Японец шестого поколения F-3: каким он будет

36
Японец шестого поколения F-3: каким он будет
Новый вариант облика F-3

Япония строит свои планы по дальнейшему развитию Воздушных сил самообороны (ВСС), и ключевое место в них занимает проект F-3. Его целью является создание перспективного самолета-истребителя нового поколения с высокими тактико-техническими характеристиками. Пока этот проект находится на ранних стадиях, и часть его особенностей еще не определена либо не опубликована. Не так давно стали известны новые подробности.

Возможный облик


В последние недели японское Минобороны опубликовало несколько любопытных новостей и новые материалы по проекту F-3. Из них следует, что сейчас осуществляется решение организационных вопросов. После завершения этого этапа можно будет переходить к решению инженерных задач. При этом уже имеется примерное понимание того, каким должен быть новый самолет.



В декабре Минобороны опубликовало новое изображение будущего истребителя, отражающее актуальные взгляды на проект. Рисунок показывает самолет интегральной компоновки с высокорасположенным крылом и разваленным V-образным хвостовым оперением. Силовая установка включает пару турбореактивных двигателей. Вооружение планируется помещать на внешней и внутренней подвеске.

При этом речь не идет об окончательном определении облика будущего самолета. Обсуждение этого вопроса продолжается, и имеют место самые интересные предложения. Так, рассматривается возможность привлечения к работам иностранных авиастроителей, в т.ч. с прямым заимствованием их технологий и наработок.

Организационные вопросы


Сообщается, что в 2020 финансовом году предусматривается запуск полномасштабных опытно-конструкторских работ по теме F-3. Для этого в оборонном бюджете на 2020 ф.г. предусматривается отдельная статья на 28 млрд иен (более 250 млн долл. США). В следующие годы финансирование продолжится – вероятно, будут выделяться сопоставимые суммы.

Головным разработчиком истребителя F-3 уже назначен концерн Mitsubishi Heavy Industries. Также в проект планируется привлечь другие компании, в т.ч. зарубежные. В текущем году Минобороны Японии собирается найти потенциальных зарубежных участников. Приглашения получат компании BAE Systems, Airbus, Lockheed Martin и т.д.

Намерение сотрудничать с зарубежными компаниями привело к появлению версий о возможных подходах к конструированию. Некоторой популярностью в СМИ пользуется версия о планах по заимствованию наработок или даже о создании самолета F-3 на базе существующей зарубежной машины. Какой самолет будут копировать или перерабатывать – зависит от того, какая зарубежная компания будет сотрудничать с «Мицубиси». Впрочем, официальные лица никак не комментируют такие версии.

Самолет будущего


По известным данным, пока проект истребителя F-3 находится на самых ранних стадиях. До появления полного комплекта документации, а также до строительства опытного образца остается несколько лет. Строительство прототипа начнется только в середине двадцатых годов, а его испытания могут продлиться до конца десятилетия.


Опытный самолет X-2

Главной целью проекта F-3 является полномасштабное обновление парка тактической авиации ВСС Японии. С помощью этих самолетов планируется заменить устаревающие истребители F-2 – переработанную версию американского F-16. Производство таких машин началось в 1996 г. и продолжалось до 2011-го. Согласно нынешним планам командования, F-2 будут оставаться в строю до тридцатых годов.

Силами промышленности регулярно осуществляется ремонт и модернизация наличных истребителей, но в будущем от них откажутся. Примерно через 10-12 лет ВСС планируют начать процесс списания устаревших F-2 с заменой новыми F-3.

Самолет F-3 разрабатывается с прицелом на отдаленное будущее, что сказывается на требованиях к нему. С некоторого времени утверждается, что в проекте будут использоваться элементы условного шестого поколения истребителей. Таким образом, перспективный F-3 будет иметь значительные преимущества перед нынешними истребителями ВСС Японии. Кроме того, он сможет оставаться в строю и эффективно решать поставленные задачи в отдаленном будущем.

Смена поколений


В настоящее время тактическая авиация ВСС Японии использует самолеты нескольких типов. Основу этого парка составляют истребители четвертого поколения F-15J и F-2. Эксплуатация такой техники может продолжаться в течение нескольких следующих лет, но затем потребуется замена. Уже составлены планы по перевооружению, и даже начата их реализация.

В первую очередь, ВСС обновят за счет закупки американских истребителей последнего пятого поколения F-35 Lightning II. Имеется контракт на поставку ок. 150 таких самолетов в двух модификациях. Более двух третей поставок придется на модификацию F-35A; также планируется закупить 42 самолета F-35B. К настоящему времени США успели передать заказчику более десятка новых истребителей, и Япония занимается подготовкой личного состава.

В течение нескольких следующих лет новые импортные F-35 будут нести службу вместе с наличными самолетами более старых типов. Затем стартует процесс списания устаревших образцов, что изменит соотношение сил и увеличит ответственность, возлагаемую на «Лайтнинги».


Один из первых F-35A для ВСС Японии

В дальнейшем, на рубеже двадцатых и тридцатых годов, командование планирует начать закупки истребителя следующего шестого поколения. Поставки серийных F-3 позволят постепенно вывести из эксплуатации безнадежно устаревшие F-2 с одновременным получением известных преимуществ.

Таким образом, согласно текущим планам японского командования, в течение следующих лет Воздушные силы самообороны серьезно обновят парк боевых самолетов с заметным ростом боеспособности. В течение двадцатых годов будет осуществляться полноценное внедрение в практику истребителей пятого поколения, а на рубеже тридцатых войска получат технику следующей модели.

Ключевой проект


Необходимо отметить, что в подобных планах текущий проект F-3 занимает особое место. По сути, именно этот проект является ключевой составляющей программы перевооружения и определяет будущее ВСС Японии на несколько следующих десятилетий. Кроме того, он должен будет продемонстрировать способность японской промышленности создавать авиационную технику нового поколения.

Японские авиастроители уже продемонстрировали свою способность создавать современные самолеты – результатом этого стал опытный X-2, проходивший испытания в недавнем прошлом. Однако теперь перед промышленностью стоят новые задачи. Перспективный F-3 следует разрабатывать с заделом на удаленное будущее, для чего он должен соответствовать требованиям к пока еще не оформившемуся шестому поколению.

Удастся ли выполнить все имеющиеся планы – неизвестно. Пока проект F-3 находится на самых ранних стадиях, и не определен даже общий облик самолета. Тем не менее, ВСС Японии и компании-подрядчики полны решимости и намерены довести собственный самолет нового поколения до производства и службы. Пока же Воздушным силам самообороны придется использовать имеющуюся технику и осваивать новый иностранный образец.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    20 января 2020 18:19
    Как говорят инженеры, максимальный процент новизны в работоспособной конструкции 50%. Посмотрим на т-50, увидим планер "журавля" максимально приглашенного утюгом. Но общая компоновка и приемы построения планера угадываются без проблем. Но! Какие там мозги стоят, то нам не ведомо. Вопрос, а что такое 6 поколение?
    1. +2
      20 января 2020 19:05
      Цитата: Dmitriy Zadorozhniy
      а что такое 6 поколение?

      то же что и пятое, только лучше, плюс адаптивное крыло, плюс лазерное оружие, плюс оно подразумевалось беспилотным, но после урезания осетра до возможного стало опционально управляемым пилотом. Полноценный военный ИИ в обозримом будущем невозможен, а удаленное управление истребителем ущербно концептуально, поэтому решили внедрить оператора дронов непосредственно в боевые порядки.
    2. +3
      20 января 2020 19:11
      НИКАКОЙ летчик не способен выдеживать перегрузки более 10g и при этом обрабатывать огромный массив информации Поэтому это будет не самолет, а БПЛА
      1. -1
        20 января 2020 20:50
        ИИ для истребителя нет и не предвидется. Истребитель всегда будет пилотируемым.
        1. +2
          20 января 2020 22:35
          В том-то и дело, что такое самообучающееся ПО - типа ИИ - для истребителя уже разработано.
          И на имитаторах-тренажерах оно уверенно обыгрывает опытных асов (на одинаковых типах
          самолетов с одинаковым вооружением).
          Его пока не решаются поставить на настоящие самолеты.
          1. +2
            21 января 2020 00:39
            Цитата: voyaka uh
            В том-то и дело, что такое самообучающееся ПО - типа ИИ - для истребителя уже разработано.
            И на имитаторах-тренажерах оно уверенно обыгрывает опытных асов (на одинаковых типах
            самолетов с одинаковым вооружением).
            Его пока не решаются поставить на настоящие самолеты.

            И правильно делают. Фантастика наше всё. Но не надо выдавать желаемое за действительное.
            1. +2
              21 января 2020 00:52
              "И правильно делают"////
              ----
              Я тоже так считаю. Одно дело, когда летчика сбивает летчик противника.
              Другое дело, когда летчика сбивает дрон. Это обидно, унизительно.
              Но, увы, это неизбежное (и близкое) будущее. sad
              1. -2
                21 января 2020 02:24
                Согласен. Но, только, это будущее, которое уже произошло. В паралельной реальности(Терминатор). В реальной реальности это останется нереальным hi
                1. -2
                  21 января 2020 15:42
                  в чем проблема?
                  пилотировать компы могут
                  в высший пилотаж компы могут
                  в навигацию по спутнику, высоте, лазеру, по солнцу, по звездам, по топографическим картам, гироскопам компы могут
                  навести ракету или снаряды по радару, оптике, магнитному полю, теплу, лазеру и прочим излучениям компы могут
                  получить приказ лететь в пункт А, даже голосовой с проверкой матрицы голоса командира компы могут
                  отличить гражданский широкофюзеляжный от истребителя компы могут
                  по факту если на землю сейчас прилетят инопланетяне захватчики, то роботизированные самолеты смертники 3 поколения с гражданской микроэлектроникой за пару лет появятся.
          2. 0
            29 февраля 2020 14:32
            Нет оснований этому верить ,прежде всего. Анализ больших данных при больших входных данных в быстро переменных условиях невозможен на логике применяемой компьютерами. Человечеству не известны не только принципы алгоритмического построения кодов ,которые бы сами обновлялись на основе других системных ориентиров ,но не известны вообще методы построения пространственных алгоритмов взаимосвязи данных. Поэтому все ,что человек имеет так это линейные мат последовательности и искаженные данные.
  2. -3
    20 января 2020 18:37
    Раньше я скептически относился к новостям из Японии, Европы и Китая, о возможном самостоятельном строительстве истребителя 5/6 поколения. Но в свете долгой доводки Су-57 и его двигателя второго этапа, плюс декабрьского крушения....как-то грустно. Будем надеется на лучшее.
  3. +4
    20 января 2020 18:50
    Каким будет... Будет дорогим. 100%
    1. 0
      29 февраля 2020 14:34
      Дорого это понятия от людей. Нет прогресса это более важные аспекты процесса развития технологий.
  4. -3
    20 января 2020 19:32
    Японцы только картинки рисуют. Хоть бы онеме с ним сделали
    А если серьезно то из-за тотальной коррупции и деградации промышленности японское авиастроение мертво. Даже пассажирский самолет не могут создать за 20 лет
    1. 0
      20 января 2020 21:24
      Создали пассажирский, транспортник и самолет ПЛО.
  5. 0
    20 января 2020 22:28
    Никаким12345
  6. +1
    20 января 2020 22:40
    Вот такой пассажирский на 90 мест они сделали:

    Ну, и кроме того, собирают у себя американские Ф-15, Ф-16 и Ф-35
    1. -2
      20 января 2020 22:55
      Ф-2............
      1. +2
        20 января 2020 23:26
        Ф-2 - это Ф-16 с японскими переделками.
        Вон какой красавец: wink
    2. 0
      21 января 2020 09:53
      Это был сарказм
    3. 5-9
      -1
      21 января 2020 10:24
      MRJ уродец от рождения - налицо отсутствие школы.
      Собирать - это несколько иное...
  7. +1
    20 января 2020 23:07
    Может шестое поколение вообще будет с ядерной энерго-установкой, другое поколение машин создает другое поколение людей, на основании других возможностей, целей и угроз - первое, второе, третье и четвертое пока в зародыше.
  8. 0
    20 января 2020 23:39
    Статья информативная. По крайней мере, лучше знать что-то о планах развития военной авиации нашего восточного соседа,.чем ничего не знать. О технологических возможностях Японии по созданию машин 6 поколения известно немного, но пилоты успешно осваивают американский Ф-35 и готовятся а перевооружению на эту машину.
  9. 0
    21 января 2020 01:03
    Это не шестое поколение, это 5+.
  10. 0
    21 января 2020 06:56
    А может кто-то напомнит как развивались поколения самолётов? Ну на пример чем отличаются первое от второго и третие от четвёртого?
  11. +2
    21 января 2020 10:11
    По моему автор не прав, когда утверждает, что F-3 пойдет как замена F-16. Заменой F-16 является F-35, а их итак у японцев будет под 150 шт. Зачем им еще один аналог тактического ударника в строю? Японцам всегда был необходим истребитель уровня F-22, а американцы им отказывали. Так что если они и будут строить F-3, то он будет истребителем завоевания превосходства.
  12. 0
    21 января 2020 18:01
    Да не будет никакого 6-го поколения! Будущее - за сплошным радиолокационным полем, ЗРК и БПЛА. Когда у зенитных ракет дальность за 300 км и располагаемые перегрузки за 60g, самолетам становится просто нечего делать в небе. Смысл есть только в относительно простых дозвуковых носителях дальнобойных авиационных средств поражения, в т.ч. для собственной противоракетной обороны.
  13. 0
    17 марта 2020 18:26
    Всё это,как и у нас,гадание на кофейной гуще.Пока нет внятной концепции воздушного боя на самолётах работющих на 3,5-6,5 мах,не будет 6го покаления.Современный воздушный бой,это всё тот же бой что во времена кореи и вьетнама.Приходится сбрасывать скорость до 300-500 км/ч,иначе человек просто не выдерживает нагрузок.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»