Трофейная японская, американская и советская бронетанковая техника в Военном музее китайской революции

61

Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com

На нижнем этаже Военного музея китайской революции в Пекине находится выставочный зал, где представлена богатая коллекция артиллерийских орудий, миномётов, реактивных систем залпового огня, зенитных установок и бронированных машин японского, американского, советского и китайского производства.

На входе в зал посетителей встречают советский средний танк Т-62 и тяжелый американский танк М26 Pershing. Обе этих машины являются трофеями Народно-освободительной армии Китая.




Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Танки Т-62 и М26, установленные на входе в зал бронетехники и артиллерии

В ходе боевых действий на Корейском полуострове выяснилось, что танки М24 Chaffee и M4 Sherman весьма уязвимы к огню противотанковых средств, имевшихся в распоряжении северокорейской армии и китайских добровольцев. В связи с этим американское командование желало иметь танк, чья лобовая броня на реальных дистанциях боя могла выдержать попадания бронебойных снарядов, выпущенных из пушки Т-34-85.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Американский тяжелый танк М26. На заднем фоне его соперник по боям в Корее – советский Т-34-85

Согласно официальным американским данным, в Корею было отправлено 309 танков «Першинг». Экипажи M26 записали на свой счёт 29 северокорейских Т-34-85. Впрочем, американцы признают, что в ходе танковых дуэлей «тридцатьчетвёрками» было подбито 6 «Першингов». С июля 1950 года по 21 января 1951 года в боевых действиях принимало участие 252 танка «Першинг», из которых 156 танков вышло из строя, в том числе 50 танков было полностью уничтожено или захвачено. С 21 января по 6 октября 1951 года из строя по техническим причинам и от огня противника вышло 170 танков M26, сколько из них потеряно безвозвратно не известно.

Лобовая броня корпуса и башни толщиной 102 мм могла быть пробита орудием «тридцатьчетвёрки» только с очень близкого расстояния. В свою очередь, 90-мм пушка, которой был вооружен «Першинг», поражала Т-34-85 на дистанции до 2 км. Таким образом, по огневой мощи и уровню защищённости М26 был примерно эквивалентен немецкому «Тигру». Впрочем, тяжелые танки мало подходили для условий Кореи. «Першинги» буксовали на горных склонах, а хлипкие корейские мостики через многочисленные речки и ручьи не выдерживали машины, чья масса превышала 43 т.

После того как линия фронта стабилизировалась, основной функцией американских тяжелых танков, участвовавших в Корейской войне, стала огневая поддержка пехотных подразделений и борьба с живой силой противника. Для этого, помимо 90-мм орудия, использовались 12,7-мм пулемёт, установленный на башне, и два 7,62-мм пулемёта. Хотя огневые возможности «Першинга» были достаточно высокими, по причине плохой подвижности и низкой технической надёжности М26 использовались только в первой половине войны на Корейском полуострове.

В информационной табличке, установленной рядом с советским танком Т-62, говорится, что эта машина захвачена войсками пограничной охраны НОАК в марте 1969 года в ходе пограничного конфликта с СССР на острове Даманский.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Советский средний танк Т-62

Несколько танков Т-62 командование КДВО направило для оказания поддержки советским пограничникам, испытывавшим нехватку тяжелой техники. При этом один советский танк при попытке обойти китайские войска, засевшие на острове, был подбит реактивной кумулятивной гранатой. После наступления темноты с танка, оставшегося в расположении китайских войск, китайским военнослужащим удалось демонтировать приборы ночного видения и стабилизатор вооружения, являвшиеся на тот момент секретными. Впоследствии огнём 120-мм миномётов лёд вокруг подбитого танка был разбит, и он затонул. Тем не менее, китайцам после прекращения огня удалось поднять Т-62, вернуть его в работоспособное состояние и испытать.

Т-62 стал первым в СССР серийным танком вооруженным гладкоствольным 115-мм орудием У-5ТС «Молот». По сравнению с 100-мм танковой пушкой Д-10Т, устанавливаемой на танках Т-54 и Т-55, орудие У-5ТС обладало лучшей бронепробиваемостью, однако практическая скорострельность 115-мм орудия была меньше, чем у 100-мм. По своей конструкции Т-62 был близок к Т-54/Т-55, с этими машинами имелась высокая степень преемственности по внутреннему оборудованию, узлам и агрегатам. Защищённость корпуса Т-62 осталась на уровне Т-55, но броня башни стала толще.

Китайские специалисты досконально изучили трофейный Т-62, выявив его достоинства и недостатки. Особый интерес вызывала гладкоствольная пушка с оперёнными снарядами, система управления огнём, стабилизатор вооружения и приборы ночного видения. При этом в КНР воздержались от копирования 115-мм орудия У-5ТС. Захваченный Т-62 находился на испытательном полигоне до середины 1980-х, после чего его передали Пекинскому Военному музею китайской революции.

На вооружении отрядов китайских коммунистов, ведущих борьбу с войсками Гоминдана, имелось немало трофейной бронетехники японского производства. В частности, в экспозиции музея есть танкетка Type 94. Машины этого типа использовались японской Императорской армией в качестве лёгких тягачей и для разведки.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Танкетка Type 94

Бронированная гусеничная машина, вооруженная одним 6,5-мм пулемётом Тип 91 или 7,7-мм пулемётом Тип 97, разработана в 1933 году специалистами компании Tokyo Electric Gas Co., Ltd. Толщина сильно наклонённого лобового листа и маски пулемёта составляла 12 мм, кормового листа — 10 мм, стенок башни и бортов корпуса — 8 мм, крыши и днища — 4 мм. Экипаж – 2 человека. Карбюраторный двигатель мощностью 32 л.с. разгонял по шоссе машину массой 3,5 т до 40 км/ч.

В ходе боевых действий во второй половине 1940-х годов китайскими коммунистами было захвачено несколько японских танков Type 97. В Японии Type 97 считался средним танком, но по общепринятой классификации, он скорее являлся лёгким. Боевая масса танка составляла 15,8 т. При этом по защищённости он находился примерно на одном уровне с советским БТ-7. Верхняя часть лобового листа Type 97 была толщиной 27 мм, средняя часть – 20 мм, нижняя – 27 мм. Бортовая броня – 20 мм. Башня и корма – 25 мм. Танк был вооружен 57-мм пушкой и двумя 7,7-мм пулемётами. Дизель мощностью 170 л.с. позволял развивать на шоссе скорость 38 км/ч. Экипаж – 4 человека. Танк Type 97 находился в производстве с 1938 по 1943 год. За этот период было собрано более 2100 экземпляров.

В экспозиции музея есть танк Type 97 с новой башней и длинноствольной 47-мм пушкой. Серийное производство этой модели началось в 1940 году. Данная модификация была создана с целью повышения противотанковых возможностей. Несмотря на меньший калибр, за счёт высокой начальной скорости снаряда 47-мм орудие значительно превосходило 57-мм пушку по бронепробиваемости. Танки такой модификации выпускались параллельно с базовой версией.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
«Танк-герой» Type 97

На почётном месте в экспозиции музея помещён «танк-герой» Type 97 с 47-мм пушкой. Согласно официальной китайской истории это самый первый танк, использованный коммунистическими силами под предводительством Мао Дзедуна. Танк Type 97 был захвачен на японском танкоремонтном предприятии в Шеньяне в ноябре 1945 года. Эта боевая машина участвовала в сражениях в Цзяннане, Цзиньчжоу и Тяньцзине. В ходе боёв за Цзиньчжоу в 1948 году экипаж танка под командованием Донг Лайфу прорвал оборону гоминдановских войск. В 1949 году этот танк участвовал в военном параде, посвящённом основанию КНР.

В коллекции трофейной бронетехники установлена итальянская танкетка CV33, захваченная НОАК в 1949 году после освобождения Шанхая. Машины этого типа использовались Гоминданом для связи и разведки.

Трофейная японская, американская и советская бронетанковая техника в Военном музее китайской революции
Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Танкетка CV33

Танкетка CV33, производившаяся итальянскими фирмами Fiat и Ansaldo с середины 1930-х годов, создана по мотивам британской машины Carden-Loyd Mk VI. Всего до 1940 года было построено более 1500 танкеток. Значительная их часть поставлена на экспорт. В Китай было доставлено около 100 единиц.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com

Первоначально CV33 вооружались 6,5-мм пулемётом Fiat Mod.14, но в Китае машины были перевооружены японскими 7,7-мм пулемётами. Толщина лобовой брони корпуса и рубки составляла 15 мм, борт и корма – 9 мм. При массе 3,5 т, танкетка, оснащённая карбюраторным двигателем мощностью 43 л.с., могла разогнаться до 42 км/ч.

Ещё одним трофеем, имеющимся в музее, является захваченный у Гоминдана лёгкий танк американского производства М3A3 Stuart. С 1941 по 1944 год в США было построено более 23 000 лёгких танков семейства М3. Помимо американской армии эти машины широко поставлялись союзникам. Гоминдану передано более сотни танков «Стюарт», часть из них досталась НОАК.

Для лёгкого танка М3 был неплохо защищён. Верхняя часть лобового листа с углом наклона 17 ° имела толщину 38 мм, средний броневой лист с углом наклона 69° имел толщину 16 мм, а нижний броневой лист – 44 мм. Толщина бортовой брони и кормы – 25 мм. Лоб башни – 38 мм, борт башни -25 мм. В башне имелась 37-мм пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт. Ещё один пулемёт был расположен в шаровой установке в лобовом листе корпуса и обслуживался стрелком. На крыше башни, на шкворневой установке монтировался зенитный пулемёт винтовочного калибра. Карбюраторный двигатель мощностью 250 л.с. обеспечивал машине массой 12,7 т неплохую подвижность. По хорошей дороге «Стюарт» мог разогнаться до 60 км/ч.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Лёгкий танк М3A3 Stuart

Этот танк был отбит у чанкайшистов в ходе боёв за Южный Шандун в январе 1947 года. Позже этот М3А3 ввели в танковые силы Восточно-Китайской полевой армии, и он участвовал в кампаниях Цзинань и Хуайхай. Во время битвы за Цзинань в Йонггумене экипаж танка с бортовым номером «568» под руководством Шэнь Сюя сыграл важную роль. После окончания сражения «Стюарт» получил почётное наименование «Заслуженный танк», а командир танка Шэнь Сюй — «Железный человек-герой». В 1959 году он был передан из Танковой академии № 1 в Военный музей в Пекине.

В выставочном зале рядом со «Стюартом» установлена гусеничная бронированная амфибия LVT(A)1. Машина имеет противопульное бронирование толщиной 6-12 мм, и башню танка М5А1 с 37-мм пушкой и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Дополнительно в кормовой части над люками могли быть установлены два пулемёта винтовочного калибра. Люки в кормовой части предназначались для безопасной высадки экипажа. Масса боевой машины составляла 15 тонн, экипаж — 6 человек. 250-сильный двигатель обеспечивал скорость 32 км/ч на суше и 12 км/ч на воде. Внешне машина выглядела высокой и неуклюжей, но оказалась довольно полезным средством огневой поддержки десанта при высадке на берег. Для своего времени эти плавающие танки, способные оказывать огневую поддержку десанту, были большим шагом вперед, но в силу слабой защищённости, больших габаритов и низкой подвижности они оказывались очень уязвимы для противотанковых средств.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Плавающий танк LVT(A)1

В мае 1949 года Народно-освободительная армия в ходе освобождения Шанхая захватила несколько гусеничных амфибий LVT(A)1. После образования КНР этими машинами был оснащён батальон, вошедший в первый полк морской пехоты НОАК. Помимо LVT(A)1 с 37-мм пушкой в распоряжении НОАК оказались плавающие танки огневой поддержки LVT(A)4, вооруженные 75-мм гаубицей, 7,62 и 12,7-мм пулемётами. Для усиления противотанковых свойств LVT(A)4, китайские специалисты в середине 1950-х на некоторых машинах вместо башни с 75-мм гаубицей установили советскую 57-мм пушку ЗиС-2.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Плавающий транспортёр LVT-3

Вместе с плавающими танками в окрестностях Шанхая в 1949 году были захвачены плавающие транспортёры LVT-3. Вооружение этой машины обычно включало один 12,7-мм пулемет М2НВ и два 7,62-мм М1919А4 на шкворневых установках. На корпус LVT-3 могли крепиться бронелисты, но при этом его грузоподъемность уменьшалась с 3,6 до 1,3 т. Плавающий транспортёр LVT-3 мог перевозить 30 вооруженных солдат или джип. Эксплуатация американских плавающих танков и транспортёров в КНР продолжалась до начала 1970-х годов.

Первым американским танком, применённым в боевых действиях в Корее, стал М24 Chaffee. Этот лёгкий танк по уровню защищённости был сравним с М3A3 Stuart, но существенно превосходил его в вооружении. Основным оружием «Чаффи» являлась 75-мм облегчённая пушка М6, которая по баллистическим характеристикам соответствовала 75-мм танковым орудиям М2 и М3, устанавливаемым на средних танках M3 Lee и M4 Sherman. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт M1919A4, ещё один размещался в шаровой установке в лобовой части корпуса. На турельной установке, на крыше башни устанавливался зенитный 12,7-мм пулемёт М2НВ.

10 июля 1950 года «Чаффи» сошлись в первом танковом сражении Корейской войны с Т-34-85, составлявшими основу северокорейских танковых сил. При этом выявилась неспособность лёгких М24 на равных бороться с «тридцатьчетвёрками». Тонкая броня лёгких американских танков оказалась сильно уязвима не только к 85-мм снарядам танковых пушек, её также легко пробивали бронебойные снаряды 76-мм дивизионок ЗиС-3, 57-мм пушек ЗиС-2 и 45-мм пушек М-42. При действиях против пехоты «Чаффи» сильно страдали от огня 14,5-мм противотанковых ружей. Американские «Чаффи» несли серьёзные потери, только с 1 июля 1950 года по 6 октября 1951 года было выведено из строя 195 танков M24, примерно половина из них оказалась утрачена безвозвратно.

Уже в августе 1950 года М24 в американских танковых подразделениях, действовавших в Корее, стали заменять средними M4 Sherman и тяжелыми М26 Pershing. Тем не менее, до заключения перемирия в июле 1953 года «Чаффи» продолжали использоваться в роли вспомогательных и разведывательных танков, чему способствовал сложный рельеф местности в Корее. Зачастую более тяжелые танки не могли подняться по склонам холмов или форсировать крутые берега ручьёв.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Лёгкий танк М24 Chaffee

Этот М24 захвачен китайской народной добровольческой армией в декабре 1950 года. После чего его вывезли для изучения на территорию КНР. Несколько таких машин, ставших трофеями китайских добровольцев, недолго использовались против «войск ООН» и были уничтожены американской авиацией в марте 1951 года.

Основным противником северокорейских и китайских Т-34-85 с осени 1950 года стали американские средние танки «Шерман» модификаций M4А3 и М4А4. На вооружении британских сил состояли Sherman Firefly. Согласно официальным американским данным с 21 июля 1950 по 21 января 1951 года в боевых действиях было задействовано 516 M4A3, из которых из строя вышло более 220 танков, 120 машин было потеряно безвозвратно. На 1 апреля 1951 в Корее находилось 442 танка M4A3. С 21 января по 6 октября 1951 года было потеряно 178 танков этого типа. С 8 апреля по 6 октября 1951 года вышло из строя и было уничтожено более 500 танков «Шерман» всех модификаций.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Средний танк M4А3 с оторванным орудийным стволом

В экспозиции музея имеется два танка «Шерман» модификации M4А3. По всей видимости, один M4А3 был захвачен повреждённым, так как у этой машины от орудийного ствола остался небольшой обрубок.

Значительное количество сломанных и подбитых танков было захвачено северокорейцами и китайцами. Известно, что примерно два десятка трофейных «Шерманов» воевало против своих прежних хозяев. В пояснительной табличке к танку M4А3Е8 говорится, что эта машина с длинноствольной 76-мм пушкой стала трофеем китайских добровольцев в декабре 1950 года, в районе Цзечуань на севере Корейского полуострова.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Средний танк M4А3Е8

По совокупности огневых характеристик и защищённости танки «Шерман» и Т-34-85 были примерно равноценны. Длинноствольное 76-мм орудие M4А3 и 85-мм пушка Т-34-85 на реальных дистанциях боя уверенно пробивали броню своего оппонента. При этом фугасное и осколочное действие 85-мм снаряда было существенно выше, и он лучше подходил для разрушения полевых укреплений и уничтожения живой силы противника. В то же время американские экипажи танков имели более высокий уровень подготовки, что сказывалось на результатах танковых боёв.

В боевых действиях в Корее также принимали участие противотанковые самоходки М36, которые имели много общего с «Шерманом». Серийное производство этой ПТ САУ началось во второй половине 1944 года. В зависимости от модификации использовалось шасси самоходки М10 или танка М4А3. В отличие от линейных танков и ПТ САУ М10 с 76-мм орудием, самоходка М36 была вооружена 90-мм пушкой М3, спроектированной на базе зенитного орудия. 90-мм пушка M3 являлась одним из мощнейших серийных противотанковых средств, имевшихся в распоряжении Армии США в начале 1950-х. Защищённость корпуса М36 в зависимости от модификации соответствовала ПТ САУ М10 или танку М4А3. Литая башня с 90-мм орудием спереди была прикрыта 76 мм броней, борта башни имели толщину 32 мм. На самоходках первых серий башня была открытой, позже устанавливалась крыша из лёгкой противоосколочной брони. Вспомогательное вооружение M36 состояло из 12,7-мм пулемёта M2HB, размещённого в шкворневой установке на крыше кормовой ниши башни.

После того как в Корею прибыли «войска ООН» СССР начал поставку в КНДР и Китай тяжелых танков ИС-2 и САУ ИСУ-122, и противотанковые самоходки с 90-мм орудием оказались весьма востребованы.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Противотанковая самоходная установка М36

В пояснительной табличке к этой М36 говорится, что самоходка оказалась в распоряжении китайцев осенью 1951 года. Она была брошена американцами на территории КНДР в окрестностях Вонсана.

С осени 1951 года американцы весьма интенсивно применяли в боевых действиях ЗСУ М19А1. Эта машина на шасси лёгкого танка М24 Chaffee вооружена спаренными 40-мм зенитными автоматами с суммарным темпом стрельбы 240 выстр/мин. Возимый боекомплект составлял 352 снаряда. С учётом того, что американская авиация господствовала в воздухе над Южной Кореей, а советские МиГ-15 не пересекали 38-ю параллель, зенитные самоходки активно использовались против наземных целей.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
ЗСУ М19А1

Зенитные установки М19 не обладали разрушающей мощью танков или САУ, но зато у них был свой козырь — высокая скорострельность, точность и плотность огня. Лёгкие зенитные самоходки были незаменимым средством отражения массированных атак китайской и северокорейской пехоты. В горно-холмистой местности особенно ценилась точная стрельба прямой наводкой и возможность выпустить максимальное количество снарядов за короткий отрезок времени. Поэтому самоходки старались поднять как можно выше. В этом отношении ЗСУ М19 были более предпочтительны, чем танки «Шерман». В то же время открытые сверху боевые отделения этих машин, не обеспечивали надёжной защиты расчёта от ружейно-пулемётного огня и артиллерийско-миномётного обстрела.

Незадолго до прекращения полномасштабных боевых действий на Корейском полуострове в июле 1953 года, во время контрнаступления Китайская народная добровольческая армия в районе Пхенканга захватила американскую самоходную 155-мм гаубицу M41 Gorilla. Хотя этих машин в американской армии имелось всего 85 единиц, они активно воевали в Корее.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
155-мм самоходная гаубица М41

В качестве базы САУ использовалось шасси легкого танка M24 Chaffee , на которое установили 155-мм гаубицу М114. Для обеспечения устойчивости в ходе стрельбы использовался кормовой сошник. Это устройство состояло из двух опорных балок и отвала с упорами для заглубления в грунт. Масса САУ М41 в боевом положении составляла 19,3 т. Два двигателя мощностью 110 л.с. каждый позволяли разогнаться по шоссе до 56 км/ч. Экипаж самоходки составлял 5 человек, максимальная дальность стрельбы 14 км, скорострельность – 2 выстрела в минуту.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com

Между американскими «Шерманами» и советским Т-34-85 в экспозиции музея помещен легкий гусеничный плавающий транспортёр М29С Water Weasel. С целью обеспечения плавучести в носовой и кормовой части корпуса М29С могли крепиться съемные жесткие понтоны. Движение на плаву осуществлялось за счет перемотки гусениц. Масса машины без груза составляла 1,8 т, имелась возможность перевозки 4 десантников. Двигатель мощностью 70 л.с. на суше обеспечивал скорость до 55 км\ч и 6 км/ч на плаву.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
М29С Water Weasel, на борту машины видны пулевые пробоины

Эта машина очень неплохо проявила себя в Корее качестве транспортёра личного состава и различных грузов. Небольшие подвижные вездеходы грузоподъемностью 700 кг, проходившие даже по болоту, заслужили признание в войсках. На «Визели» также иногда ставили крупнокалиберные пулемёты и безоткатные 57 и 75-мм орудия, превращая их в машины огневой поддержки. Для защиты от пуль и сколков на корпус навешивали дополнительную броню, но при этом машина лишалась возможности преодолевать водные преграды вплавь и снижалась грузоподъёмность.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Гусеничные транспортёр Oxford Carrier MK I и самоходный огнемёт Wasp Mk IIС

Помимо М29С Water Weasel «войска ООН» использовали в Корее и другие гусеничные транспортёры. В экспозиции музея имеются транспортёр британского производства Oxford Carrier MK I и канадский самоходный огнемёт Wasp Mk IIС.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Бронетранспортёр Oxford Carrier MK I

Oxford Carrier MK I в Корее имелся в распоряжении британского, канадского и австралийского контингентов. Он эксплуатировался в качестве бронетранспортёра и лёгкого артиллерийского тягача. Машина, весившая около 7,5 т, была прикрыта противопульной бронёй, и благодаря карбюраторному двигателю мощностью 110 л.с. развивала скорость до 50 км/ч. Бронетранспортёр британского производства, представленный в музее, был захвачен китайскими войсками в декабре 1950 года.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Самоходный огнемёт Wasp Mk IIC

Самоходный огнемёт канадского производства Wasp Mk IIC на шасси Universal Carrier имел ёмкость для огнесмеси объёмом 341 л, помещенную на креплениях позади кормового листа корпуса. Газовый баллон располагался внутри машины. Дальность применения огнемёта, в зависимости от направления и силы ветра, составляла 60-70 м. Для самообороны использовался ручной пулемёт BREN, огонь из которого можно было вести с турели или из бойниц, находясь под защитой броневого корпуса. Имелась возможность транспортировки нескольких бойцов, хотя в таком случае существовал риск снижения подвижности в связи с превышением максимальной грузоподъемности.

В «войсках ООН» и в южнокорейской армии в начальный период войны имелось несколько десятков американских колёсных бронемашин М8 Greyhound. Эти достаточно удачные броневики в основном использовались для разведки, патрулирования, доставки сообщений и сопровождения транспортных колонн.


Фото: Саид Аминов, saidpvo.lj.com
Бронеавтомобиль М8

Серийное производство «Гончей» началось в 1943 году, и до окончания Второй мировой удалось выпустить более 8500 машин. Вооружение бронеавтомобиля М8 было таким же, как у танка М3A3 Stuart. Лобовая броня имела толщину 13-19 мм, борт и корма – 10 мм, башня – 19 мм. Экипаж — 4 человека. Машина, весившая более 7800 кг, с двигателем мощностью 110 л.с. по шоссе разгонялась до 85 км/ч.

При правильном применении бронемашины М8 себя вполне оправдывали, но в случае столкновения с танками или попадания под артиллерийско-миномётный обстрел несли большие потери. Имеющийся в Военном музее китайской революции бронеавтомобиль М8 был отбит у чанкайшистов в ходе сражения за Шанхай в мае 1949 года.

В следующих частях фото экскурсии по Военному музею китайской революции в Пекине мы рассмотрим имеющуюся здесь бронетехнику китайского производства, реактивные системы залпового огня, зенитные установки и артиллерийские орудия.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    23 января 2020 18:06
    Наш Т-62 в китайском музее в виде трофейного как ножом по горлу.
    1. +13
      23 января 2020 18:24
      Цитата: Клебер
      Наш Т-62 в китайском музее в виде трофейного как ножом по горлу.

      Печальный но факт.
      Сергей спасибо за статью!!!
    2. +10
      23 января 2020 20:44
      Цитата: Клебер
      Наш Т-62 в китайском музее в виде трофейного как ножом по горлу.

      с Т-62

      и Даманским история мутная.
      роль маршала КНР Линь Бяо (Lín Biāo -на "чайнике " он справа от Мао)

      и верхушки СССР (Леонид Брежнев,Юрий Андропов,Гречко и тп )...
      в феврале 1969 года и по тайваньскому, и по пограничному каналу пришла информация о том, что китайская армия атакует советских пограничников на Даманском. При этом точно указывалась численность войск, способ и время атаки. Это было явным предложением провести заказной бой, подобный тем, которые Линь Бяо разыгрывал с гоминдановскими генералами. Победой над социал-империалистами, пусть и локальной, китайский министр обороны мог поднять свой авторитет до небес. Заставу не стали предупреждать о готовящемся нападении. Однако бой 2 марта показался Линь Бяо недостаточно эффективным. Вскоре прошла информация о подготовке второй атаки и сосредоточении огневых средств. Новая игра в поддавки сулила большие потери, поэтому министр обороны СССР Андрей Антонович Гречко наотрез отказался жертвовать своими людьми ради этого фарса. Тогда было решено свести заказной бой к ничьей. После временной победы китайцам нанести такой удар, чтобы больше не совались. Все было исполнено как по нотам, и каждая сторона после боя объявила себя победителем. По обеим странам прокатилась волна митингов, но главное – именно после событий на Даманском маршал Линь Бяо стал официальным преемником Мао.


      На IX съезде КПК Линь Бяо называется «преемником» Мао и «пролетарским гением».

      а потом были «Тезисы о проекте 571» и «Гора нефритовой башни» (по имени района роскошных вилл под Пекином, где живет правящая элита, ну как наша Рублёвка)

      Опасный замысел Линь Бяо требовал тайной помощи Советского Союза, который должен "опять" имитировать нанесение удара по Китаю. Это дало бы министру обороны КНР повод объявить военное положение и взять Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая «под охрану», чтобы затем убить их и захватить власть.

      а потом был (в июле 1971) года государственный секретарь США Генри Киссинджер тайно посетил Китай и провел с Чжоу Эньлаем переговоры ...

      и как финал:
      13 сентября 1971 года в Монголии потерпел катастрофу самолет «Трайдент», на борту которого находился Линь Бяо, заместитель председателя ЦК КПК Мао Цзэдуна и министр обороны Китая. В сентябре 1971 года в Китае он просто пропал без вести, и никто не знал, куда девался «законный преемник Мао» и маршал. Торжества 1 октября в честь очередной годовщины Китайской Народной Республики, на которых Линь Бяо должен был занимать почетное место рядом с председателем Мао, отменили без каких-либо объяснений. Контролируемая властями пресса больше не упоминала ни Линь Бяо...
      тч...
      По китайской версии, Т-62 №545 подбил из РПГ-2 рядовой Ян Линь, который затем погиб. Китайское описание этого боя донельзя героическое: якобы Ян Линь уже несколько часов находился на передовой линии, был неоднократно ранен (в частности, ему оторвало осколками несколько пальцев на руке) и, «превозмогая боль», уничтожил-таки вражескую машину, чем сорвал танковую атаку противника. Позднее Ян Линь за свой подвиг был объявлен национальным героем КНР, став практически «политруком Клочковым местного разлива».


      На сделанном китайцами во время боев фото видно, что Т-62 №545 не имеет боевых повреждений, кроме разбитой ходовой части (что подтверждается и современным состоянием стоящей в Пекинском музее машины: она не имеет каких-либо вмятин или пробоин и выглядит, практически, как новая). Во-вторых, видно, что подбитый танк стоит или на берегу протоки, или у самого берега и качественно утонуть он там просто не мог.
      1. +1
        25 января 2020 08:58
        Цитата: opus
        На сделанном китайцами во время боев фото видно, что Т-62 №545 не имеет боевых повреждений, кроме разбитой ходовой части (что подтверждается и современным состоянием стоящей в Пекинском музее машины: она не имеет каких-либо вмятин или пробоин и выглядит, практически, как новая).

        В статье, прочитанной мной, где описан бой этого танка, сказано, что он подорвался на пт минах, разложенных на льду перед танком и замаскированными в белые пластиковые пакеты. Но китайцам, видать, нужны были герои и появился
        Цитата: opus
        рядовой Ян Линь
        1. +2
          25 января 2020 18:17
          Цитата: Педродепакес
          В статье, прочитанной мной, где описан бой этого танка, сказано, что он подорвался на пт минах, разложенных на льду перед танком

          Видно, что гусеница сбита не на льду, а на берегу (земля после "проезда")
          1. 0
            25 января 2020 18:52
            Цитата: opus
            гусеница сбита не на льду, а на берегу

            из статьи:
            Впоследствии огнём 120-мм миномётов лёд вокруг подбитого танка был разбит, и он затонул.
            вот думаю, либо вы статью ниасилили, либо я не знал, что на берегу танк можно утопить, да так глубоко, что его потом из воды вытаскивать надо.
            1. +3
              25 января 2020 19:09
              Цитата: Педродепакес
              из статьи:

              мне все равно,что написано в статье.
              я фото поставил:

              +
              Цитата: opus
              На сделанном китайцами во время боев фото видно, что Т-62 №545 не имеет боевых повреждений, кроме разбитой ходовой части (что подтверждается и современным состоянием стоящей в Пекинском музее машины: она не имеет каких-либо вмятин или пробоин и выглядит, практически, как новая). Во-вторых, видно, что подбитый танк стоит или на берегу протоки, или у самого берега и качественно утонуть он там просто не мог.


              Цитата: Педродепакес
              вот думаю, либо вы статью ниасилили, либо я не знал, что на берегу танк можно утопить

              На счёт "не осилил/ не читал"- по себе не судите.
              Я то же не представляю как его можно утопить, а потом сделать такое фото
              Не подскажете?

              Цитата: Автор
              В информационной табличке, установленной рядом с советским танком Т-62, говорится

              автор чётко написал: в китайкой табличке- говорится.
              Китайцы могут говорить/писать ,что хотят.
              но танк не "тонул"
              1. 0
                25 января 2020 20:38
                Цитата: opus
                Я то же не представляю как его можно утопить, а потом сделать такое фото
                Не подскажете?

                а вы не думаете, что его сначала сфотографировали, а потом утопили, остров несколько раз переходил из рук в руки. Кстати, наши тоже писали об обстреле миномётами льда вокруг танка, а не только китайцы. Вот, например:
                Однако головной танк был подбит, оставшись стоять на нейтральной полосе. Поскольку на боевой машине было установлено большое количество секретного оборудования, танк пытались вытянуть с реки при помощи тягача. Безуспешно. В итоге было пронято решение минометным огнем пробить, лед вокруг танка, чтобы он затонул. Так и поступили. Однако пронырливые китайцы направили к оказавшемуся на дне Т-62 своих водолазов. Они прикрепили к танку тросы и потихоньку вытащили его на свой берег Уссури.
                1. +1
                  25 января 2020 22:19
                  Цитата: Педродепакес
                  а вы не думаете, что его сначала сфотографировали, а потом утопили, остров

                  а потом подняли и реставрировали и в музей поместили?

                  Зы . шоб утопить, надо его ишо отбуксировать на место гле утопить можно. Танк-то на земле без гусли остался.


                  Цитата: Педродепакес
                  Вот, например:

                  да быват и не то еще напишуть
    3. +7
      23 января 2020 20:49
      Наш Т-62 в китайском музее в виде трофейного как ножом по горлу.

      Да глупости, раскатали же их на этом полуострове. А военные трофеи вещь вполне себе нормальная.
      1. +1
        24 января 2020 18:31
        А нужно было бросать Т-62 , что Т-55 не хватило бы?
        1. +2
          24 января 2020 21:31
          А нужно было бросать Т-62 , что Т-55 не хватило бы?

          Нужно, не нужно, что было в распоряжении то и использовали. Вообще в том конфликте впервые использовали много чего из "новинок"
    4. +1
      23 января 2020 23:55
      Цитата: Клебер
      Наш Т-62 в китайском музее в виде трофейного как ножом по горлу

      Есть вещи, помнить о которых мешают соответствующие данному моменту времени конъюнктурные соображения. Но забывать о них - смерти подобно.
    5. 0
      24 января 2020 06:56
      Цитата: Клебер
      Наш Т-62 в китайском музее в виде трофейного как ножом по горлу.

      Поверьте, он у них не единственный. Очень много, во время американо-вьетнамской войны китайцы крали из эшелонов, проходящих по их территории во Вьетнам из СССР, заменяя "изъятые" образцы "своими копиями"
      Тем не менее, китайцам после прекращения огня удалось поднять Т-62, вернуть его в работоспособное состояние и испытать.
      Нет, "украсть" его им удалось еще во время боев, в те не многие моменты, когда они контролировали берег Даманского.
      1. +5
        24 января 2020 09:08
        Цитата: svp67
        Поверьте, он у них не единственный. Очень много, во время американо-вьетнамской войны китайцы крали из эшелонов, проходящих по их территории во Вьетнам из СССР, заменяя "изъятые" образцы "своими копиями"

        Что касается кражи грузов следовавших во Вьетнам через территорию КНР, то это в основном касалось истребителей МиГ-21, радиолокаторов и ЗРК. Из бронетехники СССР поставлял в ДРВ танки Т-34-85, Т-54 и ПТ-76 - всё это в Китае уже было.
  2. +15
    23 января 2020 18:11
    Спасибо автору,жду продолжения.Шикарный музей..До Кубинки далеко по количеству экспонатов,но тоже впечатляет...Самолеты посмотрели,танки вот тоже-теперь жду статьи от автора о Циндаоском военно-морском музее,там тоже есть на что посмотреть..
    1. +3
      24 января 2020 03:44
      Цитата: ГКС 2111
      До Кубинки далеко по количеству экспонатов

      Очень далеко, но к сожалению, Кубинке далеко до уровня подачи материала, хотя это дело поправимое.
      1. 0
        25 января 2020 10:47
        Возможно выскажу крамольную мысль, очень многие пишут как Кубинку губит парк Патриот, но именно в парке мне понравилась цельная подача и оформление залов, а как детям нравится поползать по технике (племянника час оттаскивали от БМД-4 и раскрытой аппарели Ми-8). Я очень любил Кубинский музей, 4 раза был в нем и всегда желал увеличения площади экспозиций, но Патриот очень понравился, это шаг вперед
  3. +11
    23 января 2020 18:17
    Статья Супер!!! Автору однозначно +! Прочитал на одном дыхании! good
  4. +2
    23 января 2020 18:38
    До сегодняшнего дня не знал о потерянном в боях за о. Даманский танке Т-62. Ай да китайцы, ай да ....
    1. +6
      23 января 2020 18:54
      Всем доброго вечера!А кстати о Даманском конфликте.Помните фильм *Русское поле*,там ведь герой Тихонова-младшего именно там погибает.А статья конечно дивная,автору-спасибо!
    2. +3
      24 января 2020 01:23
      Цитата: kjhg
      До сегодняшнего дня не знал о потерянном в боях за о. Даманский танке Т-62.

      Странно...эта "история " была известна ещё в "советские времена"...
  5. +5
    23 января 2020 19:22
    Хороший обзор экспозиции, респект автору.
    При этом в КНР воздержались от копирования 115-мм орудия У-5ТС.

    Скорее, воздержались потому, что не смогли наладить производство
  6. +8
    23 января 2020 20:18
    Тёзка hi Как всегда - на высоте! Отлично! good
    1. +4
      24 января 2020 02:30
      Цитата: Svarog51
      Тёзка hi Как всегда - на высоте! Отлично! good

      Сергей, приветствую! hi Следующей будет статья про китайские танки имеющиеся в экспозиции Военного музея китайской революции. Там ещё много чего интересного, например имеется большая коллекция зенитных и противотанковых орудий иностранного производства. Но не знаю, стоит ли продолжать и будет ли это читателям интересно. request
      1. +6
        24 января 2020 02:44
        С добрым утром hi Даже не сомневайся. Этот зал мелькал в какой то статье, но информации там мизер. У тебя же всё подробно по каждому образцу. Таких статей. как у тебя приходится ждать и вылавливать из потока сплошной политики. Пиши обязательно, твои читатели ждут. yes А на обиженных не обращай внимания. Их каждую неделю по 10 штук всплывает. Постоянные их быстро вычисляют, не дают развернуться. stop
        П.С. Ольге поклон hi Смотрю, она тоже погоны поменяла? Она ведь а авиации служит? Покажи ей, как авиационные сделать. Если не знаешь - я помогу.
        1. +3
          24 января 2020 02:51
          Цитата: Svarog51
          Пиши обязательно, твои читатели ждут.

          Спасибо! Коль ждут тогда продолжу. Хотя, справедливости ради, надо сказать что читают это очень немногие.
          Цитата: Svarog51
          П.С. Ольге поклон hi Смотрю, она тоже погоны поменяла? Она ведь а авиации служит? Покажи ей, как авиационные сделать. Если не знаешь - я помогу.

          Она у меня специалист широкого профиля, служила по контракту телеграфистом на узле связи, потом работала на КнААПО, торговала обувью, сейчас при моей финансовой поддежке открыла свой магазин, продаёт спутниковое телевизионное оборудование и сопутствующие товары. Что касается "погон", то на неё нажаловался какой-то персонаж, что она ему часто ставит минусы.
          1. +6
            24 января 2020 03:05
            Значит мы с ней коллеги, я тоже связист, только МЧСный. Как и за что погон лишают - я в курсе. Как видишь, тоже по новой начал. Молодец она, пусть не унывает и чаще участвует в обсуждениях. Главное без фанатизма и вежливо, даже с откровенными хамами. Тебя в этой статье тоже критикуют, причём в откровенно-язвительной форме и без должных на то причин. Такие тоже есть на сайте, им бы только кого-нибудь зацепить. Этих надо просто игнорировать.
            Про танки я очень люблю читать, всё лучше, чем всякие законопроекты. good
            1. +3
              24 января 2020 03:22
              Цитата: Svarog51
              Значит мы с ней коллеги, я тоже связист, только МЧСный

              Ну и с тобой мы тоже коллеги drinks
              Цитата: Svarog51
              Как видишь, тоже по новой начал

              Да уж, заметил... wink
              Цитата: Svarog51
              Молодец она, пусть не унывает и чаще участвует в обсуждениях.

              Ей унывать некогда, но и постоянно сидеть на ВО тоже.
              Цитата: Svarog51
              Тебя в этой статье тоже критикуют, причём в откровенно-язвительной форме и без должных на то причин.

              Я к конструктивной критике всегда открыт, но когда цепляются за дефис, это просто смешно.
              Цитата: Svarog51
              Про танки я очень люблю читать, всё лучше, чем всякие законопроекты.

              Я не танкист, могу на эту тему только пользоваться только своими скромными знаниями и возможно не всегда достоверными источниками.
              1. +8
                24 января 2020 03:34
                Я не танкист, могу на эту тему только пользоваться только своими скромными знаниями и возможно не всегда достоверными источниками.

                Тут важно, что ты от первого лица пишешь и с места события. Мне вот не суждено в китайский музей попасть, а тут шикарный обзор. Нормальные коллеги мягко поправят и дополнят. Мы же знаем, кто чего на сайте стОит. bully
                Мне вот повезло в Кубинке побывать, но про неё и так много написано, да и я в основном читатель. Потому и "окопался" на ВО, всё интересней, чем в ящик пялиться. good drinks
                1. +3
                  24 января 2020 03:41
                  Цитата: Svarog51
                  Тут важно, что ты от первого лица пишешь и с места события.

                  Если бы... наводку на этот музей дал мне мой племянник, который учится в Пекине. Сам я до сих пор не выездной... request Фотографии в публикации, это частично сканы с виртуальной экскурсии. Можешь сам глянуть:
                  http://3d.jb.mil.cn/bqcl/plane/index.html
                  Цитата: Svarog51
                  Нормальные коллеги мягко поправят и дополнят. Мы же знаем, кто чего на сайте стОит.
                  Энто точно... yes
                  Цитата: Svarog51
                  Мне вот повезло в Кубинке побывать, но про неё и так много написано, да и я в основном читатель.

                  Я в Кубинке ещё не был, но надеюсь побывать...
                  Цитата: Svarog51
                  Потому и "окопался" на ВО, всё интересней, чем в ящик пялиться.

                  Мы вообще зомбоящик не смотрим, хоть Оля и торгует телевизионным оборудованием. В торговом зале телик обычно настроен на познавательный канал, про природу или охоту-рыбалку.
                  1. +6
                    24 января 2020 04:04
                    Источники не выдавай, пусть будет - как есть. Так интересней.
                    Вот раздел "Хобби" так и не запустили на ВО, а жаль. Туда бы многие потянулись.
                    В Кубинку готовься заранее и с запасом возможностей. Глаза разбегаются от обилия техники. Запасайся батарейками для фотоаппарата. Там техника сосредоточена тематически по ангарам. У меня фотика не было, но удалось прикупить альбом. Хоть что то на память.
                    1. +4
                      24 января 2020 04:10
                      Цитата: Svarog51
                      Источники не выдавай, пусть будет - как есть. Так интересней.

                      Дык надо быть честным перед народом, я информацию по экспонатам только обобщил и фотки обработал.
                      Цитата: Svarog51
                      В Кубинку готовься заранее и с запасом возможностей. Глаза разбегаются от обилия техники. Запасайся батарейками для фотоаппарата.

                      Это возможно только в следующем году. В этом, свой бесплатный проезд используем в Крым. Хочется косточки в тёплом море погреть. В Японском нырять конечно интересней, на дне много живности и вкусностей, но оно гораздо холодней чем Чёрное. В Охотском без гидрокостюма делать вообще нечего.
                      1. +6
                        24 января 2020 04:26
                        Ну раз надо, значит надо. Ты автор, поступай как считаешь нужным. yes
                        На Чёрном море тоже есть, что фотографировать. В том числе и под водой. В разделе "Хобби" такие фотоэкскурсии пришлись бы весьма кстати. Но увы, чего то не срослось, видимо. request Было бы не плохо полюбоваться подводными красотами, но такую статью не пропустят, если только не найдёшь под водой какой-нибудь танк или самолёт. wink
  7. +1
    23 января 2020 20:36
    Спасибо большое. Очень интересно!
  8. +1
    24 января 2020 00:33
    Всю жизнь считал Першинг за средний танк.Статья понравилась.
  9. +2
    24 января 2020 00:40
    То, что к технике нельзя подойти и потрогать - существенный минус для подобного музея.
  10. -6
    24 января 2020 02:23
    Столько неточностей, технического дилетанства ,и порой даже перевирания истории, что у меня просто руки опускаются... Не буду я критиковать этьу статейку и указывать на все ляпы. Но жаль, что отминусовать её движок сайта не позволяет. =_=
    Хотя фотки хорошие.
    1. +7
      24 января 2020 02:34
      Цитата: Kuroneko
      Столько неточностей, технического дилетанства ,и порой даже перевирания истории, что у меня просто руки опускаются... Не буду я критиковать этьу статейку и указывать на все ляпы. Но жаль, что отминусовать её движок сайта не позволяет.

      Да вы не стесняйтесь, чего уж там. Что касается "перевирания" истории, то я и сам не согласен со многим из того, что сказано в информационных табличках к конкретным экспонатам. Но это на совести китайцев.
    2. +3
      24 января 2020 11:09
      Цитата: Kuroneko
      Столько неточностей, технического дилетанства ,и порой даже перевирания истории

      1.

      2.
      Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки.

      — Теодор Рузвельт
      3. Ну это(статья) же не научный труд.
      /Тут (на сайте) у Е.Даманцева Ф-35 турецкие belay облЁтывают турецкие С-400 и ничего...
      а у Ильи Полонского
      Новейшая российская РЛС засекла «стелс»-истребители F-35, делаем вывод
      ы, и Лавров видел и сосчитал аж 6 Ф-35 над Тегераном..

      Это жаже и не
      Цитата: Kuroneko
      перевирания истории
      и не истории. а фейки голимые...
      и ничего

      Тем паче это ("герои статьи") китайцы...

      моё мнение- Вы погорячилсь.
  11. -3
    24 января 2020 02:38
    Цитата: Bongo
    Цитата: Kuroneko
    Столько неточностей, технического дилетанства ,и порой даже перевирания истории, что у меня просто руки опускаются... Не буду я критиковать этьу статейку и указывать на все ляпы. Но жаль, что отминусовать её движок сайта не позволяет.

    Да вы не стесняйтесь, чего уж там. Что касается "перевирания" истории, то я и сам не согласен со многим из того, что сказано в информационных табличках к конкретным экспонатам. Но это на совести китайцев.

    Завтра. Меня едва-едва хватило на прочтение статьи. Ну реально, спать хочется очень.
    Но для затравки - подумайте над пассажами про LVT. Иногда вы их называете верно, а иногда (скорее, потому что взято при компиляции уже из другого источника - у вас в обозначении очередной модели LVT уже дефис появляется, хотя американцы дефисом в обозначении своей наземной техники не пользовались никогда).
    1. +5
      24 января 2020 02:44
      Цитата: Kuroneko
      Но для затравки - подумайте над пассажами про LVT.

      Цитата: Kuroneko
      у вас в обозначении очередной модели LVT уже дефис появляется, хотя американцы дефисом в обозначении своей техники не пользовались никогда

      Это принципиально? Зато китайцы при обозначении своей пользовались.

      Что вы по этому поводу скажете?
  12. +2
    24 января 2020 07:14
    Интересная тема.
    СССР в 30 году продали Гаминьдану для борьбы с Японией оружие в том числе и партию танков Т-26.
    После победы в 45 над Японией передали все трофейное японское оружие комунистам Китая.
    1. +3
      24 января 2020 10:33
      Остававшиеся в строю Т-26 гоминдановцы забрали с собой на Формозу! И держали на вооружении. Есть фото датирующиеся 1951 годом.
  13. 0
    24 января 2020 13:47
    В ходе боевых действий на Корейском полуострове выяснилось, что танки М24 Chaffee и M4 Sherman весьма уязвимы к огню противотанковых средств, имевшихся в распоряжении северокорейской армии и китайских добровольцев. В связи с этим американское командование желало иметь танк, чья лобовая броня на реальных дистанциях боя могла выдержать попадания бронебойных снарядов, выпущенных из пушки Т-34-85.

    Все американские и английские танки били весьма уязвими не только от пт средств периода Второй мировой, но и от пехотное оружие. М-26 и М-46 участвовали в боях с самого начала вместе с М24 и Шерман и тоже несли большие потери.
    1. +3
      24 января 2020 15:53
      В Корее с самого начала были только Чаффи. Все остальные модели танков американцам пришлось в ускоренном режиме собирать и отправлять на войну.
      WASPOT.RU
      Андрей Уланов
      Короткий путь «Паттонов» в Корее
      Отчаянные усилия наземного командования и довольно эффективная работа авиации дали свой результат. Наступление северян удалось притормозить ровно до того момента, пока из США не прибыли «нормальные» танковые подразделения, вооружённые, в том числе и танками M46 Patton. Первым из них стал 6-й танковый батальон, который сразу после прибытия направили на Пусанский периметр — последний рубеж обороны южнокорейских и американских войск.
      Хотя «Паттоны» и оказались на фронте, но с северокорейскими «тридцатьчетвёрками» им встретиться некоторое время не удавалось. Ситуация изменилась осенью 1950 года, когда американцы перешли в наступление. В ходе этих боёв М46 6-го батальона, по разным данным, уничтожили от 6 до 9 северокорейских Т-34–85 и СУ-76.
      Потом маятник снова качнулся в обратную сторону. В бой вступили «китайские добровольцы», пришедшие на помощь товарищам-социалистам Северной Кореи. Отступая, 6-й батальон лишился почти всех танков, причём потерял их не в бою. По американским данным, танки перевозили по железной дороге, и, чтобы они не достались противнику, эшелон пришлось разбомбить американской авиации. Есть также информация, что, по крайней мере, несколько «Паттонов» стали трофеями северян и затем оказались в СССР, где их подвергли тщательному изучению.
      ..................
      Однако когда американцы стали изучать танки, потерянные северянами, они нашли на захваченной территории 240 машин, из которых только 39 однозначно были подбиты танком и ещё три — «возможно, танком». Однозначно на долю «Паттонов» из них приходятся не более восьми Т-34–85 и нескольких СУ-76. Боевые потери американцев по состоянию на 1 января 1951 года составили 17 машин, из них 11 — уничтоженных. Любопытно, что танки 6-го батальона, которых разбомбили сами американцы, в этот список не попали.

      И получается, что в самом начале войны на Корейском полуострове у американской армии были только танки "Чаффи".
  14. +5
    24 января 2020 15:03

    Есть еще такой интересный вариант танка T-34-85 c батареей НУРС на башне - попытка поднять огневую мощь.
    1. +1
      27 января 2020 08:02
      Это не НУРСЫ это огнеметы.
      1. +1
        27 января 2020 08:16
        ТПО-50
  15. +2
    24 января 2020 16:42
    Сергей hi спасибо за очередную интересную и познавательную статью,как всегда все ёмко и по делу.жду продолжения good не обращайте внимания на критику некоторых персонажей, зачастую конкретики в ней никакой,ну либо придирки мелочные,а по поводу того,что не много людей читают ваши статьи,ну не всегда широкой аудитории нравятся познавательный и специализированный материал request в любом случае-творческих вам свершений drinks
  16. +3
    24 января 2020 18:42
    Тоже обожаю ходить в военные музеи в тур. поездках. Бронетехника СССР шикарно представлена в Ленинграде-Петербурге.
  17. +1
    24 января 2020 18:50
    В Корее с самого начала были только Чаффи. Все остальные модели танков американцам пришлось в ускоренном режиме собирать и отправлять на войну.

    Ето типичная неверная информация которая гуляет из одного авторо к другому без проверки. М-26 били с самого начала и их теряли еще в юьле 1950.
    1. +1
      27 января 2020 10:29
      Приведите документы по наличию иных моделей американских танков в Корее на 1950 год!
  18. -2
    27 января 2020 06:43
    Читал давненько, как бездарно про.. ли секретный т 62. Какой-то майор вроде решил китайцам кузькину мать показать и сел в лужу.
    1. +2
      27 января 2020 10:24
      Не майор, а начальник погранотряда полковник Д. Леонов!
      А вы , Уважаемый, на "поворотах полегче"!
      Читал давненько, как бездарно про.. ли секретный т 62. Какой-то майор вроде решил китайцам кузькину мать показать и сел в лужу.

      Или вы свидетель или участник событий на о. Даманский?
      Барятинский Михаил Борисович
      Т-62. Убийца «Центурионов» и «Олифантов»
      ...Пока командование ДВО запрашивало у Москвы разрешения открыть огонь по китайскому берегу, начальник погранотряда полковник Д. Леонов решил нанести удар в тыл противника силами приданного взвода танков Т-62 (по другим данным — произвести разведку). Три танка Т-62 вышли на лед Уссури и у острова Даманский развернулись, подставив противнику борта. Воспользовавшись этим, китайцы подбили головной танк из ручного противотанкового гранатомета РПГ-7. Экипаж, включая полковника Леонова, погиб. Два других танка и пограничники отошли. Лишь к вечеру был получен приказ из Москвы, разрешавший вести огонь по китайскому берегу. Утром 17 марта полк 122-мм гаубиц и дивизион установок «Град» нанесли мощный удар по острову и по китайской территории на глубину до 7 км. После этого в атаку пошел 2-й батальон 199-го Верхнеудинского мотострелкового полка при поддержке роты танков Т-62. После ожесточенного боя остров был очищен от противника. Однако подбитый танк оставался на льду Уссури между островом Даманский и китайским берегом. Несмотря на неоднократные попытки, эвакуировать его так и не удалось. Чтобы не допустить эвакуацию танка китайцами, с нашей стороны велся постоянный артиллерийский обстрел. В результате лед метровой толщины лопнул и танк затонул. Формальные меры по сохранению секретности были приняты. Правда, советское командование не знало, что китайские разведчики проникли в подбитый танк первой же ночью и сняли прицел ТШ2Б-41 и вынесли несколько снарядов, в том числе и бронебойно-подкалиберный. В мае, после того как сошел лед, китайцы сумели вытащить танк на свой берег. Впоследствии он был выставлен на смотровой площадке Военно-революционного музея в Пекине, где он находится до сих пор.
  19. +1
    27 января 2020 11:39
    Цитата: hohol95
    Приведите документы по наличию иных моделей американских танков в Корее на 1950 год!

    "Armor debacle in Korea, 1950:Implications for today" на 70-71 стр. есть хорошее описание как били потеряни безвозвратно 3 танка М-26 Першинг в бою против 6-я дивизия КНА в конце юьля 1950. Погиб и командир танков леитенант Фоулер. Ети били первие американские средние танки которие прьибили в Корее 16 юьля и били потеряни в первом бою с корейской пехоте. То же самое можно узнат в "Война в Корее боевое применение танков" ВТ серия 137. стр. 32-33.
    Бой происходил в районее города Чинджу 28 юьля 1950.
    Потом в августе 1950 начали прибиват М4, М-26, М-46 в больших количествах. Только за период с 1 юьля 1950 по 21 января 1951 (практически только в 1950) били потеряни в ходе боев в Корее: 87 М-46 Патон, 156 М-26 Першинг, 220 М4 Шерман, 61 М-24 Чефи, 7 Центурион, 4 Черчил, 12 Кромвел и так далее или в общей сложности 576 танков в том числе 256 безвозвратно. Здесь нет самоходних орудии, БТР и другая бронетехника - только танки. Ето официальная американская статистика.
    1. +2
      27 января 2020 13:27
      Спасибо за ответ. Но вот, что интересно! В войсках расквартированных в Японии нашлось только 3 М26! Остальные были М24! И ПЕРВОНАЧАЛЬНО в американских частях переброшенных на Корейский полуостров войсках были только "ЧАФФИ". Возможно упомянутые вами 3 М26 были теми самыми машинами из наличия частей в Японии! Согласитесь, что 3 подобных танка погоды не сделают! И войска Южной Кореи и США спасала только гигантская разница в авиации! Не будь такой массы американских самолётов в небе Кореи война могла закончится и по другому.
  20. 0
    27 января 2020 17:19
    Цитата: hohol95
    Спасибо за ответ. Но вот, что интересно! В войсках расквартированных в Японии нашлось только 3 М26! Остальные были М24! И ПЕРВОНАЧАЛЬНО в американских частях переброшенных на Корейский полуостров войсках были только "ЧАФФИ". Возможно упомянутые вами 3 М26 были теми самыми машинами из наличия частей в Японии! Согласитесь, что 3 подобных танка погоды не сделают! И войска Южной Кореи и США спасала только гигантская разница в авиации! Не будь такой массы американских самолётов в небе Кореи война могла закончится и по другому.

    1. Ети три М-26 пришли в Корее еще 16 юьля 1950, менее чем месяц после начало войни когда и М-24 и вообще американских войск там било еще мало. Уже в августа 1950 сотни танков и несколько американских дивизии принимали участие в боев. Все таки прошли только два месяца а США, государство на 10 тисяч километров от Кореи, уже несло основное бремя етой войни. В истории США ето никогда не било, ни до ни после Корейской войни. Подумайте где били США на второй месяц после Перл Харбора или после иракской оккупации Кувейта.
    2. Не только 3 но и 300 танка не делали погоду в Корее. В сентябре у США било уже свише 1000 танков, в том числе огромное большинство средних Шерманов, Першингов и Патонов, а КНА потеряла практически все свои танки, но ето не помогло войну вьиграт.
    3. Южная Корея "спасли" неподготовленость КНДР и КНА к большой войне и очень запоздалая намеса Китая. КНДР могла подготовить не 100 тисячную, а миллионую армию в мирное время, а Китай мог вмешатся в войне не через четири месяца, а через неделю или хотя месяц после США. И тогда никакая масса самолетов, никакие танки и никакое ядерное оружие не могли помочь США избежать поражение. В ноябре-декабре 1950 северокорейские и китайские войска успешно наступали и нанесли тяжелое поражение американских войск, при полное господство в воздухе американцев над поле боя и ближнего тила, полное господство на море, без никаких танков и без тяжелой артиллерии. Ето хорошо известний факт.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»