Разведка ВМС Германии. Место оператора P-3 Орион

Возможности ВМС Германии по ведению разведки

Согласно взглядам командования ВМС Германии, результаты разведки необходимы для оценки обстановки и принятия решения по действию сил. Упреждающая разведка и наблюдение в режиме реального времени считаются лучшей защитой боевых кораблей при выполнении ими различного рода задач. С этой целью разведка и наблюдение организуются в стратегическом, оперативном и тактическом масштабах и охватывают три измерения: воздушное, надводное и подводное пространства

Силы стратегической разведки ВМС Германии

Три вспомогательных корабля типа “Осте” (“Oste”, “Alster” и “Oker”) являются мобильными морскими средствами стратегической радио и радиотехнической разведки бундесвера. Корабли подчинены командованию ВМС Германии и Объединенному оперативному командованию бундесвера и применяются в соответствии с распоряжениями Командования стратегической разведки.

Вспомогательный корабль тип "Осте"
Вспомогательный корабль тип “Осте”

Корабли ведут электронную (Electronic Intelligence, ELINT), коммуникационную (Communication Intelligence, COMINT), опто-электронную (Optronic Intelligence, OPTRINT), визуальную (Visual Intelligence, VISINT) и акустическую (Acustic Intelligence, ACINT) разведку. Их средства контроля действуют над водой и сушей, и в воздухе.

Вспомогательные корабли проводят сбор стратегической информации в интересах защиты сил бундесвера и их союзников, а также для принятия политических решений. Спутниковая и мобильная связь, инфракрасная и оптронная разведка дополняют классические задачи сбора информации путем перехвата и оценки чужих телекоммуникаций, а также иностранных систем управления и навигации.

Указанные вспомогательные корабли с конца 1990-х гг. и до сегодняшнего дня непрерывно присутствуют в Средиземном море в качестве элемента системы раннего предупреждения о кризисе на Ближнем Востоке.

Оперативная и тактическая разведка ВМС Германии

Оперативная и тактическая разведки ведутся всеми силами и родами ВМС бундесвера. В интересах соединений и групп кораблей разведка ведется с целью выполнения поставленных оперативных задач и создания объективной картины окружающей обстановки. Помимо этого, отдельные корабли осуществляют непрерывный мониторинг воздушного, надводного и подводного пространства для обеспечения собственной безопасности.

Разведывательная авиация

Основным авиационным средством морской разведки бундесвера служат самолеты базовой патрульной авиации (БПА) типа “Орион” (Р-3C “Orion”). Они способны предоставлять масштабную картину актуальной морской обстановки (Recognized Maritime Picture). Организационно самолеты БПА входят в состав 3 эскадры морской авиации “Граф Цеппелин” (Marinefliegergeschwader 3 “Graf Zeppelin”).

Самолет БПА Р-3C "Orion"
Самолет БПА Р-3C “Orion”

Самолеты оснащены набором разведывательной аппаратуры, а именно: РЛС SAR для радиолокационной разведки большой дальности, электро-оптическими и инфракрасными камерами видовой разведки, электронно-интеллектуальными системами AIS и ELINT, системами подсветки целей, а также средствами связи и боевого управления большой дальности. Продолжительность пребывания самолета в воздухе достигает 12 часов.

Разведка ВМС Германии. Место оператора P-3 Орион
Разведка ВМС Германии. Место оператора P-3 “Орион”

В интересах построения картины оперативной обстановки дальняя морская разведка ведется непрерывно. В частности, она являлась составной частью  антитеррористической операции “Active Endeavour“ в Средиземном море, а сегодня активно ведется в рамках антипиратской операции ЕС “Аталанта” в районе Африканского Рога (Индийский океан).

Тактическая авиационная морская разведка

Бортовые вертолеты типа “Си Линкс” (Sea Lynx Mk 88A) являются главными сенсорами немецких фрегатов и, прежде всего, предназначены для поиск подводных лодок (ПЛ). Их погружаемые гидролокаторы (пассивные и активные) позволяют обнаруживать ПЛ и контролировать подводное пространство.

Вертолет "Sea Lynx Mk 88A" с двумя торпедами
Вертолет “Sea Lynx Mk 88A” с двумя торпедами

Установленные на вертолетах РЛС кругового обзора и инфракрасные камеры перспективной системы наблюдения FLIR (Forward Looking Infrared) выполняют второстепенную функцию в качестве загоризонтного средства целеуказания (Over-The-Horizon Targeting), а также ведения морской разведки и контроля морских районов.

Многоцелевой вертолет типа “Си Кинг” (Sea King Mk 41) изначально разработан, как транспортная машина и предназначен для выполнения задач поиска и спасания. Между тем, на транспортах снабжения оперативной группы при их развертывании в рамках операции “Аталанта” использовался в роли разведчика и наблюдателя (Intelligence, Surveillance, Reconnaissance, ISR). Для этого наряду с радиолокационным оборудованием вертолет получил FLIR камеры, аппаратуру AIS и объектив с высоким  разрешением.

Многоцелевой вертолет "Sea King Mk 41"
Многоцелевой вертолет “Sea King Mk 41”

Организационно все типы вертолетов ВМС сосредоточены в составе 5 авиационной эскадры (Marinefliegergeschwader 5) бундесвера.

Наконец, ВМС Германии эксплуатируют самолеты наблюдения за разливами нефти типа Do 228 из состава 3 эскадры морской авиации “Граф Цеппелин”. Самолеты круглогодично применяются в Северном и Балтийском морях в интересах защиты окружающей среды. Их оснащение позволяет обнаруживать, идентифицировать, классифицировать и отслеживать происшествия на море.

Самолет контроля разливов нефти Do 228
Самолет контроля разливов нефти Do 228

Специальное оборудование Do 228 включает бортовой радиолокатор бокового обзора SLAR (Side-Looking Airborne Radar), лазерный сенсор фтора, линейный сканер IV/UV, видеокамеры и фотоаппаратуру.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)

Несколько последних лет в ВМС Германии активно ведутся работы по оснащению корветов проекта К130 БПЛА для сбора информации и ведения загоризонтной разведки. Решение находится в стадии поиска.

Первоначально считалось, что БПЛА вертолетного типа должен обладать возможностями, аналогичными модели CAMCOPTER S-100, представленной на рынке и испытанной в полевых условиях. Однако, командование ВМС бундесвера от закупки именно этой модели БПЛА отказалось. С 2019 г. стартовала интеграция с беспилотной летательной системой (Unmanned Aerial Systems) UMS Skeldar V-200 швейцарского производства.

БПЛА UMS Skeldar V-200
БПЛА UMS Skeldar V-200

Первоначально новым беспилотник получит один корвет K130. После обобщения опыта эксплуатации системы данным БПЛА намечено оснастить каждый из десяти K130. Освоение нового оборудования пройдет в рамках программы «Разведка и идентификация в морской оперативной зоне» (Aufklärung und Identifikation im maritimen EinsatzgebietAImEG).

Корабельные средства разведки ВМС бундесвера

Контроль воздушного пространства

Наиболее эффективными системами контроля воздушного пространства и разведки обладают фрегаты ПВО проекта “Саксония” (F124).

Противовоздушная оборона сил флота, которая также контролирует боевое применение ракет, включает в себя две трехмерные РЛС: радар с активной фазированной антенной решеткой (Active Phased Array Radar, APAR) и радар целеуказания (Signal Multibeam Acquisition Radar Targeting, SMART-L).

РЛС с APAR фрегата F124
РЛС с APAR фрегата F124

Согласно публикациям, APAR работает в диапазоне I/J (от 8 до 12 ГГц) и обеспечивает быстрое обнаружение низколетящих целей и их автоматическое сопровождение. В горизонтальном поиске APAR покрывает около 75 км над морем и до 180 км в воздушном пространстве. Возможности по сопровождению включают до 250 воздушных целей одновременно. РЛС большой дальности SMART-L способна самостоятельно и точно регистрировать самолеты типа “стелс” на дальности около 400 км. Вместе обе станции образуют систему сенсоров F124.

РЛС ПВО большой дальности
РЛС ПВО большой дальности

В ходе совместных учений фрегаты типа F124 неоднократно включались в состав АУГ ВМС США в качестве кораблей ПВО. При этом, они отвечали за координацию и контроль полетов в радиусе от 180 км. По заявлениям немецкой стороны, ВМС США остались под впечатлением от эффективности немецких кораблей (разведка, наблюдение за морем и воздушным пространством, ПВО соединения, сопровождение).

В целях расширения боевого потенциала F124 сенсорное оборудование предусматривается модернизировать до возможности организации ПРО от баллистических ракет. В частности, речь идет о доведении боевой эффективности РЛС SMART-L до целей раннего распознавания баллистических ракет в верхних слоях атмосферы земли и целеуказания по ним.

Наблюдение за морем и воздушным пространством

Фрегаты и корветы ВМС Германии оснащены современными радиолокационными системами наблюдения за морем, а также для мониторинга воздушного пространства и ведения разведки.

Фрегаты проекта “Бранденбург” (F123) для этого используют РЛС SMART-S. Эта вращаемая РЛС с пассивным управлением фазой специально разработана для пеленгации противокорабельных ракет с радиолокационным (РЛ) сечением 0,1 м². Обработка сигналов позволяет одновременно отслеживать до 60 воздушных и около 40 надводных целей и назначить их непосредственно системам управления огнем.

Фрегат F123 тип "Бранденбург". РЛС "SMART-S" на вершине первой мачты
Фрегат F123 тип “Бранденбург”. РЛС “SMART-S” на вершине первой мачты

РЛС подсветки целей STIR 180 имеет дальность действия до 60 км и используется для наведения артиллерийских систем и ракет ESSM. Станция обеспечивает обнаружение цели с РЛ сечением 1 м² на дальности в 140 км.

Радар контроля воздушного пространства CW 08 действует в C диапазоне (от 300 МГц до 1 ГГц). Позволяет одновременно отслеживать до 64 воздушных целей с РЛ сечением 2 м². Аппаратура эффективна по дальности до 260 км, по высоте до 28,3 км.

Фрегаты проекта “Бремен” (F122) с радиолокационной системой TRS-3D/32 (G-диапазон, от 4 до 8 ГГц) предназначены для трехмерного мониторинга морской поверхности и воздушного пространства. Прежде всего, РЛС разработана для обнаружения низколетящих ракет класса “воздух-поверхность” с низкой площадью РЛ сечения. Система может захватывать до 400 целей на дальности около 200 км. Кроме того, F122 имеет электрооптический сенсор MPS500 (Multi Sensor Platform), который также используется для управления огнем.

Фрегат F122 тип "Бремен". РЛС TRS-3D/32 над кормовой надстройкой
Фрегат F122 тип “Бремен”. РЛС TRS-3D/32 над кормовой надстройкой

Корветы проекта “Брауншвейг” (К130) для наблюдения за морем и воздушным пространством применяют РЛС TRS-3D/16. Многофункциональная концепция станции обеспечивает круговой поиск воздушных и морских целей, автоматическое целеуказание, сопровождение целей и прямую передачу данных о них системам вооружения.

Электро-оптический датчик “Мирадор” (Mirador) корвета предоставляет точные данные о цели для управления огнем (имеет лазерный дальномер), чем поддерживает построения картины надводной и воздушной обстановки и назначение целей системам вооружения.

Наблюдение и контроль в ближней зоне

Новый многоцелевой фрегат проекта “Баден-Вюрттемберг”  (F125) для применения в условиях асимметричной угрозы и защиты от террористических атак оснащается системами наблюдения в непосредственной близости от корабля. Управление системами осуществляется через функцию  “анти-асимметричной войны” (Anti-Asymmetric Warefare, AAsyW) боевой информационно управляющей системы корабля.

AAsyW предоставляет полную и неразрывную картину обстановки с гарантированной идентификацией и классификацией угроз в режиме реального времени. Помимо оптико-электронных датчиков в состав системы наблюдения входят поисковые прожекторы, лазерные системы предупреждения, ГАС обнаружения водолазов и, прежде всего, инфракрасные системы мониторинга (14 ИК камер).

Система мониторинга "SIMONE"
Система мониторинга “SIMONE”

Специально для F125 разработана корабельная система инфракрасного мониторинга и навигационного оборудования SIMONE (Ship Infrared Monitoring Observation and Navigation Equipment). Система в реальном времени осуществляет круговое (на 360°) сплошное (без мертвых зон) наблюдение за окружающей обстановкой на малой и ближней дистанции, вплоть до борта корабля. При этом, SIMONE реагирует на быстрые, малоразмерные морские и воздушные цели: локализует, сопровождает, оценивает и в автоматизированном режиме передает их для поражения системам вооружения фрегата.

Возможности по ведению подводной разведки

Помимо надводных кораблей для ведения скрытой разведки и контроля морских районов ВМС Германии активно использует подводные лодки (ПЛ) проекта 212А. Они мобильны, трудно обнаруживаемы и способны оставаться под водой неделями.

С одной стороны, оборудование, входящее в состав оптронной мачтовой системой OMS 100 (РЛС, средства РЭБ, оптроника) и перископной системы SЕRО 400, позволяет ПЛ контролировать надводное пространство и осуществлять полностью электронную передачу изображения в реальном времени.

Мачтовые системы "OMS 100" и "SЕRО 400" ПЛ проекта 212А
Мачтовые системы “OMS 100” и “SЕRО 400” ПЛ проекта 212А

С другой стороны, выполняя задачи «непосредственной поддержки» надводных соединений, ПЛ становится лучшим подводным сенсором корабельной группы. Для контроля подводного пространства проект 212А может оснащаться пассивным и активным сонарами, усиленной боковая ГАС с бортовой поперечно-ориентированной антенной решеткой (Enhanced Flank Array-Sonar, EFAS) или гидрофонами с круглым основанием.

По утверждениям немецких специалистов, такой набор интегрированного гидроакустического оборудования позволяет ПЛ идентифицировать и анализировать даже отдаленные источники шума, а, при необходимости, поражать назначенные цели на большой дальности. В этой связи ПЛ бундесвера пригодны для выполнения разведывательных задач любого масштаба: от тактических до стратегических.

Необитаемые подводные аппараты

Наряду с ПЛ тактическую разведку под водой ведут силы противоминной обороны ВМС Германии.

В частности, используется необитаемый подводный аппарат с кабельным управлением (Unmanned Underwater Vehicle, UUV) “СиФукс” (Seefuchs, hec. – морская лиса). Он оснащен ГАС малой дальности и телекамерой. Полученная информация в реальном времени передается на материнский корабль для записи и оценки.

Подводный дрон для поиска и уничтожения мин "Seefuchs"
Подводный дрон для поиска и уничтожения мин “Seefuchs”

Водолазы-минеры ВМС Германии при ведении подводной разведки используют  UUV «Ремус 100» (Remus 100). Свободно программируемый дрон оснащен гидролокатором и телекамерой, которые позволяют ему сканировать широкие подводные зоны. Аппарат работает на глубинах от трех до 100 м. Оценка подводных снимков выполняется на борту материнского корабля.

Автономный подводный дрон "Remus100"
Автономный подводный дрон “Remus100”

Для точного определения расположения объектов (мин) под водой водолазы-минеры используют портативный активно-пассивный гидролокатор DHS-2 с дальностью действия около 180 м или эхолот DSE-1 с дальностью в активном режиме до 200 м, в пассивном – до 2000 м.

[sendpulse-form id=”2230″]

Как сообщается, морская 71 военно-техническая служба бундесвера (WTD 71) курирует разработку необитаемого подводного аппарата большой дальности. Планируется, что он будет оснащен ГАС с высоким разрешением с синтезированной апертурой и гидролокатором бокового обзора. Подобные дроны, как, например, “Хугин 1000” (Hugin 1000) или “СиОттер Мк II” http://invoen.ru/vms/neobitaemye-podvodnye-apparaty/ (SeaOtter Mk II) подходят для ведения подводной разведки, обнаружения ПЛ, ведения противоминной борьбы или поддержки сил специального назначения при проведении ими подводных операциях.

Таки образом, ВМС Германии обладают достаточным арсеналом сил и средств для ведения разведки и контроля морских районов как в непосредственной близости от национальных границ, так и на значительном удалении от них. Корабельные соединения бундесвера способны обнаруживать вероятные угрозы и потенциальные цели в воздухе, на воде и под водой. Подготавливаемая силами военно-морской разведки картина морской обстановки предоставляется военно-политическому руководству страны и командованию различного уровня для принятия соответствующих управленческих решений.


По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik» и ресурса https://www.bundeswehr.de/de/organisation/marine

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *