Первым самолётом созданным по технологии «стелс» стал Lockheed F-117 Night Hawk. Сейчас этот самолёт снят с вооружения, но в истории авиации он оставил заметный след…
Хотя название этого самолёта начинается на букву F, обозначающую в американской системе вооружений истребитель, истребителем он не является. F-177A не предназначен для воздушного боя, его задача незаметно подкрасться к цели, нанести удар, и так же незаметно улететь.
В его конструкции абсолютно все подчинено достижению незаметности, часто в ущерб другим характеристикам. Самолёт долгое время оставался сверхсекретным. Публике его не показывали, ведь главным его секретом как-раз и был внешний вид, вернее форма.
Теоретические разработки в области снижения радиолокационной заметности США начались ещё в 60-х. Как ни странно, одним из создателей американской технологии «стелс» можно считать советского физика Петра Уфимцева. Основой для расчётов американских специалистов стала его статья «Метод краевых волн в физической теории дифракции», опубликованная в 1962 году.
От теории к практике перешли в 1975 году. В конкурсе на постройку малозаметного самолёта участвовали компании Нортроп, Боинг, Дуглас и Локхид. Победил в итоге Локхид, который еще создал «стелс» корабль Sea Shadow. Используемые при расчетах программы могли оперировать только плоскостями, поэтому и получилась такая форма – плоскости и углы.
Заставить летать такой объект, больше похожий на космический корабль пришельцев или утюг футуристического дизайна, чем на самолет, стало нетривиальной задачей для инженеров. Однако им это удалось.
Первый серийный F-117A полетел 15 января 1982 года. Долее с периодичностью 8-10 недель последовали поставки остальных машин. Всего вооруженным силам США были поставлены 59 машин, последняя в 1990 году.
Кроме малой радиолокационной заметности, достигаемой за счет формы и специального покрытия, конструкция F-117A обеспечивает скрытность и в инфракрасном диапазоне.
Сопла двигателей имеют на выходе плоскую форму, которая обеспечивает быстрое смешивание горячих газов реактивной струи с окружающим воздухом. В боевых условиях самолёт действует в режиме радиомолчания, независимо от ”земли” и других самолетов.
F-117A активно использовались при операциях НАТО в Персидском заливе и Югославии, где по крайней мере один самолет был сбит. В настоящее время F-117A полностью снят с вооружения.
Официальное название F-117A «Night Hawk», т.е. «Ночной ястреб». А не официально «Призрак», «Козодой», «Привидение», «Реактивная летучая мышь». Пилоты за сочетание необычной формы и не самых лучших лётных характеристик так-же прозвали его «Хромым Гоблином».