0
4853
Газета Вооружения Интернет-версия

27.01.2012 00:00:00

"Восьмерка" между прошлым и будущим

Тэги: вертолет, ми8


вертолет, ми-8 Вертолет Ми-8МТВ-5-1.
Фото Юрия Воронцова

По предварительным оценкам, в 2011 году на предприятиях ОАО «Вертолеты России» изготовлено около 260 машин, из которых порядка 70% составляют вертолеты Ми-8/Ми-17 различных модификаций.

Свой вклад в статистику закупок «восьмерок» внесли США. Весной 2011 года Конгресс США одобрил сделку между командованием сухопутных войск Вооруженных сил США и ФГУП «Рособоронэкспорт» на поставку 21 нового военно-транспортного вертолета Ми-17В5 для дальнейшей передачи армии Афганистана. Контрактом предусмотрены поставки запасных частей, средств наземного обслуживания, а также оказание услуг по материально-техническому обеспечению. Сделка стала первым проектом в области военно-технического сотрудничества между Россией и США.

В конце прошлого года российская делегация во главе с заместителем директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолием Пунчуком посетила г. Хантсвилл (штат Алабама, США), где состоялась торжественная церемония вручения российской стороне сертификата о признании Министерством обороны США процедур оценки летной годности военно-транспортных вертолетов, действующих в Российской Федерации для военно-транспортных вертолетов.

Вертолет, ставший мировой легендой, по-прежнему пользуется большим спросом на мировом авиационном рынке. В июне 2011 года исполнилось 50 лет с того дня, когда летчик-испытатель Б.Земсков впервые поднял в небо опытный однодвигательный вертолет В-8, ставший впоследствии хорошо всем известным Ми-8.

За пять прошедших десятилетий Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля (МВЗ им.М.Л.Миля) проводил модернизации, создавая новые модификации «восьмерки». Машину оснащали новыми системами и комплексами. Всего разработано более 200 модификаций легендарной машины. Они выпускались в единичных экземплярах и большими сериями. За эти годы на авиазаводах в Казани и Улан-Удэ построено более 12 тыс. «восьмерок». Количество выполненных полетных заданий на Ми-8 вряд ли кто-то сможет точно подсчитать. Эксплуатанты более чем в 100 странах мира считают машину одной из самых надежных, неприхотливых и простых в эксплуатации.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

По данным ИКАО, в мире во всех видах авиации из-за ошибочных действий экипажей воздушных судов происходит 60–80% авиапроиcшествий.

В 2009 году на Международной выставке вертолетной индустрии «HeliRussia» прошла конференция «Надежность и безопасность российских вертолетов». На ней с докладом «Человеческий фактор в авиационных происшествиях» выступил заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Гурген Карапетян. Он огласил статистические данные. В 1985–2009 годы 72,8% авиационных происшествий, связанных с эксплуатацией вертолетов типа Ми-8/Ми-17, произошло из-за ошибок экипажа.

Карапетян не делал тайны из того, какими факторами обусловлены ошибки летного состава в технике пилотирования и эксплуатации авиационных средств. Они были перечислены. Хотя бы один из них обнаруживался практически в любой авиакатастрофе: недостатки в подготовке экипажа к полету; слабая подготовленность к действиям в сложных ситуациях; переоценка экипажем уровня своей летной подготовленности; недостаточное взаимодействие или бездействие членов экипажа в полете; незнание, несоблюдение и нарушение установленных правил полетов, требований летной и эксплуатационно-технической документации. На конференции также весьма подробно рассмотрели и назвали другие причины авиационных происшествий.

На этом мероприятии производители и эксплуатанты говорили о необходимости принятия срочных мер по повышению качества подготовки летного состава вертолетной авиации. Было высказано предложение по созданию специализированной структуры на базе летно-испытательного центра НТК «Вертолеты России» в качестве филиала Центра подготовки летного и инженерно-технического состава ЛИИ им. М.М.Громова. Ее предназначение – практическая подготовка к действиям в критических ситуациях в полете экипажей вертолетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации к действиям в критических ситуациях в полете.

На МВЗ им.М.Л.Миля продолжаются работы по совершенствованию «восьмерки». «Милевцы» в своей работе учитывают тенденции развития мировых требований по безопасности полетов. Не так давно они провели испытания аппаратуры системы предупреждения столкновения с землей GPWS двух компаний: «Транзас» и ВНИИРА «Навигатор». Такая аппаратура рекомендована к установке на вертолеты семейства Ми-8.

Озабочен вопросами безопасности полетов и Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Он по результатам расследования трех авиационных происшествий рекомендовал проработать и реализовать конструктивные решения по защите грузопассажирской кабины вертолета Ми-8 от нелокализованных разрушений свободных турбин двигателей.

Вертолетчики очень тщательно изучили материалы окончательных отчетов комиссии МАК по данным случаям. Документально засвидетельствовано, что действовали факторы, при которых вертолеты попадали в режим вихревого кольца или в самопроизвольное левое вращение. В подавляющем большинстве таких случаев ситуация перерастает в катастрофическую, если экипаж не имеет необходимой теоретической подготовки. Учебно-тренировочные полеты по отработке навыков действий в подобных ситуациях не предусмотрены по причине их большой опасности.

МАК предлагает путь конструктивных изменений. Усиление потолочной части кабины потребует пересчитать центровку вертолета, изменить конструкцию и фактически полностью переделать фюзеляж. Процесс не только трудоемкий, но и финансово невыгодный. Это может привести к остановке эксплуатации Ми-8Т или нерациональным для эксплуатантов затратам.

По мнению заслуженного летчика-испытателя РФ Сергея Баркова (МВЗ им.Миля), в нашей стране на дорогах ежегодно гибнут десятки тысяч людей. Огромное количество автомобилей после автокатастрофы напоминает смятую консервную банку и сгорает дотла. Никто не рекомендовал, не потребовал запретить эксплуатацию машин, пока они не будут оборудованы автоматизированной, эффективной системой пожаротушения, а их корпус не будет обладать такой прочностью, чтобы не сминался. Когда человек нарушает правила дорожного движения или неправильно эксплуатирует автомобиль, то никто не высказывает претензии в адрес конструкторов автомобиля.

На двигателе ТВ2-117 стоит «подушка безопасности» – система защиты турбины винта (СЗТВ), которая выключает двигатель в случае раскрутки ротора свободной турбины до оборотов 131╠3% (126╠3% по оборотам НВ). Однако она не панацея от ошибок экипажа, неспособного правильно оценивать метеоусловия при заходе на посадку и рассчитывать максимальный взлетный вес с учетом отрицательных факторов. Именно они приводят к так называемому самопроизвольному левому вращению вертолета на взлете или посадке.

К тому же во всех упомянутых случаях в процессе выполнения посадки происходило критическое развитие ситуации с последующим разрушением вертолета о земную поверхность. Из-за этого на двигателях ТВ2-117 не могла сработать СЗТВ.

С учетом такого катастрофического развития событий у вертолетчиков есть правило, позволяющее в некоторой мере дублировать СЗТВ и минимизировать негативные последствия. При выполнении аварийной посадки, практически перед самым касанием вертолета земной поверхности, бортовой техник по команде командира воздушного судна закрывает стоп-краны, тем самым выключает двигатели путем подачи топлива в них, а также обесточивает вертолет. Это способствует предотвращению разрушения двигателя, при котором возможны обрыв лопаток и возникновение пожара.

Именно поэтому в данном случае вертолетчики считают более оптимальным путь соблюдения авиационных законов, когда исключается доведение ситуации до катастрофической.

БУДУЩЕЕ СОЗДАЕТСЯ СЕГОДНЯ

В настоящее время конструкторы головного разработчика вертолетов марки «Ми» активно реализуют программу по глубокой модернизации Ми-8. Работы по новой программе с условным обозначением «Вертолет Ми-171М» начались в 2009 году. При сертификации машина получит обозначение Ми-171А2. На вертолет планируется установить двигатели ВК-2500. Предполагается широкое применение деталей и элементов конструкции из композитных материалов. Прежде всего это лопасти несущего винта, аналогичные лопастям вертолета Ми-38.

Интересно отметить, что на вертолете Ми-8, который использовался в качестве летающей лаборатории по «обкатке» несущего и рулевого винтов, предназначенных для установки на Ми-38, был зафиксирован прирост тяги несущего винта примерно на 800 кгс.

Максимальная дальность полета составит 1200 км, но останется прежним вес перевозимого груза. Создаются два варианта задней части грузовой кабины: со створками и с рампой. Заказчик сможет сам решить, что для него лучше.

Машину оснастят абсолютно новым комплексом оборудования – так называемой стеклянной кабиной. Вследствие этого экипаж будет состоять из двух летчиков. Однако сохранится рабочее место для третьего члена экипажа – оператора, наблюдателя или проверяющего. С учетом этого планируется перекомпоновка кабины экипажа с точки зрения эргономики: размещение органов управления оборудованием и системами будет доступно и удобно для обоих летчиков.

В рамках опциона планируется установка метеорадара, обзорной станции, системы ночного видения.

По последним данным первый опытный фюзеляж нового вертолета Ми-171А2 (изделие 171А-01) уже построен и передан разработчику.

В настоящее время конструкторы говорят о будущем вертолете только как о гражданской машине. Но нет никаких сомнений в том, что если новый вертолет заинтересует военных, то он будет доработан с учетом их требований.

Реализация планов по созданию новой модификации Ми-171А2, а также модернизация эксплуатируемых машин Ми-8/17, по оценкам специалистов, позволят эксплуатировать «восьмерки» как минимум еще 20–30 лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
900
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1215
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
943
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
779

Другие новости