Лазерное оружие – ВМС США активизируют внедрение

Командование ВМС США развернуло бурную деятельность по размещению лазерных установок на кораблях флота. В частности, в 2019 г. лазерное оружие максимальной имеющейся мощности установлено на десантном корабле. Несколько менее мощных образцов смонтированы на эсминцах. Всё размещенное оборудование пройдет испытания в реальных эксплуатационных условиях.

Лазерное оружие – работа в реальной морской среде

В рамках программы SSL-TM

Установленное на десантном транспорте-доке “Портленд” (USS “Portland” LPD-27) в 2019 г. изделие разрабатывается в рамках программы SSL-TM (Solid-State Laser Technology Maturation). Её целью является создание твердотельного экспериментального лазерного оружия, предназначенного для поражения небольших судов и, прежде всего, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Твердотельный лазер SSL-TM
Твердотельный лазер SSL-TM

Система спроектирована американской компанией “Нортроп Грумман” (Northrop Grumman). Морские испытания, намеченные на 2020 г., должны определить, как оружие функционирует в реальных условиях, а обслуживающий персонал получить первое впечатление от лазера.

Как заявил научный руководитель отделения направленного энергетического оружия ВМС США Фрэнк ПЕТЕРКИН (Frank PETERKIN), опыт морских испытаний послужит дальнейшему развитию лазерной технологии.

«Можно запланировать любое мыслимое теоретическое понимание применения лазерного оружия, но если отдать контроль в руки моряка, он найдет такие способы использования оружия, к которым бы мы никогда не пришли», – объясняет  Петеркин.

В ходе морских испытаний также намечено рассмотреть аспекты логистики, подготовки личного состава и оценки рисков безопасности. Кроме того, планируется установить, какое влияние оказывают на лазерное оружие и его оптические системы вибрации, выхлопные и пороховые газы, возникающие при использовании другого бортового вооружения корабля.

Десантный транспорт-док "Портленд"
Десантный транспорт-док “Портленд”

По сообщениям, десантный корабль-док выбран в качестве платформы-носителя по двум причинам: с одной стороны его генераторы обладают достаточной мощностью для удовлетворения высоких энергетических требований лазерного оружия мощностью 150 кВт. К тому же корабль предлагает много места для временного размещения лазера и связанного с ним оборудования: два модуля размером с контейнер для энергоснабжения, а также модуль размером с садовый домик с собственно лазером и его прицельной системой.

По мнению специалистов, программа SSL-TM в конечном итоге должна привести к внедрению современного направленного бортового оружия для поражения небольших воздушных целей и катеров (лодок).

Система ODIN

Согласно публикациям, в 2019 г. аналогичным образом сразу на семь эсминцев ВМС США установлена лазерная система “ОДИН” (ODIN, Optical Dazzling INterdictor, рус. – оптический ослепляющий интердиктор). Этот вариант лазерного оружия предназначен для ослепления разведывательной и наблюдательной оптики БПЛА противника.

В этом случае также в первую очередь речь идет о проверке совместимости и функционирования технологии в реальных условиях эксплуатации. Вместе с тем, предусматривается, что в случае необходимости тестируемые системы должны быть пригодны к оперативному (боевому) применению.

Комплекс HELIOS

Система “ГЕЛИОС” (HELIOS, High Energy Laser and Integrated Optical-Dazzler with Surveillance, рус. – лазер высокой энергии с интегрированной контрольной оптикой и  “ослепителем”) сочетает в себе три элемента.

Основное оружие – высокоэнергетический лазер мощностью 60 кВт для поражения БПЛА и небольших морских целей (лодок, катеров). В более долгосрочной перспективе энергетическая мощность лазера должна увеличиться до 150 кВт. К нему добавляются датчики наблюдения (контроля/мониторинга) большой дальности, связанные с системой боевого управления корабля с целью раннего предупреждения и предоставления данных о приближающихся угрозах для целеуказания.

Третий элемент, обозначенный как Dazzler (вариант перевода – “ослепитель”), – это лазер с более низкой, масштабируемой выработкой энергии, предназначенный для временного нарушения работы сенсоров БПЛА без причинения им долгосрочного ущерба. Дальность действия комплекса “ГЕЛИОС” около пяти морских миль.

Эсминец УРО "Пребл"
Эсминец УРО “Пребл”

Предполагается, что первым кораблем, который получит новое оружие в 2021 г. станет эсминец УРО “Пребл” (USS “Preble” (DDG 88), тип “Арли Бёрк”) с местом базирования на Гавайях. В перспективе же “ГЕЛИОС” заменит установленное в настоящее время зенитное вооружение малой дальности (артиллерийские установки и ЗУР).

Как объясняет руководитель программы “ГЕЛИОС” в компании “Локхид Мартин” Брэндон ШЕЛТОН (Brandon SHELTON):

“Система будет не просто установлена на палубе, а структурно полностью интегрирована в корабль. Она также будет интегрирована в энергетическую сеть корабля. Мы не размещаем дополнительные накопители энергии или батареи на борту. Питание будет осуществляться именно от электросети корабля”.

В случае успешного тестирования лазерного оружия на «Пребл», ВМС США, вероятно, первоначально приобретут 14 боевых систем “ГЕЛИОС”.

Лазерное оружие – препятствия еще остаются

По оценкам специалистов, вероятность разработки и внедрения все более мощного лазерного оружия не подлежит сомнению. Однако, в настоящее время еще остаются две основные проблемы для его использования с борта военных кораблей.

Во-первых, лазерное оружие необходимо полостью интегрировать с системами сенсоров и оружия корабля, чтобы гарантировать рациональное боевое применение всего комплекса вооружений. Следовательно, в ходе морских испытаний интеграция лазера в боевую информационно-управляющую система (БИУС) “Иджис” эсминца «Пребл» получит высший приоритет.

Контр-адмирал Рон БОКСАЛЛ
Контр-адмирал Рон БОКСАЛЛ

В настоящее время основное внимание уделяется передаче данных от сенсоров высокого разрешения в БИУС “Иджис”, объясняет контр-адмирал Рон БОКСАЛЛ (Ron BOXALL), начальник отдела ведения морской войны Главного штаба ВМС США.

“Чтобы установить это [лазерное] оружие, необходимо убрать что-то другое, что сегодня выполняет такую же задачу. Поэтому я должен быть убежден заранее, что новая система является мощной. [Я] должен гарантировать, что с другими сенсорами и оружием корабля – скажем, в системе “Иджис” – полная совместимость. Следовательно, для меня интеграция лазера в существующую боевую систему остается важнейшим фактором».

Вторая большая проблема – это энергообеспечение лазерного оружия. Будущие классы кораблей будут оснащаться энергетическим оружием в зависимости от операции. Большинство же кораблей, уже находящихся в составе флота, не имеют мощностей для его энергообеспечения.

Так,  комплекс “ГЕЛИОС” пока может использоваться только на эсминце типа “Арли Берк” вариант Flight IIA (DDG 79, введен в эксплуатацию в 2000 г.). Эсминцы, построенные ранее, соответствующую энергию вырабатывать не могут. В то же время вариант Flight III, запускаемый в ближайшей перспективе, уже оснащен множеством новых электронных систем, чтобы дополнительно обеспечивать оружие направленной энергии.

Брайан КЛАРК. Центр стратегических и бюджетных исследований
Брайан КЛАРК. Центр стратегических и бюджетных исследований

Тем не менее, американские эксперты полагают, что все остальные препятствия можно считать преодолимыми. В частности, таково мнение бывшего специального помощника начальника Главного штаба ВМС США, а ныне члена Центра стратегических и бюджетных исследований (Center for Strategic and Budgetary Assessments) коммандера Брайана КЛАРКА (Bryan CLARK). В сегодняшних разработках он видит доказательство того, что флот в конечном итоге получит лазерное оружие, способное уничтожать противокорабельные ракеты на ближней дальности.

«Текущие программы по созреванию соответствующих технологий указывают путь к разработке мегаваттных лазеров, пригодных для кораблей. Начиная с отметки 500 кВт, входим в область, где стало бы возможно, сбивать крылатые ракеты, летящие даже со сверхзвуковой скоростью. Вызовом является не сила оружия, а адаптация его размеров и потребляемой энергии к приемлемым для корабля. Это выполнимо”.

Программа HELCAP – борьба с крылатыми ракетами

На самом деле, ВМС США преследует именно такой подход в рамках программы HELCAP (High Energy Laser Counter Anti-ship cruise missile Program, рус. – программа создания высокоэнергетических лазеров для борьбы с противокорабельными КР). Однако, разработка уже много лет отстает от прочих лазерных проектов.

[sendpulse-form id=”2230″]

Согласно публикациям, особенно трудным аспектом является то, что КР имеют нос защищенные от нагревания при трении в полете, объясняет Ф. Петеркин. Следовательно лазер необходимо наводить на ракету сбоку, чтобы повредить незащищенный фюзеляж. Тем не менее, в ВМС уверены, что эта проблема решаема в рамках развития лазерных технологий. Возможным вариантом видится совместное поражение КР несколькими кораблями с разных направлений (под разными углами).

Вместе с тем, специалисты отмечают, что даже такое лазерное оружие не заменит ракеты-перехватчики, а только дополнит их. Поскольку даже самому мощному лазеру необходимо определенное количество времени для каждой цели. Следовательно, для гарантированной защиты от ракетных роев по-прежнему потребуется разнообразный арсенал вооружений на борту.


По материалам журнала “MarineForum”

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *