на воздушной подушке СКРЫТНО выдвигается к врагу...
    4. +1
      21 января 2020 04:47
      Потому, что КОСОГОР! И довольно часто, а ВП на косогоре - дурдом в кубе даже в плане управляемости
    5. +2
      21 января 2020 16:23
      Цитата: НЕКСУС
      По моему даже в СССР пытались сделать танк на воздушной подушке,если мне не изменяет память.
      Не изменяет, "Техника-молодежи". feel
      Цитата: НЕКСУС
      Я понимаю,что машины весом в 30 т и более потребуют для воздушной подушки габаритный двигатель и даже не один.Плюс неустойчивость контроля движения и сама трудность управления машины на воздушной подушке на сегодняшний день имеет место быть.

      Ерунда, все перечисленные вопросы решены в ВМФ. fellow
      Другое дело, ограничения по области применения, в плане рельефа, косогоры, буераки, овраги. Танки по горам корябкаются, а ТВП как? А леса? Зато с хорошей скоростью по болотам, полям, снежной целине, озерам, рекам, (пескам) сплошные плюсы. fellow
      1. 0
        22 января 2020 13:38
        Другое дело, ограничения по области применения, в плане рельефа, косогоры, буераки, овраги. Танки по горам корябкаются, а ТВП как? А леса? Зато с хорошей скоростью по болотам, полям, снежной целине, озерам, рекам, (пескам) сплошные плюсы. fellow


    6. 0
      22 января 2020 12:06
      давно думаю,а почему не воздушная подушка то?

      Вы когда-нибудь судном на воздушной подушке управляли или хотя бы ходили на нём?
  4. +4
    20 января 2020 18:25
    Цитата: НЕКСУС
    Гусеницы,колеса...давно думаю,а почему не воздушная подушка то?

    А теперь представьте, что вы, паря над землёй, пытаетесь дать очередь из автопушки в направлении, не совпадающим с ходом движения...
    1. -1
      20 января 2020 18:29
      Цитата: Kuroneko
      А теперь представьте, что вы, паря над землёй, пытаетесь дать очередь из автопушки...

      Повторяю,-минусов много,и в том числе и как стабилизировать платформу при отдаче в несколько тонн. Но...я почему-то думаю,что это куда перспективнее,чем колеса,которым не одна тысяча лет.
      1. +5
        20 января 2020 18:32
        Цитата: НЕКСУС
        Но...я почему-то думаю,что это куда перспективнее,чем колеса,которым не одна тысяча лет.

        Ну вот дождёмся сперва массового появления боевых лазеров с компактными энергоустановками, а уж тогда можно и про ховер-платформы подумать. Не раньше.
      2. 0
        20 января 2020 19:29
        все верно! В данном случае решается задача использования потенциала воздушной и водной среды. И конечно и я уверен новая технология подтянет и новые виды вооружения . Об этом я пока не распространяюсь . Но это каждый должен подразумевать ,что работа с плотность энергетических процессов расширяет возможности создания и новых веществ . Ведь разговор о движителем это только частный случай применения по новому организованного физ процесса . Я бы даже отметил ,что новые принципы организации физ процесса прежде всего имеют научное значение , которое расширяет и возможности развития новых направлений в науке ,но и огромное значение в использовании новых методов анализа емких и высоко потенциальных физ процессов.
    2. +1
      20 января 2020 20:33
      Паря над землей , кашлянуть страшно.
      1. 0
        21 января 2020 07:50
        Паря над землей , кашлянуть страшно.

        Главное в танке - не есть горох перед боем. А в летающем танке это будет влиять не только на микроклимат, но и на ориентацию в пространстве.
  5. +4
    20 января 2020 18:35
    Гусеница или колесо: вечная дилемма

    Это разные движители для разного дорожного покрытия и условий эксплуатации. Жигуль на гусеницах будет хуже стандартного, а МТЛБ на колесах завязнет в первой же луже. Универсальный движитель всегда хуже специализированного. Пример - колесно-гусеничные танки Кристи. Что касается металлической или резинокордной гусеницы, так опять следует смотреть на область применения. В металлической гусенице, перебитой снарядом или миной, достаточно заменить несколько траков, что в принципе является "плёвым делом". А попробуйте срастить резинометаллическую или резинокордную гусеницу - вряд ли это получится в полевых условиях. Так что их не надо противопоставлять, а надо использовать в тех механизмах, для которых они оптимальны.
    1. +2
      20 января 2020 20:10
      В принципе, оперативным вариантом может быть вырезание поврежденного участка гусеничной ленты, с последующей вставкой куска такой же ленты нужной длины. Понятно, что придётся на концы лент навешивать стыковочные узлы и ресурс по сравнению с исходной лентой будет в разы меньше, но тем не менее - возможность ремонта вполне реальна. В том числе и в полевых условиях.
      1. 0
        20 января 2020 20:14
        Проводят же оперативный ремонт ленточных транспортеров сыпучих материалов на производствах. "Быстро-быстро, нормальный ремонт потом, сейчас лишь бы техпроцесс не встал!!!"
      2. 0
        21 января 2020 04:52
        И ресурс, и максимальная скорость, и маневренность - при разрыве резинокомпозитной гусеницы (так в статье, не мой термин) все "коту под хвост". Останется только до базы дошкандыбать и то потихонечку. Воевать невозможно :(
    2. 0
      21 января 2020 09:02
      А попробуйте срастить резинометаллическую или резинокордную гусеницу - вряд ли это получится в полевых условиях.

      А буржуи не рассматривают варианты боевых повреждений!
      Там не только подрывы, а наезд на железо рваное так аукнуться может...
  6. +1
    20 января 2020 18:36
    Все вопросы легко разрешаются с помощью удельного давления на грунт. Всему своё место.
    1. +2
      20 января 2020 19:00
      Всему своё место.

      Каждому свое поле... деятельности...
  7. +2
    20 января 2020 19:02
    Да все это чепуха! Всемирный заговор! Нас дурят всемирное правительство! Гениальный Данелия еще 30 лет назад нам всем показал, что гусеницы, колеса, и другие, НИЧТО по сравнению с гравицаппой! НО! всемирное лобби и мировое правительство не дают внедрить ее (гравицаппу) на наши танки! Сволочи! Потому что после ее установки Т - 72 заменит ВСЕ подлодки, самолеты, корабли и всех генералов!
    1. +1
      21 января 2020 07:52
      Потому что после ее установки Т - 72 заменит ВСЕ подлодки, самолеты, корабли и всех генералов!

      Т-72 без транклюкатора - деньги на ветер.
  8. +5
    20 января 2020 19:07
    Выжимка из рекламных буклетов соответствующих фирм, каждая из которых борется за кусок "оборонного" пирога.
    Все такие "продвинутые", аж печати ставить негде, а по факту - никаких реальных технологических прорывов.. Просто подстройка под конкретные условия и конкретные требования определённого заказчика.
    Проще говоря - "вода" и говорильня от маркетологов. Типа Илона нашего, свет Маска.
  9. +6
    20 января 2020 19:29
    Цитата: кащеево яйцо
    Да и так понятно. С бармалеями в пустыне лучше на колесах, а у нас в осенне-весеннюю распутицу никакие колеса не помогут, хоть 3х3х, хоть 4х4. Только гусеницы, после колонны техники все дороги в хлам будут....

    Эксплуатировал и колёса( 8х8), и гусеницы. Никакой особой разницы не заметил. Ну, разве что в горах гусеницы больше скользят, а в болоте, когда на брюхо сядешь, колёса слабее. А по танковой колее, где танк прошёл, на колёсах едешь нормально. Но - колёса всегда быстрей и надёжней по асфальту, например. Колёса универсальней. Но только если речь о БТР, всё что тяжелее, надо рассматривать отдельно для своего ТВД.
    1. +1
      20 января 2020 19:41
      удивляет то ,что суда на воздушной подушке не получают развития в том аспекте ,что саму эту воздушную подушку необходимо заменить на .... Тогда появляется возможность создания более плотной воздушной среды под аппаратом , а значит и повысить общую массу . Но и напорный поток воздуха так же и меняет свою напряжённость .Иными словами меньше усилий и энергозатрат. В сочетании же с новыми движителями это на порядок более активная управляемость . Повторюсь ,что у конструкторов нет вообще понятий о концентрации потоков и повышения их не только кинетических параметров ,но и потенциальной энергии потока .Ведь он состоит из воздуха и воды
      1. +1
        20 января 2020 19:47
        Цитата: gridasov
        удивляет то ,что суда на воздушной подушке не получают развития в том аспекте ,что саму эту воздушную подушку необходимо заменить на .... Тогда появляется возможность создания более плотной воздушной среды под аппаратом , а значит и повысить общую массу . Но и напорный поток воздуха так же и меняет свою напряжённость .Иными словами меньше усилий и энергозатрат. В сочетании же с новыми движителями это на порядок более активная управляемость . Повторюсь ,что у конструкторов нет вообще понятий о концентрации потоков и повышения их не только кинетических параметров ,но и потенциальной энергии потока .Ведь он состоит из воздуха и воды

        Как БТР на воздушной подушке будет предолевать проволочное заграждение, например?
        1. +1
          20 января 2020 20:27
          Вот Вы сами и акцентируете внимание на такой возможности .Современные суда на ВОЗдушной подушке этого не могут ,а на новых принципах это без проблем и вообще полёт экранопланов становится так же более стабильным и управляемым . Почему ? Потому ,что локальный участок с повышенным давлением создаётся не нагнетанием именно в большую полость ,а созданием подъёмной силы продольного потока который трансформирует вектор потока в перпендикулярный к поверхности ,но за счёт центробежных вращений множества струйных потоков .Мне кажется ,что уже можно мою сложность и завуалированность заменить одним словом . Вспомните как устроена микроструктуры поверхности крыла мелких насекомых . Об этом писал ,но не акцентировал и Гребенников .
        2. 0
          20 января 2020 20:29
          Выше проволочного заграждения
        3. +1
          20 января 2020 21:03
          Не ну (если все полезли в такие дебри и фантазии), воздушная подушка создается не только так называемым гибким ограждением( в простонародии "юбка"). Есть и другие варианты создания ВП. Для которых "колючка" не будет являться глобальной проблемой.
          Но на данном этапе, всё это так... "В порядке бреда"... Давайте бронированный экраноплан предложим... Двигатели с изменяемым вектором тяги надо поставить на него. И вопрос про гусли/колеса будет закрыт сам-собой.
  10. +3
    20 января 2020 20:04
    Гусеничная техника превосходит колесную по проходимости,а на войне почти всегда бездорожье...Резиновые гусеницы плохая идея,так как они пожароопасны и склонны к порезам,что негативно влияет на их прочность
    1. 0
      20 января 2020 20:35
      Вообще новая технология может быть применена и как дополнительный метод и способ самовызволения из топей и болот. Гибридизация может Иметь место именно для расширения потенциальных возможностей для расширенния возможностей транспорта при движении на марше с большой скоростью по разбитым дорогам или вообще без них или в отдельных сложных условиях .
  11. 0
    20 января 2020 20:13
    Тема актуальная с учётом появления новых материалов и технологий. Но для ответа на поставленные вопросы нужна военная доктрина.
  12. +3
    20 января 2020 20:50
    На последок попробую двумя словами описать суть нового метода . Почему монолитный гидро газодинамических поток потенциально слабее чем совокупная сумма струй образующей так же совокупную подъёмную силу? Все потому ,что поток это процесс в неразрывной упругой среде. И если мы начинаем формировать линейный вектор потока ,то обязательно формируется замкнутый цикл через вращение или наоборот. В общем как в стакане с водой .Размешивая ложкой сахар мы должны видеть ,что процесс вращения по периферии поднимает воду Но в центре образует линейный вектор вниз. Так и в большом монолитном потоке есть радиальные скорости потока и есть линейные . Нагнетая же просто воздух без учёта движения воздуха мы тратим невероятно много энергии не используя ни кинетики ни потенциальных возможностей потока. Маленькими ,но соизмеримыми струйными потоками мы легче создаём изменение векторов потока от продольного к вертикальному.
  13. 0
    20 января 2020 21:09
    Судя по количеству разрабатываемой новой колесной техники, колеса пока выигрывают.
    1. +1
      21 января 2020 07:56
      Судя по количеству разрабатываемой новой колесной техники, колеса пока выигрывают.

      Это "колесная" мафия! Они нас хотят подсадить на амфитамины. ВАДой клянусь!
  14. +1
    20 января 2020 22:50
    Хороший получился обзор, автору спасибо!

    И в комментах порадовали идеями, разве только шагоходы забыли обсудить. :)
  15. +11
    20 января 2020 22:52
    В сегодняшней дискуссии ИИ gridasov с боем победил по очкам людей.
    Браво науке! good
    Причем, победил в трезвом виде. Если бы он еще наподдал,
    то победил бы нокаутом am
    1. +7
      21 января 2020 05:25
      Ну если в кубок победителя литр коньяка влить, то он и про гравицапу подробнее объяснит. wink
      Алексей hi
    2. +1
      22 января 2020 12:01
      Причем, победил в трезвом виде. Если бы он еще наподдал,
      то победил бы нокаутом

      Ещё до начала поединка laughing
  16. 0
    21 января 2020 03:14
    Если соединить несколько рекламных проспектов, то получится статьи умная?
    Сорри, не сдержался.
  17. +1
    21 января 2020 03:17
    Ну, заспорили ! Впрямь, как в мультике : "Крылья...ноги..." ! Ну,не ндравятся колёса и гусеницы,или исчо не определились, то имеются ещё и прочие движители ...: роторно-шнековой,например,али ЛКГ-движитель...шагающие механизмы ...Выбирай,пока подешевело ! fellow
    1. +7
      21 января 2020 05:27
      Николаевич hi Как только аноптаниум раздобудем - сразу антиграв забабахаем. Чего мелочиться то? yes
      1. +1
        21 января 2020 09:48
        Здравия желаю, Серёга ! soldier И впрямь...чего это я? request Даже 42гр. коньяк при "пессимизме" на 35гр. тянет ! stop
        1. +7
          21 января 2020 09:59
          И впрямь...чего это я?

          "Ну Вот!" (с)
  18. 0
    21 января 2020 07:47
    Как-то комментаторы упускают фразу о том, что колеса имеют смысл до 35 тонн по массе)))
  19. -1
    21 января 2020 09:31
    Порадовал конструкция ведущей звезды Уориора.Такую конструкцию мог предложить только конченый кретин-при наезде на препятсвие зубцы отломятся.
  20. +2
    21 января 2020 10:31
    Вообще- то важно отметить ,что сложность восприятия задачи замены колёса и гусениц на воздушный поток не отменяет самого процесса поиска новых идей. И тут важно отметить ,что путь к анти гравитационным технологиям лежит именно через процессы создания высоко поляризованных поверхностей ,вступающих во взаимодействие с этими гравитационными силами. Воздушные ,водные ,жидкие металлы не сложно в замкнутых пространствах преобразовать в маховики с очень сильным сконцентрированным потенциалом на осях прецессии. Очень важно так же понимать ,что в современных двигателях отбрасываемые воздушные массы не используются . При этом огромная часть кинетической энергии может быть возвращена в цикличный процесс и опять преобразован в полезную энергию. это я ещё не обозначил полученную потенциальную энергию .К тому же мне думается ы этом направлении люди работают . Ведь отмечают работу ролс- ройса по созданию энергетической установке в ядре ротора турбины. У нас же эта конструкция давно осмыслена и готова к воплощению
    1. +1
      21 января 2020 21:37
      А это интереснейшая мысль. Лично я об этом даже не задумывался. На самом деле.
  21. 0
    21 января 2020 15:19
    возможности колеса явно не доиспользованы, возможности гусеницы практически всё
  22. 0
    21 января 2020 21:08
    короче пока глайдеры не появятся так и будем страдать...
  23. 0
    22 января 2020 15:36
    У автора ошибка, тип движителя там один и тот же — соприкосновение с поверхностью как способ взаимодействия со средой. Именно через нее машина переходит в движение (перемещается из точки А в точку Б). Так как такой тип ничем не отличается от волочения, и трение с сопутствующими никто не отменял, то применяются либо колеса, либо гусеницы (либо лыжи, кстати). Которые не только уменьшают площадь соприкосновения с поверхностью, но и минимизируют трение (как можно меньше буксовать). Потому что энергия двигателя тратится не только на перемещение, но и на взаимодействие с окружающей средой. Соответственно, минимизировать трение — это максимизировать полезную работу. Чтобы машина не волочилась, а катилась по поверхности. Дальше начинаются споры, как катить лучше? Гусеницей или колесом? Этот спор отправляется от потребности перемещения машины на поверхностях разного типа. Скажем, полезная работа колеса на твердом покрытии и мягком(вязком) будет отличаться по своей величине. А это значит, что будут отличаться расход топлива, скорость перемещения, срок эксплуатация колеса и так далее. Откуда же берется дилемма? От желания поиметь универсальный движитель, то есть наплевать как на тип взаимодействия с окружающей средой в целом, так и на тип поверхности в частности. Чтобы движитель на поверхности с любым коэффициентом твердости выдавал максимум полезной работы. Что в целом — наплевать на законы физики, так как дилемма крутится вокруг гусениц/колес, работа которых не просто зависят от типа поверхности. Наоборот, гусеница/колесо является производной от типа поверхности как рациональный компромисс. Имеет ли дилемма решение? Нет в принципе.. Всегда найдется поверхность, где забуксует колесо, или применение гусеницы будет нерациональным.

    И вторая ошибка автора — тезис, что подвижность машин будет улучшаться благодаря конкуренции. Гусеница/колесо — это специализация, а конкуренция — это избыточное предложение. Внутри специализации может быть конкуренция, но не между. Какой тип движителя даст максимальную подвижность? И что вообще понимать под подвижностью? Скорость перемещения? Если под подвижностью понимать способность быстро менять траекторию движения на 90 градусов, то наиболее оптимальным здесь является конечность, а не гусеница/колесо, и шаг, а не волочение. Каким образом конкуренция внутри специализации может привести к радикальной смене способа взаимодействия с окружающей средой? Да, есть желание захватить рынок через универсализацию и прочую, грубо говоря, отжать колесами гусеницы или гусеницами колеса. Но производство конечностей или гусениц/колес — это совсем разное. Разные станки и оборудование, разные технологии, разные специалисты. Это дорого, и стороны стремятся отжать рынок, наплевав на физику, а не изобретая новые возможности. Где здесь польза для военных?
    1. 0
      25 января 2020 22:41
      Для военных польза в эффективности метода для выполнения той или иной задачи. Это еще и простота и добротность и универсальность применяемых топлив. Поэтому и в принципиальных вопросах я говорю об электрических приводах . Почему? Потому ,что электрические машины ,а именно двигатель - генератор являются составными частями объединённые с движителем. Пусковые накопители энергии для таких технологий очень малоэнергоемкие и являются только инициирующими работу устройствами. Отмечу ещё раз ,что электрические машины работают на совершенно новых безвитковых индукционных элементах с внешним ротором - одним и для генератора и двигателя как привода для движителя.